что делать с логарифмом в квадрате

Логарифм. Свойства логарифма (степень логарифма).

Свойства логарифма получаются из его определения. Общеизвестный факт, что логарифм числа b по основанию а определяется как показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b.

Из формулировки получаем очевидные равенства loga1 = 0 так как а 0 =1 и, logaа = 1 так как а 1 =а.

Рассмотрим ситуации, когда в основании или аргументе логарифма стоит степень. Тогда показатель этой степени можно вынести за знак логарифма по следующим правилам:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Конечно же, все эти формулы будут иметь смысл при соблюдении области действующих значений логарифма: a > 0, a ≠ 1, x > 0. И еще: ими всеми можно пользоваться не только слева направо, но и наоборот, а значит разрешено перемещать числа, стоящие перед знаком логарифма в сам логарифм. Собственно это чаще всего и делается.

Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя этой степени на логарифм ее основания:

Или если сказать проще, в данном случае показатель степени выносится как сомножитель, в результате трудоемкое действие возведения в степень меняем на более элементарную операцию умножения.

При отрицательных значениях х формула становиться бессмысленной. Так, запрещено писать log2(- 4) 2 = 2log2 (- 4), так как выражение log2(- 4) не определено. Однако обратим внимание, что выражение, стоящее в левой части этой формулы, все же имеет смысл:

Источник

Уравнения, квадратные относительно логарифма, и прочие нестандартные приемы

На уравнениях такого вида многие ученики «зависают». При этом сами задачи отнюдь не являются сложными — достаточно просто выполнить грамотную замену переменной, для чего следует научиться выделять устойчивые выражения.

В дополнение к этому уроку вас ждет довольно объемная самостоятельная работа, состоящая из двух вариантов по 6 задач в каждом.

Метод группировки

Сегодня мы разберем два логарифмических уравнения, одно из которых не решается «напролом» и требует специальных преобразований, а второе. впрочем, не буду рассказывать все сразу. Смотрите видео, скачивайте самостоятельную работу — и учитесь решать сложные задачи.

Итак, группировка и вынесение общих множителей за скобку. Дополнительно я расскажу вам, какие подводные камни несет область определения логарифмов, и как небольшие замечания по области определений могут существенно менять как корни, так и все решение.

Начнем из группировки. Нам нужно решить следующее логарифмическое уравнение:

log2 x · log2 ( x − 3) + 1 = log2 ( x 2 − 3 x )

В первую очередь отметим, что x 2 − 3 x можно разложить на множители:

Затем вспоминаем замечательную формулу:

Сразу же небольшое замечание: данная формула прекрасно работает, когда а, f и g — обычные числа. Но когда вместо них стоят функции, данные выражения перестают быть равноправными. Представьте себе такую гипотетическую ситуацию:

f g fg будет положительным, следовательно, log a ( fg ) будет существовать, а вот log a f и log a g отдельно существовать не будут, и выполнить такое преобразование мы не сможем.

Игнорирование данного факта приведет к сужению области определения и, как следствие, к потере корней. Поэтому прежде чем выполнять такое преобразование, нужно обязательно заранее убедиться, что функции f и g положительные.

Следовательно, в функции log2 x ( x − 3) каждый множитель будет больше нуля. Поэтому можно смело раскладывать произведение на сумму:

log2 x log2 ( x − 3) + 1 − log2 x − log2 ( x − 3) = 0

На первый взгляд может показаться, что легче не стало. Напротив: количество слагаемых лишь увеличились! Чтобы понять, как действовать дальше, введем новые переменные:

А теперь сгруппируем третье слагаемое с первым:

( a · b − a ) + (1 − b ) = 0

a (1 · b − 1) + (1 − b ) = 0

Заметим, что и в первой, и во второй скобке стоит b − 1 (во втором случае придется вынести «минус» за скобку). Разложим нашу конструкцию на множители:

a (1 · b − 1) − ( b − 1) = 0

А теперь вспоминаем наше замечательно правило: произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю:

Вспоминаем, что такое b и а. Получим два простейших логарифмических уравнения, в которых останется лишь избавиться от знаков logи приравнять аргументы:

Мы получили два корня, но это не решение исходного логарифмического уравнения, а лишь кандидаты в ответ. Теперь проверим область определения. Для первого аргумента:

Оба корня удовлетворяют первому требованию. Переходим ко второму аргументу:

А вот здесь уже x = 2 нас не удовлетворяет, зато x = 5 вполне нас устраивает. Следовательно, единственным ответом будет x = 5.

Переходим ко второму логарифмическому равнению. На первый взгляд, оно существенно проще. Однако в процессе его решения мы рассмотрим тонкие моменты, связанные с областью определения, незнание которых существенно усложняет жизнь начинающим ученикам.

log0,7 ( x 2 − 6 x + 2) = log0,7 (7 − 2 x )

Перед нами каноническая форма логарифмического уравнения. Ничего преобразовывать не нужно — даже основания одинаковые. Поэтому просто приравниваем аргументы:

x 2 − 6 x + 2 = 7 − 2 x

x 2 − 6 x + 2 − 7 + 2 x = 0

Перед нами приведенное квадратное уравнение, оно легко решается по формулам Виета:

Но эти корни еще не являются окончательными ответами. Нужно найти область определения, поскольку в исходном уравнении присутствуют два логарифма, т.е. учет области определения строго обязателен.

Итак, выпишем область определения. С одной стороны, аргумент первого логарифма должен быть больше нуля:

С другой — второй аргумент тоже должен быть больше нуля:

Эти требования должны выполняться одновременно. И вот тут начинается самое интересное. Безусловно, мы можем решить каждое из этих неравенств, затем пересечь их и найти область определения всего уравнения. Но зачем так усложнять себе жизнь?

Давайте заметим одну тонкость. Избавляясь от знаков log, мы приравниваем аргументы. Отсюда следует, что требования x 2 − 6 x + 2 > 0 и 7 − 2 x > 0 равносильны. Как следствие, любое из двух неравенств можно вычеркнуть. Давайте вычеркнем самое сложное, а себе оставим обычное линейное неравенство:

x x = −1, потому что x = 5 > 3,5.

Можно записать ответ: x = 1 является единственным решением исходного логарифмического уравнения.

Выводы из данного логарифмического уравнения следующие:

Вот, собственно, и все, что я хотел рассказать о группировке.:)

Типичные ошибки при решении

Сегодня мы разберем два типичных логарифмических уравнения, на которых спотыкаются многие ученики. На примере этих уравнения мы увидим, какие ошибки чаще всего допускаются в процессе решения и преобразования исходных выражений.

Дробно-рациональные уравнения с логарифмами

Сразу следует отметить, что это довольно коварный тип уравнений, в которых отнюдь не всегда сразу присутствует дробь с логарифмом где-то в знаменателе. Однако в процессе преобразований такая дробь обязательно возникнет.

При этом будьте внимательны: в процессе преобразований изначальная область определения логарифмов может существенно измениться!

Переходим к еще более жестким логарифмическим уравнениям, содержащим дроби и переменные основания. Чтобы за один короткий урок успеть больше, я не буду рассказывать элементарную теорию. Сразу перейдем к задачам:

4 log25 ( x − 1) − log3 27 + 2 log x − 1 5 = 1

Посмотрев на это уравнение, кто-то спросит: «При чем здесь дробно-рациональное уравнение? Где в этом уравнении дробь?» Давайте не будем спешить и внимательно посмотрим на каждое слагаемое.

Итак, второе слагаемое — это просто тройка. Третье слагаемое: 2 log x − 1 5. Тут тоже не все просто: в основании стоит функция, в аргументе — обычное число. Предлагаю перевернуть весь логарифм по следующей формуле:

Такое преобразование можно выполнить только если b ≠ 1. Иначе логарифм, который получится в знаменателе второй дроби, просто не будет существовать. В нашем случае b = 5, поэтому все в порядке:

2 log x − 1 5 = 2/log5 ( x − 1)

Перепишем исходное уравнение с учетом полученных преобразований:

4 log25 ( x − 1) − 3 + 2/ log5 ( x − 1) = 1

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Другими словами, степень в основании логарифма становится дробью спереди. А выражение перепишется так:

4 1/2 log5 ( x − 1) − 3 + 2/ log5 ( x − 1) − 1 = 0

У нас получилось длинное уравнение с кучей одинаковых логарифмов. Введем новую переменную:

А вот это уже дробно-рациональное уравнение, которое решается средствами алгебры 8—9 класса. Для начала разделим все на двойку:

В скобках стоит точный квадрат. Свернем его:

Дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля. Никогда не забывайте про этот факт:

Вспоминаем, что такое t :

Избавляемся от знаков log, приравниваем их аргументы, и получаем:

С другой стороны, тот же x − 1 присутствует и в основании, поэтому должен отличаться от единицы:

Эти требования должны выполняться одновременно. Значение x = 6 удовлетворяет обоим требованиям, поэтому является x = 6 окончательным решением логарифмического уравнения.

Переходим ко второй задаче:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Вновь не будем спешить и посмотрим на каждое слагаемое:

log4 ( x + 1) — в основании стоит четверка. Обычное число, и его можно не трогать. Но в прошлый раз мы наткнулись на точный квадрат в основании, который пришлось выносить из-под знака логарифма. Давайте сейчас сделаем то же самое:

8 log x + 1 2 = 8 · (1/log2 ( x + 1)) = 8/log2 ( x + 1)

Следующее слагаемое — log2 8. Это константа, поскольку и аргументе, и в основании стоят обычные числа. Найдем значение:

То же самое мы можем сделать и с последним логарифмом:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Теперь перепишем исходное уравнение:

1/2 · log2 ( x + 1) + 8/log2 ( x + 1) − 3 − 1 = 0;

log2 ( x + 1)/2 + 8/log2 ( x + 1) − 4 = 0

Приведем все к общему знаменателю:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Перед нами опять дробно-рациональное уравнение. Введем новую переменную:

Перепишем уравнение с учетом новой переменной:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Будьте внимательны: на этом шаге я поменял слагаемые местами. В числителе дроби стоит квадрат разности:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Как и в прошлый раз, дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля:

Получили один корень, который удовлетворяет всем требованиям, поэтому возвращаемся к переменной x :

Все, мы решили уравнение. Но поскольку в исходном уравнении присутствовало несколько логарифмов, необходимо выписать область определения.

Так, выражение x + 1 стоит в аргументе логарифма. Поэтому x + 1 > 0. С другой стороны, x + 1 присутствует и в основании, т.е. x + 1 ≠ 1. Итого:

Удовлетворяет ли найденный корень данным требованиям? Безусловно. Следовательно, x = 15 является решением исходного логарифмического уравнения.

Вот и все, о чем я хотел сегодня рассказать. Надеюсь, этот урок поможет вам в решении сложных логарифмических уравнений. Смотрите другие видеоуроки, скачивайте и решайте самостоятельные работы, и до встречи в следующем видео!

Источник

Логарифмические неравенства

Решая логарифмические неравенства, мы пользуемся свойством монотонности логарифмической функции. Также мы используем определение логарифма и основные логарифмические формулы.

Давайте повторим, что такое логарифмы:

Основное логарифмическое тождество:

Основные формулы для логарифмов:

(Логарифм произведения равен сумме логарифмов)

(Логарифм частного равен разности логарифмов)

(Формула для логарифма степени)

Формула перехода к новому основанию:

Алгоритм решения логарифмических неравенств

Можно сказать, что логарифмические неравенства решаются по определенному алгоритму. Нам нужно записать область допустимых значений (ОДЗ) неравенства. Привести неравенство к виду Знак здесь может быть любой: Важно, чтобы слева и справа в неравенстве находились логарифмы по одному и тому же основанию.

Если основание больше нуля и меньше единицы, логарифмическая функция монотонно убывает. Большему значению аргумента х будет соответствовать меньшее значение

Важное замечание: лучше всего записывать решение в виде цепочки равносильных переходов.

Перейдем к практике. Как всегда, начнем с самых простых неравенств.

1. Рассмотрим неравенство log3x > log35.
Поскольку логарифмы определены только для положительных чисел, необходимо, чтобы x был положительным. Условие x > 0 называется областью допустимых значений (ОДЗ) данного неравенства. Только при таких x неравенство имеет смысл.

Что делать дальше? Стандартный ответ, который дают школьники, — «Отбросить логарифмы!»

Что ж, эта формулировка лихо звучит и легко запоминается. Но почему мы все-таки можем это сделать?

Мы люди, мы обладаем интеллектом. Наш разум устроен так, что все логичное, понятное, имеющее внутреннюю структуру запоминается и применяется намного лучше, чем случайные и не связанные между собой факты. Вот почему важно не механически вызубрить правила, как дрессированная собачка-математик, а действовать осознанно.

Так почему же мы все-таки «отбрасываем логарифмы»?

Ответ простой: если основание больше единицы (как в нашем случае), логарифмическая функция монотонно возрастает, значит, большему значению x соответствует большее значение y и из неравенства log3x1 > log3x2 следует, что x1 > x2.
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
Обратите внимание, мы перешли к алгебраическому неравенству, и знак неравенства при этом — сохраняется.

Следующее логарифмическое неравенство тоже простое.

Начнём с области допустимых значений. Логарифмы определены только для положительных чисел, поэтому

Решая эту систему, получим: x > 0.

Теперь от логарифмического неравенства перейдем к алгебраическому — «отбросим» логарифмы. Поскольку основание логарифма больше единицы, знак неравенства при этом сохраняется.

А что же будет, если основание логарифма меньше единицы? Легко догадаться, что в этом случае при переходе к алгебраическому неравенству знак неравенства будет меняться.

3. что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Запишем ОДЗ. Выражения, от которых берутся логарифмы, должны быть положительно, то есть

Решая эту систему, получим: x > 4,5.

Поскольку что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате, логарифмическая функция с основанием что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратемонотонно убывает. А это значит, что большему значению функции отвечает меньшее значение аргумента:
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
И если что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате, то
2x − 9 ≤ x.

Учитывая, что x > 4,5, запишем ответ:

В следующей задаче показательное неравенство сводится к квадратному. Так что тему «квадратные неравенства» рекомендуем повторить.

Теперь более сложные неравенства:

4. Решите неравенство

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

5. Решите неравенство

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Обратите внимание, что сначала мы полностью решаем неравенство относительно новой переменной t. И только после этого возвращаемся к переменной x. Запомните это и не ошибайтесь на экзамене!

6. что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Запомним правило: если в уравнении или неравенстве присутствуют корни, дроби или логарифмы — решение надо начинать с области допустимых значений. Поскольку основание логарифма должно быть положительно и не равно единице, получим систему условий:

Упростим эту систему:

Это область допустимых значений неравенства.

Мы видим, что переменная содержится в основании логарифма. Перейдем к постоянному основанию. Напомним, что

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
В данном случае удобно перейти к основанию 4.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
Сделаем замену что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
Упростим неравенство и решим его методом интервалов:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратечто делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Вернемся к переменной x:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
Мы добавили условие x > 0 (из ОДЗ).

Ответ: что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

7. Следующая задача тоже решается с помощью метода интервалов

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеКак всегда, решение логарифмического неравенства начинаем с области допустимых значений. В данном случае

0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3C2-3x%3E%3Cx%3E%3E0″ />Это условие обязательно должно выполняться, и к нему мы вернемся. Рассмотрим пока само неравенство. Запишем левую часть как логарифм по основанию 3:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеПравую часть тоже можно записать как логарифм по основанию 3, а затем перейти к алгебраическому неравенству:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеВидим, что условие 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?%5Cfrac%3C2-3x%3E%3Cx%3E%3E0″ /> (то есть ОДЗ) теперь выполняется автоматически. Что ж, это упрощает решение неравенства.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеРешаем неравенство методом интервалов:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеОтвет: что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Получилось? Что же, повышаем уровень сложности:

8. Решите неравенство:

Неравенство равносильно системе:

9. Решите неравенство:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Поскольку показательная функция принимает только положительные значения, t > 0. Тогда

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Неравенство примет вид:

Уже лучше. Найдем область допустимых значений неравенства. Мы уже сказали, что t > 0. Кроме того, ( t − 3) (5 9 · t − 1) > 0

Если это условие выполнено, то и частное что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратебудет положительным.

Это означает, что 625 t − 2 ≠ 0, то есть что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Аккуратно запишем ОДЗ

и решим получившуюся систему, применяя метод интервалов.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеИтак, что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Ну что ж, полдела сделано — разобрались с ОДЗ. Решаем само неравенство. Сумму логарифмов в левой части представим как логарифм произведения:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

«Отбросим» логарифмы. Знак неравенства сохраняется.

Перенесем все в левую часть и разложим по известной формуле разности квадратов:

0;» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(t-3)%5E%3C2%3E-(625t-2)%5E%3C2%3E%3E0;» />
0;» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(t-3-625t+2)(t-3+625t-2)%3E0;» />
0.» src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(-624t-1)(626t-5)%3E0.» />
что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеВспомним, что что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате(это ОДЗ неравенства) и найдем пересечение полученных промежутков.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеПолучим, что что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Вернемся к переменной x

Поскольку что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате9;» src=»https://latex.codecogs.com/gif.latex?x%5E%3C2%3E%3E&space;9;» /> 0″ src=»https://latex.codecogs.com/png.latex?(x-3)(x+3)%3E0″ />что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеОтвет: что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

10. Еще один прием, упрощающий решение логарифмических неравенств, — переход к постоянному основанию. Покажем, как использовать переход к другому основанию и обобщенный метод интервалов.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеВоспользуемся формулой что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеи перейдем к основанию 10:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеПрименим обобщенный метод интервалов. Выражение в левой части неравенства можно записать как функцию

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеЭта функция может менять знак в точках, где она равна нулю или не существует.

Выражение lg | x − 3| равно нулю, если | x − 3| = 1, то есть x = 4 или x = 2.

Выражение lg (| x| − 2) равно нулю, если | x| = 3, то есть в точках 3 и −3.

Отметим эти точки на числовой прямой, с учетом ОДЗ неравенства.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеНайдем знак функции g(x) на каждом из промежутков, на которые эти точки разбивают область допустимых значений. Точно так же мы решали методом интервалов обычные рациональные неравенства.

Ответ: что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

11. А в следующей задаче спрятаны целых две ловушки для невнимательных абитуриентов.

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
Запишем ОДЗ:

Обратите внимание, что что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате.

Это пригодится вам при решении неравенства.

Упростим исходное неравенство:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеВторая ловушка – попроще. Запись что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадратеозначает, что сначала надо вычислить логарифм, а потом возвести полученное выражение в квадрат. Поэтому:

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате
Дальше – всё просто. Сделаем замену что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Выражение в левой части этого неравенства не может быть отрицательным, поэтому t = 2. Тогда

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате— не удовлетворяет ОДЗ;

что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть фото что делать с логарифмом в квадрате. Смотреть картинку что делать с логарифмом в квадрате. Картинка про что делать с логарифмом в квадрате. Фото что делать с логарифмом в квадрате

Мы рассмотрели основные приемы решения логарифмических неравенств — от простейших до сложных, которые решаются с помощью обобщенного метода интервалов. Однако есть еще один интересный метод, помогающий справиться и показательными, и с логарифмическими, и с многими другими видами неравенств. Это метод рационализации (замены множителя). О нем — в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *