что делать когда ребенок не хочет читать
Ребёнок не хочет читать: Эффективные советы отчаявшимся родителям
«Мой ребёнок не хочет читать!» — часто говорят отчаявшиеся родители, которым так и не удаётся усадить малыша за книгу. Почему же так происходит? Может быть, он ленивый? Вовсе нет!
Как приучить ребенка к чтению
Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.
«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.
Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?
Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.
— Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?
В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.
Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!
При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.
Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.
Что делать?
Несколько простых советов вернут вам и ребёнку желание общаться с книгой.
Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!
Вращающиеся буквы.
Слоги за «шторкой».
Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий вы ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка. Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.
Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано econet.ru.
По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»
Марина Шаблаева
Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»
Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.
Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает,зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить обещанную награду от родителей или же все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания.
Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился.
Если ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора;видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению (например, как подставка под кастрюли) или стоят на полках только как часть интерьера, роскошное дополнение к дорогой мебели, то вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания читать книги.
Культура обращения с книгой закладывается в семье.
Если же ребенок часто видит родителей за книгой, родители обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги, то у ребенка появится интерес к книгам.
Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Как все просто до этого представлялось ребенку: буквы бы только выучить, и читать можно.И какое его ожидало впереди разочарование: буквы все знает, даже в слоги они складываются, а читать ну никак не получается! А ведь ребенку хочется читать сейчас и так же хорошо, как мама!
К сожалению, многие взрослые тоже забыли, как нелегко им было в детстве делать первые попытки самостоятельного чтения. К тому же постоянный дефицит времени, дел других полно. Ребенок, когда начинает учиться читать,видит раздражение мамы: «Так ты никогда не научишься читать». Ребеноквидит недовольство мамы и тоже переживает: «Никогда я не научусь читать. Это слишком трудно» А кому хочется неудач? Появляется протест, нежелание учиться читать. Дальше все пойдет через силу.
Некоторые родители, переживая первую неудачу ребенка,жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения: «Лучше сами ему почитаем, а учителя научат, когда время придет» Но, отодвигая проблему, они ее не решают, а это значит, что скорее всего через некоторое время она снова возникнет,да еще и усугубится: желание самостоятельно читать заметно ослабнет у ребенка, ведь в любом случае можно попросить родителей, и они не откажут, так зачем самому учиться?
Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?
1. Прежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя (к тому же еще и критика, ведь вы же следите за текстом и исправляете).
На первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше- родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролями-то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы.
Почувствовав, что ребенок уже достаточно может прочесть больше, но не решается, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги.
2. Для освоения читательского умения встает вопрос правильного выбора книги с крупным, ясно напечатанными шрифтом. Хорошо если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка.
3. Взрослым обязательно следует помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Независимо от того, большой текст прочитан ребенком или маленький, простой по содержанию или сложный, обязательно поговорите с ребенком о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес. Похвалите, даже если не очень получалось.
4. Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал читать книгу, то следует дочитать ее до конца. Книгу нужно читать последовательтно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, возвратиться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение.
5. Не забывайте, что первое чтение-это чтение вслух. Ребенок проговаривает то, что читает.
6. И еще о выборе книг. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Желательно активно посещать с ребенком детскую библиотеку, ведь здесь большой выбор книг, при этом действительно соответствующих детской тематике, возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы.
7. У ребенка появляется новая роль, теперь он- читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.
Детские книжки просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, дарят радость познания. Книги приходят к малышу в раннем детстве, чтобы стать его друзьями, помощниками на всю жизнь. В них он потом будет находить отклик своим переживаниям, размышлениям, искать ответы на вопросы и проблемы. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок часто капризничает» Детские капризы доставляют много неприятностей родителям. Особенно.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Что делать, если ребенок кусается?».
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок на хочет слушать чтение книг?» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?» Наше время – время великих достижений науки, техники,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?» Если вы уступите ребёнку, он сделается вашим повелителем, И для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придётся ежеминутно договариваться.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Консультация для родителей «Что делать, если ребенок врет» Если ребенок врет, родители начинают хвататься за голову и искать, где же они.
Консультация для родителей «Если ребенок не хочет убирать игрушки» Уборка игрушек волнует многих родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду.
Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.
Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.
Консультация для родителей «Советы родителям — делать или не делать?» Делайте! 1. Радуйтесь Вашему малышу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда малыш сможет Вас.
Памятка для родителей «Что должен ребенок уметь делать к трем годам» По своей природе дети очень активны. В три года они самостоятельно хотят делать очень многое. И нам, взрослым, очень важно их в этом поддержать.
Что делать, если ребенок не хочет читать?
Почему ребенок не хочет читать. Советы психолога родителям
Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.
В том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу. Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не возьмутся за книгу ни за какие коврижки.
Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех, кто его любит. Неслучайно в голове родственников рисуются страшные картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.
Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая, многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.
Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не только в успехе. Помните, как мы жадно «глотали» крапивинские новеллы, прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.
Ну и конечно, не хлебом единым жив человек. Не будем повторять штампы о «сокровищнице мирового духа. » и пр.
Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
Нечитающие родители. Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие книгами. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.
Неверный способ обучения чтению. Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ. А. ЭМ. А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу. В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’] (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).
Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и. по душе вам. Мама тоже должна заниматься с удовольствием! Наиболее действенные методики — по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Неверный выбор книги. Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное — это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.
Насилие. Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.
Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Отнеситесь ответственно к выбору книги
Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете — все это я встречала в книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием перечитываю истории о Винни-Пухе.
Создавайте книги сами!
Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя». Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком — он будет в восторге
Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе «Чтобы ребенок любил читать. «).
Метод Кассиля
Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу). «
Чтение с удовольствием. Читайте ребенку и вместе с ребенком!
Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому. «.
Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу.
«Мой ребёнок не читает»: 16 способов изменить ситуацию
Мы часто делаем подборки классных книг для детей разных возрастов, но вы их не покупаете, потому что ваш ребёнок не читает? Может, купить ему комикс про супергероев? Наш блогер, HR-менеджер Юлия Рих, поделилась своими советами, как привить детям любовь к чтению (про выбор книжек тоже есть советы).
В эпоху активного родительства основная проблема современных мам и пап — заставить ребёнка читать. Можно сказать более культурно — привить ребёнку любовь к чтению, но смысл тот же: хочу видеть своего ребёнка с книгой в руках (красиво одетым, вежливым и с двумя языками). Хотелось бы также, чтобы он сам тянул в книжный, просил книгу на день рождения, с упоением рассказывал о прочитанном, ходил в библиотеку как на праздник, просился на литературные лекции и выйти наконец из мира мам, дети которых не читают.
Где мы видим читающих детей сегодня?
Желание родителя понятно: сами мы выросли в стране читающей, где чтение было культом, домашняя библиотека — священным местом в квартире, а книга — лучшим подарком. Есть мнение, что читающими мы стали от изоляции и бедности в целом. Не было путешествий, развлечений, интернета, даже телевизор был не у всех. Кроме кружков по интересам, надо было куда-то девать свободное время. Его в детстве прорва. Где было получать новый опыт? Только погружаясь в мир литературы, где случались и путешествия, и впечатления, и возможность вообразить себя в нереальных обстоятельствах.
Книги заменяли собой мир довольно долго. Вплоть до мобильного интернета и соцсетей. Теперь же мир изменился, дети — результат другой культуры мышления, а мы остались теми же. Наши ценности, что естественно, тянутся из прошлого. Мы сами по-другому думать не умеем и считаем, что отличный от нашего способ получения информации точно хуже. Ребёнок с книжкой — это совсем не то, что ребёнок с телефоном, и точка. И это правда. Чтение, безусловно, формирует новые реальности. Развивает воображение и способствует грамотности. Чтение даёт возможность не прыгать между фактами, а, не переключаясь, погружаться в повествование, вместе с ним проживая события и судьбу героев.
10 простых советов, как научиться понимать книги и читать с толком
Книги нельзя заменить гаджетами и белым шумом, сколь бы интересными они ни были. Каждый из потоков информации формирует что-то своё в интеллекте и развитии человека, и мир без книг кажется страшно ограниченным. Но ребёнок, как правило, отражает реальность. Какую реальность он видит? Родители постоянно в сети. Сеть у каждого своя. У кого-то — интеллектуальная лента в фейсбуке, у кого-то — фото звёзд из инстаграма, кто-то слушает подкасты NASA, читает статьи о современном искусстве, а кто-то смотрит интервью со звёздами и видео, как сделать мейкап. Ребёнок этой разницы не понимает. Он просто видит родителя и телефон. Учителя и телефон. Педагога в телефоне и тренера на тренировке в вотсапе. Да что там, даже водители маршруток постоянно смотрят в телефон.
Мы хотим насадить старое, когда все живут по-новому. Это как, не объясняя, зачем им латынь, всячески на ней настаивать
Надежда всё-таки есть. Несколько лайфхаков могут помочь привить культуру чтения и по возможности приоткрыть ребёнку мир книги. Попробуем разобраться, что и как работает в мире литературы. Это наверняка потребует родительского усилия и денег, но если цель поставлена, можно и постараться.
1. Читать вслух
Многие сходятся во мнении, что это очень помогает культуре чтения. Читать вслух следует не только малышам, а буквально до тех пор, пока ребёнок не откажется сам. Это утомительно, долго, своих дел полно, но результат будет. Леонид Парфенов, например, рассказывал, что читал своим детям, когда они были уже практически взрослые.
2. Читать самому
Это сложно сделать, если вы читать не любите. Но если в доме взрослые регулярно читают, ребёнку трудно выпасть из этой ролевой модели. Для него именно это и будет нормой. Если же вы не читаете совсем, тогда и к своему ребёнку будьте снисходительны.
3. Регулярный книжный шопинг
Заводите ребёнка в книжный магазин так же часто, как и поесть. Пусть это станет ритуалом, причём как можно раньше. Ему год? Заезжайте с коляской, пусть привыкает к атмосфере. Со временем оставляйте в детском отделе одного, а сами отходите. Ему десять, и вы только начали? Отлично, вот магазин, вот книги, сориентируйся, пока я выберу себе что-то. Выбирать себе книги, находить среди них что-то интересное и важное — навык, который можно развить, только тренируясь. Обязательно проведите там время, за которое можно успеть рассмотреть, изучить и почитать.
4. Хочет — купи!
Если в книжном магазине ребёнок что-то захотел, постарайтесь это купить, а гамбургер купите в следующий раз. Да, книги — дорого, да, возможно, он выбрал ерунду. Но у вас же высокая цель — привить любовь к чтению, идите к ней. Идеально, если в результате каждого похода в книжный ребёнок приносит домой книгу, которую он выбрал самостоятельно.
Просто закройте глаза и купите, что бы это ни было. Это будет отличный опыт. Комиксы так комиксы, «Гарри Поттер» так «Гарри Поттер»
Одно время дети в моём окружении зачитывались детскими детективами Кати Матюшкиной. Боже, какой это был стыд. Плохая бумага, плохие сюжеты, всё пресно, скучно, стоило как хорошая книга. Не знаю, что там был за 25-й кадр, но вся серия была затёрта детьми до дыр. Это время прошло, а Катю Матюшкину я вспоминаю с большой благодарностью. Следует помнить, что вкус специфичен, ваша задача — чтобы ребёнок читал, а не именно и только высокую советскую классику. Кстати, аргументы в духе «у меня квартира маленькая, съёмная, книги уже ставить негде» отбросьте. Хотите, чтобы ребёнок читал, — подвиньте гардероб, купите больше книжных полок.
5. Не куплю, но выкручусь
Не можете купить — возьмите эти книги в библиотеке. Или зайдите в книжный и проведите там полчаса, пусть почитает то, что хотел купить, и удовлетворит своё любопытство.
6. Правильный книжный магазин
Выберите место, где персонал не дергает покупателей, где стоят удобные кресла, можно посидеть, полистать, потрогать, выбрать. Поначалу дети не поймут, что им делать. Подайте пример. Вот я читаю, и ты себя чем-нибудь займи. Мы здесь на полчаса. В книжном выбор огромный, что-то обязательно его увлечёт. В нашей семье, пока один ребёнок запоем читает то, что ему нравится, и умоляет остаться подольше, второй тоскливо перебирает какую-то музыкальную ерунду, нажимает кнопочки и рассматривает канцтовары. Каждому своё. Ритуал даст свои плоды. Пусть в выбранном вами книжном персонал не стоит за спиной, не торопит, не косится на детей. Пусть это будет настоящее удовольствие.
7. Журналы — тоже про чтение
Выделите ежемесячный бюджет на журналы и газеты. В детском поле очень трудно найти что-то приличное, познавательное и с минимумом рекламы, но оно всё-таки есть. Могу порекомендовать исторический журнал «Дилетант» (для взрослых, но легко читается детьми разных возрастов, даже младшими школьниками), журнал «Популярная механика» (взрослый, много рекламы, но единственное издание про технику и технологии для широкого круга читателей), журнал «Футбол. Хоккей» для фанатов, математический журнал «Квантик» (кроме математических задач, довольно много познавательных рассказов). Изучите вопрос, полистайте, посмотрите, что зайдёт ребёнку, и регулярно покупайте.
8. Рекомендации работают
Читайте обзоры хороших литературных критиков, спрашивайте у друзей, у других детей, у продавцов. Иногда мне давали прекрасные советы даже на пляже, а не только в хорошем московском книжном. Рынок детской литературы огромный и дорогой. Растеряться там несложно. Не стесняйтесь спрашивать.
9. Если подарок, то с книгой
Подкладывайте к любому подарку хотя бы одну книгу. Пусть это станет привычкой: есть подарок, есть и книга. Дарите то, что входит в интересы ребёнка: например, он давно хочет энциклопедию человечков лего, но это дорого. Отличный получится долгожданный подарок, а бабушки со своими энциклопедиями пусть сами их и читают.
10. Не заставлять, не ругать
Настанет момент, и ваш ребёнок принесёт домой обязательный список литературы на лето. Бабушка тут же пороется в архивах и найдёт пыльную старую книгу о том, что ребёнок даже не знает, написанную теми словами, которых он даже не слышал. Эти списки — часто хвост из прошлого советской школы. Они как бы снимают с вас ответственность и необходимость погрузиться в тему. Вот уже ведь всё готово, кто-то заранее составил список нужного, вперёд. Но современному ребёнку это читать часто совершенно неинтересно. Непонятно. Неактуально.
«Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»
Например, надо прочесть «Подвиг о настоящем человеке», а он хочет, допустим, за вами прочесть «Цветы для Элджернона», или биографию Стива Джобса, или Катю Матюшкину. Он свой опыт чтения при этом получит. За неосвоенный список не ругайте, достаточно ему будет порицания учителя.
11. Книга и чтение — это удовольствие высшей пробы
Это как в первый раз смотреть с высоты воздушного шара на землю, как экзотическое путешествие на край земли или путешествие в прошлое. Совершенно новый опыт, фантазии, погружение в другую реальность. Исключите из этого мира выражение «обязательно к прочтению». Школьная система от этого не рухнет, а отношения с ребёнком вы не испортите.
12. Что хочу, то и читаю
Не запрещать, в идеале ничего. Ваши книги, книги ваших друзей, книги, которые кажутся вам глупыми или даже неприятными. Вы не знаете, что у ребёнка в голове, что его сейчас волнует, что ему важно компенсировать, узнать, в чём раствориться. Он сам интуитивно чувствует, ищет ответы и стремится к ним изо всех сил. Книги не алкоголь, пусть читает что хочет. Хоть учебник анатомии (есть такие примеры из детства гениальных врачей).
13. Регулярность
Шопинг, книжные магазины, библиотеки, книги в подарок — попробуйте делать это в течение года, двух лет. Не отчаивайтесь, не опускайте руки, не приводите в пример других читающих детей, не срывайтесь. Вода камень точит.
14. Электронные книги — те же книги, только сбоку
Если это поможет чтению, прекрасно, в итоге даже выйдет дешевле. С маленькими можно сыграть на тщеславии и моде. Новый гаджет, только книжный.
15. Литературные лекции и семинары
Дети, как я слышала, после лекций Дмитрия Быкова выходят буквально потрясённые. Это дорого; может быть, логистически неудобно, но есть и онлайн-версии, и если поставить цель, варианты можно найти. Даже при региональных скромных библиотеках проходят различные встречи и чтения, где можно встретить увлечённых взрослых и круг по интересам.
16. Статьи
Поймали интересную ребёнку тему — распечатайте по ней статьи. Спорт ли это, какой-то герой, рассказ о том, как создавались любимые персонажи, — в топку идёт всё, что его увлекает.
Если же по каким-то причинам (даже с прилагаемыми с вашей стороны усилиями) ребёнок всё-таки не читает, любите его таким некнижным. Возможно, он вас ещё удивит. Возможно, он потребляет информацию другим способом, присмотритесь и работайте уже в этом направлении. Вы тоже, в конце концов, иногда просто смотрите фоточки, а не только научпоп изучаете.
Вот видео из проекта «10 глупых вопросов» — небольшое интервью с библиотекарем. Возможно, такие работают буквально рядом с вашим домом.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.