что делают на илью пророка
Когда родился Илья, его отцу было видение, что мудрые старцы беседуют с младенцем как с равным, при этом они пеленают его огнем, а кормят пламенем. Повзрослев, Илия стал пророчествовать. Он предупреждал народ Израиля, что все его беды оттого, что люди забыли истинного Бога.
В то время страной правил царь Ахавчья жена Иезавель была язычницей. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илья стал убеждать царя Ахава в покаяться и обратиться к Истинному Богу.
Но царь не послушал его. Тогда пророк Илья объявил, что, в наказание за идолопоклонство, целых 3 года в стране не будет ни дождя, ни росы. И прекратится засуха только по его молитве. Так и случилось, и через 3 года люди вспомнили о пророке и попросили его вымолить у Бога дождь.
Илья приказал поставить два жертвенника: один – Ваалу, а другой – истинному Богу Израилеву. Сначала стали возносить молитвы Ваалу, но ничего не произошло. Потом же Илия положил дрова на свой жертвенник, полил их водой и стал молиться Богу. С последними словами его молитвы с неба снизошел огонь, и сырые дрова вспыхнули.
В память о тех событиях, в народе стали почитать Илью пророка как управителя силами небесными: верили, что в его власти послать дождь, грозу, или наоборот, засуху. Поэтому молились ему и боялись прогневить.
Что нельзя делать 2 августа в день святого Ильи пророка
Основные запреты и поверья, связанные с днем памяти святого пророка Ильи:
День почитания памяти святого пророка Ильи считается достаточным большим православным праздником, связанным с несколькими запретами. 2 августа под запретом полевые и хозяйственные работы, а также любой физический труд. Лучше всего посвятить день приятному отдыху в кругу семьи и молитвам.
Что можно делать 2 августа в день святого Ильи пророка
На Руси святого пророка Илью считали покровителем гроз и дождей. Именно поэтому день святого Ильи пророка часто связывали с дождями, молниями и грозами.
Для того чтобы защитить дом и хозяйство от молнии, крестьяне выставляли за окно или порог хлеб с солью, а после завершения грозы относили этот каравай к реке и пусткали по воде.
Что разрешается делать в день святого Ильи пророка:
Мужчины традиционно 2 августа отправлялись в лес. Существовало поверье, что в день святого пророка Ильи открываются волчьи норы. Если затравить волка во время первого выезда на лесных зверей – весь год будет для охотника удачливым и счастливым.
История и традиции Ильина дня
Ильин день — старинный христианский праздник. Назван так в честь вознесшегося живым на небеса пророка Ильи. Этот день повсеместно отмечали наши предки. И сейчас Ильин день празднуют многие современные люди. Предлагаем вам ознакомится с обрядами, традициями и приметами этого праздника. История праздника и его суть Пророк Илия является самым почитаемым не только в христианстве, но […]
Ильин день — старинный христианский праздник. Назван так в честь вознесшегося живым на небеса пророка Ильи. Этот день повсеместно отмечали наши предки. И сейчас Ильин день празднуют многие современные люди. Предлагаем вам ознакомится с обрядами, традициями и приметами этого праздника.
История праздника и его суть
Пророк Илия является самым почитаемым не только в христианстве, но и в иудаизме и исламе. Жил он за 900 лет до Рождества Христова. В момент рождения Ильи его отцу было послано видение, в котором ангелы кормили его сына огнем и пеленали пламенем. Младенцу дали имя Илья, что значит “Крепость господня”. Это определило его дальнейшую жизнь.
Подросший мальчик по собственному желанию ушел жить в пустыню, где предавался молитвам и размышлениям. Вернувшись из добровольного затворничества, Илья стал бороться с язычеством. Как раз в это время в Израильском царстве наступила долгая засуха. Люди страдали и гибли без воды и пищи, но оставались идолопоклонниками.
Тогда Илья решил наглядно доказать существование Бога. Он поставил на горе Кармель два жертвенных камня — один для бога Яхве, другой — Валу. И обоим богам принес жертву. Вал никак не отозвался на призывы жрецов, а во второй жертвенный камень ударила молния и пошел дождь. Явленное чудо так поразило израильтян, что они приняли христианство. За эту заслугу Илью взяли живым на небеса — за ним спустилась огненная колесница, запряженная четверкой белых лошадей.
Христиане верят, что Илья-пророк совершает справедливый божий суд. Наказывает грешников, стращает неверных и держит нечисть в узде.
От Ильи-пророка, по убеждениям наших предков, зависел будущий урожай и плодородие нивы Если наступала засуха, о дожде просили именно его. Незамужние девицы молили об удачном браке.
Какого числа Ильин день
Ильин день — один из важных праздников, который почитается наравне с Рождеством, Крещением и Пасхой.
Вознесение Ильи-пророка празднуется православными христианами 2 августа по новому стилю (20 июля по-старому) молитвами и служениями. Кроме того проводятся божественные литургии и крестные ходы.
Еще во времена язычества наши предки посвящали этот день богу войны и воинской доблести Перуну. Его атрибутами, как позже и у Ильи-пророка, были гром и молния. По народным представлениям, Илья-пророк, также, как и Перун, является покровителем военных. Не даром, день ВДВ отмечают именно 2 августа.
Обряды на Ильин день
Раньше обитатели сел и деревень отмечали этот праздник всей общиной. К празднованию готовились заранее. В Ильин день собирались все вместе и водили хороводы. Традиционное блюдо — молодой бык или барашек, которого символически приносили в жертву.
Что нужно было делать
К Илие-пророку обращались, как к исполнителю закона Божьего и как к защитнику от темных нечистых сил.
У наших предков существовали традиции, которые были связаны с этим днем:
Чего нельзя делать на Ильин день
Считается, что 2 августа — это день, когда Илья-пророк гоняет и уничтожает коварную и хитрую нечисть. Наши предки ограждали себя и свое имущество от козней и происков злых сил. Для этого они:
Приметы про Ильин день
Как любой значимый день в жизни наших предков, Ильин день также имеет большое количество примет. Многие из них актуальны и теперь.
Погодные приметы
Погода всегда имела важнейшее значение в жизни крестьян. От погодных условий всегда зависело, как они переживут наступающую зиму: будут ли голодать или нет, появится прибыль в хозяйстве, или убыток. Потому существует такое большое количество примет связано с различными природными явлениями.
Погодные приметы на Ильин день — 2 августа:
Общие приметы на Ильин день
В Ильин день заканчивалось лето и начиналась осень. Наши предки говорили: ”На Илью до обеда — лето, после обеда осень”.
После этого дня запрещалось купаться в реках и озерах. Считалось, что нечисть прячется от Ильи-пророка в водоемы, потому купаться строго воспрещалось, чтобы водяные и русалки не утащили на дно. Кроме того, если искупаться 2 августа, то можно было серьезно заболеть.
На Ильин день запрещалось работать по дому или в поле. Опасались, что работающий человек может навлечь недовольство грозного пророка на все селение. Потому, если кто-то нарушал запрет, то его инструменты отбирались и сжигались.
На Ильин день не выходили на перекресток, так как это излюбленное место нечистой силы. 2 августа наши предки предпочитали оставаться дома или участвовать в праздновании.
Традиции на Ильин день
Раньше церковь занимала центральное место в жизни каждого человека. Потому церковные праздники были главными значимыми событиями. Празднование Ильина дня — не исключение.
Традиция “братчина”
Важной традицией на Ильин день стало проведение общих трапез с закланием барана или быка, которые также известны под названиями “быкобои” или «мольбы».Эта была жертва для урожая, семейного благополучия и плодовитости домашней живности.
Обряд проводили мужчины. Жители близлежащих к церкви селений пригоняли к церковному подворью весь рогатый скот. Священник окроплял животных святой водой. После завершения святой обедни купленное на общественные деньги животное забивали. Жертвоприношение совершал самый уважаемый в селении человек.
Мясо быка или барашка варили в общем котле и раздавали за символическую сумму каждому из присутствующих. Собранные деньги отдавали в церковь.Кровью жертвенного животного наносили мазки на лоб и глаза, а детям и на щеки, для того, чтобы людям передались сила и здоровье животного.
Традиции плодородия
Сразу после праздника, в некоторых местностях даже в тот же день вечером, селяне приступали к жатве. Хозяйки вечером шли в поле, для того, чтобы сплести из трех колосьев или трех пучков колосьев символический крест, и оставить его на поле.
В первый день жатвы пекли хлеб, молились и, оставив этот хлеб с солью на столе, шли на работу в поле. Уборка хлеба сопровождалась обрядами и специальными песнями. Сжатые колоски несли в дом, и ставили в красный угол за иконами. На Спас — 19 августа — их обмолачивали, и обязательно сеяли в следующем году.
Считалось, что колоски обладают целебной силой. Из девяти ржаных колосьев плелся пояс. После того, как был сжат первый сноп, поверх пояса клали на поясницу серп. Этот обряд защищал от поясничной боли.
На поле обязательно оставляли небольшой несжатый участок, для того, чтобы поблагодарить Илью-пророка за урожай. Этот обряд называли “завивание бороды”. Колосья связывались пучком и пригибались к пашне, а под них клали кусочек хлеба, и говорили: “Вот тебе, Илья, борода — на будущее лето уроди нам ржи и овса”.
Приметы про животных
Наши предки считали,, что вся нечисть спасается от молний Ильи-пророка, оборачивается не только в диких зверей, но и в домашних. Потому в этот день в дом не впускали и не выпускали ни одно животное, опасаясь оборотней. Ведь Илья мог поразить молнией тот дом, в котором находится дух тьмы.
В этот день крестьяне открывали охоту на лесных хищников. Они считали, что убивая лис и волков в этот день, уничтожали и нечистую силу, вселившуюся в них. Особенно хорошим знаком считалось завалить матерого волка.
Рыбаки выкидывали рыбу, пойманную во время грозы, если у нее были красные глаза. Они верили, что в такую рыбу вселился бес.
Традиции, касающиеся домохозяйства
Традиции Ильина дня не обошли стороной и женские хлопоты. Женщинам в этот праздник не должны были ходит в огород: огурцы могли сгнить, а капуста стать мягкой. И тогда никаких заготовок из них не приготовить.
Но, в то же время, если выкопать в этот день молодую картошку, и приготовить ее, то урожай картофеля в этом году будет отменный.
Верить ли во все приметы на Ильин день, соблюдать ли традиции и обряды — каждый решает для себя сам. Но к традициям предков нельзя полностью игнорировать и относиться к ним с иронией. Возможно, прабабушки и прадедушки и не обладали той информацией, которая доступна сейчас, но они умели наблюдать и делать выводы. А это уже немало. И почему бы не применить такие знания на практике?
Святой пророк Илия: житие, статьи, иконы, молитвы (+Видео)
Житие
Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностно бороться за поклонение единому Богу и своими делами являть Его могущество.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.
В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.
Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.
Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).
Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.
Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.
Почитание пророка Илии на Руси
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.
Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.
Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.
Пророк Илия в Новом Завете
Почитание пророка Илии на Руси
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.
Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.
Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.
В мусульманскую традицию
почитание Илии пророка перешло, по всей видимости, из христианской среды. Об этом свидетельствуют написание его имени — Ильяс (арабизированный вариант греч. формы) и его упоминание в Коране в ряду новозаветных праведников (Закария, Яхья, Иса; VI 85). Второй раз Илья упоминается в Коране как посланник Аллаха, отвращавший народ от поклонения Ваалу (XXXVII 123-132, в ст. 130 — особая форма имени Ильясин, видимо, обусловлена рифмой). В позднейшей мусульманской лит-ре образ Илии был дополнен на основании библейских сведений и иудейских легенд. Постепенно возникла тенденция отождествлять Илию с др. персонажами, которые считаются в исламе «не испытавшими смерти»,- Идрисом (чаще отождествляется с библейским Енохом) и мифическим аль-Хидром (аль-Хадир; отождествляется также с вмч. Георгием Победоносцем) (4-м «бессмертным» в исламе считается Иса (Иисус)). (Православная энциклопедия)
Статьи
Проповеди
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Слово в день праздника пророка Илии.
Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии.
Молитвы
Величание Пророку Илии
Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.
Тропарь Пророку Илие
Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак Пророку Илие, глас 2:
Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.
Молитва 1
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!
Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.
Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей.
Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.
Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.
Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Молитва 2
О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.
Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.
Молитва 3
О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.
Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.
Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.
Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.
Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.
Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.
Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.
Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.
Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.
Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Молитва 4
О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.
Даниэле да Вольтерра — Пророк Илия.
Стихи и пословицы
Бог — Илие
Не сокрушайся, Мой Пророк!
На все есть час, на все есть срок;
Пускай, кичась, растет порок:
Будь зло добру в святой урок!
Но не грусти! Твой Господин
Здесь не совсем еще один,
Не все пошли к Ваалу в сети!
Есть тайные у Бога дети,
Есть тайный фимиан сердец,
Который обонять мне сладко!
Они бегут ко Мне украдкой,
И я являюсь втайне к ним;
И их лелею, просветляю
Высоким, истинным, святым!
Ф. Глинка
Илия — Богу
Мы ждем и не дождемся сроков
Сей бедственной с нечестьем при:
Твоих зарезали Пророков,
Твои разбили алтари!
Проснись, Бог сил! Заговори!
Нет места для Твоей святыни,
И я теперь жилец пустыни,
Я плачу пред тобой один!
А Ты им терпишь, Властелин
Земли, морей и облаков!
Ты терпишь от Своих рабов!
Ф. Глинка 1826 или 1827
Пословицы
«На Илью до обеда лето, а после — осень»
«У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт»
«Илья Пророк — косьбе срок
«С Ильина дня вода стынет»
«До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня — из закрома»
«С Ильина дня ночь длинна и вода холодна»
«Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет»
«До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается»