что делать на стриме когда скучно
Гайд для начинающих стримеров: как я перестал бояться и полюбил монитор.
Как научиться разговаривать не только с монитором, но и с людьми по ту сторону экрана? Или хотя как сделать так, чтобы кроме вашего голоса люди могли видеть и картинку, желательно без лишних порций майнкрафта на экране? С этим вопросом многим приходится разбираться самостоятельно или пытать разбирающихся в этом людей, зачастую попадая во вполне справедливый игнор.
Ещё не так давно стримерство в мире было занятием крайне сложным, отнимающим много времени и сил на настройку кучи костылей, что заставляли двигаться картинки на мониторе. Теперь все это проще: создано большое количество программ для легкой и удобной настройки трансляции, а на консолях это и вовсе делается нажатием одной кнопки X
И все равно бывает трудно разобраться в хитросплетении интерфейса всех этих кастерских программ, ведь цена ошибки — вопли людей, которые будут клеймить и бороться с некачественным продуктом. Да так бороться, что отобьют всякое желание что-либо делать дальше, заставив вас забиться в уголок и тихо плакать над собственными руками. Все-таки стримерство — очень творческое хобби, а творческие люди такие ранимые…
Чтобы избавить вас от лишних проблем я постарался собрать в этой статье все что знаю — благо успешно полтора года занимался сим прекрасным делом. Хватит лишних слов — поехали!
Подготовка к стриму начинается уже с выбора железа для своего компьютера. Хороший стример должен обеспечивать положенными пека-геймингу 60-ю кадрами в секунду не только себя, но и зрителей. Хотя в нынешние толерантные времена и 30 кадров не сильно уменьшают удовольствие от просмотра.
Основная нагрузка от стрима приходится на процессор – именно на его долю выпадает обсчет и кодирование информации. Затем в дело вступает ваше соединение с интернетом. Полученные кадры отправляются на сервер, где уже и выводятся на плеер зрителей.
Большинство современных процессоров (даже те, что в ноутбуках) вполне справляются с нагрузкой, особенно если речь идет не о современных ААА-проектах. Тут ведь кроме нагрузки от стрима вмешивается ещё и сама игра, и даже если по отдельности все идет прекрасно, то запустив все вместе можно получить на выходе отличные лаги.
Немножко примеров: ваш покорный слуга использует Intel Core i7-3770K — этого хватает, чтобы тянуть какую угодно нагрузку вплоть до больших разрешений вроде 1920:1080 и 60 кадров в секунду. Хотя на относительно современных образцах «прекрасной» оптимизации я ничего не тестил, да.
Чуть более бюджетный вариант — Intel Core i5-3570K. Уже не позволит совершенно наплевательски относиться к настройкам и придется иногда смотреть, где тормозит, а где нет, и может где-то снижать настройки. Но в большинстве случаев – отличный выбор.
С интернетом все гораздо проще – стабильное соединение, да и все в основном. Разумеется, канал должен быть достаточно большим. Хотя бы 1 мегабит в секунду, хотя сам я умудрялся стримить и при меньших скоростях – правда в режиме майнкрафта и пошаговой стратегии. Это не проблема, если вы стримите пошаговые стратегии и Minecraft.
Ну и конечно не забывайте про звук. Хватает обычно и обычной гарнитуры в наушниках. Я одно время пользовался продукцией Razer, но слишком уж часто она давала сбой, хотя, быть может, дело там в моих кривых руках.
Самое важное в этом деле чтобы звук был относительно «чистым». Ваш голос не должны перебивать посторонние шумы и фон не должен быть слишком громким. Именно это главный критерий для выбора гарнитуры.
Нельзя просто так взять и запустить стрим. Для этого вам нужен плеер, на который будет отправляться захватываемое вами изображение, и с которого вас будут смотреть. Ну, или не будут. Это дело таки исключительно добровольное.
В СНГ выбор достаточно мелкий. Хотя он и в мире не сильно то и большой. Смотрим:
Twitch.tv – самый большой стримерский портал вообще в мире, YouTube для стримеров. Очень удобный интерфейс сайта, много народа, но и при всем при этом проблемы тоже есть. Первая: почему-то у некоторых зрителей Твич может безбожно лагать просто так, но с этим можно бороться часто обновляя плеер – рано или поздно он направит на сервер поближе. Со второй проблемой бороться сложнее: задержка изображения, которая может иногда доходить до минуты и больше. Понятное дело, что интерактивное общение с чатом в таком случае затруднительно.
CyberGame.tv – сайт уже чисто российский, сервера расположены в Москве. Задержка минимальна, лаги тоже редки (если конечно вы не живете на Дальнем востоке). И все было бы хорошо… Но у сайта большие проблемы с сохранением VoDов (Video on Demand) – записей стримов, которые создаются по их окончании. На Твиче они исправно сохраняются по нажатию кнопочки стоп, скачиваются, загружаются на Ютуб. На Кибергейме же запись может появиться когда угодно. А иногда и вовсе не появиться. Делайте запись непосредственно на жесткий диск, если собираетесь стримить на этот плеер — будет меньше проблем с пропажами.
GoodGame.ru – в отличии от вышеперечисленных сайтов не только предоставляет плеер и чаты, но и сам по себе является информационным порталом с отдельным коммьюнити. На Твиче и Кибергейме почти бесполезно искать аудиторию, если стримить только на них. На Гудгейме же есть шанс, что пробегающий глазами по списку стримов зритель заинтересуется именно вашим. Задержки минимальны, записи, правда, не сохраняются в принципе (возможно уже исправлено, я давно не интересовался этим сайтом).
ПОСТОЯННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Делаешь большой стрим, долго к нему готовишься – упс, у нас сломался сервер, целый час ваши зрители будут видеть лагодром! Захотел включить только вышедший эксклюзив – извините, вас таких слишком много, сервер лежит.
И утром, и днем, и глубокой ночью никто не застрахован от того, что сервер Гудгейма задумается о вопросах жизни, вселенной и всего остального. Да, он у них головастый. Но стримерам и зрителям от этого не легче. YouTube. Тут, к сожалению, я могу дать очень мало информации, ибо этот плеер всегда был в стороне от тех районов, где я обитал. Просто несколько фактов: для запуска стрима необходима партнерка сайта на канале (опять же могу ошибаться, можете поправить), само изображение слегка режется по качеству из-за особенностей самого YouTube. Зато сохраняет стрим на канал быстро и сразу, и есть просто потрясающая функция отмотки даже тогда, когда сам стрим онлайн. Аналогов такой функции у других плееров нет в принципе.
Вот она – святая святых!
То, что делает стрим стримом. Та магия, которая из введенных в поля чисел и букв заставляет оживать картинки на экране у других людей. Был бы я пещерным человеком, то уже начал бы поклоняться этому.
А ещё ниже будет очень много текста и очень много картинок. Но под спойлерами. Так что готовьтесь.
Для запуска трансляции необходимо скачать одну из программ, обеспечивающих весь процесс кодирования и передачи изображения и звука. Таких существует две: Open Broadcaster Software и Xsplit.
Сразу пару слов о второй: программа эта, в отличие от OBS, платная, и стоит довольно больших денег. По сравнению с аналогом, она имеет чуть больше функционала, но при этом грузит процессор сильнее. Именно из-за её платности в этом гайде я не скажу ничего о настройке стрима в ней – он, все-таки, для начинающих, и тех, кто не планирует развивать это дело дальше маленького хобби.
Первым делом, наш путь лежит в настройки (1), раздел «Трансляция» (2). Выбираем тот плеер, на котором зарегистрировались (3) и вводим всю необходимую информацию: сервер, на который будет отправляться информация (4) и особый «ключ» (5). На каждом сайте он находится в специфичном месте, но заметном. Ключ — именно та вещь, через которую программа будет определять, на какой именно плеер отправлять материалы. Поэтому не передавайте его никому другому, если не хотите, чтобы под вашим аккаунтом стримили совершенно другие люди. Если хотите, в этом же разделе можете установить путь для сохранения записи вашего стрима на жесткий диск. Если переключить режим с прямого эфира на локальную запись, то стрим не будет выходить онлайн, а сразу записываться на компьютере. Полезно для теста новых настроек или проверки захватов.
Дальше переходим в раздел «Кодирование». Выбор кодировщика определяет, что именно будет нагружаться из вашей системы для обработки информации. X264 (1) – это стандартный, дефолтный путь через процессор, и в большинстве случаев стоит работать через него. Но если ваш плеер слабоват, то можно попробовать стримить через Quick Sync и Nvidia NVENC (2) – в этом случае обработкой будет заниматься видеокарта. Обычно помогает, но это все равно способ так себе, и использовать стоит только в крайнем случае – все-таки видеокарта у вас обычно и так занята, а уж с нынешней оптимизацией в большинстве игр… К тому же, для разблокировки второго необходимо, чтобы технология поддерживалась видеокартой (и, соответственно, была необходимой фирмы). Для первого же нужно изрядно потанцевать с бубном. Необходимые пляски и песнопения можно посмотреть вот здесь
Максимальный битрейт (3) – вот, что будет определять итоговое качество вашего стрима. Чем выше битрейт — тем меньше распадается на пиксели изображение, отправляемое на плеер, но и тем больше нагрузка на вашу систему. А ещё и на интернет-канал зрителей. При высоких значениях есть вероятность, что у человека включившего плеер изображение будет подгружаться медленнее, чем оно отправляется, приводя в итоге к подгрузкам и лагам. Так что, настройка битрейта — процесс весьма тонкий и железных значений тут нет. Есть общие рекомендации для определенных видео-разрешений, чтобы отправляемое изображение им соответствовало.
При 1280*720 рекомендуется ставить значения от 1000 до 2000-2500. Меньше – майнкрафт из любой игры, больше – разница будет незаметна. Для 1920*1080 – от 2500 до 4000. Правда в последнем случае может произойти та самая ситуация, когда качество будет слишком большим для зрителей. Обычно в таких случаях спасает переключение качества, но выдается оно для стримера далеко не сразу. У каждого плеера свои специфичные условия для получения этой кнопочки. Если у вас её нет, хорошим тоном будет стримить в 720р, чтобы как можно больше людей могли с комфортом смотреть ваш стрим.
Битрейт аудио (4) оставляйте в большинстве случаев на дефолтных 128. Знавал я таких «советчиков», которые предлагали ставить всегда максимально возможное. Ну пожалуйста, никто не запрещает, кроме здравого смысла. Повышенный битрейт аудио будет заметен только если вы стримите живую музыку и прочие редкие случаи, когда максимальное качество будет слышно только при повышении битрейта аудио. В остальных случаях — пустой расход мощностей и разница звука будет абсолютно незаметна.
Коль речь зашла о разрешении – переходим в раздел «Видео». Выставляете то разрешение (1), которое будет захватываться программой (рекомендуется ставить то, которое у вас на мониторе максимальное). К слову – лучше бы, чтобы разрешение было у вас 16:9. Именно в таком формате идут все плееры, и любое отклонение от него будет приводить к «кинематографичным» черным полосам сбоку или снизу. Не будьте как авторы The Evil Within, пожалуйста. Если избавиться совсем никак не выходит (ну не тот формат монитора, а играть в окне не хочется) – есть вариант забить полосы каким-нибудь оформлением. Картинки в тему стрима, ссылочки на вконтакт\твиттер и т.д. – что угодно, но лишь бы не черные полосы. Они раздражают людей, правда. Если у вас слишком большое разрешение – его можно масштабировать (2) с помощью одноименного пункта. Например, захватываться будет положенное 1080р, но уже самой программой «сужаться» до 720р, и в таком уже качестве отправляться на плеер. Очень полезный пункт для тех, у кого нет переключения качества на плеере.
В разделе «Аудио» следует задержаться, если у вас больше одного микрофона, а вам нужен конкретный.
Все, в остальных местах делать начинающему особо нечего. Там идут уже совсем тонкие настройки, которые могут сильно повысить качество картинки, или наоборот понизить его, если система не справляется, но нужно это редко и в специфичных случаях. Стандартные настройки там вполне себе средние и хорошие с любой стороны.
Вылезаем из настроек. Теперь нам нужно захватить само изображение. Под большим экраном (на который будет выводиться то изображение, что вы настроили при запуске или предпросмотре стрима) и левее от кнопок настройки и запусков находятся две таблицы. Самая левая – сцены (1), правая – источники (2). Сцена — это изображение, которое будет отправляться на плеер, источники же — её составные элементы.
Пример: нам нужно вывести на экран изображение игры. Создаем сцену «GameName», кликая правой кнопкой мыши по левой таблице. Выбираем источник, кликнув ей же (пкм) по правой таблице. В случае игры — это «Окно» (1) или «Игра» (2). Там используются разные способы захвата поступающего изображения, если один из них не срабатывает — просто попробуйте другой. Выбираем необходимое окно или процесс (3), нажимаем ок, и — вуаля! — изображение захвачено и мы видим его на большом экране. Не видите? Значит что-то сделано неправильно, используйте другой способ захвата или проверьте, правильно ли указан объект для захвата.
Если захочется добавить какое-нибудь изображение прямо на экран – к списку источников добавляем его через модуль «Изображение» (1). Раз – и поверх игры у нас расположен прекрасный анимешный арт о боги Хаоса, зачем я выбрал именно этот
Но тут нам захотелось, чтобы у нас была заглушка в виде картинки, которая закрывала бы изображение, когда зрителям лучше не видеть, что происходит на экране – например ваш бравый капитан Шепард вот-вот уединится с лейтенантом Кортезом. Можно сделать изображение через источник и держать его слоем за игрой, чтобы потом по необходимости вручную «поднять» его поверх.
Но гораздо удобнее будет, если вы создадите отдельную сцену «ImageName» и с помощью правого клика по названию сцены выберете опцию «Выбрать клавишу», (1) и, собственно, назначите эту клавишу (2). Не используйте только те, что часто будут использоваться в самой игре, это вообще касается любых «биндов» настроек.
Вот, пожалуй, и все, что надо знать для того, чтобы запустить стрим и провести его более-менее стабильно и без технических проблем.
А вот тут начинается исключительно диванная аналитика, так что многие советы можно будет оспорить. Что ж, мне приходилось общаться и с людьми, собирающими огромную аудиторию, и с самыми начинающими. Так что может быть что-то отсюда вам и пригодится.
1. Умейте говорить не только об игре. Слушать постоянные «ну а теперь давайте зайдем в этот коридор, ух ты, какие красивые центаврианские крыски, давайте их побьем» очень скучно и неинтересно. Умейте находить отвлеченные темы, расскажите о происхождении этих центаврианских крысок. В долгих перерывах между экшеном на экране не стесняйтесь рассказывать какие-нибудь удивительные истории — просто для того, чтобы зрители не заскучали. И всегда, всегда реагируйте на вопросы зрителей. Стрим тем и отличается от летс-плея, что здесь ведущий может общаться с людьми в реальном времени (с поправкой на задержки), и люди рассчитывают, что так оно и будет.
2. Второй пункт вытекает прямо из первого – умейте находить баланс между комментированием игрового процесса и сторонними размышлениями. Особенно, если игра какая-нибудь интересная и с лихо закрученным сюжетом – не перебивайте персонажей во время разговоров. Можете пояснять, что случилось, и куда вас направили. Постоянные отрывы от происходящего на экране раздражают точно так же, как и постоянное сосредоточение на нем.
3. Стримьте не в одиночку. Этот пункт я вынес в основном из просмотров трансляций самого StopGame с традиционным разделением ролей между ведущими. Это действительно очень удобно – сокомментатор может помогать с чтением чатов или комментариев, раздавать советы и просто вести диалог с ведущим на различные темы. Молчание — золото, но на стриме вы все-таки должны разговаривать, чтобы, повторюсь, зритель не скучал.
4. Будьте вежливы. Здесь, по-моему, все очевидно. Но если кто-то начал оскорблять вас посредством чата или просто нести ахинею – можно и ответить. Порядок все-таки должен оставаться порядочным. Никита Сергеевич, спасибо за уроки афоризмов.
5. Ну и самое главное – будьте интересным. Кроме того, чтобы просто запускать видео, вы можете подготовить и сценарий предстоящего стрима. Сделать его посвященным какой-нибудь тематике (строительство цивилизаций в Украине например), подготовить какие-нибудь небольшие видюшки, которые вставлялись бы где-нибудь по ходу дела. Хорошо будет показывать какой-нибудь челлендж на стриме, или просто мастер-класс игры. Запустить трансляцию по вышедшей в Стиме новинке — тоже хорошая идея. Делайте что угодно – главное, чтобы это выглядело качественно и интересно.
Ну и просто маленькие наблюдения:
Без разнообразия в выборе материала для трансляции вы постепенно теряете аудиторию (исключения бывают).
Рассчитывать стрим лучше всего на 2 часа. Этого времени хватает, чтобы вести его энергично и с душой, затем накапливается усталость и вы уже еле двигаетесь.
Не надейтесь сразу получить популярность. Зрители сидят у своих любимых стримеров и редко ходят по другим, тем более новым. Старайтесь размещать свой плеер на различных сайтах, накапливать аудиторию и удерживать её.
Вот, как-то так. Оставляйте свои вопросы и комментарии чуть ниже, а я по мере сил постараюсь на них отвечать и вносить изменения в текст. Надеюсь, что этот гайд поможет хоть кому-нибудь на этом замечательном портале.
Автор: LordSerket
Редактор текста: purpleSyrup
Как привлечь и удержать зрителей на стриме, трансляции
Стать популярным и топовым стримером – мечта многих. Однако удается это далеко не каждому. Чтобы добиться цели, не следует уповать только на волю случая и благосклонность фортуны. Высокие рейтинги стримера – результат личностных усилий и постоянного совершенствования. Хороший стример – тот, кто сумел не только заинтересовать зрителя, но и удержать его. Если на канал подписываются, трансляций с нетерпением ждут, их обсуждают, а рекламодатели охотно размещают рекламу, значит, маршрут верный. Но как этого добиться, и с чего следует начать?
Проверенные советы: как набрать просмотры
Первый этап – выбор направления и формата. А именно – что транслировать. Единственное правильное решение – рассказывать и показывать то, что представляет живой интерес для самого стримера. Только собственной увлеченностью и внутренним азартом можно «заразить» зрителя, и впоследствии придти к высоким результатам. Главное условие – прекрасно разбираться в том, что будет транслироваться на канале.
Ошибка многих начинающих стримеров заключается в том, что они начинают свою онлайн-деятельность с сверхпопулярных игр. Их выбор очевиден: топовые игры интересны огромному числу людей. Но обратная сторона медали – то, что стримят их также многие. На старте попасть в верхние позиции на Twich практически невозможно. Поэтому самые кассовые игры лучше в начале пути не рассматривать, конкуренция очень большая.
Оптимальный вариант – найти игру, которая уже не столь популярна на ведущих каналах, но зрителям она по-прежнему интересна, что позволит совершить маленький прорыв. Лучше сделать это недели через две после выхода новой игры, когда все топовые стримеры уже ее прошли. Она потеряла главные позиции, но остается востребованной зрителем. Тогда и наступает «золотое» время стрима для стартаперов.
Еще один вариант привлечь посетителей на канал – протестировать абсолютно новую игру. Для этого следует записаться на бета-тест и получить от издателя ключ раннего доступа. Если игра будет интересна большому числу людей, можно добиться интенсивного внимания со стороны зрителей в условиях минимальной конкуренции. Однако следует внимательно ознакомиться с лицензионным соглашением, чтобы не получить бан канала в случае, если издатель запретил предварительную трансляцию игры.
Вне зависимости от выбора стратегии, главное условие успеха – получать удовольствие от игры, тогда его смогут испытать зрители. Как итог – отличный стрим и увеличение числа подписчиков.
Не каждый подписчик становится верным зрителем
Зависимость количества подписчиков канала от числа реальных зрителей трансляции – величина непостоянная и неоднозначная. Гораздо важнее в стриме – второй показатель, число людей, которые «здесь» и «сейчас» наблюдают за происходящим на экране. Подписчиков канала может быть 1 000 человек, а зрителей – 30. При этом разрыв между числом зрителей и подписчиков будет постоянно расти. Если вначале из 100 подписчиков – 25 становились зрителями, то, добившись аудитории в 100 000 человек – смотреть стрим, в лучшем случае, будут две или три тысячи человек.
Количество онлайн-зрителей на стриме зависит от нескольких факторов:
Падение зрительского интереса может быть вызвано сменой стратегии. Если на протяжении нескольких месяцев стримилась одна игра, а потом резко был осуществлен переход на другую, то будет наблюдаться отток посетителей. Ведь изначально подписывались на канал люди, которым была интересна та игра.
Способы накрутки: «за» и «против»
Нечестные способы поднятия рейтинга известны всем – это привлечение ботов. Однако такое увеличение числа подписчиков чревато самыми негативными, и даже губительными для канала, последствиями.
Во-первых, это потеря репутации и уважения. Если на канале нет живых зрителей, «мертвый чат» и отсутствие активности – желание на него подписываться отпадает. Становится очевидным, что львиную долю подписчиков составляет армия ботов, а канал сам по себе не представляет никакого интереса.
Во-вторых, существует опасность полной потери канала. Крупные онлайн-сервисы, такие как Twich, ведут активную борьбу с искусственно «накрученными» каналами. Объясним почему. Их наличие отталкивает от ресурса рекламодателей, т.е. живые деньги. Если человек вкладывается в рекламу, он хочет получить «выхлоп». Если же площадка этого не дает, рекламодатель уходит с портала, либо вкладывает в него меньшие деньги. Поэтому большим заблуждением полагать, что «накрутка» ни на что не влияет. Можно набрать аудиторию, и в один «прекрасный день» потерять все в одночасье.
Время стрима
Если стримить эпизодически и хаотически, в любое время, когда нашло вдохновение, стало скучно или по другим личным причинам, привлечь зрителя не удастся. Далеко не все получают уведомления на почту о начале стримов, не все ее проверяют, не у всех стоит нужное разрешение, поэтому полагаться на такое оповещение нельзя.
У каждого стримера должно быть строгое расписание, которого он должен придерживаться в своей работе. Зритель должен знать, когда ему приходить на стримы. «Вывесить» расписание можно в описании канала, в группе ВКонтакте или в статусе профиля. О графике выхода нового стрима можно напомнить и во время трансляции.
Как правильно стримить
Если запуск стрима происходит ради самого запуска и игры без слов, этот путь обречен на провал. Некоторые молчуны настолько привыкают к отсутствию зрителей, что даже не заглядывают в чат. Это в корне неверно. Хороший стрим – прежде всего, общение, взаимодействие с аудиторией в прямом эфире.
Однако возникает вопрос, как общаться с аудиторией, если ее нет? Парадоксальная ситуация. Но не стоит отчаиваться. Надо комментировать все, что происходит на экране, и стараться делать это интересно. Чтобы разбавить изолированность, лучше пригласить друзей, чтобы они посидели на стриме и пописали в чат.
Если комментирование будет увлекательным, рано или поздно люди обратят внимание на канал. Главное, чтобы удалось зацепить случайного посетителя, чтобы он захотел общаться. Поэтому молчать категорически запрещено. Зрителю должен быть интересен стример, его канал, и потом уже игра.
Главная отличительная черта – уникальная манера комментирования. Чем интенсивнее общение, тем быстрее набирается опыт, и приходит популярность.
Стоит ли заказывать рекламу для продвижения канала?
Привлечение внимания к каналу посредством «говорящей рекламы» или ссылки – принесет результат и приток аудитории в том случае если вы хорошо разбираетесь в рекламе. Эффективными способами являются партнерские союзы и взаимодействие с сайтами посвящённые данной тематики. Для партнерского союза необходимо найти стримера с похожим контентом, форматом, и количеством (!) подписок. И провести совместный стрим либо воспользоваться функцией «хост» и показать на своем канале чужой стрим.
При этом не стоит опасаться, что зрители убегут на другой канал. Если помогать людям, они ответят взаимностью. Взаимодействовать с сайтами, посвящёнными стримерам стоит в том случае если он достаточно популярен среди пользователей интернет и имеет не менее 1000 посетителей в день, вы можете оставить свою биографию на этих сайтах, либо купить рекламное место для привлечения аудитории, можно так же договорится с администрацией о каких-то эксклюзивных условиях.
Путь к успешному стриму полон терний. Это длительный процесс и проснуться известным с утра вряд ли удастся сразу. Но надо набраться терпения и отнестись к делу серьезно. Наладить хороший звук, четкость изображения, научиться приемам захватывающего комментирования – и день, когда на стрим придут сотни и даже тысячи воодушевленных зрителей, обязательно настанет.