что делать учителю если ученик не хочет учиться

Ребенок не хочет учиться: как решить эту проблему

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Об эксперте: Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» «Учи.ру».

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет учиться. Дети, особенно младшего возраста, не умеют самостоятельно работать с мотивацией. Для многих учеба становится скучной обязанностью, в которой они не видят большого смысла. У ребенка падает интерес, стремление заниматься, и ухудшаются оценки. Ему интереснее сидеть в телефоне, смотреть смешные видео и проводить время с друзьями. Первая мысль, которая может прийти в голову родителя — заставить.

Но принуждение — не самый действенный способ: ребенок может начать еще больше сопротивляться. Чтобы справиться с проблемой, стоит сначала поискать не способы ее решения, а корни. Отсутствие мотивации, например, может быть связано со взаимоотношениями учителя и ученика. Неосторожные слова педагога, брошенные во время урока, могут привить неприязнь к предмету и повлиять на желание учиться. Среди других возможных причин — плохие отношения с одноклассниками, буллинг, низкая самооценка и чрезмерная загруженность.

Если ребенок чувствует себя неуверенно, подвергается давлению со стороны учителя или других учеников, то схожее отношение со стороны родителя только загонит его в угол. Первое, что нужно сделать, если ребенок потерял мотивацию учиться, — попробовать с ним поговорить и сделать это в максимально дружественной форме. Спросить об отношениях с учителями, одноклассниками, узнать, не устает ли он и что можно сделать, чтобы он чувствовал себя лучше. Сказать, что вы его понимаете, так как сами проходили через школьные годы и знаете, как это сложно. Ребенок должен видеть, что у него есть поддержка со стороны родителя и ему есть к кому обратиться за помощью. В случаях, когда ребенок замыкается и не хочет идти на контакт, можно подключить детского психолога, который поможет справиться с ситуацией.

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Главное — помнить, что отсутствие интереса к учебе не говорит о том, что с ребенком что-то не так. Нежелание учиться можно сравнить с нежеланием взрослого человека работать. Оно часто возникает при проблемах с коллективом, грубых начальниках, монотонных задачах и переработках. Как только человек находит любимую работу, где к нему хорошо относятся, поддерживают и предлагают задачи, схожие с его интересами, его мотивация растет и он начинает трудиться с удовольствием. То же происходит с ребенком. Если изменить подход к обучению, у него появится интерес, а все проблемы уйдут в прошлое. Важно знать, где искать проблемные точки.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя. Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету.

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики. К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.

Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Источник

13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога (3 фото)

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Выяснить причину – 50% успеха

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Источник

Ребенок не хочет учиться: советы педагога

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Ребенок не хочет учиться: советы педагога.

Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно прежде всего понять ее причину.

Учиться слишком сложно

Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

Учиться слишком скучно

Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

Конфликт с учителями

К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

Конфликт с одноклассниками

Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

Отсутствие потребностей в новых знаниях

Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

Неправильное распределение времени

Возможно, другие дела отнимают всё время? Общение в соц. сетях и посиделки с друзьями хороши в меру. Или ребёнка захватили видеоигры? Что бы это ни было, если вам ясно, куда уходит время и внимание, это уже облегчит вам работу.

Излишний контроль родителей

Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

Проблемы со здоровьем

У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

Потеря мотивации

Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе?

Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.

В современной школе любят перегружать детей количеством уроков и сложным материалом. Часто интерес к учебе пропадает просто потому, что ребенок не успевает освоить материал в том жестком темпе, который от него требуют учителя.

Как помочь ребенку хорошо учиться? Уделяйте больше вашего внимания подготовке домашних заданий, стараясь своевременно устранять «белые пятна» в познаниях. Если пробелы в знаниях крайне велики, стоит обратиться за помощью к репетитору. Подобные советы особенно актуальны для болезненных детей, неуспеваемость которых связана с частыми пропусками занятий.

