что делать начинающему поэту
Советы начинающим поэтам
***
Во-первых, наличие явственно выбивающихся ритмов и рифм.
И пишет, и трясется от волненья,
И строки из души летят на лист.
Доводит блеск свечи до исступленья –
Короткий взмах руки весь труд его сметает вниз.
Она цвела, хоть знала, что увянет
Зимой, когда наступят холода.
Сегодня только вьюга завывает
Над грустною могилою цветка.
Часто автор и сам о них знает, просто вот это «ну так по смыслу надо, ну, может, не заметит никто. » Много-много оправданий и самооправданий, а ошибки бессовестно просвечивают, как кляксы в тетрадке.
Стоит также помнить, что есть такие разновидности поэзии, как верлибр, белый стих, вольный стих. Но работа над ними часто требует еще больших усилий, точности и мастерства. Нельзя выбившуюся строчку просто так объявить авторской причудой и на том успокоиться. В «неправильных» стихах важна идеально выверенная интонация, определенный ритмический рисунок, который, хоть и отличается от классических размеров, но все же должен четко прослеживаться. Не пытайтесь писать верлибры, чтобы убежать от проблем с рифмой и ритмом, верлибры требуют не просто владения ими, а умения творить новый интонационный рисунок. Помните, что в классических формах вы твердо стоите на плечах у классиков, и даже при мелких недочетах давно выверенная музыка сама по себе способна очаровать слушателя, а с верлибрами вы можете опираться только на собственный талант, умение, чутье, фантазию. Любая слабость и фальшь вызовет куда большее отторжение у читателя, чем такая же, но в «классическом» решении.
ТЫ-смысл моей жизни,
ТЫ-вернул мне жажду жить.
О тебе все мои мысли,
ТЫ-научил меня любить.
Всё отболит, перегорит внутри,
Найдутся темы новые для песен:
Два года без тебя, а будет – три,
Три года без тебя, а станет – десять.
Н. Васильева (Элхэ Ниэннах)
Третий вечер моя королева грустна,
Третий вечер встречает в безмолвной тоске,
И дрожат жемчуга, словно капли дождя,
На холодной и белой, как мрамор, руке.
Третий день в королевстве разлад и печаль,
Вянут розы в саду, сохнет клен под окном.
Наш веселый консорт третий день как умчал
К той, что мускусом пахнет и сладким вином.
И в глазах королевы как будто зачах
Тот огонь, что сиял, озаряя мой дом.
Я сижу и мурлычу у ней на руках,
Только толку-то в том? Только толку-то в том.
Сравните с декларативной фразой «Все люди меняются, и ребенок отличается от взрослого». Последнее можно как угодно зарифмовать, поэзией это не будет.
А закончить мне хотелось бы цитатой из Николая Гумилева («Жизнь стиха»):
Я ответил бы коротко: всем.
В стиле Бог показывается из своего творения, поэт дает самого себя, но тайного, неизвестного ему самому, позволяет догадаться о цвете своих глаз, о форме своих рук. Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорений и замедлений ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу его героя, перенимает его мимику и телодвижения и, благодаря внушению своего тела, испытывает то же, что сам поэт, так что мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой. Жалобы поэтов на тот факт, что публика не сочувствует их страданиям, упиваясь музыкой стиха, основаны на недоразумении. И радость, и грусть, и отчаяние читатель почувствует только свои.
Спасибо Багире Сфинкс, на основании нашего диалога родился этот очерк. Надеюсь, что он поможет начинающим поэтам увидеть те самые комплексные ошибки в своих стихах и по-возможности их избегать.
Занятие 5. Основные ошибки начинающих поэтов
В начале своей творческой деятельности молодые авторы часто допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к тому, что они прекращают заниматься поэзией, а своё былое увлечение начинают считать детской забавой. Рассмотрим наиболее типичные промахи молодых поэтов, которых легко можно избежать.
4. Рисунок стихотворения часто ломают и слова, не укладывающиеся в тематику стихотворения. Проскользнув в строке, эти слова могут полностью испортить впечатление от него. Не стоит увлекаться и очень красивыми, но устаревшими словами, такими, например, как перста, ланиты, и т.д. Они будут слишком помпезно и неестественно смотреться в произведении современного автора.
5. При создании любого произведения немаловажное значение имеет грамотность автора, его начитанность. Автору следует уважать язык, которым он пользуется для создания стихотворений. Ошибки в тексте, бедный словарный запас автора, сразу же бросаются в глаза. Если они есть, даже самое глубокое по замыслу произведение не сможет быть полностью реализовано.
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТУ
Одним из наиболее важных компонентов поэзии является рифма. Начинающим авторам необходимо обратить на неё внимание в первую очередь. Ведь именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и стихотворение легко читается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов банальными, «избитыми». Приведем перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.
3. Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.
6. Если нет желания работать, не работайте. Займитесь текущими делами, съездите на природу. Почитайте хорошие стихи.
7. Бывает, что вдруг ни с того, ни с сего в голову приходит хороший образ, срав-нение, метафора или куплет нового стихотворения. Не мешкая, сразу же сделайте запись в блокноте или специальной тетрадке. Даже ночью. Не сделаете этого, мысль будет утеряна.
9.Не пишите в стол! Выносите свои стихи на публику! Принимайте участие в фестивалях и конкурсах! Стол вам не судья!
10 советов начинающему поэту
Определенные критерии позволяют отличить поэзию от прозы и оценить написанное. Наши 10 советов начинающему поэту позволят понять, что помогает тексты превращать в стихотворения, притом хорошего качества.
Совет 1. В основе стихотворения должна лежать идея, мысль. Если сказать нечего, то незачем и растекаться мыслию попусту. Писатель всегда должен знать, что именно хочет сказать читателю и зачем.
Совет 2. Содержание поэтического произведения должно быть в балансе с его формой. Иначе говоря, подумайте «на берегу», в каком жанре собираетесь изложить свои новые, незатасканные, оригинальные идеи. Или же под каким новым ракурсом стараетесь взглянуть на старые, как мир, ситуации.
Совет 3. В любом языке есть правила, которых необходимо придерживаться, особенно начинающим авторам. Ясность изложения – важнейшая составляющая. Не надо прикрывать нечеткость мысли якобы возникающими в голове образами. Образ – это образ, а ясность мысли – ясность мысли: два совершенно разных понятия. Можно не владеть языком виртуозно, зато ясно мыслить. Грамматические и синтаксические ошибки – исправимы, а отсутствие чёткой мысли в произведении ничем не исправишь. Хотя желательно все же уделять достаточное внимание и грамотности.
Совет 4. Только самые талантливые люди могут обойтись без элементарных правил теории стихосложения. И то, считаю, они с детства осваивают эти правила – через чтение стихов других поэтов. Остальным все же советую почитывать учебники по стихосложению, авторитетные материалы в тему Благо, сейчас такую информацию найти не сложно.
Совет 5. Важный признак поэзии – рифма. Благодаря ей строки объединяются в строфы, и читателю проще воспринимать стихотворение. Рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, одна и та же не должна кочевать из одного произведения в другое.
В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако рифмы бывают разные, и не каждая считается удачной или полноценной. Ряд рифм в среде опытных авторов считаются «плохими», «избитыми». Например:
Совет 6. Основой основ в поэтическом произведении можно назвать ритм – общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. На нем основаны все системы стихосложения у всех народов. Что такое ритмические единицы, стопы, строфы. В поэзии есть свои понятия, которые начинающему поэту лучше знать, чтобы умело ими пользоваться.
Совет 7. Если не получается найти нужную рифму, лучшее созвучие? Или «хромает» ритм? Не жалейте своих трудов, смело перестраивайте всю фразу, переписывайте строку или несколько строк заново, меняйте их местами. Не ленитесь работать над своими текстами.
Можно выражать свои мысли и свободным стилем, в вольной форме. Хотите писать «белые» стихи? Пишите. Только это вовсе не значит, что ритм в таком стихотворении отсутствует. Он будет просто другим и чаще меняться. Чего нет в поэзии – так это хаоса.
Совет 8. Новичку в поэзии советую использовать строгую классическую форму стихотворений. Экспериментировать с рифмами, формами, стилями еще успеете. Не зря говорят: чтобы отступать от правил, надо знать эти правила.
Совет 9. Начинающему поэту (и не только начинающему!) желательно как можно больше читать произведения классиков и современных авторов. Чтение обогащает духовно, помогает познать богатство языковых средств, учит искусно владеть языком.
Совет 10. Если велико желание стать поэтом, важно снова и снова пробовать силы в стихосложении. И помнить: нет на пути совершенствования ошибок – есть попытки познать, как лучше использовать те или иные средства на пути к достижению цели.
Думаю, эти 10 советов помогут начинающему поэту со временем стать поэтом-мастером. Успехов!
В помощь начинающему поэту!
(Статья опубликована в 7 номере печатного издания журнала Цветные Строчки, Автор: Майя Азарова)
Приведу несколько конкретных словосочетаний являющихся литературными (в том числе и поэтическими) штампами:
мороз крепчал, руки как крылья, в воздухе пахло весной, ветер дул, солнце садилось, небо плакало, слезинки дождя, первый снег, синее море, алая кровь, не вспыхнет уже никогда (сердце, звезда), отлюбившее сердце поэта, погасшая в небе звезда, ладонь в ладонь, быть крылатым.
НО! Давайте разберемся, означает ли все вышесказанное мною, что словосочетания, обороты, именуемые так называемыми «штампами» следует полностью забыть и вычеркнуть из собственного словаря? Я бы сказала, здесь существуют некоторые поправки и исключения… Конечно то, что мы называем штампами следует использовать как можно реже чтобы все стихотворение не превращалось в набор штампов… Но с другой стороны ещё важнее – место, уместность, упаковка! Если те же «пламенные души» использовать в сатирическом стихотворении, или ещё в каком – то непривычном контексте их употребления, они будут смотреться совершенно свежо! То есть, дело действительно в способности почувствовать, где фраза будет смотреться как затасканный образ, а где это будет выглядеть интересно и по новому, или же это будет необходимо, просто как устойчивое выражение, привычное клише, которое сразу же вызовет в голове читателя нужную картинку. Везде мудрить и изгаляться тоже не лучший выход, читатель заметит вашу неискренность и некую искусственность. Если надо сказать «солнце село», то смело пишите! Если суть вашего произведения в другом, то некоторые устойчивые выражения могут просто являться антуражем, излишняя перегруженность которого нежелательна, и лишь запутает или вызовет отторжение читателя. В общем, на то ты и поэт, чтобы учиться грамотно владеть языком! Ведь язык один и похожих выражений полностью не избежать! И это нормально, как и в музыке, в которой всего 7 основных нот! Определенная последовательность нот повторяется часто, только вот откуда столько уникальных и узнаваемых мелодий? То есть, важно не «что», а скорее «как», а также «когда» и «где». Штампы можно обыграть и оживлять, а иногда не грех заглядывать в словарь синонимов и эпитетов.
Кстати, вот мнение одного автора со стихи.ру, жесткое, но отрезвляюще:
Банальность и штамп, это конечно, близкие понятия, но есть некоторые различия, на мой взгляд. Здесь я больше имею в виду банальность как бытовое и слишком разговорное для поэзии использование слов. Я не буду расписывать во всех красках о том, как не стоит писать. Один яркий пример бытового и банального набора слов, который сложно именовать «стихотворением», (хотя автором он задумывался именно так) будет более наглядным пособием:
«Я любила и люблю тебя.
Но жаль, ты не доверяешь мне…
И прошу, не гони ты меня…
Просто постарайся забыть…
Не создавай ошибку навсегда!
Не будешь, счастлив ты без меня…
Я не вижу себя без тебя…
В глазах не слезы мертвая вода…
Свежесть тускло ушедшего дня…
И люблю, ведь я только тебя…
Ты сердце в моей груди!
Хочу прирасти я к тебе навсегда….
Знаю, не покинешь ты меня…
Будешь рядом ты всегда!»
3)Словесный мусор, порядок слов, лишние слова прочие «мелочи»
Сразу перейдем к конкретике.
1.Использование слов-костылей:
словесный мусор может появляться в стихотворении как при подстановке ради соблюдения ритма и рифмы (все те же «уж», «-то» «ведь», ничего не соединяющие соединительные союзы, либо целые необязательные значимые слова, не относящиеся к раскрываемой теме), так и при стремлении «укомплектовать» стихотворение нужным числом строк (то есть, мусор суется целыми строками).
2 Порядок слов и корявость. Иногда предложение звучит настолько коряво, что невольно задаешься вопросом: «А чего этот автор говорит, как иностранец? Что за порядок слов? Почему ошибки в управлении?» Или, может быть, это попытка сделать пародию? Пример выше: «Не создавай ошибку навсегда!»
3. Навязчивое использование слов, относящихся к обслуживанию, а не к передаче смысла:
Что, который, и, как и т.д. Чем меньше «чтокания», тем больше концентрация смысла. Это касается как поэзии, так и прозы.
4 Частое использование фраз из канцелярского языка «достиг успеха», «как следствие», «период времени».
Существует такое понятие, как «авторская глухота». Давайте поближе рассмотрим этот термин с примерами…
«Авторская глухота — условный термин, предложенный Максимом Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях авторская глухота является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Причем подобные явления свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам. Подобные ошибки у классиков русский критик и пародист начала 20 века А. А. Измайлов назвал «пятнами на солнце». Вот несколько примеров таких ошибок:
А. Пушкин:
«Вот испанка молодая
Оперлася на балкон»
(вместо «на перила балкона»);
М. Лермонтов:
«И Терек, прыгая, как львица,
С косматой гривой на хребте. »
(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);
А. Плещеев:
«Дам тебе [ласточке] я зерен,
А ты песню спой.»
(ласточка питается насекомыми, а не зернами);
А. Фет:
«О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.»
(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны)
В. Маяковский, в прологе к поэме «Во весь голос»:
«Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных зияющих заглавий.»
Немного о Рифме… Для меня тема рифмы это не самый главный вопрос в поэзии, несмотря на то, что мнение большинства поэтов, как профессионалов так и непрофессионалов, обычно противоположное. Порой рифме отводят вообще первостепенное значение: мол, это же стихи. Но стихотворение – это не просто зарифмованные строчки… иногда «любителей рифмовать» мы часто с иронией называем «рифмоплетами», транслируя тем самым свою несерьезность в отношении автора, как истинного поэта. Безусловно, рифма это часть поэтического искусства, звукописи поэтического произведения. Однако, в стихотворении, если говорить о форме, на мой взгляд, важнее общий стиль, ритмика, своя особая структура и гармония, и меня не часто раздражают те самые «запрещенные» глагольные рифмы… Но действительно, в довольно банальных стихах их бывает слишком много. А если глагольная рифма интересно «упакована», то есть, использована в нестандартном ритме, размере, то она вполне хорошо смотрится и слышится. Иногда кажется, что рифмы нет вообще или она какая-то «неправильная», однако, она может быть просто неточной, очень вольной, почти случайной (в хорошем смысле, не от неряшливости, а по замыслу) ускользающей, тонкой…
Но конечно, если вернуться к вопросу о так называемых тривиальных и заезженных рифмах, не стоит злоупотреблять рифмами типа (особенно в классическом слоге):
Да уж! Статья получилась немаленькая, но надеюсь, что она оказалась полезной. Я хотела собрать максимально полный набор замечаний, рекомендаций, примеров для начинающего поэта, и очень хотелось бы верить, что подобным анализом, разбором, я никого не обидела, не задела и сильно не расстроила. Если чувствуешь в себе поэтический талант, способность к работе с языком – дерзай, и все получится! А если понимаешь, что «не тянешь», то может, стоит попробовать себя в чем-то другом? У каждого из нас есть какой-то особый талант, даже если нам кажется, что его нет. Да, бывает, что ищешь его всю свою жизнь, но это стоит того! Поиск таланта почти тождествен поиску себя. А мы все, так или иначе, постоянно ищем, разыскиваем себя… Обретаем, а потом снова теряем… И опять обретаем! Ищите себя, обретайте себя! И ты, Поэт, пиши, совершенствуйся, ищи и находи себя разного, нового… Спасибо тебе за беседу! Мы ещё встретимся… Надеюсь, много, много раз…
Как начинающему поэту найти своих первых читателей? Свой сайт и рассылка
Каждый автор стихотворений, песен, поэм, разумеется, заинтересован в том, чтобы его произведения не пылились в ящике стола или одной из папок, размещённых на жёстком диске, а были опубликованы, нашли своих читателей. Для автора — я это по себе знаю! — крайне важен тот факт, что его произведение прочитано, что на него получены отзывы, комментарии, критика и так далее.
И если автор начинающий, если его имя ещё не известно широкому кругу читателей, если ещё не выходили сборники с его стихами, то путь к известности, путь к первым читателям для него лежит через Интернет. Только в Интернете сегодня начинающий автор, не вкладывая больших денег в свою раскрутку, в издание своего сборника, сможет получить желаемое, давно искомое: первых читателей, первые отзывы, первую критику и прочее. С этого начинал и я, и многие мои друзья и знакомые, и многие ныне известные авторы; с этого я рекомендую начать и вам, уважаемые читатели, пишущие стихи, песни и поэмы.
Что необходимо сделать для того, чтобы стать известным и читаемым в Интернете? Какие этапы необходимо пройти?
