что делать после епитимии
Восстановление после COVID-19. Врачи о том, что нужно знать каждому
В издательском доме «Аргументы и Факты» прошел круглый стол на тему. «Восстановление после COVID-19. Как минимизировать последствия болезни и провести грамотную реабилитацию?». В нем приняли участие медики разных специализаций.
Эксперты поговорили о том, что COVID-19 вызывает много осложнений. Даже когда болезнь отступила, требуется продолжить лечение. Не все последствия изучены, но установлено точно: бесследно это заболевание не проходит. Практически каждому нужна реабилитация после COVID-19. Вне зависимости от того, в какой форме протекала сама болезнь, почти каждый пациент жалуется на бессонницу, постоянную слабость, нарушение памяти и концентрации внимания, скачки давления, одышку, падение зрения и многое другое. А тяжелое течение COVID-19 может привести к тромбозам, инсульту, инфаркту, фиброзу легких.
«Не стоит драматизировать»
Почему при COVID-19 поражаются легкие? И какие другие осложнения есть?
«Далеко не каждая инфекция заканчивается поражением легких. Реабилитацию нужно начинать в стационаре. Не стоит драматизировать – последствия болезни рано или поздно исчезают. Может сохраняться отдышка и сухой кашель. Фиброз легких развивается редко. Помочь мы можем разными методами, в основном симптоматически. Например, есть отделение мокроты, кашель или отдышка. Врач разбирается, что это за отдышка. Эффективны при этом дыхательные тренажеры. Мы используем пранаяму – технику глубокого дыхания», – рассказал главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России по ЦФО, доктор медицинских наук, профессор Андрей Малявин.
Не следует прибегать к экзотическим методам, объясняют врачи. Также не все дыхательные тренажеры, которые продаются в аптеках или в интернете по-настоящему полезны.
Как протекает восстановлении организма после ковида у пожилых людей? На какие возможные последствия инфекции стоит обратить внимание?
«Есть пациенты, которые и так уже имели различные проблемы со здоровьем. Когда такая группа пациентов сталкивается с вирусом, у них происходит сильное травмирование здоровья. Чаще всего жалобы пациентов связаны с возрастными изменениями, и после попадания в организм инфекции они резки усиливаются. Когнитивные изменения выходят на первых план. У некоторых пациентов развивается деменция. Я бы посоветовала всем, у кого диагностировались различные когнитивные нарушения, обратиться к узкому специалисту, чтобы проверить и пересмотреть степень выраженности заболевания. После перенесенного заболевания при правильном ведении пациента можно вернуть к предыдущему состоянию. Бывает, что симптомы проходят даже без лечения, в конечном счете могут возникнуть осложнения. Единственное, что я могу посоветовать абсолютно всем – это нелекарственная терапия, к которой относится физическая активность. Это действительно очень хорошо помогает. К тому же физическая активность отлично влияет на функции головного мозга. Даже если человек просто гуляет около часа в день, это улучшает его когнитивные функции», – пояснила заведующая лабораторией нейрогериатрии и когнитивных нарушений по разделу «Наука», ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» Минздрава России Элен Мхитарян.
Дело психики
Насколько тяжело страдает нервная система? Вызывает ли COVID-19 когнитивные расстройства и можно ли вернуть умственную работоспособность после болезни?
«Многие пациенты имеют нарушение периферической нервной системы – нарушение обоняния и вкуса. Другие – имеют снижение когнитивных функций: нарушение концентрации внимания, психоматорики. Иной раз, такие нарушение могут возникнуть через две недели и месяц после выздоровления», – отметила заведующая кафедрой нервных болезней и нейрореабилитации Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, профессор, Евгения Екушева.
Это заболевание заставило относиться людей серьезно к своему здоровью именно с профилактических позиций. Нужно внимательно относиться, к тому, какой образ жизни ведет человек. Многие халатно относились к своему здоровью, как выяснялось позже.
Врач отмечает, что нет препаратов, которые могут вылечить когнитивные нарушения одной таблеткой. Доктор может лишь рекомендовать разные препараты, то есть предлагать комплексный подход к проблеме.
Как сохранить психическое здоровье?
«В начале первой волны эксперты в области психического здоровья говорили о том, что психическое здоровье должно стать одним из приоритетов. Также говорилось, что у населения замечается рост психических нарушений. Говоря простым языком, возникают тревога или депрессия. В группе риска пациенты, не болевшие COVID-19, и пожилые люди. Исследования доказали, что социальная изоляция для пациентов с деменцией является условием для прогрессирования заболевания. Также на основе исследований сделан вывод, что социальная изоляция у детей и подростков повышает развитие депрессии спустя девять лет. В ближайшие годы мы столкнемся с тем, что у молодого поколения будут чаще встречаться психические расстройства», – рассказала руководитель курса «Психиатрия и психотерапия» кафедры семейной медицины с курсами клинической лабораторной диагностики, психиатрии и психотерапии Мария Самушина.
Какие меры нужно принимать для предотвращения болезни?
«Стоит применять контактную профилактику, в случае, если в ближайшем окружении есть заболевшие. Действительно, лекарственных препаратов сейчас, с одной стороны, много. С другой – ситуация настолько остро развивается, что препаратов целевого назначения, которые отвечают за борьбу с этим заболеванием, не находится. Тяжелое течение заболевания мы по-прежнему наблюдаем у пациентов, которые имеют сопутствующие заболевания. Тяжелый фактор – пациенты, страдающие ишемической болезнью сердца, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Таким пациентам нужно обратиться к лечащему врачу для поддержания организма и профилактики», – напомнила главный внештатный специалист-клинический фармаколог ДЗ г. Москвы, заместитель директора центра клинической фармакологии Научного центра экспертизы средств медицинского применения Минздрава России Марина Журавлева.
Также эксперт указала, что наиболее частые осложнения возникают у тех пациентов, которые первое время болезни лечилось самостоятельно. При возникновении симптомов, непонятных человеку, нужно обратиться к врачу.
Как исполнять епитимью и нужно ли её потом снимать?
Добрый день!
Буквально пару месяцев назад я стала приобщаться к церкви, в Бога я верила всегда, но храм посещала только чтобы поставить свечки и подать записочку, всех тонкостей таинств я не знала, многие слова мне были непонятны. Наконец-то, я впервые пошла на исповедь, батюшка после разрешительной молитвы говорит: почитайте последование ко святому причащению раз сорок, больше ничего не было сказано (честно говоря, я этого не сделала, от своего незнания, непонимания). После этого я ещё пару раз исповедовалась и причащалась. И только сейчас, когда стала посещать православные сайты, я так понимаю, что батюшка наложил на меня епитимью.
Вопрос: могу ли я её исполнять сейчас (спустя 2 месяца)? Или мне вновь нужно обратиться к тому же батюшка и попросить заново наложить епитимью? Пока я её не исполнила, могу ли исповедоваться и причащаться? И нужно ли снимать епитимью у батюшки после её исполнения?
Похожие вопросы
5 Ответов
У вас неверное представление.
Если батюшка считает невозможным отпустить грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок.
То есть, если была разрешительная молитва от батюшки, то епитимьи не назначали. А если при этом готовились к Причастию, то имели право идти к Чаше.
Таким образом, прочитать молитвы к причастию 40 раз это просто совет. Соглашусь с тем, что глубокий смысл этих молитв начинает достигать наших светских голов после 3-4 десятков раз прочтения, мне бы кто посоветовал в своё время)
Вы можете читать их через день, например, в понедельник, среду, пятницу, и вскоре достигните того, что советовал батюшка. Но это в любом случае не епитимья.
Я не думаю, что речь идет об епитимии. Обязательно ходите в храм и вообще старайтесь вести христианскую жизнь. На исповеди любому священнику, который будет готов Вас выслушать, изложите свой вопрос и поступите, как благословят. Молитесь, чтобы Бог послал Вам духовника.
Нет, так епитимью не накладывают. Это вообще плохой стиль, что-то говорить непонятное новоначальному христианину. А Вы со своей стороны не бойтесь переспрашивать если Вы что то не понимаете.
В Таинстве Покаяния не меняются нормы разговорной речи и диалога двух людей.
Если дается какой-то благочестивый совет священник говорит: «я хочу Вам дать такой-то духовный совет, он поможет Вам в такой то духовной проблеме».
Такую речь Вы навряд ли могли не понять или пропустить.
Подчеркну, что епитимья это не наказание, это помощь грешнику для исправления, и дается она за тяжкие грехи, как правило за смертные (убийство, прелюбодеяние, колдовство, воровство, блуд и проч.).
Исполнять такую епитимью надо строго. А в конце срока безусловно надо придти именно к тому священнику, который её наложил, чтобы он снял её и благословил причаститься.
