что делать при падении с мотоцикла
Учимся правильно падать с мотоцикла
Даже опытные водители и гонщики имеют на своём счету несколько падений с мотоцикла. Двухколёсный транспорт не только дарит больше эмоций, чем автомобиль, но и создаёт множество опасных ситуаций, в которых единственным выходом является падение. Существует ошибочное мнение, что водитель каждый раз получает серьёзные травмы или рискует жизнью. Зная, как правильно падать с мотоцикла, вы сможете защитить себя от серьёзных неприятностей.
Важнейшие правила
Правило первое. Водитель мотоцикла должен носить специальную экипировку. Оптимальным вариантом является жёсткий нагрудник, который в народе называют «черепахой» — он способен выдерживать огромные нагрузки без существенных повреждений. Однако комбинезоны из толстой натуральной кожи либо высокопрочной синтетической ткани также неплохо защищают человека от травм. Нельзя забывать про шлем, соответствующий международным стандартам, ботинки, а также накладки для локтей и коленей.
Правило второе. Перед падением стоит сгруппироваться — вытянутые руки, обращённые к асфальту, могут стать причиной множественных переломов или даже несовместимых с жизнью травм. Если водитель вылетает через руль при резком торможении либо столкновении, следует максимально плотно прижать руки и ноги к туловищу, существенно уменьшив трение при скольжении. Падение назад открывает больше возможностей, поскольку вероятность столкнуться с мотоциклом минимальна. Допускается отклонять руки на несколько сантиметров от тела, чтобы постепенно гасить инерцию.
Правило четвёртое. После начала скольжения следует максимально расслабиться, не меняя положения тела. Излишнее напряжение способствует получению травм, поскольку сжатые мышцы не столь эффективно поглощают энергию ударов и прочих внешних воздействий. Чтобы доказать это, стоит рассмотреть пример с пьяным человеком — вспомните, наверняка вы слышали историю о человеке, который попал в смертельно опасную неприятность нетрезвым и выжил. Поскольку падения на мотоциклах происходят за доли секунды, расслабиться до момента удара вы не успеете — нужно постараться снять напряжение хотя бы во время скольжения.
Правило пятое. Обязательно отпускайте руль, когда падение неизбежно. Мотоцикл, лежащий на боку, может придавить руку человека и увлечь его за собой. При скольжении тяжёлый двухколёсный агрегат будет тянуть водителя, нанося ему серьёзные повреждения. Худшим вариантом считается попадание человека под мотоцикл — под такой нагрузкой трение существенно увеличится, что приведёт к получению ожогов и обширных ран.
После падения
Стоит также запомнить, что вставать сразу после падения нельзя. Мотоциклист нередко бывает дезориентирован и не замечает, что скольжение продолжается. При попытке встать даже на малой скорости вы наверняка получите множественные переломы конечностей и другие тяжёлые повреждения. Специалисты рекомендуют после падения считать до двадцати, поскольку за такое время успевает прекратиться даже наиболее продолжительное скольжение. Перед подъёмом слега поверните голову и постарайтесь заметить, не продолжается ли ваше движение.
Быстро вставать также нельзя — падение является причиной выброса в кровь огромного объёма адреналина, который заглушает боль и делает повреждения незаметными. Вначале мотоциклист должен пошевелить пальцами и конечностями, чтобы оценить болевые ощущения и реакцию собственного тела. После подъёма нужно осмотреть защитную экипировку на предмет повреждений, а затем ощупать ноги и руки, пытаясь найти переломы. Смесь шока от падения и эйфории от спасения часто заставляет мотоциклистов игнорировать ощущения от кровотечения, что приводит к тяжёлым последствиям. Стоит помнить, что необычное ощущение тепла в определённом участке тела с большой долей вероятности вызвано струйкой крови.
Как предотвратить падение?
О стиле вождения мотоцикла можно не упоминать, поскольку опытный владелец двухколёсной техники знает, чем чреваты сильные наклоны, резкие торможения и наезд на крупные неровности. Лучше рассмотреть дополнительные приспособления, которые предотвращают падение водителя в чрезвычайной ситуации. Ограничительные дуги устанавливаются на боковую часть мотоцикла. Они не позволяют выбрать чрезмерный угол наклона, угрожающий падением с опасными последствиями. Защита мотоцикла от падения также позволяет обеспечить безопасность мотора и прочих важных компонентов при скольжениях.
Альтернативой дугам служат слайдеры, изготовленные из высокопрочного пластика. Они не способны предотвратить падение, однако оставляют пространство, позволяющее вытащить руку из-под мотоцикла. Кроме того, слайдеры уменьшают трение и снижают тяжесть повреждения мототехники.
Профилактика или защита?
Конечно, достаточно легко сказать, что нужно соблюдать Правила и избегать опасных ситуаций, которые грозят водителю мотоцикла от падения. Однако практика показывает, что от угрозы ДТП не застрахован никто — ведь виновником может быть другой человек. Поэтому каждый мотоциклист обязан знать, как правильно падать и что делать после прекращения скольжения. Приведённые выше рекомендации спасли жизнь тысячам людей и помогли огромному числу водителей избежать серьёзных травм.
Что делать при падении с мотоцикла?
Поговаривают, что любой мотоциклист хотя бы раз в жизни, но падал. Что делать, когда ты понимаешь, что падение неминуемо? Давайте обсудим.
Падения в целом можно разделить на две группы:
В первом случае это результат вашего сопротивления. Вы или до последнего старались спасти ситуацию, или скорость была достаточно низкой, чтобы маневрировать. Вы понимали, что падали и готовились к этому.
Во-втором случае мы говорим об аварии, сносе колеса или вмешательстве постороннего объекта.
В управляемом падении у вас есть несколько секунд, чтобы осознать происходящее, морально приготовиться и возможно просчитать дальнейшие действия. Иногда, пилот даже успевает банально спрыгнуть с мотоцикла, чтобы минимизировать собственные травмы.
При мгновенном падении с мотоцикла осознавать происходящее приходится уже лежа на асфальте, кубарем бултыхаясь в след за мотоциклом.
Без паники
Самое основное правило, которое будет стоять во главе любого списка действий — не паниковать. Если вы перепугались, контролировать происходящее будет трудно. Поэтому холодный ум, отрешенность от страха необходимы вам как воздух.
Расслабленность, но контроль над телом
Поведение после падения
После падения начинается движение по инерции. Не знаю как вы, меня лично всегда беспокоили машины, мчащие следом. А вдруг кто не успеет затормозить?
В том, что делать после падения, отправной точкой служит причина вашей аварии. Если вы упали и перелетели через мотоцикл, то вашей бедой станет груда металла, мчащаяся следом. И не сомневайтесь, ее массы хватит, чтобы догнать вас. Поэтому, если вы упали перед мотоциклом, вам нужно как можно скорее убраться в сторону с пути мотоцикла.
Если вы ушли в скользячку и мотоцикл скользит перед вами, выжигая красивунные искры своим дорогим обвесом, вам нужно как можно больше увеличить собственное сцепление с дорогой. Другими словами, максимально тормозить инерцию движения.
Старайтесь избегать перехода скольжения в кувырки. Когда вас начинает болтать и кидать по асфальту, вы рискуете получить новые ушибы. Больше того, управлять падением при движении кубарем намного труднее, чем скольжением.
Когда падение завершилось
Когда ваше падение и скольжение завершилось, не спешите вскакивать с места. Вы еще не знаете, какие травмы получили. Резкие движения могут нанести вам большой урон. Может быть так, что от удара пилот получает перелом, но из-за болевого шока не сразу это осознает. Если он тут же поднимется, чтобы побежать к мотоциклу или к кому-либо, то перелом перерастет в осложненный случай.
Когда падение прекратилось, замрите на пару минут. Вашему телу нужно это время, чтобы почувствовать произошедшее, получить обратную связь от каждой мышцы. Начните с банальной проверки самочувствия, разомните пальцы рук и ног, чувствуете ли вы их? Потом кисти и стопы, локти и колени. От мелких мышц к крупным, от конечностей к центру тела. Попробуйте глубоко вдохнуть, нет ли резкой боли в легких?
Только после анализа самочувствия вы можете МЕДЛЕННО подниматься.
Падение с мотоцикла так же поддается контролю, как любой сложный маневр. Другой вопрос, с какой скоростью вы падаете? Здесь как в повороте, меньше скорость — больше контроль. Не теряйте самообладания, доверьтесь своему телу, старайтесь представлять, куда относительно вас движется мотоцикл, чтобы не столкнуться с ним. И конечно же, берегите себя.
sixbisix
Good moto practice
Впрочем, это будут скорее теоретические рассуждения, т.к. практики в этом непростом деле у Джеймса нет.
James R. Davis How To Handle A Fall (Assuming It’s Inevitable)
Источник: http://msgroup.org/
Перевод: sixbisix
Рисунок: Olga713
Из всех мотосоветов, которые были опубликованы, этот менее всего заслуживает доверия в связи с тем, что у меня нет соответствующего опыта и я не могу представить как можно приобрести этот опыт (и необходимо ли это).
До сих пор, я излагал свои мысли в надежде, что читатели будут рассматривать их не как советы, а как моё мнение по какому-то вопросу. Более того, я подозреваю, что в жизни нет времени на то, чтобы сделать что-то заранее спланированное вплоть до первого удара, и даже нет никакой возможности принять решение. С другой стороны, после того как я стал свидетелем осознанного маневра сохранившего жизнь девушки, у которой произошел хай-сайд, я знаю, что по крайне мере некоторые люди сохраняют способность мыслить в случае опасности, а пара советов может помочь в этом случае принять правильное решение.
• Даже если мотоцикл упал, цель должна оставаться не изменой – не падать. Поэтому я обучаю моих друзей, как соскочить с мотоцикла (на малой скорости) если мотоцикл падает, или наоборот, если возможно, оставаться в седле после первого удара при езде на высокой скорости.
• Если у вас произошел лоусайд, то мотоцикл окажется впереди вас и вам необходимо сохранить такую диспозицию. Учитывая, что сила трения между вами и дорогой больше, чем железного мотоцикла, то вам необходимо чтобы ваше пятно контакта с асфальтом было максимальным и вы замедлялись как можно быстрее, а мотоцикл был от вас как можно дальше. Другими словами, руки над головой, ногами вперед, задницей вниз. Оставайтесь расслабленными (расслабьтесь как можно сильнее). ОТДЕЛИТЕСЬ ОТ МОТОЦИКЛА КАК МОЖНО РАНЬШЕ.
• Если у вас произошел хайсайд, то при касании земли вы окажитесь впереди мотоцикла. Вам необходимо двигаться как можно быстрее – в том же направлении в котором вы летели и так далеко как только возможно – для того чтобы избежать падения на вас мотоцикла. Другими словами, вам нужно сгруппироваться и начать катиться по земле как можно раньше после падения. Сгруппируйтесь сильнее (станьте настолько маленьким, насколько это только возможно!)
Прежде чем попытаться подняться после падения, вы должны быть уверены, что вы остановились! Подождите несколько секунд пока не будете в этом уверены.
Я не уверен, что у большинства людей будет время для того, чтобы сделать то, что нужно сделать во время падения. Возможно, я ошибаюсь и эти мысли помогут в некоторых случаях.
После того, как я опубликовал этот мотосовет, я получил много писем, в которых мне объясняли, что у человека просто не будет достаточно времени сделать что-то, что может изменить последствия от падения. Мой ответ такой:
«В моих комментариях совсем немного говорилось о том, как вы ударитесь о землю после того как «катапультируетесь» с мотоцикла, т.к. я думаю что у вас не будет достаточно времени сделать что-то до того как вы первый раз ударитесь о землю и даже после этого возможно у вас не будет возможности что-либо изменить. Наоборот, в зависимости от того что произошло лоусайд или хайсайд я старался предложить вам расслабиться (полагая, что вы целы и здоровы) и оставаться расслабленным до самого конца (пытаясь создать как можно больше по площади пятно контакта между вами и дорогой) или сгруппироваться (пятно контакта с дорогой как можно меньшее – сгруппироваться и катиться).
Несмотря на то, что, по моему мнению, после «катапультирования» с мотоцикла у большинства не будет времени и возможности что-то предпринять, у кого-то такой шанс будет. Например, я стал свидетелем, как на скорости около 80 км/час у женщины, которой далеко за пятьдесят, случился хайсайд и после того как она коснулась земли, она начала быстро катиться по земле, т.к. (я уверен она не сможет вспомнить) она очень боялась, что мотоцикл приземлиться на нее (мотоцикл остановился в одном шаге от неё). Я также был свидетелем как эта женщина (честное слово) среагировала на сильный порыв ветра, который перевернул её мотоцикл и её выбросило вперед перед мотоциклом в тот момент, когда мы приближаясь к месту остановки на вершине горы двигались со скоростью примерно 10 км\час. В этот раз она совершила кульбит прежде, чем коснуться земли – это были её осознанные действия (мы все видели, как она согнула вперед голову и «катапультировалась» с мотоцикла таким образом, что приземлилась на спину и после этого она распласталась и остановила свое кувыркание расставленными в стороны ногами). Просто невероятно! Ведь если бы она прокатилась еще 5 шагов, то она бы полетела с горы высотой 20 метров (там не было никаких изгородей или отбойников, которые бы препятствовали этому полету). Элен также была свидетелем этих «хайсайдов».
В любом случае, я вспомнил про эти случаи, врезавшиеся в моей памяти, как доказательство того, что у некоторых людей сохраняется холодный расчёт в отношении того, как нужно завершить падение, несмотря на молниеносно развивающиеся события. Я не уверен, что я из их числа, но я по крайне мере, думаю об этом и знаю, что если я окажусь впереди мотоцикла я должен двигаться до тех пор, пока я могу двигаться, и я должен стать настолько маленьким, насколько это возможно иначе мотоцикл придавит меня.
В начале своего двухколёсного пути, устанавливая очередную деталь на скутер со своим другом, я случайно встретил совершенно мне незнакомого человека, с которым завязался разговор про мотодвижение. Как оказалось, этот человек катает на эндуро достаточно долгое время. Пожаловался ему на свою ситуацию с перчатками, которых мне очень сильно не хватало в то время. На моё огромное удивление, он подарил свои и перед отъездом высказал одну интересную мысль:
Естественно, не могу сказать, что цитата дословная, потому что было это 4 года назад, но эта мысль теперь никогда меня не покидает, когда я сажусь за руль не только мотоцикла, но и любого транспортного средства. Уж слишком много примеров излишне самоуверенной езды и её последствий я вижу каждый сезон. Несмотря на всю серьёзность когда-то сказанной фразы, оценил её суть я только недавно, причём на собственной шкуре.
В этой статье я не хочу кого-то отводить от мира мотоспорта и убеждать в его опасности. Все прекрасно понимают, что моторные виды спорта имеют свои определенные риски. Я хочу донести до начинающих в этой сфере людей, что не стоит экономить на защите, на узлах вашей техники, которые отвечают за безопасность. Эта история будет о том, как важна иногда поддержка в тех случаях, когда случилась трагедия, о боли, с которой я жил практически целый год, о тех моментах, когда ни в коем случае нельзя падать духом.
Не стоит недооценивать.
Однажды, одной тёплой ночью 2016 года, когда у меня ещё был скутер, я решил выехать с такими же скутеристами в город. Заранее хочу отметить, что не одобряю и не побуждаю читателя делать плохие вещи на дорогах общего пользования. Можно было бы и не рассказывать об этом, но историю не перепишешь, да и смысла не вижу её переписывать.
Крупным планом. Мне 16 лет. Перчатки, про которые писал выше, уже порвались, поэтому без них))
Фотография была сделана в ту самую ночь, когда у меня отказал задний тормоз. Каким-то великим чудом сзади никого не оказалось. Прямо перед светофором я увеличил угол для уменьшения скорости движения, но у тормозной машинки были другие планы. Переворачиваюсь, думаю исключительно о том, как бы пластик не поцарапать, а колени-то голые… Всё никак не додумывался приобрести хотя бы самые дешевые наколенники. Асфальтом продрал ноги, а шлем спас жизнь, как я считаю. Шлифовал головой асфальт, в очки искры летели от крепления козырька. К счастью, было это ночью, то есть автомобильный поток на дороге сравнялся к нулю.
Рваные штаны, кровь по ногам и боль. Потом опять ругань с мамой по поводу моего специфичного увлечения. В тот день познакомился с болью поближе, а в мыслях повисла идея об экипировке.
Очень сильно удивляюсь некоторым персонажам, которые говорят, что для скутера не нужна мотоэкипировка, ведь на нём люди ездят за пивком в соседний ларёк. Откровенно заявляю, что вы просто нереальные тугодумы и не прочувствовали на себе тёплый приём хорошего твёрдого асфальта. Перед асфальтом равны все: и мужики, едущие за пивком, и молодые перспективные парни.
А после этого, кстати, я купил налокотники!
По случайному стечению обстоятельств, так же плачевно я закрыл сезон 2018 года, только с более обширными последствиями, но обо всём по порядку.
От полёта до асфальта.
Приведу небольшую выдержку из своей ранее написанной статьи, чтобы ввести в курс дела.
Можно выразиться, что я вылетел, словно с катапульты. “Вошёл” в плитку наколенником так, что он раскололся на ноге. Жуткая боль и незабываемый приём от плитки. Обычно, когда слетал со скутера, я сразу подлетал на ноги, при этом вообще не замечая никакой боли. В этот раз я так же решил встать, но боль прошла от спины до самых ступней. Первый раз в жизни я почувствовал, что настолько нет сил и больно, что я не могу подняться на ноги. Кое-как поднял спину, упёрся на свою пятую точку и просто сидел. Люди подходили и предлагали вызвать скорую, но я со смехом выдал фразу: “Да это нормально, это тренировка”)) Надо было видеть их лица. Видимо со стороны, падение было действительно жёсткое. Мне очень повезло, что хвост мотоцикла ударился в нескольких сантиметров от поясницы. Левую ногу придавило колесом и всё.
Долгое время болело колено. Ходить было тяжело, хотя доказать моему физруку это конечно невозможно 🙂 В травматологии сказали чётко и ясно, что это ушиб. Коленка медленно, но всё равно заживала, боль постепенно сходила на нет. Я ещё чуть не сломал палец на правой руке, потому что ему тоже досталось от плитки. До зимы ярковыраженные симптомы ушиба прошли. Но история на этом не закончилась.
А что для тебя счастье?
Нога вновь дала о себе знать, когда я только устраивался на работу, но меня это не смутило, ведь я шёл на неё, чтобы собрать мечту. Цель задаёт нам ритм жизни, а мне такой ритм был по душе. Я работал альпинистом на различных объектах и убирал огромное количество снега. Конечно было тяжёло, тем более, что нога начала немного побаливать, но оплата была адекватная и вполне стабильная.
К весне 2019 года я стал чувствовать ноющую боль по всей ноге. Я начал хромать. Ещё год назад я мог пробегать короткие дистанции за рекордное время по школьным меркам, а потом я стал хромым. Я не мог бегать или прыгать без боли. Подозрения пали на колено, поэтому я пошёл делать снимки МРТ. Нашли какие-то незначительные изменения, которые такие симптомы давать не могли. А потом я открыл для себя мир обезболивающих. Боль становилась сильнее с каждой неделей. Я не мог выезжать на тренировки без таблеток. С весны я начал каждый день принимать “кетанов”.
Моя жизнь превратилась в какой-то ад, из которого можно выбраться только при помощи таблеток. Не помогало ничего, кроме них. Боль не проходила, когда ты разгружал ногу или даже ложился. Я пил обезболивающие по несколько раз за день и выезжал на тренировки. В тот сезон я впервые поднял “дюка” на заднее колесо и начал учить круги. И про своё водное хобби тоже не забывал.
Летом начался пик боли. Каждое утро начиналось с болей в ноге. Ночью я не мог нормально спать без таблеток. Не выходит из головы одно летнее утро, когда я встал с кровати и рухнул на пол, а в глазах потемнело от острой боли по всей ноге. Я опирался на стены, практически прыгая на одной ноге. Зайдя на кухню, я начал рыться в аптечке и пил обезболивающее, как будто в последний раз. Тогда я почувствовал, что дела идут всё хуже и хуже, а ещё эпицентр боли сместился к бедру. Обратился в очередной раз к врачам. Сделали снимок.
Первый снимок левой бедренной кости. То самое пятно.
В диагнозе начались первые намёки на онкологию. Началась настоящая врачебная суматоха. Врачи не знали, что это такое. Они лишь давали кучу самых разных направлений от одного к другому. Несчётное количество снимков и анализов. Никто ничего не знал. Я продолжал пить обезболы и тренироваться. Со временем начал давать о себе желудок, потому что “кетанов” просто добивал всё пищеварение. Ежедневная изжога, боли в желудке и горький привкус таблеток.
Обследования продолжались очень долго. Диагнозов накопилось столько, что уже думать страшно. Самые разные варианты лечения. Даже к иммунологу отправляли, чтобы я витаминов покушал. Но один из последних снимков и заключение к нему просто добивали веру.
Когда рентгенолог отдавала мне снимок с заключением, она попросила присесть на диванчик и дала совет не расстраиваться, хотя я ещё не знал, что там будет написано.
Я не хочу рассказывать про бардак в системе здравоохранения и про отношение сотрудников в онкологическом диспансере к людям, в том числе к тем, у которых рак уже был подтверждён. Это грязь. У меня просто слов больше нет. Я видел эти лица людей, которые ждали своих результатов и лица тех, кого рак уже практически победил. После такого язык не поворачивается сказать, что меня с моей болью в ноге надо пожалеть.
Скажи мне, что для тебя счастье? Несметные богатства или хорошая репутация? Может быть, тебя чем-то не устраивает твоя нынешняя жизнь, а в голову приходят мысли, что судьба обделила тебя? Ты в этом уверен?
Цени своего ближнего.
Из всего, что мне понаписали в диагнозах, самым лучшим вариантом была остеоид-остеома, которая была доброкачественной. После всех этих снимков и кучи врачей, меня каким-то чудом приняли в московском ЦИТО, куда госпитализировали в понедельник, а во вторник уже провели первую в моей жизни операцию. Вариантов первичного лечения было немного, точнее один. Опухоль надо было удалять. Три дня я лежал и не мог вставать. Когда меня поднимали, сильно кружилась голова. В Москву из Воронежа на поезде приезжала девушка, чтобы поддержать меня. Приезжали родственники. Через неделю выписался. Перед выпиской пришла информация, что опухоль оказалась доброкачественной. Скорее всего, начала расти из-за сильнейшего удара и давила на кость. Вся история с опухолью закончилась к концу сентября.
Фотография от мамы, пока я лежал в Москве.
В комнате стоял чистенький КТМ, за которым следила мама. Иногда она протирала его от пыли, чтобы выглядел, как новый. Все близкие знали, что для меня эти мелочи очень дороги. Я чувствовал поддержку и знал, что весной я выеду на мотоцикле на новые тренировки, а мои соратники мне в этом обязательно помогут.
Восстанавливался не очень долго. Рядом всегда была девушка, которая помогала мне во всех ситуациях, за что благодарен ей отдельно. Сначала ходил на костылях, потом с тростью. Весной сел на мотоцикл и начал тренировки.
Начал, как выражаются, с головой на плечах, но асфальтная фобия теперь иногда напоминает о себе. Поменялся стиль езды по дорогам. Теперь меньше рискую, больше стал ездить в обычном ритме и не приветствую скоростную езду на спортбайках по ДОПам. Уверенно могу сказать, что легко отделался.