что делают на байдарках

Как перестать бояться и начать сплавляться: мой опыт водных походов на байдарках

Моя история сплавов на байдарках началась в 2015 году. Друг однажды сказал, что у родителей лежат две байдарки Таймень, почему бы нам, дескать, не подгадать отпуска и не организовать водный поход этим летом? Так я ввязался в долгую, но увлекательную авантюру.

В первом сплаве мы активно набивали шишки. Конечно мы перечитали много статей «что взять в байдарочный поход» и «как подготовиться к сплаву», сверились с прогнозом погоды и посоветовались со старшими и опытными товарищами, но теория — это одно, а практика совсем другое.

Ворона протекает по Пензенской, Тамбовской и Воронежской областям. Нас интересовала Тамбовская, оттуда было удобнее всего начинать путешествие. В количестве 6 человек мы собрались на пляже в селе Уварово и начали собирать байдарки. В активе было 2 советские байдарки Таймень и одна каркасно-надувная, безымянного производителя. Надувная позже показала свою несостоятельность на воде и была сдута и отправлена в багаж, а мы вшестером продолжили путешествие на двух тайменях.

Многие при упоминании байдарок и водных походов начинают вспоминать все стереотипы вроде «да как там сидеть вообще можно», «да она же перевернётся», «да что туда влезет вообще». Можно, не перевернётся, влезет. Байдарка Таймень состоит из металлического каркаса и непромокаемой оболочки из ПВХ. Длина от 5 до 5.7 метров и грузоподъемность от 250 до 375 килограмм в зависимости от количества мест.

Вещи раскладываются внутрь между гребцами, запихиваются в нос и корму байдарки, и раскладываются вдоль сидений параллельно бортам. На самом деле то количество вещей, которое можно уместить в байдарку, впечатляет каждый раз при её сборке и спуске на воду. Туда легко влезают: личное снаряжение в рюкзаках, палатки, спальники и одежда в гермомешках, туристические коврики, топоры, запасная обувь, костровая тренога, комплект котелков, запас провизии на весь маршрут, запас питьевой воды, складной стол, стулья, тент, мачете и от двух до трёх гребцов. И всегда остаётся небольшой запас, а вдруг что.

Однажды мы тащили в поход сваренный из арматуры и металлических уголков котёл для походной бани. Было страшно, но влез и он.

Маршрут по Вороне был тщательно просчитан, но мы были не очень хороши в математике. Уже на второй день наша экспедиция стала сильно отставать от расчётного времени прибытия. Позже выяснилось, что за 5 дней путешествия мы собирались пройти по реке до точки высадки 90 километров (сведения из картографических источников), но в действительности до неё мы прошли 145 километров. Это было очень безответственное планирование маршрута, но при этом очень интересное приключение.

Грести до заката солнца нельзя, ведь в темноте легко пропустить коряги или камни под водой, да и хороших мест для разбивания лагеря ближе к вечеру встречается всё меньше и меньше. Вставать пришлось раньше обычного, собираться быстрее, а работать вёслами интенсивнее. Постоянное отставание от маршрута не огорчило нас, а наоборот добавило поводов для шуток и подкалывания друг друга. При этом всегда оставалось время для того, чтобы остановиться на перекус или для купания. Температура +30℃ обязывает иногда сделать передышку и спрятаться в тени или охладиться в реке.

В назначенное время мы всё же успели. Когда поняли, что сильно отстаём, в день пришлось проходить по 30-35 километров вместо положенных 18. Было сложно, но это нас закалило и сплотило. К следующему походу мы готовились уже более серьёзно, а сейчас и вовсе начинаем подготовку за полгода до старта. Именно начало подготовки к сезону 2020 и побудило меня написать этот текст.

Держать весло и грести им новички учатся обычно за 15-20 минут. На следующий день садясь в байдарку с больными плечами и спиной они понимают как правильно работать вёслами и это знание уже будет с ними до конца жизни.

Берём с собой крупы, овощи, два или три вида тушёнки для разнообразия и готовим на костре. Технология приготовления пищи на открытом огне не сильно отличается от готовки на газовой плите, правда объёмы и техника безопасности уже другого масштаба.

Готовлю в походах обычно я сам, люблю варить борщ и гороховый суп, часто делаю тушёный картофель, плов с говядиной, гречку со свининой, макароны, каши. Обычно даже получаю комплименты в сторону своих блюд, хотя чёрт его знает, может просто боятся хамить повару. Но вроде получается сносно.

Достаточно безопасно, если постараться учесть все детали. Изучить карту, обозначить стратегические места схода с маршрута на случай травм или болезни. Собрать аптечку, назначить корабельного доктора, ответственного за здоровье группы. Со временем наша походная аптечка из небольшой автомобильной стала всё больше напоминать укладку врача скорой медицинской помощи, скоро можно будет даже небольшие операции делать прямо на берегу.

Бывают. Один раз мы во время стоянки на берегу видели гадюку и один раз (почти) видели медведя. От первых спасает обувь с высоким голенищем, от вторых громкий шум. Громкие разговоры, горящий огонь, звяканье посуды сами отгоняют диких зверей от вашего лагеря. Поверьте, им эти неприятности ни к чему, от таких гостей как голодная и ругающаяся компания туристов лучше держаться подальше. Естественно, это всё работает летом, когда у зверя много возможностей накормить себя и не работает поздней осенью, зимой и ранней весной, когда зверь голоден.

Чаще всего из диких животных мы встречаем ежей, мышей-полёвок и ужиков, которые смешно виляя головой переплывают реку поперёк течения.

Не всегда. Отправляясь в водный поход, неплохо заранее знать кого и на что можно поймать. И без хороших навыков рыбной ловли не рассчитывать на то, что рыбалка станет вашим основным источником пищи. Мы рыбу ловим, но снасти берём только тогда, когда знаем что на этом водоёме можно что-либо поймать.

Грибов набрать пока так и не довелось. Либо червивые и засохшие – сплавляемся мы обычно не в грибной сезон, либо их много и крупные – но это мухоморы.

А вот ягод в прошлом году наелись вдоволь. Карельская черника вдоль рек растёт сплошным ковром, останавливайся и набирай сколько хочешь.

1. Найти единомышленников. Лучше начинать поиски среди друзей и друзей друзей. Можно поискать профильные группы в соцсетях или форумы.

Я не очень рекомендую коммерческие организованные сплавы на 10-20 человек из-за личной неприязни к такому виду отдыха. Но для многих это может стать единственным шансом отправиться в поход, поэтому закрывать глаза на такую возможность нельзя.

2. Собрать снаряжение. Долго расписывать не буду, вся информация легко гуглится. Скажу только, что не стоит в первый сплав покупать дорогое снаряжение, лучше пообщаться со знакомыми и одолжить у них спальник, палатку или рюкзак во временное пользование. Позже вы поймёте какими свойствами должны обладать необходимые вам вещи. А купить с первого раза ненужное снаряжение проще простого.

3. Раздобыть байдарки. Самый сложный пункт. Новая двухместная байдарка Таймень-2 стоит от 35 000 рублей и выше. Подержанную можно купить за 20 000 рублей. Есть компании и частники, которые сдают лодки в аренду за 500-700 рублей в сутки, делая скидки при аренде на долгий срок.

Нелишним будет спросить у родителей, а нет ли у них друзей с простаивающими без дела байдарками. В советские годы байдарочные походы были гораздо более распространённым явлением, чем сейчас, поэтому не исключено что у кого-то из ваших знакомых лежит в гараже без дела свободное плавсредство.

4. Расписать маршрут. Определить пути «заброса» и «выброски», обозначить селения с магазинами, где можно пополнить запасы провизии, отметить на карте возможные места «обноса» – участки реки, по которым пройти на байдарках невозможно, например под низким мостом.

Кроме этого нужно посчитать километраж и количество свободных дней. Оптимально в день проходить по 15-25 километров. Тогда вечером у костра будет чувствоваться приятная усталость, а не полное истощение.

5. Продумать продуктовую раскладку, решить вопрос с питьевой водой и медикаментами. Вариантов раскладок в интернете существует множество. Мы в походе устраиваем два полноценных приёма пищи. Утром каша или чай с печеньем, вечером суп или второе блюдо. В обед перекусываем консервами с хлебом, орехами или вяленым мясом. В жаркую погоду есть в обед обычно не хочется и перекуса хватает чтобы дотянуть до ужина.

Питьевая вода – важный момент. Не все реки достаточно чистые, чтобы можно было безбоязненно пить воду из них. Для очистки чаще всего используют кипячение, марганцовку или специальные туристические фильтры. Мы берём бытовой фильтр-кувшин чтобы убрать цвет и мутность воды и затем кипятим её чтобы обеззаразить.

Аптечка собирается назначенным заранее походным доктором. Обычно это стандартный набор лекарств от простудных заболеваний, бинты, пластыри, йод и обезболивающее. Со временем вы поймёте чего именно не хватает в вашей аптечке.

6. Решить вопросы с транспортом. Продумать как вы будете добираться на точку А и выбираться с точки Б. Традиционно в город или деревню отправления прибывают на поезде или на автомобиле, который затем оставляют на охраняемой стоянке. Добраться непосредственно до реки помогают водители на газелях из ближайшего крупного города. Цена за километр пути на пассажирской газели по межгороду колеблется в разных регионах от 10 до 20 рублей. В пересчёте общей стоимости на каждого участника группы такой проезд получается не сильно дороже, чем такси от дома до работы.

Если вас заинтересовала тема сплавов, снаряжения, маршрутов – задавайте вопросы в комментариях, постараюсь на них ответить.

Также рекомендую подписаться на мой блог, скоро выйдет ещё одна путевая заметка в которой я подготовлю описания маршрутов, фотографии из предыдущих походов и дам пару советов начинающим.

Источник

Спуск на байдарках для новичка — что надеть, что делать и кого слушать

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахИтак, вы решили испытать себя в водном экстремальном туризме.

Прежде всего необходимо вдолбить себе в голову три основных принципа, придерживаться которых нужно позарез.

Без них, этих принципов, вам вряд ли удастся стать «равным среди равных».

Принцип № 1

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахНикогда на воде не оспаривайте решение капитана. Даже если оно кажется вам абсурдным.

Во-первых, вы ещё профан в деле сплава.
Во-вторых, опыт показывает, что команде лучше выполнить даже спорное решение, чем устраивать на борту новгородское вече.

Капитан обычно сидит на корме, ему проще оценить положение судна относительно потока.

Вам, новичку, во время движения позволительно лишь изредка предупреждать капитана.

Это потом, на берегу, когда все успокоились и эмоции схлынули, можно задать капитану невинный вопрос: а почему он дал команду идти не вправо, а влево?

Обычно перед серьёзным порогом команда в полном составе совершает его осмотр и разведку, обсуждает варианты прохождения. Для новичка лучше всего молчать и слушать, стараясь понять — почему принимается тот или иной вариант.

Но будьте готовы к тому, что на воде капитан может изменить решение – и выполняйте его без возражений.

Принцип № 2

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахПо какой-то причине вы выпали с судна, оказались за бортом. Не самое приятное событие: поток вас крутит и вертит, не сразу понимаешь, где верх, где низ.

Не пугайтесь, не дёргайтесь, не делайте резких движений, берегите запас воздуха в лёгких. На вас ведь спасжилет, он обязательно вытянет вас на поверхность.

И вот теперь об изюминке второго принципа:

Даже если случилось, что силой потока весло всё же вырвало, первое, что вы должны сделать, вынырнув на поверхность – это поискать глазами весло и, если оно в пределах досягаемости, немедленно рвануть вдогонку.

Конечно, запасные вёсла (или хотя бы лопасти к ним) в поход берут.

Так что очень постарайтесь не терять своё весло.

Принцип № 3

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахПри перевороте экипаж не должен упустить судно. Даже если вас от него оторвало, стремитесь к нему как младенец к материнской груди и цепляйтесь за него.

Этим сразу достигается две цели: во-первых, байдарка (а катамаран тем более) обладает более высокой плавучестью, и они поддержат вас на воде.

А во-вторых, потеря экипажем судна – это позор на все причастные к событию головы!

Что делать в походе дальше, если до ближайшей «населёнки» десятки километров?

Потому беречь своё судно нужно как зеницу ока.

Несколько слов об экипировке

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахКонечно, это дело вкуса, но несколько рекомендаций не помешают.

Потому под гидрокостюм желательно надеть ещё и шерстяные носки.

И, пожалуй, последнее: на своё весло прикрепите кусок прочного пенопласта – это поможет выдержать принцип 2.

Техника сплава

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахИтак, всё упаковано, погружено, привязано. Судно, как молодой конь, нетерпеливо ждёт старта.

Кстати, и отчаливание, и причаливание к берегу осуществляются носом, против течения. Никак и никогда иначе! Теперь самое время поговорить о технике владения веслом.

Да-да, на воду можно и нужно опираться! Грести в буквальном понимании, то есть работать изо всех сил как ломовая лошадь, приходится не так уж часто.

А при работе в потоке, в валах и сливах, весло из воды почти не вынимается, чаще гребец «висит» на нём основным весом своего тела.

Любой гребок начинайте не во впадине между валами, а старайтесь воткнуть весло в самый гребень вала.

Представьте такую картину: вы стремительно приближаетесь к косому валу. Если будете сидеть как столбик – переворот почти неминуем.

Тогда ваша посудина легко взойдёт на гребень, вместе с ней (с посудиной) наверху окажитесь и вы.

В русле горной реки нет ровного потока по всей его ширине, обязательно струи с разными скоростями.

Есть и так называемые «тишки» — это почти стоячая вода, иногда даже с небольшим обратным течением. Образуется она, когда у берега есть небольшой, в считанные метры длиной, заливчик. Или когда в потоке торчит большой мощный камень, и сразу за ним, как правило, и образуется «тишка», «тень».

В береговую тишку удобно чалиться (не забыли, что чалиться надо носом против течения?), а в тень желательно попасть, чтобы передохнуть на потоке, осмотреться. Иногда зайти в тень жизненно необходимо.

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахВ тишке

Осуществить такой заход возможно только с помощью закола. Судно проходит впритирку к камню, и передний матрос выкидывает тело как можно дальше в сторону и вертикально вонзает своё весло в воду сразу же за камнем. Гребец практически даже не сидит на судне, он всей своей тяжестью повисает на весле.

И задача гребца – держать! Держать! Инерция тащит посудину вперёд, весло выворачивает из рук. Но всё равно – держать! И если помогут задние (а они помогут обязательно) ваше судно, как вымуштрованный солдат, развернётся вокруг своей оси и встанет в тень за камнем. Дело сделано, можно передохнуть.

Итак, вы идёте по быстрой мощной воде. Но вот слева небольшая тишка, звучит команда капитана: «Чалимся!» Байдарка меняет курс, идёт к берегу.

Если вы будете сидеть так же, как сидели, то стоит только носу байдарки войти в тишку, как вы тут же…..упадёте! Подумайте – в какую сторону? Надеюсь, ответ будет правильным: вы упадёте по течению. Почему по течению? А происходит то же самое, что в автобусе при резком его торможении: корпус байдарки резко тормозится почти стоячей водой, а туловище по инерции падает в направлении движения.

Что же делать? Всё просто: при входе в тишку гребец резко выкидывается в сторону (в данном случае влево), он опирается веслом на воду и подставляет потоку «пузо» байдарки. И не беспокойтесь, капитан сделает то же самое. Таким образом вы спокойно причалите к берегу.

Отдохнули на берегу, покурили, попили чайку. Солнце ещё высоко, можно двигаться дальше. Для этого из тишки надо выйти на быструю воду. И вновь при таком выходе надо подставить потоку «пузо», т.е. гребец должен лечь на весло теперь уже вниз по течению. Как видно, приём простой и несложный; хитрость только в том, что надо точно определить степень выкидывания, не переборщить – а то ведь можно и просто провалиться в воду.

Имеются в виду «бочки«. Что это за зверь такой? Представьте мощный крутой слив высотой метр, два, три. Падающая вода вся уходит вниз, и сразу за сливом образуется стоячая обратная волна с высоким валом. Если катамаран идёт правильно, он прошивает этот обратный вал.

Для надёжности экипаж специально набирает скорость, чтобы увереннее прошить бочку. При этом нередко вода накрывает экипаж с головой, но это нормально, через мгновение вы окажетесь по ту сторону бочки.

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахВ «шаге» от бочки

Увы, бывает, что катамаран не успел, опоздал правильно выставиться, вы валитесь в бочку лагом (бортом), пусть даже полулагом. Переворот в этом случае обеспечен. Прошить бочку вы не сможете, падающая сверху на катамаран воде перевернёт вас как щепку, и весь экипаж вместе с судном будет до бесконечности болтаться в бочке – ни туда, ни сюда, то вверх, то вниз. Дышать в водовоздушной атмосфере бочки практически невозможно.

Пожалуй, это самая неприятная для катамарана ситуация – застрять в бочке. Никакие спецприемы помочь не могут, выход один – не попадать в такую ситуацию. А для этого надо работать до конца. Даже если у вас осталась одна секунда или меньше – всё равно! Работайте и в эту секунду! Катамаран должен встать на курс!

Конечно, есть ещё и другие технические и тактические приёмы сплава. Можно упомянуть про такие, как отрицательная скорость, как техника траверсирования потока без потери высоты, или, например, способы прохождения прижимов. Можно рассмотреть активные и пассивные приёмы страховки на воде. Или постановку катамарана на ровный киль после переворота. Но всё это придёт со временем, если вы не испугаетесь на первом сплаве, если в душе возникнет чувство: я смог это сделать, хочу сделать больше и лучше!

Видео

Смотрите ролик — сплав по горной реке на катамаране:

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдаркахПо воде можно не только плыть: что такое водолет — под картинкой.

…а по воздуху — не только летать! Все прелести скайдайвинга по ссылке.

Источник

Как правильно плыть на байдарке

Байдарки представляют собой небольшие маневренные лодки с гребным управлением, обладающие малой осадкой, хорошей остойчивостью и отличной плавучестью. Они комплектуются двухлопастными веслами и используются в водном спорте, туризме, для дальних походов по сложным маршрутам, для рыбалки, охоты, сплава. Это универсальные маломерные суда, которые сейчас постепенно вытесняют классические гребные лодки. Но если обычные лодки не нуждаются в каких-либо специфических навыках в применении, то управление байдарками требует предварительного обучения, так как связано с некоторыми нюансами.

что делают на байдарках. Смотреть фото что делают на байдарках. Смотреть картинку что делают на байдарках. Картинка про что делают на байдарках. Фото что делают на байдарках

Посадка в байдарке

Байдарки оборудуются анатомическими сиденьями и упорами для ног. И то, и другое регулируется под особенности телосложения каждого гребца так, чтобы он сидел плотно и мог чувствовать все движения корпуса лодки и управлять ими. Особенности посадки в байдарке заключаются в том, что человек в них жестко зафиксирован и может раскачивать лодку, не позволяя ей делать крен, только одними ногами.

Гребцы в байдарках располагаются либо внутри кокпита (посадка «сит ин»), либо наверху корпуса (посадка «сит он топ»). Их ноги вытянуты вперед и слегка согнуты в коленях, которые немного раздвинуты и закреплены упорами. Стопы упираются в нижние упоры, играющие роль своеобразных педалей. Для удерживания равновесия в байдарке человек в ней должен сидеть так, чтобы линия позвоночника была строго перпендикулярна поверхности воды, иначе лодка будет давать крен и уходить от прямого курса, а гребля потребует лишних физических затрат.

При посадке «сит ин» торс гребцов наполовину закрыт корпусом лодки, за счет чего они получают возможность управлять байдаркой не только веслами, но и нижней частью тела. Вариант «сит он топ» такой возможности не предусматривает, однако он более удобен в случаях, когда люди намерены заниматься дайвингом или купаться прямо с лодки.

Что касается посадки в байдарку, то она заключается в следующем. Гребцы в лодку забираются только тогда, когда она находится в воде на глубине не меньше, чем 20 сантиметров. Перед тем, как садиться в байдарку, ее необходимо развернуть так, чтобы нос судна находился в направлении вниз по течению. При посадке нельзя наступать на оболочку и перемычки кильсонов. Ноги ставят только на толстые трубки.

Посадка начинается с того, что гребцы кладут весла перед передним и задним сиденьем поперек лодки. Тот, кто находится у кормы, удерживает борта, человек возле носа берется руками за борта, заносит в байдарку правую ногу, затем левую, и занимает свое место. Затем он упирается веслом в дно водоема и помогает сесть в байдарку второму гребцу.

Как правильно плыть (грести) на байдарке

Байдарки – это изначально весельные лодки, гребля на которых имеет некоторые нюансы. Байдарочные весла имеют две лопасти и состоят из рукоятки, черенка, горлышка. Лопасти соединяются с черенком при помощи горлышка. Длина весел подбирается индивидуально и должна соответствовать росту гребца, длине его рук и туловища. Лопасти на них развернуты под прямым углом по отношению друг к другу.

Весло захватывается двумя руками так, что расстояние между ними равно расстоянию между локтями разведенных рук. Сама гребля представляет собой замкнутый процесс. Гребцы свободно располагаются в байдарке при немного наклоненном вперед туловище и повернутом в сторону гребка примерно на 50º плечом. Их нижняя рука с веслом вытянута вперед и опущена вниз. Её кисть располагается на уровне груди в центре линии между продольной осью байдарки и бортом. Верхняя рука согнута в локте, ее кисть находится на уровне виска гребца, локоть поднят до уровня плеча. Верхняя рука является толчковой, нижняя – тянущей.

Гребок начинается с того, что прямая нижняя рука опускается, а верхняя рука в это время разгибается с кистью, продвигающейся вперед и немного вверх. Весло вводится в воду под углом примерно 45º. Туловище гребца в данный момент поворачивается в сторону гребка. Проводка весла под водой заканчивается тогда, когда поворот туловища достигнет примерно 45º. Кисть толчковой руки в конце проводки находится на уровне подбородка, кисть нижней руки вместе с предплечьем отводится в сторону и немного вверх. Весло вынимается из воды, гребец разворачивается, расслабленной и вытянутой вперед рукой переносит весло через борт, вытягивая его вперед в области продольной оси байдарки, разворачивает торс в другую сторону и опускает весло. При этом нижняя рука становится верхней, верхняя – нижней. Весло опускается в воду с другой стороны лодки, совершается гребок.

Для прямолинейного движения лодки используются гребки со средней длиной проводки и средним темпом. Они называются прямыми. Для движения байдарки назад применяют обратные гребки, которые по схеме аналогичны прямым. Такая гребля позволяет увеличить скорость судна до максимальной и называется слаломной. Важно, чтобы она была ритмичной и синхронной при наличии двух или трех гребцов. Иначе байдарка начнет рыскать из стороны в сторону, крениться набок и плохо подчиняться управлению.

Управление байдаркой и разворот

Управление байдарками происходит либо с помощью руля, либо с помощью весел. Множество современных туристических моделей лодок снабжаются рулем, но зачастую он мешает движению, поэтому гребцы переходят на весла. Кроме того, изменять направление движения лодки помогает крен. Если накренить байдарку направо, она делает поворот налево, если накренить налево – поворачивается направо. Отрабатываются такие наклоны на спокойной воде. Судно разгоняют на веслах, потом гребцы поднимают их и накреняют лодку то в одну, то в другую сторону. Такое управление осуществляется главным образом при движении вперед для корректировочных маневров.

Веслами маневрируют при поворотах и разворотах лодки. Для того, чтобы потери скорости при этом были минимальными, используют управляющие гребки, которые делаются по дуге с той или иной стороны байдарки, отталкиваясь от носа или притягивая корму. Весло в этом случае проходит по самой поверхности воды. Гребок осуществляется непосредственно сильно развернутым туловищем гребца и верхней рукой. Весло относится далеко к носовой части и проводится до самой кормы, и наоборот. Усилие на него передается при помощи максимально вытянутой нижней руки.

Для управления лодкой используются кормовые гребки, которые позволяют сохранить скорость и не тормозят движение. Они могут осуществляться от прямого гребка или от управляющего гребка. Кормовые от прямого гребка представляют собой выталкивание весла как можно дальше и поворот лопасти так, чтобы она затолкнула поток воды под нос или корму. При управляющих кормовых весло переносится горизонтально, опускается в воду и возвращается назад, притягивая нос или корму.

Если необходимо немного притянуть кормовую или носовую часть байдарки, не теряя при этом скорость, используют полуподтягивающие гребки. Весло выносят немного в сторону, опускают в воду и проводят им дугу, одновременно ногами притягивая лодку к веслу.

Один из ведущих приемов в управлении байдаркой – завес. Он применяется тогда, когда необходимо резко изменить направление движения лодки. Весло ставится под определенным углом против движения байдарки при развороте корпуса гребца, который передает на него вес своего тела, а затем опускается в воду и подтягивается к байдарке.

Еще один управляющий прием – закол. Он используется в потоках с большой разницей скоростей. Весло ставят почти вертикально возле борта лодки так, чтобы лопасть располагалась перпендикулярно направлению движения воды. Они играет роль неподвижной стойки, вокруг которой байдарка разворачивается благодаря тому, что гребцы держат ее ногами.

Эффективность всех управляющих гребков зависит от того, чем дальше выносится весло, и от того, чем лучше гребцы работают туловищем. Главное при этом – контролировать движения лодки и вовремя маневрировать.

Где можно плавать на байдарке

Байдарки – универсальные лодки, которые подходят практически для любых водоемов. Они могут плавать по рекам любой сложности, свободно проходить бурные пороги, водопады, мелководье, заболоченные места. На байдарках отправляются в путешествия по морям, их используют для рыбалки и охоты в самых труднодоступных местах и для экспедиций по сложным маршрутам с переходами по суше. Во всех случаях важно правильно подобрать модель, чтобы лодка в пути не доставила неприятностей, и принять все меры по безопасности ее эксплуатации.

Техника безопасности на байдарке

Байдарки поворотливы, маневренны, послушны в управлении, но могут доставить немало проблем, если не соблюдать правила их эксплуатации. Во-первых, в байдарку нельзя садиться без спасательного жилета, даже если предстоит недолгая прогулка у берега. Всегда существует риск переворота лодки, вызванный неожиданными факторами.

Во-вторых, в байдарке нельзя вставать во всех рост и облокачиваться на борт. В лодке можно только сидеть, даже не пытаясь приподниматься. В-третьих, все вещи в ней должны быть привязаны и упакованы в герметичные мешки. Иначе они могут намокнуть, утонуть или расползтись по дну и нарушить равновесие лодки.

И, наконец, перед любым походом на байдарке надо тщательно проверить маршрут, определить степень его сложности и сообщить всем знакомым и близким о том, какое планируется направление. А если по пути встретятся спасательные службы, обязательно в них отметиться, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств они знали, где искать лодку и ее пассажиров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *