что делать при искушениях

Православная Жизнь

Слово ректора Киевской духовной академии (1841—1850) архиепископа Димитрия (Муретова) о повседневных искушениях в жизни каждого человека.

За премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся ( 2Кор. 12:7 ).

Так говорит о себе св. апостол Павел. Кроме всех бед и напастей, искушений и скорбей, которые терпел он в проповедывании Евангелия Христова, Господь попустил ему подвергнуться еще некоторому постоянному, всегдашнему искушению в собственном теле его, чтобы это искушение постоянно напоминало ему о немощи человеческой, побуждало к смирению и самоуничижению, не давало ему превозноситься чрезвычайными дарованиями, которыми преисполнила его благодать Божия, и великими подвигами, которые совершил он силою благодати Божией.

В чем состояло это искушение, мы не знаем; но что оно было нелегко, видно из того, что апостол трикраты молил Господа, да отступит от него; а что оно нужно и полезно для апостола, показал Сам Господь, сказавши на молитву его: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается ( 2Кор. 12:9 ).

Жизнь и каждого человека не может быть, братие, без искушений. Бывают искушения тяжкие, великие, которые попускаются Промыслом Божиим по особенным, неведомым для нас, намерениям и для особенных целей; но этим искушениям подвергаются преимущественно те, которых ведет Господь особыми путями к высшему совершенству.

Есть другого рода искушения – всегдашние, постоянные, не так приметны, но тем не менее тяжелы и прискорбны, которые тем более опасны для нашей веры и упования, для нашей добродетели и чистоты совести и сердца, чем мы менее обращаем внимания на то, чтобы бороться с ними и побеждать их.

Мы разумеем многоразличные неприятности, огорчения, досады, без которых едва ли кто проведет и один день своей жизни. Сколько случаев к неудовольствиям и огорчениям в обыкновенной, ежедневной жизни каждого! В семействе и обществе, от врага и друга, от знакомого и незнакомого, с намерением и без намерения, по причинам и без причины огорчения рождаются непрестанно, встречают вас почти на каждом шагу.

Вы довольны своим состоянием? Ваши семейные недовольны им и ропщут на вас. Вы желаете добра ближнему? Ближний ваш желает добра только себе одному, а не вам или другим. Вы усердны к делу, желаете трудиться, ожидаете доброго успеха в делах своих? Усердие ваше не оценено, труд не вознаграждается, как должно, успехам ставятся препятствия. У вас спокойно в доме? Вас беспокоят в обществе: добрые желания, намерения и дела не предохраняют вас от пересудов и клеветы, этой обыкновенной язвы общества; бескорыстие вашей дружбы не спасает вас от своекорыстия ваших друзей. Вы воздержны на слово? Невоздержны другие и увлекают и вас в празднословие и злословие. Вы остерегаетесь оскорблять кого-либо? Другие не остерегаются оскорблять вас при всяком случае. И кто исчислит все случаи к неудовольствиям и огорчениям повседневным?

Дети для родителей, родители для детей, подчиненные для начальников, начальники для подчиненных, – один для другого вообще, намеренно или ненамеренно, только почти беспрерывно подготовляют новые огорчения и досады.

Из этих-то огорчений и досад слагается тот крест, который мы начинаем нести прежде, нежели умеем понимать его, и слагаем только при гробе, когда перестаем чувствовать. Напрасно стали бы молить Господа, да избавит нас от креста сего, да отступит от нас это всегдашнее искушение, этот воистину аггел сатанин, Господь скажет и нам, как сказал апостолу: довлеет вам благодать Моя.

На то и подается нам благодать Божия, чтобы мы переносили все встречающиеся нам огорчения и скорби с кротостию и терпением, с благодушием и покорностию воле Божией, без которой никакое искушение не может постигнуть нас, чтобы в этом горниле искушений очищалась душа наша от живущих в ней греховных склонностей и страстей, чтобы в этом училище непрестанных огорчений и досад мы обучились истинной христианской любви, которая долго терпит и милосердствует, не раздражается и не мыслит зла, которая любит врагов своих, добротворит ненавидящим ее и молится за творящих ей напасть (ср. 1Кор. 13:4–5 ; Мф. 5:44 ). На то и оставил нам образ Своей светейшей жизни Господь наш Иисус Христос, который был кроток и смирен сердцем, укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же Судящему праведно, да последует стопам Его ( 1Пет. 2:23, 21 ), да будем сынове Вышнего, который благ есть на безблагодатныя и злыя ( Лк. 6:35 ).

Для преуспевания в этой науке терпения, кротости и любви надобно, братие мои, прежде всего убедиться, что главный источник и корень всех огорчений и досад не вне нас, не в окружающих нас людях, а в нас самих, в нашей страстной природе, и куда бы мы ни удалились от людей, огорчения последуют за нами в самое глубокое уединение.

«Когда я был в уединении, – говорит о себе один из великих подвижников, – и мне не на кого было гневаться, я гневался на топор, которым рубил дрова, на сосуд, которым почерпал воду, на прутья, из которых плел кошницы». Такова падшая и страстная природа наша: она не любит сознавать свои слабости и всегда ищет вины их вне себя. Гордый не терпит унижения и если унижается по своей же вине, досадует на других.

Тщеславный ищет незаслуженной чести и, когда не получает ее, негодует на других. Своекорыстный везде и все хотел бы обратить в свою пользу, и если не успевает, гневается на других. Ленивый не любит труд и, когда терпит лишения за свою леность, досадует тоже на других. Гневливый раздражается без причины, подозрительный боится призраков, создаваемых собственным воображением, завистливый снедается собственною завистию, плотоугодливый жалуется, что все ему не по вкусу, – и каждый из них досадует не на себя, а на других.

Между тем как, если бы они были свободны от страстей своих, были бы свободны и от всех огорчений и досад: кто озлобит вы, говорит св. апостол: аще благим подобницы будете? ( 1Пет. 3:13 ).

Потому-то, братие мои, и полезны нам эти малые, но постоянные искушения, что они выводят наружу сокровенные наши недуги, слабости, чтобы мы сами видели, что скрывается у нас в сердце.

Если бы у нас не было этих искушений, мы могли бы почитать себя почти ангелами и сами не подозревали бы, сколько зла таится у нас на сердце. Но когда огорчения проникают в нашу душу, когда неприятности житейские начинают, так сказать, пробовать наше сердце с разных сторон, то гнездящиеся в нем страсти обнаруживаются одна за другою, выползают, как змеи, из своего убежища.

Кто казался себе кротким, является гневливым и раздражительным. Кто почитал себя не завистливым, не тщеславным, не гордым, не сребролюбивым, не плотоугодливым у того обнаруживается зависть, возбуждается тщеславие, восстает гордость, рождается сребролюбие, развивается плотоугодие. Словом, открывается целое полчище страстей, которые воюют противу закона ума нашего и пленяют нас законом греховнем (ср. Рим. 7:23 ), которые ввергают нас ежечасно и ежеминутно в неисчислимые грехопадения – словом и делом, помышлением и желанием.

Не подумайте, братие мои, что эти вседневные и, так сказать, обыкновенные грехи наши – неважны, ибо и за всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово на суде Христовом ( Мф. 12:36 ). Самое множество их составляет уже такую тяжесть, которая неминуемо повлечет нас во дно адово; ибо в царствие Божие не входит ничтоже скверно ( Откр. 21:27 ).

Самая обыкновенность и беспрестанное повторение их в нашей жизни показывает, что самый корень нравственной жизни – сердце наше – нечисто и развращенно, а только чистии сердцем, тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Всякий грех, как бы ни казался он малым, наносит свою рану распятому за грехи наши Единородному Сыну Божию и делает грешника повинным в крови Его. Истинно велик тот, кто не побеждается этими, по-видимому, малыми искушениями, но сам побеждает их кротостию, терпением, великодушием; кто побеждает благим злое, воздает любовию за оскорбления, благотворением за обиды, благословением за огорчения, молитвою за озлобления.

Не легка, конечно, такая победа над собою: для сего нужно, как учит Сам Господь, отвергнуться себе (ср. Лк. 9:23 ; Мк. 8:34 ), т.е. естественной, но пристрастной и нечистой любви к самому себе, прирожденных всем нам греховных склонностей и стремлений, сродных нашему сердцу нечистых чувствований и влечений, нужно сокрушить и победить свое самолюбие, покорить совершенно и всецело свой разум и свою волю всесвятой воле Отца небесного и закону Христову; словом, надобно распять плоть свою со страстьми и похотьми, как говорит св апостол ( Гал. 5:24 ).

Такой подвиг, сопряженный с непрестанным противодействием собственным понятиям, склонностям и стремлениям, с непрестанными лишениями, скорбями и болезнями сердечными, не может не приводит в уныние и малодушие. Для сего-то и нужно обращать непрестанно взор свой на распятого за грехи наши Сына Божия, который сам прошел весь путь искушений человеческих, нам оставль образ, да последуем стопам Его ( 1Пет. 2:21 ), Тебя огорчают злоречием и осуждением? Но сколько злоречий и осуждений претерпел Господь наш Иисус Христос? Его, святейшего святых, называли ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников; о самых благотворных чудесах Его говорили: о вельзевуле, князь бесовстем, изгонит бесы ( Мф. 12:24 ). Тебя огорчают и оскорбляют словом или делом? Вспомни же, возлюбленный, сколько раз ты сам оскорбил Господа своими грехами, преогорчал любовь Его и благость своею неблагодарностью и противлением воле Его; а Он, милосердый и многомилостивый, доселе щадит тебя, долготерпит о тебе, с любовию ожидает твоего покаяния и готов простить тебе все прегрешения твои: не должно ли и нам простить своему брату всякое согрешение его пред нами? Тебя обижают, притесняют и преследуют? А сколько гонений, озлоблений и мучений претерпел за грехи твои Единородный Сын Божий? Нам ли грешным обижаться, раздражаться и гневаться на ближних наших, чем и как бы они ни огорчали нас, когда Сам Господь славы, распинаемый на кресте, молился за Своих распинателей?

Когда будем, таким образом, вооружив себя силою креста Христова, побеждать все искушения – великие и малые – кротостию и терпением, погашать любовию, непамятозлобием и молитвою все неприятности, огорчения и досады житейские, то и без особенных великих и тяжких испытаний пройдем путь жизни нашей со Христом и внидем, наконец, в радость Господа Своего.

Источник

Как правильно побороть искушение: 4 шага

что делать при искушениях. Смотреть фото что делать при искушениях. Смотреть картинку что делать при искушениях. Картинка про что делать при искушениях. Фото что делать при искушениях

Любое хорошее дело, а особенно желание вести добродетельную жизнь, следовать заповедям Христовым, всегда сопровождается искушениями.

Но не каждый осознает, что все прельщения, сопровождающие добрые дела либо намерения, в обязательном порядке нужно распознать, вычислить как шпиона или диверсанта. При правильном отношении к посылаемым искушениям мы с большим умением сможем побеждать их, не впадая при этом в крайние состояния. Как следует бороться с искушениями, советует митрополит Антоний (Паканич).

Первый шаг

Первый шаг – это преодоление маловерия и отчаяния.

Каждый вникающий в духовную жизнь заметит, что в самом начале пути к добродетели многие останавливаются именно из-за маловерия и отчаяния.

Это связано с тем, что подлинная духовная жизнь требует от человека преданности воле Божией, доверия Творцу, вручения своей жизни в Его руки.

Мы подчас, собираясь отправиться в этот важный духовный путь, по своему греховному состоянию надеемся на самих себя, но при этом ощущаем недостаток веры и духовного усердия. И тогда мы впадаем в отчаяние. Каждый из нас говорит: «Я не могу, у меня нет сил, да и зачем мне это нужно?»

Если же мы проходим первый круг искушений, побеждаем маловерие и отчаяние, то не сходим с дистанции, а продолжаем двигаться далее по пути спасения.

Пусть наши шаги будут неуверенными и нечеткими, возможно, мы начнем где-то петлять, но все же сможем продвикаться в спасительном направлении.

Второй шаг

Очередные искушения, которые неизбежно настигают нас после преодоления первых, – это нерадение, уклонение и теплохладность.

Человек начинает думать: «Другие люди живут не так, не по заповедям Божиим, но при этом им все равно хорошо, у них и успех, и достаток».

Такое состояние самооправдания подобно болоту, которое затягивает нас в грех и безразличие все больше и больше.

Мы сравниваем себя с другими людьми, которые, по нашему мнению, хуже нас, грешнее нас, и вследствие этого перестаем трудиться над собой.

Мы не должны соотносить свою жизнь, подобно евангельскому фарисею, с жизнью тех, кто якобы живет хуже нас, кто грешнее нас. Нам следует соразмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом Спасителем, подражать им, их вере, их святости.

Нам нужно не казаться христианами, а быть ними, ведь истинное христианство не в имени, но в нашей жизни.

Каждого, кто преодолеет это искушение, поджидает следующее испытание.

Третий шаг

Мы вроде уже успешно боремся со своими грехами и страстями. Но, думая так, подвергаемся очередному соблазну диавола, сильному и коварному – испытанию гордостью и, как следствие, безрассудностью.

Любование самим собой – это признак того, что человек потерял рассудок. Он сосредоточен исключительно на себе, остальные его не интересуют. Такие люди делят мир на две части: я и другие. Самомнение всегда пагубно. Даже одна мысль о том, что мы хоть чуточку лучше других, говорит о духовной прелести, сигнализирует о движении в неправильном направлении.

Человеку, находящемуся в духовной прелести, ближний не нужен, даже если он кровный родственник. Впавший в искушение считает себя самодостаточным, ведь что ему могут дать другие, менее достойные люди? Еще немного – и гордецу не понадобится Сам Бог.

Только любя ближнего и смиряясь пред Богом, человек может увидеть Его в своей жизни, рассчитывать на Его милосердие. Рождественский пост – самое подходящее время для совершенствования себя в указанных добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, – это лучшее лекарство против греха.

Но нас подстерегает еще одно искушение.

Четвертый шаг

При самосовершенствовании каждому следует опасаться тщеславия.

Если мы в конце поста подумаем, что достигли каких-нибудь духовных высот, стали праведнее, лучше, хорошо постились, сразу же подвергнем себя падению. Это значит: пост прошел не просто зря, но даже причинил вред нам. Ведь в итоге мы не приблизились к Богу, а еще больше отдалились от Него.

Мы только встали на пусть спасения, но уже знаем правильные ориентиры, куда нужно идти и что нужно делать. И поэтому мы должны без самосожаления и фанатизма, шаг за шагом идти по дороге нашего духовного возрождения, чтобы в итоге достичь не притворных, а настоящих, истинных слез умиления и единения со своим Творцом.

Источник

Оптина Пустынь

что делать при искушениях. Смотреть фото что делать при искушениях. Смотреть картинку что делать при искушениях. Картинка про что делать при искушениях. Фото что делать при искушениях

что делать при искушениях. Смотреть фото что делать при искушениях. Смотреть картинку что делать при искушениях. Картинка про что делать при искушениях. Фото что делать при искушениях

Толкования
Священного
Писания

что делать при искушениях. Смотреть фото что делать при искушениях. Смотреть картинку что делать при искушениях. Картинка про что делать при искушениях. Фото что делать при искушенияхчто делать при искушениях. Смотреть фото что делать при искушениях. Смотреть картинку что делать при искушениях. Картинка про что делать при искушениях. Фото что делать при искушениях

По­тер­пи, и при­дет в свое вре­мя Уте­ши­тель. Гос­подь ска­зал: В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). Где не смо­жешь и не доз­во­ля­ет здо­ровье, там сми­рись и уп­ро­си крот­ко, и глав­ное – по­тер­пи. А че­го не стер­пишь, уко­ри се­бя и про­си у Бо­га по­мо­щи.

Са­мое на­деж­ное спа­се­ние од­но – тер­петь все, что Бог пош­лет: доб­рое и злое.

На­до тер­петь не толь­ко пос­ти­га­ю­щие скор­би, но и се­бя тер­петь на­до.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470).

что делать при искушениях. Смотреть фото что делать при искушениях. Смотреть картинку что делать при искушениях. Картинка про что делать при искушениях. Фото что делать при искушениях

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Издание книг

Если за чашу студеной воды не лишается человек от Господа мзды, то кольми паче вы, за участие свое в добром деле этом, удостоитесь многой милости Божией, ибо чтение отческих книг есть питие, не тленное, а живое, вразум­ляющее и спасающее человека (преп. Антоний).

Хоть и удостоил Господь чрез нашу обитель быть вы­ходу в свет трудов блаженного старца Паисия, переве­денных им отеческих душеполезных книг, но мы не смеем этого приписывать себе, а вам известно, кто и каким обра­зом споборствует в сем деле, а мы только служим малым орудийцем к сему. И самое надписание: Издание Оптиной Пустыни приводит в стыд и страх, а особо когда по­смотришь на свою душевную скудость, а другие мнят нас быти нечто, взирая на издание (преп. Макарий).

Не хлопочи о ризе, я передумал, решил, что лучше те­перь не делать ризу на Калужскую икону Божией Матери. Первое — у нас денег мало. Второе — вспомнил я слова покойного митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон. Поэтому я решил для Калужской иконы Божией Матери вместо ризы сделать киоту, чтобы икона была виднее и чтобы было удобнее к ней прикладываться. О заказе же ризы, повторяю, отложи всякое попечение, — разве кто поусердствует сделать (преп. Амвросий).

Я вижу, что тебя уже встретили неприятности со сторо­ны неблагоприятствующих выходцев. Можно об них ска­зать: «изыдоша от нас, но не беша от нас». Уверен, что ты находишься в Училище веры и, проходя должность казначея, имел потрясения ко искушению, однако все они прошли, а при тебе оставлен искус обучения Промыслом и смотрением Божиим, и теперь попущается оным враждую­щим восставать на тебя, также по искушению и обучению в терпении, простоте, незлобии и смирении, которым добро­детелям и сам ты братию свою должен поучать, а ведь должно творить и учить, но успевают они только то, что от Бога будет попущено (преп. Моисей).

Изящные произведения искусства услаждают не од­ною красотой внешней формы, но особенно — красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцательною, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости дру­гой области, из области духа. Дух, Бога ведущий, естествен­но постигает красоту Божию и ею единою ищет насла­диться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, предначертания ее сокровенно нося в себе, опреде­ленно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых часть отразит ее, как она представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и оду­хотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевный телесный быт или те же полезные веши, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не краси­вости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда ма­нит ее своим воздействием дух (преп. Варсонофий),

Некоторые говорят, что науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эс­тетическое наслаждение. Но это неправда. Под влиянием искусства: музыки, пения и т. д., человек, действительно, испытывает наслаждение, но оно бессильно переродить его (преп. Варсонофий).

Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, до­шедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали (преп. Варсонофий).

. У художников в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиоз­ного мистицизма (преп. Варсонофий).

При начале призвания к жизни духовной Господь посе­щает благодатью Своею и различными утешениями, но по­сле отнимает оные и ввергает в огнь многообразных ис­кушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо, (преп. Макарий).

Всякому нужен огнь искушений к испытанию и науче­нию в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обуче­нию, а другому еще не пришло время (преп. Макарий).

. Считаю за нужное напомнить вам, чтоб вы не стра­шились искушений, какие будет угодно Богу послать вам к познанию и уведению своей немощи и к смирению. Я по­мню, как вы говорили, что боитесь искушений, а без иску­шения и спасение не совершается: «муж не искушен — не искусен», и «всякому делу благому или предыдет, или после­дует искушение», а без того и дело твердо быть не может. Я вам давал читать малую книжицу к новопоступившему монаху; вы там видели, что нужны искушения, и когда оные обыдут вас, то не смущайтесь, аще и тысячу язв на день приймете; кто не имеет искушений, тот лишается и даро­ваний духовных (преп. Макарий).

Ты все немоществуешь телесно, да и душевно не хва­лишься, и говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает, а я скажу напротив — бывает, но вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего: всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, пре­зрение и тому подобное есть торг, а стечение многих тако­вых случаев — ярмарка, торговать и получать на оной выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от сего душев­ное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время сие, и остаются не только без приоб­ретения, но даже и с убытком. (преп. Макарий).

В часы посещения тебя душевною скорбью ты малодушествуешь. О сем сердечно сожалею! Неужели не волен Господь искусить любовь и веру нашу к Нему отнятием утешений и посланием тяготы и мрака, чтобы мы и в сем состоянии пребыли тверды в вере и надежде к Нему; по мере терпения и смирения нашего множится и любовь к Нему. Скажи себе: «аще благая восприяхом от руки Гос­подни, злых ли не стерпим?» (Иов. 2, 10). Вспомни слова пророка Давида: «аз рех во обилии моем: не подвижуся» (Пс. 29, 7), может быть, и ты думала навсегда пребыть в обилии, хотя не высоких дарований, но по крайней мере спокойствия, может быть и мнимого, однако ж он далее говорит: «отвратил же еси лице Твое, и бых смущен» (Пс. 29, 8). Кажется, с тобою то же случилось. Но он не возмалодушествовал, а к Богу помолился, и услышан был. Так и ты не малодушествуй, и узришь мрак оный и мглу, прогнан­ную светом Божия милосердия (преп. Макарий).

Искус же во всем предлежит, а без оного и не позна­ешь себя, и не обучишься духовной брани. Помни, что вся­кая благая мысль есть от благодати, и напротив, всякий лукавый помысл ко искусу и искушению попускаем бывает. Но ты еще младенчественна в понятии сего, посему о всем должна иметь откровение к Матери и не доверять своему разуму, попирать свою волю, иметь самоукорение и дости­гать смирения и любви. (преп. Макарий).

Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушения приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин: «смире­ние есть порождение разума, а разум есть порождение ис­кушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на оные. (преп. Макарий).

. Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодуше­ствовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а ма­лодушие и ропот умножают и отягощают оные (преп. Макарий).

. Бог выше меры не пошлет искушения, и когда посы­лает оное, то точно на пользу душ наших сие творит. А мы, часто сего не разумея, малодушествуем и думаем, что когда бы сего не было, то могли бы больше благоугождать Богу, но сим обольщаемся ложно. Ибо когда мы, делая что благо, думаем, что благоугождаем, то обольщаемся сим мнением и паче Бога прогневляем, а случается, что, при всех наших усилиях благоугодить Богу, отъемлются от нас силы по вышеписаной причине, или болезнью посещает нас Господь, или попускает умножаться немощам нашим душевным, да не будем надеющеся на себя, но на Бога, а это очень часто случается, что мы недугуем или мнением о своих исправле­ниях, или нерадением. Сии две противоположенности хотя и. вредны, но из последней скорей можно изыти, пришед в чувство, и, сокрушаясь о грехах своих и смиряя себя, удосто­иться милости Божией, а обольщенный своим мнением по­мрачается и ослепляется душевными очами и не скоро мо­жет обратиться к смирению и покаянию, разве особенною милостью Божиею попустится впасть во искушение (преп. Макарий).

. Да не превознесешься, приемля благие утешения от Премилосердого Господа, о коих ты нередко ко мне пишешь, и. что ты благодарила Бога, удостоившего тебя быть в обители и наслаждаться духовным наслаждением, ни с чем не сравняемым. То, видно, хотя тонко, но возвысилась умом о себе, вот и попустилось тебе такое искушение (преп. Макарий).

. Дарования без искушений весьма опасны; враг может обольстить святынею, а искушения смирят. Буди же воля Господня. Искушений устрашаться не должно, и не наскаки­вать на них, а какие пошлет Бог, принимать с благодарени­ем; в кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения (преп. Макарий).

..И в искушениях твоих прибегай к самоукорению и смиренной молитве: «буди, — по слову святого Исаака, — в молитве твоей, яко мравий и якоже гадове земний» (Слово 49 ), и верую, что Господь не уничижит сокрушенного сердца твоего, но пошлет благодать Свою в помощь и облегчит тебе брани, попускаемые Промыслом Его к нашему научению (преп. Макарий).

. Вперед, что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению; чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению. (преп. Макарий).

. Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прий­ти в познание своих немощей и в смирение, аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немо­щами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возму­щающих вас случаях — и следа не было смирения, но все одно оправдание (преп. Макарий).

. Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, — слава Богу! но после встрети­лись болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющим нам смирение (преп. Макарий).

Для тебя товарищество нужно, но и тут в течение времени могут встречаться искушения, потому что оно и нужно, чтобы чрез сообращение ближних познать свою не­мощь и смириться, а смирение для нас очень нужно, ибо оно помогает и тем, кои борются с домашним врагом, и когда побеждаются от него, то явно, что предварила гор­дость, впрочем, брань сия, так как естественная, то и необ­ходима. (преп. Макарий).

Юная подвижница! Не унывай, когда бывают тебе ка­кие потрясения: это необходимо в обучении духовной жиз­ни; старайся находить в себе вину и не обвиняй никого из ближних твоих (преп. Макарий).

Вы желали бы знать, чего ради попущено быть столь тяжкому искушению, но я вам уже писал, что судьбы Божии и Ангелам Его неведомы, кольми паче нам, человекам грешным, т. е. за грехи ли соделанные искушение оное случилось, или в предохранение от грехов будущих, или яко злато, тако искуси вас Бог, да соделает вас достойных Себе. Вы знаете, кажется, историю праведного и многострадального Иова, который в кратком часе времени сколько претерпел ужасных пыток не за грехи и за все оное бла­гословлял Бога, и, успокаивая себя, говорил: «аще благая от руки Господней прияхом, то злых не претерпим ли?» (Ср.: Иов. 2, 10). А как праведник сей, в чем сам много искушен был, то получил от Господа Бога велию благо­дать и искушаемым помогать, то посему и советую вам обратиться к нему с усердным молением и смиренно про­сить его молитвенного ходатайства пред Богом о избав­лении вас от искушений и бед, и уповаю, что ради его святых и всесильных молитв обрадует вас Господь милостью Своею (преп. Антоний).

Недоумеваешь, отчего произошло с тобой такое страш­ное искушение? Писание говорит: «аще принял ecи запо­ведь, жди от нея искушения» (Ср.: Сир. 2, 1), и святые отцы пишут, что добрым делам предыдет или последует искушение, даже и в молитве это бывает: «аще помолишься якоже подобает — жди от нея якоже не подобает». А эта хула случилась с тобой оттого, что ты больно при­няла к сердцу: он не только что на старца хулит, но и на Святую Троицу и на все таинства хулит, тем только и освобождаются от этих его козней, что не внимают им. А главное, что было причиною твоего искушения — это зависть бесовская, чтобы отбить от старческого пути, ко­торый тяжельше ему всех добродетелей. — Не смущайся этим искушением, оно все пройдет. Бог да простит и разре­шит тебя во всех мысленных твоих искушениях. (преп. Иларион).

Вы пишете о приходящем вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, истинно так, искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из оных мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благо­душествуем, когда получаем благое, а когда оное отъемлется, упадаем духом. Но да поможет вам Господь смирен­ным духом и благодарным сердцем принимать от Господа посещения, а Он силен и паки восставить ваше по­ложение и привести в порядок торговые ваши дела (преп. Лев).

. Эти годы — это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т. е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если сми­ришься и сознаешь свою немощь — все твои искушения всею цепью отлетят от тебя (преп. Анатолий).

Когда усердно молишься, то так и смотри, что иску­шение будет. Это и со всеми случается (преп. Амвросий).

. Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что Бог призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби (преп. Лев).

. Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (Ин. 15, 20). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помо­щью благодати Божией, внешним же врагам — прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравне­нию с одной минутой их все земные радости — ничто (преп. Варсонофий).

Тебя беспокоят искушения бесовские. Без этого не­льзя. Кто не терпит искушений от сестер, тот должен терпеть от бесов. Прочти об этом у Лествичника (преп. Анатолий).

Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин, и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений. » Пото­му и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красо­тами драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысячекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся. (преп. Анатолий).

Жалуешься на искушения и думаешь, что не поверю, как тяжко тебе бороться со страстями. Верю, матушка Н., верю. Хоть тебе уже и 23 года, а искушения все еще не оставляют — конечно, неприятно! А я вот, матушка, в мо­настыре 23 года и все-таки работаю под игом фараона. Что же — и кричать: караул! Нет, родная, этим ничего не возьмешь. А укорим себя, как умудрился грешник мытарь, который изыде из храма оправдан паче праведного фари­сея. Впрочем, все грехи твои — грехи послушницы, а по­слушница приходит учиться жизни духовной, что же уди­вительного, если и ошибается (преп. Анатолий).

Смиримся, попросим у Бога помощи. Он может искушаемым помочь, ибо и Сам искушен был (преп. Анатолий).

Тяжесть какую чувствуешь в церкви, иногда попускается и святым. А мы с тобою пока еще не святы. Потерпи. Укори себя — и будет с тебя (преп. Анатолий).

. При полном здоровье, особенно молодым, какая и ка­кая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато (преп. Амвросий).

Что тебе тяжело стало жить, не печалуйся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море стра­стей без волнений и страха ежечасно угрожающей поги­бели. Но это все временное: стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютного, тихого, вечно зеле­неющего островка. Только потерпеть надо! (преп. Анато­лий).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *