что делать после епитимии

Восстановление после COVID-19. Врачи о том, что нужно знать каждому

В издательском доме «Аргументы и Факты» прошел круглый стол на тему. «Восстановление после COVID-19. Как минимизировать последствия болезни и провести грамотную реабилитацию?». В нем приняли участие медики разных специализаций.

Эксперты поговорили о том, что COVID-19 вызывает много осложнений. Даже когда болезнь отступила, требуется продолжить лечение. Не все последствия изучены, но установлено точно: бесследно это заболевание не проходит. Практически каждому нужна реабилитация после COVID-19. Вне зависимости от того, в какой форме протекала сама болезнь, почти каждый пациент жалуется на бессонницу, постоянную слабость, нарушение памяти и концентрации внимания, скачки давления, одышку, падение зрения и многое другое. А тяжелое течение COVID-19 может привести к тромбозам, инсульту, инфаркту, фиброзу легких.

«Не стоит драматизировать»

Почему при COVID-19 поражаются легкие? И какие другие осложнения есть?

«Далеко не каждая инфекция заканчивается поражением легких. Реабилитацию нужно начинать в стационаре. Не стоит драматизировать – последствия болезни рано или поздно исчезают. Может сохраняться отдышка и сухой кашель. Фиброз легких развивается редко. Помочь мы можем разными методами, в основном симптоматически. Например, есть отделение мокроты, кашель или отдышка. Врач разбирается, что это за отдышка. Эффективны при этом дыхательные тренажеры. Мы используем пранаяму – технику глубокого дыхания», – рассказал главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России по ЦФО, доктор медицинских наук, профессор Андрей Малявин.

Не следует прибегать к экзотическим методам, объясняют врачи. Также не все дыхательные тренажеры, которые продаются в аптеках или в интернете по-настоящему полезны.

Как протекает восстановлении организма после ковида у пожилых людей? На какие возможные последствия инфекции стоит обратить внимание?

«Есть пациенты, которые и так уже имели различные проблемы со здоровьем. Когда такая группа пациентов сталкивается с вирусом, у них происходит сильное травмирование здоровья. Чаще всего жалобы пациентов связаны с возрастными изменениями, и после попадания в организм инфекции они резки усиливаются. Когнитивные изменения выходят на первых план. У некоторых пациентов развивается деменция. Я бы посоветовала всем, у кого диагностировались различные когнитивные нарушения, обратиться к узкому специалисту, чтобы проверить и пересмотреть степень выраженности заболевания. После перенесенного заболевания при правильном ведении пациента можно вернуть к предыдущему состоянию. Бывает, что симптомы проходят даже без лечения, в конечном счете могут возникнуть осложнения. Единственное, что я могу посоветовать абсолютно всем – это нелекарственная терапия, к которой относится физическая активность. Это действительно очень хорошо помогает. К тому же физическая активность отлично влияет на функции головного мозга. Даже если человек просто гуляет около часа в день, это улучшает его когнитивные функции», – пояснила заведующая лабораторией нейрогериатрии и когнитивных нарушений по разделу «Наука», ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова» Минздрава России Элен Мхитарян.

Дело психики

Насколько тяжело страдает нервная система? Вызывает ли COVID-19 когнитивные расстройства и можно ли вернуть умственную работоспособность после болезни?

«Многие пациенты имеют нарушение периферической нервной системы – нарушение обоняния и вкуса. Другие – имеют снижение когнитивных функций: нарушение концентрации внимания, психоматорики. Иной раз, такие нарушение могут возникнуть через две недели и месяц после выздоровления», – отметила заведующая кафедрой нервных болезней и нейрореабилитации Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, профессор, Евгения Екушева.

Это заболевание заставило относиться людей серьезно к своему здоровью именно с профилактических позиций. Нужно внимательно относиться, к тому, какой образ жизни ведет человек. Многие халатно относились к своему здоровью, как выяснялось позже.

Врач отмечает, что нет препаратов, которые могут вылечить когнитивные нарушения одной таблеткой. Доктор может лишь рекомендовать разные препараты, то есть предлагать комплексный подход к проблеме.

Как сохранить психическое здоровье?

«В начале первой волны эксперты в области психического здоровья говорили о том, что психическое здоровье должно стать одним из приоритетов. Также говорилось, что у населения замечается рост психических нарушений. Говоря простым языком, возникают тревога или депрессия. В группе риска пациенты, не болевшие COVID-19, и пожилые люди. Исследования доказали, что социальная изоляция для пациентов с деменцией является условием для прогрессирования заболевания. Также на основе исследований сделан вывод, что социальная изоляция у детей и подростков повышает развитие депрессии спустя девять лет. В ближайшие годы мы столкнемся с тем, что у молодого поколения будут чаще встречаться психические расстройства», – рассказала руководитель курса «Психиатрия и психотерапия» кафедры семейной медицины с курсами клинической лабораторной диагностики, психиатрии и психотерапии Мария Самушина.

Какие меры нужно принимать для предотвращения болезни?

«Стоит применять контактную профилактику, в случае, если в ближайшем окружении есть заболевшие. Действительно, лекарственных препаратов сейчас, с одной стороны, много. С другой – ситуация настолько остро развивается, что препаратов целевого назначения, которые отвечают за борьбу с этим заболеванием, не находится. Тяжелое течение заболевания мы по-прежнему наблюдаем у пациентов, которые имеют сопутствующие заболевания. Тяжелый фактор – пациенты, страдающие ишемической болезнью сердца, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Таким пациентам нужно обратиться к лечащему врачу для поддержания организма и профилактики», – напомнила главный внештатный специалист-клинический фармаколог ДЗ г. Москвы, заместитель директора центра клинической фармакологии Научного центра экспертизы средств медицинского применения Минздрава России Марина Журавлева.

Также эксперт указала, что наиболее частые осложнения возникают у тех пациентов, которые первое время болезни лечилось самостоятельно. При возникновении симптомов, непонятных человеку, нужно обратиться к врачу.

Источник

Как исполнять епитимью и нужно ли её потом снимать?

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

Добрый день!
Буквально пару месяцев назад я стала приобщаться к церкви, в Бога я верила всегда, но храм посещала только чтобы поставить свечки и подать записочку, всех тонкостей таинств я не знала, многие слова мне были непонятны. Наконец-то, я впервые пошла на исповедь, батюшка после разрешительной молитвы говорит: почитайте последование ко святому причащению раз сорок, больше ничего не было сказано (честно говоря, я этого не сделала, от своего незнания, непонимания). После этого я ещё пару раз исповедовалась и причащалась. И только сейчас, когда стала посещать православные сайты, я так понимаю, что батюшка наложил на меня епитимью.
Вопрос: могу ли я её исполнять сейчас (спустя 2 месяца)? Или мне вновь нужно обратиться к тому же батюшка и попросить заново наложить епитимью? Пока я её не исполнила, могу ли исповедоваться и причащаться? И нужно ли снимать епитимью у батюшки после её исполнения?

Похожие вопросы

5 Ответов

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

У вас неверное представление.

Если батюшка считает невозможным отпустить грехи ввиду их тяжести или других причин, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию. При этом может назначаться епитимья на определенный срок.

То есть, если была разрешительная молитва от батюшки, то епитимьи не назначали. А если при этом готовились к Причастию, то имели право идти к Чаше.

Таким образом, прочитать молитвы к причастию 40 раз это просто совет. Соглашусь с тем, что глубокий смысл этих молитв начинает достигать наших светских голов после 3-4 десятков раз прочтения, мне бы кто посоветовал в своё время)

Вы можете читать их через день, например, в понедельник, среду, пятницу, и вскоре достигните того, что советовал батюшка. Но это в любом случае не епитимья.

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

Я не думаю, что речь идет об епитимии. Обязательно ходите в храм и вообще старайтесь вести христианскую жизнь. На исповеди любому священнику, который будет готов Вас выслушать, изложите свой вопрос и поступите, как благословят. Молитесь, чтобы Бог послал Вам духовника.

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

Нет, так епитимью не накладывают. Это вообще плохой стиль, что-то говорить непонятное новоначальному христианину. А Вы со своей стороны не бойтесь переспрашивать если Вы что то не понимаете.

В Таинстве Покаяния не меняются нормы разговорной речи и диалога двух людей.

Если дается какой-то благочестивый совет священник говорит: «я хочу Вам дать такой-то духовный совет, он поможет Вам в такой то духовной проблеме».

Такую речь Вы навряд ли могли не понять или пропустить.

Подчеркну, что епитимья это не наказание, это помощь грешнику для исправления, и дается она за тяжкие грехи, как правило за смертные (убийство, прелюбодеяние, колдовство, воровство, блуд и проч.).

Исполнять такую епитимью надо строго. А в конце срока безусловно надо придти именно к тому священнику, который её наложил, чтобы он снял её и благословил причаститься.

Другой священник не вправе снять духовный запрет на причастие, поэтому если священник умер или уехал неизвестно куда, снять запрет может только правящий епископ той епархии, в которой это происходит. К епископу также можно бращаться при несправедливом наложении епитимьи «младостарцем».

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

В том-то и дело, что грехи мои смертные(и блуд,и прелюбодеяние, и обращение к гадалкам, участие в их ритуалах было), поэтому посчитала, что епитимья и была наложена.Но тех слов, которые Вы озвучили, я от батюшки не слышала. Он просто задал несколько вопросов, и потом сказал, что учитывая названные грехи, прочтите последование ко Святому Причащению раз сорок, и после этого прочитал разрешительную молитву.

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимии

Тогда всё проще. Выполните это предписание сейчас и прочтите последование 40 раз перед ближайшим Причастием. А священнику, который Вас будет исповедовать перед ним покайтесь в этом, что по неопытности Вы исполнили это предписание с опозданием. И если он еще что-то Вам предпишет выполните без оного.

Источник

Может ли священник снимать епитимию, наложенную другим священником?

что делать после епитимии. Смотреть фото что делать после епитимии. Смотреть картинку что делать после епитимии. Картинка про что делать после епитимии. Фото что делать после епитимииБывает, что к священнику приходят люди, на которых в каком-то монастыре, где они были в паломничестве, некий иеромонах наложил епитимию. Но прошло какое-то время и исполнять её становится тяжело. Как священнику поступать в таком случае?

Иногда и прихожане, которые поисповедовались в паломничестве у кого-то из монахов, потом приезжают с неожиданными благословениями и мнениями по поводу духовной и церковной жизни. Что делать священнику?

Если незнакомый человек приходит на исповедь, священник в первую очередь должен выяснить, не было ли у него тяжких грехов. Если есть какой-то тяжкий смертный грех, то священник не может дать ему какую-то тяжелую епитимью и отправить восвояси. Но он так же и не может просто его отпустить, тут важно как-то инициировать процесс его исцеления. Это похоже на то, как пациент с тяжелым заболеванием приходит к врачу. Если у врача нет в данной ситуации средств (возможности) его сейчас лечить, то тогда он должен отправить его в какую-то больницу. Но он не может его просто бросить. Так и здесь, больного необходимо отправить к какому-то духовнику и сказать, что тебе необходимо пройти «курс лечения».

Если паломник, имевший на совести смертный грех, возвращается из монастыря, где ему назначили серьезную епитимью и с ней отправили из монастыря на все четыре стороны, — это похоже на случай, когда у человека сломался позвоночник, а проходившая мимо медицинская сестра сделала ему обезболивающий укол морфия и оставила лежать без памяти у дороги. Серьезно это воспринимать нельзя. Следуя 102-му правилу Трулльского Собора, священник может налагать епитимью только в том случае, если он имеет возможность и собирается в дальнейшем следить за её исполнением и духовной пользой и, при необходимости, корректировать.

Если священник не взял на себя руководство над этим человеком, он может только сказать, что причащаться ему сейчас нельзя. Кроме того, он должен настоятельно рекомендовать такому человеку найти духовника, с которым он сможет регулярно общаться (например, по месту жительства), и уже с ним пройти необходимый «курс лечения».

Если епитимья наложена на человека священником, который заведомо не мог следить за её исполнением, её можно считать недействительной. Т. е.если к священнику на исповедь пришел человек, регулярно у него исповедающийся, но получивший от другого священника такую епитимью, то батюшка, разобравшись в обстоятельствах, может разрешить эту епитимью не исполнять полностью или частично.

Если к священнику пришёл человек, исполняющий епитимью(наложенную в монастыре), а священник его впервые видит, то он должен объяснить ему важность регулярной исповеди у одного священника и то, что именно тот священник, у которого кающийся будет духовно окормляться, может помочь ему в решение вопроса с данной епитимьей.

Наложение епитимьи очень похоже на то, как врач прописывает лекарство. Если болезнь серьезная и требуется сильнодействующее лекарство, то врач должен позаботиться о том, чтобы больной был под наблюдением опытного и сведущего в данном заболевании доктора. Если врач сам ведет больного, то, давая ему сильнодействующее лекарство, он сам следит за его применением и, оценивая его действие, корректирует его дальнейший прием. Дать же сильнодействующее лекарство и оставить больного без наблюдения преступно, т.к. такое лекарство может стать даже причиной смерти.

«Епитимийные» каноны предполагают безусловно, что наказание налагает глава местной общины (в первые столетия церковной истории таковым являлся епископ, что хорошо видно из канонов святителя Василия Великого) на члена этой же самой общины. Немыслима ситуация, когда наказание налагается человеку, мимоходом посетившему местную церковь(или монастырь). Канон 102 Трулльского («Пято-Шестого») Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом, при этом епитимия образно(но очень точно) сравнивается с лекарством, духовник — с врачом, а кающийся — с немощным человеком, который уже встал на путь выздоровления. Как врач при назначении терапии не просто должен, а обязан следить за ее действием на пациента, чтобы вовремя ее заменить или отменить или порой продлить еще немного, так и пастырь не имеет права налагать епитимью незнакомцу, с которым он видится первый и последний раз. Об этом говорит и наш Требник в чине Покаяния, где говорится о власти епископа (а также и любого священника, которому епископ эту власть перепоручает) «или умножити, или умалити запрещения; да рассматривается прежде всего их житие, — целомудренно или расслабленно живут и леностно, и таким образом пусть отмеряется человеколюбие». Как может «случайный» священник, наложив отлучение, затем внимательно «рассматривать житие» кающегося?

Да, в самом деле, есть каноны, которые строго наказывают таких духовников, которые принимают в общение отлученных (например, кан. Апост. 12), однако там идет речь об отлученных, которые отходят из своей общины, где он получили наказание от своего духовника, в другую.

Более того, если члены данной общины куда-либо отлучались, им выдавалась специальная «представительная грамота», в которой извещалось, что ему разрешено причащаться в другой епархии (либо наоборот — не разрешено). С этой грамотой он мог приходить и причащаться в любом другом месте (либо наоборот, просто молиться, но не причащаться). Такая практика была достаточно древней, — ее зачатки мы видим уже в посланиях апостола Павла, который говорит об «одобрительных письмах», требовавшихся при сообщении разных церквей между собой (2 Кор. 3. 1). В дальнейшем эта практика развивается и получает каноническую регламентацию, становясь общеобязательной(см. например Ап. кан. 12; IV Всел. Собор. кан. 11). Нынче такая практика сохранилась только для клириков, — без отпускного письма он служить в другом приходе не может. До начала 2-го тысячелетия это требование соблюдалось строго не только в отношении клириков, но и мірян.

Таким образом, идеальный канонический порядок в наложении епитимий(который не так трудно восстановить и поддерживать и в наше время) таков: во-первых, епитимию может налагать только действительный духовник, если под «действительностью» понимать как минимум его возможность постоянного духовного общения с кающимся человеком; во-вторых, при необходимости отъехать, пастырь должен выдать пасомому письмо(в свободной форме?) за своей подписью (хорошо бы также с контактными данными для обратной связи), где кратко говорилось бы о возможности причащаться в другой епархии (приходе). Из этих условий важнейшим является, очевидно, первое, отсутствие которого делает недействительной епитимию с самого ее начала.

Я Вам сейчас открою страшную тайну. Я эту епитимью тут же отменяю. Да простит меня Господь; и этот духовник, который её уже давно забыл и имени её не помнит. Именно в силу того что епитимью может налагать исключительно духовни́к человека. А делать это так, «в слепую», — это всё равно, что без анализов делать операцию. Это самонадеянность.

Ну вот бывает, юридический процесс нарушен процедурными ошибками, и толковый адвокат на этом основании отменяет решение. Также и здесь: раз этот иеромонах нарушает процедуру — то я, грешный протоиерей, это всё отменяю.

Но отменяю не совсем. Исследую вопрос. В точение одной минуты. И советуюсь с этим человеком обязательно, чтобы участвовала его воля. Потому что я за всю свою жизнь встретил человека грешнее себя только три раза. Поэтому, что я буду? Кто я такой? У меня есть определённая функция в Церкви, но эта функция сама по себе не спасает. Он может быть гораздо ближе к Богу, чем я. Я над ним ни царь, ни Бог, ни начальник. Административно в приходе — я начальник; когда кто-то что-то нарушает, могу выпереть за шиворот из храма. Но это административно. А по духовной части — извините, мы все перед Богом равны.

Источник

Епитимья не наказание

Сего­дня мы решили пого­во­рить о епи­ти­мье. Многим кажется, что это поня­тие пришло из про­шлого, из тех времен, когда Цер­ковь была «слиш­ком строга»; сего­дня же в епи­ти­мье нет ника­кой надоб­но­сти. На самом деле епи­ти­мья при­звана стать неотъ­ем­ле­мой и орга­нич­ной частью жизни каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. На вопросы отве­чает глав­ный редак­тор нашего жур­нала игумен Нек­та­рий (Моро­зов).

— Слово епи­ти­мья (епи­ти­мия, эпи­ти­мия) с гре­че­ского пере­во­дится как нака­за­ние. Это дей­стви­тельно нака­за­ние? Или выплата свое­об­раз­ного штрафа? Или некое духов­ное упраж­не­ние, спо­соб­ству­ю­щее избав­ле­нию от греха, непо­вто­ре­нию его? Может быть, епи­ти­мья нужна для того, чтоб чело­век не рас­слаб­лялся и не забы­вал о своей «удо­бо­пре­клон­но­сти» к какому-либо греху?

— Можно ска­зать, что епи­ти­мья — нака­за­ние, если мы обра­тимся к цер­ков­но­сла­вян­скому зна­че­нию этого слова: нака­за­ние — это не кара, а науче­ние. Епи­ти­мья не нака­за­ние в совре­мен­ном зна­че­нии этого слова и не штраф, потому что не может чело­век при­не­сти Богу какую-то ком­пен­са­цию за совер­шен­ные грехи — слиш­ком нерав­ные это субъ­екты, Бог и чело­век. Гос­подь ищет не удо­вле­тво­ре­ния в юри­ди­че­ском смысле, а дру­гого — сердца сокру­шен­ного и сми­рен­ного, сердца, от греха отвра­ща­ю­ще­гося. Епи­ти­мья — это дея­тель­ное выра­же­ние нашего пока­я­ния. Если чело­век совер­шил грех, осо­бенно если это грех тяжкий — тре­бу­ется нечто, что помогло бы ему самому этот грех про­чув­ство­вать и осо­знать. Виждь сми­ре­ние мое и труд мой и остави вся грехи моя — это слова из 24-го Псалма. Чело­век сми­ря­ется и тру­дится, а Гос­подь посы­лает ему Свою бла­го­дать.

— Совре­мен­ный при­хо­жа­нин очень мало знает о епи­ти­мье — разве что пона­слышке…

— К сожа­ле­нию, у нас сего­дня нет единой епи­ти­мий­ной прак­тики. Многие свя­щен­ники не дают епи­ти­мьи вообще; есть отдель­ные свя­щен­ники, кото­рые дают, и подчас слиш­ком тяже­лую, неудо­бо­но­си­мую, скорей подав­ля­ю­щую и раз­ру­ша­ю­щую чело­века как хри­сти­а­нина, как лич­ность, нежели сози­да­ю­щую его. Есть, конечно, и те, кто руко­вод­ству­ется в своей духов­ни­че­ской прак­тике разум­ными прин­ци­пами: назна­чают такую епи­ти­мью, кото­рая помо­гала бы чело­веку и с грехом спра­виться, и более глу­боко воцер­ко­виться, и была бы при этом посильна.

— В чем может заклю­чаться епи­ти­мья, кроме чтения опре­де­лен­ных молитв?

— Она может заклю­чаться, напри­мер, в более стро­гом посте, если чело­век физи­че­ски спо­со­бен более стро­гий пост выдер­жать; в отказе от каких-либо удо­воль­ствий; но наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ная епи­ти­мья — это опре­де­лен­ное молит­вен­ное пра­вило. Либо какое-то коли­че­ство покло­нов с пока­ян­ной молит­вой, либо чтение Пока­ян­ных кано­нов — Спа­си­телю, Божией Матери. При­меры при­ме­не­ния епи­ти­мьи можно брать из прак­тики архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина) и архи­манд­рита Кирилла (Пав­лова). Чаще всего, эти епи­ти­мьи выра­жа­лись в чтении молит­вен­ного пра­вила, и бывало так, что люди, испол­нив­шие уже эти епи­ти­мьи, не хотели потом от этого молит­вен­ного пра­вила отка­зы­ваться. Таким обра­зом, эти два старца через епи­ти­мью при­учали чело­века к молитве.

Архи­манд­рит Кирилл (Павлов) нередко назна­чал в каче­стве епи­ти­мьи чтение Свя­щен­ного Писа­ния — Еван­ге­лий, Апо­стола. Ну, каза­лось бы, что это за епи­ти­мья — читать Еван­ге­лие? А отец Кирилл давало такую епи­ти­мью людям, кото­рые и Еван­ге­лия-то нико­гда не откры­вали и не могли себя заста­вить. Он гово­рил: ты совер­шил такой-то грех, вот теперь читай Еван­ге­лие. Чело­век начи­нал читать и втя­ги­вался, и при­вы­кал читать его посто­янно. А у схи­и­гу­мена Саввы (Оста­пенко) была такая епи­ти­мья для неко­то­рых людей: не про­из­но­сить более трид­цати трех слов в день. Не при всяком образе жизни это воз­можно, конечно, но, видимо, он назна­чал ее тем, для кого это было реально. И многие потом, когда он раз­ре­шал их от этой епи­ти­мьи, про­сили ее оста­вить, поскольку чув­ство­вали духов­ную пользу.

— При­хо­ди­лось читать, что при искрен­нем рас­ка­я­нии епи­ти­мья не обя­за­тельна; в каком же случае ее все-таки нала­гают и как опре­де­ля­ется ее «размер»?

— Это очень инди­ви­ду­ально. Иной чело­век настолько убит своим грехом, что ему не епи­ти­мью надо давать, а под­дер­жать и уте­шить, и убе­дить, что Гос­подь про­стит.

Иногда бывает так: чело­век при­хо­дит в храм и кается в таком наборе тяжких, смерт­ных грехов, что свя­щен­ник ужа­са­ется. Но в то же время он видит этого чело­века и пони­мает: этот чело­век ни разу в жизни своей не молился иначе, чем сло­вами «Гос­поди, помоги», и то только в самые страш­ные минуты своей жизни. И застав­лять его читать Пока­ян­ный канон, в кото­ром он не поймет ни еди­ного слова,— навер­ное, непра­вильно. Лучше дать ему какую-то самую про­стую епи­ти­мью: клади хотя бы утром десять покло­нов с молит­вой «Боже, буди мило­стив ко мне, греш­ному» и вече­ром клади, но только с чув­ством. Навер­ное, это оправ­дано, потому что боль­шей епи­ти­мьи этот греш­ник не испол­нит. С другой сто­роны — к свя­щен­нику может прийти посто­ян­ный при­хо­жа­нин, регу­лярно испо­ве­ду­ю­щийся, веду­щий вполне бла­го­че­сти­вую жизнь — и пока­яться, напри­мер, в том, что съел моро­же­ное в пост­ный день. Здесь важно пом­нить: чем ближе чело­век стоит к Богу, чем больше он уже полу­чил, тем больше с него спра­ши­ва­ется. Потому вполне есте­ственно дать этому чело­веку какую-то епи­ти­мью для того, чтоб это рас­слаб­ле­ние не пора­зило его еще глубже. Но епи­ти­мья и в этом случае может быть разной. Если перед свя­щен­ни­ком чело­век, для кото­рого моро­же­ное — силь­ней­ший соблазн, можно дать, напри­мер, такую епи­ти­мью: не ешь моро­же­ного месяц. А в другом случае за то же моро­же­ное можно назна­чить епи­ти­мью в виде чтения Пока­ян­ного канона. Но надо всегда знать, к чему в чело­веке отне­стись по-насто­я­щему серьезно. Епи­ти­мья должна быть чув­стви­тель­ной, но не лома­ю­щей чело­века.

— Всегда ли епи­ти­мья сопро­вож­да­ется запре­том в При­ча­ще­нии? Может ли чело­век, не испол­нив­ший еще до конца своей епи­ти­мьи, при­ча­щаться?

— Запрет на При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Таин в каче­стве епи­ти­мьи нала­га­ется в тех слу­чаях, когда чело­ве­ком совер­шены смерт­ные грехи, не дающие воз­мож­но­сти допу­стить чело­века до При­ча­стия. Это убий­ство, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, обра­ще­ние к магии. Что каса­ется сроков — мы не можем сего­дня руко­вод­ство­ваться кано­нами, пред­пи­сы­ва­ю­щими для этих людей запре­ще­ние при­ча­щаться в тече­ние долгих лет. Если мы сего­дня отлу­чим чело­века от При­ча­стия на десять лет, он, скорее всего, будет поте­рян для Церкви и погиб­нет. Меж тем, все, что дела­ется в Церкви, дела­ется ради спа­се­ния чело­века, а не наобо­рот. Поэтому за тяжкие, смерт­ные грехи (я не говорю об убий­стве, это вообще отдель­ный случай) те же отец Кирилл и отец Иоанн давали епи­ти­мью кому-то на два месяца, кому-то на четыре. Если в грехе была какая-то особая тяжесть, то порой епи­ти­мья могла длиться и до года.

Я сам в свое время зада­вал отцу Кириллу такой вопрос: при­хо­дит чело­век в храм, кается в тяжких грехах, и я пони­маю, что если я сейчас этого чело­века до При­ча­стия не допущу, он уйдет и не придет больше. Можно ли его допу­стить — и лишь потом дать ему епи­ти­мью, не свя­зан­ную с запре­том При­ча­ще­ния? Отец Кирилл отве­чал: в неко­то­рых слу­чаях ради пользы чело­века так можно сде­лать. Но если видно, что чело­век в силах поне­сти епи­ти­мью, что он не уйдет и не про­па­дет — тогда лучше посту­пить иначе, отлу­чить его от При­ча­стия на какое-то время.

— Одно дело — когда перед свя­щен­ни­ком (духов­ни­ком) хорошо извест­ный ему чело­век, другое — когда к свя­щен­нику на испо­ведь пото­ком идут незна­ко­мые люди. В этом, послед­нем случае также воз­можно нало­же­ние епи­ти­мьи?

— Врач, кото­рый хорошо знает наш орга­низм, назна­чает лече­ние с учетом осо­бен­но­стей орга­низма. А когда мы при­хо­дим к врачу незна­ко­мому — он вполне может про­пи­сать нам лекар­ство, кото­рое не при­не­сет пользы, напро­тив, навре­дит. То же самое и в Церкви: если духов­ник хорошо знает чело­века, он знает, что ему ска­зать и какую епи­ти­мью необ­хо­димо дать. Если же перед свя­щен­ни­ком незна­ко­мый чело­век — он должен прежде всего пом­нить древ­нюю вра­чеб­ную запо­ведь «Не навреди». И идти сре­дин­ным путем, давая чело­веку епи­ти­мью не стро­гую, но ощу­ти­мую.

— К сожа­ле­нию, в цер­ков­ной жизни послед­них лет мы часто стал­ки­ва­емся с раз­лич­ными пере­ко­сами. Как быть чело­веку, на кото­рого нало­жена епи­ти­мья дей­стви­тельно неудо­бо­но­си­мая или просто жесто­кая, напри­мер — отлу­че­ние от При­ча­стия на много лет?

— В этом случае надо писать про­ше­ние на имя пра­вя­щего архи­ерея той епар­хии, в кото­рой чело­век живет. Отме­нить епи­ти­мью, назна­чен­ную свя­щен­ни­ком, может только архи­ерей. Впро­чем, есть исклю­че­ния. Известны случаи, когда епи­ти­мья назна­ча­ется за грех, кото­рый уже испо­ве­дан, и за кото­рый чело­век понес уже в свое время епи­ти­мью. Осо­бенно часто это слу­ча­ется в неко­то­рых сомни­тель­ных палом­ни­че­ских поезд­ках. Если чело­век после этого при­хо­дит к своему духов­нику и спра­ши­вает его: «Что мне теперь делать?» – духов­ник должен объ­яс­нить ему, что епи­ти­мья в данном случае нало­жена некор­ректно и испол­нять ее не надо. Чтобы не стать жерт­вой пере­коса, лучше испо­ве­до­ваться всегда у одного и того же свя­щен­ника.

— Но почему, на Ваш взгляд, епи­ти­мья уходит из цер­ков­ной прак­тики?

— Мне пред­став­ля­ется, что одна из причин отми­ра­ния епи­ти­мий­ной прак­тики заклю­ча­ется в частоте повто­ре­ния грехов. То, что ранее вос­при­ни­ма­лось самим чело­ве­ком как паде­ние, сего­дня вос­при­ни­ма­ется как «есте­ствен­ное», т.е. вполне про­сти­тель­ное пре­гре­ше­ние. Чело­век, пере­жи­вав­ший свое паде­ние, был готов испол­нять дли­тель­ную суро­вую епи­ти­мью, и с Божьей помо­щью справ­лялся, в конце концов, с грехом. А чело­веку, кото­рый, даже и каясь на испо­веди, внут­ренне отно­сится к своему греху очень легко — епи­ти­мья не помо­жет. Он будет испол­нять эту епи­ти­мью и падать раз за разом. И свя­щен­ни­ком может овла­деть своего рода мало­ду­шие — ну что ж я буду опять давать ему епи­ти­мью, если она бес­по­лезна, если он все равно упадет. Хотя в данном случае надо было бы вспом­нить пре­по­доб­ного Иоанна Лествич­ника: если чело­век падает, но раз за разом вос­стает и пола­гает начало пока­я­нию — рано или поздно его Ангел-хра­ни­тель почтит такое посто­ян­ство и твер­дость, подаст помощь против греха, в кото­ром чело­век кается. Поэтому не надо, навер­ное, отка­зы­ваться от епи­ти­мьи.

— Но только ли поэтому от нее отка­зы­ва­ются, или еще и потому, что совре­мен­ный чело­век совер­шенно к этому не готов, нет у него на это ни сми­ре­ния, ни послу­ша­ния?

— Да, бывает, что чело­век настолько горд и обид­чив, что само слово «епи­ти­мья» вызы­вает у него непри­я­тие. Но дело в том, что епи­ти­мья — она как раз и служит к началь­ной выра­ботке сми­ре­ния, послу­ша­ния, тер­пе­ния. Пре­по­доб­ный Исаак Сирин гово­рит, что милость Божия дается чело­веку в первую оче­редь все-таки не за труды, а за сми­ре­ние. Труды без сми­ре­ния не спа­сают, а сми­ре­ние без трудов может спасти. Смысл епи­ти­мьи именно в том, чтоб не сам чело­век назна­чил себе какое-то испы­та­ние или нака­за­ние, а именно принял то, что запо­ве­дует ему испол­нить Цер­ковь.

Почему уходим от епи­ти­мьи? Есть такое слово — апо­ста­сия. Отступ­ни­че­ство. Это поня­тие объ­ем­лет, пожа­луй, все недо­статки нашей цер­ков­ной жизни. Отступ­ни­че­ство и как след­ствие — охла­жде­ние. Отми­ра­ние епи­ти­мий­ной прак­тики имеет при­чи­ной именно это. Но все зави­сит от кон­крет­ного чело­века. Если свя­щен­ник серьезно отно­сится к своему слу­же­нию и к людям — он обя­за­тельно будет при­бе­гать к епи­ти­мье.

— Но я боюсь в своей цер­ков­ной жизни столк­нуться с епи­ти­мьей. И не я одна, навер­ное, боюсь. При­чина — выне­сен­ный из дет­ства страх нака­за­ния (точнее, страх ока­заться в уни­зи­тель­ном поло­же­нии нака­зан­ного), и страх чьего-то втор­же­ния в мою личную жизнь: «Не навя­зы­вайте, сама раз­бе­русь, что и когда мне делать». Как это пре­одо­леть?

— Здесь нет, навер­ное, смысла гово­рить: «Вы все равно должны». Лучше гово­рить о том, чего чело­век на сей день еще не может — в силу каких-то душев­ных осо­бен­но­стей. И о свя­щен­нике. Отно­ше­ние свя­щен­ника к чело­веку в идеале сродни отно­ше­нию рестав­ра­тора к иконе — испор­чен­ной, иско­ре­жен­ной, закоп­чен­ной, да еще и заля­пан­ной какими-то совре­мен­ными крас­ками. Опыт­ный рестав­ра­тор ста­ра­ется понять наме­ре­ние автора, кото­рый эту икону писал. И ради этого всмат­ри­ва­ется в те черты, кото­рые сохра­ни­лись. И очень лег­кими, очень осто­рож­ными дви­же­ни­ями начи­нает поне­многу воз­вра­щать иконе пер­во­на­чаль­ный образ. У свя­щен­ника та же задача — вер­нуть чело­века к его пер­во­об­разу, к тому образу Божьему, кото­рый напе­чат­лен в нашей душе, и при этом не навре­дить. Он должен очень дели­катно дей­ство­вать, чтобы не было вот этой реак­ции оттор­же­ния — страха, о кото­ром вы гово­рите. Не внеш­ней вла­стью для чело­века быть, а сотруд­ни­ком. Чтоб чело­век чув­ство­вал: свя­щен­ник пыта­ется что-то сде­лать — не с ним как с каким-то внеш­ним объ­ек­том, а вместе с ним. Тогда воз­ни­кает дове­рие, и чело­век внут­ренне успо­ка­и­ва­ется, справ­ля­ется с этим стра­хом.

Отец Кирилл (Павлов) нико­гда не вме­ши­вался бес­це­ре­монно в жизнь чело­века, более того: когда при­хо­дил к нему чело­век и спра­ши­вал: «Как посту­пить. » — он спра­ши­вал в ответ: «А как надо, по-твоему? Как ты сам дума­ешь?». И зача­стую выяс­ня­лось, что чело­век думает пра­вильно. Он несет уже в себе знание о том, как над­ле­жит ему посту­пать, но не нахо­дит сил сде­лать выбор. Бывало и иначе: отец Кирилл молится, и ему от Бога при­хо­дит ответ, и это видно — что ему от Бога ответ пришел, и это сразу ложится на сердце чело­века. Какое же здесь втор­же­ние, какое наси­лие?

Если чело­веку не дает епи­ти­мью свя­щен­ник, ему дает ее Гос­подь. Только чело­век это не всегда заме­чает. Очень важно и заме­тить вовремя, и пра­вильно отне­стись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неуря­дицы. Если чело­век пони­мает, что это нис­по­слано ему во исце­ле­ние его грехов и стра­стей, тогда такая епи­ти­мья, нало­жен­ная Самим Богом, бывает спа­си­тельна. Без­условно, Гос­подь епи­ти­мью чело­веку под­би­рает гораздо вернее и пра­виль­нее, чем подо­брал бы свя­щен­ник, но если бы мы понесли епи­ти­мью от свя­щен­ника, то, воз­можно, Гос­подь не стал бы нам епи­ти­мью давать Сам. И нас не ждал бы путь куда более скорб­ный и труд­ный, нежели чтение Пока­ян­ного канона в тече­ние какого-то недол­гого вре­мени.

бесе­до­вала Марина Бирю­кова

журнал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность» № 12 (28) 2009 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *