что делать с похотью

Что делать с похотью

31 июля православные чтят память Иоанна Печерского. Всю жизнь святой боролся с похотью. Его подвиги и способы победить плотское чувство интересны и поныне. Что, по Иоанну Печерскому, нужно делать, чтобы избыть похоть и обрести духовную свободу?

С юных лет будущий подвижник страдал от похотливых помыслов. Он чувствовал, будто стоит на краю пропасти, и дьявол всячески пытается столкнуть его вниз. И боялся, что после падения уже не сможет подняться. Потому, поняв, что страсти не отстанут от него в мире, Иоанн решил удалиться в монастырь, принять послушничество, а затем постриг. Так стал он монахом Киево-Печерской обители, трудился с усердием, смиренно исполнял все поручения. Но, вопреки ожиданиям молодого монаха, страсти не отстали от него и в монастыре.

Иоанн Печерский решил усмирять плоть строгим постом. Как рассказывал сам святой, он не ел по два-три дня, «часто целую неделю совершенно не принимал никакой пищи и жаждой умерщвлял себя. Бывало, целыми ночами не спал». Три года Иоанн постом и бдением боролся с похотью – но снова безрезультатно.

И работу, и пост сопровождал монах молитвой. Не находя покоя, он отправился в пещеру, где лежали мощи преподобного Антония Печерского. Целые сутки коленопреклоненно молился Иоанн и сподобился видения: голос святого Антония рек ему: «Иоанне, Иоанне! Подобает тебе здесь затвориться в пещере, да невидением и молчанием упразднится брань, и Господь поможет тебе молитвами преподобных Своих». Инок внял и поселился в пещере рядом с мощами преподобного.

В своей новой обители Иоанн снова стал усердно поститься и молиться – денно и нощно. Затем разделся донага и надел тяжёлые вериги. Так стал он ходить зимой и летом, в любую погоду, надеясь морозом, жарой и болью усмирить желание. Так прожил он тридцать лет. Но и этого, по словам преподобного, было недостаточно.

Как свидетельствует сам святой, главное его испытание пришлось на пасхальную ночь, когда на него напал огненный змей. Очень страшен тот змей показался Иоанну. Приблизившись, змей раскрыл пасть и заглотил голову и руки подвижника, от чего у того опалились волосы и борода. Не сдаваясь, отшельник воззвал к Богу: «Господи Боже, Спасе мой! Векую оставил мя еси, ущедри мя, Владыко, яко Ты еси един Человеколюбец, избави мя от поглощения врага сего: воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти мя, блесни молнии Твоя и прожени его, да исчезнет от лица Твоего».
Призвал преподобный Божественную молнию и только закончил молитву – блеснул, как молния, неизреченный Свет – и сошёл на угодника, «Свет, Который и ныне есть, не требуя свечи ночью и днём».

После более чем тридцатилетней борьбы Иоанн избавился от своего нравственного недуга и – более того – обрёл способность исцелять от него других людей. Так, приходил к нему неоднократно за наставлением монах, страдающий от похоти. Однажды, желая помочь ему, преподобный сотворил молитву, дал страдальцу кость от мощей святого Антония и сказал приложить к телу. «Тот поступил так и тотчас же ощутил, что разжжение угасло и все страсти блудные в плоти омертвели».

Источник

Как распознать в себе похоть, бороться с ней и навсегда избавиться

Похоть – страстное желание, прихоть, вожделение, имеющее свое внешнее выражение. Это не только скрытое желание, но и связанное с ним явное или замаскированное действие. Естественные нужды и потребности в определенных условиях могут стать похотями, если выходят за рамки, установленные природой. Одним из примеров является блуд, обжорство, пьянство и т. д. Как избавиться от похоти, читайте в статье.

Откуда рождается похоть

Похоть – это неестественное движение души, выражающее ее поврежденную природу. Любой грех или страсть могут быть названы похотью. Все эти слова являются синонимами. Похоть рождается из внутреннего противоречия духовной природы человека и физических потребностей, диктуемых его плотью.

По учению святых отцов в нашем теле могут протекать три вида плотских движений:

что делать с похотью. Смотреть фото что делать с похотью. Смотреть картинку что делать с похотью. Картинка про что делать с похотью. Фото что делать с похотьюЧеловек, посвятивший жизнь удовлетворению своих желаний, забывает об истинном (духовном) предназначении, уготованном ему Богом

Как распознать в себе похоть

Конфликт между потребностями плоти и духа, когда удовлетворение физических потребностей наносит урон душе, святые отцы называют похотью. Есть признак, по которому можно определить, материальные запросы человека являются следствием естественных потребностей или превратились в похоть, — если они все время возрастают, а в душе прочно поселилась неудовлетворенность уровнем жизни.

Святые отцы в своем наследии различают не только похоть плоти, но и духа. Второй случай встречается значительно реже, но также наносит непоправимый ущерб человеческому естеству. В мире распространилось огромное количество ложных вероучений. В них дух человека вводится в болезненное, неестественное состояние. Такие псевдорелигиозные практики святые отцы именуют прелестью или похотью духа. В результате у сектантов рушатся семьи, рвется естественная связь между родителями и детьми, наносится непоправимый ущерб в других областях жизни.

Люди жили долгие годы в состоянии бездуховности, царящей во времена советской власти. Теперь они не понимают, чем может повредить «невинная», с их точки зрения, вера в Бога помимо православной церкви где-нибудь в секте. Но в таких псевдорелигиозных организациях проповедуется не истинный духовный образ мыслей (жизни), а его подделка или искажение (похоть), которые способны разрушить человека как образ Божий, как личность.

что делать с похотью. Смотреть фото что делать с похотью. Смотреть картинку что делать с похотью. Картинка про что делать с похотью. Фото что делать с похотью

Как бороться с похотью

В нашем теле присутствуют два начала – плотское и духовное. Если чрезмерно уделять внимание земным потребностям, то можно забыть о небесном предназначении. Поэтому христианские подвижники вели непримиримую борьбу со своей плотью, подвергая ее тяжелым испытаниям и лишениям. У них можно поучиться, как бороться со своими страстями и похотями:

Следует помнить, что «…плоть и кровь Царство Небесное не наследуют…». Поэтому нужно успеть при жизни очистить душу и тело от страстей, похотей, ибо земное время короткое.

Видео по теме: Чем и как гасить похоть?

Блуд в православии — что это и как с ним бороться? Ответ в нашей статье по ссылке.

Источник

Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

что делать с похотью. Смотреть фото что делать с похотью. Смотреть картинку что делать с похотью. Картинка про что делать с похотью. Фото что делать с похотью«Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте». Св. Ефрем Сирин.

«Пса сего блудного беса», когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы; и сколько бы он ни продолжал безстыдствовать, не уступай ему». Св. Иоанн Лествичник.

Блуд — страсть весьма коварная

Она завладевает человеческим рассудком и потакание ей может стать одним из основных стимулов человеческой жизни. Дабы облагородить «похоть», ее нередко называют любовью. И периодически эта самая любовь не сводится исключительно к физическому влечению, но все же часто именно блудная страсть лежит у ее основания. Нередко приходится слышать: «Я ее люблю, но жениться на ней не хочу». Ну скажите, пожалуйста, о какой любви может идти речь (даже если употреблять слово любовь в чисто человеческом страстном смысле)? Эта самая любовь является совершенно неотъемлемой частью жизни. «Как дела? — спрашиваем мы при встрече. — Как работа? А на личном фронте?» Так вот если с работой перебои — это ничего. А если на личном фронте затишье — то дело плохо. Очень часто, когда одна из подруг выходит замуж, то женщинам становится не о чем поговорить (при условии, что женщина верна мужу), то же происходит среди друзей. Я знаю немало случаев, когда после женитьбы мужчина практически полностью рвал со всем своим былым окружением: просто потому, что темы разговоров абсолютно исчерпывались.

Одна моя знакомая, женщина незамужняя, задумывалась о том, чтобы пойти на исповедь и вообще начать воцерковление. Единственное, что ее по большому счету останавливало — это нежелание оставить блуд.

И что же, совсем не заниматься любовью? Но это же невозможно. Без этого жизнь почти теряет смысл. Не могу же я ждать до замужества! Ведь замуж я в ближайшие пару лет не собираюсь.

Борьбу с духом блуда св. отцы называют борьбой лютой. Блуд начинает одолевать с «первого возраста зрелости» и не перестает прежде победы над всеми прочими страстями. Дабы победить блуд, недостаточно соблюдать физическое воздержание и целомудрие, но надо все время пребывать в покаянном сокрушении духа и неотступной молитве против этого нечистейшего духа. Необходим также телесный труд и рукоделие, удерживающее сердце от блуждания и возвращающее его в себя, а более всего необходимо глубокое истинное смирение, без которого ни над какой страстью не может быть обретена победа.

Начало борьбы

Трудную борьбу со страстью блуда начинать надо прежде всего с воздержания в еде («Наказывай помыслы скудостию питания, чтоб думали не о блуде, а о голоде» — Нил Синайский), то есть с поста, потому что, по свидетельствам св. отцев, чревоугодие неизменно ведет к страсти блуда: «Столп опирается на свое основание — и страсть блудная покоится на пресыщении» (Нил Синайский). Особенно опасно с этой точки зрения пьянство.

К грехам, вызванным блудной страстью, святитель Игнатий Брянчанинов относит:

Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние.

Грехи блудные противоестественные

Нехранение чувств (имеются в виду пять чувств: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус) — этот грех мы очень часто не замечаем, считая его нормой вещей. Надо сказать, что невоздержанность в чувствах считается в наше время признаком раскованности и раскомплексованности и ставится скорее в плюс человеку, нежели в минус. Конечно, здесь не идет речь о грубом домогательстве, которое по-прежнему не поощряется. Если у поколения более старшего тесные физические контакты еще не очень в ходу и фамильярные похлопывания по плечу вызывают смущение, то среди молодежи они весьма приняты.

Впрочем, периодически встречаются примеры обратного.

Девушка познакомилась с молодым человеком. Пообщавшись с ним некоторое время,она с удивлением заметила, что он при разговоре не смотрит ей в глаза.

— Слушай, почему, разговаривая со мной, ты все время отводишь глаза? — Ну, ты же не моя девушка. Смотреть в глаза — это довольно интимно. Я не могу впериться взглядом в малознакомую барышню. Это то же самое, что обнять тебя или поцеловать.

Нехранением зрения считается так же услаждение видом красивых женщин и мужчин.А пристрастие ко всякого рода духам, одеколонам и прочим парфюмерным средствам — нехранением обоняния, поскольку, как известно, в духи добавляются определенные компоненты, которые действуют на человека возбуждающе.

Нехранением слуха можно назвать не только желание внимать соблазнительным речам, но и любовь к комплиментам по поводу нашей внешности, сексуальности и пр. Есть, например, замечательная присказка про то, что «женщина любит ушами». Впрочем, справедливо это не только относительно женщин, но и относительно мужчин тоже, поскольку льстивые речи нередко провоцируют чувство влюбленности, которое тесно сопряжено с сексуальными желаниями. Тщеславие очень часто являет собой подспорье блудной страсти.

Принятие нечистых помыслов, услаждение ими

Услаждение нечистыми помыслами, во-первых, само по себе является грехом, а во-вторых, ведет к разжиганию плотских желаний и нередко провоцирует человека на совершение физического любодеяния.

Ребенок, узнавая впервые, «откуда берутся дети», испытывает довольно неприятное чувство, ощущение брезгливости. И только потом, уже свыкнувшись с представлением о технологии зачатия ребенка, он начинает испытывать желание и влечение к существу противоположного пола.

В процессе возбуждения самую большую роль играет наша психика, а не физиология. Если предположить, что от нашей воли ничего не зависит, то выйдет, что на любую особь противоположного пола мы должны реагировать совершенно одинаково. Но в жизни происходит не так.

Поняв, что физический процесс возбуждения напрямую зависит от процессов психических, мы начинаем осознавать, чем так опасно принятие нечистых помыслов. Не отгоняя от себя помысл, ты уже как бы соглашаешься на грех, уже совершаешь его. А от внутреннего согласия на грех до его совершения на физическом уровне — рукой подать. В Евангелии сказано: «Кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем».

Один брат, будучи возмущаем блудной похотью, пришел к великому старцу и просил его: «Окажи любовь, помолись обо мне, ибо возмущает меня похоть блудная». Старец помолился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же самое. И снова старец стал молиться Богу, говоря: «Господи, открой мне состояние брата сего, и откуда на него нападает диавол? Потому что я молился Тебе, а он по-прежнему не получил успокоения». Тогда было ему видение: он увидел брата сего сидящим, а рядом с ним — дух любодеяния, и брат общается с ним, а Ангел, посланный ему на помощь, стоит в стороне и гневается на монаха, поскольку тот не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действую диавола. И сказал старец: «Ты сам виноват, поскольку увлекаешься своими помыслами», — и научил брата противостоять помыслам.

Когда блудный помысл принят и получил согласие на поселение в голове человека, он постепенно завладевает его умом, и в человеческом мозгу рисуются уже эротические картины, услаждающие его. В этом случае можно говорить уже о блудных мечтаниях.

Фактически разница между принятием помыслов и мечтаниями не так уж велика. Первое почти неизбежно приводит ко второму, а второе обязательно является результатом первого. О блудных мечтаниях мы говорим, когда услаждение блудными помыслами происходит на сознательном уровне. Человек начинает рисовать возбуждающие его образы, придумывать разнообразные ситуации и сюжеты на эту тему и вообще предается размышлениям о блуде.

Нередко человек, одержимый блудными мечтаниями, в поисках подпитки для них обращается к эротической литературе, к кинематографу, ходит в ночные клубы смотреть стриптиз и пр.

Искушая человека, бесы рисуют сначала красивые романтические картинки, которые превращаются потом, по мере потакания блудной страсти, в безобразные, антиэстетичные, чернушные полотнища, которые гораздо ближе по сути к тому, как выглядит демон блуда в действительности.

Проявлением блудной страсти считается также сквернословие. Сквернословие — употребление слов, относящихся к табу-ированной (запрещенной), неформальной лексике. В основном подобные слова связаны именно с сексуальной жизнью человека. Прочие выражения, которые считаются грубыми и бранными (к примеру, лексика, обозначающая умственные способности, вернее, отсутствие оных, или черты характера) к сквернословию не относятся. В принципе, скверными, запретными считаются именно матерные слова, которые, по предположению некоторых ученых, в древние времена не носили негативной окраски, а являлись ритуальными и заменялись эвфемизмами, потому что имели сакральное значение.

Наконец, наиболее выраженное проявление блудной страсти — это уже непосредственно внебрачное соитие мужчины и женщины. В случае, если человек, предающийся блуду, холост, то грех его называется блудом, ежели человек изменяет своему супругу — то прелюбодеянием.

Самая крайняя степень развращенности — это неестественные формы блуда, такие как содомия (гомосексуализм) и т. д.

Разумеется, начиная бороться со страстью блуда, надо, в первую очередь, перестать потакать ей, то есть прекратить все внебрачные половые связи. Впрочем, этот первый шаг совершенно очевиден, ибо священники нередко отказываются отпускать грехи людям, живущим внебрачной половой жизнью. Покаяние в прелюбодеянии или любодеянии подразумевает готовность прекратить жизнь в блуде и обратиться к целомудрию.

Внебрачный союз можно разорвать или, напротив, узаконить. Брак (венчанный) может быть расторгнут в случае измены одного из супругов. Если семья распадается, Церковь допускает повторныйбрак и даже повторное венчание, однозначно предпочитая его незаконному сожительству.

Научая борьбе со страстью блуда, св. отцы советовали:

Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону, и он сказал мне: не позволяй ей долго оставаться в тебе». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки, — он на небе, вместе с Ангелами, — и не знает, что мы с тобой находимся во блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собой».

Воздержание речи, а в лучшем случае, и мысли очень важно. Празднословие, как и праздномыслие, может завести далеко. В принципе, любая праздность рождает блудную похоть, которая проявляется либо в мысли, либо в слове.

Девушка на исповеди упоминает празднословие как один из своих грехов. Священник, услышав это, подхватывает ее речь:

— Ну, если празднословие, так, значит, и осуждение, и злословие, и сквернословие и многие другие прегрешения словом.

Пустая болтовня, кажущаяся на первый взгляд довольно безобидной, всегда делает человека более распущенным. Блуждая словом, мы так или иначе начинаем затрагивать определенные предметы, обсуждая которые, разжигаем страсти.

Но углубление в работу может только несколько ослабить блудную брань, а никак не искоренить из сердца помыслы. Исцеляет же от блудной страсти слезная молитва, раскаяние и частое участие в Таинствах исповеди и причастия.

Достичь полной победы над блудной страстью крайне сложно

В патериках нередко встречаются истории о том, как молодые монахи приходили к старцам со словами: «Я хочу оставить обитель и вернуться в мир, потому что слишком одолевают меня блудные помыслы». На это мудрые отцы отвечали: «Я во много раз старше тебя, и сколько я себя помню, блудные помыслы всегда одолевали меня. И до сих пор не могу я с ними справиться, а ты думал побороть их в юности». И братья оставались в монастыре, дабы и дальше бороться с блудной страстью.

Св. Ефрем Сирин пишет: «Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не упадай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: «Не возможно прекратиться в тебе раз жжению, если не удовлетворишь своей похоти»./…/ Но не малодушествуй, Бог не оставит тебя».

Стяжание добродетели целомудрия — это прямая дорога к Царствию Небесному. Св. Иоанн Кассиан называет несколько степеней целомудрия.

Конечно, мало кому дано достичь хотя бы первой степени целомудрия, и все мы искушаемы помыслами. Тем не менее, если чувствуешь ты нападки блудной страсти, то одно это уже означает, что душа твоя не мертва, а посему ты должен возблагодарить Господа и молиться о том, чтобы Он послал тебе терпения для борьбы с ней.

Один брат из числа самых ревностных, будучи сильно возмущаем блудной похотью, пришел к одному старцу и раскрыл ему свои мысли. Старец, выслушав его, вознегодовал, назвал брата гнусным и недостойным образа монашеского. Брат пришел от таких слов в отчаянье, оставил келью и решил вернуться в мир. По устроению Божию встретил он авву Аполлоса, который спросил его о причине печали. Услышав всю историю, авва Аполлос принялся ободрять и вразумлять молодого монаха, говоря, что тоже испытывает сильные блудные искушения. Уговорив брата вернуться в келию, авва Аполлос пошел к старцу, который отверг брата и, встав рядом с келией обратился с молитвой к Богу, говоря: «Господи, приводящи искушения на пользу, обрати борьбу брата на старца сего, дабы он через опыт научился в старости тому, чему не научился и за всю жизнь, — дабы мог он сострадать борющимся. По окончании молитвы авва Аполлос увидел демона, стоящего у кельи и пускающего в старца стрелы. Когда одна из стрел по пала в старца, тот испытал упоение и наслаждение и отправился в мир той же дорогой, что ушел от него молодой брат. По дороге он встретил авву Аполлоса, поджидавшего его. Когда понял старец, что все происшедшее известно авве, то устыдился он своего поведения. Авва Аполлос же сказал: «Возвратись в свою келью и впредь помни о своей немощи. И знай, что если ты не удостоен борьбы с блудом, посылаемой на ревностных иноков, то, значит, ты либо неузнан от диавола, либо даже презрен им. А на деле ты даже малейшего нападения перенести не смог».

И то же говорил авва Кир Александрийский: «Если ты не имеешь помысла, то ты без надежды, — ибо, если не имеешь помыслов, то имеешь дело. Это значит: кто не борется с грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а совершающий такие дела (по безчувственности своей) не возмущается помыслами.

Некогда ученик великого старца боролся с похотью. Старец, видя его страждущим, говорил: «Хочешь ли, помолюсь Богу, чтобы Он облегчил твою борьбу?» — «Нет, — сказал ученик, — ибо я хоть и страдаю, но в самом страдании нахожу пользу для себя. А поэтому лучше попроси Бога в молитвах своих о том, чтобы Он даровал мне терпение перенести искушение». Услышав это, авва сказал: «Теперь я знаю,что ты превосходишь меня».

Источник

Святые отцы о борьбе с блудной страстью

Из сло­ва­ря-спра­воч­ни­ка: «Блуд – 1. Грех про­тив цело­муд­рия; одна из стра­стей в аске­ти­че­ском уче­нии Церк­ви. 2. В рели­ги­оз­но-мета­фо­ри­че­ском смыс­ле – вся­кое укло­не­ние чело­ве­ка от Божия Про­мыс­ла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. В рус­ском язы­ке блуд име­ет сино­ни­мы: любо­де­я­ние, рас­пут­ство, разврат.

Посколь­ку вос­ста­ние этой стра­сти дво­я­кое (в теле и в душе), то и про­ти­во­сто­ять ей надо тоже дво­я­ким ору­жи­ем. Недо­ста­точ­но одно­го поста для стя­жа­ния совер­шен­но­го цело­муд­рия. Надо при­со­во­ку­пить к нему и пока­ян­ное сокру­ше­ние духа, и неот­ступ­ную молит­ву про­тив это­го сквер­но­го духа (стра­сти блу­да). Кро­ме того, надо посто­ян­но читать Свя­щен­ное Писа­ние, зани­мать­ся бого­мыс­ли­ем, чере­дуя это с физи­че­ским тру­дом и руко­де­ли­ем, кото­рые удер­жи­ва­ют мыс­ли от блуж­да­ния туда и сюда. Боль­ше же все­го надо иметь глу­бо­кое сми­ре­ние, без кото­ро­го не может быть одер­жа­на побе­да ни над какой стра­стью (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

Насколь­ко высо­ко досто­ин­ство цело­муд­рия, настоль­ко силь­ны наве­ты вра­га, опол­ча­ю­ще­го­ся про­тив него. Поэто­му мы долж­ны со всем усер­ди­ем не толь­ко быть воз­дер­жан­ны­ми во всем, но посто­ян­но сокру­шать­ся в сво­ем серд­це с молит­вен­ным воз­ды­ха­ни­ем, что­бы Дух Свя­той бла­го­дат­ной росой, нис­хо­дя­щей в серд­це, охла­ждал и уга­шал печь нашей пло­ти, кото­рую царь вави­лон­ский (дья­вол) непре­стан­но ста­ра­ет­ся раз­жечь (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

При вос­пла­ме­не­нии похо­ти помыс­ли о неуга­си­мом огне и неуми­ра­ю­щем чер­ве, и тот­час угас­нет пла­мя в тво­их чле­нах. Ина­че, осла­бев, будешь побеж­ден и при­вык­нешь гре­шить, хотя и будешь рас­ка­и­вать­ся. Поэто­му с само­го нача­ла будь стро­гим ко вся­ко­му подоб­но­му поже­ла­нию, что­бы оно тебя не пре­одо­ле­ло и что­бы ты не при­вык усту­пать побе­ду вра­гу. Ведь при­выч­ка — вто­рая при­ро­да. Кто при­вык усту­пать побе­ду гре­хов­но­му поже­ла­нию, того все­гда будет обли­чать совесть; и хотя при дру­гих он будет пока­зы­вать весе­лое лицо, но внут­ренне будет уныл по при­чине обли­че­ний сове­сти. Ибо свой­ство похо­ти — сооб­щать мучи­тель­ную печаль тем, кто испол­ня­ет ее. Поэто­му вни­май душей тво­ей, все­гда имея в себе Бога (преп. Ефрем Сирин)

Когда бес начи­на­ет рисо­вать в тво­ем вооб­ра­же­нии соблаз­ни­тель­ные пред­ме­ты, и пред­ста­вит тебе в уме кра­со­ту жен­щи­ны, неко­гда виден­ную тобой, вве­ди внутрь себя страх Божий, и вспом­ни об умер­ших в гре­хах, — помыс­ли о дне, когда твоя душа будет раз­лу­чать­ся с телом, — пред­ставь себе в тре­пет при­во­дя­щий Божий глас, кото­рый услы­шат нера­ди­вые о пра­вед­ной жиз­ни и не соблю­дав­шие запо­ве­дей Хри­сто­вых: «Отой­ди­те от Меня про­кля­тые в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный дья­во­лу и анге­лам его» ( Матф. 25:41 ). Еще пред­ставь чер­вя неуми­ра­ю­ще­го и муку непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся. Об этом думай, и рас­се­ет­ся в тебе жаж­да насла­жде­ния, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгно­ве­ния не могут усто­ять про­тив стра­ха Божия. (преп. Ефрем Сирин)

Не поз­во­ляй гла­зам тво­им блуж­дать туда и сюда, и не всмат­ри­вай­ся в чужую кра­со­ту, что­бы с помо­щью глаз тво­их не низ­ло­жил тебя твой про­тив­ник (преп. Ефрем Сирин)

Если бес­по­ко­ит тебя бес блу­да, запре­ти ему, ска­зав: «Гос­подь да потре­бит тебя, испол­нен­ный зло­во­ния, бес нечи­сто­ты.» Ибо зна­ем ска­зав­ше­го: «Плот­ские помыс­лы — враж­да про­тив Бога» ( Рим. 8:7 ; преп. Ефрем Сирин).

Если вос­ста­нет в тебе плот­ская брань, не бой­ся и не падай духом. Ина­че ты при­дашь сме­ло­сти вра­гу (дья­во­лу), и он нач­нет вну­шать тебе соблаз­ни­тель­ные мыс­ли: «Не пре­кра­тит­ся в тебе раз­жже­ние, пока не удо­вле­тво­ришь сво­ей похо­ти.» Но тер­пя потер­пи Гос­по­да, с пла­чем излей молит­ву перед Его бла­го­стью, и Он услы­шит тебя, и извле­чет тебя из рва стра­стей (нечи­стых помыс­лов) и от бре­ния тины (срам­ных меч­та­ний) и поста­вит ноги твои на камне чисто­ты ( Пс. 39:1–3 ). Тогда уви­дишь при­шед­шую к тебе от Него помощь. Тер­пи толь­ко, не рас­сла­бе­вай мыс­лью, не при­хо­ди в изне­мо­же­ние, вычер­пы­вая воду из ладьи, пото­му что при­стань жиз­ни близ­ко. Тогда ты воз­зо­вешь, а Он ска­жет: «Вот Я!» ( Ис. 58:9 ). Но Он выжи­да­ет, что­бы уви­деть твой подвиг: точ­но ли даже до смер­ти ты готов про­ти­во­бор­ство­вать гре­ху. Итак, не мало­ду­ше­ствуй: Бог не оста­вит тебя. Гос­подь взи­ра­ет на твой подвиг, смот­рят на него и лики анге­лов, и тол­па бесов. Анге­лы гото­вы подать венец побе­ди­те­лю, а бесы — покрыть сты­дом побеж­ден­но­го. Будь же вни­ма­те­лен, что­бы не опе­ча­лить сво­их (анге­лов) и не обра­до­вать бесов (преп. Ефрем Сирин).

Авва Пимен гово­рит отно­си­тель­но блуд­ных помыс­лов: «Если сун­дук, напол­нен­ный веща­ми, будет дол­го сто­ять, и одеж­да в нем не будет пере­смат­ри­ва­е­ма, то она со вре­ме­нем истле­ет. Так же слу­ча­ет­ся и со сквер­ны­ми мыс­ля­ми, вла­га­е­мы­ми в нас дья­во­лом: если мы не будем испол­нять их на деле, то они со вре­ме­нем истле­ют и исчез­нут» (преп. Авва Пимен).

Послуш­ник спро­сил авву Ага­фо­на, как бороть­ся с блуд­ной стра­стью. Ста­рец отве­тил: «Пой­ди, поверг­ни перед Богом свою силу [крайне сми­рись перед Ним], — и най­дешь успокоение.»

И дей­стви­тель­но, если вся­кий успех в доб­ро­де­те­ли есть дело бла­го­да­ти Гос­по­да, и пре­одо­ле­ние раз­ных стра­стей есть Его побе­да, то тем более стя­жа­ние чисто­ты и пре­одо­ле­ние блуд­ной стра­сти есть дело осо­бой бла­го­да­ти Божи­ей, о чем сви­де­тель­ству­ют свя­тые отцы, опыт­ные в очи­ще­нии от этой стра­сти. Ибо, пре­бы­вая в пло­ти, не чув­ство­вать ее жала подоб­но неко­то­рым обра­зом выхо­ду из нее. И пото­му невоз­мож­но чело­ве­ку на сво­их кры­льях воз­ле­теть на небес­ную высо­ту совер­шен­ства, если бла­го­дать Гос­под­ня не извле­чет его из зем­ной тины. Ибо люди ника­кой доб­ро­де­те­лью так близ­ко не упо­доб­ля­ют­ся анге­лам, как стя­жа­ни­ем бла­го­да­ти чисто­ты (Преп. Иоанн Кассиан).

Пока­за­те­лем чисто­ты и достиг­ну­то­го совер­шен­ства слу­жит то, что на отды­хе или в при­ят­ном сне у чело­ве­ка не воз­ни­ка­ет ника­ко­го обо­льсти­тель­но­го обра­за, или, воз­ник­нув, этот образ не воз­буж­да­ет в нем ника­ких плот­ских жела­ний. Одна­ко неволь­ное жела­ние, хотя и не вме­ня­ет­ся в грех, гово­рит о том, что душа еще не достиг­ла совер­шен­ства, и кор­ни стра­сти еще не исторг­ну­ты (Преп. Иоанн Кассиан).

Грех блу­да име­ет то свой­ство, что соеди­ня­ет два тела, хотя и не закон­но, в одно тело. По этой при­чине, хотя он про­ща­ет­ся немед­лен­но после рас­ка­я­ния в нем и испо­ве­ди, при непре­мен­ном условии,чтобы пока­яв­ший­ся оста­вил его, но очи­ще­ние и отрезв­ле­ние тела и души от блуд­но­го гре­ха тре­бу­ет про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни, что­бы связь и еди­не­ние, уста­но­вив­ши­е­ся меж­ду тела­ми… и зара­зив­шие душу, обвет­ша­ли и уни­что­жи­лись. Тем, кото­рые еще не стя­жа­ли истин­ной сер­деч­ной молит­вы, помо­га­ет (в борь­бе с блуд­ным бесом) стра­да­ние в телес­ной молит­ве (свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)).

Блуд­ную похоть надо пре­се­кать памя­тью, что за этот грех силь­но мучит и тер­за­ет совесть. Совет от аввы Доро­фея Диа­вол из зави­сти воз­двиг на тебя брань. Бере­ги же гла­за свои и не питай­ся до сыто­сти. Вина упо­треб­ляй немно­го, и то по немо­щи тела, если при­дет­ся. При­об­ре­ти сми­ре­ние, рас­тор­га­ю­щее все вра­жьи сети (свя­ти­тель Тихон Задон­ский).

Кто телес­ны­ми тру­да­ми и пота­ми ведет брань с этим сопер­ни­ком (блуд­ным бесом), тот подо­бен свя­зав­ше­му вра­га сво­е­го сла­бой верев­кой… Кто вою­ет про­тив него воз­дер­жа­ни­ем и бде­ни­ем, тот подо­бен обло­жив­ше­му вра­га сво­е­го желез­ны­ми око­ва­ми… Кто воору­жа­ет­ся сми­рен­но­муд­ри­ем, без­гне­ви­ем и жаж­дой, тот подо­бен убив­ше­му сво­е­го про­тив­ни­ка и похо­ро­нив­ше­му его в пес­ке. Кто одним воз­дер­жа­ни­ем поку­ша­ет­ся уто­лить блуд­ную брань, тот подо­бен чело­ве­ку, кото­рый дума­ет выплыть из пучи­ны, дви­гая одной рукой. Соеди­ни с воз­дер­жа­ни­ем сми­ре­ние, ибо пер­вое без послед­не­го не при­но­сит поль­зы (пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник).

Взи­ра­ю­щий на жен­щи­ну с вожде­ле­ни­ем, будет ли он миря­нин или монах, будет оди­на­ко­во нака­зан за пре­лю­бо­де­я­ние. Зачем засмат­ри­ва­ешь­ся на чужое лицо? Зачем стре­мишь­ся в про­пасть? Зачем ввер­га­ешь себя в сети? Ограж­дай свои гла­за, при­кры­вай свое зре­ние, поло­жи закон очам сво­им, послу­шай Хри­ста, Кото­рый, угро­жая, при­рав­ни­ва­ет без­стыд­ный взгляд к пре­лю­бо­де­я­нию Кто любит смот­реть на кра­си­вые лица, тот боль­ше все­го сам раз­жи­га­ет в себе пла­мя стра­сти и, делая душу плен­ни­цей стра­сти, вско­ре при­сту­па­ет и к испол­не­нию поже­ла­ния Если хочешь смот­реть и услаж­дать­ся взо­ром, то смот­ри посто­ян­но на свою жену и люби ее; это­го не вос­пре­ща­ет ника­кой закон. Если же будешь взи­рать на чужую кра­со­ту, то оскор­бишь и свою жену, отвра­щая от нее взгляд, и ту, на кото­рую смот­ришь, так как каса­ешь­ся ее вопре­ки зако­ну. Не гово­ри: что в том, если я при­сталь­но посмот­рел на кра­си­вую жен­щи­ну? Если ты пре­лю­бо­дей­ству­ешь в серд­це, то ско­ро осме­лишь­ся совер­шить это и пло­тью. Пре­лю­бо­де­я­ние есть след­ствие тще­сла­вия, чув­ствен­но­го раз­же­ния и чрез­мер­но­го сла­до­стра­стия. Если твой брат соблу­дил, не поно­си его обид­ны­ми сло­ва­ми, не насме­хай­ся над ним. Ты не доста­вишь этим ему нима­ло поль­зы, но толь­ко повре­дишь ему (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

Столп опи­ра­ет­ся на осно­ва­ние, а блуд­ная страсть поко­ит­ся на пре­сы­ще­нии (пре­по­доб­ный Нил Синай­ский).

Пре­лю­бо­де­я­ние иско­ре­ня­ет в себе тот, кто обра­ща­ет гла­за вниз, а душу к Гос­по­ду (преп. Ефрем Сирин).

Жен­щи­на, наря­жа­ю­ща­я­ся для того, что­бы воз­бу­дить к себе вожде­ле­ние невоз­дер­жан­ных, уже любо­дей­ству­ет в серд­це сво­ем (свт. Васи­лий Вели­кий).

А что вам попу­ще­ни­ем Божи­им попу­ще­на брань блуд­ных помыс­лов, а особ­ли­во меч­та­ний бесов­ских, то о сем не удив­ляй­тесь мно­го, что тако­вую ска­ред­ность все­злоб­ный враг в меч­тах пред­став­ля­ет! Но толь­ко, люби­мая моя дочь, знай, что сие попу­ще­ние вам попу­сти­лось не про­сто! Но за пре­з­ор­ство дру­гих кого из сла­бо­па­да­ю­щих: вид­но, в мыс­лях сво­их тай­но осуж­да­ла и зази­ра­ла. А посе­му тай­но и бла­го­дать Божия отхо­дит непо­да­ле­ку от нас, и враг алч­ный, уви­дя нас без­за­щит­ных, отом­ща­ет нам и в тако­вые без­мест­ные и ска­ред­ные помыш­ле­ния и вооб­ра­же­ния. Но мы, сим собы­ти­ем нака­зав­ши­ся и до изне­мо­же­ния уто­мив­ши­ся, и яко уязв­лен­ные и изра­нен­ные, при­бег­нем ко Все­и­стин­но­му Вра­чу душ и телес наших Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту, яко мла­ден­ству­ю­щии и познав­шие на самом опы­те свою немощь и ничто­же­ство! И да про­сим Все­ми­ло­сти­во­го Бога, да Сам Он ото­мстит сопер­ни­ку наше­му соблаз­ни­те­лю диа­во­лу за нас сла­бых и впа­да­ю­щих в его горе­стя­ми напол­нен­ные сети. И да сохра­нил бы нас немощ­ней­ших от всех стрел вра­жи­их (преп. Лев Оптин­ский).

При­зы­вай молит­вы под­ви­зав­ших­ся о чисто­те, свя­тую муче­ни­цу Фома­и­ду, свя­то­го Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го, свя­то­го Мои­сея Угри­на и молит­вы отцов духов­ных и всех мате­рей; и вме­няй себя худ­шею всех. Во вре­мя борь­бы все сии сред­ства полез­ны… N. ска­жи: когда сми­рит­ся, тогда и брань утих­нет — помень­ше спать, помень­ше есть, осте­ре­гать­ся празд­но­сло­вия, осуж­де­ния и не любить укра­шать­ся хоро­шим пла­тьем, хра­нить очи и уши. Сии все сред­ства суть предо­хра­ня­ю­щие; еще не допус­кать помыс­лам вхо­дить в серд­це, но когда нач­нут при­хо­дить, вос­ста­вать и про­сить помо­щи от Бога (преп. Мака­рий Оптин­ский).

Пишешь, что на тебя напа­да­ют блуд­ные помыс­лы, а от молит­вы ты не име­ешь того уте­ше­ния, какое было преж­де, и теп­ло­ты не ощу­ща­ет­ся. К молит­ве понуж­дай себя по-преж­не­му, не уны­вай и не охла­де­вай. Хотя и быва­ешь ино­гда побеж­ден­ною в помыс­лах, но опять же с новым жаром рев­но­сти и усер­дия обра­щай­ся к Богу и в сми­ре­нии духа и упо­ва­ния на Его милость про­дол­жай обыч­ные молит­вы домаш­ние и цер­ков­ные, пре­да­вая все­го себя воле Божи­ей. Бере­ги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помыш­ляй о смер­ти, о Страш­ном Суде и о том, что если теперь не упра­вишь себя в бого­угод­ной доб­рой жиз­ни, то после уж и совсем осла­бе­ешь к доб­ру. Про­тив блуд­ных помыс­лов воору­жай­ся воз­дер­жа­ни­ем в пище и сне, ста­рай­ся все­гда нахо­дить­ся в тру­де и при деле, а паче все­го имей во всем и все­гда сми­ре­ние и само­уко­ре­ние, не осуж­дай нико­го (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

От блуд­ной стра­сти молись пре­по­доб­но­му Иоан­ну Мно­го­стра­даль­но­му и свя­той муче­ни­це Фома­и­де, каж­дый день кла­ди по три покло­на. Молись и за тех сестер, к кото­рым име­ешь нерас­по­ло­же­ние, нерав­ность. Как ска­за­но: моли­тесь друг за дру­га, да исце­ле­е­те (преп. Иосиф Оптин­ский).

Блуд­ные гре­зы быва­ют ночью во сне… Когда это слу­чит­ся, долж­на класть 50 покло­нов и читать: «Поми­луй мя, Боже», — пса­лом (50) Когда блуд­ные помыс­лы напа­да­ют, молись свя­той муче­ни­це Фома­и­де. И тво­ри силь­нее Иису­со­ву молит­ву… (преп. Ана­то­лий Оптин­ский).

Про­сишь меня ска­зать тебе сред­ство, как избав­лять­ся от блуд­ных помыс­лов. Разу­ме­ет­ся, как учат свя­тые отцы: 1‑е дело — сми­рить­ся, 2‑е — не гля­деть ни на дья­ко­нов, ни на ребят моло­дых, а 3‑е, глав­ное, — потер­петь (преп. Ана­то­лий). Ты в одно вре­мя жалу­ешь­ся на несо­глас­ную с тобою сосед­ку и на блуд­ную страсть. Чуд­ная ты девоч­ка! Несмыс­ле­ная ты мона­хи­ня! Ее жжет спра­ва огнем, а сле­ва обда­ет холод­ною водою. Да, несмыс­ле­ная ты, возь­ми воды и залей ею огонь! То есть потер­пи немощ­ную сест­ру! И страсть блу­да угас­нет. Ведь эта страсть живет и под­дер­жи­ва­ет­ся адским под­гне­том (под­же­гой) — гор­до­стью и нетер­пе­ни­ем! Потер­пи и спа­сешь­ся! Пусть враг и плоть тебя тес­нят, но я не пере­ста­ну твер­дить тебе пса­лом­ское сло­во: «потер­пи Гос­по­да, мужай­ся и да кре­пит­ся серд­це твое, и потер­пи Гос­по­да!» ( Пс. 26, 14 ) (преп. Ана­то­лий Оптин­ский).

Свя­той Марк Подвиж­ник гово­рит в сво­ем законе духов­ном: «корень похо­ти — люб­ле­ние похва­лы и сла­вы чело­ве­че­ской». Уси­ли­ва­ет­ся же похоть, как гово­рят дру­гие свя­тые отцы, когда чело­век любит покой телес­ный (в пище, питии и сне) и осо­бен­но когда не хра­нит сво­их очей от пред­ме­тов соблаз­ня­ю­щих (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

Те6я бес­по­ко­ит неумест­ная брань плот­ская. Где долж­на бы быть для тебя поль­за духов­ная, тут враг ухищ­ря­ет­ся воз­двиг­нуть для тебя соблазн. Пре­зри это, пото­му что неле­пость из неле­по­стей такое вну­ше­ние вра­жие. Пишешь, что в этой борь­бе кажет­ся тебе: кто-то сто­ит под­ле тебя. Подоб­ные вещи быва­ют, когда чело­век при испо­ве­ди или совсем забыл какой-либо грех нема­ло­важ­ный, или не умел чего-либо испо­ве­дать как бы сле­до­ва­ло. Молись Цари­це Небес­ной и Анге­лу-хра­ни­те­лю, что­бы помог­ли тебе вспом­нить и испо­ве­дать это. Тогда сто­я­щее меч­та­ние прой­дет. Так­же нуж­но сми­рять­ся пред Богом и людь­ми, счи­тая себя хуже всех. По при­чине бра­ни плот­ской нахо­жу неумест­ным тебе ехать лечить­ся в Моск­ву. Этим борь­ба сия еще более уси­лит­ся. Луч­ше потер­петь стра­да­ния от болез­ни к очи­ще­нию гре­хов сво­их. — Это вер­нее (преп. Амвро­сий Оптинский).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *