что делать с ямами во дворе
Ямы и выбоины на дорогах. Как с ними бороться?
Ямы на дорогах это головная боль любого автомобилиста. Транспортные налоги повышают, а качество дорог – нет. Что делать и как бороться с администрацией и коммунальными службами?
Для начала приготовьтесь, легко не будет. Для того чтобы добиться результата, потребуется запастись терпением, стальными нервами и настойчивостью.
Законодательное регулирование
ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к качеству дорог, велодорожек, обочин и других объектов дорожной инфраструктуры. В частности, установлены характеристики ям и выбоин на дорогах, которые должны незамедлительно устраняться в установленный срок:
Это самые часто встречающиеся на практике нарушения, с которыми можно и нужно бороться. По закону они должны устраняться в течение 14 дней в зависимости от загруженности дороги.
Довольно часто, однако, ямы, выбоины, колеи, открытые люки месяцами присутствуют на дорогах, пока какой-то автомобилист не пробьет себе колесо или не случится ДТП по причине таких дорожных дефектов.
С чего начать?
Первым делом разберитесь, в чьем ведении находится тот участок дороги, который следует отремонтировать, найдите адреса, контакты ответственных лиц, и дополнительные сервисы в сети Интернет, где можно оставить жалобу.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ответственность за состояние конкретного участка, лежит именно на них.
Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, проводят осмотры и обследование дорог, в том числе по жалобам и заявкам, составляя по итогам акты соответствия и несоответствия техническим регламентам.
Если речь о дворовой территории – то это придомовая либо муниципальная собственность, то есть тут обращаемся в ТСЖ, управляющую компанию либо в местную администрацию.
Если это покрытие вокруг торгового центра – то тут зона ответственности собственника данного ТЦ.
Если же это обычная дорога в городе, то за ее состояние отвечают городские власти.
Вторым шагом составьте и направьте обращение или жалобу лично, по почте или онлайн. Вне зависимости от того, куда именно будет отправлено обращение, есть базовые и важные рекомендации, которые нужно учесть при составлении.
Оформите подробную жалобу, укажите характеристики дорожного дефекта, его точные координаты, приложите фотографии, сделайте ссылки на технические регламенты, ГОСТы и нормативно-правовую базу. По возможности, привлеките других людей к решению проблемы: чем больше жалоб на одну и ту же дорогу будет, тем выше шансы на хоть какой-то положительный эффект. Готовьтесь заранее к отказу, не падайте духом и не бросайте дело на полпути.
Куда обращаться?
Обращаться в ТСЖ имеет смысл, если вы хотите пожаловаться на крайне плачевное состояние дороги или тротуара, расположенных во дворе вашего многоквартирного дома, это непосредственно их зона ответственности.
Но, как показывает практика, ТСЖ отказывает жильцам из-за того, что в договоре не прописаны расходы на ремонт дорожного покрытия.
Обращение в администрацию города не самый действенный приём. Во-первых, чиновники привыкли бездействовать, они понимают, что за это им ничего не грозит, тем более, что у них готовы стандартные отписки, которые прикроют в случае чего.
Во-вторых, им дан 30-дневный срок на ответ и поверьте, спешить они не будут, но попытаться все же стоит.
Обращение в региональное управление ГИБДД, пожалуй, один из самых эффективных способов решения проблемы. Подать жалобу на проблемную дорогу можно в электронном виде, но будьте готовы к тому, что придется подождать какое-то время.
Чаще всего, в связи с бездействием остальных инстанций, автомобилисты обращаются именно в ГИБДД. Рано или поздно ваше обращение будет рассмотрено и передано в организацию, отвечающую за дороги на данном участке.
Третий шаг
Изучите сервисы активистов по теме и оформите туда обращение.
«РосЯма» самый популярный и эффективный сайт по теме, довольно простой в обращении. От вас потребуется просто заполнить заявку по форме, указать точное положение дорожных дефектов, приложив подтверждающие фотографии, и сервис в автоматическом режиме направит обращение во все необходимые инстанции.
РосЯма это не волшебная таблетка, не думайте, что оставить заявку там будет достаточно. Это лишь один из удобных инструментов, который в комплексе с другими вашими действиями может дать накопительный положительный эффект.
Несмотря на активное развитие автомобильного сообщения, проблема плохого состояния дорог и трасс остается. И, к сожалению, при обращении с жалобой в исполнительные и контролирующие органы на аварийное состояние дорог, граждане зачастую остаются без ответа.
Жалоба начинает гулять по разным инстанциям, власти занимаются перекладываем ответственность и бездействуют, но это совершенно не повод оставить всё как есть. Чем больше автомобилистов будут обращаться в различные госорганы и общественные организации, тем быстрее ситуация сдвинется с мертвой точки.
Как убрать яму на дороге
И выровнять ухабы во дворе
Я страдаю от плохих дорог.
Из-за них со мной случалось всякое: я застревал колесом в яме, не мог выехать с парковки из-за выпирающего люка, однажды порвал шину штырем, торчащим из бордюра. Я решил, что терпеть это нельзя, пожаловался властям, и больше этих проблем нет.
Расскажу, как сделать так же.
Какие проблемы мэрия обязана устранить
В России существует государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93: он описывает требования к дорогам и обязывает власти устранять дефекты — просадки, выбоины, торчащие крышки люков, выпирающие трамвайные и железнодорожные рельсы. На дорогах, где ездит много машин, по госту повреждения должны устраняться за пять суток. Во дворах и на незагруженных улицах — за десять.
Яма — это просадка или выбоина длиннее 15 см, шире 60 см и глубже 5 см. Если в яму помещается хотя бы половина кроссовка, то ее должны заделать.
Крышка люка не должна возвышаться над дорогой или проседать более чем на 2 см. Всё, что больше, считается дефектом, который надо устранить.
Трамвайные рельсы не должны возвышаться или проседать более чем на 2 см. На железнодорожных переездах — более чем на 3 см.
Два способа
Есть два способа пожаловаться на дефект на дороге: подать официальную жалобу на бумаге или воспользоваться онлайновыми сервисами. Отправить жалобу самостоятельно может быть надежнее. Сервисы позволяют сделать это быстрее, без изучения законов и очередей на почте.
Как подать жалобу по почте
Чтобы обратиться в ГИБДД по поводу дорожного дефекта, понадобится телефон с камерой, лист бумаги, ручка, конверт с марками. На всё обращение уйдет не более 15 минут.
Сделайте три снимка дефекта на телефон при дневном свете: общий план с домами, дорожными знаками и магазинами, по которому можно будет понять, где находится яма. Саму яму сфотографируйте с двух сторон.
Запишите, где находится яма — улицу, номер дома и подъезда, примерное расстояние от дома и бордюра до повреждения. Если рядом есть вывески или опознавательные знаки — запишите их тоже.
Это заявление с жалобой на яму я отправил в ГИБДД
Водитель влетел в яму и попал на ремонт. Его оплатят городские власти
Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.
Другой бы на его месте расстроился и заплатил. Но этот водитель не стал мириться с плохими дорогами и пошел по судам. Решения были противоречивые, но и мужчина оказался не промах. В итоге дошел до Верховного суда и теперь понятно, как отсудить у местной администрации или дорожных служб деньги за ремонт автомобиля.
Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.
Почему водитель решил, что виновата дорожная служба?
Водитель ничего не нарушал. Он не превышал скорость, не обгонял и не делал опасных маневров. Размеры выбоины на дороге были больше максимально возможных по стандартам.
Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.
На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу — значит, и отвечать должны вместе с ней.
Почему дорожная служба отказалась платить?
Власти и нанятая ими коммунальная служба решили, что водитель должен был смотреть на дорогу. Мост же освещался, а что еще надо. Вот ехал бы мужчина аккуратнее, смог бы вовремя заметить яму.
Водитель говорит, что не видел и не мог видеть выбоину из-за того, что перед ним ехал другой автомобиль. Но это только слова, а доказательств нет. Нет доказательств — нет и компенсации. Пусть ремонтирует машину за свой счет и ездит внимательнее.
Что сказали суды?
Дороги должны быть безопасными — это написано в федеральном законе.
Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.
Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.
Если дорогу не содержат в порядке, коммунальные службы несут за это ответственность по закону и договору.
Если на дороге была выбоина — это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей — это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт — это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.
Он получит возмещение расходов на ремонт, экспертизу и госпошлину — всего 130 тысяч рублей. Эти деньги ему выплатит организация, которая отвечает за ремонт дорог. Если у нее не хватит денег, то ответит администрация. Работника, которые отвечает за ремонт дорог, нужно оштрафовать на 2200 рублей в пользу государства.
Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге, нужны такие условия:
По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать — непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.
Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.
Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.
Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.
Итог. Решение областного суда отменили. Дело будут пересматривать с учетом выводов Верховного суда.
Неужели все так просто?
Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.
Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.
Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.
Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.
Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.
Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.
Как получить компенсацию за ремонт из-за ямы на дороге?
Следите за дорогой, предупреждениями и знаками. Все-таки эту обязанность водителей никто не отменял.
Если машина попала в яму, вокруг которой не было ограждения, действуйте так:
Как отремонтировать дорогу во дворе?
Кто должен ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов? Как пожаловаться на состояние дорожного покрытия?
На какие ямы можно жаловаться?
Требования к дорогам прописаны в государственном стандарте. Ремонт дороги должен быть произведён, если на проезжей части имеются ямы следующих размеров:
Если яма или выбоина на дорожном покрытии соответствует хотя бы одному из указанных параметров, то она должна быть ограждена и отремонтирована в течение 10 рабочих дней.
Если состояние дорожного покрытия не соответствует нормам ГОСТа, граждане имеют право подать жалобу в надзорные органы.
Кто отвечает за ремонт дороги во дворе?
Прежде чем жаловаться на состояние дороги, нужно определить её принадлежность. И здесь может быть два варианта:
Если проезд у дома является частью общей придомовой территории, то дорога в равных долях принадлежит всем собственникам квартир. В этом случае ответственность за её ремонт несёт управляющая компания. Работы будут проводиться за счёт средств собственников, которые ежемесячно перечисляются на ремонт и содержание общедомового имущества;
Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены или у дома проходит дорога общего пользования, то за содержание этого имущества отвечают органы местного самоуправления.
Чтобы узнать, к какой из этих двух категорий относится дорога возле вашего дома, следует воспользоваться публичной кадастровой картой. На карте необходимо найти свой дом и кликнуть на участок перед ним.
Как пожаловаться на состояние дороги в управляющую компанию?
На первом этапе можно подать заявление на имя руководителя управляющей компании (УК). В заявке надо описать существующие дефекты дорожного покрытия, указать их местонахождение и, по возможности, приложить фотографию. Заявление можно направить заказным письмом с уведомлением о получении или передать лично. В последнем случае посетителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении или проставить отметку о получении на копии заявления.
При недостатке средств на общедомовом счёте управляющая компания может затребовать дополнительное финансирование. Такие вопросы решаются на общем собрании жильцов. Больше 50% всех собственников должны проголосовать за необходимость ремонта.
Как подать запрос на ремонт дороги в органы местного самоуправления?
Если участок дороги, на котором выявлен дефект, принадлежит городу, следует обращаться в администрацию или в органы ГИБДД. Содержание запроса будет примерно таким же, как и при обращении в управляющую компанию.
Заявление можно отнести лично или направить через электронную приёмную ГИБДД. Ответ должен быть предоставлен в течение 30 рабочих дней.
Можно ли отремонтировать дорогу самостоятельно?
Если дорога относится к придомовой территории, жильцы могут отремонтировать её за свой счёт. При этом все ремонтные работы должны соответствовать действующим государственным стандартам (так называемым ГОСТам и СНиПам). Проще говоря, своими силами устранить дефект не получится.
Если такой ремонт приведёт к созданию угрозы безопасности дорожного движения, то это повлечёт наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, процедура ремонта дороги как части придомовой территории жильцами должна включать следующие этапы:
Вызов независимого эксперта. Специалист должен оценить текущее состояние дорожного покрытия и назвать ориентировочную стоимость ремонта;
Сбор средств. Роспотребнадзор рекомендует создать комиссию в составе от трёх человек для регистрации взносов. В процессе необходимо собирать все договоры и квитанции об оплате выполненных работ и оказанных услуг;
Привлечение подрядчика. Организация должна заниматься непосредственно ремонтом дорожных покрытий;
Получение независимого заключения о приёмке работ. Для этого также потребуется обратиться к эксперту, который сможет проконтролировать качество выполненного ремонта. В заключении должно быть указано, что характеристики отремонтированной дороги соответствуют требованиям действующих нормативно-правовых актов.
Как возместить расходы на ремонт дороги?
Для возмещения расходов по завершении работ необходимо обратиться в управляющую компанию. К заявлению следует приложить копии договоров, квитанций и протоколов собраний жильцов.
В случае получения отказа в возмещении или бездействия УК в течение 30 рабочих дней собственники вправе взыскать понесённые расходы через суд.
Победа над ямами во дворе
Ждал 5 дней. Пришел ответ на мыло за подписью главного тов. Камаева. Смысл ответа был, как обычно о том, что моя жалоба перенаправлена в межмуниципальный райотдел МВД для принятия решения.
А теперь самое приятное))). Проходит 20 дней, я что я вижу? Я вижу во дворе кучу тракторов, каток, рабочих, 5 машин с асфальтом свежим! Дождался перекура у рабочих, вышел на улицу, подхожу к одному и спрашиваю:
— Здравствуйте. Успехов в работе! А что это вдруг откуда ни возьмись, стали вдруг дорогу делать?
— Это плановый ремонт, — говорит он. — Начали вот, время подошло в поселке.
— Отлично, — говорю я, — рад слышать и удалился.
До обеда отработали, убрали технику. Пошел смотреть, что они там сделали.
Оказалось, что объем их работ прошел как раз по дворовой зоне моей жалобы в ГИБДД с указанием двух ям у моего подъезда и особо разрушенного участка в 200 метров и все! Ни метром дальше! Хотя ям и далее было предостаточно. Больше я эту команду строителей дорожных нигде не видел в этот день))
Вот так. Похоже, что МВД наказало обормотов из местного самоуправления. Отсюда и работа пошла.
Картинка выше не моя, честно спер в сети)).
А самое главное — текст направленной жалобы:
Заявление о нарушении ст. 12.34 КоАП РФ
4 июля 2016 года по адресу — Россия, _________, а также у 1-го подъезда дома № _________, координаты: _______, _________) мною были обнаружены повреждения дорожного покрытия в виде множества глубоких и длинных ям, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Данные повреждения представляют опасность для участников дорожного движения. В соответствии со статьей 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ) установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
В п. 3.1.1. ГОСТа регламентированы максимальные сроки ликвидации повреждений покрытия проезжей части, составляющие не более 10 суток.
В соответствии с разделом 1 ГОСТа, стандарт распространяется на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с вышеизложенным и на основании п.11 Положения о ГИБДД МВД РФ (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711), ст.12 Закона РФ «О полиции» от 07.02.2011., ст.ст.28.1-3, 29.13-1 КоАП РФ
ПРОШУ:
1. В установленные законодательством сроки произвести проверку по факту обнаружения мной нарушений требований ГОСТ 50597-93 на указанном участке дороги.
2. В установленные законодательством сроки выявить виновных в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
3. В срок, предусмотренный законодательством, т.е. немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ), составить в отношении данных лиц Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ или вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
4. По результатам рассмотрения дела, внести соответствующее представление о немедленном устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и проконтролировать его исполнение (в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ).
По существу заявления и о принятых мерах направить мотивированный ответ в форме электронного документа на электронный адрес: _______
В ответе указать номер интернет-обращения для идентификации ответа.
Система работает. Удачи всем в борьбе с ямами!