что делают десантники перед прыжком
«Не верьте, страшно всем»: Десантники откровенно о первых прыжках с парашютом и о своей службе
Три секунды бесконечности
Десантник Владимир Михайлов рассказал, что вырос в семье военного врача.
На вопрос, каков в армии рацион, десантник отвечает, что «кормили превосходно»:
«В столовых организована работа по системе «шведский» стол. Ты сам вправе выбирать, чего тебе больше хочется. Первое, второе и салат на выбор».
Что касается смелости во время первых прыжков, то Михайлов говорит откровенно, что, разумеется, это не так просто.
Как сказал «отец» ВДВ Василий Маргелов, «тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт, откуда города и сёла кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймёт чести и гордости десантника».
«Земля приближалась, запасные парашюты не раскрылись»
21-летний десантник Кирилл Бондаренко живет в Благовещенске. Он говорит, что рад, что попал в войска «Дяди Васи». О такой службе мечтал с детства.
Бондаренко признается, конечно, было сложно. Так, например, один из прыжков едва не стоил ему и его напарнику жизни.
Запасные парашюты не раскрылись. Парень признается, что за считанные секунды успел представить, как его родным сообщают о смерти.
К лету 1941 года комплектуют пять воздушно-десантных корпусов каждый численностью 10 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвуют в ожесточённых боях на территории Латвии, Белоруссии, Украины.
В 1954 году командующим ВДВ становится генерал армии Василий Филиппович Маргелов, который оставался в этой должности до 1979 года. С именем Маргелова связана целая эпоха в истории отечественных Воздушно-десантных войск, недаром ВДВ получили неофициальное название «войска Дяди Васи».
Десантники рассказали о подготовке к первому прыжку с парашютом
«ВДВ – это особая атмосфера»
2 августа десантники разных поколений отмечают День ВДВ. Накануне праздника корреспондент «МК» побывала в Туле у десантников гвардейского парашютно-десантного полка имени Дмитрия Донского и узнала, как готовится молодое пополнение к своему первому прыжку.
Особая атмосфера
– А вы первый раз к десантникам в гости? – бодро шагая с моим чемоданом в руке по направлению к машине, интересуется кареглазый рядовой Никита. – Ну, тогда вам точно понравится. ВДВ – это особая атмосфера.
От Московского вокзала в Туле до полка минут 20 езды. В городе оружейников я не была всего каких-то пару лет, а он уже разительно изменился, прирос новостройками, оборудованными на современный лад парковыми зонами, а главное – хорошими дорогами.
Асфальтовое покрытие для Тулы в 2010 году вообще было больным вопросом. Помню, как в центре города на легковой «пузотерке» мне приходилось практиковать навыки езды по бездорожью. Вместо асфальта посреди одной из главных улиц зияла огромная дыра. К счастью, как говаривал древнегреческий философ Гераклит, «все течет, все меняется». И с каждым последующим визитом перемены в лучшую сторону все более заметны.
– Надеюсь, вы высоты не очень боитесь, для вас тоже кое-что интересное подготовили, – прервал мои размышления Никита. Улыбка все так же сияла на его лице. Юноше явно очень хотелось поделиться, что же это «кое-что», но желание протянуть интригу подольше явно превалировало.
Старушка Nexia со скрипом «пришвартовалась» у военного городка.
– Пойдемте для начала переоденетесь в форму, а потом уже начнем, – командует мой провожатый.
Выданный маскхалат «Березка» был явно не по размеру, но хорошо утянутые ремни на разгрузке, надетой поверх него, придали человеческое очертание моему образу. Берцы я предусмотрительно привезла с собой. Теперь уже сохранять серьезное выражение лица стало и для меня невыполнимой задачей. В таком виде и в приподнятом настроении мы отправились к месту проведения занятий по укладке парашютов. Это тот жизненно важный навык, который должен освоить каждый новобранец-десантник. Без него, как и еще без ряда других, о которых я расскажу чуть позже, о первом прыжке даже не стоит задумываться. Если не научился «азам» на земле, в небе тебе делать нечего.
На длинных тканевых полотнах на полу в помещениях ангара и на асфальте перед входом разложены военные парашюты Д-10. На них и оттачивали свои теоретически познания военнослужащие. На них в скором времени и совершат свой первый прыжок.
Справка «МК»
Д-10 – десантный парашют. Разработан НИИ парашютостроения и принят на вооружение ВДВ в конце 90-х годов. Предназначен для боевых и учебных прыжков парашютистов-десантников всех специальностей, с полным табельным вооружением и снаряжением, на скоростях выброски от 140 до 400 км/ч, со стабилизацией до 3 секунд и более, в диапазоне высот от 200 до 4000 метров.
Заместитель командира парашютно-десантного батальона по воздушно-десантной подготовке гвардии майор Игорь Лобанов пояснил, что занятия по укладке десантных парашютов проходят в составе рот вновь прибывшего пополнения. Отработка навыков идет по два человека: первый номер осуществляет укладку, второй ему помогает. Потом они меняются между собой.
Длина основных строп – семь метров, а площадь купола – 100 квадратных метров. В одиночку с таким хозяйством управиться невозможно. Все действия происходят поэтапно. После каждого этапа офицеры проверяют, все ли сделано правильно.
В реальной жизни тоже так, уточнил майор, даже среди опытных десантников. Проверка обязательна для каждого, вопрос безопасности превыше всего.
К моменту моего прихода первый этап укладки уже был завершен. Офицерам как раз предстояло убедиться – все ли выполнено как надо, и в случае необходимости исправить ошибки.
– На первоначальном этапе надо убедиться в исправности всех частей парашюта и распутать стропы, – пояснил гвардии майор.
Заместитель командира наглядно показал мне части парашюта и рассказал, для чего какие предназначены. Надо отметить, что их количество впечатляло. А ведь ребятам надо запомнить и освоить всю последовательность действий всего за несколько занятий.
– За какое время десантник должен уложить парашют?
– Норматив по укладке парашюта парой военнослужащих на оценку «отлично» – 45 минут.
Далее Игорь рассказал про стабилизирующий парашют, предназначенный для придания десантнику ровного положения. «Чтобы не лететь лицом вниз», – пояснил майор. Показал подвесную систему со звеном ручного раскрытия, при помощи которого десантник открывает парашют.
– А если новобранец по какой-то причине не выдернет звено ручного раскрытия?
– Значит, сработает парашютно-страхующий прибор, парашют в любом случае раскроется, – успокоил офицер.
Один день – как неделя
Рядовой Вадим Шурпицкий призвался на службу в Воздушно-десантные войска в начале июля. Сам парень родом из культурной столицы и до призыва в ряды Вооруженных сил от военного дела был очень далек. Новоиспеченный десантник – представитель творческой профессии, на «гражданке» работал тату-мастером.
– Хотел пойти в армию? – интересуюсь у юноши.
– Если честно, то нет. Осознание того, что мужчина должен пройти этот путь, пришло уже здесь.
– Призвались совсем недавно – и уже успели это понять?
– Да, через пару дней. Здесь один день – как неделя.
– При распределении на призывном пункте куда хотели попасть служить?
– Сначала в ВДВ, потом решил, что хочу водителем в ракетную дивизию РВСН. Но в итоге я попал сюда.
– Расстроились?
– Не, – с детской непосредственностью мотает головой Вадим. – ВДВ – это же круто!
– Родные как отнеслись? Все-таки служба в Воздушно-десантных войсках – не санаторий.
– Мама переживает. Я ей по телефону рассказываю, что вот мы учимся парашюты укладывать, она сразу начинает кучу вопросов задавать, советы какие-то дает. Понимаю, что это от волнения за меня происходит. Приходится успокаивать, что все будет хорошо. И что я буду стараться все делать правильно.
Тем более мне есть на кого равняться: у меня старший брат тоже проходил «срочку» в ВДВ. У него 14 прыжков за всю службу. Чем я хуже? Друзья, кстати, все поддержали, даже завидуют немного. Кто-то из них только мечтает с парашютом прыгнуть, а у меня такая возможность есть. Вообще в моем окружении на гражданке больше половины все же пытаются «откосить» от армии. Не потому что плохие ребята или трусы – просто неизвестность, наверное, пугает. Я ведь тоже опасался сначала.
– Какие у вас эмоции перед первым прыжком?
– Вот не поверите, но чем ближе к этому событию, тем меньше страха. Уложил парашют сам безошибочно – сразу спокойнее на душе, более понятно все. Чем больше узнаешь, тем больше появляется интерес, а волнение уходит.
– С какими мыслями ложитесь спать?
– Мыслей много. О доме, о сегодняшнем дне, о завтрашнем. К счастью, распорядок дня у нас насыщенный. А когда занят, то и скучать особо некогда.
– Вы уже чувствуете себя настоящим защитником Родины?
– Конечно. Уверен, и остальные ребята тоже.
Легко сказать: «прыгайте»
Пока молодое пополнение постигало основы основ, их более опытные товарищи, военнослужащие контрактной службы, оттачивали свои предпрыжковые навыки на специальных тренажерах. Вообще из личных наблюдений в который раз, глядя на различные армейские приспособления, убеждаюсь, как все просто и логично придумано.
Тренажер «Стапель подвесных систем». Специальные приспособления, имитирующие положение десантника в воздухе с момента отделения от самолета. Если поднять ноги, то получится по-настоящему оторваться от земли. Служит он для отработки выдергивания звена ручного раскрытия, навыков действий при схождении парашютистов в воздухе и подготовки к приземлению в любых условиях. Плюс еще ряда навыков – очень важных для жизни. Хотя внешне вся эта конструкция по виду напоминает карусель в парке аттракционов, где сиденья на цепочках по кругу летают.
Офицер показал и другие тренажеры: «Парашютные трамплины», «Тренировка в гашении купола», «Дорожка с препятствиями».
– Военнослужащие занимаются по часу на каждом учебном месте. Здесь их шесть, – пояснил гвардии майор.
– Когда надо «гасить» купол? – интересуюсь у десантника.
– Это необходимо делать в том случае, если парашют после посадки наполнился ветром и пытается утащить вас в неведомые дали.
– А это физически тяжело?
– Попробуйте, – любезно предлагает офицер.
Для того чтобы я могла максимально прочувствовать тяготы «гашения» купола, ко всему уже надетому на меня обмундированию добавилась имитированная парашютная система. Дальше надо было расположиться на специально установленном деревянном палете на левом боку и обеими руками схватить трос от тренажера, по весу схожего с парашютом. А потом подтягивать его к себе.
– В реальности он еще тяжелее, – приободрил меня майор, пока я пыталась улечься на палет.
«Да куда еще-то? Тут пока подготовишься, уже устанешь», – почти вырвалось вслух.
Пожалуй, не буду в красках описывать весь процесс тренировки, скажу лишь одно: это действительно тяжело. Не просто так в ВДВ служат физически крепкие парни.
Дальше был высотный тренажер парашютистов: «Самолет Ан-2». Ан-2 – это всем известный «кукурузник», проверенный временем, надежный винтовой самолетик. На нем десантники отрабатывают правильность выполнения прыжка и безопасное приземление. Оказывается, ноги при приземлении не должны быть расставлены, если, конечно, в твои планы не входит провести несколько недель в гипсе. Свой первый в жизни прыжок военнослужащие совершают как раз с борта «Аннушки».
Справка «МК»
Ан-2 – советский легкий многоцелевой самолет. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.
Следующая непонятная конструкция оказалась тоже учебным местом, а именно высотным тренажером парашютистов «Самолет Ил-76». И если Ан-2 был и внешне самолетом, то в случае с этим тренажером о его предназначении можно понять, лишь прочитав табличку или поинтересовавшись у десантников. Конструкция скорее сродни американским горкам, но уж точно не походит на «улыбчивого Илюшу» – тяжелый турбореактивный транспортный самолет.
Майор объяснил, что подвесная система фиксируется нижней частью к десантнику, а верхней – к рельсам. Боец отделяется от самолета и быстро съезжает вниз. В процессе занятия он также нарабатывает навык как выхода из десантного люка, так и приземления.
– Вы высоты боитесь? – вопрос майора сразу напомнил про озвученное еще в самом начале обещание «кое-чего интересного».
Говоря откровенно, высоты я не просто боюсь, а боюсь почти панически. Но интерес был сильнее страха. А натянутая внизу сетка добавляла немного решимости.
Система надежно закреплена и поставлена на рельсы. Загоняю страх куда-то внутрь и подхожу к краю. Внизу несколько метров пустоты.
– Оттолкнитесь и прыгайте, – командует майор.
– Ага, прыгайте, – чуть слышно бормочу в ответ. – Легко сказать: «прыгайте».
На всякий случай, еще раз убеждаюсь, что сетка внизу никуда не исчезла, и зажмуриваю глаза. Секунда, рывок – и вот я уже по рельсам съезжаю вниз. И не страшно оказывается, а даже наоборот.
– Может, еще прыгнем откуда-нибудь? – высвободившись из подвесной системы, в надежде спрашиваю у офицера.
– Да хватит, пожалуй, – пойдемте лучше обедать.
«Вам точно понравится», – вспомнились мне на обратном пути слова встречавшего меня на вокзале Никиты. Вот ведь как прав оказался боец: ВДВ – это особая атмосфера!
Москва – Тула – Москва.
Для чего парашютисты перед прыжком цепляются верёвкой к самолёту?
Любители хороших французских комедий наверняка помнят тот эпизод в фильме «Такси-3», где комиссар Жибер всё никак не мог десантироваться вслед за остальными бойцами из-за неисправности работы парашютной системы.
— Это всё трос, слишком короткий! — замечает Ален. Комиссар отрезает его ножом и всё таки покидает самолёт, однако прыжок его заканчивается неудачным приземлением (а вернее приводнением).
Тут у обывателя может возникнуть вопрос, а зачем вообще парашютистов цепляют тросом к самолёту перед прыжком?
Примечания:
1. Вообще, как дело обстоит с французскими парашютами — мне неизвестно. Говорить будем о прыжках с отечественными парашютами (на примере широко распространённого парашюта Д-6).
2. Чтобы не запутаться, также отмечу, что далее под словом трос будет пониматься металлический трос, который натянут внутри фюзеляжа самолёта. Тот же «трос», которым парашютист цепляется к металлическому тросу мы будем называть лентой (т.к. для этих целей используется капроновая лента).
Итак, перефразируем вопрос с учётом примечаний: для чего отечественных парашютистов с помощью ленты (на конце которой имеется карабин) прикрепляют к тросу внутри самолёта перед прыжком?
Итак, начать следует с того, что прыжок с парашютом — дело очень непростое и даже экстремальное. Для того, чтобы парашют раскрылся правильно и парашютист благополучно приземлился, в комплектацию первого входит так называемый стабилизирующий парашют, который представлен на фотографии ниже:
Он намного меньше основного и запасного парашютов, и предназначен для правильной ориентации в пространстве парашютиста перед раскрытием основного парашюта.
Важно, чтобы стабилизирующий парашют раскрылся сразу после покидания парашютистом самолёта, т.к. уже через 3-4 секунды после прыжка должен быть раскрыт основной купол. Именно поэтому инициирует раскрытие стабилизатора не человек, а та самая лента, соединённая с тросом карабином, которая в момент натяжения вытягивает из камеры маленький парашют, а затем — отсоединяется и повисает на фюзеляже самолёта.
Когда парашютист покидает пределы самолёта, раскрывается стабилизирующий парашют и задаёт парашютисту правильную вертикальную ориентацию.
«501, 502, 503» — ведёт отсчёт смельчак, после чего дёргает кольцо основного парашюта, который вытягивается вверх тем же стабилизирующим парашютом:
Вверху представлен схематический рисунок, в трёх этапах отражающий процесс раскрытия основного парашюта.
Более наглядно это представлено на замечательной составной фотографии, демонстрирующий все этапы прыжка с парашютом от покидания самолёта, до раскрытия основного купола:
Что ж, надеюсь мне удалось сегодня сделать ваш кругозор чуточку шире!
Что делают десантники перед прыжком
Первую высадку российские десантники совершили в 1930 году – это произошло во время учений Красной Армии под Воронежем. С годами у бойцов ВДВ сложились чёткие представления о том, чего не надо делать перед прыжком, чтобы благополучно долететь до земли. В конце концов, все десантники помнят фразу: «В ВДВ нет здоровых и больных – есть живые и мёртвые».
Запреты
Писаные и неписаные правила подготовки к прыжку в «Войсках дяди Васи» предусматривают ряд запретов. Один из самых главных касается алкоголя. Хотя среди «голубых беретов» и бытует мнение, что десантник обязан быть «слегка пьян», напиваться перед прыжком, разумеется, нельзя. В этом случае бойца не только не допустят в самолёт, но и последуют дисциплинарные взыскания. Спиртные напитки смертельно опасны для любого парашютиста, так как одурманенный мозг может не успеть сориентироваться в случае нештатной ситуации.
С момента погрузки в самолёт от десантников требуется стопроцентное владение собой и спокойствие. Поэтому в день прыжка воин в тельняшке не станет ссориться и ругаться с кем бы то ни было. Непосредственно на борту десантники стремятся не делать лишних движений.
И, разумеется, десантник не станет прыгать, не проверив досконально снаряжение и не повторив в уме полученные инструкции по высадке.
Суеверия и приметы
Если соблюдение вышеназванных правил продиктовано рациональными причинами, то многие распространённые среди десантников традиции логически необъяснимы. Большое количество суеверий зародилось ещё в гражданском парашютном спорте. Другие запреты, по-видимому, характерны только для субкультуры ВДВ.
Нередко у бойцов возникают индивидуальные ритуалы, которые затем перенимаются их сослуживцами. Суеверия в ВДВ распространены в разной степени – есть такие части, где о них даже не слышали.
Например, утверждают, что перед прыжком нельзя фотографироваться – согласно поверью, такой снимок пойдёт «на памятник», т.е. щёлчок фотоаппарата предвещает гибель при прыжке. Это развитие давнего народного суеверия о том, что нельзя фотографироваться накануне дальней поездки. На практике запрет многими нарушался, поскольку снимок с парашютом за плечами – лучший подарок, который можно отправить в письме родным или любимой девушке. И хотя в тысячах случаев ничего страшного при фотографировании не произошло, некоторые десантники рьяно соблюдают эту примету по сей день.
Десантники остерегаются перед прыжком употреблять слово «последний», заменяя его в речи на слово «крайний». Считается, что неосторожным высказыванием можно накликать на себя беду. Данную примету парашютисты переняли у лётчиков, а те, в свою очередь, у моряков. Примечательно, что многие прошедшие службу в ВДВ раздражаются, когда слово «последний» заменяют на «крайний» в гражданской жизни, например, пассажиры в автобусе. С точки зрения десантника «гражданские» ничем не рискуют.
Многие десантники, включая офицеров, вспоминают, что наотрез отказывались стричься и бриться перед прыжком. Также накануне высадки нельзя было чистить автомат Калашникова и подшивать воротничок. Такая приверженность порядку трактовалась как символическая «готовность» к переходу в загробный мир.
Перед прыжком десантники стараются не снимать талисманы – таковыми могут быть фотографии матери или возлюбленной, пули или патроны, а также шпильки от парашютных приборов. Трепетно относятся бойцы ВДВ и к своим голубым беретам, считая, что их нельзя оставлять на земле. Даже если прыжок совершается в шлеме, берет обязательно кладут за пазуху.
С каких высот и самолетов прыгают десантники с парашютом
Десантные войска в обязательном порядке проходят прыжковую подготовку еще на этапе обучения. Затем навыки прыжков с парашютом используются уже во время боевых действий или показательных выступлений. У прыжков есть особые правила: требования к парашютам, используемым самолетам, подготовке солдатов. Все эти требования необходимо знать десанту для безопасного полета и приземления.
Прыгать без подготовки десантник не может. Обучение – обязательный этап перед началом настоящих прыжков ВДВ, во время него происходит теоретическое обучение и прыжковая практика. Вся информация, которую рассказывают будущим десантникам во время подготовки, приведена ниже.
Самолеты для перевозки и десантирования
С каких самолетов прыгают десантники? Армия России на данный момент использует несколько самолётов для десантирования войск. Основной из них ИЛ-76, но используются и другие, летные машины:
ИЛ-76 остается предпочтительным, поскольку наиболее удобно оборудован для десантирования, обладает вместительным багажными отделением и хорошо сохраняет давление даже на больших высотах, если десанту нужно прыгнуть там. Его корпус герметичный, но на случай аварийных ситуаций отсек для десантников оборудован индивидуальными кислородными масками. Таким образом каждый парашютист не будет испытывать недостаток кислорода во время полета.
Самолет развивает скорости, примерно 300 км в час, а это оптимальный показатель для десантирования в военных условиях.
Высота прыжка
С какой высоты обычно прыгают с парашютом десантники? Высотность прыжка зависит от вида парашюта и самолета, который используется для десантирования. Рекомендуемая оптимальная высота десантирования – 800-1000 метров над землей. Этот показатель удобен в условиях боевых действий, поскольку на такой высоте самолет меньше подвергается обстрелу. При этом воздух не слишком разреженный, чтобы десантник высаживался.
С какой высоты обычно прыгают десантники в случае не учебных действий? Раскрытие парашюта Д-5 или Д-6 при высадке с ИЛ-76 происходит на высоте 600 метров. Обычное расстояние, необходимое для полного раскрытия – 200 метров. То есть, если высадка начинается с высоты 1200, то раскрытие произойдет на отметке 1000. Максимум, допустимый при высадке – 2000 метров.
Более передовые модели парашютов позволяет начать высадку и с отметки в несколько тысяч метров. Так, современная модель Д-10 позволяет высаживаться на максимальной высоте не более 4000 м над землей. При этом минимально допустимый уровень для раскрытия – 200. Рекомендуется начинать раскрытие раньше, чтобы снизить вероятность травм и жесткой посадки.
Виды парашютов
С 1990-ых годов в России используются два основных типа десантных парашютов: Д-5 и Д-6. Первый является самым простым, не позволяет регулировать место высадки. Сколько строп у парашюта десантника? Зависит от модели. Строп в Д-5 28, концы закрепленные, из-за чего и нельзя регулировать направление полета. Длина строп – 9 метров. Вес одного комплекта – около 15 кг.
Более усовершенствованная модель Д-5 – это парашют десантника Д-6. В нем концы строп можно освобождать и перетягивать нити, регулируя направление полета. Чтобы повернуть налево, нужно натянуть стропы слева, для маневра на правую сторону – потянуть за нить справа. Площадь парашютного купола такая же, как и у Д-5 (83 квадратных метра). Вес у комплекта сниженный – всего 11 килограмм, он наиболее удобен для еще обучающихся, но уже тренированных десантников. За время обучения совершается около 5 прыжков (при экспресс-курсах), Д-6 рекомендуется выдавать после первого-второго. Стропил в комплекте 30, из них четыре позволяют управлять парашютом.
Для совсем новичков разработаны комплекты Д-10, это обновленная версия, которая лишь недавно поступившая в распоряжение армии. Стропил здесь больше: 26 основных и 24 дополнительных. Из 26 стоп 4 позволяют управлять системой, их длина – 7 метров, а оставшихся 22 – 4 метра. Получается, что всего 22 внешние дополнительные стропы и 24 внутренние дополнительные. Такое количество шнуров (все они изготовлены из капрона) позволяют максимально управлять полетом, корректировать курс при высадке. Площадь купола у Д-10 – целых 100 квадратных метров. При этом купол изготовлен в форме патиссона, удобной зеленой расцветки без рисунка, чтобы после приземления десантника его тяжелее было обнаружить.
Правила высадки из самолета
Десантники высаживаются из салона в определенном порядке. В ИЛ-76 это происходит в несколько потоков. Для высадки существуют две боковых двери и рампа. При учебных действиях предпочитают пользоваться исключительно боковыми дверьми. Высадка может осуществляться:
Распределение на потоки делается для того, чтобы прыгающие не столкнулись друг с другом при приземлении и не могли зацепиться. Между потоками делается небольшая задержка, обычно несколько десятков секунд.
Механизм полета и раскрытия парашюта
После высадки десантник должен высчитать 5 секунд. Нельзя считать стандартным методом: «1, 2, 3…». Получится слишком быстро, реальные 5 секунд еще не пройдут. Лучше отсчитывать так: «121, 122…». Сейчас наиболее часто используют счет начиная с 500: «501, 502, 503…».
Сразу после прыжка автоматически раскрывается стабилизирующий парашют (стадии его раскрытия можно увидеть на видео). Это небольшой купол, который не позволяет десантнику начать «кружиться» во время падения. Стабилизация предотвращает перевороты в воздухе, при которых человек начинает лететь вверх ногами (такая позиция не позволяет раскрыть парашют).
Через пять секунд стабилизация полностью выводится, и в действие нужно привести основной купол. Делается это либо при помощи кольца, либо автоматически. Хороший десантник должен уметь сам регулировать раскрытие парашюта, поэтому тренированным обучающимся дают комплекты с кольцом. После задействования кольца основной купол полностью раскрывается за 200 метров падения. В обязанности тренированного парашютиста десантника входит и маскировка после приземления.
Правила безопасности: как оградить десант от травм
Парашюты требуют особого отношения, ухода, чтобы прыжки с их использованием происходили максимально безопасно. Сразу после использования парашют нужно правильно сложить, иначе срок его эксплуатации резко сократиться. Неправильно сложенный парашют может не сработать при высадке, что приведет к летальному исходу.
Нужно выполнить следующие рекомендации:
Обязательно нужно учитывать вес прыгающего. Все модели парашютов выдерживают не более 150 кг. При этом при прыжках с весом до 140 их можно использовать 80 раз, а вот если нагрузка составляет 150, то только 10, после чего парашют идет в утиль. Вес нужно рассчитывать из суммы самого десантника и веса комплекта. Новый Д-10 весит 15 кг, как и Д-5, а вот Д-6 – 11 кг.