что делают отец сын и дух святой

Закон Отца, Сына и Святого Духа, просто о сложном

«мудрость в том, чтобы знать всё как одно» Гераклит

Кажется, что доктрина о Троице есть результат победы данной позиции на Никейском соборе. А, вот, не победила бы она 17 столетий назад, т.е., если бы её не поддержал император Константин, а последующий император Феодосий 1 и вовсе не выгнал бы еретиков ариан из империи, а Николай Чудотворец не влепил бы Арию пощечину, то не было бы в христианстве такой доктрины? Если бы, да кабы, но, что случилось, то случилось… Однако, тринитаризм продолжает время от времени подвергаться нападкам и критике, как нелепое, выдуманное, не имеющее оснований в Предании, Писании, природе, учение. Даже такой великий мыслитель, как Лев Толстой, считал христианский догмат о Троице запутанным, противоречащим здравому смыслу и идее единобожия.

Почему же веру в Божественную Троицу периодически считают нелепицей? Только потому, что ум не в состоянии это понять?

Значит, ум тоже «троица»?!

Тогда получается, что понять Бога, значит понять себя, а понять себя, значит понять Бога.

Гераклит начинал с себя, и утверждал, что

и «мудрость в том, чтобы знать всё как одно».

Как понять самих себя?! Мы, увы, не «гераклиты», и даже близко с ним не стояли. Нам бы на что-то посмотреть… потрогать… Если из всего – одно, а из одного – все, то учиться можно на любом… образе. И лучше это делать на образе Божественной Троице, потому что на неё как раз и можно посмотреть со стороны.

Итак, во что верят христиане? И, веря, что визуализируют?

А… образов, что ли мало?

Какие у Троицы образы?

Божественную Троицу изображают в виде седовласого старика, сына, и голубя. Т.е. два мужчины и птица. Но это «искусственный» образ, т.е. созданный людьми на основе своего понимания. Но каждый понимает в меру своей продвинутости. Поэтому, нам бы посмотреть на «первоисточники», т.е. на образы, созданные природой. Ведь сказано:

«И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе;
или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские…»(Иов.12:7,8).

Т.е., посмотрите на природу, и научитесь от неё.

Известны попытки объяснить Троицу через три состояния воды: вода, пар, лёд… Можно постараться, и добиться одновременного наличия воды, пара и льда… ведь Троица это одновременное пребывание Отца, Сына и Святого Духа. Кто-то из богословов предложил пример с солнцем, его лучами, т.е. светом, и теплом, исходящим от них. Философы предлагают посмотреть на дом со стороны фасада, с боков, и сзади. А математики подтвердят, что у каждой точки в пространстве есть, не больше, и не меньше, а три координаты. На основании этих примеров составляются проповеди, и просвещают нас о Троице. Просветили?

Кто не боится, приглашаю последовать дальше…

Возьмём змею. Одну? Одну. Одной хватит, например, удава. Какова его длинна? В одном мультике рост удава измерялся в попугаях, и насчитали 38 штук… Когда змея ползёт, то её голова находится в одной стороне, а хвост при этом может быть в другой. Меня однажды поздравили с днём рождения следующим библейским текстом:

«Сделает тебя Господь, Бог твой, главoй, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять» (Втор.28:13).

Признаться, тогда меня возмутило данное поздравление. «Хвост» чей? Разве не начинается он сразу от шеи? «Голова» с центром управления, разве, не вольна вилять своим «хвостом»? Да, но почему же он движется в другую сторону? И, даже, представьте себе, иногда говорят, что «хвост» виляет собакой. Как ни крути, но имеется два персонажа, два оппонента, тезис-антитезис.

«Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне есть сила, я тебя двигаю: если захочу, обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы, и пополз вперед. Но только он отполз от головы, как попал в трещину и провалился…» по мотивам притчи о голове и хвосте

Но, может ли, «хвост» провалиться один, без оппонента, без тезиса, без «головы»?

Нет, потому что у нас змея, целая.

Единство и борьбу противоположностей(голова-хвост, да-нет, верх-низ, мужское-женское, жизнь-смерть, небо-земля, свет-тьма, истина-ложь, хорошее-плохое, духовное-материальное, бог-диавол, добро-зло, плюс-минус, активное-пассивное, война-мир, белое-чёрное, порядок-хаос и пр.пр.) Гераклит обозначил как общий закон для всего сущего.

«Ум-голова» порождает своё отражение-оппонента, «хвост», и у них развивается конфликт. Вот в этом конфликте мы все увязли, и выясняем, что лучше, дух или материя, правое или левое, белое или чёрное, верх или низ, мужчина или женщина, созидание или разрушение, и т.д. и т.п.?

«Голова», конечно, важна:

«Голова у ног ума не просит»,

«Голова хвоста не ждет»…

Но без «хвоста», куда она денется? Помните сказку, как лиса рассердилась на свой хвост?

«Бежала лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней.
Лиса ну бежать! Бежала, бежала да под пенёк в нору и ушла.
Сидит в норе и говорит сама себе:
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали?
— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели да смотрели, чтоб собаки лисоньку не съели.
— А ты, хвост, что делал?
— Я по пням, по кустам, по колодам зацеплялся.
— А, ты вот какой? Так нате же, собаки, ешьте мой хвост!
Собаки ухватились за хвост и вытащили лису» народная сказка

«Без хвоста и пичужка не красна»,

«Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет»,

«Одна голова – хорошо, а с туловищем(хвостом) лучше».

Значит, «голове» без «хвоста» не куда не деться, змея то одна. Но мало быть одной, надо быть единой:

«Единство дает согласие. Смотри на дело в целом» А.Суворов

Как избежать краха, и достигнуть единства?

Дуализм, а в христианстве диавол – это тупик. Вернее тупики, которые мы поочерёдно меняем. Поэтому чувство ограниченности от нас постоянно ускользает. Ну как, сегодня внизу, завтра наверху, сегодня в белом, завтра в чёрном, сегодня слева, завтра справа, сегодня ломаем, завтра строим… так жизнь и проходит. И… как говорится, третьего не дано. Поэтому, человечество бьётся между двух «огней», выясняя абсолютную истину и абсолютную правоту, и по ходу дела образует группировки «своих» и «чужих», «нас» и «их», «друзей» и «врагов». Отсюда и соответствующая логика:

«кто не с нами, тот против нас».

Следовательно, соответствующие последствия: с врагами не может быть мира, врагов надо уничтожать, уничтожать любыми способами. Теперь посмотрим на историю христианства, и вообще, историю… на политику, государства, в частности тоталитарные режимы, науку, искусство, да хоть что… никакого инакомыслия, все дружно «одобрямс», ну а кто не с нами, виноваты сами…

Но всё более становиться очевидным(хотя не для всех), что попытки расчленять мир на антагонистические части порождают многочисленные неразрешимые проблемы. Да, но дуальность существует, и что с этим делать? Кто сказал, что «третьего не дано»? Кто не даёт нам «третьего»? Шаг не к противопоставлению и усугублению конфликта, а осмысление и соединение противоположностей – это и есть «третий». Как бы крамольно это не выглядело в СССР, в МГУ, пусть и на кафедре теоретической физики, но Лауреат Нобелевской премии(1922) знаменитый датский физик Нильс Бор написал на стене:

«Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга».

Но в России это было крамольно 100, 50 лет назад, и до сих пор. И свою ограниченность мы переносим на Божественную Троицу, изображая её в виде двух мужиков и голубя. Но ведь Троица совершенно не такая. Понимание того, какова настоящая Троица изменило бы нашу жизнь, причём, не только религиозную, деление жизни на религиозную и светскую тоже дуализм.

Но, несмотря на наши представления, закон троичности управляет жизнью. Он не придуман на Никейском соборе, а существовал всегда. Он универсален в своих проявлениях, и нашёл отражение в различных религиях: это триады богов, трезубцы, трилистники, треугольники и др. В христианстве это Отец, Сын, Святой Дух, в философских школах – диалектическая формула Гегеля: Тезис – Антитезис – Синтез. Этот закон предполагает наличие не только противоположностей, но и их объединяющую составляющую, в которой порождаемые противоположностями противоречия снимаются, т.е. не противопоставляются, а взаимодействуют, и не уничтожают друг друга. Это значит, что «третий» как раз-то дан, только его надо уметь «взять».

Как это выглядит? Посмотрите на змею, свернувшуюся в кольцо, и кусающую себя за хвост. Голова змеи символизирует Отца, хвост – Святой Дух, а само кольцо – Сына. При этом все части этой триады органически едины и равны. Получаем три «личности», или три состояния, но «змея», т.е. Бог – один.

«Я в Отце, а Отец во Мне»

Конечно, ведь «кольцо» включает и «голову», и «хвост» змеи.

Человечеству не хватает «сына», т.е. целостности, гармонии, связи, синтеза. Противоположности(голова-хвост, да-нет, мужчина-женщина, плюс-минус, север-юг, восток-запад, добро-зло, право-лево, созидание-разрушение, белое-чёрное, бог-диавол) разошлись… но если человечество верит в Божественную Троицу, то обязано их соединить, а не уничтожать по одиночки.

Жизнь – это состояние между рождением и смертью, порядком и хаосом, прошлым и будущим, добром и злом, тьмой и светом, правым и левым, и т.д. и т.п. Это мудрость в сохранении равновесия между этими противоположностями, через соблюдение меры, золотой середины, в воспрепятствовании избыткам и недостаткам, о которых говорили мудрецы всех времён и народов. Это гармония… И это «Сын». Но «родить» такого «Сына» непросто. Однако, надо двигаться в этом направлении, ведь все другие направления – тупики.

А теперь позволю себе интерпретировать библейский текст:

Во что верим, то и визуализируем…

Источник

Святая Троица

что делают отец сын и дух святой. Смотреть фото что делают отец сын и дух святой. Смотреть картинку что делают отец сын и дух святой. Картинка про что делают отец сын и дух святой. Фото что делают отец сын и дух святой

Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

Фильмы о Святой Троице

Уроки православия. Святая Троица

Источник

Троица

Во что хри­сти­ане верят отно­си­тельно Святой Троицы?

Говоря самыми про­стыми сло­вами, хри­сти­ане верят, что есть только один Бог, и этот Бог суще­ствует в трех Лич­но­стях (Лицах). Эти три Лич­но­сти – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

что делают отец сын и дух святой. Смотреть фото что делают отец сын и дух святой. Смотреть картинку что делают отец сын и дух святой. Картинка про что делают отец сын и дух святой. Фото что делают отец сын и дух святой

Неко­то­рые хри­сти­ане исполь­зуют для объ­яс­не­ния Троицы эту диа­грамму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Лич­но­сти. Лич­но­сти отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсо­лютно совер­шен­ное боже­ствен­ное Суще­ство в трех Лич­но­стях. Мы назы­ваем Отца, Сына и Свя­того Духа Лич­но­стями, поскольку они обла­дают лич­ност­ными свой­ствами. Между ними суще­ствуют лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Как известно из исто­рии, Феофил, шестой епи­скоп Антио­хии Сирий­ской, первым упо­тре­бил слово «Троица» в своей работе «Против Авто­лика» (168 г. н. э.)

Когда хри­сти­ане гово­рят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Лич­но­сти в трех Богах.

Они верят в одного Бога, позна­ва­е­мого в трех Лич­но­стях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему хри­сти­ане верят в Троицу?

Библия ясно гово­рит, что есть только один Бог, но все три Лич­но­сти име­ну­ются Богом.

Есть только один Бог:

Иисус не упрек­нул Фому в ошибке. Наобо­рот, Иисус принял это обра­ще­ние. Другие люди в Писа­нии, напри­мер Павел и Вар­нава ( Деян.14 ), запре­щали людям покло­няться им как богам.

Павел, автор Посла­ния к филип­пий­цам, гово­рит об Иисусе то, что Ис.45:23 гово­рит о Гос­поде (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Гос­подь, тот самый Гос­подь Бог Вет­хого Завета.

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому и утаить из цены земли? …ты солгал не чело­ве­кам, а Богу ( Деян.5:3-4 ).

Более 60-ти раз Писа­ние одно­вре­менно упо­ми­нает Отца, Сына и Свя­того Духа.

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа…»

· 2Кор.13:13: «Бла­го­дать Гос­пода (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и обще­ние Свя­того Духа со всеми вами».

Оши­боч­ные пред­став­ле­ния о Троице

З аблуж­де­ние № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выду­мано хри­сти­а­нами в IV веке.»

Истина: дей­стви­тельно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой биб­лей­ское осно­ва­ние. Тер­мина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отра­жена во многих биб­лей­ских отрыв­ках (см. ниже). Ложные пред­став­ле­ния про­цве­тали в первые века хри­сти­ан­ства, немало их и сейчас. Первым хри­сти­а­нам посто­янно при­хо­ди­лось отста­и­вать свои убеж­де­ния. Ниже пере­чис­лены мыс­ли­тели (и лите­ра­тур­ные тво­ре­ния) ранней Церкви, кото­рые отста­и­вали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96Кли­мент, третий епи­скоп рим­ский
90–100Учение две­на­дцати апо­сто­лов, «Дидахе»
90?Игна­тий, епи­скоп антио­хий­ский
155Иустин Муче­ник, вели­кий хри­сти­ан­ский писа­тель
168Феофил, шестой епи­скоп антио­хий­ский
177Афи­на­гор, бого­слов
180Ириней, епи­скоп лион­ский
197Тер­тул­лиан, ран­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет
264Гри­го­рий Чудо­тво­рец

Заблуж­де­ние № 2: «Хри­сти­ане верят, что есть три Бога.»

Истина: хри­сти­ане верят, что есть только один Бог.

Неко­то­рые, воз­можно, счи­тают хри­стиан поли­те­и­стами (теми, кто верит в мно­го­чис­лен­ных богов), потому что они назы­вают Отца Богом, Сына Богом и Свя­того Духа Богом. Но хри­сти­ане верят только в одного Бога. Библия гово­рит, что есть только один Бог. Но она также упо­треб­ляет слово «Бог» при­ме­ни­тельно к трем отлич­ным друг от друга Лич­но­стям. На про­тя­же­нии сто­ле­тий люди пыта­лись при­ду­мать Троице про­стое объ­яс­не­ние. Каждая иллю­стра­ция имеет свои огра­ни­че­ния, но неко­то­рые из них могут быть полез­ными. Напри­мер, гово­рили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) исполь­зо­вал клевер в каче­стве иллю­стра­ции Троицы.

Тра­ди­ци­онно счи­та­ется, что Св. Патрик в каче­стве иллю­стра­ции Троицы исполь­зо­вал три­лист­ник кле­вера. Он спра­ши­вал: «Здесь один листо­чек или три? Если один, то почему у него три лепестка оди­на­ко­вого раз­мера? А если три, то почему только один сте­бе­лек? Если ты не можешь объ­яс­нить такую про­стую загадку, как клевер, то как можешь ты наде­яться понять такую глу­бо­кую тайну, как Святая Троица?»

Заблуж­де­ние № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса

Уни­каль­ные черты БогаЧерты Иисуса
Тво­ре­ние – «дело Его рук» ( Быт.1:1 ; Пс.101:26 ; Ис.44:24 ).Тво­ре­ние – «дело Его рук». Всё сотво­рено Им и для Него ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2, 10 ).
«Первый и послед­ний» ( Ис.44:6 ).«Первый и послед­ний» ( Откр.1:17; 22:13 ).
«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» ( Пс.135:3 ).«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» ( 1Тим.6:15 ; Откр.17:14; 19:16 ).
Неиз­мен­ный и вечный ( Пс.89:3; 101:27-28 ; Мал.3:6 ).Неиз­мен­ный и вечный ( Ин.8:58 ; Кол.1:17 ; Евр.1:11-12; 13:8 ).
Судья всех наро­дов ( Быт.18:25 ; Пс.93:2; 95:13; 97:9 ).Судья всех наро­дов ( Ин.5:22 ; Деян.17:31 ; 2Кор.5:10 ; 2Тим.4:1 ).
Един­ствен­ный Спа­си­тель; ника­кой другой бог не может спа­сать ( Ис.43:11; 45:21-22 ; Ос.13:4 ).Спа­си­тель мира; без Него нет спа­се­ния ( Ин.4:42 ; Деян.4:12 ; 1Ин.4:14 ; Тит.2:13 ).
Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ ( Исх.19:5 ; Пс.129:7-8 ; Иез.37:23 ).Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ ( Тит.2:14 ).
Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его и отве­чает на них ( Пс.85:5-8 ; Ис.55:6-7 ; Иер.33:3 ; Иоил.2:32 ).Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его ( Ин.14:14 ; Рим.10:12-13 ; 1Кор.1:2 ; 2Кор.12:8-9 ).
Никто не может забрать нас из Его руки ( Ис.43:13 ).Никто не может забрать нас из Его руки ( Ин.10:28-30 ).
Ему покло­ня­лись ангелы ( Пс.96:7 ; см. Евр.1:6 ).Ему покло­ня­лись ангелы ( Евр.1:6 ).

Заблуж­де­ние № 4: «Боже­ство Иисуса меньше Боже­ства Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвер­га­ю­щие эту истину могут опи­раться на сле­ду­ю­щие аргу­менты и стихи. (Эти ереси вос­хо­дят ко вре­ме­нам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос был сотво­рён:

1. Кол.1:15: если Хри­стос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотво­рён?
Ответ: выра­же­ние «рож­дён­ный прежде» (букв., «пер­во­род­ный») не может озна­чать, что Хри­стос был сотво­рён, поскольку Павел гово­рит, что всё тво­ре­ние было создано Им и для Него, а также что Он суще­ство­вал прежде всего тво­ре­ния, и что всё Им стоит ( Кол.1:16-17 ). Тра­ди­ци­онно «пер­во­род­ный» был глав­ным наслед­ни­ком. В кон­тек­сте первой главы Посла­ния колос­ся­нам Павел гово­рит, что Хри­стос, будучи Сыном Божьим, явля­ется глав­ным наслед­ни­ком всего тво­ре­ния ( Кол.1:12-14 ).

2. Ин.3:16: озна­чает ли выра­же­ние «еди­но­род­ный Сын», что Иисус имел начало?
Ответ: «еди­но­род­ный» (моно­ге­нес) не озна­чает, что Иисус имел вре­мен­ное начало; это озна­чает, что Иисус – един­ствен­ный, «уни­каль­ный» Сын Бога. В Ветхом Завете на гре­че­ском языке Исаак назван «уни­каль­ным» сыном Авра­ама, хотя у него были и другие дети ( Быт.22:2 ). Иисус – Еди­но­род­ный Сын Бога, потому что Он есть совер­шен­ный Бог и един­ствен­ный вечный Сын Отца ( Ин.1:1-3; 14-18 ).

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос по Своей при­роде менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?
Ответ: Во время Своей чело­ве­че­ской жизни на земле Иисус доб­ро­вольно раз­де­лил нашу при­род­ную огра­ни­чен­ность, чтобы спасти нас. Сле­до­ва­тельно слова “Отец Мой более Меня” нужно отно­сить ко Христу как к Чело­веку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он под­чи­ня­ется Отцу?
Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Чело­века.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать вре­мени Своего воз­вра­ще­ния?
Ответ: Иисус доб­ро­вольно уни­чи­жил Себя Самого, чтобы испы­тать огра­ни­че­ния чело­ве­че­ской жизни. Как это ни пара­док­сально, Иисус при этом оста­вался все­ве­ду­щим Богом ( Ин.16:30 ). Именно таких пара­док­сов и сле­дует ожи­дать, если, как гово­рит Библия, Бог решил про­жить пол­но­цен­ную чело­ве­че­скую жизнь ( Ин.1:1, 14 ).

Заблуж­де­ние № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три раз­лич­ных спо­соба, кото­рыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно пока­зы­вает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные лич­но­сти.

Неко­то­рые пола­гают, что учение о Троице про­ти­во­ре­чит истине о том, что есть только один Бог. Они утвер­ждают, что один Иисус явля­ется един­ствен­ным истин­ным Богом, а сле­до­ва­тельно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Свя­того Духа» ( Мф.28:19 ), а не только имя Сына. Несо­мненно, есть только один Бог, однако мы должны поз­во­лить Библии объ­яс­нить, что это значит. А Библия ясно гово­рит, что Отец, Сын и Дух Святой – три лич­но­сти:

В Мф.28:19 Иисус не назы­вает Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он гово­рит, что хри­сти­ан­ское кре­ще­ние сви­де­тель­ствует о вере чело­века в Отца, Сына, Кото­рого Отец послал, чтобы уме­реть за наши грехи, и Свя­того Духа.

Заблуж­де­ние № 6: «Иисус в дей­стви­тель­но­сти не был совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком».

Многие люди издавна отвер­гали идею о том, что Иисус одно­вре­менно явля­ется совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком. Они пыта­лись раз­ре­шить этот пара­докс, назы­вая Иисуса про­стым чело­ве­ком, через кото­рого гово­рил Бог, или Богом, Кото­рый лишь принял вид чело­века, или пред­ла­гали какие-то еще «про­стые» теории. Дей­стви­тельно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал чело­ве­ком. Но вопло­ще­ние – истина о том, что Бог стал плотью, – явля­ется высшим под­твер­жде­нием того, что для Бога нет ничего невоз­мож­ного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно изла­гает эту истину.

Ириней, епи­скоп лион­ский (177 г. н. э.), писал: «А Цер­ковь… при­няла от апо­сто­лов и их уче­ни­ков, свою веру в еди­ного Бога и Отца Все­мо­гу­щего, создав­шего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в еди­ного Христа Иисуса, Сына Божьего, Кото­рый стал плотью для нашего спа­се­ния, и в Свя­того Духа, Кото­рый через про­ро­ков воз­ве­стил домо­стро­и­тель­ство Божие…»

Библия ясно пока­зы­вает, что Иисус был совер­шен­ным чело­ве­ком:

В дет­стве Он раз­ви­вался физи­че­ски, интел­лек­ту­ально, соци­ально и духовно ( Лк.2:40,52 ).

Он уста­вал; Он спал; Он потел; Он испы­ты­вал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похо­ро­нено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ).

После вос­кре­се­ния из мёрт­вых Он ел и пил с людьми, пока­зал им Свои раны и дал им при­кос­нуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ).

Библия также ясно пока­зы­вает, что Иисус был и оста­ется Богом в чело­ве­че­ском облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он пове­ле­вал силам при­роды ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заяв­лял о том, что Он выше закона о Суб­боте ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

Павел сказал, что Бог при­об­рёл Цер­ковь Своею кровью ( Деян.20:28 ).

Павел также сказал, что пра­ви­тели века сего по незна­нию рас­пяли Гос­пода славы ( 1Кор.2:8 ).

Вся пол­нота Боже­ства пре­бы­вает во Иисусе ( Кол.2:9 ).

Ответ первых хри­стиан на эти заблуж­де­ния

Ран­не­хри­сти­ан­ские бого­словы первых двух сто­ле­тий нашей эры напи­сали много книг в защиту хри­сти­ан­ства от опас­но­стей:

Апо­столь­ский Символ веры был одним из самых ранних утвер­жде­ний веры, состав­лен­ных для разъ­яс­не­ния осно­во­по­ла­га­ю­щих учений хри­сти­ан­ства. Он под­чёр­ки­вает истин­ную чело­веч­ность Иисуса, кото­рую отри­цали ере­тики того вре­мени.

Верую в Бога Отца все­мо­гу­щего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Гос­пода нашего, зача­того от Духа Свя­того, рож­ден­ного девой Марией, постра­дав­шего при Понтии Пилате, рас­пя­того, умер­шего и погре­бен­ного, сошед­шего в пре­ис­под­нюю, вос­крес­шего из мерт­вых в третий день, воз­нес­ше­гося на небеса и сидя­щего одес­ную Бога Отца все­мо­гу­щего, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

Верую в Духа Свя­того, в единую, святую все­лен­скую цер­ковь, в обще­ние святых, в отпу­ще­ние грехов, в вос­кре­се­ние плоти и в жизнь вечную.

Никей­ский Символ веры был напи­сан руко­во­ди­те­лями Церкви в 325 г. н. э., а впо­след­ствии допол­нен. Он был напи­сан, чтобы защи­тить веру Церкви в совер­шен­ную боже­ствен­ность Христа и офи­ци­ально отверг­нуть учение Ария, кото­рый гово­рил, что Иисус – сотво­рён­ное, низшее боже­ство.

Веруем в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

И во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, еди­но­род­ного, от Отца рож­ден­ного прежде всех веков, света от света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, еди­но­сущ­ного Отцу, через кото­рого сотво­рено все; ради нас, людей, и нашего спа­се­ния ради сошед­шего с небес и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии девы, и став­шего чело­ве­ком, рас­пя­того за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного; и вос­крес­шего в третий день по писа­нию, и вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего одес­ную Отца, и снова гря­ду­щего со славою судить живых и мерт­вых; Его же цар­ствию не будет конца.

И в Духа Свя­того, Гос­пода Живо­тво­ря­щего, от Отца исхо­дя­щего, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно с Отцом и Сыном, гово­рив­шего в про­ро­ках. В единую святую все­лен­скую и апо­столь­скую Цер­ковь. Испо­ве­дуем единое кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов. Ожи­даем вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щего века. Аминь.

Афа­на­сьев­ский Символ веры, напи­сан­ный около 400 г. н. э. и назван­ный по имени Афа­на­сия, вели­кого защит­ника учения о Троице, гово­рит, что три Лич­но­сти – не три Бога, а один Бог.

А все­об­щая вера такова: мы чтим еди­ного Бога в Троице, и Троицу в един­стве, не сме­ши­вая ипо­стаси и не раз­де­ляя на части боже­ствен­ную сущ­ность.

Ибо одна есть ипо­стась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Свя­того.

Но боже­ство и Отца, и Сына, и Свя­того Духа едино, слава равна, и вели­чие оди­на­ково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотво­рен, Сын не сотво­рен, не сотво­рен и Дух Святой. Отец непо­сти­жим, и Сын непо­сти­жим, непо­сти­жим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несо­тво­рен­ных или трое непо­сти­жи­мых, но один несо­тво­рен­ный, и один непо­сти­жи­мый.

Подоб­ным же обра­зом, Отец все­мо­гущ, и Сын все­мо­гущ, все­мо­гущ и Дух Святой. Однако не трое все­мо­гу­щих, но один все­мо­гу­щий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Гос­подь, Сын есть Гос­подь, и Дух Святой есть Гос­подь. Однако не три Гос­пода, но один Гос­подь.

Ибо как хри­сти­ан­ская истина побуж­дает нас каждую Ипо­стась в отдель­но­сти испо­ве­до­вать Богом и Гос­по­дом, так все­лен­ское бла­го­че­стие запре­щает нам гово­рить о трех Богах или трех Гос­по­дах.

Отец никем не создан, не сотво­рен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотво­рен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотво­рен и не рожден, но исхо­дит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет пер­вого и послед­него, нет боль­шего или мень­шего, но три Ипо­стаси меж собой оди­на­ково вечны и равны; сле­до­ва­тельно, как уже ска­зано, над­ле­жит покло­няться Троице в един­стве и един­ству в Троице.

А потому, кто желает спа­стись, тот так думай о Троице.

Но для веч­ного спа­се­ния нужно также без­условно верить в вопло­ще­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Таким обра­зом, истин­ная вера состоит в том, чтобы веро­вать и испо­ве­до­вать, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Сын Божий, есть и Бог, и чело­век. Бог, от при­роды Отца рож­ден­ный прежде всех времен, и чело­век, от при­роды матери рож­ден­ный во вре­мени; совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век, в кото­ром разум­ная душа и чело­ве­че­ское тело, равный Отцу по боже­ству, и мень­ший Отца по чело­ве­че­ству. Но хотя он и Бог и чело­век, однако не два Христа, но один Хри­стос.

Он един не пре­вра­ще­нием боже­ствен­ного в чело­ве­че­ское, но вос­при­я­тием чело­ве­че­ского в боже­ство.

Он един совер­шенно, однако не сли­я­нием природ, но един­ством лич­но­сти.

Ибо равно как разум­ная душа и тело вместе есть один чело­век, так и Бог и чело­век есть один Хри­стос, постра­дав­ший ради нашего спа­се­ния, сошед­ший в ад, в третий день вос­крес­ший из мерт­вых, воз­нес­шийся на небеса и вос­сев­ший одес­ную Отца, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

В при­ше­ствие Его все люди вос­крес­нут из мерт­вых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делав­шие доброе пойдут в жизнь вечную, а делав­шие злое – в огонь вечный.

Вот вера все­лен­ская. Кто не будет верно и твердо дер­жаться ее, тот не может спа­стись.

Догмат, сфор­му­ли­ро­ван­ный на Хал­ки­дон­ском Соборе 451 г. в защиту истины от лже­учи­те­лей, утвер­ждает, что Иисус – совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный Чело­век.

После­дуя святым отцам, мы еди­но­гласно учим испо­ве­до­вать одного и того же Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, совер­шен­ного в боже­стве и совер­шен­ного в чело­ве­че­стве; истин­ного Бога и истин­ного чело­века, име­ю­щего душу и тело; еди­но­сущ­ного Отцу по боже­ству и еди­но­сущ­ного нам по чело­ве­че­ству, во всем нам подоб­ного, кроме греха; рож­ден­ного прежде веков от Отца по боже­ству, в послед­ние же сии дни рож­ден­ного ради нас и нашего спа­се­ния ради от Марии девы Бого­ро­дицы по чело­ве­че­ству; одного и того же Христа, Сына, Гос­пода, еди­но­род­ного, в двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого (раз­ли­чие двух естеств никак не упразд­нется их союзом, но свой­ства каж­дого есте­ства сохра­ня­ются, соеди­нен­ные в одном Лице и в одной Ипо­стаси); на два Лица не рас­се­ка­е­мого и не раз­де­ля­е­мого, но одного и того же Сына и еди­но­род­ного Бога Слово, Гос­пода Иисуса Христа; как издревле гово­рили о Нем про­роки, и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос научил нас, и как пере­дал нам символ отцов наших.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *