что делать когда полиция бездействует куда обращаться
Что делать, если на вас давит полиция или прокуратура
В 2019 году прокуратура России отменила 130 незаконных уголовных дел против предпринимателей. Кажется, это немного, но это только те дела, что дошли до прокуратуры. Правоохранительные органы действуют по разным схемам: инициируют внеплановые проверки от инстанций, заводят уголовные дела, останавливают работу компаний.
Друг-прокурор и угрозы от полицейских
Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании
У меня сеть похоронных домов. Новый дом решили открывать в Мосальске Калужской области: выиграли тендер на аренду земли, оформили договор, заплатили арендную плату.
Чтобы получить разрешение на строительство, подготовили документы в администрацию города: проект, договор, градостроительный план, топографическую съемку — всё как положено.
Через несколько дней звонок из отдела архитектуры, приезжаю к ним:
— А вы с главой договаривались?
— Что вы строить будете.
— Ребята, я ни с кем не должен договариваться персонально, я выиграл тендер, оплатил аренду земли, подал документы на согласование, по закону на ней можно строить похоронное бюро.
— Ну, глава недоволен.
После позвонил сам глава города, сказал, что против строительства похоронного бюро в центре города. Я объяснил, что был тендер, что мы его выиграли, все документы оформлены по закону. На что он сказал: «Лично я прошу вас не строить, мне не нравятся похоронные дома в городе».
На следующий день звонок уже от главы района: «Вы что, не поняли, я вам документ не подпишу, к коммуникациям не подключу, я вам серьезно говорю, у вас будут проблемы».
Мы попросили отказ в письменной форме, но нам отказались его давать, потому что по закону они не могут отказать.
Через неделю мне присылают постановление главы города «О запрете строительства похоронного бюро». Приказ от седьмого августа, мы документы подали первого.
Мы относим заявление с просьбой пресечь незаконные нормативные постановления в районную прокуратуру и обращаемся в СМИ. Прокуратура никак не реагирует, тогда мы обращаемся в областную. В итоге прокуратура отвечает, что да, постановление противоречит федеральному закону, его нужно отменить.
Тогда-то мне позвонили из полицейского участка: «А у нас заявление от главы района. С вашего номера он получал угрозы расправы. Приезжайте, мы подробнее объясним». От поездки я отказался, попросил назвать фамилию и прислать повестку — мне отказали.
Позже позвонил начальник полиции, извинился и попросил приехать. Я приезжаю, начальник в неформальной беседе объясняет, что местный прокурор, друг главы города, попросил любыми возможными способами возбудить уголовное дело.
Попросил повестку, ее не слали два месяца, зато всё это время звонили, писали и морально давили. Однажды позвонила жена, сказала, что в квартиру ломятся два неизвестных полицейских, угрожают, она засняла это на видео через видеодомофон.
Вскоре мне позвонили всевозможные инстанции: трудовая инспекция, налоговая и другие. Сказали, что едут проверять одну мою организацию, где я числюсь директором, только эта компания никакой деятельности не ведет — они просто нашли, что я к ней имею отношение. Я поспрашивал у знакомых в трудовой инспекции, и мне сказали, что это всё с подачи прокурора.
Затем пришла повестка, я приезжаю в полицию, мне дают готовый протокол с якобы моими показаниями и просят расписаться. Читаю: «Я звонил главе района, был несдержан, но не угрожал». Этот документ я не подписал, а написал новый: рассказал, как кошмарят бизнес, как не дают строить, как ко всей истории причастен прокурор. Вот фотографии:
После этого проверки резко отменились, а в отделе архитектуры посоветовали подать на разрешение тот же проект, но убрать из названия фразу «Похоронное бюро». Мы так и сделали, и глава подписал разрешение, но уголовное дело не прекратили и продолжают мешать работать — недавно меня вызвали на допрос как подозреваемого.
«Предпринимательские статьи»
В мире бизнеса и правоохранительных органов есть понятие «предпринимательские статьи» — это те статьи уголовного кодекса, которые чаще всего заводят на бизнесменов. Одна из таких статьей — 159 УК «Мошенничество».
По этой статье только 20% преступлений доходят до суда. Остальные закрываются за отсутствием доказательств, да и просто так. Такой процент необоснованных дел эксперты связывают с попытками давления на бизнес, причем по заранее отработанным схемам:
внеплановые проверки. Госпожнадзор, Роспотребнадзор, СЭС и трудовая инспекция могут проверять компанию хоть каждый день. Без подготовки пройти проверку идеально почти невозможно;
расследование контрафакта. Эту схему применяют конкуренты: пишут заявление в таможню о том, что знают о незаконных перемещениях товара. Таможенная служба приезжает на склады, изымает документы, компьютеры, упаковки с товарами, даже печать компании;
полиция. Ее могут привлекать не только власти, но и партнеры компании. Партнер заявляет, что соучредитель причиняет компании вред — отмывает деньги или проводит незаконные сделки. Полиция заводит уголовное дело по статье «Мошенничество». Эта статья в народе называется «резиновой» — под нее можно подтянуть обычную деятельность компании.
Всё это тормозит работу компании: проверяющие могут изымать документы и технику, допрашивать сотрудников и приостанавливать деятельность фирмы на несколько месяцев.
Евгений Розенблат, адвокат
Полиция может привлекать скрытого свидетеля — человека, чья личность не раскрывается якобы в целях безопасности. Показания свидетеля становятся основанием для уголовного дела: практика показывает, что таких показаний может хватить, чтобы отправить человека в СИЗО на несколько месяцев или лет.
Привлечь полицию — это жесткий вариант давления, для него нужны личные знакомства. Чтобы привлечь налоговую, таможню, Росалкогольрегулирование или другие контролирующие организации, связи не нужны — хватит заявления от якобы пострадавшего человека.
Как защитить бизнес от давления
В ситуациях, когда полиция или силовики приезжают в офис, нужен адвокат. Пока он добирается до офиса, полиции нужно сказать: «Мне нужно время на заключение договора с адвокатом, всё только в его присутствии, поэтому прошу перенести следственное мероприятие».
Если просят дать показания, также ответить, что будете говорить только в присутствии адвоката. Если просят письменный отказ, ни в коем случае не писать, а использовать формулировку: «От дачи показаний не отказываюсь, но давать буду в присутствии адвоката».
Сказать полиции: «Мне нужно время на заключение договора с адвокатом, всё только в его присутствии»
Полиция может быть настроена агрессивно, но на время эти действия должны их остановить. Если полиция продолжает обыск, а сотрудники говорят лишнее, остается только ждать адвоката и уже с ним разбираться, что произошло и как действовать дальше.
Если сейчас в компании всё спокойно, лучше перестраховаться и заранее подготовиться к любым ситуациям:
подготовить памятку сотрудникам, как себя вести, если в офис приехала полиция. Сделать памятку поможет адвокат, в целом нужно рассказать сотрудникам, что документы лучше убирать в шкаф, компьютер блокировать перед уходом, в любой ситуации настаивать на адвокате;
не хранить в офисе документы, которые могут использовать против компании, например распечатанную электронную переписку, протоколы встреч, соглашения о дальнейших намерениях. Даже стрелочки в блокноте бухгалтера могут посчитать схемой черной бухгалтерии. Здесь помогут услуги архивных фирм: ОСГ, Делис Архив, Столичный архивист и других;
назначить ответственного за общение с полицией и проверяющими, лучше юриста или адвоката. Сотрудникам объяснить, что не надо говорить с полицией без юристов, рассказать о 51-й статье Конституции;
ввести режим коммерческой тайны для важных документов, которые не хотите афишировать — у каждой компании они свои, например договоры с определенными партнерами. Даже если в офис пришли с обыском, изъять информацию под грифом коммерческой тайны можно только по решению суда;
установить систему видеонаблюдения. Когда полицейские видят камеры, ведут себя спокойнее. Еще так можно зафиксировать допущенные ими нарушения;
хранить документацию на облачных серверах и перейти на электронный документооборот. Даже если полиция заберет компьютеры, все документы останутся у вас;
проверять контрагентов и не работать с однодневками. Если с ними что-то будет не так, полиция и налоговая могут прийти разбираться к их партнерам.
И, опять же, главное — иметь под рукой номер адвоката, даже если он никогда не потребуется. Это ничего не будет стоить: пока вы его не вызвали, вы ему не платите.
Прекратить проверку с полицией
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Что делать, если в офис приехала полиция
не отказываться от дачи показаний, но просить перенести ее на более поздний срок;
говорить полиции, что обыск, изъятие и допрос только в присутствии адвоката.
Что делать, если пока всё хорошо
записать номер адвоката;
рассказать сотрудникам, как вести себя во время обыска;
не хранить в офисе все ценные документы;
ввести электронный документооборот;
хранить документы под грифом коммерческой тайны;
установить камеры видеонаблюдения.
столько дел по статье «Мошенничество» не доходят до суда
Порядок обжалования действий сотрудников полиции
Гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению в правоохранительные органы решение или на действия (бездействие) сотрудника полиции в связи с рассмотрением обращения в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, служебная проверка в отношении них продолжается в рамках ведомственных нормативных правовых актов.
Гражданин в праве подать заявление в суд о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения.
Руководитель органа внутренних дел несет персональную ответственность за организацию работы по приему граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством срок. В случае необходимости он обеспечивает рассмотрение обращения с выездом на место.
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган внутренних дел или к должностному лицу с критикой деятельности указанного подразделения или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересом других лиц.
Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»
ПРАВИЛА
Подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Действие настоящих Правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
3. Жалоба должна содержать:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
4. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
5. Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
а) официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
7. При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
8. Жалоба рассматривается органом, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федеральных государственных служащих. В случае если обжалуются решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
При отсутствии вышестоящего органа жалоба подается непосредственно руководителю органа, предоставляющего государственную услугу, и рассматривается им в соответствии с настоящими Правилами.
9. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе в соответствии с требованиями пункта 8 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящими Правилами органом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
11. Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
12. В органах, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
а) прием и рассмотрение жалоб в соответствии с требованиями настоящих Правил;
б) направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
13. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
14. Органы, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:
а) оснащение мест приема жалоб;
б) информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на их официальных сайтах, на Едином портале;
в) консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо федеральных государственных служащих, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
г) заключение соглашений о взаимодействии в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи заявителям результатов рассмотрения жалоб;
д) формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
15. Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом, уполномоченным на ее рассмотрение.
В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
16. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта уполномоченного на ее рассмотрение органа.
При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
17. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
18. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
г) основания для принятия решения по жалобе;
д) принятое по жалобе решение;
ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
19. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа, предоставляющего государственные услуги.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
20. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящих Правил в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
21. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Десять мест, куда можно пожаловаться на полицию
Высказывание «Наша полиция нас бережёт» к огромному сожалению, далеко не всегда оказывается справедливым. Полицейские откровенно игнорируют ФЗ «О полиции» №3-ФЗ, который контролирует их деятельность. Нередко случаются ситуации, когда именно полицейские являются неправой стороной. Многие пострадавшие в таком случае смиряются и даже не пытаются добиться справедливости, но нужно поступать по-другому, а именно жаловаться.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Основания для подачи жалобы
Естественно, для того чтобы жаловаться, должна быть существенная причина, иначе подавать обращение не имеет смысла. Если её не будет, то никто даже не возьмётся рассматривать какие-то претензии.
Конечно, рассматривать весь комплекс проблем, что могут стать причиной жалобы, мы не будем, но перечислим несколько наиболее часто встречаемых ситуаций. Итак, подавать жалобу можно в следующих случаях:
Поскольку каждый из нас может столкнуться с этими ситуациями, важно знать, куда жаловаться. Но в то же время бездействие – такое же нарушение прав, как и противоправные действия. Именно потому мы сейчас будем разбираться, куда жаловаться на бездействие полиции.
Правильное составление жалобы
Единственным законным и относительно эффективным способом бороться с правонарушениями служащих является написание жалобы-обращения. А подавать её нужно в специализированные органы надзора или общественные организации. Правда, определённые нюансы в написании жалоб зависят от инстанции, куда эта бумага направляется. Но если опустить эти мелочи, практически все подобные документы имеют похожую структуру.
Итак, в тексте документа должны быть указаны следующие четыре блока информации:
Но оформление заявления не всегда требует такой развёрнутой структуры. Например, если жаловаться непосредственному начальнику правонарушителя, можно оставить только вводный и описательный блоки. Хотя, перед тем как написать жалобу на сотрудника полиции, важно помнить, что некоторые обращения не рассматриваются. Так вот, ваше обращение не будет рассмотрено, если оно:
В любом из этих случаев жалобу человека не будут даже принимать, не то что рассматривать.
Куда жаловаться
Статья 53 ФЗ №3-ФЗ подразумевает, что при неподобающем выполнении обязанностей полицейским, пострадавший гражданин имеет право обжаловать его действия в таких инстанциях:
Для того чтобы ускорить процесс или подстраховать себя, можно направить уведомление о правонарушении не в один, а несколько органов. Например, руководителю и в суд, ожидая, кто первым среагирует. Есть целая иерархия структурных единиц, которую нужно знать, чтобы легче ориентироваться, кому и в какой последовательности направлять письма с жалобами:
Но даже если это не помогло, контролирующими органами могут выступать не только официальные государственные структуры. Например, контролем и надзором за деятельностью полиции занимаются представители государства и общественные организации. В данном случае перед пострадавшей стороной есть несколько самых популярных вариантов, куда направить жалобу:
Теперь переходим к главному, а именно – куда жаловаться на сотрудников полиции? В этом плане у пострадавших полное раздолье, так как сотрудники полиции являются должностными лицами, а значит они должны быть наказаны законными методами. Но практика показала, что эффективнее всего направить жалобу в несколько инстанций. Об этом следует не забыть указать в шапке жалобы, перечислив все места, куда направлялись копии.
В любом случае, главное, чтобы ваши усилия помогли и правонарушителей наказали. Но чтобы правильно определить, куда именно подавать жалобу в вашем случае, рассмотрим все органы, которые могут помочь в этой ситуации, подробнее.
В полицию
Первое, что может сделать пострадавшая сторона – написать жалобу на бездействие или, наоборот, слишком активные действия со стороны полицейских, в локальное отделение полиции. Но следует учитывать, что эти отделения в силах рассмотреть только мелкие жалобы. Хотя можно попробовать написать обращение, если произошёл более серьёзный случай, например, необоснованное рукоприкладство со стороны сотрудника полиции.
Но есть риск, что жалобы на относительно крупные прегрешения так и останутся в отделении. Начальство имеет прискорбную привычку прикрывать своих сотрудников. Делают они это, чтобы не получить выговор от вышестоящих чинов. Но всё же мелкие проблемы типа невыполнения обязанностей или хамства, решаются. Процедура такова:
Если жалобу возьмут и примут меры, то они, скорее всего, будут заключаться в дисциплинарном наказании. Если подобное восстановление справедливости вас не устраивает, нужно обращаться в инстанции, стоящие на более высокой ступени внутренней иерархии.
В прокуратуру
Первое, куда звонить, если полиция превышает свои полномочия – в прокуратуру. Задача этого органа – помогать во всех случаях, которые нарушают права граждан. Причём, даже если права нарушает полиция, прокуратура может вас защитить. При этом процедура имеет следующий вид:
Есть несколько путей, как подать жалобу на полицию в прокуратуру:
Можно использовать любой из представленных выше вариантов.
В местных органах МВД
Как уже говорилось, начальники полицейских-правонарушителей могут прикрывать своих нерадивых сотрудников. Чтобы предупредить даже шанс на такой исход, пострадавшая сторона может сразу обратиться в органы МВД (Министерство внутренних дел России), который стоит выше отделений полиции. Но обращаться надо в орган местного уровня. То есть нужно выяснить, какой орган МВД отвечает за ваш район.
Чтобы сделать заявление, можно воспользоваться следующими путями:
Обычно этого бывает достаточно, чтобы решить проблемную ситуацию.
В УСБ или ГУСБ
Если предыдущие меры не дали результатов, или человек по какой-то причине решил не обращаться в описанные выше инстанции, он может подать жалобу на действия сотрудников полиции в УСБ (Управление собственной безопасности). Этот орган специально создавался для того, чтобы выводить на чистую воду органы правопорядка, которые чем-то замарали свою репутацию. Например, были уличены в коррупции или в других неправомерных действиях.
В общем, что может быть лучше, чем обратиться в проверяющий орган? Все жалобы, которые сюда направляются, должны иметь веские основания. Конечно, вы можете отправить жалобу на мелкие прегрешения, но ждать, что они будут рассмотрены столь оперативно, как серьёзные правонарушения со стороны полицейских, весьма наивно. В частности, жаловаться можно на нарушения гражданских прав, свобод человека, его воли, неприкосновенности или даже на нарушения сексуального характера (домогательства или насилие).
Подать жалобу в органы УСБ и ГУСБ можно, используя следующие пути:
Кстати, иногда УСБ может игнорировать обращение со стороны граждан по каким-то своим причинам. Чтобы такого не случилось и с вашим заявлением, лучше перестраховаться. Для этого продублируйте жалобу, и перед тем как направлять её в УСБ, отправьте копию в прокуратуру. Не забудьте об этом уведомить орган УСБ. В таком случае они будут обязаны рассмотреть проблему, так как за этим вопросом будет наблюдать другая государственная служба.
В суд
Если выбирая, кому жаловаться на бездействие полиции или же на их противоправные действия, выбор пал на судебные органы, то подавать жалобу нужно в суд районного уровня. Этот орган способен не только назначить меры наказания провинившемуся сотруднику правоохранительной организации, но и проконтролировать, чтобы эти меры всё же были приняты. В особенности это касается ситуаций, когда полицейский виновен в серьёзном преступлении.
В суд можно обращаться, если вы уверены, что больше никакие меры не помогут (или уже были попытки, оказавшиеся бесполезными). Чтобы начать разбирательство по беспокоящему вас делу, для начала надо написать и послать исковое заявление. Его составление имеет практически идентичную структуру с жалобой в прокуратуру, но в данном случае не нужно указывать ответственное лицо.
После написания иска, судебный орган должен уведомить ответчика (то есть, полицию) о том, что против них начинается судебное разбирательство. При этом угроза наказания для провинившегося сотрудника или сотрудников значительно выше и серьёзнее, чем в любом из представленных выше случаев. К тому же не забываем, что полицейские являются должностными лицами, а это значит, что их наказание будет ещё серьёзнее, чем для гражданских лиц. Но чтобы быть уверенным в положительном исходе борьбы, лучше заблаговременно получить поддержку юриста, который специализируется на подобных спорах.
В совет МВД РФ
Ещё один проверенный способ нажаловаться на полицейских – обратиться за помощью в совет при МВД Российской Федерации. Этот орган является контролирующим при Министерстве внутренних дел. То есть он контролирует его деятельность на общественном уровне.
Обращаться нужно к председателю совета. Сделать это можно следующими способами:
В Общественную палату
Если нужно пожаловаться на произвол представителей полиции, то лучшего варианта, нежели Общественная палата, сложно найти. Этот орган занимается регулированием и проверкой всех органов власти. При этом для проверок и контролирующей деятельности он пользуется законами №3-ФЗ и №32-ФЗ.
Правомерные жалобы в Общественную приёмную можно направить следующим образом:
В совет по правам человека
СПЧ (Совет по правам человека) не занимается работой с личными жалобами людей, даже если было зафиксировано вопиющее нарушение прав. Обычно указанный орган рассматривает жалобы в более масштабном формате. Например, те, что могут что-то изменить на общегосударственном уровне. В частности, рассматривают жалобы, которые могли бы помочь развивать общество России, контролируя правомерные и предотвращая часто проявляющиеся неправомерные действия полицейских.
Но при этом, отправление жалобы в этот орган зачастую подразумевает, что документ будет направлен практически прямо Президенту страны. Обычно сюда люди направляют жалобы, чтобы сразу поднять важность своих обращений в мелкие инстанции (например, если изначально пострадавшая сторона жаловалась непосредственному начальству нарушившего права человека полицейского). Главное, в перечне мест, куда ещё были направлены копии документа, отметить, что одна из них поступила в СПЧ. Тогда локальные органы правопорядка, как правило, начинают действовать активнее и усерднее, так как повышается уровень ответственности.
Президенту РФ
Обращение к Президенту является одним из эффективных, но не самых распространённых способов заявить о серьёзных нарушениях со стороны правоохранительных органов. Но, как и в предыдущем случае, личные жалобы в основном не рассматриваются. Как правило, обращения подобного рода направлены на то, чтобы Президент обратил внимание на какие-то более глобальные проблемы, связанные с работой правоохранительных органов.
Писать нужно чётко и по существу. Длинные постулаты, скорее всего, никто читать не будет, поэтому лучше вложиться в несколько предложений, которые максимально раскрывают суть происходящего. Естественно, писать нужно в официальном стиле. Обратиться можно следующим образом:
Сами понимаете, что жалоб на адрес Президента приходит много, поэтому не стоит ждать, что ситуацию решат на следующий же день. В этом и кроется недостаток этого способа пожаловаться на полицию. Но зато нет более высокого контролирующего органа, нежели правительство и сам Президент.
Уполномоченному по правам человека
Самой последней попыткой добиться справедливости при неправомерных действиях полиции является омбудсмен. К нему начинают обращаться, если бездействуют все остальные органы, либо их работа не привела ни к какому адекватному или устраивающему заявителя результату. Задачей этой инстанции является решение практически нерешаемых проблем, связанных с нарушением прав человека.
Но следует учитывать, что обращение к Уполномоченному имеет свои особенности. Например, чтобы узнать нюансы написания жалобы в эту инстанцию, желательно позвонить по телефону: 84956071922 (они предоставят актуальную информацию по этому вопросу). А чтобы создать официальное обращение, нужно направить заказное письмо по адресу: город Москва (индекс 10100), ул. Мясницкая, д. 47, к.115.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!