что делать когда тебе хамят
Как реагировать на хамство
Почему люди хамят именно тебе: признаки добровольной жертвы
По каким критериям дерзостные грубияны отбирают своих жертв для хамства, конечно, лучше всего знают именно эти невежи. Однако психологи утверждают, что стать объектом для оскорблений и унижений грозит тем, кто демонстрирует окружающим поведение жертвы. Скандалисты от природы сразу вычисляют в толпе тех, кто не может дать «сдачи» его хамству. Находят, кто будет пассивно терпеть издевательства, за счет чего агрессор самоутвердится и возвысится в своих глазах.
Лица, исповедующие виктимность (так научно именуется поведение жертвы), предрасположены к притягиванию внимания к своей персоне наглецов и насильников. Они непременно попадают в ситуации хамства, которые подрывают психическое здоровье и несут угрозу жизни. Они на подсознательном уровне провоцируют нападение в свой адрес.
Всех «козлов отпущения» отличает сильно заниженная самооценка, отсутствие уважения и любви к своей персоне. Часто у аутсайдеров по жизни отсутствует самодостаточность, и их бытие поглощает навязчивый страх одиночества. Они стремятся присоединиться к лидерам, избирая зависимое поведение. Они стараются держаться в тени, зарываясь головой в песок, как страусы. Причин такого виктимного поведения существует множество, однако в большинстве случаев «вечной жертвой» становятся из-за серьезных проблем в детском возрасте.
Почему вокруг так много грубиянов: причины хамства
Хотя практически всех нас в детстве учат быть вежливыми и культурными, у некоторых хамов грубость в крови. Что толкает человека оскорблять других? В большинстве случаев, причины хамства такие.
Причина 1
Желание быть замеченным другим человеком. Такая персона ведет себя агрессивно из-за дефицита внимания и любви. Эта ущербная личность недополучила в детстве ласки, не слышала слов похвалы. Ее попросту игнорировали родители, демонстрируя, что ребенок – ненужный и нежеланный.
Причина 2
Стремление самоутвердиться за счет других. Такие лица имеют комплекс неполноценности, и им требуются доказательства, что они чего-то стоят в жизни. Унижая других, они возносятся в своих фантазиях на ступеньку выше.
Причина 3
Неумение контролировать свои эмоции и правильно избавляться от накопившейся агрессии. Таким персонам, чтобы достичь внутреннего равновесия, обязательно необходимо выплеснуть пар на слабых и беззащитных.
Причина 4
Элементарная усталость. Психическая утомленность или физическое истощение снижает способность контролировать свои эмоции. Вот и получается, что нахамил другому, а почему сам не понимаешь. Однако такое явление – однократное, и за ним у культурной особы следует искреннее раскаяние.
Причина 5
Низкий уровень культуры из-за неправильного воспитания в детстве или пребывания в асоциальном окружении. Вряд ли особа, которая росла в семье алкоголиков, будет знать социальные нормы и правила этикета. То есть для некультурных варваров просто не существует различия: поступать вежливо или нагло хамить.
Причина 6
Ощущение полной безнаказанности. Когда человек понимает, что ему все дозволено, его хамство сойдет с рук. Он уверен, что за его аморальные поступки не последует наказания.
Причина 7
В некоторых случаях произнесенная дерзость – случайность, проявленная в моменты отчаяния. Иногда персоны, пребывающие в глубокой депрессии, крайне бурно и оскорбительно реагируют на попытки близких оказать им помощь, воспринимая это, как посягательство на личное пространство. В этой ситуации необходимо не бороться с хамством, а стараться устранить истинную причину меланхолии человека.
Что изменить в поведении, чтобы тебе перестали грубить: правильная реакция на хамство
Как себя вести, когда тебя хамят? Основной шаг – изменить свои черты характера, притягивающие обидчика, преобразовать образ мышления жертвы на модель хозяина жизни.
Шаг 1
Учимся принимать уверенный вид. Человек с гордо поднятой головой и расправленными плечами выглядит достойно и реже притягивает обидчиков. Всегда соблюдаем аккуратность и опрятность в одежде. Как правило, объектами оскорблений становятся неряшливые персоны, облаченные в весьма странные вещи. Не проявляем суетливости и спешки. Непоследовательные, сумбурные действия воспринимаются как слабость, над которой легко поиздеваться.
Шаг 2
Иногда полезно придать своему облику пренебрежительный вид. Вспоминаем и стараемся соответствовать интеллигентным бабушенциям с поджатыми губами и презрительным взглядом. Изображаем на лице недоумение, как будто перед нами кружит непонятно как долетевшая до нас муха цеце.
Шаг 4
Обобщаем сказанное хамом. В запале агрессор часто адресует свои претензии не конкретному человеку, а всему человечеству вообще. На его выпад: «Все – сволочи», логично уточнить: «Кто такие все? Женщины после сорока или водители, ездящие на красных машинах?». Такое замечание прервет его поток гнева и остудит пыл для раздумий.
Шаг 5
Развиваем услышанные глупости до гигантских размеров. К тираде: «Депутаты – гады, не работают! И я не буду больше работать, тем более за такие гроши» может приделать крутую фишку. Мол, они не работают, и ты не трудись. Адам в раю тоже не работал, и все же яблоки росли. И Ева из ребра взялась. И счастливы все были. Полный абсурд введет в оцепенение гневливую персону и переключит мысль на раздумья о чем-то глобальном.
Шаг 6
Противопоставляем. Задача – переключить внимание хама на изъяны более значительные, чем адресованные в наш адрес. На оскорбление мужа: «Посмотри в кого ты превратилась, чучело огородное», признаем свой «грех» и отвечаем: «Ты мои бигуди на голове замечаешь, а Люська с соседней квартиры рога своему мужу наставляет, брату твоему». Пусть это будет не совсем корректно по отношению к Люське, зато разозленный супруг оставит нашу голову в покое и станет осуждать стерву-соседку. А мы выиграем время для успокоения нервов.
Шаг 7
Прекрасный способ утихомирить агрессоров, которые так и норовят заметить все недочеты в нашей работе. Мирно и дружелюбно предложить им выполнить это дело, в котором они разбираются лучше, чем мы, профессионалы, самостоятельно за тот же гонорар. Это быстро отрезвляет заказчиков, которые на 100% убеждены, что выполнят порученное нам задание в сто раз лучше и попрекают каждой неправильной запятой, при этом, не понимая, какая разница между точкой и двоеточием.
Шаг 8
Мысленно украшаем своего обидчика. На лютующего шефа можно в своих фантазиях надеть клоунский колпак и украсить его лицо шутовским носом. Такой созданный в мыслях образ не позволит воспринимать обидчика серьезно и заставит хохотать из-за его нелепости. Пусть этот шаг порывы хама особо не притормозит, зато на душе у нас будет весело и комфортно.
Шаг 9
Также мы можем мысленно перенести злотворца в омерзительное место. Например: представить хама в виде раба, отбывающего повинность на галерах. Может, его неволя вынуждает вести грубо и агрессивно? Тогда его надо пожалеть, а не осуждать. Благородное чувство в душе не даст развиться обиде и спасет настроение.
Шаг 10
Принимаем искреннюю жалостливо-снисходительную позицию. Мы можем бережно похлопать агрессора по спине, нежно дотронуться до его руки, сказать, как я тебя понимаю. Такие жесты дружелюбия и сочувствия дадут возможность ежику запрятать его колючки.
Помните, что начинать хамить в ответ на оскорбления – признак слабости. Если воспринимать агрессора, как подопытную крысу, гнуть свою линию поведения, пусть и нелепую, это не только улучшит настроение, но и остановит попытки крысы напасть.
Как я поняла в ходе своих изысканий, лучший вариант, как реагировать на хамство, – устранить нахальных оскорбителей из своего окружения. Общаться с доброжелательными и позитивными людьми, заряжаясь энергией оптимистичного добра, способного не допустить в жизнь ни оскорблений, ни унижений, ни хамства.
Почему люди грубят и как на это реагировать
«Обращайся с людьми так, как хотел бы, чтобы они обращались с тобой».
Исходя из этого совета, получается, что многие хотят, чтобы их сравнивали с неразумными животными, чтобы им пачкали одежду в транспорте и орали, как на ребенка, совершившего какую-то пакость. Грубость в отношениях между людьми переводит цивилизованное решение конфликта в рамки уличной брани. Так почему же люди привыкли хамить, как с ними разговаривать и нужно ли вообще?
Почему хамят?
У всех бывают неудачные дни, у кого-то это целые недели, а кто-то на пределе проживает всю жизнь. Современный ритм на скоростях сильно расшатывает нервную систему, уровень стресса превышает допустимую норму, а если температура на улице в районе +30 градусов, то тут уже точно хочется как минимум четвертовать людей. В таких условиях любой поступок первого встречного, даже если он будет носить нейтральный характер, может стать триггером, вызывающим негативную реакцию. «Вот сейчас я отыграюсь!» — думает мужик после 10 часов, проведенных на работе, увидев, как ты не снял рюкзак в полупустом автобусе и стоишь в проходе на его пути.
Но это все рассуждения с дивана. Что об этом могут сказать специалисты? Психологи выделяют несколько основных причин подобного поведения.
1. Желание самоутвердиться
Не все могут сказать, что их жизнь удалась полностью, что они получили то признание, которое заслужили. Есть тип хамов, которые специально идут на конфликт, выбирая человека слабее себя, который не может дать отпор. В разговоре они ставят себя выше другого человека, используют оскорбления и нецензурную лексику. В этот момент они пытаются придать себе большую значимость, вознестись в своих глазах, ощутить власть, которой им не хватает в жизни.
2. Недостаток внимания и любви, желание быть замеченным
Второе обычно выходит из первого. Люди, не получавшие должного внимания и заботы в детстве со стороны родителей, компенсируют в зрелом возрасте это с помощью хамского поведения. Чтобы привлечь внимание, будучи детьми, такие люди закатывали истерики, вели себя агрессивно. Таким образом они привыкали добиваться своего подобными методами и перенесли эту модель поведения в более сознательный возраст.
3. Неудовлетворительное психическое и/или физическое состояние
Когда организм испытывает усталость, стресс, недовольство, то человек на все внешние раздражающие факторы реагирует острее. Причиной эмоционального срыва в такие моменты может стать любая мелочь. Здесь важна не значимость спорной ситуации, а сам факт ее наличия, который вызывает вспышку агрессии. Как правило, она длится недолго. Обычно такие конфликты быстро заканчиваются, сорвавшийся человек старается извиниться за подобное поведение.
4. Неумение аргументировать свои слова и действия
В случае, когда нужно доказать свою правоту, но не хватает словарного запаса или позиция в споре шаткая, некоторые прибегают к методу агрессивного ведения диалога, а иногда — к оскорблениям и даже применению физической силы.
5. Плохое воспитание и приобретенные особенности поведения
Люди, выросшие в неблагополучных семьях, чаще прибегают к грубости и хамству, так как в детстве часто видели решение конфликтов подобными методами и приняли их за норму поведения. Подобное замещение может произойти и с людьми из благополучных семей: модели поведения могут корректироваться под влиянием микросоциума, в котором находился человек (одноклассники, компания друзей, интернет-форумы).
6. Энергетический вампиризм
Некоторые люди «подпитывают» себя за счет конфликтных ситуаций или других событий, вызывающих сильное моральное истощение людей. Такие индивиды обычно являются провокаторами, ведут себя вызывающе, ожидая свою «жертву», и быстро приобретают статус скандалиста.
Как реагировать?
Границы тут у каждого свои и методы тоже. Ты можешь благородно подставить вторую щеку и принимать все порицания стоически. В конце концов, БДСМ-культура не чужда многим гражданам нашей страны, стыдиться тут нечего. Но можешь и вспомнить все, чему тебя научили улицы, и ввязаться в словесную перепалку. Однако ты даже не представляешь, как убого это выглядит со стороны. Начинается настоящий базарный скандал, а ведь причина чаще всего совсем несущественная. Да и не у всех получается состязаться наравне с гениями пререканий, которые живут этим и каждый день оттачивают свои навыки на ораторских дуэлях в общественном транспорте и у прилавков.
При боязни публичных выступлений некоторые советуют представить, что в зале все раздеты. Бога ради, не делай это при разговоре с конфликтным человеком. Существует совет, что в таких ситуациях можно представить своего оппонента ребенком — таким, каким он был 20-30 лет назад. И вот уже перед тобой стоит просто капризный, эгоцентричный малыш, которого обидели в школе, родители запрещают подключать приставку к телевизору. Совсем не хочется уже ругаться с таким — хочется пожалеть. Вот и пожалей — его и свои нервы.
Это вообще законно?
Тут нужно отличать конструктивную критику от оскорблений. Если тебе указывают на твою неправоту, осуждают твои действия, не используя при этом ругательства, то тебе просто высказывают свою точку зрения на какую-то возникшую ситуацию. Здесь ты сам себе помощник. А если этот же человек оскорбляет тебя, разносит тебя на мелкие матерные кусочки, то это уже правонарушение — грубияну стоит быть осторожным.
Но иногда обычное оскорбление личности может перерасти в нечто большее. Словесная перепалка способна достичь уровня угрозы личности — когда тебе говорят не только, что ты дурак, но еще и то, что тебя за это в бетон закатают. А это уже ст. 119 УК РФ, и тут можно получить реальный срок. Разумеется, применение насилия тоже усугубляет положение — в дело вступают новые статьи Уголовного кодекса, например, ст. 115 УК РФ — «Умышленное причинение легкого вреда здоровья».
А еще есть ст. 128.1 УК РФ — «Клевета», можно случайно задеть в споре чувства верующих (ст. 148 УК РФ) или разжечь межнациональную рознь (ст. 282 УК РФ). Короче, если встретишь человека с Уголовным кодексом в руках, то постарайся не вступать с ним в конфликт — вдруг он умеет им пользоваться.
Что делать, если хочется?
Как же иногда хочется отправить какого-то человека в известном направлении! Порой есть желание предоставить путевку туда целой группе лиц. Но стоит ли это делать? Начав конфликт, ты только отнимешь свое время, а с годами времени становится все меньше, не хочется его тратить на споры в интернете или у кассы. Не стоит забывать, что от оскорбления до перелома носа — один шаг. И неважно, чей именно нос пострадает, — последствия могут быть печальными для обоих словоатлетов. Забыл, что ли, что у нас правовое государство? К сожалению, пример Кокорина и Мамаева еще на слуху.
Универсального совета нет: нужно ли скандалить, отстаивать свою точку зрения или нет. Просто надо понимать возможные риски, ущербы твоему времени и настроению. Кому-то вообще это доставляет удовольствие — своеобразная разрядка после напряженного дня. Но лучше подумай, что после нескольких таких случаев дети в твоем дворе начнут смотреть на тебя как на вечно скандалящего соседа. Такой когда-то был в твоем дворе, когда ты сам был маленьким. У него еще всегда красное лицо почему-то было. Помнишь его?
Как обезвредить хама? 5 способов дать отпор и не нагрубить самому
С нашей статьей о терпеливых петрозаводчанах согласились далеко не все жители карельской столицы. «Т ерпимые. Нет, господа, вы себе льстите!», « Да вы шутите!» — примерно такой была общая тональность комментариев, оставленных на сайте.
Читатели приводили примеры откровенного хамства и поведения, которое сложно назвать цивилизованным. Да, такое встречается. И в нашем спокойном городе, и в любом другом. И вне зависимости от количеств хамов на душу населения обычные люди оказываются абсолютно беззащитными перед каждым проявлением агрессивной грубости. И все-таки бороться с хамством можно. Только не так, как вы это делали раньше. За эффективными методами противостояния хамам и хамству мы обратились к практикующему психологу Дарье Соболевой.
Залп по хамству. холостыми
Второй способ напрашивается сам собой — нахамить в ответ или хотя бы попытаться. Многие даже делают домашние заготовки: «А она мне скажет примерно так, а я ей к-а-а-а-к отвечу вот эдак!» Эффективность этого метода можно измерять отрицательными величинами, но главное — больше 60% таких попыток приводят лишь к сожалению: «И зачем я вообще в это ввязался?»
Надо быть спокойным и упрямым
Если же вы столкнулись с хамом, который унижает окружающих без конкретной цели, просто потому что не может иначе, современная наука коммуникации советует выбрать один из трех способов в зависимости от ситуации.
Способ первый. «Точнее, ещё точнее»
Задайте хаму уточняющий вопрос. Потом ещё один. И ещё. И ещё. И так до бесконечности. Например, очень часто, когда в споре заканчиваются аргументы, один из участников выдвигает, казалось бы, неоспоримый довод: «Если ты такой умный, покажи свои деньги!» В ответ можете поинтересоваться, какая сумма его устроит? Подойдет ли золотая карта или нужна наличка? В долларах или в евро? Рассматриваются ли рубли? По курсу какого банка? Нужна ли налоговая декларация? Главное, самому сохранять спокойствие и по возможности улыбаться. Ваша задача — утомить хама бесконечными уточнениями. В результате последнее слово за вами и безо всякой грубости.
Способ второй. «Москва за нами»
Этот способ хорош лишь в том случае, если ваша позиция совершенно бесспорна и отступать вам просто некуда. Например, вы делаете замечание соседу, курящему на лестничной площадке, и получаете в ответ матерную тираду. Не спешите отвечать в том же духе или уходить. Выдвигайте железобетонное обоснование своей позиции: «Дым тянет в квартиру, у меня там маленькие дети (пожилые люди, аллергики и т. д.), им вредно дышать табачным дымом!» Сосед, скорее всего, начнет возражать, например, скажет, что курить ему больше негде. Соглашайтесь: «Да, вам негде курить, но моим детям вреден ваш табачный дым!», «Я понимаю, что вы только на минутку и лишь одну сигаретку, но терпеть этого не буду, потому что детям вреден табачный дым!», «Безусловно, вам очень хочется курить, но моим детям вреден. » далее по тексту. Самое сложное здесь — сохранять спокойствие. С остальным вы справитесь.
Способ третий. «Да, дорогая!»
Согласитесь с хамом. Но только в том, в чем действительно можно согласиться. То есть в его праве иметь собственную позицию по конкретному вопросу. Например, у многих есть заклятые подружки или зловредные коллеги, которые не упустят случая в резкой форме отметить, что им не нравится ваш макияж, новый костюм вам категорически не идет, ноги у вас слишком короткие, а последний доклад, сделанный вами, ниже всякой критики. Что делать? Соглашайтесь! «Да, Ирина Викторовна, у нас с вами действительно разные вкусы! Не нравится мой костюм? Пожалуй, он не в вашем стиле! Ноги не такие? Да, мне не повезло. Ничего не поделаешь — ноги не роскошь, а средство передвижения! Доклад плох? Согласна, он несовершенен. Я над этим работаю.»
Может показаться, что все эти способы основаны на изрядной доли занудства. Не без этого. Но тут уж выбирайте, что вам ближе — молчаливое переживание чужого хамства, ответная грубость или вежливое спокойствие.
Хамство на работе: как усмирить грубияна
Отвечайте на хамство сослуживца так, чтобы быстро его унять, сохранить чувство собственного достоинства и одержать победу в глазах сотрудников. Это позволит до минимума свести психологическое напряжение и переживания.
Услышав грубость или столкнувшись с игнорированием личного мнения — одни люди тут же дают адекватный отпор, а другие молчат. Так, согласно исследованиям психофизиологов, реакция на хамство заложена в нашем генетическом коде. Поэтому даже свидетели конфликтов испытывают стресс — у присутствующих фиксируются краткосрочные ослабления внимания и памяти.
Сложнее же всего приходится жертвам, которые не умею противостоять оскорблениям, ведь у них еще и ослабляется иммунитет, ухудшается психологическое и физического самочувствие, плюс возникают проблемы в личной жизни. В результате самые решительные — это порядка 10 % увольняются из неблагополучных коллективов.
Тренер-психолог агентства «Формат менеджмента» Инна Бутенко перечислила четыре основные причины резких словесных выпадов.
Первая, ребенок рос в атмосфере грубости, унижений и скандалов. Он с детских лет слышал и как оскорбляют друг друга родители, кроме того, на себе испытывал их постоянное раздражение, злость и побои. С годами мальчики и девочки перенимают у взрослых стиль общения, считают его нормой и транслирует на окружающих.
Вторая, заниженная самооценка (она формируется в семье и школе). Дети быстро понимают: утвердить свой статус в собственных глазах и в отношениях со сверстниками можно злыми замечаниями и даже физической силой. Надо отметить: такая привычка остается на всю жизнь.
Третья, неудачи в личной жизни, карьере и нереализованные мечты.
Четвертая, временные сложности, на преодоление которых уходит много сил. Человек измотанный и раздраженный, поэтому и срывается на всех, кто попадется под горячую руку.
Выслушав тезисы психолога о причинах хамства у меня сложилось впечатление, что несчастных наглецов надо обнять и плакать. Возможно большинство из нас так бы и поступало. Однако ущерб, который наносится окружающим настолько велик, что о жалости мы забываем.
Если промолчать в ответ на хамство сотрудника, то словесные атаки обязательно повторятся и со временем такое поведение войдет в привычку, к тому же количество агрессоров в команде возрастет. Поэтому сразу обеспечьте достойную обратную связь. Однако избегайте базарного принципа: кто громче кричит и бесцеремоннее себя ведет, тот и прав — такого рода тактика приведет лишь к эскалации конфликта.
Представьте в ситуацию: вы идете по городу и слышите язвительное замечание пьяного гражданина или наркомана. Естественно, большинство из нас проходит мимо такого индивида не поворачивая головы. На работе, в большинстве случаев, данный прием тоже хорошо действует, то есть позволяет показать, что нападающий и его слова пустое место. Как результат, нападки сводятся на нет, что помогает сберечь нервы и собственное достоинство. Существует несколько проверенных невербальных способов игнорирования.
Примеры невербальных ответов на хамство. Продемонстрировать сослуживцу, что вы его в упор не видите можно даже в тех случаях, когда речь идет о выполнении совместных задач, то есть общаться приходится. Сделать это достаточно просто — освойте несколько невербальных приемов.
Всегда смотрите исключительно поверх головы субъекта (во время утреннего приветствия и служебных диалогов), проходите мимо него быстро. Данная тактика крайне неприятна для любого из нас.
При деловом общении «закройтесь» — скрестите руки на груди или (если сидите) положите ногу на ногу — этот прием действует безотказно на подсознательном уровне.
Показывайте, что вы очень заняты — для быстрого завершения беседы возьмите телефон и сделайте вид, что набираете номер абонента (можно даже выйти из общего кабинета).
Отвечайте на язвительные замечания высокомерно подняв брови.
Совет. Если видите, что человек хочет примириться, прекращайте жесткое игнорирование, но еще какое-то время будьте сдержаны.
Измените отношение к себе, используя похвалу. Ведь положительные эмоции действуют эффективнее, чем апелляция к разуму, к тому же побуждают к корректному поведению, чтобы чаще слушать добрые слова.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Если индивид отпускает в ваш адрес злые остроты, то используйте простые манипулятивные предложения:
Сослуживец вернулся от руководителя в плохом настроении и свою горечь начал вымещать на вас. Доброжелательно произнесите:
У коллеги проблемы (в семье, с детьми или со здоровьем), поэтому он на взводе и раздражается по любому поводу, причем сам не понимает, насколько агрессивен. В таком случае спросите: «Вы слышите сами себя и понимаете то, как это видят со стороны присутствующие»?
По непонятной причине человек отпускает злые оскорбления. Спокойно скажите: «Прошу прощения, я не расслышал ваши слова, мне кажется, что вы оговорились».
Научитесь сохранять выдержку (пусть даже только внешне), если слышите грубость или язвительные колкости в свой адрес. Обязательно постарайтесь воспроизвести безразличие на лице и в интонации. Задайте, скажу так, элегантный вопрос, который поможет снизить уровень беспардонности сотрудника.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Утром вы заходите в офис и буквально сразу слышите бесцеремонное обращение. Приветливо улыбнитесь и отбейте атаку: «И вам успешного (отличного) дня». Поверьте: у любого нормального человека сразу пропадет желание грубить.
Сослуживец в плохом настроении и начинает его вымещать на вас. Невозмутимо посмотрите ему в глаза и спросите: «Почему вы повышаете на меня голос»? В большинстве случаев оппоненту сразу становится неловко — он унимается. Если подобного не происходит, то задайте очередной вопрос (любой в зависимости от ситуации):
Затем выслушайте его тираду и уточните: «И это все»?
Считается, что отвечать вопросом на вопрос невежливо. Хотя в обстоятельствах, когда вам грубят и приходится защищаться — это вполне приемлемая тактика. Вынуждайте собеседника, причем раз за разом конкретизировать и уточнять свои посылы.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Вы качественно выполнили свою работу, но коллега на повышенных тонах начинает поучать, причем его замечания лишены объективности. Сразу деликатно блокируйте несанкционированные поползновения репликой:
Совет. Избегайте привычной реплики: «Не ваше дело». Смягчите формулировку и корректно поинтересуйтесь, например: «Прошу прощения, но разве вы имеете отношение у данному участку работы»? А слово сочетание: «Это мое дело», — вообще забудьте (оно делает вас центом конфликта).
Старший по возрасту, но не по рангу начинает вас экзаменовать и давать оценку, скажем, по подготовленному отчету или докладу. С ходу спрашивайте:
Если коллега или даже руководитель переходит на крик, тут же спросите:
Бывает, что сотрудник начинает «сливать яд» за вроде бы обиженных вами людей. Во всеуслышание вещает о том, как вы неправильно поступили с третьим лицом, не присутствующем при разговоре. В таком случае коротко резюмируйте:
Примеры ответных фраз на такого рода хамство:
Важно: даже если необоснованные обвинения и очень обидны — ничего не объясняйте, не приводите доказательств и не оправдывайтесь.
Данный способ отлично подойдет людям как с холерическим темпераментом, так и тем, кто за словом в карман не лезет. Начинайте перепалку — она поможет выпустить пар и вам, и оппоненту. Возможно, вы даже одержите долговременную победу и отобьете желание впредь с вами связываться. И что еще важнее: остальные сотрудники (свидетели скандала) будут правильно подбирать слова и интонацию при общении, ведь вы тоже в их глазах станете хамом.
Тренер-психолог агентства «Формат менеджмента» Инна Бутенко: «Если человек прибегает к оскорблениям и повышению голоса, то это признаки заниженной самооценки и/или отсутствия весомых аргументов. Соответственно, реагируйте на хамство в меру снисходительно, но обязательно обеспечьте индивиду адекватную обратную связь.
Противопоставьте грубости и наглости коллеги полное внешнее безразличие.
Сдержите нервное напряжение (читайте: как быстро успокоиться), ведь когда агрессивный визави видит чужое волнение, то воодушевляется и продолжает третирование.
Не повышайте голос и не переходите на личности — интонация должна быть очень сдержанной, чтобы избежать перебранки.
Не «подпитывайте» скандал своими эмоциональными высказываниями.
Не оправдывайтесь — это воспринимается как сомнения в собственных силах и профессионализме. Кроме того, свидетельствует о вашем завышенном чувстве долга и, возможно, вины.
Не позволяйте передергивать факты — сразу прерывайте разговор и поправляйте сотрудника. Можете подкрепить свои слова невербальным приемом, например, покачиванием головы.
Не ждите пока поток красноречия у хама иссякнет. Как только он начнет повторять аргументы скажите: «Я вас услышал». Затем добавьте: «Теперь воспроизведите свою интонацию и слова в присутствии руководителя», — или констатируйте, что напишите докладную шефу.
И главное — в любых ситуациях сохраняйте чувство собственной уверенности».