что делать когда ненавидишь свою работу
Что делать, если ненавидишь свою работу: шесть советов от психологов
Определи причину неудовлетворенности
Если вам скучно на работе, это, как правило, говорит о наличии какой-то значимой причины неудовлетворенности и стресса. Возможно, вам не подходит стиль управления начальника, вы застряли на особенно нудном проекте или ваш стол расположен в самом дальнем углу офиса, куда не проникает солнечный свет.
«Чтобы получать хоть какое-то удовлетворение от работы, которую ты ненавидишь, надо суметь вычленить именно те факторы, которые делают тебя несчастным, и понять, можешь ли ты на них повлиять», – говорит Сьюзан Краусс Уитборн из Университета Массачусетса в Амхерсте.
Вспомни, почему изначально была выбрана эта работа
В теории выбор работы предполагает интерес и удовлетворение от того, что ты делаешь. На практике часто оказывается, что работаем мы для того, чтобы оплачивать счета, копить опыт и пользоваться медицинской страховкой. Когда работа начинает даваться тяжело, помогает вспомнить, что ты начал ей заниматься из вполне прагматических соображений.
«Внутри что-то происходит, когда мы напоминаем себе, что никто не заставляет нас заниматься этим вечно, что мы сами решили посвятить этому некоторое время, что это наш осознанный выбор», – рассказывает психотерапевт Брайан Робинсон, автор книги «#Расслабьтесь: отключите работу и включите жизнь» (#Chill: Turn Off Your Job and Turn On Your Life). Может быть, звучит просто, но иногда надо взглянуть на это под другим углом.
Научись справляться с «воскресным ужасом»
Люди, работающие стандартную пятидневку, могут сталкиваться с явлением, которое известно как «воскресный ужас». Это чувство всепроникающего отчаяния, которое накрывает при мысли о возвращении на работу в понедельник. По словам Робинсона, все это происходит только в голове. Ну да, на прошлой неделе было скучно, но на следующей может подвернуться интересный проект. «Ключевую роль играет настрой, с которым мы идем на работу, – говорит Робинсон. – Если позволить этому страху управлять собой, все опасения точно сбудутся».
Найди то, что любишь
Наверняка в вашей работе есть то, что вам нравится. Концентрация внимания на положительных моментах – будь то приятный в общении коллега или обеденный перерыв – поможет отвлечься от негативных моментов. «Когда что-то ненавидишь, это напоминает объектив фотокамеры, который фокусируется на предмете ненависти и замыливает все остальное, – объясняет Робинсон. – Если вам нравятся цветы по дороге на работу или музыка в офисе, это вряд ли решит проблему, но хотя бы снимет напряжение в тот период, который нужен для принятия решения, менять работу или нет».
Выдели время на свои увлечения
Часто из-за фиксации на карьерных целях у людей возникает чувство, что они забросили свои хобби и увлечения. Как говорит психолог Гоали Саиди Боччи, увлечения действуют воодушевляюще и уравновешивают работу. Можно попробовать монетизировать свое хобби, чтобы был выход на случай, если с «настоящей» работой все же решите распрощаться.
Ищи новое
Впрочем, есть случаи, когда работа вам просто не подходит. Если вы пробовали все вышеперечисленное, но чувства удовлетворения от работы не появилось, возможно, пора двигаться дальше. Сам процесс поиска новой работы может помочь снять напряжение.
Что делать, если вы боитесь уйти с нелюбимой работы
Ответьте себе честно: насколько вы счастливы? Чем наполнены ваши дни? Если все супер и вы обожаете свою работу, можно за себя порадоваться и не читать этот текст. Но если вы ненавидите вечер воскресенья (ведь завтра на работу) и вас держит только оклад или стабильность, пора встретиться с проблемой лицом к лицу.
Иногда мы пытаемся справиться с ситуацией, вместо того чтобы ее изменить. Думаем: съезжу в отпуск и уволюсь, дотяну до Нового года и напишу заявление, ничего страшного, все не любят свою работу. Но мы знаем, что это оправдания, за которыми стоит страх и неуверенность. Но, если рискнуть, будущее может изменить вашу жизнь.
shutterstock.com
Перестаньте себе врать
Когда работа не приносит удовольствия — происходит эмоциональное выгорание, которое может дойти до физического истощения и полной апатии. Выбираться из такого состояния сложно, часто требуется помощь специалистов. Лучше не доводить себя до такого. Подумайте: насколько вы дорожите работой? Что должно произойти, чтобы вы уволились?
shutterstock.com
Можно долго заниматься самообманом, но вы не на экзамене, и неправильного ответа нет. Изучите чек-лист: если с вашей ситуацией совпадает хотя бы несколько пунктов — это повод задуматься:
Можно игнорировать ситуацию: терпеть, злиться и ненавидеть каждый день. Но важно помнить: мы живем не на черновик, и не факт, что все изменится, пока вы не очнетесь.
shutterstock.com
Действуйте
Делайте хоть что-то. Работа мечты не найдет вас сама, а лучший руководитель не позвонит в дверь. Сколько лет единственной жизни вы готовы спустись в никуда? Бывают ситуации, когда вы не можете уволиться здесь и сейчас: кредит, трое детей, ипотека. Начните с малого: разместите резюме, скажите всем знакомым, что ищете работу, пробуйте ходить по собеседованиям, чтобы понять, что изменилось на рынке, в какую сумму оценивают ваши навыки, и где нужно поднажать, чтобы получить достойное предложение.
shutterstock.com
Ненавидеть работу и думать, что лучше не найдете, — ошибочное мнение. Это как убеждать себя, что после расставания с любовью всей жизни невозможно встретить другую. Возможно, и всегда есть выбор: страдать или двигаться дальше.
Составьте список из 25–30 компаний, где хотите работать. Существуют организации, которые не ищут сотрудников на открытых ресурсах. Проявляйте инициативу и рассылайте резюме целенаправленно, а не занимайтесь пассивным поиском.
Поймите причину недовольства
Не бывает, что в работе не нравится все. Точнее, такое встречается, но тогда сложно представить, как до сих пор терпите. Обычно устраивает зарплата, но не нравятся обязанности: слишком простые или бесполезные. Или хочется получить удаленную работу, чтобы не ездить в офис. Возможно, в вашей ситуации оклад играет не самую главную роль, и важнее признание в коллективе. Это все необходимо понять перед новым собеседованием, чтобы идти туда с четким пониманием, что вы хотите получить.
shutterstock.com
Начните откладывать деньги
Для кого-то это самое сложное и неприятное, но понимание, что без работы вы можете прожить месяц или два, добавляет уверенности и внутреннего спокойствия. Чем раньше подойдете к этому вопросу, тем быстрее обезопасите себя от страхов и рисков. Но, может, вам повезет, и вы сразу попадете на новую работу.
Когда от работы тошнит — это не изменит разовая прибавка к зарплате или новогодний подарок. Откладывайте минимум 10% с каждой зарплаты, экономьте на расходах, подумайте, без чего можно прожить некоторое время.
Главное, дайте себе слово, когда уволитесь, и не отступайте от даты. Не отвлекайтесь на внешние факторы: премии, повышение, обещания руководителя и прочее. Вам решать: соглашаться на краткосрочные бонусы или выбирать новую счастливую жизнь.
shutterstock.com
Пропишите свои сильные качества
Изучите свой опыт: знания, образования, сильные стороны. Так прибавится уверенность и повысится самооценка. Нарисуйте два столбика: в первый выпишите 10–15 достижений — профессиональных, творческих, спортивных. Упомяните все, что вам нравится делать. Например: пишу интересные заметки, знаю французский язык, могу поддержать беседу с любым человеком, разбираюсь в IT.
shutterstock.com
Составьте профессиональный портрет из своих сильных сторон. Во втором столбце пропишите качества, которые вам помогли. В чем ваша сила: дисциплина, упорный труд, хитрость. Поймите, в чем ваше преимущество, и на какие качества будете опираться в критической ситуации.
Найдите свои «пробелы»
Поговорим не только о плюсах. Вы прописали сильные качества, но чего не хватает, чтобы оказаться в точке Б? Мечтаете о международных командировках или стажировке в Штатах? Если не знаете английский — это может стать проблемой. Или хотите работать бизнес-ассистентом, но постоянно опаздываете. Тогда вряд ли потенциальный руководитель будет доволен.
Понимать свои слабые стороны иногда важнее, чем сильные. Вы не можете требовать, чтобы вам достойно платили, просто потому что вы — хороший человек.
Перестаньте сравнивать себя с другими
Освободитесь от стереотипа престижной профессии, статуса и прочего. Какая разница, что кругом предприниматели и фрилансеры, если вам нравится офисная работа или вы обожаете кофе, общение, и хотите открыть свою кофейню. Вы даже не вспомните о других людях, когда получите дело всей жизни. Забудьте ограничения серьезных профессий, возраста и образования. Это не так важно, чтобы стать счастливым человеком.
shutterstock.com
Вы живете в свободное время, когда важнее талант, а не диплом. Экономист становится телеведущим, а социолог — стилистом. Люди меняют профессию в любом возрасте. Можно зарабатывать через интернет, быть наемным сотрудником или работать на себя. Постарайтесь поставить цель не найти работу, а реализоваться в любимом деле. Оставьте дело, которое вас разрушает, найдите сферу, где проявятся ваши таланты, проснется страсть к новым задачам и сами увидите результат.
MoneyPapa
эксперт по семейным финансам
Что делать, когда ненавидишь свою работу, но не можешь уйти?
🔴 Смотрите видеоверсию — здесь
📢 Слушайте аудиоверсию – здесь
Согласно исследованиям, 2/3 населения развитых и развивающихся стран не любят или ненавидят свою работу. 2/3. Вдумайтесь! Люди проводят большую часть своей жизни, тратя её на дело, которое они ненавидят.
Напрашивается ответ вроде «Нельзя тратить свою жизнь на работу, которую ненавидишь! Уходи!», но в жизни, как обычно, всё далеко не так просто. Людей держит великое множество причин: невозможность найти другую работу, кредиты, семья, иждивенцы, больные родители, хорошая зарплата, близость к дому, неуверенность в своих силах, боязнь перемен, возраст, кризис, рождение детей и т.д.
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на работу, которую ненавидишь!» — Gary Vaynerchuk
Но, как известно, если не можешь изменить мир вокруг себя — меняй своё отношение к нему. Поэтому, в этой статье я расскажу, что же делать, если вы ненавидите свою работу, но приходится на ней работать.
Разберитесь почему
Разберитесь: это чувство было всегда или появилось только недавно? Что вызывает ненависть? Сама работа? То, чем вы занимаетесь? Начальник? Коллеги? Культура в компании? Составьте список того, что вы ненавидите и того, что вам в ней нравится. Это очень полезное упражнение. Подумайте, можно ли как-то исправить те негативные моменты, которые вас огорчают и насколько они реально перевешивают моменты позитивные.
Не уходите в никуда
Продолжая предыдущий пункт, если минусов в вашей работе больше, двигайтесь дальше, только не уходите с работы, пока не найдете новую! По статистике, человек без работы стоит на рынке на 20-30% дешевле, чем человек с такой же квалификацией, но который работает. Это могут быть сотни и тысячи долларов в год для вашей семьи. Также помните, что поиски работы в кризисные времена могут затянуться от нескольких месяцев до года и больше.
Ну и конечно, ваша самооценка, а с ней и ваши требования, начнут падать с каждым месяцем безуспешных поисков работы.
Уходите сейчас, если ваша работа небезопасна для вас
Если вас оскорбляют, заставляют воровать, обманывать людей, брать на себя административную или уголовную ответственность и т.д. — уходите сейчас. С деньгами как-нибудь разберётесь, а с последствиями от указанных выше вещей придётся разбираться годы.
Говорить ли с менеджером?
Если ваш менеджер адекватный человек (да, такое бывает )))) и культура в компании здоровая (бывает и такое)) ) — поговорите с ним, расскажите, что вас беспокоит. Возможно, он поможет вам найти выход, предложит новый проект или новую позицию внутри компании или внутри группы компаний, или подскажет, что вам делать. Но делать это нужно крайне осторожно. У вас должны быть действительно очень доверительные отношения. Никому не нужен скучающий и ненавидящий свою работу сотрудник. Таких увольняют в первую очередь, не повышают им зарплаты и не дают премии. Однако, даже если вы не говорите о своей ненависти в открытую, уверяю вас, это всегда очень видно!
Не сжигайте мосты!
Уходить нужно стараться хорошо! Как бы с вами не расстались. Даже, если вас уволили несправедливо, даже если вы правы и т.д. Эмоции пройдут, а сказанные сгоряча слова, оскорбления и угрозы не вернешь. Люди, с которыми вы работали, включая ваших менеджеров, даже если они, мягко говоря, «идиоты», могут вам пригодится на следующей работе (рекомендации, контакты, клиенты, связи и пр.). К тому же, эти люди могут быть c бОльшими, чем вы, связями, и плохой или скандальный уход из компании может серьезно и очень долго портить вам жизнь и карьеру.
Самое время учиться!
Ненавидите свою работу? Возможно дело не в работе, а в вас! Возможно вам просто стало скучно и неинтересно. Идите учиться! Самое время! Повышайте квалификацию, получайте новую профессию, развивайте хобби — это даст мощный импульс вашему мозгу и новые знакомства, повысит вашу стоимость на рынке труда и отвлечет от депрессивных мыслей.
Не бывает идеальной работы
На каждой работе, на любом уровне, при любой зарплате, есть скучные, рутинные и противные вещи, возможно такие же, от которых вы хотите убежать сейчас! Если вы ждете, что работа должна быть интересной всегда, вы находитесь в стране иллюзий. Только вы, а не компания или ваш босс, можете сделать вашу работу интересной.
Не прыгайте с места на место слишком часто
«Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит.» — Плутарх
Лично я сразу же выбрасываю в урну резюме кандидатов, которые меняют работу каждые год-полтора. С опытом, я уже давно убедился, что проблема в этих кандидатах, а не в работах, на которых они работали, поэтому не даю таким людям шанса тратить моё время и деньги компании.
Не сравнивайте себя ни с кем
Ваш знакомый, ваш коллега или ваш босс добился того-то и того-то, а я нет и это несправедливо и т.д. Подобные сравнения ничего не изменят, кроме того, что будут продолжать вгонять вас в еще большую депрессию. Единственный верный способ сравнения — это сравнивать себя с самим собой. Как изменились вы за последние год-два-три, как человек и как профессионал? Хватит себя жалеть, меняйте что-то в себе и это изменит мир вокруг вас.
Не умеете говорить «Нет!» или делегировать
Часто из-за этого люди перегружают себя работой и перегорают. Но, к счастью, этим двум очень полезным навыкам можно научиться. Почитайте в интернете, посмотрите обучающие видео и вебинары, как это делать правильно, не отвергая от себя коллег и не создавая имидж человека, который ничего не хочет делать.
Перестаньте жаловаться!
Перестаньте жаловаться и выносить мозг себе и вашим близким! Либо уходите, либо меняйте свое отношение к своей работе. Нытьё и жалобы ничего не меняют. Только «заводят» вас еще больше, усиливают депрессию и очень утомляют всех вокруг. Если не можете уйти с работы по разумным причинам, то: а) меняйте себя (учитесь, например), б) пробуйте сделать свою работу интересней (новые инициативы, новые приемы, чтобы сделать работу более эффективной и т.д.), в) фокусируйтесь не на отрицательных моментах, а на положительных и т.д.
Например, Вам, может осточертела та рутинная работа, которую вы делаете, но зато: а) она находится рядом с вашим домом, и вы больше времени можете проводить с семьей, б) компания оплачивает медицинские страховки вашей семье, в) вас окружают замечательные коллеги, д) у вас стабильная и хорошая зарплата и т.д.
Разнообразьте жизнь вне работы
Вынуждены работать на нелюбимой работе — сделайте жизнь вокруг неё более насыщенной, чтобы хоть как-то компенсировать негатив. Спорт, прогулки, хобби, музыка, творчество, общение с позитивными людьми (а не с теми, кому вы заливаете уши своими жалобами), семья и общение с детьми и другие элементы вашей внерабочей жизни помогут вам переживать негатив на работе.
Перестаньте общаться с «негативными» коллегами
В каждом коллективе бывает «паршивая овца», которая портит весь коллектив. Такой коллега постоянно всем недоволен, постоянно жалуется, говорит плохо про других коллег и руководителей, сравнивает текущую работу с какими-то другими, сплетничает, настраивает сотрудников и т.д. Заметив таких «токсичных» сотрудников, руководитель должен немедленно от них «избавляться». Ну а если вам «повезло» общаться с таким коллегой, ограничьте своё общение и увидите, что мир не такой ужасный.
Походите по интервью
Не можете терпеть работу, походите по интервью — это очень полезная практика, чтобы «спуститься с небес на землю». Вы можете действительно убедиться в том, что «пора валить» и напрасно вы так долго ждали, а можете понять, что то, что у вас есть сейчас — совсем не так плохо, как вы думали. И в том и в другом случае, это пойдёт вам на пользу! Только помните, делать подобные вещи нужно крайне аккуратно, т.к. мир очень тесен.
Вылезайте чаще из норы
Стены давят! Стены, которые вы ненавидите — разрушают вас. Вылезайте чаще из своей «норы», например, на прогулку, на обед вне работы, на разминку. Это может быть несколько 5-10 минутных прогулок в день, но они точно пойдут вам на пользу.
Заканчивайте день благодарностью за всё, что вы имеете
Это мощнейший приём, практикуемый миллионами людей и описанный в тысячах книг по развитию, росту, медитации, управлению стрессом и т.д. Я приведу два варианта, которые практикую каждый день сам.
Вариант №1. Можете перед сном вставать перед зеркалом или просто, лежа на подушке, с улыбкой на лице )))), говорить спасибо Богу, или жизни, или вселенной за то, что у вас есть, например, замечательный и любимый супруг/супруга, крыша над головой, дети, вкусная и здоровая еда, живые и здоровые родители и т.д.
Второй вариант — все также перед зеркалом, за ужином или лёжа на кровати, вспоминать 3 обалденные вещи, которые произошли с вами за день. Это могут быть совсем мелочи: солнечная погода (особенно для жителей Питера)))), обнимашка и поцелуй ребенка после работы, прогулка, комплимент коллеги, улыбка незнакомого человека и т.д.
Оба приема будут настраивать ваш мозг на позитив, без которого нормально жить невозможно!
Будет полезным!
В тему
📢 Аудио версия
Аудиоверсия в i-tunes здесь
Список всех подкастов здесь.
Спасибо, что смотрите, читаете и слушаете MoneyPapa!
👍 Если Вы узнали для себя что-то полезное, то, пожалуйста, поддержите проект MoneyPapa и сделайте следующее:
1️⃣ подпишитесь на мои новости здесь
2️⃣ подпишитесь на меня на ютубе, в инстаграм и в телеграм
3️⃣ поставьте лайк и напишите комментарий под любым постом
🙏 Поддержать проект MoneyPapa финансово Вы можете здесь
Так я буду знать, что я и моя команда делаем что-то важное и нужное для людей! Заранее большое спасибо!
👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, в семье и по жизни!
Тимур Мазаев, он же MoneyPapa
Money Papa
4 comments
Сейчас везде одно и то же. И куда уходить? С одного Г на другое? Менять шило на мыло. Щас люди все злые и ненавидят друг друга!
Евгения,
Посмею не согласиться.
БОльшая часть людей не злые и не ненавидят друг друга.
Если у Вас такое окружение — меняйте его, а также меняйтесь сами, т.к. человек видит это мир через призму своего мышления и своих установок.
Например, я проработал 16 лет в компании с замечательной культурой, атмосферой и людьми.
И меня окружают не злые люди, которые вообще никого не ненадвидят (как и я сам). А если подобные люди попадаются — я их убираю из своей жизни мгновенно.
Злые люди притягивают к себе злых людей, а добрые и позитивные — добрых и позитивных.
Тимур
Не общаться с негативными коллегами? Мне поставили полгода назад такого коллегу и я должен с ним общаться. До этого старался для компании, потому что на мне ответственность немалая и мне нравилось то, чем занимаюсь. Сейчас переделали всё в организации и должен общаться с этим коллегой. Я постоянно стараюсь вести себя положительно по отношению к нему, но постоянные упрёки и т.д. просто достают и меня просто трясёт. Уйти просто так с работы не могу, потому что ипотека. Ещё три месяца назад из за перестройки в организации урезали зп просто так, у меня даже косяков не было и план выполнил на 110%. Я не идеален, но я стараюсь и всё равно не получается. Поменять своё отношение? Я пытаюсь, но когда ты стараешься для компании, а с тобой обращаются как со скотом — это бросает в отчаиние, плюс этот коллега.
Ваши советы красиво звучат, но они не помогают мне. Надо искать новую работу, либо быть скотом.
Спасибо за Ваш коммент и за то, чт оподелились своей историей и личным.
Мой совет как раз таки в том, что либо человек уходит от ситуации, влияние на которую у него ограничено, либо пытается ее изменить, либо меняет свое отношение к ней. Тут нет волшебных решений. Я сам в большом бизнесе проработал 20лет и тоже не раз работал с людьми, к-е мне были неприятны.
1. Уйти. Ипотека ипотекой, а на Ваше йработе свет клином не сошелся. Не можете терпеть — ищите потихоньку другую работу. И Вы ее найдете.
2. Попытаться что-то изменить. Вы можете поговорить с руководством и если вы ценный кадр и на вас действительно большая ответственность — Вас могут услышать и помочь. А могут забить — тогда возможно и в правду нужно валить. Можно посмотреть всякие статьи и курсы на тему «как работать ладить общаться со сложными людьми, коллегами, му…ками» и попытаться перевести ситуацию в управляемую.
3. Изменить свое отношение. Это не значит заниматься медитацией и говорить себе «у меня все хорошо, у меня все хорошо» :))) Но, это значит, что все познается в сравнении. Помню был у меня такой момент, когда я был недоволен своей (на тот момент уже высокой) зарплатой и это меня проедало изнутри, я чувствовал несправделивость и все такое, а потом случился кризис и мой доход (в долларах) упал вдвое, но мне не уменьшили зарплату в рублях — и тогда я понял, какой я дурак был счастливый тогда и какой я счастливый сейчас, что у меня есть работа, когда я сам в момент кризиса увольнял десятки людей. ВСе зависит от того, как мы смотрим на вещи )))
Ваш коллега может быть полным м…ком, но то, что вы имеете может быть на столько больше! НАпример, Вас реально ценят, близость к работе, соцпакет, бонусы, отсутствие лучших альтернатив в вашем городе и пр. И возможно, нужно просто терпеть — идеальной работы не бывает — на КАЖДОЙ работе есть м…ки и есть недостатки. Нужно просто учиться с ними бороться — пытаться изменить и/или менять отношение к ним, а если не получается — уходить.
Простите если мои советы не работают для Вас и спасибо, что поделились.
Тимур
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.