что делать при автоподставе
Как выйти из автоподставы на дорогах, полезные советы
Наверняка многие автолюбители не раз слышали о существующих на дорогах нашей страны автоподставах – ситуациях, при которых злоумышленники провоцируют дорожно-транспортное происшествие, после чего вину за него пытаются взвалить на своего оппонента – другого участника ДТП, пытаясь получить от него определенную (чаще всего, достаточно солидную) сумму в качестве компенсации за понесенные «убытки».
Многие слышали, а некоторые, возможно, сами попадали в подобные не совсем приятные ситуации.
Как противостоять злоумышленникам? Как выйти из автоподставы, не заплатив мошенникам ни копейки?
Рассмотрим несколько наиболее часто используемых мошенниками схемы и попытаемся найти варианты возможного выхода из каждой ситуации.
Вы подъехали к перекрестку и намерены повернуть в правую сторону. На той дороге, куда вы будете поворачивать, недалеко от перекрестка, на правой стороне проезжей части стоит иномарка.
Вы включили сигнал правого поворота и приготовились выполнить маневр.
В это время водитель иномарки включает левый поворот и пытается начать движение.
Однако он вовремя замечает вас, после чего останавливается и предлагает вам проехать первому.
Вы проезжаете, восторгаясь галантностью другого участника движения.
Он же, в свою очередь, начинает двигаться и слегка касается вашего автомобиля своим заранее разбитым крылом. ДТП, разбирательство, вымогание денег.
Ваш автомобиль едет по трассе с разделенными потоками движения, в ее левом ряду.
Вдруг, сзади возникает мощный джип, водитель которого явно куда-то торопится и постоянно вам сигналит, требуя уступить дорогу.
Вы вежливый водитель, а потому уступаете левую полосу, перестраиваясь вправо.
Однако вы не успели заметить, что в это же самое время, по полосе, в которую вы собираетесь попасть, движется старенькая иномарка.
Более того, вам невозможно было ее увидеть, так как она «случайно» попала в пределы мертвой зоны обзора ваших зеркал заднего вида.
Как только вы начали движение влево, водитель иномарки прибавляет скорость и подставляет вам для «удара» заранее разбитый левый бок.
ДТП, разбирательство, вымогание денег.
Передвигаясь по городу, вы неожиданно слышите стук удара по кузову вашего авто с одной из сторон. После этого, вы замечаете отчаянное мигание фарами и навязчивые звуковые сигналы с призывом немедленно остановиться.
После остановки к вам подбегают парни спортивного телосложения, обвиняют вас в аварии и демонстрируют повреждения своего кузова и царапины на боку вашего авто.
Как так получилось? Ведь вы же никого не могли зацепить. Все просто.
При движении мошенники подъезжают к вашей машине достаточно близко, после чего бросают в корпус вашего авто пластиковую бутылку с песком.
Бутылка ударяется об ваше авто и летит дальше, создавая громкий шум.
Затем, после вашей остановки, пока вымогатели демонстрируют вам повреждения своего автомобиля, их напарник наждачной бумагой натирает на кузове вашего авто красноречивые полосы.
ДТП, разбирательство, вымогание денег.
Как не стать жертвой автоподставы
Прежде всего, передвигаться на автомобиле нужно только с соблюдением всех требований правил дорожного движения.
В этом случае злоумышленникам будет очень непросто обвинить вас в чем-то.
При необходимости перестроения из ряда в ряд, маневр нужно выполнять максимально аккуратно, предварительно убедившись в отсутствии других участников движения.
При выполнении маневра, который может создать помехи для иных участников движения, необходимо дождаться момента, когда вы никому не будете мешать и только после этого нужно продолжить свой путь.
При этом, не следует принимать во внимание разрешающую жестикуляцию водителей.
При появлении в поле зрения вашей видимости старых помятых автомобилей проявляйте максимум внимания, а лучше вообще отъехать от них подальше.
Купите и установите на своем автомобиле видеорегистратор. Он позволит вам доказать свою правоту и сделает для мошенников вашу машину непривлекательной.
Наиболее эффективны девайсы с четырехсторонним обзором, но они и самые дорогие.
Как выйти из автоподставы
В том случае, если вы все же стали жертвой автоподставы, выполните одно из описанных ниже действий или несколько этих действий в комплексе.
Не покидая пределов собственного автомобиля, включите «аварийку».
Закройте на замки все двери и вызовите по телефону работников ГИБДД.
В ходе разговора с сотрудниками компетентных органов назовите им номер и марку машины злоумышленников. Не забудьте вызвать сотрудника страховой компании.
Независимо от возможных призывов, не убирайте свое авто в сторону даже в том случае, когда за вашей машиной возникла продолжительная пробка.
В противном случае, ваши действия могут быть расценены, как попытка побега с места происшествия. А это грозит уголовным преследованием.
И самое главное в разговоре с преступниками (по другому их не назовешь) ведите себя уверенно, всеми своими действиями показывайте, что контролируете ситуацию и вам все равно, что говорят оппоненты.
Как не стать жертвой автоподставщиков
Автоподставы, казалось, ушли в прошлое, но представители криминального мира все еще используют в своем арсенале. Объясняется это, по мнению многих автолюбителей, изменениями в ПДД. С недавних пор, как известно, в случае если ущерб незначительный, и стороны договорились самостоятельно, то они могут не обращаться ни в ГИБДД, ни в страховую. Этим и пользуются злоумышленники, стремясь запугать жертву и убедить ее не вызывать Госавтоинспекцию. С увеличением числа автоподстав столкнулись пока Москва и Санкт-Петербург, однако не исключено, что данная «болезнь» быстро начнет распространяться по всей стране. Ниже приведено несколько советов, которые помогут не стать жертвой автоподставщиков.
Схем, по которым действуют преступники достаточно много. Рассмотрим несколько наиболее распространенных. Например, вы стоите на перекрестке, и собираетесь повернуть направо. Сразу после начала данного маневра трогается припаркованный невдалеке справа автомобиль. Затем якобы заметив вас в последний момент, его водитель резко останавливается и начинает подавать знаки, что пропускает вас. Если купитесь на притворную доброжелательность и повернете, машина злоумышленника тут же тронется и аккуратно притрется своим, заранее ударенным крылом, к вашему кузову.
Рассмотрим другую ситуацию. Вы едете по скоростной трассе, в левом ряду. Сзади вас нагоняет другое авто и начинает сигналить, требуя уступить дорогу. Если начнете перестраиваться, из «мертвой зоны» внезапно вынырнет старенькая потрёпанная машина, которой вы въедете в опять же заранее помятый бок.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, во-первых, не нарушайте ПДД, тогда вы будете наверняка уверены в своей правоте. Перед перестроением в соседнюю полосу несколько раз убедитесь, что в «мертвой зоне» нет другого авто. Это золотое правило рассказывают всем начинающим водителям, но многие поднабравшись опыта напрасно им пренебрегают.
В качестве жертв автоподставщики, как правило, выбирают начинающих водителей. Определить наличие или отсутствие опыта они могут достаточно быстро по поведению авто на дороге. В зоне особого риска молодые мужчины интеллигентного вида и женщины с маленькими детьми. Главное на что рассчитывают автоподставщики это наглость и напор. Их цель запугать человека до такой степени, чтобы он не звонил родным или в Госавтоинспекцию, а максимально быстро отдал требуемую сумму.
Если избежать ДТП все же не удалось, включите аварийную сигнализацию, запритесь в автомобиле и вызывайте экипаж ГИБДД. Обязательно укажите марку машины автоподставщиков и ее номера. Затем позвоните представителю страховой компании. Не лишним будет вызвать, кого ни будь из близких, при моральной поддержке преступникам будет сложнее на вас давить.
Ни в коем случае не убирайте автомобиль с места аварии до приезда инспекторов ГИБДД, даже если за вами образовалась гигантская пробка. Установите в автомобиле видеорегистратор, полученная с него видеозапись поможет доказать свою невиновность.
Пресс-служба УМВД России по Тюменской области
Что делать, если я стал жертвой автоподставы. Инструкция
С мошенниками, жаждущими завладеть вашими деньгами, можно столкнуться в самых разных местах, в том числе и на дороге. Ежедневно сотни автомобилистов в России попадают в так называемые автоподставы, когда аферисты инициируют или разыгрывают ДТП и пытаются вас заставить откупиться на месте, без ГАИ. Попасться на такой развод может не только новичок, но и водитель с солидным стажем вождения: классические схемы «автомобильных разводов» срабатывают до сих пор. Ruposters рассказывает, какими схемами чаще всего пользуются мошенники и что делать, если вы стали жертвой дорожной аферы.
Виды автоподстав
1) Разбитое зеркало
Человек едет на своем авто и слышит щелчок или какой-то другой непонятный звук (мошенник может бросить в машину пластиковой бутылкой или выстрелить пластиковой пулькой ). Как только жертва затормозит, чтобы разобраться, из машины сзади выходит мошенник и говорит, что водитель снес или повредил ему зеркало. Если подойти проверить, зеркало действительно будет разбито или сильно повреждено. А мошенник попросит решить ситуацию без участия ГИБДД, просто оплатив ему стоимость якобы поврежденного зеркала.
2) Порча дорогого имущества
Фото: zr.ru
3) Сбитый пешеход
4) Автоподстава на парковке
Фото: kp.ru
5) Блокировка колес и кража номера
Чего нельзя делать при автоподставах
Что делать, если вы распознали автоподставу
Сразу же нужно позвонить в ГИБДД, чтобы сотрудники приехали и запротоколировали инцидент. В случае автоподставы со сбитым пешеходом вызывайте медиков. Съемка всего происходящего на телефон тоже будет очень полезна: в случае откровенного вымогательства это будет веским доказательством для сотрудников полиции. У вас в автомобиле есть регистратор? Скажите об этом «потерпевшим» — в большинстве случаев мошенников как ветром сдует, никто не хочет, чтобы его аферу раскрыли. Если «пострадавший» покинул место происшествия, все равно нужно дождаться сотрудников ГИБДД и описать им ситуацию. Если вы запомнили номер автомобиля или сфотографировали его, сообщите эту информацию тоже. За доказанный эпизод мошенничества аферисты могут быть привлечены к ответственности как минимум по ст. 163 УК РФ (вымогательство).
Что делать, если мошенники угрожают/применяют силу
Лучше всего не выходить из автомобиля, заблокировать все двери и срочно вызвать сотрудников правоохранительных органов. В одиночку противостоять опытным аферистам очень сложно, тем более если вы хрупкая женщина, неопытный водитель-новичок или пенсионер. Хорошо, если у вас есть друзья, которые приедут на место происшествия, чтобы поддержать вас. Так у мошенников будет меньше шансов вас запугать и сбить с толку агрессивными действиями.
Фото: Александр Ратников
Как обезопасить себя от автоподстав
Наличие в машине видеорегистратора поможет в спорных ситуациях. Лучше всего, если модель будет с двумя камерами — передней и задней. Не забывайте, что мошенники необязательно могут вымогать у вас деньги — воровство из салона автомобиля тоже не редкость. Блокируйте двери каждый раз, когда выходите из авто даже на небольшое время.
Чтобы снизить риск похищения госномеров и блокировки колес вашей машины, старайтесь парковать ее в людном освещенном месте, а лучше всего на охраняемой парковке.
Что делать в случае автоподставы?
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Автоподставы могут быть разные, но их объединяет одно: фактически водитель не виноват, но юридически в его виновности у органов власти не возникает сомнений, говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Чермен Кассохов. Последствия, по его словам, всегда выглядят так: все формальные признаки говорят о виновности (характер повреждений, место удара и т. п.), а доказать обратное водитель не может.
«Основные ошибки всех водителей во всех случаях — это невнимательность и отсутствие регистратора. Когда есть регистратор, проще доказать, что впереди вас резко затормозили, либо то, что сбоку намеренно начали резкое перестроение и вынудили свернуть в сторону автомобиля, который едет рядом, и т. п.
Если произошла автоподстава, действуют обычные правила оформления ДТП. Это означает, что ни в коем случае нельзя покидать место ДТП, необходимо включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. Вызываем сотрудников ГИБДД, сохраняем запись видеорегистратора, если его нет, то ищем свидетелей происшествия — свои пассажиры тоже подойдут. Далее вместе со свидетелями пишем объяснения и прикладываем запись регистратора при наличии.
При вынесении решения сотрудником ГИБДД не в пользу клиента закон предусматривает совершенно бесплатную процедуру обжалования. Можно написать жалобу вышестоящему должностному лицу, можно направить жалобу в суд. Можно написать заявление в полицию о мошенничестве со стороны другого участника ДТП. Я бы советовал подавать жалобу в суд с одновременной подачей заявления о преступлении.
Рекомендовал бы в них ходатайствовать о назначении экспертиз, которые в рамках КоАП и УПК проводятся из бюджетных средств. Или самостоятельно инициировать проведение экспертиз вне рамок проверок, и если такие экспертизы подтвердят, что ДТП является результатом провокации или, например, что характер повреждений не подтверждает факта повреждений, то можно подать иск в суд о компенсации всех убытков, в том числе связанных с защитой своей позиции. Шансы — 50/50. Нужно изучать каждое дело в отдельности», — отмечает Чермен Кассохов.
Автоподставы и автоподставщики
Что это такое и как с этим бороться
В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.
Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.
Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.
Это не исчерпывающий список разводов
Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.
Что такое автоподстава
Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:
Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.
Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.
До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.
В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.
Как победить выгорание
Что говорит закон
В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.
При ущербе больше 2500 Р автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 Р или лишения свободы до 2 лет.
Кто такие автоподставщики
В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.
Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.
Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.
Жертвы автоподставщиков
В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.
Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.
Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.
Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.
Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.
Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.
Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.
Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.
И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.
Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.
Разберемся со всеми схемами детально.
Оставление места ДТП
Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:
Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.
Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.
Как быть, если вам поцарапали машину
Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.
Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.
А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.
Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.
Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.
Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.
Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.
Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.
Наезд на человека
В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.
Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.
Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.
Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.
Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.
С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.
В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.
Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 Р либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.
Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 Р либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.
Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.
Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.
Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 Р штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.
Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.
Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.
Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.
В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.
Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.
ДТП на перекрестке или на выездах с парковок
Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.
Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.
Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.
Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.
Повреждение имущества
Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.
Дальше возможны два варианта событий.
Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.
Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.
Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.
Что делать, если подставили
С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:
Аргументы автоподставщиков
Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.