Для начала, я считаю, необходимо обзавестись своим сайтом. Не обязательно сразу же делать сайт на платном хостинге, покупать домен второго уровня. Планируемый сайт не является коммерческим проектом, и, следовательно, для него может подойти и бесплатный хостинг, к примеру, тот же www.narod.ru. Первая версия моего литературного сайта располагалась именно там. На сайте необходимо рассказать о себе, разместить свои координаты для обратной связи — будь то электронный адрес, номер ICQ или телефон — и, конечно же, опубликовать подборку своих стихотворений, песен, поэм.
Не обязательно делать именно сайт, вполне можно обойтись «живым журналом» или другим блогом. Главное, чтобы в Интернете было место, где были бы собраны все ваши произведения, какие только есть в Сети, были ваши координаты для обратной связи, информация о вас.
В принципе, можно сайт сделать и позже, на одном из следующих этапов, так сказать, вашего становления. Но я бы рекомендовал обзавестись сайтом в самом начале: хотя бы для того, чтобы ваши произведения, переопубликованные затем на иных ресурсах, были замечены поисковиками, прежде всего, на вашем сайте. Это вам очень сильно пригодится позже, когда вы будете известны и читаемы. Люди, ищущие ваши стихотворения в поисковиках, будут попадать не на различные посторонние сайты, где выложены отдельные ваши произведения, а на ваш официальный сайт, на котором содержится не только полнейшая подборка вашего творчества, но и исчерпывающая информация о вас — как о их авторе.
Итак, предположим, сайт у вас уже есть, на нём размещены ваши произведения, информация о вас, ваши контакты. Что делать дальше?
А дальше необходимо привлечь посетителей на ваш сайт, показать потенциальным читателям ваши произведения. Как это можно сделать? Вы можете пойти двумя путями:
1. Заняться раскруткой вашего сайта;
2. Заняться продвижением контента вашего сайта, то есть ваших произведений.
Оптимальный вариант, как мне думается, это совмещение обоих путей. Тогда эффект будет выше, и ваша цель будет быстрее достигнута. Но и труда придётся приложить больше. Или же потратиться на платную раскрутку.
О раскрутке сайта в Сети можно найти очень много различной информации, и я не буду останавливаться на этом моменте. Основная тема данной статьи: продвижение результатов творчества, а не сайта, на котором они размещены. И здесь есть огромное множество различных вариантов. Я расскажу об основных, которые использую сам.
Один из них — авторская рассылка. Её можно открыть, к примеру, на том же Subscribe.ru. За открытие и ведение рассылки с вас ничего не возьмут, это абсолютно бесплатный сервис. В рассылке можно сообщать свои творческие новости, делиться с читателями планами и, конечно же, публиковать свои новые произведения.
Рекомендую, однако, ваши новые творения сначала публиковать на собственном сайте, а уж потом — в рассылке и на других ресурсах. Исключением могут являться разве что литературные конкурсы, где к участию допускаются лишь те произведения, которые раньше нигде не публиковались. Или же публикации в журналах, настаивающих на соблюдении такого условия. Лишь в этих случаях можно разместить произведение на своём сайте после публикации в ином месте. Подробнее об этом вы можете прочесть едва ли не в любом материале по раскрутке сайта — речь идёт об авторском, оригинальном контенте.
В рассылке ваше творение можно публиковать двумя способами:
1. Вставить лишь начальные строфы, после которых дать ссылку, ведущую на полный текст произведения, расположенного на собственном сайте. Подписчики будут переходить на ваш сайт, повышая его посещаемость, и, возможно, просматривать также и остальные ваши произведения, размещённые там.
2. Публиковать произведение полностью, а в конце указывать ссылку на страничку вашего сайта, где также размещён этот текст. В этом случае рассылка не принесет большого числа дополнительных посетителей вашему сайту, но зато ленивые подписчики, не любящие ходить по сайтам, смогут тут же ознакомиться с полным текстом вашего произведения, а нетерпеливые не отпишутся от рассылки.
Как именно вам вести рассылку, выбирайте сами. У обоих способов есть свои плюсы и свои минусы, свои удобства и неудобства. Можно попробовать сначала один, потом другой, а затем определиться. Я, к примеру, в рассылке публикую полные тексты своих произведений, но временами выпускаю, так сказать, дайджест лучших, состоящий из первых строф и ссылок на сайт с полными текстами. Можете опробовать и такую схему ведения рассылки. Возможно, она вас заинтересует.
О других способах продвижения своего творчества — в следующей статье.