Намного сложнее решить, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, если корнем проблемы является задержка в развитии. Многие родители опасаются переводить детей в специализированные интернаты, поскольку боятся дальнейших проблем в социализации. В итоге, ребенок к подростковому возрасту совершенно перестает ориентироваться в школьной программе и у него вырабатывается масса комплексов.

Сумасшедший ритм городской жизни добрался даже до маленьких детей. Родители буквально осаждают центры раннего развития и с упоением следят за каждым успехом своей крохи. К 5-ти годам ребятишки, помимо садика, посещают по 2-3 кружка и фактически теряют возможность просто играть.

Неудивительно, что в начальной школе, ребенок успевает устать от учебы! Что делать, если ребенок не хочет учиться по этой причине? Дать ему возможность вдоволь отдохнуть и окунуться в полноценное детство!

Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
— иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
— повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
— способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
— относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
— постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

Однако в случае, если интереса к знаниям не было изначально или причина его пропажи совершенно не ясна, потребуется помощь хорошего психолога.

Источник

Что делать учителю если ученик не хочет учиться

что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть фото что делать учителю если ученик не хочет учиться. Смотреть картинку что делать учителю если ученик не хочет учиться. Картинка про что делать учителю если ученик не хочет учиться. Фото что делать учителю если ученик не хочет учиться

Ребёнок, не успешный в учёбе – это проблема не только родителей (хотя их она должна беспокоить в первую очередь), но и учителей, которые его учат. К сожалению, часто бывает так, что именно на педагогов ложится основная тяжесть этой ноши, а нередко – и вся ответственность за неё.

Что же делать учителю, если ребёнок в его классе плохо учится? Как помочь ему стать более успешным? Как мотивировать родителей включиться в процесс обучения и развития ребёнка? Как самому педагогу избавиться от чувства вины (порой совершенно необоснованного) оттого, что не получается «вытянуть» ученика из болота неуспеваемости?

Сначала предлагаю обозначить то, что делать НЕ НАДО:

1. Никому не говорить о проблеме.

2. Биться с ней в одиночку.

3. Не обращать внимания на такого ученика.

4. Ставить тройки «с закрытыми глазами», «жалея» ребёнка и родителей.

5. Ставить двойки, не пытаясь выявить причину трудностей и не решая их.

6. Ругать ребёнка, обвиняя его в лени, упрямстве и отсутствии желания учиться.

Первое, что нужно сделать, если ученик или ученица испытывают трудности в учёбе – это выяснить причины такого положения дел (логично, не правда ли?). Кстати, о причинах учебных проблем можно почитать в этой статье. Кроме того, не лишним будет узнать, когда возникли неполадки у ребёнка, а для этого поинтересуйтесь у педагогов детского сада, который он посещал, у учителей, которые учили его до вас, каковы были его успехи в тот период. Попросите медиков просмотреть медицинскую карту: не отставал ли он в развитии раньше, не было ли заболеваний, которые могли повлиять на формирование способностей к обучению.

Второе обязательное действие педагога – поставить в известность о тех проблемах, которые существуют у ребёнка, его родителей (потому что сами знаете – один в поле не воин, и без их помощи учителям с накопившимися трудностями не справиться). Стоит показать мамам и папам истинное положение дел у их ребёнка, без приукрашивания (жалеть их не стоит, иначе они могут подумать, что всё не так уж и плохо, может, «само пройдёт», и никакого результата вы не добьётесь), но и без излишнего сгущения красок (пугать тоже ни к чему – это может вызвать обиду и отторжение). О том, как это можно сделать, написано вот здесь.

Третье из самых необходимых действий – настоятельно рекомендовать родителям обратиться за консультацией к специалистам медицинского профиля – врачу-неврологу и врачу-психиатру. Причём вне зависимости от причины, влияющей на успешность ребёнка. Очень часто медикаментозное лечение оказывается достаточно эффективным и весьма положительно влияет на качество учёбы. Кроме того, такого рода консультации проводят и врачи психолого-медико-педагогических комиссий (и в этом случае родители могут не опасаться постановки их детей на диспансерный учёт).

Что делать дальше? В каждом конкретном случае это будут разные методы, и их выбор зависит уже от тех причин, которые мешают ученику достичь успеха (думаю, про индивидуальный подход напоминать смысла нет, и так наверняка речь о нём идёт на всех педсоветах и совещаниях).

Если они (причины) кроются в том, что ребёнок часто болеет и пропускает школу, то очевидно, что в первую очередь надо порекомендовать родителям решить проблемы с его здоровьем. Со стороны школы в этом случае будет очень уместно побеспокоиться об организации работы с данным школьником, чтобы пробелов в знаниях у него не возникало или чтобы они вовремя ликвидировались. Формы и методы этой работы могут быть самыми разными: занятия на дому, выполнение заданий учителя ребёнком совместно с родителями либо с одноклассниками, которые его навещают, установление регулярной связи и даже систематическая организация уроков через интернет (электронная почта и скайп сейчас есть у многих) и т.д.

При психолого-педагогической запущенности, когда у ребёнка большие пробелы в знаниях, но при этом он обладает достаточными способностями для их освоения, наилучший выход – дополнительные занятия с учителями или репетиторами. Иногда, когда размер неусвоенного учебного материала слишком велик, можно оставить ученика на повторное обучение. В этом случае шансы на то, что он «догонит» сверстников и станет успешен, довольно высоки.

Если неуспешность ребёнка обусловлена недостаточным уровнем развития психических процессов, то кроме работы учителей понадобится и работа «узких специалистов»: педагога-психолога и учителя-логопеда. К сожалению, нередко в образовательных учреждениях данные работники попросту отсутствуют, и тогда эта задача ложится на плечи педагогов, обучающих ребёнка. К слову, они вполне могут с ней справиться своими силами, и тут им не всегда нужны какие-то специфические знания и умения, достаточно только проконсультироваться у опытных специалистов (по возможности) или даже поискать нужную информацию в книгах или интернете. Только нужно помнить, что в данном случае обычное «натаскивание» на запоминание способов выполнения определённых заданий не будет эффективным, и тем более совершенно бесполезно пытаться «забежать вперёд» изучаемого материала, чтобы потом ребёнку было легче его освоить. А вот что действительно необходимо – так это сосредоточиться именно на развитии психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи) и общеучебных умений и навыков.

В случае, если у ребёнка изначально были проблемы в развитии и обучении, то дополнительными усилиями педагогов с этим не справиться, даже если будут работать несколько учителей и репетиторов сразу и все они «в лепёшку разобьются». Тут, скорее всего, нужна смена образовательной программы. Этим занимается психолого-медико-педагогическая комиссия.

Очень важно: при работе с любым плохо успевающим в учёбе ребёнком нужно создавать для него ситуации успеха, меньше критиковать и больше хвалить (если нет значительного результата, то даже за малюсенькое продвижение вперёд; если не за результат, то хотя бы за старание; если не за учёбу, то за внеучебную деятельность или за личные качества).

Ещё один момент, о котором хочется сказать. Если кто-то из ваших учеников плохо учится, обязательно (и как можно раньше) ставьте об этом в известность администрацию образовательного учреждения, и держите её в курсе того, какую работу с этим ребёнком и его родителями вы ведёте, какую помощь оказываете. Обращайтесь к завучу или директору за советом, что ещё можно сделать для достижения результатов, кого привлечь для этого, каким образом оценивать работы ученика и т.п. Обратиться за советом ни для кого не зазорно, а представителям администрации это ещё и приятно, к тому же, они увидят ваши действительные усилия и реальные проблемы ребёнка. Это поможет вам превратить их из «контролирующего органа» в своих союзников и совместно искать эффективное решение вопросов неуспеваемости детей.

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *