что делать с находкой по исламу
Что нужно делать с найденными чужими вещами согласно шариату?
Вопрос:
Как мусульманин должен поступить, если он нашел на улице (или еще в каком-то месте) деньги или иные вещи (ключи, часы, телефон, ювелирные изделия и тому подобное?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Если человек нашел на дороге, улице или в публичном месте какую-то вещь, ему запрещено брать ее, чтобы оставить себе. Подобным образом, если у него дома были гости, и после ухода гостей он обнаружил, что кто-то оставил у него свои вещи, ему запрещено оставлять это имущество себе. Если человек поднимает потерянную вещь, он должен делать это с намерением найти ее владельца и вернуть ему его имущество.
Если человек находит чью-то вещь и оставляет ее там, где нашел, не трогая ее, на нем не будет греха. Однако, если есть опасность, что если он не возьмет ее, кто-то другой может забрать ее и присвоить, на нем лежит обязанность (ваджиб) поднять эту вещь и отдать владельцу.
Как только человек дотрагивается до потерянной вещи, он становится ответственным за поиск ее хозяина. Если он поднимает эту вещь и возвращает обратно на то же место, где он нашел ее, или забирает ее с того места, не пытаясь найти ее хозяина, на нем будет грех, независимо от того, нашел он эту вещь в безопасном месте (где нет опасности, что кто-то другой заберет ее) или он нашел ее там, где ее может взять кто-то еще. Иными словами, как только человек трогает или берет в руки чужое имущество, он уже не может положить его обратно на то же место, он отвечает на него и должен найти его владельца.
Как только человек находит чужое имущество, он должен приложить все усилия, чтобы найти его хозяина (он может развесить объявления во всех общественных местах, сделать объявление устно, обратиться в СМИ и т.д.). В объявлении должно быть указано, что он нашел такой-то предмет в таком-то месте, чтобы хозяин мог забрать его. Однако не следует подробно описывать, какую вещь он нашел, чтобы этим не воспользовались нечестные люди. Он может дать общее описание: к примеру, сказать, что он нашел кошелек, ювелирное изделие, телефон. Если какой-то человек будет утверждать, что это его имущество, он будет должен четко описать свою вещь, чтобы можно быть проверить, действительно ли он хозяин этой вещи.
Если человек активно занимается поисками хозяина имущества, но не находит владельца, и нет надежды, что он найдется, то ему следует отдать это имущество на благотворительные цели. Если он беден, он может забрать эту вещь себе. Если после того, как человек отдаст потерянное имущество на благотворительность, но вдруг объявится ее владелец, нужно будет дать ему компенсацию за потерянную вещь. Если владелец удовлетворится тем, что его имущество отдали на благотворительные цели, ему будет за это награда иншаАллах (1).
А Аллах знает лучше.
Аршад Али, студент Даруль-Ифтаа, Тринидад,
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
[1] Бехишти Зевар (Райские узоры)
المحيط البرهاني في الفقه النعماني (5/ 433)
يجب أن يعلم بأن التقاط اللقطة على نوعين: نوع من ذلك يفترض وهو ما إذا خاف ضياعها، ونوع من ذلك لا يفترض وهو ما إذا لم يخف ضياعها ذلك ينافي أخذها، أجمع عليه العلماء، فاختلفوا فيما بينهم أن الترك أفضل أو الرفع، ظاهر مذهب أصحابنا أن الرفع أفضل؛ لأنه لو لم يرفع هو ربما تصل إليها يد خائنة، وبعض المتقدمين قالوا: الترك أفضل؛ لأن صاحبها يطلبها في المكان الذي سقطت منه، فإذا تركها وصل إليها يد المالك، ومن العلماء من قال: إن كان….. …. يأمن على نفسه الخيانة، فالرفع أفضل، وإن كان فاسقاً لا يأمن على نفسه الخيانة فالترك أفضل، ثم ما يجده الرجل……… …. أن صاحبه لا يطلبه كالنورة في مواضع مختلفة، وكقشور الرمان في مواضع متفرقة، وفي هذا الوجه له أن يأخذها وينتفع بها……………. وجدها في يده بعدما جمعها، فله أن يأخذها، ولا يصير ملكاً للآخذ، هكذا ذكر شيخ الإسلام خواهر زاده، وشمس الأئمة السرخسي في شرح كتاب اللقطة وهكذا ذكر القدوري في «شرحه» في المسائل المنثورة من «كتاب الحظر» والإباحة
الفتاوى الهندية — ط. دار الفكر (2/ 289)
كِتَابُ اللُّقَطَةِ هِيَ مَالٌ يُوجَدُ في الطَّرِيقِ وَلَا يُعْرَفُ له مَالِكٌ بِعَيْنِهِ كَذَا في الْكَافِي الْتِقَاطُ اللُّقَطَةِ على نَوْعَيْنِ نَوْعٌ من ذلك يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا خَافَ ضَيَاعَهَا وَنَوْعٌ من ذلك لَا يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا لم يَخَفْ ضَيَاعَهَا وَلَكِنْ يُبَاحُ أَخْذُهَا أَجْمَعَ عليه الْعُلَمَاءُ وَاخْتَلَفُوا فِيمَا بَيْنَهُمْ أَنَّ التَّرْكَ أَفْضَلُ أو الرَّفْعَ ظَاهِرُ مَذْهَبِ أَصْحَابِنَا رَحِمَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى أَنَّ الرَّفْعَ أَفْضَلُ كَذَا في الْمُحِيطِ سَوَاءٌ كانت اللُّقَطَةُ دَرَاهِمَ أو دَنَانِيرَ أو عُرُوضًا أو شَاةً أو حِمَارًا أو بَغْلًا أو فَرَسًا أو إبِلًا وَهَذَا إذَا كان في الصَّحْرَاءِ فَإِنْ كان في الْقَرْيَةِ فَتَرْكُ الدَّابَّةِ أَفْضَلُ وإذا رَفَعَ اللُّقْطَةَ يُعَرِّفُهَا فيقول الْتَقَطْتُ لُقَطَةً أو وَجَدْتُ ضَالَّةً أو عِنْدِي شَيْءٌ فَمَنْ سَمِعْتُمُوهُ يَطْلُبُ دُلُّوهُ عَلَيَّ كَذَا في فَتَاوَى قَاضِي خَانْ وَيُعَرِّفُ الْمُلْتَقِطُ اللُّقَطَةَ في الْأَسْوَاقِ وَالشَّوَارِعِ مُدَّةً يَغْلِبُ على ظَنِّهِ أَنَّ صَاحِبَهَا لَا يَطْلُبُهَا بَعْدَ ذلك هو الصَّحِيحُ كَذَا في مَجْمَعِ الْبَحْرَيْنِ وَلُقَطَةُ الْحِلِّ وَالْحَرَمِ سَوَاءٌ كَذَا في خِزَانَةِ الْمُفْتِينَ ثُمَّ بَعْدَ تَعْرِيفِ الْمُدَّةِ الْمَذْكُورَةِ الْمُلْتَقِطُ مُخَيَّرٌ بين أَنْ يَحْفَظَهَا حِسْبَةً وَبَيْنَ أَنْ يَتَصَدَّقَ بها فَإِنْ جاء صَاحِبُهَا فَأَمْضَى الصَّدَقَةَ يَكُونُ له ثَوَابُهَا
Что делать с найденной вещью?
«Что делать с находкой: поднять или пройти мимо? И что с ней делать, если подняли?» Шариат подробно регламентирует нормы поведения в подобной ситуации, о чём мы и поговорим в этой статье.
«Люкъта» (اللقطة) – найденное имущество, а иначе «находка», владелец которой неизвестен.
Кто имеет право подбирать находку?
Если находка найдена:
– благочестивым человеком, уверенным в том, что он сможет распорядиться ею согласно требованиям Шариата, то ему желательно её подобрать;
– человеком, сомневающимся в том, что он сможет распорядиться ею согласно требованиям Шариата, или нечестивым человеком (фасик), её подбирать нежелательно;
– вероломным человеком, ему запрещено её подбирать.
С какой целью подбирают находку?
Подобрать находку человек имеет право, имея одну из двух целей:
– сохранить для возвращения хозяину;
– присвоить после совершения определённых действий.
Если находка найдена на запретной территории (харам) в Мекке, либо находкой оказалось животное, найденное в пустынной местности, способное защититься от мелких хищников, то её дозволено подобрать лишь с целью сохранения для последующего возвращения хозяину.
Что делать после того, как вы подобрали находку?
Человеку, подобравшему находку с целью её сохранения для возвращения хозяину, желательно: опознать её; изучить её качества; изучить её размеры; изучить тару, в которой она находится, и верёвочку, за которую она подвешена (при её наличии). Если он подбирает находку, желая впоследствии её присвоить, то изучить её обязательно для того, чтобы знать, что придётся возвращать хозяину, если он объявится. Поиск одного или двух благочестивых свидетелей в обоих случаях желателен.
После подбирания находки следует объявлять о ней в течение года в местах сборищ людей – на рынках, у входов в мечети и т. д., если она представляет определённую ценность. В первое время необходимо в течение одной-двух недель объявлять о находке два раз в сутки, затем один раз в день в течение одной-двух недель, затем раз в неделю в течение семи недель, а затем – раз в месяц. Этот порядок является приблизительным, суть его сводится к тому, чтобы в первое время о находке объявляли часто, а далее – реже. Объявление должно проходить в такой форме, чтобы людям было понятно, что каждое последующее объявление является объявлением о той же находке, о которой объявляли в прошлый раз.
Подобравшему находку при объявлении следует ограничиться обнародованием лишь основных её характеристик, не вдаваясь в подробное описание во избежание мошенничества.
Если находка – предмет незначительный, из-за потери которого человек обычно не печалится и от поисков которого отказывается, то объявлять о находке необязательно. Если она имеет незначительную ценность, однако после потери человек обычно ищет её непродолжительное время – час, сутки и т. д., то подобравшему её необходимо объявлять о ней ровно столько, сколько её обычно искал бы хозяин.
Если находка является скоропортящимся продуктом, который невозможно сохранить в течение года, и она имеет высокую ценность, то нашедший имеет право либо продать её, либо употребить, после чего он объявляет о ней в течение года.
Кто покрывает расходы, понесённые на объявление?
Если подобравший находку решил оставить её себе, то расходы на объявление покрывает он сам, а если он подобрал находку для возвращения хозяину, то расходы покрывает хозяин.
Что происходит с находкой по истечении года объявлений?
По истечении года объявлений о находке, если подобравший изначально намеревался оставить её себе, она переходит в его владение лишь после произнесения им слов, указывающих на то, что он присваивает её, например: «Я становлюсь её владельцем».
Если после того, как подобравший присвоил себе находку, через какое-то время объявится её хозяин, то он (хозяин) имеет право потребовать её обратно либо потребовать её аналог или её денежный эквивалент по цене на тот день, когда нашедший присвоил её, если самой находки не осталось. Если у находки появился изъян после её присваивания, то нашедший возмещает хозяину стоимость ущерба.
Если находка была подобрана с целью сохранения для возвращения хозяину, и прошёл год, а хозяин так и не объявился, то нашедший имеет право:
– дальше хранить её, пока не объявится хозяин;
– присвоить её.
Просим Аллаха дать нам силы и возможность соблюдать Его предписания должным образом!
ЧТО ДЕЛАТЬ МУСУЛЬМАНИНУ С НАХОДКОЙ?
Представьте ситуацию: человек видит на дороге чьи-то упавшие вещи, документы или деньги. И задумывается – подобрать их и присвоить себе, заняться поисками владельца, либо сделать вид, что ничего не заметил, и пойти дальше по своим делам. Исламское право разработало понятный перечень действий, которые должны быть предприняты в такой ситуации. Они подробно раскрываются в разделе Шариата, посвященного нахождению чужого имущества.
В арабском языке в отношении находки употребляется слово «аль-люкута». Его смысловой перевод сводится к обозначению предмета, который был поднят человеком с земли. В рамках Шариата это определение существенно уточняется и дополняется. Так, находка – это имущество, которое человек находит и подбирает с намерением вернуть его владельцу. То есть найденный объект фактически переходит в разряд предметов, находящихся во временном хранении. Важным аспектом выступает также информирование общественности о нахождении чужого имущества и поиске его законных владельцев.
Как объявить о находке?
Для освидетельствования самого факта находки верующему достаточно сказать прохожим или оказавшимся рядом людям: «Я нашёл такую-то вещь. Если кто-то находится в поисках потерянной вещи, то направьте его ко мне».
С точки зрения исламского права, неважно, из какого количества предметов состоит находка. Она может включать сразу несколько объектов, и в этой ситуации человеку всё равно достаточно лишь один раз произнести указанное выше объявление.
Тем не менее, как минимум, в течение одного года следует периодически объявлять о факте нахождения чужого имущества, пока его владелец не обнаружится. Только после годичного срока у нашедшего появляется право раздать имущество в качестве милостыни нуждающимся. Важно при этом делать объявления о поиске хозяина утерянного как на месте, где оно было найдено, так и в других общественных пространствах.
Если существует риск уничтожения или порчи объекта, то годичный срок может существенно сократиться. В такой ситуации нашедший имущество должен рассчитать время, когда он может раздать его как милостыню, чтобы оно не успело утратить свои свойства и могло принести пользу нуждающимся.
Если находка представляет собой предмет, который имеет практически ничтожную стоимость (например, косточка от фиников или старая упаковка от какого-то предмета), то можно и не заниматься поисками владельца.
Когда хозяин вещи дал о себе знать, то нашедший не обязан как-то возмещать её стоимость, если она потеряла свои свойства или была уничтожена. Однако это не касается ситуации, когда имеет место намеренное присвоение находки себе без публичного объявления о ней.
Владелец не нашёлся – как быть?
Итак, наиболее предпочтительным сценарием при находке будет усердный поиск владельца, который должен предпринять нашедший предмет человек. Но не исключена ситуация, когда законного собственника имущества обнаружить не удалось. Тогда есть два пути:
1. Раздать имущество в качестве милостыни (садака) нуждающимся в финансовой помощи людям. Этот вариант наиболее предпочтительный, потому что савап (награда Всевышнего) от такого действия пойдёт и в счёт потерявшего.
2. Продолжить поиски владельца дальше – до того момента, когда он всё-таки отыщется.
Если собственник найдётся после того, как вещи или деньги были розданы в качестве милостыни, он может одобрить этот шаг. Однако за ним остаётся и право потребовать возмещение ущерба со стороны нашедшего его имущество человека, а также с тех, кому оно было передано в качестве садака.
Тот, кто во время поисков выдаёт себя за законного владельца предмета, должен в качестве доказательства привести свидетельские показания, удостоверяющие факт владения им имущества. Потерянная собственность может быть возвращена ему и в том случае, если у него нет свидетельских показаний, но он подробно описал предмет находки.
Как бы то ни было, предпочтительно, чтобы законный владелец выделил определённую сумму денег в счёт содержания имущества нашедшим его человеком.
Таким образом, мы видим, что ислам призывает уважительно относиться к праву собственности, предостерегает верующих от его незаконного захвата. Даже в случае потери ценностей человек имеет все шансы вернуть их, если не в целости и сохранности, то хотя бы в виде компенсации.
Тем не менее, это не значит, что мусульманин может проявлять беспечность и всюду разбрасывать своё имущество, полагаясь на добросовестность окружающих. Как показывает практика, злоупотребление порядочностью человека чревато впоследствии безразличным отношением и нежеланием помогать.
Находка и их положения в Исламе
Находка и их положения в Исламе
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Языковое значение слова «аль-люкъата» (находка): Файруз Абади сказал: “То, что было подобрано с земли, является находкой”. См. “Къамус аль-мухит” 2/235.
Шариатское определение слова «находка»
Хафиз аль-Хатыб аш-Ширбини сказал: “Находка – это найденная вещь, владельца которой не знает нашедший. Основой в данном вопросе, до единогласного мнения, являются аяты Корана, побуждающие к благочестию и взаимопомощи, так как в сохранении данной находки и возвращению ее владельцу, проявляется благочестие и взаимопомощь. И на это указывают хадисы, как например хадис Муслима: «Аллах не перестает помогать Своему рабу до тех пор, пока тот не перестает помогать своему брату»”. См. «аль-Икъна’» 1/160.
Можно, обязательно или же нежелательно подбирать найденную вещь?
Зайд ибн Халид аль-Джухани рассказывал, что однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и спросил: “Как следует поступить с находкой?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему, если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению». Тот спросил: “А как следует поступить с заблудившейся овцой?” Он сказал:«Она может достаться либо тебе, либо твоему брату (хозяину), либо волку». Затем тот спросил: “А как следует поступить с заблудившимся верблюдом?” Он разгневался так, что его щеки стали красными и сказал: «А какое тебе дело до заблудившегося верблюда? У него есть желудок и копыта, и он будет пить воду, есть деревья и бродить до тех пор, пока его не встретит хозяин». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Имам аль-Касани сказал: “Что касается положения находки, то у нее имеется два положения: Первое положение связано с моментом до ее поднятия, а второе после ее поднятия. Что же касается положения до ее поднятия, то это различается в зависимости от положения. Может быть так, что поднять находку будет желательным, может быть просто дозволенным, а может быть даже и запретным!” См. «Бадаи’ ас-санаи’» 6/200.
В приведенном выше хадисе указание на то, что потерянного верблюда нельзя брать!
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман ат-Тайми рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил подбирать то, что потерял паломник”. Муслим 1724.
В этом хадисе речь идет о том, кто желает это себе присвоить, и это разъясняет хадис, который передал Абу Хурайра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Мекка является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке». аль-Бухари 112.
Имам ас-Сархаси говорил: “В отношении того человека, который нашел находку, есть разногласия. Некоторые, на кого повлияла философия, говорят, что не разрешается ему подобрать находку, так как он возьмет имущество без разрешения его хозяина, а это по шариату запретно и поэтому так же как ему не разрешено брать чужое имущество без разрешения его хозяина, ему не разрешается подбирать и находку. Некоторые же таби’ины говорили, что можно подобрать находку, однако если оставить ее, то это будет лучше, поскольку ее хозяин будет искать ее именно в том месте, где потерял ее. Поэтому если он оставит ее на месте, то ее хозяин может найти ее в том месте, в котором он потерял ее, тогда как сам нашедший не может гарантировать себе то, что он не захочет присвоить находку себе, после того как поднимет ее. Т.е. он подвергнет себя искушению. Мазхабом же наших ученых и факъихов (ханафитов) в данном вопросе является то, что подобрать лучше, чем оставить, так как нет гарантии, что если он оставит ее на месте, не придет другой человек и не присвоит ее себе”. См. “аль-Мабсут” 13/22.
На самом же деле о том, что любую находку лучше не подбирать говорили и некоторые саляфы.
Имам аль-Баджи аль-Малики сказал: “Передал ан-Нафи’, что Ибн ‘Умар проходил мимо находки и не подбирал ее. Так же пришло от имама Малика, сказавшего: «Если он найдет, то лучше будет, чтобы он оставил ее, если только это не ценная вещь». Становится ясным, что если вещь ценная и есть опасность того, что она потеряется, то лучше подобрать ее и хранить до тех пор, пока не появится ее хозяин, чтоб вернуть ее ему”.См. “аль-Мунтакъа” 4/66.
Также порицание подбирания находки передается от Ибн ‘Аббаса, о чем говорим имам Ибн Рушд. См. “Бидаятуль-мужтахид” 2/247.
Те имамы, которые говорили о том, что лучше не брать находку мусульманина, опирались на хадис: «Потерянное мусульманином – это Адское пламя!» Ахмад 5/80, ат-Таялиси 1410, ад-Дарими 2/266. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 5/92, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 620.
Имам ан-Науауи говорил: “ Имам аль-Музани сказал, что лучше будет подобрать находку, так же сказано в «аль-Умм»: “Не разрешается ее оставить”. Наши сторонники (шафииты) высказали два мнения по данному вопросу. Одно из них: что находка – это амана и поэтому не обязательно ее поднимать. Второе мнение: обязательно поднять, как передается от ибн Мас’уда, что посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неприкосновенность имущества мусульманина подобна неприкосновенности его крови». Поэтому если он опасается за самого себя, то он обязан беречь себя, и так же обстоит и с имуществом. Абу ‘Аббас, Абу Исхакъ и другие говорили, что если он нашел ее в безопасном месте, где проживают достойные доверия люди, то не является обязательным для него подобрать находку”. См. «аль-Мажму’» 15/250.
Исходя из всего изложенного, следует, что подбирать находку можно, поскольку во многих хадисах упоминается о том, что сподвижники приходили к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спрашивали о найденной вещи, и никого он не порицал за подбирание этого. Что касается того: «что лучше, поднять или оставить?», то человек имеет право выбора, и это зависит от найденной вещи. Если эта вещь является важной для потерявшего ее, как крупная сумма, важные документы и т.п., то лучше поднять и найти хозяина. Если же человек слаб и опасается, что может присвоить находку, не поискав даже хозяина, то лучше для него ее не брать!
Что следует делать с находкой?
Зайд ибн Халид аль-Джухани передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто скрыл потерянную вещь, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!» Муслим 1725.
Ученые разошлись о значении слова «далля» в данном хадисе. Они сказали, что речь идет о потерянной вещи, а другие сказали, что речь идет о потерянном животном, и в частности о верблюде, и в таком случае хадис будет звучать так: «Тот, кто скрыл потерянную верблюдицу, впал в заблуждение, пока не объявит о находке!»
Имам аль-Хаттаби сказал: “Это сообщение никак не противоречит тем сообщениям, которые разрешают подбирать находку, поскольку слово «заблудшее» никак не подходит к динарам и дирхемам и прочим ценностям! Это слово используется только для животного, которое заблудилось, как верблюд, корова, птица и т.п. И поэтому если человеку попадется заблудшее животное, ему не разрешается взять его себе при условии, что это животное может защищать себя и жить само по себе!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 4/122.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубуракфури сказал: “В этом хадисе указание на то, что нельзя подбирать находку с целью присвоить ее себе! Поистине, присвоить что-то можно только после одобрения этого Законодателем (Аллахом), если не найдется ее хозяин”. См. “Миннатуль-мун’им” 3/166.
Передается со слов ‘Ийяда ибн Химара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, пусть призовет в свидетели двух справедливых мужчин и запомнит, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он имеет больше прав на нее! Если же нет (не объявится хозяин), то это все равно имущество Аллаха, которое Он дарует, кому пожелает». Ахмад 4/161, Абу Дауд 1709, Ибн Маджах 2505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, аз-Заркаши и аль-Альбани.
В этом хадисе указание на то, что следует призывать благочестивых свидетелей при нахождении ценной вещи. Ученые разошлись в необходимости свидетелей для находки. Одни считали, что это не является обязательным, так как в других достоверных хадисах об этом не упоминается, а если данный хадис и достоверный, говорили они, то он указывает на желательность этого, а не обязательность. Однако другие имамы сказали, что если этот хадис достоверный, то необходимо жить по нему и призывать свидетелей при находке, и это не противоречит тем хадисам, в которых не упоминается о свидетелях! Передав эти мнения ученых, имам ас-Сан’ани сказал: “И это мнение (необходимость свидетелей) является истинной”. См. “Субулю-Ссалям” 5/251.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течении одного года». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
В этом и подобных хадисах указание на то, что искать хозяина и объявлять о находке следует год.
Однако есть хадис, в котором речь идет о трех годах, как это передается в хадисе Убай ибн Ка‘ба, который рассказывал: “Однажды я нашел кошелек с сотней динаров и принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Объявляй об этом в течение года». И я объявлял об этом целый год, но не нашел никого, кто признал бы его своим, а потом снова принес его к пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Объявляй об этом год». И я объявлял об этом еще один год, но так и не нашел никого, кто признал бы его своим. Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять сказал: «Объявляй об этом год». Я опять не нашел никого, после чего я снова принес его ему, и он сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги, и если его хозяин придет, верни ему кошелек, а если нет, можешь пользоваться этими деньгами»”. аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Имамы высказывали различные мнения относительно этого хадиса. Например, имам Ибн аль-Джаузи считал, что упоминание того, что Убай приходил и спрашивал о находке в течении трех лет, является ошибкой передатчика, поскольку в одной из версий этого хадиса упоминается два года, а в другой версии, что приводит имам ат-Таялиси сказано, что передатчик Саляма говорит: “Я не помню, три года или год”. Поэтому имам Ибн аль-Джаузи сказал:“Я считаю, что Саляма ошибся, и точно известно про объявление о находке в течении года! И нельзя брать то, в чем есть сомнение”. См. “Кашф аль-мушкиль” 2/64.
Однако хафиз Ибн Хаджар не согласился с таким мнением и сказал, что без сомнения передатчика с упоминанием трех лет передается в версии имама Муслима.
Другие же ученые сказали, что мнение об объявлении пропажи в течение трех лет, является отклоненным от мнения факъихов (шазз), как это сказал имам аль-Мауарди. См. “аль-Хауи” 8/12.
Хафиз аль-Мунзири говорил: “Никто из имамов не говорил о том, что о находке нужно объявлять в течении трех лет, кроме того, что передается от ‘Умара”. См. “Фатхуль-Бари” 5/80.
Но даже от самого ‘Умара ибн аль-Хаттаба имам Ибн аль-Мунзир передал четыре мнения: объявление в течении трех лет, года, трех месяцев и трех дней. См. “аль-Ишраф” 1/280.
Поэтому наилучшим мнением является то, о чем передал хафиз Ибн Хаджар, что срок объявления о находке зависит от ее ценности. И он говорил: “Некоторые объединили этот хадис и хадис Зайд ибн Халида (в котором упоминается о годе) и сказали, что нет разногласия в том, что меньше года нельзя объявлять о пропаже, а хадис Убайя указывает на желательность увеличения набожности (и срока объявления) прежде, чем присвоить находку”. См. “Фатхуль-Бари” 5/80.
Таким образом, объявлять о находке год является обязательным, а больше – желательным, в зависимости от ценности найденной вещи.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сохрани кошелек, веревочку от него, и пересчитай деньги». аль-Бухари 2426, Муслим 1723.
Также он сказал: «Посмотри, в чем она (находка) находится и чем завязана». аль-Бухари 2429, Муслим 1722.
Къады ‘Ийяд об этих словах сказал: “В этом указание на сохранение этих вещей и сокрытии этого, поскольку если об этом узнают, то на эту находку могут претендовать не ее хозяева! По этой причине ученые говорили: «Следует не описывать потерянное людям и не показывать и не называть ее по имени. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Объяви о ней», и не сказал: «Показывай ее»”. См. “аль-Икмаль” 6/10.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Если придет хозяин находки и опишет ее, то ему необходимо ее вернуть”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 2/329.
Является ли обязательным объявлять в течении года о любой находке?
Что следует делать с находкой после года объявления о ней?
Что следует сделать, если находка принадлежит неверному?
Со слов аль-Микъдама ибн Ма‘дикариба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запрещается есть мясо хищников и домашнего осла, и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор, если только это незначительная вещь». Ахмад 4/130, Абу Дауд 3804. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам ас-Санани сказал: “В словах: «и не дозволено утерянное из имущества неверного, с которым есть договор» указание на то, что находка потерянной неверным вещи, с которым договор, подобна находке мусульманина!” См. “Субулю-ссалям” 5/253.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Неверные, с которыми заключен договор, подразделяются на три категории:
1. Тот, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию (зиммий);
2. Тот, с кем заключен договор о перемирии (му’ахад);
3. Тот, кому мусульмане дали гарантию безопасности для въезда на землю мусульман (мустамин)”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/178.
Также к этому относится и тот мусульманин, который вошел на землю неверных под гарантией безопасности. Имам ан-Науауи передал, что имам ар-Рафи’и говорил: “Если человек войдет на вражескую территорию под гарантией безопасности, то ему не дозволено забирать с этой земли клад, независимо от того забрал он его силой или же просто нашел. Также он не может поступать по отношению к ним вероломно касаемо принадлежащего им, поистине, он обязан вернуть принадлежащее им!” См. «аль-Маджму’» 6/51.
Подготовили:
Абу Мухаммад Кабардини и Абу Бакр Татарстани
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!