что делать при отмене поезда
КОРОНАВИРУС. Информация для наших клиентов
При планировании поездки обращайте внимание на вводимые в субъектах РФ комплексные ограничительные и иные мероприятия по снижению рисков распространения вирусных инфекций. Подробную информацию можно получить на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и территориальных управлений Роспотребнадзора.
ЕСЛИ ВАШ ПОЕЗД ОТМЕНЕН
Если ваш поезд отменен, вы сможете вернуть полную стоимость билета без удержания сборов и плат если такая отмена выполняется после официального объявления об отмене поезда. Данный порядок применяется как и к обычным билетам, так и к невозвратным.
Электронные билеты, которые не были распечатаны на бланке в билетной кассе/терминале самообслуживания, следует возвращать через электронные сервисы, сайты или мобильные приложения, с помощью которых был куплен билет.
Возврат можно оформить в течение полугода после отмены поезда. Для этого необходимо заполнить претензионный лист и иметь при себе оригинал билета и документ, на основании которого он был приобретен. При этом не имеет значения, был ли билет обычным или «невозвратным»: возврат можно осуществить в обоих случаях.
Получить средства за возврат проездного документа в кассе можно только на территории того государства, где вы приобретали или распечатывали билет. Например, билеты, приобретенные на территории России, можно вернуть в кассах на территории России.
Обратите внимание: для билетов, которые приобретались в коммерческих агентствах, правила возврата агентских и прочих сборов определяются тем агентством, в котором вы купили билет.
ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ БИЛЕТОВ С ОТМЕНЕННЫХ НА ДРУГИЕ ПОЕЗДА
Если вы планируете совершить поездку по своему маршруту на другом поезде, вы можете вместо возврата билета обратиться в билетную кассу АО « ФПК » на вокзале или станции на территории России с номером этого билета и документом, удостоверяющим личность. Переоформление билета на другой поезд будет произведено на ближайшую дату по тому же маршруту бесплатно при наличии свободных мест. Более подробную информации об условиях переоформления вы можете получить по телефону 8 (800) 775-00-00.
Со списком отмененных поездов можно ознакомиться на специальных страницах: международное сообщение.
ЕСЛИ ВАШ ПОЕЗД НЕ ОТМЕНЕН
При возврате билета взимается сбор за возврат в размере 2 рубля 20 копеек. Сбор за возврат не взимается в случае, если поезд был отменен.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ОТМЕНЫ ПОЕЗДКИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ СТАРШЕ 65 ЛЕТ
Если ваш поезд не был отменен и продолжает курсировать, однако вы вынуждены отказаться от поездки из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вы можете сдать билет в кассе дальнего следования. Электронные билеты, которые не были распечатаны на бланке в билетной кассе/терминале самообслуживания, следует возвращать через электронные сервисы, сайты или мобильные приложения, с помощью которых был куплен билет.
Электронные билеты можно вернуть с помощью веб-ресурсов, через которые они были оформлены. Также вернуть неиспользованный проездной документ в билетную кассу вместо пассажира старше 65 лет могут близкие ему люди на основании простой письменной доверенности.
Для «невозвратных билетов» в случае, если поезд не был отменен, действуют обычные для таких билетов правила.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Возврат билетов за проезд на железнодорожном транспорте
Возврат билетов за проезд на железнодорожном транспорте
В связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекцией граждане отказываются от поездок в другие населенные пункты в пределах страны. Порядок возврата билетов железнодорожным транспортом определен Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473 (далее – Правила).
Пассажир имеет право получить полную стоимость проезда, плату за сервисное обслуживание и иные платежи:
— при возврате в билетную кассу билета не позднее чем за 8 часов до отправления поезда;
— при возврате перевозчику билета, приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, не позднее чем за 7 суток до отправления поезда.
Получить стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание и иные платежи можно:
при возврате в билетную кассу билета менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда;
при возврате перевозчику билета, приобретенного для проезда в составе организованной группы пассажиров, менее чем за 7 суток, но не позднее чем за 3 суток до отправления поезда.
Согласно п. 88 Правил возврат денежных средств за билет, приобретенный по невозвратному тарифу,не производится, за исключением:
— случаев внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи, смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая;
— случаев отмены отправления поезда или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в билете.
В случае неудовлетворения требований сотрудником РЖД необходимо обратиться с письменной претензией.
Претензия может быть направлена по средствам почтового отправления через любого оператора связи (заказным письмом с уведомлением и описью вложения) или передана лично представителю хозяйствующего субъекта с отметкой о вручении на втором экземпляре, который остается у потребителя. Образец претензии.
РЖД из-за ситуации с коронавирусом разрешили пассажирам сдать онлайн купленные через интернет «невозвратные» билеты.
«АО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») предоставляет пассажирам возможность вернуть деньги за билеты, купленные по невозвратному тарифу на март, апрель, май и т.д.. Это можно сделать в железнодорожных кассах и онлайн. Сдать «невозвратный» билет можно до 10 апреля включительно.
Вернуть «невозвратные» билеты можно на тех же условиях, что и обычные, за исключением сбора за возврат билета, который установлен ФАС РФ и составляет 210 рублей 60 копеек.
Если пассажир, планировавший поездку на поезде, недавно вернулся из стран, где новая коронавирусная инфекция COVID-19 имеет широкое распространение, и в данный момент находится на карантине, либо имел контакт с возможными носителями инфекции, он может вернуть билет после снятия ограничений. Ему будет возвращена вся стоимость билета за исключением сбора за операцию возврата. Для этого он должен будет предъявить в кассе справку из медицинского учреждения.
Возврат билетов на поезда РЖД в 2021 году
Содержание
Отмена или перенос поездки – всегда неприятно. Провожать глазами ушедший поезд, на который вы опоздали совсем чуть-чуть, тоже переживание не из лучших. Но можно хотя бы избежать финансовых потерь, главное – грамотно вернуть билеты, чтобы вам отдали деньги. В связи с пандемией появились новые нюансы, которые необходимо учитывать, планируя поездку.
Условия и сроки возврата ж/д билета
Вернуть билет на поезд и получить назад деньги (или их часть) можно до того, как поезд отправится с начальной станции маршрута, и даже после, если вы опоздали. Если у вас есть уважительная причина для отмены поездки (болезнь, непреодолимые обстоятельства), оформить возврат можно даже в том случае, если у вас невозвратные билеты.
Возврат стоимости билета
Чем раньше вы обратитесь с запросом, тем больше денег вы сможете вернуть. Если речь не идет о форс-мажоре и вы заранее понимаете, что не сможете отправиться в поездку, сразу же обратитесь в РЖД, в этом случае вы потеряете минимальное количество денег и не заплатите «штраф» (то есть не потеряете часть суммы).
Стоимость каждого билета складывается из двух частей:
«Билет» (вы платите за использование инфраструктуры железной дороги).
«Плацкарта» (вы платите за использование вагона).
Сколько денег пассажир теряет при возврате билета?
За сколько часов можно сдать ж/д билет? Для поездок по России актуальны следующие условия:
Вернуть билет на поезд дальнего следования можно и для маршрутов международного сообщения со странами СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и Республикой Абхазия, но условия несколько иные:
А для билетов на поезд, который отправляется в дальнее зарубежье, имейте в виду, что правила возврата следующие:
Как видите, сколько удержат за возврат ж/д билетов, напрямую зависит от того, когда вы обратитесь с заявлением.
Условия невозвратного тарифа
Так называемые невозвратные тарифы предполагают, что пассажиру не будут возвращены потраченные средства, даже если он заранее сообщит об отмене поездки. Неиспользованный билет станет просто потерей денег. Но есть исключения! В случае форс-мажора, то есть болезни (своей или близких), получения травмы, возможен возврат билетов РЖД после отправления поезда. Обратитесь в кассу в течение пяти суток после отправления поезда. Но наличие уважительной причины придется подтвердить документально.
Если пассажир физически не был в состоянии обратиться с заявлением на возврат в указанное время или передать это право кому-либо еще (например, находится без сознания), можно попытаться взыскать деньги обратно и по истечении этого срока. Если РЖД откажет, стоит обращаться в суд. Если пассажир не может приехать лично возвращать билет, но находится в сознании, ему стоит оформить доверенность на того, кто подаст заявление на возврат билетов.
Также полную стоимость билетов можно вернуть в том случае, если поезд отменяется.
Какие нововведения появились в связи с пандемией?
С началом пандемии процент отмененных поездов многократно возрос, изменились и правила возврата билетов.
В связи с напряженной эпидемиологической ситуацией РЖД ввели специальные условия для возврата билетов. С 2 июня 2020 года несостоявшимся пассажирам возвращают полностью стоимость сервисных услуг (в том числе постельного белья), если билет был на поезд внутреннего сообщения или в страны СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, Республики Абхазия. Будет удержан копеечный (практически в прямом смысле этого слова) сбор – 2–3 рубля.
Если же поезд отменен из-за периодически вводимых ограничений, вы можете вернуть полную стоимость билета, но только после официального объявления об отмене поезда. Возврат можно оформить в течение полугода. Чтобы сделать это, требуется оформить претензионный лист и предоставить оригинал билетов, а также документ, подтверждающий личность, на основании которого билет куплен. Это справедливо и для невозвратных билетов.
Также у всех клиентов РЖД есть возможность обменять билет, если они хотят уехать на другом поезде. В этом случае нужно обращаться в кассы, при себе иметь номер билета и документ, удостоверяющий личность. Уехать можно будет на ближайшем поезде выбранного направления, если есть свободные места.
Пассажиры старше 65 лет получили возможность вернуть билеты дистанционно, так как пенсионерам рекомендовано воздержаться от социальных контактов. Для этого нужно обратиться в Единый информационно-сервисный центр ОАО «РЖД» (ЕИСЦ) и сообщить о своем желании отменить поездку. Оператор поможет выбрать самый удобный пункт продажи (например, в Москве это любая железнодорожная касса или пункты партнеров), в котором в течение полугода можно будет получить назад деньги. А электронные билеты можно вернуть через интернет.
Инструкция по возврату билета
1. Возврат электронного билета
Возврат ж/д билета, купленного через интернет, возможен на сайте или в кассе.
Оформляя возврат на сайте или в приложении, вы можете отменить как один билет, так и весь заказ (если приобреталось несколько билетов). Но есть исключения: билеты по направлению Финляндия – Россия, в переговорном купе «Сапсана» или приобретенные со скидкой «День рождения» можно вернуть только все сразу.
Возврат билетов, купленных на «Сапсаны» и «Ласточки», тоже имеет некоторые особенности:
Деньги вернутся на банковскую карту, с которой совершалась покупка.
Можно сдать электронный билет и в кассе. Условия возврата ж/д билетов РЖД через кассу таковы: необходимо предоставить номер билета (вы можете сдать билет по номеру заказа) и документ, удостоверяющий личность.
Это интересно! Если вы обращаетесь в кассу, а не действуете через сайт, у вас появляется возможность сдать только билет «туда».
Как сдать электронный билет на поезд и куда в целом сдавать билеты на поезд, вы можете уточнить на сайте РЖД.
2. Возврат билета, купленного в кассе
Чтобы вернуть билет через кассу, при себе необходимо иметь билеты и документ, удостоверяющий личность, с помощью которого они покупались. Для возврата денег кассир выдаст вам заявление, которое нужно заполнить.
Через кассу же возвращаются билеты в том случае, если вы опоздали на поезд. Сделать это нужно не позднее чем через 3 часа после того, как поезд ушел. Если вы не успеете в этот срок, то придется оформлять возврат по претензии, сделать это можно будет в течение 180 дней.
3. Возврат вашего билета другим человеком
Если вы хотите, чтобы кто-то сдал билет, оформленный на вас, или сами столкнулись с необходимостью совершить такую операцию, потребуется нотариально оформленная доверенность. В остальном порядок действий сохраняется.
Что делать с билетом с ошибками?
Обязательно проверяйте все данные во время покупки или сразу после нее! Чем раньше вы обнаружите несоответствия, тем проще будет исправить ситуацию. В данном случае внимательность и расторопность – ваша страховка на непредвиденный случай.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Возврат билетов
В период сложной эпидемиологической обстановки действует специальный порядок возврата билетов. Подробная информация размещена на данной странице.
Совершая возврат электронных билетов, вы соглашаетесь со всеми нижеперечисленными условиями.
Вы, как пользователь сайта, подтверждаете свое право и дееспособность, финансовую состоятельность, а также сознаете ответственность за обязательства, возложенные на вас в результате заключения настоящей оферты.
Пользователь, осуществляющий возврат неиспользованных электронных билетов на сайте, действует от имени всех пассажиров заказа, в связи с чем все пассажиры заказа считаются проинформированными об отказе от поездки.
Видеоинструкция «Как сдать электронный билет»
Возврат возможен как целого заказа, так и конкретного электронного билета из заказа.
Возврат проездных документов, оформленных для проезда в купе-переговорной скоростного поезда «Сапсан» (класс обслуживания 1Р), возможен только при единовременной сдаче всех 4 мест.
При возврате проездных документов, через личный кабинет пассажира по тарифному плану «День Рождения» допускается только одновременный возврат всех документов заказа. Для переоформления именинника и/или сопровождающих необходимо произвести возврат всех проездных документов оформленных по тарифному плану «День Рождения» и повторно произвести оформление с учетом всех необходимых изменений. Возврат проездных документов оформленных электронно по тарифному плану «День Рождения» на текущий момент невозможен на электронном ресурсе ticket.rzd.ru
Обращаем ваше внимание, что данный функционал реализован только на сайте https://pass.rzd.ru, а также в мобильном приложении «РЖД Пассажирам».
Электронные билеты, оформленные на несколько пассажиров в одном заказе по одному тарифу в сообщении Финляндия – Россия, подлежат полному возврату. Частичный возврат таких электронных билетов не производится.
Возврат одного места из двух оформленных в купе вагона класса «Люкс» (бизнес) в международном сообщении (дальнее зарубежье) не производится. Возврат стоимости неиспользованных электронных билетов, оформленных в вагон класса «Люкс» (бизнес), осуществляется только в случае одновременного возврата электронных билетов, оформленных в одно купе.
Возврат электронных билетов, оформленных на проезд в поездах «Сапсан» и «Ласточка» (формирования ДОСС) по специальному тарифу «Туда-обратно» осуществляется в следующем порядке:
Для возврата денежных средств пассажиру в кассе выдается подтверждение о возврате места и заявление о возврате денежных средств:
После заполнения, заявление вместе с проездным документом и документом, подтверждающим возврат места, необходимо передать билетному кассиру или направить по почте в Северо-Западную дирекцию скоростного сообщения – структурное подразделение Дирекции скоростного сообщения: 196641, г. Санкт-Петербург, поселок Металлострой, участок ж.д. «Река Славянка-ЛЭП», а/я 53.
Возврат денежных средств пассажиру производится за минусом 20%-ного снижения стоимости проезда в направлении «обратно».
ВНИМАНИЕ! После получения посадочного купона на бланке проездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания возврат электронного билета на сайте невозможен.
Возврат заказа в целом производится по всем электронным билетам заказа за исключением электронных билетов, по которым выданы посадочные купоны на бланке проездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания.
В случае невозможности возврата электронного билета на сайте или через приложение в личном кабинете клиента рекомендуется осуществить возврат в билетных кассах.
Если вы не воспользовались услугой электронной регистрации, возврат неиспользованного электронного билета на поезд:
Если вы воспользовались услугой электронной регистрации, возврат неиспользованного электронного билета на поезд:
ВНИМАНИЕ! С 15 октября 2019 г. на сайте ОАО «РЖД» внедрена услуга возврата электронного билета с электронной регистрацией с возможностью подачи претензионного заявления от пассажира в режиме online. Услуга предоставляется на поезда перевозчика АО «ФПК», курсирующие во внутригосударственном сообщении. Оформление возврата электронного билета на веб-портале в претензионном порядке осуществляется менее чем за 1 час до отправления поезда с начальной станции маршрута следования поезда и до отправления поезда со станции посадки пассажира. После возврата билета оформляется заявление от имени пассажира, ФИО которого указаны в электронном билете. В заявлении должны быть указаны: контактный телефон, адрес электронной почты, номер электронного билета, причина отказа от поездки. Претензионное заявление рассматривается в течение 30 дней. Возврат денег по рассмотренной претензии осуществляется на расчетный счет плательщика, с которого производилась оплата. В момент расчетов (операции возврата денежных средств) формируется кассовый чек, который направляется в электронной форме на адрес электронной почты или номер телефона, указанный в заявление (в соответствии с пунктом 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ). Обращаем ваше внимание, что услуга подачи претензионного заявления от пассажира в режиме online не распространяется на билеты, купленные на сайте ticket.rzd.ru.
Возврат билетов на поезда внутреннего сообщения по территории РФ и международного сообщения со странами СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией и Абхазией
При возврате на сайте неиспользованного электронного билета, оформленного на проезд по территории Российской Федерации в поезде российского формирования к зачислению на счет плательщика причитается:
При возврате на сайте неиспользованного электронного билета, оформленного в поезд международного сообщения со странами СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и Республикой Абхазией, к зачислению на счет плательщика причитается:
Стоимость сервисных услуг (в том числе постельного белья) возвращается полностью.
При возврате неиспользованного электронного билета, оформленного на поезда внутреннего сообщения по территории Российской Федерации и международного сообщения со странами СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Абхазией, стоимость сервисных услуг (в том числе постельного белья) возвращается полностью, взимается сбор – 2 руб. 20 коп. (за каждое место, ставка установлена ФАС России с 01.01.2021 г.).
Возврат билетов на проезд в международном сообщении (дальнее зарубежье)
При возврате на сайте неиспользованного электронного билета, оформленного на проезд в международном сообщении (дальнее зарубежье) к зачислению на счет плательщика причитается:
При возврате взимается сбор:
Сбор взимается в российских рублях по курсу ЦБ РФ на день возврата.
При возврате неиспользованных безденежных электронных билетов, оформленных для проезда детей до 5 лет без занятия места, сбор за возврат не взимается.
Зачисление причитающихся денежных средств за неиспользованный электронный билет осуществляется на счет плательщика, с помощью которого производилась оплата электронного билета, в сроки, установленные правилами платежных систем (от 7-ми до 30-ти календарных дней с момента оформления возврата в личном кабинете).
После обработки банком ВТБ (ПАО) операции возврата в личном кабинете пользователя сайта появляется вкладка «Детали возврата», в которой доступна информация о последних четырех цифрах номера карты плательщика, на которую был осуществлен возврат, дата обработки операции возврата, сумма, причитающаяся к возврату, и номер ARN (уникальный идентификатор транзакции в банковском эквайринге).
ВНИМАНИЕ! В случае, если деньги не поступили на карту в период до 30 суток после возврата, необходимо обратиться в банк-эмитент карты, с которой осуществлялась оплата (последние 4-е цифры которой отмечены на вкладке «Детали возврата») с указанием в претензионном заявлении номера ARN. По данному номеру банк сможет отследить, где в настоящее время находятся деньги пассажира. При оплате электронных билетов электронными деньгами следует обратиться к оператору, осуществляющему поддержку Вашего электронного кошелька.
Возврат неиспользованного электронного билета по «невозвратному» тарифу
«Невозвратный» тариф не предусматривает условие получения обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного электронного билета, за исключением случаев:
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
Задержка поезда и права потребителя на компенсацию
Каким законом защищаются права потребителей и регулируется ответственность перевозчика
Вопрос регулирования правоотношений между железнодорожным перевозчиком и потребителем регулируются перечнем законов и подзаконных актов. В первую очередь обратить внимание нужно за Закон «О защите прав потребителей» и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов (принятые постановлением правительства). Также некоторые аспекты перевозок пассажиров упоминаются в Гражданском Кодексе.
Кроме того, учитывая то, что РЖД является природным монополистом во всех аспектах, касающихся железной дороги, пассажир может также опираться на внутренние документы компании при возникновении спорных ситуаций.
Опоздание поезда
Расписание движения транспорта представляет собой график перемещения поездов. Он утверждается руководством РДЖ. Однако нередки случаи, когда такие правила нарушаются. Транспорт может опоздать. Это касается не только случаев, когда поезд должен был отправиться сегодня, но и если это произошло на следующий день. Опозданием будет считаться даже несоблюдение графика движения в пределах часа. Это относится не только к убытию, но и к приходу состава.
Причинами опоздания в большинстве случаев являются обстоятельства непреодолимой силы – погодные условия, аварии на путях следования, военные действия, преступные посягательства третьих лиц. Однако нередки ситуации, когда это происходит по вине перевозчика: невнимательность машиниста или диспетчера, ошибки при составлении графика движения, допуск к управлению лиц, которые не прошли пред рейсовую медицинскую проверку, эксплуатация неисправной техники. Нарушение расписания может повлечь за собой причинение ущерба интересам пассажиров.
Поезд задержался
Задержка поезда – ситуация достаточно неприятная, и люди, сидя на чемоданах и надеясь уехать как можно скорее, чаще всего начинают паниковать и злиться, услышав об опоздании транспортного средства. Из-за столь нерациональной траты ресурсов они лишают себя возможности защитить свои права.
В первую очередь стоит обратиться в справочное бюро и уточнить, по какой причине произошла задержка. Лучше всего выделить двух-трёх человек от лица всех пассажиров поезда (или хотя бы по одному человеку от вагона).
Сотрудники справочного бюро, вынужденные отвечать на один и тот же вопрос несколько сотен раз, вряд ли смогут дать каждому достаточно полную и полезную информацию.
Далее, в зависимости от срока задержи, её причины и того, необходимо ли делать после этого поезда пересадку, дальнейшие действия пассажира будут разниться.
За каждый час задержки поезда РЖД обязаны выплатить гражданину 3 процента от стоимости билета. Для того, чтобы получить право на такую компенсацию, по прибытию на станцию назначения гражданин должен получить у сотрудника РЖД справку о том, когда на самом деле прибыл поезд.
После, вместе с этой справкой и своим билетом можно обращаться в железнодорожную компанию (главная железнодорожная станция города) и требовать возмещения ущерба. На то, чтобы потребовать назад свои деньги, у потребителя есть 45 дней. У РЖД будет месяц на то, чтобы отреагировать на претензию в письменной форме.
Читайте куда направлять жалобы на сайт.
А тут информация о том, как заказать перевозку вещей через РЖД.
По ссылке права потребителя по продовольственным товарам.
Кроме того, РЖД обязаны будут компенсировать не только те 3 процента, но и все убытки, которые понёс пассажир из-за того, что время прибытия поезда отличалось от заявленного.
Например, если из-за опоздания транспорта гражданин потерял оплаченное время в гостинице, трансфер до неё или не успел попасть на конференцию, встречу и другое, то потребитель может вписывать все эти расходы в жалобу. Если РЖД откажется от подобных компенсаций, тогда истребовать эти средства можно будет в судебном порядке.
Отказать в компенсации РЖД может только в одном случае – если отправление поезда либо его движение было задержано из-за независящих от компании факторов. К таким можно отнести: стихийные бедствия (цунами, торнадо, землетрясение), теракты и прочее.
Обменять билет
Законодательством РФ не предусмотрен особый порядок возврата билета в случае опоздания поезда. Пассажир в таком случае остаётся в крайне незавидном положении.
Если билет был возвращён в кассу ранее чем за 15 часов до отправки (до того времени, на которое отложили отправку поезда), тогда гражданин может требовать возврат практически полной суммы, которая была заплачена за проезд.
Если же возврат происходил в срок от 15 до 4 часов до отправки, тогда возвращается только те деньги, которые были заплачены за половину плацкартной цены. Если билет возвращается после 4 часов, тогда деньги за плацкарт возвращены не будут, но 70 процентов от основной суммы будут возвращены.
Если никуда не спешите
Если опоздание на час или два вас не беспокоит, вы не потеряли деньги и не опоздали на другой транспорт, не стоит лишать себя права на компенсацию. Написание претензии и получение справки займёт не более получаса, а истребованные деньги никогда не будут лишними.
Что касается скоростных поездов
Компенсация за опоздание поезда РЖД, который относится к скоростным, намного выше, чем обычная компенсация. Считается, что гражданин, который приобрёл билет на скоростной поезд, заплатил повышенную стоимость за возможность прибыть в точку назначения быстрее, поэтому
Поезд vs самолет: задержка, отмена и компенсация
«Моя Планета» уже писала, как быть в случае задержки рейса, опоздания на стыковочный рейс, а также рассказывала о странных форс-мажорах, которые могут сорвать рейс. В этой статье — о том, на что могут рассчитывать пассажиры самолета и поезда в случае, если тот задерживается или отменен.
Права пассажиров при задержке
Список предоставляемых услуг прописан в пункте 99 федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» и не меняется в зависимости от авиакомпании.
Все эти услуги должны предоставляться бесплатно. А время ожидания отправления рейса начинается со времени, которое прописано в билете.
Если же рейс задерживается, когда пассажиры уже на борту, они имеют право покинуть самолет и не продолжать поездку. Экипаж не может их удерживать. Причем такой отказ от перелета будет считаться вынужденным и пассажиру должна быть возвращена стоимость билета.
Отмена рейса
Согласно статье 28 закона «О защите прав потребителей», вне зависимости от авиакомпании вам должны предложить перебронировать билет на другую дату, осуществить перелет рейсом другой авиакомпании или вернуть деньги. Для этого надо обратиться к представителю авиаперевозчика в аэропорту.
Компенсация
С 2021 года выплаты увеличились. Россия присоединилась к Монреальской конвенции, в результате чего максимальная выплата за задержку рейса сейчас может составить около 380 000 руб. Правда, требуемую сумму придется обосновать, и распространяется она только на международные регулярные и чартерные рейсы.
Вам могут предложить и альтернативный перелет. Если же авиакомпания не хочет его предоставлять и игнорирует ваше право на возврат денег, стоит поставить в аэропорту штамп об отмене или задержке рейса, собрать чеки и билеты, подтверждающие расходы, и отправиться в суд. В России это можно сделать в течение шести месяцев с момента задержки или отмены рейса, а в странах Европы — от двух до шести лет в зависимости от правил перевозки. У перевозчика есть 30 дней, чтобы рассмотреть претензию и дать ответ. В течение этого времени пассажиру должны быть возвращены уплаченные за билеты деньги и перечислены компенсации.
Кстати, в России действуют сервисы, которые берут на себя всю «судебную» работу, за определенный процент помогая клиентам получить компенсацию. Самыми популярными среди них являются Compensair и Flight-Refund.ru. У каждого свои условия, но получить компенсацию дважды не получится: за этим строго следят. И еще кое-что: распространяется их помощь только на европейские компании или рейсы. Кроме того, нелетная погода, угроза теракта или забастовка диспетчеров не являются поводом для получения денег. Это обстоятельства непреодолимой силы.
Пересадка
При опоздании на стыковочный рейс вас должны обслужить так же, как и при задержке рейса. Если же с компенсацией возникли проблемы, необходимо собрать все чеки и поставить в аэропорту штамп о задержке рейса, чтобы затем была возможность обратиться в суд.
Если из-за опоздавшего рейса ваш поезд уехал без вас, можете смело рассчитывать на возмещение убытков. Во-первых, не забывайте, что за каждый час ожидания авиакомпания обязана уплатить штраф в размере 25% МРОТ, но не более чем 50% стоимости билета. Во-вторых, пассажир вправе потребовать полного возмещения причиненных ему убытков. Поэтому опять-таки чеки и билеты надо сохранять.
Права пассажиров при задержке
Поезда задерживаются не так часто, как самолеты. Возможно, поэтому и прав у пассажиров меньше. По крайней мере правила пассажирских перевозок не обязывают проводников обеспечивать пассажиров питьевой водой и питанием. Рассчитывать можно только на компенсацию. Подробнее о ней — ниже.
Отмена рейса
Если поезд отменили, можете смело идти в кассу вокзала и требовать компенсацию. Если причина не носит чрезвычайный характер, вам вернут полную стоимость билета.
Компенсация
При задержке или отмене поезда можете рассчитывать не только на возврат полной стоимости билета, но и на выплату штрафа. Его размер составляет 3% от оплаты проезда за час задержки. При этом задержка отправления или опоздание поезда на станцию назначения менее чем на 1 час в расчет не принимается. Не выплачивается компенсация и пассажирам пригородного поезда, льготникам. О возмещении ущерба стоит забыть также в том случае, если всему виной стали чрезвычайные обстоятельства.
Чтобы впоследствии добиться компенсации, нужно потребовать у дежурного по станции справку о причине опоздания и реальном времени прибытия состава, которую, согласно закону «О защите прав потребителей», вам обязаны предоставить. Согласно тому же закону, компания-перевозчик также обязана возместить расходы, которые вам пришлось нести из-за опоздания поезда. Поэтому, если, к примеру, вам светит перспектива ожидания поезда в течение ночи, вы вправе разместиться в привокзальной гостинице, а потом смело предъявить счет железнодорожной компании. Правда, кушать лобстеров все же не рекомендуется. Вряд ли РЖД посчитает такой ужин жизненной необходимостью.
Для получения компенсации надо предъявить претензию к железной дороге на станции отправления или назначения в течение 45 дней. Компания обязана рассмотреть претензию и в течение 30 дней прислать вам письменное уведомление о результатах.
Пересадка
Если вы по вине РЖД опоздали на другой поезд или самолет, и вам пришлось покупать другие билеты, обращайтесь в суд. Компании придется возместить вам стоимость этих билетов. Правда, верить вам на слово никто не обязан. Для получения компенсации надо предпринять некоторые шаги.
Как получить компенсацию
Все железнодорожные перевозки на территории России совершает РЖД. Задержки поездов также зависят исключительно от этой компании, поэтому жалобу нужно направлять конкретно руководству Российских железных дорог.
Претензия к железной дороге имеет свою, особенную структуру, которую необходимо соблюсти для того, чтобы вернуть свои деньги назад.
В первую очередь оформляется «шапка» претензии. В качестве получателя нужно указать ФИО начальника филиала РЖД (можно уточнить в справочном бюро или в колл-центре).
Адрес указывать не нужно. Далее гражданин пишет свои ФИО, адрес фактического проживания и контактные данные (телефон, электронная почта).
Название документа необходимо писать полностью: «Претензия на возмещение вреда в сумме (указать сумму в рублях арабскими цифрами), вследствие нарушения обязательств по договору перевозки». Стоит отметить, что в отличие от искового заявление, в претензии сумма не упоминается в шапке, зато учитывается в названии.
Во вступительной части гражданин указывает точные дату и время, когда им был приобретён билет на и номер, название самого поезда. Все эти данные указаны на самом билете. Также гражданин ссылается на реквизиты платёжного документа, подтверждающего оплату (чек, квитанция из банка).
Далее потребитель перечисляет все нарушения, которые были замечены за железнодорожной компанией. В данном случае это могут быть: задержка поезда (указать, на сколько), недостаточное информирование пассажиров (если отказывались сообщать причины, хамили), невыполнение служебных обязанностей (если не выдавали справку о точном времени прибытия поезда).
В следующем абзаце гражданин указывает, какие неудобства и траты повлекла для него эта задержка. Здесь нужно упоминать обо всём, начиная от сорвавшихся встреч с друзьями и заканчивая сорвавшимися перелётами. Обязательно необходимо упомянуть о душевных переживаниях.
Далее излагаются требования пассажира. В данному случае они будут выражаться в компенсации всего ущерба.
Советуем ознакомиться со статьей «На каких условиях можно вернуть товар купленный в кредит».
Здесь вы можете узнать о том, как можно вернуть деньги на карту с телефона.
Не стоит угрожать железнодорожной компании иском. Юристы РЖД знают, чем компании грозит неисполнение обязанностей перед потребителем.
Заверяется претензия датой и подписью заявителя.
В каком размере выплачивается от РЖД компенсация
Компенсация за опоздание пригородного поезда не предусмотрена.
Величина компенсации, которую можно потребовать от РЖД, будет зависеть от сути претензии. Варианта может быть три:
Предъявление претензий
Согласно нормам действующего законодательства, каждый пассажир имеет право требовать от перевозчика возмещение вреда, который был причинен в результате ненадлежащего оказания услуг. Чаще всего люди стремятся истребовать деньги за стоимость билета. Однако получить любую компенсацию человек имеет право только в случаях, если причиной ущерба не были его виновные действия. Требовать возмещения вреда можно только в ситуациях, когда услуга была оказана некачественно. Правило не касается обстоятельств непреодолимой силы, возникших не по вине перевозчика.
Текст претензии должен включать в себя следующее:
Необходимо проинформировать перевозчика, что в случае отказа или игнорирования претензии, пассажир будет обращаться в вышестоящие органы управления или суд. Составленное заявление может быть передано человеком лично, направлено по почте, через доверенное лицо или по интернету.
Переоформление билета
Самым оптимальным вариантом при условии, что поездку можно отложить, станет замена билета. Это позволит с минимумом затрат времени и нервов уехать в другой день.
Дополнительная информация! Важно помнить, что даже если очень сильно опоздал на свой поезд, то можно претендовать на замену билета, поскольку законодательно на это дается 12 часов. При уважительной, документально подтвержденной причине, срок продляется до 5 рабочих дней.
При условии опоздания на поезд следует проделать следующие шаги для переоформления билета:
Дополнительная информация! Переоформление возможно только в случае наличия свободных мест в других поездах данного направления.
Переоформление билета
Плюсы от переоформления посадочного талона:
Минусы заключаются в следующем:
Но бывают случаи, когда обмен посадочного талона не решает возникшей проблемы. В таком случае можно просто его сдать. Как совершить возврат, рассказано ниже.
Дополнительная информация! Вернуть билет можно, только лично обратившись в кассу. На официальном сайте РЖД это сделать нельзя.
Сдаем электронный билет
Что делать, если опаздываешь на поезд, а у тебя оформлен электронный билет? Тут все просто: приобретался билет онлайн, поэтому и сдавать его нужно также, через Интернет. Причем существуют определенные моменты, на которые стоит обратить внимание:
Важно! За возврат предусмотрен сбор, который ОАО «РЖД» в обязательном порядке взимает. Его не берут только в одном случае: если билет был приобретен для проезда ребенка до 5 лет.
На заметку! Отказаться можно не только от заказа целиком, но и от каждого отдельного электронного билета, входящего в комплект.