Другой священник не вправе снять духовный запрет на причастие, поэтому если священник умер или уехал неизвестно куда, снять запрет может только правящий епископ той епархии, в которой это происходит. К епископу также можно бращаться при несправедливом наложении епитимьи «младостарцем».
В том-то и дело, что грехи мои смертные(и блуд,и прелюбодеяние, и обращение к гадалкам, участие в их ритуалах было), поэтому посчитала, что епитимья и была наложена.Но тех слов, которые Вы озвучили, я от батюшки не слышала. Он просто задал несколько вопросов, и потом сказал, что учитывая названные грехи, прочтите последование ко Святому Причащению раз сорок, и после этого прочитал разрешительную молитву.
Тогда всё проще. Выполните это предписание сейчас и прочтите последование 40 раз перед ближайшим Причастием. А священнику, который Вас будет исповедовать перед ним покайтесь в этом, что по неопытности Вы исполнили это предписание с опозданием. И если он еще что-то Вам предпишет выполните без оного.
Может ли священник снимать епитимию, наложенную другим священником?
Бывает, что к священнику приходят люди, на которых в каком-то монастыре, где они были в паломничестве, некий иеромонах наложил епитимию. Но прошло какое-то время и исполнять её становится тяжело. Как священнику поступать в таком случае?
Иногда и прихожане, которые поисповедовались в паломничестве у кого-то из монахов, потом приезжают с неожиданными благословениями и мнениями по поводу духовной и церковной жизни. Что делать священнику?
Если незнакомый человек приходит на исповедь, священник в первую очередь должен выяснить, не было ли у него тяжких грехов. Если есть какой-то тяжкий смертный грех, то священник не может дать ему какую-то тяжелую епитимью и отправить восвояси. Но он так же и не может просто его отпустить, тут важно как-то инициировать процесс его исцеления. Это похоже на то, как пациент с тяжелым заболеванием приходит к врачу. Если у врача нет в данной ситуации средств (возможности) его сейчас лечить, то тогда он должен отправить его в какую-то больницу. Но он не может его просто бросить. Так и здесь, больного необходимо отправить к какому-то духовнику и сказать, что тебе необходимо пройти «курс лечения».
Если паломник, имевший на совести смертный грех, возвращается из монастыря, где ему назначили серьезную епитимью и с ней отправили из монастыря на все четыре стороны, — это похоже на случай, когда у человека сломался позвоночник, а проходившая мимо медицинская сестра сделала ему обезболивающий укол морфия и оставила лежать без памяти у дороги. Серьезно это воспринимать нельзя. Следуя 102-му правилу Трулльского Собора, священник может налагать епитимью только в том случае, если он имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за её исполнением и духовной пользой и, при необходимости, корректировать.
Если священник не взял на себя руководство над этим человеком, он может только сказать, что причащаться ему сейчас нельзя. Кроме того, он должен настоятельно рекомендовать такому человеку найти духовника, с которым он сможет регулярно общаться (например, по месту жительства), и уже с ним пройти необходимый «курс лечения».
Если епитимья наложена на человека священником, который заведомо не мог следить за её исполнением, её можно считать недействительной. Т. е.если к священнику на исповедь пришел человек, регулярно у него исповедающийся, но получивший от другого священника такую епитимью, то батюшка, разобравшись в обстоятельствах, может разрешить эту епитимью не исполнять полностью или частично.
Если к священнику пришёл человек, исполняющий епитимью(наложенную в монастыре), а священник его впервые видит, то он должен объяснить ему важность регулярной исповеди у одного священника и то, что именно тот священник, у которого кающийся будет духовно окормляться, может помочь ему в решение вопроса с данной епитимьей.
Наложение епитимьи очень похоже на то, как врач прописывает лекарство. Если болезнь серьезная и требуется сильнодействующее лекарство, то врач должен позаботиться о том, чтобы больной был под наблюдением опытного и сведущего в данном заболевании доктора. Если врач сам ведет больного, то, давая ему сильнодействующее лекарство, он сам следит за его применением и, оценивая его действие, корректирует его дальнейший прием. Дать же сильнодействующее лекарство и оставить больного без наблюдения преступно, т.к. такое лекарство может стать даже причиной смерти.
«Епитимийные» каноны предполагают безусловно, что наказание налагает глава местной общины (в первые столетия церковной истории таковым являлся епископ, что хорошо видно из канонов святителя Василия Великого) на члена этой же самой общины. Немыслима ситуация, когда наказание налагается человеку, мимоходом посетившему местную церковь(или монастырь). Канон 102 Трулльского («Пято-Шестого») Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом, при этом епитимия образно(но очень точно) сравнивается с лекарством, духовник — с врачом, а кающийся — с немощным человеком, который уже встал на путь выздоровления. Как врач при назначении терапии не просто должен, а обязан следить за ее действием на пациента, чтобы вовремя ее заменить или отменить или порой продлить еще немного, так и пастырь не имеет права налагать епитимью незнакомцу, с которым он видится первый и последний раз. Об этом говорит и наш Требник в чине Покаяния, где говорится о власти епископа (а также и любого священника, которому епископ эту власть перепоручает) «или умножити, или умалити запрещения; да рассматривается прежде всего их житие, — целомудренно или расслабленно живут и леностно, и таким образом пусть отмеряется человеколюбие». Как может «случайный» священник, наложив отлучение, затем внимательно «рассматривать житие» кающегося?
Да, в самом деле, есть каноны, которые строго наказывают таких духовников, которые принимают в общение отлученных (например, кан. Апост. 12), однако там идет речь об отлученных, которые отходят из своей общины, где он получили наказание от своего духовника, в другую.
Более того, если члены данной общины куда-либо отлучались, им выдавалась специальная «представительная грамота», в которой извещалось, что ему разрешено причащаться в другой епархии (либо наоборот — не разрешено). С этой грамотой он мог приходить и причащаться в любом другом месте (либо наоборот, просто молиться, но не причащаться). Такая практика была достаточно древней, — ее зачатки мы видим уже в посланиях апостола Павла, который говорит об «одобрительных письмах», требовавшихся при сообщении разных церквей между собой (2 Кор. 3. 1). В дальнейшем эта практика развивается и получает каноническую регламентацию, становясь общеобязательной(см. например Ап. кан. 12; IV Всел. Собор. кан. 11). Нынче такая практика сохранилась только для клириков, — без отпускного письма он служить в другом приходе не может. До начала 2-го тысячелетия это требование соблюдалось строго не только в отношении клириков, но и мірян.
Таким образом, идеальный канонический порядок в наложении епитимий(который не так трудно восстановить и поддерживать и в наше время) таков: во-первых, епитимию может налагать только действительный духовник, если под «действительностью» понимать как минимум его возможность постоянного духовного общения с кающимся человеком; во-вторых, при необходимости отъехать, пастырь должен выдать пасомому письмо(в свободной форме?) за своей подписью (хорошо бы также с контактными данными для обратной связи), где кратко говорилось бы о возможности причащаться в другой епархии (приходе). Из этих условий важнейшим является, очевидно, первое, отсутствие которого делает недействительной епитимию с самого ее начала.
Я Вам сейчас открою страшную тайну. Я эту епитимью тут же отменяю. Да простит меня Господь; и этот духовник, который её уже давно забыл и имени её не помнит. Именно в силу того что епитимью может налагать исключительно духовни́к человека. А делать это так, «в слепую», — это всё равно, что без анализов делать операцию. Это самонадеянность.
Ну вот бывает, юридический процесс нарушен процедурными ошибками, и толковый адвокат на этом основании отменяет решение. Также и здесь: раз этот иеромонах нарушает процедуру — то я, грешный протоиерей, это всё отменяю.
Но отменяю не совсем. Исследую вопрос. В точение одной минуты. И советуюсь с этим человеком обязательно, чтобы участвовала его воля. Потому что я за всю свою жизнь встретил человека грешнее себя только три раза. Поэтому, что я буду? Кто я такой? У меня есть определённая функция в Церкви, но эта функция сама по себе не спасает. Он может быть гораздо ближе к Богу, чем я. Я над ним ни царь, ни Бог, ни начальник. Административно в приходе — я начальник; когда кто-то что-то нарушает, могу выпереть за шиворот из храма. Но это административно. А по духовной части — извините, мы все перед Богом равны.
Епитимья не наказание
Сегодня мы решили поговорить о епитимье. Многим кажется, что это понятие пришло из прошлого, из тех времен, когда Церковь была «слишком строга»; сегодня же в епитимье нет никакой надобности. На самом деле епитимья призвана стать неотъемлемой и органичной частью жизни каждого православного христианина. На вопросы отвечает главный редактор нашего журнала игумен Нектарий (Морозов).
— Слово епитимья (епитимия, эпитимия) с греческого переводится как наказание. Это действительно наказание? Или выплата своеобразного штрафа? Или некое духовное упражнение, способствующее избавлению от греха, неповторению его? Может быть, епитимья нужна для того, чтоб человек не расслаблялся и не забывал о своей «удобопреклонности» к какому-либо греху?
— Можно сказать, что епитимья — наказание, если мы обратимся к церковнославянскому значению этого слова: наказание — это не кара, а научение. Епитимья не наказание в современном значении этого слова и не штраф, потому что не может человек принести Богу какую-то компенсацию за совершенные грехи — слишком неравные это субъекты, Бог и человек. Господь ищет не удовлетворения в юридическом смысле, а другого — сердца сокрушенного и смиренного, сердца, от греха отвращающегося. Епитимья — это деятельное выражение нашего покаяния. Если человек совершил грех, особенно если это грех тяжкий — требуется нечто, что помогло бы ему самому этот грех прочувствовать и осознать. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя — это слова из 24-го Псалма. Человек смиряется и трудится, а Господь посылает ему Свою благодать.
— Современный прихожанин очень мало знает о епитимье — разве что понаслышке…
— К сожалению, у нас сегодня нет единой епитимийной практики. Многие священники не дают епитимьи вообще; есть отдельные священники, которые дают, и подчас слишком тяжелую, неудобоносимую, скорей подавляющую и разрушающую человека как христианина, как личность, нежели созидающую его. Есть, конечно, и те, кто руководствуется в своей духовнической практике разумными принципами: назначают такую епитимью, которая помогала бы человеку и с грехом справиться, и более глубоко воцерковиться, и была бы при этом посильна.
— В чем может заключаться епитимья, кроме чтения определенных молитв?
— Она может заключаться, например, в более строгом посте, если человек физически способен более строгий пост выдержать; в отказе от каких-либо удовольствий; но наиболее распространенная епитимья — это определенное молитвенное правило. Либо какое-то количество поклонов с покаянной молитвой, либо чтение Покаянных канонов — Спасителю, Божией Матери. Примеры применения епитимьи можно брать из практики архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и архимандрита Кирилла (Павлова). Чаще всего, эти епитимьи выражались в чтении молитвенного правила, и бывало так, что люди, исполнившие уже эти епитимьи, не хотели потом от этого молитвенного правила отказываться. Таким образом, эти два старца через епитимью приучали человека к молитве.
Архимандрит Кирилл (Павлов) нередко назначал в качестве епитимьи чтение Священного Писания — Евангелий, Апостола. Ну, казалось бы, что это за епитимья — читать Евангелие? А отец Кирилл давало такую епитимью людям, которые и Евангелия-то никогда не открывали и не могли себя заставить. Он говорил: ты совершил такой-то грех, вот теперь читай Евангелие. Человек начинал читать и втягивался, и привыкал читать его постоянно. А у схиигумена Саввы (Остапенко) была такая епитимья для некоторых людей: не произносить более тридцати трех слов в день. Не при всяком образе жизни это возможно, конечно, но, видимо, он назначал ее тем, для кого это было реально. И многие потом, когда он разрешал их от этой епитимьи, просили ее оставить, поскольку чувствовали духовную пользу.
— Приходилось читать, что при искреннем раскаянии епитимья не обязательна; в каком же случае ее все-таки налагают и как определяется ее «размер»?
— Это очень индивидуально. Иной человек настолько убит своим грехом, что ему не епитимью надо давать, а поддержать и утешить, и убедить, что Господь простит.
Иногда бывает так: человек приходит в храм и кается в таком наборе тяжких, смертных грехов, что священник ужасается. Но в то же время он видит этого человека и понимает: этот человек ни разу в жизни своей не молился иначе, чем словами «Господи, помоги», и то только в самые страшные минуты своей жизни. И заставлять его читать Покаянный канон, в котором он не поймет ни единого слова,— наверное, неправильно. Лучше дать ему какую-то самую простую епитимью: клади хотя бы утром десять поклонов с молитвой «Боже, буди милостив ко мне, грешному» и вечером клади, но только с чувством. Наверное, это оправдано, потому что большей епитимьи этот грешник не исполнит. С другой стороны — к священнику может прийти постоянный прихожанин, регулярно исповедующийся, ведущий вполне благочестивую жизнь — и покаяться, например, в том, что съел мороженое в постный день. Здесь важно помнить: чем ближе человек стоит к Богу, чем больше он уже получил, тем больше с него спрашивается. Потому вполне естественно дать этому человеку какую-то епитимью для того, чтоб это расслабление не поразило его еще глубже. Но епитимья и в этом случае может быть разной. Если перед священником человек, для которого мороженое — сильнейший соблазн, можно дать, например, такую епитимью: не ешь мороженого месяц. А в другом случае за то же мороженое можно назначить епитимью в виде чтения Покаянного канона. Но надо всегда знать, к чему в человеке отнестись по-настоящему серьезно. Епитимья должна быть чувствительной, но не ломающей человека.
— Всегда ли епитимья сопровождается запретом в Причащении? Может ли человек, не исполнивший еще до конца своей епитимьи, причащаться?
— Запрет на Причащение Святых Христовых Таин в качестве епитимьи налагается в тех случаях, когда человеком совершены смертные грехи, не дающие возможности допустить человека до Причастия. Это убийство, блуд, прелюбодеяние, обращение к магии. Что касается сроков — мы не можем сегодня руководствоваться канонами, предписывающими для этих людей запрещение причащаться в течение долгих лет. Если мы сегодня отлучим человека от Причастия на десять лет, он, скорее всего, будет потерян для Церкви и погибнет. Меж тем, все, что делается в Церкви, делается ради спасения человека, а не наоборот. Поэтому за тяжкие, смертные грехи (я не говорю об убийстве, это вообще отдельный случай) те же отец Кирилл и отец Иоанн давали епитимью кому-то на два месяца, кому-то на четыре. Если в грехе была какая-то особая тяжесть, то порой епитимья могла длиться и до года.
Я сам в свое время задавал отцу Кириллу такой вопрос: приходит человек в храм, кается в тяжких грехах, и я понимаю, что если я сейчас этого человека до Причастия не допущу, он уйдет и не придет больше. Можно ли его допустить — и лишь потом дать ему епитимью, не связанную с запретом Причащения? Отец Кирилл отвечал: в некоторых случаях ради пользы человека так можно сделать. Но если видно, что человек в силах понести епитимью, что он не уйдет и не пропадет — тогда лучше поступить иначе, отлучить его от Причастия на какое-то время.
— Одно дело — когда перед священником (духовником) хорошо известный ему человек, другое — когда к священнику на исповедь потоком идут незнакомые люди. В этом, последнем случае также возможно наложение епитимьи?
— Врач, который хорошо знает наш организм, назначает лечение с учетом особенностей организма. А когда мы приходим к врачу незнакомому — он вполне может прописать нам лекарство, которое не принесет пользы, напротив, навредит. То же самое и в Церкви: если духовник хорошо знает человека, он знает, что ему сказать и какую епитимью необходимо дать. Если же перед священником незнакомый человек — он должен прежде всего помнить древнюю врачебную заповедь «Не навреди». И идти срединным путем, давая человеку епитимью не строгую, но ощутимую.
— К сожалению, в церковной жизни последних лет мы часто сталкиваемся с различными перекосами. Как быть человеку, на которого наложена епитимья действительно неудобоносимая или просто жестокая, например — отлучение от Причастия на много лет?
— В этом случае надо писать прошение на имя правящего архиерея той епархии, в которой человек живет. Отменить епитимью, назначенную священником, может только архиерей. Впрочем, есть исключения. Известны случаи, когда епитимья назначается за грех, который уже исповедан, и за который человек понес уже в свое время епитимью. Особенно часто это случается в некоторых сомнительных паломнических поездках. Если человек после этого приходит к своему духовнику и спрашивает его: «Что мне теперь делать?» – духовник должен объяснить ему, что епитимья в данном случае наложена некорректно и исполнять ее не надо. Чтобы не стать жертвой перекоса, лучше исповедоваться всегда у одного и того же священника.
— Но почему, на Ваш взгляд, епитимья уходит из церковной практики?
— Мне представляется, что одна из причин отмирания епитимийной практики заключается в частоте повторения грехов. То, что ранее воспринималось самим человеком как падение, сегодня воспринимается как «естественное», т.е. вполне простительное прегрешение. Человек, переживавший свое падение, был готов исполнять длительную суровую епитимью, и с Божьей помощью справлялся, в конце концов, с грехом. А человеку, который, даже и каясь на исповеди, внутренне относится к своему греху очень легко — епитимья не поможет. Он будет исполнять эту епитимью и падать раз за разом. И священником может овладеть своего рода малодушие — ну что ж я буду опять давать ему епитимью, если она бесполезна, если он все равно упадет. Хотя в данном случае надо было бы вспомнить преподобного Иоанна Лествичника: если человек падает, но раз за разом восстает и полагает начало покаянию — рано или поздно его Ангел-хранитель почтит такое постоянство и твердость, подаст помощь против греха, в котором человек кается. Поэтому не надо, наверное, отказываться от епитимьи.
— Но только ли поэтому от нее отказываются, или еще и потому, что современный человек совершенно к этому не готов, нет у него на это ни смирения, ни послушания?
— Да, бывает, что человек настолько горд и обидчив, что само слово «епитимья» вызывает у него неприятие. Но дело в том, что епитимья — она как раз и служит к начальной выработке смирения, послушания, терпения. Преподобный Исаак Сирин говорит, что милость Божия дается человеку в первую очередь все-таки не за труды, а за смирение. Труды без смирения не спасают, а смирение без трудов может спасти. Смысл епитимьи именно в том, чтоб не сам человек назначил себе какое-то испытание или наказание, а именно принял то, что заповедует ему исполнить Церковь.
Почему уходим от епитимьи? Есть такое слово — апостасия. Отступничество. Это понятие объемлет, пожалуй, все недостатки нашей церковной жизни. Отступничество и как следствие — охлаждение. Отмирание епитимийной практики имеет причиной именно это. Но все зависит от конкретного человека. Если священник серьезно относится к своему служению и к людям — он обязательно будет прибегать к епитимье.
— Но я боюсь в своей церковной жизни столкнуться с епитимьей. И не я одна, наверное, боюсь. Причина — вынесенный из детства страх наказания (точнее, страх оказаться в унизительном положении наказанного), и страх чьего-то вторжения в мою личную жизнь: «Не навязывайте, сама разберусь, что и когда мне делать». Как это преодолеть?
— Здесь нет, наверное, смысла говорить: «Вы все равно должны». Лучше говорить о том, чего человек на сей день еще не может — в силу каких-то душевных особенностей. И о священнике. Отношение священника к человеку в идеале сродни отношению реставратора к иконе — испорченной, искореженной, закопченной, да еще и заляпанной какими-то современными красками. Опытный реставратор старается понять намерение автора, который эту икону писал. И ради этого всматривается в те черты, которые сохранились. И очень легкими, очень осторожными движениями начинает понемногу возвращать иконе первоначальный образ. У священника та же задача — вернуть человека к его первообразу, к тому образу Божьему, который напечатлен в нашей душе, и при этом не навредить. Он должен очень деликатно действовать, чтобы не было вот этой реакции отторжения — страха, о котором вы говорите. Не внешней властью для человека быть, а сотрудником. Чтоб человек чувствовал: священник пытается что-то сделать — не с ним как с каким-то внешним объектом, а вместе с ним. Тогда возникает доверие, и человек внутренне успокаивается, справляется с этим страхом.
Отец Кирилл (Павлов) никогда не вмешивался бесцеремонно в жизнь человека, более того: когда приходил к нему человек и спрашивал: «Как поступить. » — он спрашивал в ответ: «А как надо, по-твоему? Как ты сам думаешь?». И зачастую выяснялось, что человек думает правильно. Он несет уже в себе знание о том, как надлежит ему поступать, но не находит сил сделать выбор. Бывало и иначе: отец Кирилл молится, и ему от Бога приходит ответ, и это видно — что ему от Бога ответ пришел, и это сразу ложится на сердце человека. Какое же здесь вторжение, какое насилие?
Если человеку не дает епитимью священник, ему дает ее Господь. Только человек это не всегда замечает. Очень важно и заметить вовремя, и правильно отнестись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неурядицы. Если человек понимает, что это ниспослано ему во исцеление его грехов и страстей, тогда такая епитимья, наложенная Самим Богом, бывает спасительна. Безусловно, Господь епитимью человеку подбирает гораздо вернее и правильнее, чем подобрал бы священник, но если бы мы понесли епитимью от священника, то, возможно, Господь не стал бы нам епитимью давать Сам. И нас не ждал бы путь куда более скорбный и трудный, нежели чтение Покаянного канона в течение какого-то недолгого времени.
беседовала Марина Бирюкова
журнал «Православие и современность» № 12 (28) 2009 г.