что делать с посадочным талоном на самолет
Посадка в самолет станет возможной без предъявления посадочного талона на бумажном носителе
d.travnikov / Depositphotos.com |
С 25 февраля авиаперевозчики смогут оформлять посадочный электронный талон в виде штрих-кода и направлять его на смартфон или планшет пассажира. А последнему для посадки в самолет будет достаточно предъявить документ на экране устройства, чтобы сотрудники аэропорта его отсканировали (приказ Минтранса России от 14 января 2019 г. № 7 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации по вопросу использования посадочного талона, оформленного в электронном виде»).
При этом после электронной регистрации авиапассажиры смогут по своему выбору распечатать посадочный талон, получить его на бумажном носителе в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за его пределами, или же использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, если последнее возможно в аэропорту. Информация о такой возможности будет предоставляться обслуживающей организацией в аэропорту, а также на официальном сайте самого аэропорта.
С примерной формой искового заявления о взыскании стоимости утраченного груза, принятого к воздушной перевозке, в размере его фактической стоимости, подготовленной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, что в начале этой недели в Госдуму был внесен законопроект о дополнении ст. 106 Воздушного кодекса новыми п. 1.1-1.3., в случае принятия которого авиакомпании станут информировать пассажиров о задержке вылетов посредством Интернета.
Минфин России разъяснил, как подтвердить расходы на проезд в командировку, если посадочный талон электронный
Pixinooo / Depositphotos.com |
На основании подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в том числе на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Если авиабилет электронный, то для целей налогообложения расходы подтверждают маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в авиабилете маршруту. При этом посадочный талон, в том числе электронный, должен содержать реквизиты, удостоверяющие факт потребления услуги воздушной перевозки. Как правило, это штамп о досмотре.
При невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.
В ситуации, когда ни один из указанных документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов (письмо Минфина России от 30 апреля 2019 г. № 03-03-06/1/32039).
Online-регистрация на рейс
Один из лайфхаков для комфортной командировки — быстрая онлайн-регистрация на рейс. Даже если вы так никогда не делали, попробуйте. Здесь одни плюсы:
Сроки регистрации
Онлайн-регистрация обычно открывается за 24 часа до вылета и закрывается одновременно с окончанием регистрации в аэропорту — за 40 минут до рейса.
Дополнительно уточните время на сайте авиакомпании, потому что каждый перевозчик устанавливает свои правила. Например, S7 начинает регистрировать онлайн за 30 часов и заканчивает за 50 минут до вылета. А на сайте Emirates можно зарегистрироваться за сутки, крайний срок — за 90 минут до вылета.
Правила регистрации
Зарегистрироваться онлайн можно только на официальном сайте авиакомпании.
После покупки билетов авиакомпания обычно присылает на почту ссылку для регистрации. Если письмо не пришло, зайдите на сайт авиакомпании, найдите свой рейс и сразу переходите к онлайн-регистрации.
На сайте нужно будет ввести персональные данные пассажира и выбрать места в самолёте. После регистрации на электронную почту придёт посадочный талон — он пригодится для прохождения досмотра и при посадке в самолёт.
Дальше всё зависит от вашего багажа и условий аэропорта:
Только оффлайн
Если вы отправляете в полёт детей 5-12 лет без взрослых или пользуетесь специальными услугами (перевозка животных, медицинское сопровождение и т.д), зарегистрироваться можно только лично на стойке регистрации.
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Как лететь с пересадкой
Пересадка на рейс — необходимая мера для путешественников, которые по какой-то причине не могут долететь в пункт назначения прямым рейсом. Рейсы со стыковкой часто выбирают, чтобы сэкономить: прямые перелеты обычно дороже. Также стыковочные рейсы удобны тем, кто хочет сделать стоповер. Так называется перелеты с длительной пересадкой с целью посмотреть по пути еще один город.
Как выбрать рейс с пересадкой
При выборе стыковочных рейсов обращайте внимание на аэропорт прилета и вылета. Если он один и тот же, на пересадку нужно закладывать в среднем 2-3 часа. Этого времени хватит, чтобы добраться в другой терминал (если есть необходимость), перекусить и пройтись по магазинам.
Если вы прилетаете в один аэропорт и вылетаете из другого, прежде чем покупать билеты, подсчитайте, сколько времени потребуется на трансфер. Заложите время на получение багажа, прохождение контроля, дорогу в другой аэропорт и предполетные процедуры.
Перед покупкой авиабилетов лучше уточнить визовые требования для транзитных пассажиров. Некоторые государства требуют оформить транзитную или национальную визу — зависит от времени пребывания в стране.
Также желательно заранее узнать график работы аэропорта. Если пересадка выпадает на нерабочее время, аэропорт придется покинуть — могут понадобиться виза и жилье.
Чем отличаются стыковочные рейсы
Если рейс со стыковкой организует одна авиакомпания или альянс:
Если рейсы с пересадкой организуют разные авиакомпании, не входящие в альянс:
Как происходит пересадка
Тем, у кого вылет в том же аэропорту и по единой маршрутной квитанции, ничего особенного делать не нужно. После того как попадете в транзитный аэропорт, при необходимости пройдите паспортный и таможенный контроль и найдите на онлайн-табло номер выхода на посадку для следующего рейса. Иногда нужно добраться в другой терминал: на шаттле или пешком. Скоротать время до вылета можно в зале ожидания или лаунж-зоне, в кафе и магазинах. Перед полетом нужно снова пройти паспортный контроль и досмотр.
Если перелет организован разными авиакомпаниями, после прилета нужно получить багаж и пройти паспортный и таможенный контроль. Потом найти стойку регистрации, зарегистрироваться на следующий рейс и сдать багаж, а перед вылетом пройти паспортный контроль и досмотр.
В случае вылета из другого аэропорта надо получить багаж, добраться в нужный аэропорт и пройти предполетные формальности там.
Все, что бухгалтеру надо знать про учет электронных билетов на поезд и самолет
Электронные билеты
При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.
При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).
В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.
Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.
Налог на прибыль
Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.
Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».
Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).
Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).
Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).
Вычет НДС
– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.
Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.
Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок [1] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.
Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).
Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876).
Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.