что делать с тетрадями в конце года
Не торопись выбрасывать!
Еще в первые годы Советской власти Владимир Ильич Ленин призывал к строжайшей экономии. К экономии и бережливости во всем. Этот призыв актуален до сих пор.
В начале этой книги рассказывалось о том, какое количество леса вырубается для того, чтобы изготовить бумагу. Бумаги с каждым годом выпускается больше и больше, а между тем потребность в ней растет такими темпами, что промышленность не может ее удовлетворить.
Бумага идет не только на книги и газеты, а и на тетради, блокноты, записные книжки и многое другое.
Посмотрите на себя со стороны, посмотрите на своих товарищей- как вы относитесь к тетрадям?
Я начинал учиться в 1919 году. Вы из истории и рассказов взрослых знаете, какое это было трудное время. Как трудно было получить или купить учебник и тетрадку. Когда я первый раз пришел в школу, то нам выдали две «полтетрадки». Вы знаете, что это такое? Нет, конечно, не знаете! Тетрадь была редкостью, и, чтобы обеспечить всех тетрадями, их разрезали на две части. Так я получил полтетради в клетку для арифметики и полтетради в косую линейку для «чистописания». Тетради берегли, как зеницу ока. Писали на обложках, на старых газетах, на пакетах для упаковки продуктов, реквизированных уместного торговца.
Не торопись выбрасывать
Вот почему я с грустью, а порой с возмущением гляжу на нерадивых учеников, которые бездумно выбрасывают, в лучшем случае в макулатуру, а в худшем на помойку, недописанные тетради. Порой выбрасываются только начатые тетради. Выбрасывают в конце года, в конце четверти, выбрасывают просто потому, что тетрадь надоела ее владельцу. Вот почему мне захотелось остановить этот поток расточительства возгласом:
Не торопись выбрасывать!
Что же можно сделать из недописанных тетрадей?
Сделать можно многое!
Если недописанная, не использованная полностью тетрадь имеет листы «на разворот», то такие листы нужно собирать отдельно. Из них можно снова собрать тетради. Если в недописанной тетради остались только отдельные листы, то их надо сохранять. Из них можно сделать общую тетрадь, блокнот, записную книжку.
Общие тетради пользуются большим спросом, и часто этот спрос, в особенности в начале учебного года, удовлетворяется не полностью. Между тем сделать общую тетрадь своими руками, буквально «из ничего» не составляет большого труда. В особенности, если вы освоили технологию ручного переплета книг и приобрели какой-то опыт, какие-то навыки.
Для общей тетради пригодны любые листы от тетрадей. Если это листы «на разворот», то их надо сшить на переплетном станке так же, как сшивают книжные тетради в один блок. Сшивать можно как на пеньковый шпагат, так и на тесьму или марлю. Можно также использовать скобочки, вынутые из старых тетрадей. Правда, это довольно кропотливая работа.
Самым практичным и надежным способом все же является шитье тетрадей внакидку. Для этого нужны листы «на разворот». Как соединить такие листы в тетради, а затем в блок вы знаете. Остается рассказать о том, как сделать обложку и соединить ее с блоком.
Прежде всего надо подклеить форзац. Как это делается, вам известно. Затем на верхний лист форзаца подклеиваются концы шпагата или тесьмы. Перевернув тетрадный блок, проделайте то же самое со вторым форзацем.
Обложка для общей тетради обычно делается из одного ледерина или коленкора, но можно ее сделать и из тонкого картона. В первом случае пеньковый шпагат необходимо хорошо расчесать, чтобы он не очень проступал через форзац, а тесьму желательно заменить марлей, предварительно накрахмалив ее.
Сам процесс соединения блока с обложкой очень прост, но как всякий новый процесс требует освоения. Делается это так: на вырезанную по формату блока обложку накладывается тяжелая, желательно металлическая, линейка, при помощи которой куску ледерина или другой ткани придается необходимая форма. После этого блок укладывается на правую сторону обложки (рис. 65). Подложив между листами форзаца чистый лист бумаги или газету размером несколько больше, чем форзац, намазывают форзац клеем. Можно использовать клей, состоящий из трех частей ПВА и одной части клейстера. Придерживая правой рукой блок за правый край, левой рукой закрывают обложку на покрытую клеем поверхность форзаца, а затем, отпустив блок, проглаживают обложку сверху и со стороны форзаца.
Рис. 65. Соединение блока с обложкой
Перевернув общую тетрадь на другую сторону, процесс повторяют.
После просушки под грузом тетрадь нужно обрезать с трех сторон. Технология обрезки от описанной в предыдущей главе отличается лишь тем, что обрезка делается вместе с обложкой.
Из отдельных листков можно сделать общую тетрадь, но ее шитье делается втачку, т. е. по полю корешка.
Такую же тетрадь можно сделать с обложкой из тонкого картона способами, описанными в предыдущей главе.
Изготовление блокнотов и записных книжек также несложно. Блокнот можно сделать с обложкой из тонкого картона, прошив его металлическими скобами втачку.
Сделать записную книжку можно по-разному. На рисунке 66 показан наиболее сложный вариант, который осуществляется следующим образом. Прежде всего изготавливается блокнот такого типа. Его первый лист открыт, скреплен блокнот втачку одной или двумя металлическими скобами, в зависимости от ширины блокнота. Поверх скобок наклеена ткань, которая заходит на обратную сторону блокнота. Первым листом обратной стороны является тонкий картон, срезанный кризу (рис. 66).
Записная книжка делается так же, как общая тетрадь, но она значительно меньше и прошивается проволокой или ниткой.
Сзади прикрепляется скошенный картон, служащий держателем.
Для переплета выбирается ткань, цвет которой соответствует вкусу владельца. Ткань может быть накрахмаленной или наклеенной на прочную бумагу. Размер ткани берется с допуском на загиб порядка 10-12 мм, Сторонки желательно сделать из электрокартона, который имеет повышенную прочность. С внутренней стороны переплет выклеивается тканью, клей наносится только на корешок и по краям сторонок. Для вставки блокнота и записной книжки в переплете делаются прорези, которые показаны на рисунке.
Можно сделать переплет и из кожзаменителя.
Между блокнотом и записной книжкой можно сделать держатель для тонкого карандаша или миниатюрной шариковой ручки, что создает дополнительные удобства владельцу книжки.
Бумагой для блокнота и записной книжки будут служить листки из тетради в клетку, а на крышки пойдут обрезки картона или электрокартона.
В качестве клея можно использовать как столярный клей, так и синтетический, например, ПВА.
Вы куда деваете кучки тетрадей с прошлых лет?
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Носили поздней осенью, в начале зимы. ф.Модис. Молния рабочая, пара кнопок не застегиваются.
Цена: 500 руб.
Детская шапка демисезонная 6-10 месяцев. В отличном состоянии Возможна отправка по России
Цена: 400 руб.
Куртка детская демисезонная размер 92-98. Новая не ношенная. Была куплена не в сезон. Сейчас стала мала по размеру. Куртка очень.
Цена: 2 450 руб.
Фабрика Дусторг распродает бесплатно развозит по городу в рассрочку беспроцентную Детскую мебель с доставкой до подъезда
Цена: 1 000 руб.
Вторая жизнь тетрадки. Столичные школьники наловчились делать игрушки и открытки из. старых тетрадей
Горы пожелтевших газет, исписанных блокнотов и ненужных конспектов мешают жить? Выбросить жалко, сдавать в макулатуру лениво, а плюшкиным в душной городской квартире становиться тоже не хочется. Ребята одной из столичных школ нашли решение. Корреспондент “НГ” побывала в их лаборатории и узнала все секреты “безотходного” производства.
Что делают студенты белорусских вузов со своими старыми конспектами?
Марина ПОЛЯКОВА, студентка Гомельского медицинского университета:
— Я избавляюсь от своих старых конспектов сразу же, оставляю только самое-самое нужное. В этом году мы с подружкой устроили ритуал сожжения старых тетрадей. Особенно приятно избавляться от ненавистных конспектов, так, к примеру, лихо летела в костер тетрадь по философии.
Илья КРАВЧЕНКО, студент Белорусского государственного университета:
— У меня свое “безотходное” производство. Старые конспекты отдаю студентам младших курсов, если им надо. А для того, чтобы “вообще ничего не пропадало” (один из студенческих принципов), предварительно вырываю чистые листочки.
Надежда ИСАЧЕНКО, студентка Гомельского университета имени Франциска Скорины:
— Я веду конспекты по всем своим учебным предметам очень добросовестно и аккуратно. Бывает даже с “производственными” травмами: на пальцах появляются мозоли. И вы думаете, после такого я смогу спокойно отправить их в мусорное ведро? Конечно, нет! Я собираю все еще и потому, что, скорее всего, они мне пригодятся потом в работе.
Андрей АНДРИЕВСКИЙ, студент Белорусского государственного университета:
— Со школы, кроме дневников, ничего не осталось, да и те лежат на память. Университетские конспекты передаю “по наследству”. Исписанные блокноты чаще всего представляют для меня какую-то ценность, их складываю в специальные ящики — у меня два таких “сундука”.
За год я потратила 6587 ₽ на развивающие тетради для ребенка
Вот как мы занимаемся и чему научился сын
Год назад я сказала трехлетнему сыну, что мультики сломались и теперь работают только по выходным.
Вместо этого я уговорила его позаниматься рисованием — как раз купила развивающую тетрадь «Кумон. Простые линии». Сначала у сына не получалось, но потом он втянулся, и я стала покупать ему и другие тетради. До сих пор мы каждый вечер учим по ним математику, развиваем речь, рисуем или клеим поделки.
Я из тех взрослых, кому тяжело заниматься с детьми: мне интереснее работать или убираться. Но за год мы все равно прошли 27 развивающих тетрадей от разных авторов.
В этой статье я расскажу, чем они отличаются и как выбрать такие, которые заинтересуют ребенка и не наскучат родителям.
Курс о больших делах
Почему я стала заниматься с сыном
Год назад мой сын ходил в ясельную группу детского сада. Как-то воспитательница пожаловалась, что дети в группе плохо рисуют, и я восприняла это как камень в свой огород.
Я стала казнить себя, что совсем не занимаюсь с сыном, а только читаю ему сказки. В остальное время он играет с младшим братом и часами смотрит мультики. Я не собиралась лишать ребенка игр, но решила ограничить мультики и вместо этого научить его рисовать.
От этого варианта я решила отказаться: занятия проходили утром по вторникам и четвергам — в это время сын был в садике, а я работала. Еще меня смутило, что в программе были и музыка, и рисование, и развитие речи, и лепка: я подумала, что толком там не будут учить ничему. На это мне было жалко 4400 Р в месяц, или 39 600 Р за учебный год.
В основе этой тетради лежит японская методика кумон. Она построена на многократном повторении и постепенной отработке навыка. Все начинается с инструкции, как держать карандаш. В первых заданиях нужно соединять прямой две точки, потом — делать закругленные и заостренные линии, а в последнем, сороковом, уроке ребенку уже предлагают обвести большой замок со множеством башен.
Я решила, что это здравый подход. Подумала, что мы начнем с этих линий, а там, глядишь, сын научится рисовать и раскрашивать. Еще я прикинула, что каждый день можно выполнять по одному уроку — в каждом было по 2—3 задания. В итоге 40 уроков хватило бы на 40 будних дней, или два месяца занятий, — для пособия за 435 Р это было очень неплохо. И мы стали пробовать.
Как проходили первые занятия
В следующие дни сразу после садика я предлагала сыну позаниматься, и он на удивление не отказывался. Мы по-прежнему занимались по 15—20 минут и за это время успевали пройти по одному уроку — каждый состоял из 2—3 заданий. Больше делать не пробовали: я не хотела дожидаться, когда сыну надоест или он устанет. Первую линию мы всегда чертили вместе, а потом сын пробовал сам.
Прорыв наступил через неделю: ребенок с первого раза правильно взял карандаш и быстро выполнил все три задания в уроке. Линии были бледными и кривыми, но я все равно радовалась. А ребенок вошел во вкус и попросил порисовать еще. Хотя авторы книги не советовали проходить за раз больше одного урока, я не увидела в этом ничего страшного, и мы выполнили сразу два — потратили около 30 минут. Так же было и в следующие дни — за месяц мы закончили тетрадь.
Я заметила в сыне старание, упорство и перфекционизм, которые очень ценю в людях. Если линия не получалась, он часто чертил ее снова, чтобы не выйти за границы дорожки и сделать ее ярче.
Конечно, иногда он уставал, бросал задание на середине, и меня это раздражало. Например, как-то он попросил сделать третий по счету урок, потому что там ему понравилась картинка. Я сказала, что ручке нужно отдохнуть, но он уперся, стал чертить — и ничего не вышло. С тех пор мы заранее договаривались, сколько уроков пройдем: порой и у меня не было настроения выполнять больше одного.
Еще я гордилась, как быстро сын делал успехи. Я понимала, что ему уже три года, а книга рассчитана на детей с двух лет, и, возможно, освоить линии было не таким уж достижением. Но я все равно была в восторге и стала покупать сыну и другие развивающие пособия.
Расскажу, какие еще материалы понадобились для занятий.
Что я купила для занятий
У нас дома были только фломастеры и цветные карандаши, но половина из них растерялась. Так что для занятий я купила комплект новых принадлежностей: два вида цветных карандашей, еще одни фломастеры, детские ножницы, клей и наклейки — поощрять сына за успехи. Чтобы выбрать все правильно, советовалась с воспитателями в детском саду и читала раздел «Для родителей» в тетрадях, по которым мы занимались.
Восковые цветные карандаши понадобились, чтобы сын учился раскрашивать. Авторы одной из тетрадей советовали именно их: они мягкие, и ребенку не приходится сильно давить на карандаш, чтобы рисунок получился ярким. А вот фломастеры они не советовали: с ними нажим вообще не нужен, и рука не привыкает к нагрузке.
Фломастеры я купила, чтобы сын рисовал ими не в тетрадях, а для души. Но со временем мы стали выполнять ими задания по математике. В них тоже нужно много раскрашивать, а сыну это быстро надоедает, но на фломастеры он согласен.
Детские ножницы. У нас дома были обычные канцелярские ножницы, но авторы тетради по вырезанию советовали купить детские. Они меньше обычных, и у них закругленные концы, — ребенок ими не поранится. Но при этом они отлично режут.
За год я потратила на канцелярию для занятий 1125 Р
Фломастеры | 299 Р |
Детские ножницы | 274 Р |
Классические цветные карандаши | 181 Р |
Наклейки | 136 Р |
Клей | 120 Р |
Восковые цветные карандаши | 115 Р |
Как занятия вписались в вечерний режим
Дома я первым делом предлагаю сыну позаниматься, иногда он просит сам. Это самое продуктивное время: ребенок еще не увлекся играми, только что погулял, сыт и не хочет спать. Если сын не хочет, я не настаиваю, и он идет играть или уговаривает почитать сказку. Но обычно в течение вечера он все равно просит сделать с ним пару заданий.
Сейчас сын подрос, быстро думает, и у него более-менее разработана рука, поэтому он довольно скоро выполняет задания. Каждый будний день мы занимаемся по 20—40 минут. Хотя бывают дни, когда у обоих нет настроения и мы не занимаемся вообще. А когда начинаем новую тетрадь, сын, наоборот, может сидеть с ней целый час: новое всегда интересно.
По выходным мы сначала не занимались, но через пару месяцев сын сам стал просить тетради в субботу и воскресенье. А порой и по два раза: утром делал, например, математику, а вечером что-то вырезал.
Развивающие тетради — не единственное развлечение моего сына. По выходным у нас по-прежнему «работают» мультики: я не считаю, что нужно полностью их запрещать. Через них ребенок тоже познает мир, да и все его друзья из садика смотрят мультики — хочу, чтобы у сына было с ними единое культурное поле.
Еще я много ему читаю, мы играем в ходилки и игры вроде «Найди пару». И конечно, у него целый воз обычных игрушек, в которые он часами играет с младшим братом. Физической активности сыну тоже хватает: у нас дома есть батут, спортивный уголок, футбольные ворота, баскетбольное кольцо и мяч с рожками. Возможно, поэтому тетради ему и не надоедают: они только малая часть многочисленных развлечений.
Дальше расскажу про плюсы и минусы тетрадей, по которым мы занимались.
Как мы занимались по тетрадям «Кумон»
О серии. Методику придумал японский математик Тору Кумон в 1954 году. Я уже упоминала, что она основана на многократном повторении: ребенок из раза в раз делает одно и то же с небольшим усложнением. Например, чертит линии, раскрашивает, вырезает, клеит, проходит лабиринты или считает. В итоге навык доводится до автоматизма.
Тетради издаются в 50 странах, а в России их выпускает издательство «Миф».
Нужен ли родитель. Задания в каждой тетради аналогичны друг другу — можно один раз показать, как их делать, а дальше ребенок сможет заниматься сам.
У нас так было со всеми тетрадями, кроме «Простых линий» и «Логики». В первой я помогала брать карандаш, а во второй — наводила сына на мысль и объясняла то, с чем он до этого не сталкивался. Например, в одном задании на картинке были весы с верблюдами на чашах — нужно было ответить, в какую сторону они склонятся. Пришлось соорудить импровизированные весы из линейки и цилиндра, чтобы ребенок понял, как они действуют.
Тетради на лабиринты, вырезание и поделки мы начинали вместе, а потом я отвлекалась на домашние дела, и сын вырезал и клеил самостоятельно. Я только подсказывала, как правильно сгибать детали и хвалила за результаты.
В три года сын не мог понять, как делать это задание. Пришлось объяснять ему на практике
Что понравилось. Сын по-настоящему полюбил тетради, где нужно было проходить лабиринты, вырезать, делать поделки и аппликации. За вечер он мог выполнить до 10 таких заданий и просил одну тетрадь каждый вечер, пока она не заканчивалась.
Думаю, любовь к лабиринтам — это просто природная склонность моего ребенка, а вот авторы других тетрадей действительно постарались. В большинстве поделок были подвижные элементы: вырезанный спортсмен приседал, мишке на лыжах можно было дуть в спину, и он ехал, а белочку и зайку можно было надеть на пальцы и разыграть целый спектакль.
Даже аппликации были необычными: в одних нужно было приклеить на место дверцы холодильника и микроволновки, а за ними пряталась еда. Другие складывались в целую историю, и в конце мы склеили из них книжку.
Кроме того, абсолютно во всех тетрадях «Кумон» были внятные инструкции для родителей, яркие иллюстрации и плотная бумага.
Методика в целом работала, и многие навыки действительно закреплялись. Например, до того как я купила тетрадь по вырезанию, сын никогда не держал в руках ножниц. А когда мы прошли ее до конца, легко и аккуратно вырезал даже мелкие детали для поделок.
Но это касалось только тетрадей, которые сын полюбил. Раскрашивать сыну было скучно, поэтому даже с помощью тематической тетради он так и не научился не вылезать за границы рисунка, хотя прошел ее почти до конца.
Еще мне показалось, что тетради «Кумон» блокируют фантазию. Например, в первых уроках «Учимся раскрашивать» нужно было раскрашивать животных по образцу, а в последних — в любые цвета. Но маленький образец там все равно был, и сын не хотел от него отступать.
У тетрадей «Кумон» были и другие мелкие недостатки. Например, каждая из них была рассчитана на слишком большие возрастные диапазоны — это мешало понять, подойдет ли она именно моему ребенку. Иногда я ошибалась: «Простые лабиринты» для детей 2—4 лет мой трехлетка прошел за два дня, потому что половина заданий, на мой взгляд, была не простой, а примитивной. Считаю, что зря потратила 310 Р на эту тетрадь.
Еще кое-где страницы были плотно сшиты и тетрадь закрывалась, если не придерживать ее рукой. Ребенку было неудобно: он и так прилагал много усилий, когда учился раскрашивать или чертить линии.
Во всех тетрадях «Кумон» есть грамоты и похвальные листы, но я считаю, что такие награды очень условны и не отражают истинных достижений. В детстве у меня было много друзей, которые вешали на стену даже грамоты за 29-е место из 30. Но я не собираюсь приучать к этому ребенка, поэтому не говорю сыну, что он заработал эти грамоты, а просто выдаю их ему играть.
Из-за всех этих недостатков в тетрадях «Кумон» я разочаровалась. Младшему сыну куплю только те, что учат вырезать и мастерить поделки. В остальном я теперь предпочитаю более веселые и интересные российские серии.
За год на 14 тетрадей «Кумон» я потратила 5609 Р
Пособие «Кумон» | Где покупала | Сколько потратила |
---|---|---|
«Поделки. Уровень 2» | «Вайлдберриз» | 561 Р |
«Уроки аппликации» | «Лабиринт» | 542 Р |
«Волшебные лабиринты» | «Озон» | 495 Р |
«Простые линии» | «Озон» | 435 Р |
«Волшебные поделки» | «Лабиринт» | 431 Р |
«Простые лабиринты» | «Вайлдберриз» | 416 Р |
«Пазлы-аппликации» | «Озон» | 406 Р |
«Лабиринты. Животные» | «Лабиринт» | 394 Р |
«Логика» | «Озон» | 379 Р |
«Волшебные линии» | Сайт издательства «Миф» | 310 Р |
«Увлекательные лабиринты» | Сайт издательства «Миф» | 310 Р |
«Учимся вырезать» | Сайт издательства «Миф» | 310 Р |
«Учимся раскрашивать. В зоопарке» | Сайт издательства «Миф» | 310 Р |
«Учимся считать. 1—30» | Сайт издательства «Миф» | 310 Р |
Как мы занимались по «Игралочкам»
О серии. «Игралочка» — это курс математики для детей от 3 до 6 лет, который состоит из четырех частей. Его разработали российский педагог Людмила Петерсон и методист Елена Кочемасова.
Каждая часть рассчитана на определенный возраст начиная с 3—4 лет. Плюс у «Игралочки» есть продолжения: две тетради «Раз ступенька, два ступенька» для детей 5—7 лет и школьные учебники для первого-четвертого классов — обычно их выбирают школы с углубленным изучением математики. Все это составляет единую концепцию, которой уже около 30 лет.
Методика строится по принципу слоеного пирога. Сначала ребенок осваивает базовые понятия: большой и маленький, далеко и близко, слева и справа, внутри и снаружи, сходство и различие и другие. И узнает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.
Затем темы-«слои» как бы пропитывают друг друга. Допустим, берется уже знакомая тема «Треугольник», но к ней добавляется счет до пяти. Так ребенок закрепляет один навык и одновременно осваивает другой. Мне кажется, это лучше, чем десять занятий подряд долбить треугольники, а потом еще десять отдельно учиться считать до пяти.
Еще одна важная особенность методики Петерсон: она рассчитана на включенность взрослого — родителя или педагога.
Одобряет ли Министерство образования методику Людмилы Петерсон?
Слух о том, что методика Петерсон не нравится Министерству образования, уже не имеет под собой оснований. В 2014 году учебники Петерсон для начальной школы действительно не вошли в перечень, однако с 2018 года вопросы к ним отпали. Не затрагивая довольно мутные претензии, касавшиеся недостаточной патриотичности учебника, можно определенно отметить, что экспертов могло смутить его нетрадиционное, перевернутое устройство, расчет на работу опытного и глубоко разбирающегося в системе учителя и понимание необычной системы родителями. Сейчас формулировки в учебнике изменились — нашумевшая некогда проблема, что родители не могут объяснить ребенку, что от него требуется в задаче, вероятно, стала менее актуальна.
Довольно часто приходится слышать жалобы на то, что детям сложно учиться по этим учебникам, однако непонятно, почему учиться должно быть легко. Учеба как таковая предполагает преодоление трудностей и совершение ошибок. Если вам очень легко, это значит, что вы не учитесь, а уже умеете. В одном из своих интервью Людмила Петерсон довольно много говорит о том, что проблема вообще не в трудностях, возникающих у детей при решении задач, а в том, как с этими трудностями работают взрослые.
Методика Петерсон точно не подойдет родителям, которые уверены, что советское образование было лучшим в мире и учить их детей нужно так, как учили их самих. Еще я не советую ее тревожным и беспокойным родителям: им может быть сложно спокойно реагировать на неудачи ребенка — абсолютно нормальные во время обучения — и переводить их в конструктив.
Из всех тетрадей мое сердце отдано «Игралочкам». Сын тоже любит их больше всего: когда мы закончили первую часть, он несколько дней вообще не хотел заниматься и спрашивал, когда привезут вторую.
Нужен ли родитель. Качественно заниматься по методике Петерсон без родителей не получится. Дело в том, что кроме заданий для ребенка в «Игралочках» есть рекомендации для родителей — они помогают подготовить ребенка к заданию и погрузить его в контекст. Например, перед уроком по теме «Шар» авторы советуют поискать дома предметы в форме шара. А перед заданием, где на рисунке елка, — вспомнить любимые праздники ребенка. Сама бы я до этого не додумалась.
Если не читать рекомендации, обучение получится однобоким: ребенок будет заниматься только математикой. А в тетрадях есть вопросы по окружающему миру и известным сказкам, например: «Давай вспомним, как чередуются времена года?», «Из какой сказки эта девочка и медведь? Что с ними там случилось?»
Еще без рекомендаций обучение будет поверхностным. В «Игралочках» почти к каждому заданию идут дополнительные вопросы. Допустим, нужно найти на рисунке дома, которые ниже какого-то конкретного. А в рекомендациях есть вопросы: «На каком месте слева находится шестиэтажный дом? А на каком справа — пятиэтажный?». Так ребенок заодно закрепляет счет и вспоминает, где право, а где лево. Без рекомендаций я бы об этом не спросила.
Что понравилось. Сыну нравится, что задания в каждом уроке объединяет общая сказочная история. А герои — не абстрактные котята и зайки, а знакомые из сказок: три медведя, семеро козлят, Красная Шапочка, Винни-Пух и много кто еще. Ребенок с удовольствием им помогает.
Ему интересно, что в уроке разные, а не однотипные задания. Нужно продолжать цветовые ряды, находить лишние предметы, распределять картинки по общему признаку, считать, рисовать и клеить. В итоге к концу урока задания не успевают ему надоесть.
Для меня важно, что большинство заданий в «Игралочках» не навязывают шаблон, а учат мыслить нестандартно. Мои любимые упражнения построены по такому принципу: ребенка просят выделить в группе предметов один лишний, но в задании есть подвох — каждый из предметов можно посчитать лишним по одному из параметров. Суть в том, чтобы ребенок нашел все варианты. Первое время, когда сыну удавалось это делать, он весело хихикал, вставал на стул и кричал «Ура».
Еще я люблю задания, где ребенок должен сопоставлять сразу несколько свойств предметов: цвет, форму и размер. Допустим, когда нужно положить на одну тарелку большие и красные яблоки, а на другую — маленькие и зеленые.
Что не понравилось. По «Игралочке» нельзя было заниматься сразу, как только я ее купила. Мини-книга с методическими рекомендациями была вшита в середину тетради, а страницы с заданиями нужно было разрезать и выдавать по одному, чтобы у ребенка не было соблазна бросить трудное задание и сделать что-то попроще из следующего урока. Пришлось колоть пальцы и вытаскивать скрепки, отделять листы, резать их, а потом скреплять рекомендации заново.
Но хуже всего было то, что в первой части было два листа с мелкими геометрическими фигурами. Их нужно было вырезать и выдавать ребенку, чтобы он их клеил. Я потратила на это минут сорок и под конец ужасно бесилась. Не понимаю, почему нельзя было сделать обычные наклейки.
Еще я понимаю, что книга подготавливает к углубленному изучению математики. Но темы «Конус», «Призма», «Пирамида» и «Цилиндр», на мой взгляд, лишние для четырехлетнего ребенка: даже в школе объемные фигуры проходят в старших классах. Хотя сыну понравилось — теперь он ищет повсюду в доме цилиндры и пирамиды. Но думаю, без постоянного закрепления скоро забудет эти термины.
В каждой «Игралочке» 32 урока — за раз мы проходим по одному, но не каждый день. Поэтому мне трудно сказать, на сколько может хватить такой тетради. Первую часть мы прошли за полтора месяца, а вторую, возможно, растянем на полгода.
Как мы занимались по «Умным книжкам»
О серии. «Умные книжки» — это серия тетрадей для детей от 1 до 6 лет. Ее придумала педагог Ольга Земцова, и она тоже одобрена ФГОС ДО.
«Умные книжки» не фокусируются на одной области вроде математики или рисования — там есть задания и на развитие речи, и на внимание, мышление, счет и письмо. Еще в серии выходят тетради с тестами, которые позволяют проверить, соответствуют ли знания ребенка возрастным нормам.
Нужен ли родитель. Такую тетрадь не получится дать ребенку и заниматься своими делами: нужно читать ему задания и помогать их делать. Например, мы с сыном обсуждаем, чем отличаются картинки, или я закрываю рисунки рукой и спрашиваю, что там было изображено.
Что понравилось. Каждый урок состоит из 4 страниц и 5—7 заданий — всего их около 40. Как и в «Игралочках», их объединяет общая тема, но не сказки, а, например, морские обитатели, машины, профессии, погодные явления или игрушки. Сначала сын этого не замечал, а теперь это помогает ему видеть границы занятия и вовремя останавливаться. Однажды он даже сказал: «Я пока не устал, но дорисую последнее задание про море, а другие сделаю завтра».
Задания в «Грамотейке» и «Тестах» еще разнообразнее, чем в тетрадях Петерсон. Часть тоже связаны с математикой и похожи на те, что в «Игралочках»: нужно считать предметы, оценивать, что далеко, а что близко, делить предметы на группы или поровну. Остальные задания помогают отработать графические навыки, развить речь, внимание и мышление ребенка. Например, в них нужно соединять линиями ежиков и яблочки, обводить рисунки по пунктиру и срисовывать картинки. Почти то же самое было в тетради «Простые линии» от «Кумон» — младшему я возьму вместо нее «Грамотейку».
В других заданиях сын придумывает веселые истории по картинке, отгадывает загадки или вспоминает, какие животные живут на севере и юге. Или размышляет, что было сначала, а что потом: яйцо или яичница, яблоко или огрызок.
Что не понравилось. Мне не хватило подробных рекомендаций для родителей: они сформулированы всего в паре предложений внизу страницы, так что сюжет урока я на ходу придумывала сама.
А «Грамотейка» для 3—4 лет подошла сыну только в четыре года. Причем задания на сложение и чтение мы пропустили — я только сейчас начинаю учить его арифметике, а за букварь в ближайший год мы вообще не возьмемся. Хотя не исключаю, что есть дети, которые в три года уже складывают, вычитают и пишут буквы.
Как мы занимались по IQ
О серии. Тетради IQ созданы не для обучения, а для развлечения, и никакой методики я там не вижу. Это просто сборники веселых заданий на логику, раскрашивание и развитие речи. Они аналогичны упражнениям в «Умных книжках», только их меньше и они попроще.
Нужен ли родитель. Большинство заданий ребенок может выполнить сам. В тетрадях интуитивно понятно, где нужно просто раскрасить животное, а где — продолжить орнамент. Только иногда я читаю ребенку условие, помогаю придумать рассказ по картинке или ищу вместе с ним отличия.
Если сын просит позаниматься по IQ, я выдыхаю: пока он занят, я могу поработать, заняться домашними делами или поиграть с младшим сыном.
Что нам понравилось. Как и в «Умных книжках», в IQ чередуются разные задания. Но у каждой тетради есть узкая направленность: например, в «Дружных малышатах» нужно много раскрашивать, а в «Кто похож на меня» чуть больше заданий на логику и развитие речи. В итоге я выдаю их под конкретный запрос: хочет рисовать — даю одну, хочет придумывать истории — другую.
А вот «Буквоножка» и «Котовасия» рассчитаны на детей, которые учат буквы, — дам их сыну, когда мы начнем букварь. Мне кажется, они будут отличными вспомогательными пособиями.
Еще в тетрадях IQ есть герои, которые объединяют все задания. Это не персонажи сказок, но они тоже быстро становятся знакомыми и родными. Например, сын с удовольствием помогает бельчонку Шустрику и зайчику Ушастику в тетради «Дружные малышата».
Недостатков у IQ я не нашла — за свои деньги они достаточно хороши.
Чему за год научился мой сын
Сейчас сыну четыре года. Он хорошо вырезает, клеит и правильно держит карандаш. Еще мне кажется, он проявляет способности к математике, потому что легко и быстро справляется с заданиями в «Игралочках». Если бы не тетради, я бы вряд ли их обнаружила, а теперь смогу развивать.
У сына натренировались внимательность и память. Мы делали много заданий, где нужно посмотреть на картинку, а потом ответить на вопросы по ней. Сначала у него не получалось, но теперь он никогда не ошибается. Еще он не умел придумывать истории по картинке, а теперь легко фантазирует.
Конечно, все это не только благодаря моим занятиям. Сын перешел из яслей в младшую группу детского сада, и педагоги там много занимаются с детьми. Но теперь сыну легко, и воспитатель говорит, что он чувствует себя уверенно.
Однако не буду скрывать, что сын по-прежнему не любит рисовать и раскрашивать. Делает это, только если есть задание на логику — раскрасить картинку по цифрам или продолжить цветовой ряд. Но думаю, этого тоже достаточно.
Что я поняла про развивающие тетради
Всегда есть шанс выбросить деньги. Тетради — это очень индивидуально. Моему сыну не зашли тетради «Кумон» на логику и счет, хотя о них много хороших отзывов. А как-то я разрекламировала знакомой «Игралочку», но ее дочь не стала по ней заниматься. В общем, заранее не узнать, что понравится вашему ребенку, — остается только пробовать.
В занятия нужно включаться. Это самое неприятное для родителей, которые хотят отдохнуть после работы. Мне проще: я работаю из дома и хотя бы не трачу время на дорогу из офиса. После работы я иду за сыном в садик, и вечер наш.
Но домашние обязанности никто не отменял. Первое время я посвящала вечера сыну, а потом до часу ночи мыла посуду или полы. Проблему решили робот-пылесос и посудомоечная машина. Когда мы их купили, у меня освободилось около часа в день — как раз, чтобы позаниматься с ребенком.
Занятия — для терпеливых. Я перфекционистка, и мне больно смотреть на кривые и бледные линии, а особенно бросать занятие на середине, когда сын говорит, что устал. Но я справляюсь с собой, хвалю и отвечаю: «Когда захочешь, тогда и доделаешь».
Когда мы только начинали заниматься, мое терпение часто оказывалось на исходе. Тогда я просила мужа сменить меня — сын получал поддержку взрослого в ресурсе, и в итоге ему все удавалось.
Занятия должны нравиться обоим. И не только в целом, но и в рамках одного вечера. Я не занимаюсь с сыном, если он не хочет или у меня самой нет сил. А как-то весной по вечерам стояла настолько восхитительная погода, что мы не занимались недели две, а все время гуляли в парке. Зато потом, когда погода испортилась, сын соскучился по своим тетрадям, и занятия принесли еще больше радости.
- Одно ухо плохо слышит что делать если заложило
- исполнительный директор с какой буквы пишется