что делают мусульмане после еды
Что делают мусульмане после еды
Сунны застолья. Часть 2 (Источник фото: freepik.com).
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Безгранична милость Того, Кто дарует пропитание, и Того, Кто дает возможность получать награду даже во время еды.
Следуя за Пророком (ﷺ) мы не только добиваемся пользы в этом мире, но и зарабатываем саваб за оживление сунны, а самое главное – довольство Аллаха.
Всевышний говорит Своему любимцу (ﷺ): «Поистине, ты – человек превосходного нрава» (аль-Калям, 4).
Продолжаем перечислять адабы, которые совершал во время еды посланник Аллаха (ﷺ). Среди них то, чему обычно уделяется очень мало внимания и то, что несмотря на это, служит показателем высокой культуры человека во время приема пищи. Эти мелкие детали говорят о воспитании человека в духе ислама.
Во время еды следует:
– начинать прием пищи с фруктов, затем приступать к мясным блюдам, а завершить трапезу можно сладким, если, конечно, все это присутствует на столе;
– перед тем, как съесть мясо, съесть пару ломтиков хлеба;
– брать, отдавать и есть правой рукой;
– не ставить над хлебом ничего, кроме того, что едят вместе с хлебом;
– не класть в рот большие куски еды;
– жевать как следует;
– жевать пищу, закрыв рот;
– не протягивать руку к другой еде, пока не будет проглочено то, что во рту;
– вести разговор во время трапезы о том, в чем нет греха, с теми, кто разделяет трапезу, но не с набитым ртом.
Адабы после принятия пищи:
1. После еды вымойте руки и высушите их.
«Если с тем, кто лег спать, так и не помыв руки после приема пищи, случится что-либо неприятное, пусть винит в этом только себя!» (Абу Дауд). Существует предание, что если после еды вымыть руки и протереть влажными руками глаза, то это сотрет мелкие грехи и оздоровит глаза.
2. Соберите и съешьте крошки хлеба, оставшиеся на столе.
«Кто съест оставшиеся крошки хлеба, тот будет избавлен от проблем, связанных с детьми и будет жить в достатке» (Ибн Асакир).
3. Не оставляйте упавшие остатки еды и те, что на пальцах.
Как передает Анас бин Малик (р.а.), когда пророк Мухаммад (ﷺ) принимал пищу, он облизывал три своих пальца (когда употреблял пищу руками, без ложки). И при этом он (ﷺ) говорил: «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок еды, пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком куске его пищи скрыта благодать» (Муслим).
4. Не оставляйте остатки еды на дне тарелки.
Пророк (ﷺ) сказал: «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет: «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана»; а в риваяте от имама Ахмада говорится «Тарелка будет просить для него прощения».
5. Доедая остатки еды после мусульман, знайте, что в этом кроется благо и баракат.
6. Не ложитесь спать, пока съеденная пища не переварится, потому что это вредно для здоровья.
7. После еды почистите зубы мисваком или зубной щеткой.
При этом не проглатывайте остатки пищи между зубов. Это увеличит пропитание. Аиша (р.а.) передала слова посланника Аллаха (ﷺ): «Использование мисвака приносит чистоту рта и довольство Господа» (Бухари).
8. После еды прочитайте дуа.
الْحَمْدُ للهِ الَّذِىْ اَطْعَمَنَا وَسَقَاناَ وَجَعَلَناَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа миналь-муслимиин».
«Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами» (Абу Дауд).
Дуа муфтия четырех мазхабов – Али Хайдара Ахисхави (куддиса сирруху):
اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ ثُمَّ وَ ثُمَّ اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَطْعَمَنَا وَ سَقَانَا وَ أَشْبَعَنَا وَ أَرْوَانَا وَ كَفَنَا وَاٰوَانَا مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ وَ لَا قُوَّةٍ مِنَّا، وَ كَمْ مِمَّنْ لَا كَافِي لَهُ وَ لَا مَأْوٰى، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَنْعَمَ عَلَيْنَا وَأَفْضَلَ وَجَعَلَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَسْبَغٰ عَلَيْنا نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَ بَاطِنَةً، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ حَمْدُ يُوَافِي نِعَمَهُ وَ يُكَافِئُ مَزِيدَهُ، اَللّٰهُمَّ أَخِرْنَا مِنَ النَّارِ، وَاحْفَظْنَا عَنْ شُرُورِ الْأَشْرَارِ، وَأَلْحِقْنَا بِعِبَادِكَ الْأَبْرَارِ بِجَاهِ الْمُجْتَارِ عِنْدَكَ وَ اٰلِهِ الْأَخْيَارِ، اَللّٰهُمَّ أِنَّا نَسْأَلُكَ تَمَامَ النِّعْمَةِ، وَ دَوَامَ الْعَافِيَةِ، وَحُسْنَ الْجَاتِمَةِ، وَإِلٰى شَرَفِ النَّبِيِّ وَ اٰلِهِ وَأَصْحَابِهِ وَ مَشَايِخِنَا الْفَاتِحَةْ
«Альхамдулиллях сумма уа сумма альхамдулиллях. Альхамдулилляхил-лязи ат’амана ва сакана ва ашба’ана ва арвана ва кафана ва авана мин гайри хавлин ва ля кувватин минна ва кам мимман ля кафийа лаху ва ля ма’ва. Альхамдулилляхиль-лязи ан’ама ’аляйна ва афдала ва джа’аляна миналь-муслимин. Альхамдулилляхиль-лязи асбага ’аляйна ни’амаху захиратан ва батинатан. Альхамдулилляхи хамдан увафи ни’амаху ва укафи мазидаху. Аллахумма аджирна минан-нари ва-хфазна ан шуруриль-ашрар. Ва алхикна би ’ибадикаль-арбар. Би джахин-набийиль-мухтар ’индака ва алихиль-ахйар. Аллахумма инна наc’алука тамаман-ни’мати ва дауамаль-ав’ийати ва хусналь-хатимати. Ва иля шарафин-набийи ва алихи ва асхабихи ва машайиналь-фатиха»
«Все блага принадлежат Всевышнему Творцу. Снова и снова благодарю Всевышнего Творца за то, что Он нас накормил, напоил, утолил голод, удостоил нас благами, дал нам достаток и крышу над головой. И ведь у нас нет ни сил, ни мощи. (Это означает, что мы достигли этих благ, не имея в действительности никакого влияния, лишь милостью Всевышнего Творца). Ведь сколько тех, у кого нет ни крова, ни достатка. Слава Аллаху, который дарует нам различные блага, одаривает нас добродетелью и делает нас мусульманами. Слава Богу, который щедро одаривает нас явными и скрытыми благами. Слава Всевышнему Творцу за все блага, которыми Он одаривает нас соответствующими и приумноженными благами. О, мой Господь! Убереги нас от адского пламени, защити нас от злодеяний тех, кто преисполнен злобой. Сделай нас обладателями хороших нравов. Восхваляю Господа и избранного Им Пророка (ﷺ). О, мой Господь! Даруй нам достаток благого, продолжительное здоровье и благой конец на смертном одре (смерть со словами шахады). Молюсь за упокой души Пророка (ﷺ), достопочтенных ученых и сподвижников». Далее читается сура «Фатиха».
Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой
Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.
Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.
Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:
بسم الله الرحمن الرحيم
«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».
От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل
«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана«. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)
Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)
Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.
От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:
اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله
«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)
Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ
«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)
Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».
Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.
Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.
В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.
В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
7 правил приема пищи
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Чего я больше всего опасаюсь относительно моих последователей, так это больших животов [тучности, полноты, отсутствия меры в питании]…»[1]; «Наилучшие из моих последователей — это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем — следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]»[2].
Если пища для вас — это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес — ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Вот несколько правил приема пищи.
Правило 1
Упомянуть Бога в начале трапезы
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Сатана включается в вашу трапезу (получает доступ; становится ее участником), если вы не упоминаете Бога [приступая] к ней [например, сказав «бисмил-ля»]»[3].
Если человек в начале трапезы забыл упомянуть Бога, тогда он может сделать это, когда вспомнит, во время приема пищи либо в конце. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас собирается есть (трапезничать), то пусть непременно упомянет имя Господа (скажет «бисмил-ля»). Если забудет об этом в начале, тогда [вспомнив] пусть скажет: «Бисмил-ля фи аввалихи ва аахирихь» (с именем Бога в начале и в конце)»[4].
Правило 2
Верующий ест за одного, а не за семерых!
«Однажды пророка Мухаммада посетил гость. Безбожник[5]. Посланник Божий попросил надоить [молока] козы [в качестве угощения]. Гость выпил все надоенное от одной козы. Пророк попросил подоить еще одну козу. Гость выпил и это. Так он выпил за раз удой с семи коз. [Он остался гостить, и, видно, атмосфера доброты и великодушия настолько поразила его, что] наутро он стал мусульманином [уверовал в Бога, истинность миссии пророка Мухаммада; принял постулаты веры и религиозной практики]. [На завтрак] пророк Мухаммад повелел подоить козу и накормить гостя. Тот выпил. Подоили еще одну. Он (гость) не смог допить до конца. И тогда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин)[6] пьет [как и ест] за одного человека, а безбожник — за семерых[7]«[8].
Известный сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар не начинал трапезу, пока не приводили одного нищего, с которым он и садился трапезничать. Однажды привели человека, который поел очень много. Тому, кто привел, Ибн ‘Умар сказал: «Больше не приводи ко мне этого. [Он хотя и мусульманин, но ненасытный.] Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а безбожник — за семерых»[9].
«Абу Нахик любил много поесть. Ибн ‘Умар однажды обратился к нему: «Поистине, пророк Мухаммад сказал: «Безбожник ест за семерых[10]!» Тот ответил: «Я уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланника [но есть этот серьезный недостаток, а потому намерен изменить свое пристрастие к еде]»[11].
Правило 3
Накладывать в тарелку столько, сколько необходимо съесть для поддержания жизненных сил, и доедать все до конца.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Дьявол приходит к каждому из вас всегда и по любому поводу. Даже когда вы едите. А потому если у кого-то из вас упал кусочек [еды, ломтик хлеба, например], то [подняв] пусть очистит его от грязи [безусловно, в разумных пределах], а после пусть непременно съест, не оставляет Дьяволу. Когда же доест [завтрак, обед или ужин, например], пусть оближет свои пальцы [если во время трапезы что-то ел руками и на пальцах присутствуют остатки пищи. Опять же без перегибов и с учетом норм приличия того общества, в окружении которого трапезничает]. [Зачем все это?] Поистине, человек не знает, в какой еде (остатках пищи) заложена Божья благодать (баракят)»[12].
Правило 4
Абу Хурайра передал, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) никогда (!) не ругал пищу [не критиковал за то, что она не так приготовлена; не вкусно, не сладко, недосолили]. Если ему что-то [из еды] нравилось, он это ел. Если не нравилось, тогда оставлял (отказывался)»[13].
Правило 5
Есть на голодный желудок и не наедаться досыта
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил[14]. Если этого слишком мало, тогда треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания»[15].
Правило 6
После еды прополоскать рот и через 15 минут почистить зубы
«Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].
‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[17].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если бы не то затруднение, с которым могут столкнуться мои последователи, я велел бы им пользоваться мисваком [чистить зубы] каждый раз при совершении малого омовения[18] (перед каждой молитвой-намазом)»[19].
Он (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[20].
15 минут нужны для естественного восстановления зубной эмали после воздействия на нее кислой пищевой среды.
Правило 7
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас собирается есть, то пусть ест правой рукой. А если собирается пить [воду, например], то пусть пьет [держа сосуд] правой рукой. [Во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот и пить воду необходимо именно правой]. Поистине, Дьявол ест и пьет левой рукой [и вам верующим совсем не к лицу уподобляться ему в манере приема пищи, тем более что это ежедневный процесс, который можно наполнять Божественной благодатью и благословением]»[21].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джабира; св. х. ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 295.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 836, хадис № 102–(2017); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 415, хадис № 3766, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 363.
[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 415, хадис № 3767, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 315, хадис № 1858, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 355, хадис № 3264, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 362; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 476, «сахих».
[5] Вроде бы что может быть хуже безбожия?! Но независимо от вероисповедования либо отсутствия веры как таковой человек является человеком, не зря сотворенным Богом и имеющим потенциал уверовать. Весь вопрос в том, кто сможет подобрать ключ к вере, заложенной Богом в глубине души.
Напомню хадис: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]». Хадис от аль-Асвада ибн Сари‘а; св. х. Абу Я‘ля, ат-Табарани, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6356, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 410, хадис № 1385; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1066, хадис № 22–(2658); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 5. С. 410.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5397.
[7] В одном из риваятов (вариантов хадиса) имама аль-Бухари сказано: «Мусульманин ест за одного человека, а безбожник — за семерых». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5396. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 669, хадисы № 5393–5397 и пояснение к ним.
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 854, хадис № 186–(2063); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 23–25, хадис № 186–(2063) и пояснение к нему; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89, 90, хадисы № 82–85; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадисы № 1823, «хасан сахих» и № 1824, «хасан».
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1736, хадис № 5393.
[10] В Коране сказано: «Безбожники же [беспечно] пользуются (наслаждаются) [жизнью земной, ведь они не верят в жизнь после смерти] и едят подобно тому, как едят животные [то есть инстинктивно, без благодарности Богу и не задумываясь, откуда это и зачем, не думая о вечных перспективах]. [Если они останутся таковыми до самой смерти, тогда] Ад [после Судного Дня] явится их прибежищем [навечно]» (см. Св. Коране, 47:12).
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5396. Там же. Т 4. С. 1737, хадис № 5395.
[12] Хадис от Джабира; св. х. Муслима См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 841, 842, хадис № 135–(2033); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 124, хадис № 2023, «сахих».
[13] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1102, хадис № 3563; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 854, хадис № 187–(2064).
[14] Конечно же, это очень индивидуально, зависит от возраста и интеллектуальных либо физических нагрузок в течение дня.
[15] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1220, хадис № 17318 (17186); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 17, с. 88, 89, хадис № 81, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 682, хадис № 2385, «хасан сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 16.
[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».
Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.
[17] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1842, хадис № 25306 (24795); ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 127, хадис № 43–(253); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 296; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.
[18] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.
[19] В одном из достоверных риваятов говорится об омовении, в другом — о молитве-намазе. Хадисы от Абу Хурайры, Зейда ибн Халида, имама ‘Али и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауда, ан-Насаи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 460, хадисы № 7506–7513, все «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 198.
[20] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.
[21] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 354, хадис № 4537; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 837, хадис № 105г–(2020); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3776, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 481, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 369.