что делать с основным средством после полной амортизации

Что делать с полностью амортизированными ОС для перехода в 2022 году на новый ФСБУ 6/2020

Учет основных средств с нулевой стоимостью, как правило, был непрост и в условиях применения старого ПБУ 6/01. А с началом применения нового ФСБУ 6/2020 вопросов становится все больше. Что делать с такими ОС? Списать или переоценить? А может быть, перевести в состав запасов?

Пора готовиться к переходу на новый ФСБУ 6/2020

До окончания 2021 года остается немного времени. Порядок перехода на новое ФСБУ 6/2020 начинает волновать многих бухгалтеров. И это объяснимо, поскольку новые правила учета ОС существенно отличаются от старых.

Вот что мы узнали из нашей группы Вконтакте.

Вот что написал один из подписчиков нашей группы Вконтакте:

Добрый день! Объясните пожалуйста дальнейшие действия. Если я правильно поняла, то с вступлением в силу нового стандарта по учету ОС с 22 года на учете организаций не должно быть полностью самортизированных ОС. В организации такие имеются. Пересмотрели сроки тех, которые дальше будут использоваться. Что делать с остаточной стоимостью, если она нулевая? Проводить переоценку ОС?

Признаки, по которым объект относят к ОС

Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).

Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.

Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.

Списание или переоценка?

Тот факт, что остаточная стоимость ОС достигла нуля, сам по себе не является основанием для его списания.

ОС с нулевой стоимостью, хоть и не отражается в балансе, продолжает числиться на счете 01 по первоначальной стоимости, а на счете 02 – его амортизация, равная первоначальной стоимости. И фирма вполне себе может продолжать его использовать по назначению.

А списывают ОС по другим причинам:

Что касается дооценки полностью самортизированного, но все еще используемого ОС, то и ее делать вы не обязаны, да и бессмысленно. Ведь пока еще действует ПБУ 6/01, дооценка требует пересчета и сумм уже начисленной амортизации. Поэтому сумма, на которую увеличится первоначальная стоимость ОС, окажется равна сумме, на которую увеличится начисленная по нему амортизация. А остаточная стоимость все равно будет нулевой.

А при переходе на ФСБУ 6/2020 в межотчетный период вы сможете списать только те ОС, которые для вашей фирмы будут несущественными по стоимости. Ее нужно установить в учетной политике на 2022 год.

Если у вас есть такие несущественные ОС, то 1 января 2022 года спишите их:

Дебет 84 Кредит 01

— списана первоначальная стоимость ОС, являющихся несущественными активами;

Дебет 02 Кредит 84

— списана накопленная амортизация ОС, являющихся несущественными активами.

Пересмотреть балансовую стоимость

А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

Поясним на примере.

Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

Алгоритм перехода на ФСБУ 6/2020 упрощенным способом

Итак, обобщим все сказанное.

Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Источник

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Как учитывать полностью самортизированные основные средства

В практике нередки случаи, когда начальная балансовая стоимость основного средства полностью погашена амортизацией, но сам объект ОС продолжает использоваться и участвовать в формировании доходов предприятия.

Как рассчитать балансовую стоимость предприятия, узнайте из статьи «Балансовая стоимость основных средств – это…».

По правилам ПБУ 6/01 списать объект ОС с учета возможно только в случае его выбытия либо утраты способности приносить доход. Если же ОС продолжает использоваться, его следует продолжать учитывать для целей бухучета и при необходимости раскрывать информацию о нем в бухгалтерской отчетности.

С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу. Вместо него будет действовать ФСБУ 6/2020. Организация вправе начать применение стандарта раньше.

Как правильно вести учет по новому стандарту, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Для чего оформляется справка о балансовой стоимости активов организации, см. в этом материале.

Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются и налоговики: если по основному средству освоено 100% амортизации, но при этом оно используется, его нужно продолжать учитывать (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

При этом остаточная стоимость ОС, отражаемая в балансе и определяемая как разница между первоначальной стоимостью (Дт 01) и амортизацией (Кт 02), будет равна 0.

Нюансы расчета налога на имущество по ОС со стопроцентной амортизацией

Для расчета налога на имущество в налоговую базу включается остаточная стоимость имущества (ст. 375 НК РФ).

В данном случае она равна 0, т. е. налога к уплате не будет. Но до момента списания самортизированных ОС с учета организация должна включать информацию о них в декларацию либо налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

Обо всех новостях, связанных с заполнением и подачей декларации по налогу на имущество, читайте в рубрике «Налоговая декларация по налогу на имущество организаций».

Ремонт и модернизация самортизированных ОС

Полностью самортизированные объекты ОС могут нуждаться в ремонте или модернизации.

Если вы проводите модернизацию или реконструкцию таких средств, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете расходы на нее будут увеличивать текущую стоимость объекта.

При этом сумма начисленной в НУ за один месяц амортизации должна определяться как произведение увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта. То есть она будет зависеть от того, увеличился в результате модернизации СПИ или нет. Если срок остался прежним, применяется норма, установленная при вводе ОС в эксплуатацию. Если увеличился, норму следует пересмотреть (см. письма Минфина от 11.09.2018 № 03-03-06/1/64978, от 23.10.2018 № 03-03-06/1/76004, от 25.10.2016 № 03-03-06/1/62131)

О позиции налоговых органов в отношении начала амортизации модернизированного ОС узнайте из публикации «ФНС поддержала выгодный вариант амортизации модернизированного ОС».

Для целей бухучета у организации есть возможность выбора: продлевать срок полезного использования ОС или оставить прежним. Решение принимается исходя из того, сколько времени будет использоваться или какой объем продукции еще нужно выпустить на этом модернизированном ОС.

Проводки по модернизации полностью самортизированного имущества см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Если вы осуществляете ремонт полностью самортизированных ОС, то расходы учитываются сразу в том периоде, в котором проводился ремонт. Для целей налогообложения эти расходы нужно учитывать в составе прочих расходов, а в бухучете расходы на ремонт относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Продажа и ликвидация ОС с остаточной стоимостью, равной 0

Ценой продажи полностью самортизированного имущества признается договорная цена (ст. 105.3 ГК РФ). Проданное или ликвидированное ОС списывается с учета (п. 76 Методических указаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

При реализации ОС с остаточной стоимостью, равной 0, нужно начислить НДС с полной суммы реализации.

Подробнее о начислении НДС на продажу ОС читайте в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».

Для налоговых целей выручка от продажи ОС рассматривается как доход от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Поскольку остаточная стоимость самортизированного ОС равна 0, доход от реализации можно будет уменьшить только на те затраты, которые связаны с обеспечением сделки по этому ОС (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Расходы на ликвидацию для расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных (п. 1 ст. 265 НК РФ) единовременно в полном объеме в том периоде, когда они были фактически понесены (п. 7 ст. 272 НК РФ).

Восстанавливать НДС (который ранее был принят к вычету) по ликвидируемому объекту со стопроцентной амортизацией не нужно (ст. 170 НК РФ).

Проверьте правильно ли вы отразили реализацию полностью самортизированного имущества с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал бесплатно, получив пробный доступ к правовой системе.

Дарение полностью самортизированного объекта ОС

Дарение имущества стоимостью свыше 3000 руб. между двумя коммерческими организациями запрещено законодательством (ст. 575 ГК РФ).

О нюансах безвозмездных договоров между юрлицами см. тут.

Поскольку отдельный порядок определения цены объекта ОС с нулевой учетной стоимостью, передаваемого в дар, не предусмотрен, расчет следует производить по аналогии с другими правовыми нормами, в частности ст. 105.3 и 154 НК РФ (по рыночной стоимости объекта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нулевая остаточная учетная стоимость ОС вовсе не означает, что и рыночная стоимость этого ОС равна 0. Для безвозмездной передачи потребуется экспертная оценка объекта.

Допускается безвозмездная передача некоммерческим организациям и учреждениям, а также физическим лицам. При этом:

ВАЖНО! В некоторых случаях, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, дарение ОС не облагается НДС. Например, если ОС передаются органам государственной или местной власти. В таком случае дарителю следует восстановить входной НДС по передаваемым объектам. Сумма налога к восстановлению определяется пропорционально остаточной стоимости ОС (п. 3 ст. 170 НК). То есть по полностью самортизированным ОС (чья остаточная стоимость равна 0) НДС к восстановлению тоже будет равен 0.

В бухучете все расходы, связанные с дарением, учитываются в составе прочих расходов в том периоде, в котором ОС списывается с учета.

Итоги

Если самортизированные ОС используются, то их продолжают учитывать на балансе по остаточной стоимости, равной 0. Налога на имущество по таким ОС нет, но декларация или расчет авансов по налогу в налоговые органы представляется.

Модернизация ОС с остаточной стоимостью, равной 0, приводит к увеличению балансовой стоимости. Прирост стоимости отражается на счете 01 и списывается в виде амортизации с учетом изменения срока полезного использования.

Расходы на ремонт ОС списываются в том периоде, когда он проводился, первоначальная стоимость не увеличивается.

При продаже, дарении и ликвидации основное средство списывается с учета.

Источник

Нюансы начисления амортизации основных средств

Основные средства (ОС) есть практически у каждой организации. Независимо от их количества в компании при начислении амортизации нередко допускаются ошибки. О некоторых сложных моментах, которые нужно учесть в этой процедуре, рассказывает аттестованный аудитор Александр Лавров.

Принятие ОС к учету

Итак, у компании появилось ОС, по которому начисляется амортизация в бухгалтерском и налоговом учете. Неважно, куплено ли имущество, подарено или внесено в оплату уставного капитала, — от способа получения ОС порядок начисления амортизации не зависит. Но ведь изначально актив отражается в качестве вложений во внеоборотные активы. Когда же переводить его в состав ОС и начинать начислять амортизацию?

В бухгалтерском учете это нужно сделать, когда актив готов к использованию в запланированных целях. Например, купленный станок, не требующий монтажа, переводится в состав ОС непосредственно после получения организацией, так как именно в этот момент можно начинать его использовать. В налоговом учете ситуация иная: амортизируемым изначально признается имущество, которое используется для извлечения дохода (см. табл. 1).

1. Принятие ОС к учету и выбор порядка начисления амортизации

Принятие ОС к учету

Имущество переводится в состав ОС в момент готовности к эксплуатации (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), фактическое использование ОС значения не имеет

Амортизируемым признается имущество, которое используется для получения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ), фактическое использование ОС имеет значение

Госрегистрация права на имущество на принятие ОС к учету не влияет:

см. ПБУ 6/01 и п. 52 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н)

см. п. 4 ст. 259 НК РФ, действует с 01.01.2013

Способы начисления амортизации и условия их выбора

Выбирается единожды в отношении всех ОС или в отношении группы ОС:

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Выбирается для всех ОС в соответствии с учетной политикой организации:

— линейный способ (всегда назначается для 8–10 амортизационных групп, см. п. 3 ст. 259 НК РФ);

«Налоговый» метод можно изменить с 1 января следующего года, но с нелинейного метода нельзя уйти ранее, чем через 5 лет с начала его использования

Ежемесячно с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету:

Отметим, что необходимость государственной регистрации права на имущество на момент принятия ОС к бухгалтерскому и налоговому учету не влияет. Например, если организация в марте 2014 года получила от продавца приобретенное нежилое помещение в состоянии, пригодном для запланированного использования, то вне зависимости от государственной регистрации права и даже от факта подачи документов на регистрацию она должна включить его в состав ОС в том же месяце.

Веб-сервис для малого бизнеса. Понятно директору, удобно бухгалтеру! Первый месяц работы бесплатно.

Расчет амортизации

И в бухгалтерском, и в налоговом учете амортизация начисляется ежемесячно с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету. Какой порядок применять при начислении амортизации, организация выбирает сама в своей учетной политике.

Так, для целей бухгалтерского учета можно выбрать один из четырех способов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Способ начисления амортизации можно выбрать в отношении всех ОС или в отношении той или иной группы ОС. Например, можно определить, что по оргтехнике применяется линейный способ, а по станкам — способ уменьшаемого остатка.

В налоговом же учете можно выбрать линейный или нелинейный метод, но для всех ОС. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, входящие в 8–10 амортизационные группы. По ним всегда применяется линейный метод.

Обратите внимание на существенное различие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухгалтерском учете способ начисления амортизации выбирается единожды в отношении каждого объекта ОС и в дальнейшем уже для этого ОС не меняется. А в налоговом учете в каждый конкретный момент применяется тот метод, который указан в учетной политике. То есть если организация хочет изменить «налоговый» метод, она может это сделать с 1 января следующего года.

Единственное ограничение — нельзя «уйти» с нелинейного метода ранее, чем через 5 лет после начала его применения. Рассмотрим порядок расчета амортизации на примерах.

Пример 1. Организация применяет линейный способ (метод). В апреле 2014 года она ввела в эксплуатацию ОС первоначальной стоимостью 96 000 рублей и установила для него срок полезного использования 4 года (48 месяцев). Это значит, что в налоговом учете ОС включено в третью амортизационную группу (ОС со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно). Таким образом, начиная с мая 2014 года, будет ежемесячно начисляться амортизация в бухгалтерском и в налоговом учете в сумме 2000 рублей.

Пример 2. В условиях примера 1 предположим, что для начисления амортизации для всех ОС в бухгалтерском учете установлен способ уменьшаемого остатка (абз. 3 п. 19 ПБУ 6/01) с коэффициентом 2. В этом случае годовая норма амортизации составит 50 % (100 %/4 года × 2). Напомним, что в течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы вне зависимости от применяемого способа (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01).

Тогда в 2014 году организация начислит амортизацию в сумме 28 000 рублей (96 000 рублей × 50 % / 12 × 7). На начало 2015 года остаточная стоимость ОС составит 68 000 рублей, а сумма амортизации — 34 000 рублей (68 000 × 50 %).

Соответственно в 2016 году начисленная амортизация составит 17 000 рублей (34 000 × 50%), а за 5 месяцев 2017 года (к моменту окончания срока полезного использования) – 3 541,67 рублей.

В результате недосписанной останется сумма в 13 458,33 рублей. Как поступать с этой суммой, действующие нормативные акты не говорят. Это значит, что порядок погашения остатка стоимости объекта ОС на конец срока его полезного использования при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка организация должна определить самостоятельно (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). На это же указал и Минфин России в письме от 29.01.2008 № 07-05-06/18.

В частности, ввиду несущественности остающейся суммы можно предусмотреть единовременное ее отнесение на расходы в месяце окончания срока полезного использования.

С нелинейного на линейный

«Аналогом» способа уменьшаемого остатка в налоговом учете можно с определенными оговорками назвать нелинейный метод начисления амортизации. Однако при его применении четко установлена норма амортизации для каждой группы (ст. 259.2 НК РФ).

Пример 3. В условиях примера 1 предположим, что организация установила в налоговом учете нелинейный метод и не имеет других ОС, относящихся к третьей амортизационной группе (см. табл. 2).

2. Расчет амортизации нелинейным методом за 2014 год для ОС третьей группы*

МесяцСуммарный баланс группы на начало месяца, ₽Норма аморти­зацииСумма начисленной амортизации (4 = 2 × 3), ₽Суммарный баланс минус амортизация
(5 = 2 – 4), ₽
(1)(2)(3)(4)(5)
Май96 000,005,6/100 = 0,0565 376,0090 624,00
Июнь90 624,005 074,9485 549,06
Июль85 549,064 790,7580 758,31
Август80 758,314 522,4776 235,84
Сентябрь76 235,844 269,2171 966,64
Октябрь71 966,644 030,1367 936,50
Ноябрь67 936,503 804,4464 132,06
Декабрь64 132,063 591,4060 540,67

Далее порядок расчета амортизации будет таким же.

Если до сентября 2016 года организация не приобретет другие ОС третьей группы, суммарный баланс этой группы станет менее 20 000 рублей. В таком случае п. 11 ст. 259.2 НК РФ позволяет весь суммарный баланс на внереализационные расходы, а амортизационную группу ликвидировать.

Но предположим, что организация, использующая нелинейный метод с 2009 года, решила с 2015 года вернуться к линейному методу начисления амортизации. Как поступить в этом случае, написано в п. 4 ст. 322 НК РФ. Прежде всего, нужно рассчитать остаточную стоимость каждого объекта ОС на 1 января 2015 года. В нашем случае остаточная стоимость единственного ОС из третьей группы совпадает с суммарным балансом группы на 1 января 2015 года — 60 540,67 руб.

Далее определяем остаток срока полезного использования. ОС использовалось 7 месяцев, поэтому остаток срока полезного использования — 41 месяц (48 — 7). Начисляемая линейным способом амортизация рассчитывается, исходя из двух определенных ранее показателей. То есть норма амортизации составит (1/41) × 100 % = 2,44 %, а ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете — 1 476,60 рублей (60 540,67 × 0,0244).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Учет основных средств в «1С:Бухгалтерии 8»: ответы на частые вопросы

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Как отразить приостановление начисления амортизации ОС в связи с проведением капитального ремонта?

Для целей налогообложения прибыли основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, также исключаются из состава амортизируемого имущества. Но если в процессе реконструкции или модернизации объект продолжает использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода, то амортизация по такому основному средству продолжает начисляться (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 322 НК РФ по ОС, находящимся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев, начисление амортизации:

Аналогичный порядок применяется и в бухгалтерском учете (п.п. 22, 23 ПБУ 6/01).

Документ бухгалтерских проводок не формирует, но вводит записи в регистры сведений:

При заполнении документа (рис. 1) в шапке нужно указать следующие реквизиты:

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Рис. 1. Изменение состояния ОС

В примере, представленном на рисунке 1, начисление амортизации будет приостановлено в бухгалтерском и в налоговом учете, начиная с октября 2017 года.

Для возобновления амортизации необходимо создать новый документ Изменение состояния ОС.

Аналогичный порядок приостановления (возобновления) амортизации применяется, если по решению руководителя организации объект ОС переводится на консервацию сроком свыше 3-х месяцев.

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации Как отражать хозяйственные операции по капитальному ремонту, который ведется подрядным способом?

Дебет 20 (44, 26) Кредит 60 (10, 70, 69, 23)

— на сумму произведенных затрат.

Расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 расходы на ремонт ОС, осуществленные подрядным способом, отражаются стандартным документом учетной системы Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 2).

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Рис. 2. Отражение работ по ремонту ОС, выполненных подрядчиком

Во избежание споров с контролирующими органами налогоплательщик должен четко понимать разницу между понятиями «ремонт» и «модернизация (реконструкция)».

Если в процессе капитального ремонта происходит улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объектов основных средств, например срока полезного использования, мощности, качества применения (см. п. 27 ПБУ 6/01), то такой ремонт с большой долей вероятности будет переквалифицирован в модернизацию или реконструкцию.

Определение достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции и технического перевооружения приводится в статье 257 НК РФ. Понятие модернизации и реконструкции объекта капитального строительства также можно найти и в статье 1 ГрК РФ.

Затраты на модернизацию и реконструкцию (а также на достройку, дооборудование и техническое перевооружение) ОС увеличивают первоначальную стоимость объекта (п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ), а затем списываются через амортизацию.

Данные затраты учитываются в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 08.3 Кредит 60 (10, 70, 69, 23) Дебет 01.01 Кредит 08.03

— на сумму произведенных затрат (п. 70 Методических указаний по бухучету ОС, План счетов).

Для отражения расходов на модернизацию и реконструкцию, осуществленных подрядным способом, в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 также используется документ Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги. Но, в отличие от расходов на ремонт, в поле Счета учета нужно указать не счет затрат (26, 20 или 44), а счет 08.03 «Строительство объектов основных средств» и соответствующую аналитику (Объект строительства; Статью затрат; Способ строительства). Увеличение первоначальной стоимости объекта на стоимость произведенной модернизации регистрируется в программе с помощью документа Модернизация ОС (раздел ОС и НМА).

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации Как отразить модернизацию полностью самортизированного ОС в бухгалтерском и налоговом учете?

Имущество с истекшим сроком полезного использования (СПИ) и нулевой остаточной стоимостью вполне может применяться в деятельности, приносящей доход. Организация может модернизировать или реконструировать такое имущество, чтобы вернуть ему полезные свойства.

Затраты на модернизацию основного средства увеличивают его первоначальную стоимость как в бухгалтерском учете (п. 27 ПБУ 6/01), так и для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 257 НК РФ), а затем списываются через амортизацию. Однако порядок амортизации модернизированного ОС в бухгалтерском и налоговом учете различается.

В бухгалтерском учете годовая сумма амортизационных отчислений для модернизированного основного средства определяется из расчета его остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования, который может быть пересмотрен организацией в сторону увеличения (п. 60 Методических указаний по бухучету ОС).

В результате модернизации полностью самортизированного объекта ОС его остаточная стоимость будет соответствовать затратам на модернизацию. Но срок полезного использования такого объекта уже истек. Поэтому, чтобы погасить затраты на модернизацию, организация вынуждена увеличить СПИ, иначе начис­ление амортизации невозможно.

В налоговом учете часть затрат на модернизацию ОС можно учесть в расходах единовременно, в месяце окончания работ по модернизации, применив амортизационную премию (п. 9 ст. 258 НК РФ). После модернизации срок полезного использования может увеличиться или остаться неизменным (п. 1. ст. 258 НК РФ).

Что касается расчета суммы ежемесячной амортизации модернизированного объекта ОС при применении линейного метода, то данный вопрос законодательством не урегулирован.

Согласно позиции Минфина России (см., например, письмо от 16.11.2016 № 03-03-06/1/67358), начиная с месяца, следующего за месяцем ввода модернизированного основного средства в эксплуатацию, амортизация по нему начисляется, исходя из следующих показателей:

Аналогичный подход применяется, если организация осуществила модернизацию ОС, которое пол­ностью самортизировано, и остаточная стоимость которого равна нулю (письмо Минфина России от 25.10.2016 № 03-03-06/1/62131).

Существует и иная точка зрения (см., например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015 № Ф02-1262/2015, Ф02-1612/2015 по делу № А19-9978/2014), согласно которой сумму амортизационных отчислений полностью самортизированного ОС следует рассчитывать исходя из:

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 поддерживается позиция «осторожного» налогоплательщика, поэтому модернизация основного средства в налоговом учете рассчитывается в соответствии с рекомендациями Минфина.

Пример 1

Организация ООО «Комфорт-сервис» применяет общую систему налогообложения (ОСНО) и положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

В апреле 2017 года ООО «Комфорт-сервис» принимает решение модернизировать деревообрабатывающий станок, отнесенный ко второй амортизационной группе, который полностью самортизирован в бухгалтерском и налоговом учете. Первоначальная стоимость станка составляет 180 000,00 руб. При принятии к учету ОС был установлен срок полезного использования 36 месяцев. Сумма затрат на модернизацию без учета НДС составила 90 000,00 руб. Амортизационная премия не применяется.

Согласно учетной политике ООО «Комфорт-сервис» применяет линейный метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

Зарегистрируем факт модернизации ОС одноименным документом. На закладке Объект строительства нужно указать суммы затрат на модернизацию, накоп­ленные по данному объекту (90 000, 00 руб.). Их можно заполнить автоматически по кнопке Рассчитать суммы.

В поле Срок использ. автоматически проставляется срок полезного использования, установленный при принятии к учету ОС для целей бухгалтерского и налогового учета. Поскольку объект полностью самортизирован, то для целей бухгалтерского учета необходимо указать новый СПИ, например, 51 месяц. Для целей налогового учета указан максимальный срок для данной амортизационной группы, поэтому его изменять нельзя. При нажатии на кнопку Распределить суммы затрат на модернизацию распределяются равными долями по всем указанным в табличной части основным средствам.

После проведения документа Модернизация ОС формируется бухгалтерская проводка:

Для целей налогового учета указанная сумма также фиксируются в специальных ресурсах регистра бухгалтерии:

Сумма НУ Дт 01.01 и Сумма НУ Кт 08.03

Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету также формируются записи в периодические регистры сведений, отражающие информацию об основном средстве.

При вводе документа Изменение параметров амортизации ОС в шапке следует указать следующие реквизиты (см. рис. 3):

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Рис. 3. Изменение параметров амортизации

В табличном поле указываются:

В следующем месяце при выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств программа будет рассчитывать амортизацию согласно уточненным параметрам и в соответствии с рекомендациями Минфина.

Сумма амортизации модернизированного станка составит:

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизацииКак отражать модернизацию основного средства стоимостью не более 100 000 рублей, которая в налоговом учете списана единовременно при принятии к учету?

Данный вопрос законодательством не урегулирован.

Как всегда в таких случаях, обратимся к мнению контролирующих органов.

На протяжении нескольких лет мнение Минфина России относительно данной ситуации менялось:

Будем ориентироваться на позицию Минфина России от 2017 года.

Порядок действий в программе зависит от суммы первоначальной стоимости основного средства и стоимости модернизации.

Пример 2

Организация ООО «Новый интерьер» применяет ОСНО и положения ПБУ 18/02, амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете начисляет линейным методом. В феврале 2016 года организация принимает к учету основное средство стоимостью 59 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) и в этом же месяце вводит его в эксплуатацию.

В сентябре 2017 года основное средство было модернизировано. Стоимость расходов компании на модернизацию составила 70 800,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

Допустим, ООО «Новый интерьер» зарегистрировала в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 принятие к учету ОС одноименным документом. Поскольку объект не подпадает под критерий амортизируемого имущества, на закладке Налоговый учет указан порядок включения стоимости в состав расходов как Включение в расходы при принятии к учету.

В результате проведения документа в программе сформирована бухгалтерская проводка:

Для целей налогового учета по налогу на прибыль введены суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету документом Принятие к учету ОС также сформированы записи в периодические регистры сведений, отражающие информацию об основном средстве.

Начиная с марта 2016 года, основное средство начинает амортизироваться только в бухгалтерском учете. Допустим, модернизация ОС была выполнена силами подрядной организации и отражена в программе документами Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги и Модернизация ОС.

После проведения документа Поступления (акт, накладная) сформированы бухгалтерские проводки:

Для целей налогового учета соответствующие суммы вводятся в специальные ресурсы регистра бухгалтерии для тех счетов, где поддерживается налоговый учет (НУ).

После проведения документа Модернизация ОС формируется запись регистра бухгалтерии:

Указанные суммы также фиксируются в специальных ресурсах:

Сумма НУ Дт 01.01 и Сумма НУ Кт 08.03.

Помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету формируются записи в периодические регистры сведений, отражающие информацию об основном средстве.

Поскольку при вводе в эксплуатацию стоимость объекта ОС для целей налогообложения была списана организацией единовременно, то «благодаря» документу Модернизация ОС стоимость объекта в налоговом учете становится равной расходам на модернизацию. Чтобы привести сложившуюся ситуацию в соответствие с разъяснениями Минфина России от 2017 года, необходимо скорректировать налоговую стоимость объекта ОС, а также параметры начисления амортизации в налоговом учете.

В программе указанная корректировка выполняется на дату документа Модернизация ОС документом Операция (раздел Операции). Проводки и записи регистров зависят от суммы первоначальной стоимости объекта ОС и стоимости расходов на модернизацию.

По условиям Примера 2 первоначальная стоимость объекта с учетом расходов на модернизацию составила 110 000, 00 руб., то есть теперь подпадает под критерий амортизируемого имущества. Значит, первоначально списанную стоимость объекта в налоговом учете следует восстановить.

На закладке Бухгалтерский и налоговый учет нужно ввести корреспонденцию (рис. 4):

Дебет 01.01 Кредит 02.01

Поскольку в бухгалтерском учете корректировка не выполняется, то поле Сумма следует оставлять пустым, но для целей налогового учета по налогу на прибыль нужно ввести суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Рис. 4. Корректировка налоговой стоимости объекта после модернизации

Помимо бухгалтерской записи в документе Операция необходимо выполнить корректировку регистров сведений:

На закладке Начисление амортизации ОС (налоговый учет) нужно ввести новую запись, где указать наименование основного средства, а в поле Начислять амортизацию выбрать значение Да.

На закладке Первоначальные сведения ОС (налоговый учет) указывается наименование основного средства и его первоначальная стоимость с учетом модернизации (110 000,00 руб.). В поле Порядок включения стоимости в состав расходов выбираем значение Начисление амортизации.

Теперь, начиная с октября 2017 года, объект будет амортизироваться и в налоговом учете. При этом суммы амортизации модернизированного ОС при применении линейного метода в бухгалтерском и в налоговом учете будут отличаться.

Изменим условия Примера 1. Допустим, стоимость расходов на модернизацию ОС составила 47 200,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В этом случае первоначальная стоимость объекта с учетом расходов на модернизацию составит 90 000, 00 руб., то есть не будет амортизироваться в налоговом учете, и расходы на модернизацию в налоговом учете можно списать единовременно как материальные расходы.

В документе Операция необходимо ввести корреспонденцию (см. рис. 5):

Дебет 26 Кредит 01.01

Поскольку в бухгалтерском учете корректировка не выполняется, то поле Сумма оставляем пустым, но для целей налогового учета по налогу на прибыль вводим суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии:

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизации

Рис. 5. Списание расходов на модернизацию в налоговом учете

Начиная с октября 2017 года, сумма амортизации модернизированного объекта в бухгалтерском учете меняется.

что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть фото что делать с основным средством после полной амортизации. Смотреть картинку что делать с основным средством после полной амортизации. Картинка про что делать с основным средством после полной амортизации. Фото что делать с основным средством после полной амортизацииКак при УСН принять к учету основное средство стоимостью не более 100 000 рублей?

При упрощенной системе налогообложения (УСН) в состав основных средств и нематериальных активов (НМА) включаются объекты, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ, то есть точно так же, как и для целей налога на прибыль (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому объекты, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2016, которые имеют первоначальную стоимость не более 100 тыс. руб., в налоговом учете при применении УСН в состав ОС не включаются. При этом первоначальная стоимость объектов ОС определяется по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Стоимость таких объектов может быть списана единовременно в составе материальных расходов на дату оплаты объектов поставщику (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК).

В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 при применении УСН принятие к учету объектов ОС стоимостью, не превышающей 100 тыс. руб., следует регистрировать документом Принятие к учету ОС. Документ Поступление (акт, накладная) с видом операции Основные средства в данном случае не подходит, так как имеет ряд ограничений, в том числе не позволяет включить в состав расходов при УСН стоимость объектов, не признаваемых амортизируемым имуществом. Учитывать такие объекты при УСН следует в два этапа:

В документе Принятие к учету ОС на закладке Налоговый учет (УСН) в поле Порядок включения стоимости в состав расходов пользователь может выбрать значение Включить в состав расходов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *