что делать когда гневаешься в исламе
Как победить гнев: советы пророка Мухаммада ﷺ
Гнев способен отдалить людей друг от друга, сломать даже самые крепкие отношения и нанести вред душевному спокойствию человека. Порой мы сами не понимаем, как начинаем гневаться, ведём себя некорректно и можем причинять боль даже самым близким людям. Как будто наши чувства сильнее нас самих. Неконтролируемый гнев – одно из оружий шайтана, которым он сбивает людей с пути истины и лишает их довольства Творца.
Сохранение терпения, самообладания и милосердия – это то, к чему призывает нас наша вера. Гнев возникает в человеке, потом переходит в его слова и поступки. Чувствовать злость естественно для человека, но он всячески должен подавлять в себе это чувство и не позволять ему возобладать над ним, его речами, поступками и причинить другим вред.
Пророк ﷺ сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари и Муслим).
Во-первых, нужно сохранять спокойствие и проявлять терпение. Тот, кто разгневан, может наговорить много слов, о которых впоследствии пожалеет. Молчание – лучшее средство от злости. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если гневаешься, то молчи».
В-третьих, для того чтобы человек смог остудить пыл, поразмыслить и смириться, он должен поменять позу. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. Пророк ﷺ сказал: «Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдёт, то пусть ляжет».
Также если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является тахарат. В одном из хадисов сказано: «Воистину, гнев – от шайтана, и воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому, если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение».
Так давайте же воспользуемся этими бесценными советами, и да поможет нам Всевышний одолеть чувство гнева, с тем чтобы дарить себе и другим только светлые эмоции!
Слова, избавляющие от гнева
Гнев – это один из путей, используемых сатаной для заблуждения человека. Конечно, такое состояние свойственно человеку, поскольку и Пророк (мир ему и благословение Аллахе) гневался, однако его гнев проявлялся только ради Аллаха. Человек достаточно самолюбив, порой его собственное эго затмевает ему разум. Также человеку свойственно гневаться, если кто-нибудь говорит плохое о его семье или любимой спортивной команде.
И как же избавиться от такого неприятного состояния?
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает:
أَنَّ رَجُلاً قَالَ لِلنَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم: أَوْصِنِى ، قَالَ : لاَ تَغْضَبْ ، فَرَدَّدَ مِرَارًا ، قَالَ : لاَ تَغْضَبْ
«Однажды некий человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) дать ему наставления. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Не гневайся». Тогда мужчина несколько раз повторил свою просьбу, и каждый раз ответом были слова: «Не гневайся». (Бухари)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хвалит тех, кто владеет собой в порыве гнева. В хадисе, переданном также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), он (мир ему и благословение) сказал:
لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ
«Не тот силён, кто в состоянии побороть многих, силён тот, кто владеет собой в порыве гнева». (Бухари, Муслим)
Аллах Всевышний также возвеличивает человека, который владеет таким качеством (смысл):
الَّذِينَ يُنْفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ ۗ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Тех, кто расходует своё имущество ради довольства Аллаха, и в радости, и в горе сдерживает свой гнев, проявляя терпение, и прощает людям, которые причиняют обиду –поистине, Аллах любит делающих добро». (сура Али-Имран, 134)
Также передаётся от Муаза Ибн Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
من كظم غيظاً وهو قادر على أن ينفذه دعاه الله سبحانه وتعالى على رؤوس الخلائق يوم القيامة حتى يخيره من الحور العين ما شاء
«В День Воскресения Всевышний Аллах, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает». (Тирмизи)
В другом хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
إن الغضب من الشيطان
«Поистине, гнев исходит от дьявола». (Имам Ахмад)
В таком состоянии человек перестаёт владеть собой, ему безразлична справедливость и собственная честь, он начинает лгать, вводить людей в заблуждение, совершать порицаемые поступки, и в его душе живёт злоба, ненависть и другие ничтожные качества, которыми он стремится навредить людям. Всё это исходит от гнева, да убережет нас Аллах от этого.
От Сулаймана ибн Сурада (да будет доволен им Аллах) передаётся:
Однажды, когда я сидел в обществе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: «Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана» – «А’узуби-Ллахи мин аш-шайтани-р-раджим», — то перестал бы гневаться». (Бухари, Муслим)
Да защитит нас Аллах от разрушительного гнева.
По материалам книги «Шарх аль-арбаинАн-Нававийя»
Подготовил: Хамза Нурмагомедов
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
информацией с друзьями!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как справиться с гневом?
Одним из критических моментов в жизни человека является момент гнева. Гнев – это один из путей, используемый сатаной для заблуждения человека. Конечно, такое состояние свойственно человеку, поскольку и Пророк (мир ему и благословение) гневался, однако его гнев проявлялся только ради Аллаха. Это единственный случай, когда данное чувство может иметь место в нашей жизни. Увы, но нам, простым мусульманам, свойственно гневаться, когда кто-то нам навредил. Человек достаточно самолюбив, порой его собственное эго затмевает разум. Также человеку свойственно гневаться, если кто-нибудь говорит плохое о его семье или любимой спортивной команде. Однако для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) самым чтимым был один Всевышний Аллах, поэтому даже гнев у него был только ради Создателя. И вот когда для нас самым чтимым будет лишь Всевышний, тогда и гневаться мы будем только ради Аллаха.
Описание гнева Пророка (мир ему и благословение)
Когда Пророк (мир ему и благословение) гневался, то лицо его краснело. По этому состоянию было понятно, что он гневался. Но он гневался лишь тогда, когда кто-то посягал на истину. Однажды Пророк (мир ему и благословение) разгневался на сподвижника Муаза Ибн Джабала (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был одним из любимцев Пророка (мир ему и благословение) среди молодёжи. Поводом для гнева послужило то, что он удлинял коллективный намаз. Некоторые сподвижники пришли к Пророку (мир ему и благословение) и пожаловались на Муаза (да будет доволен им Аллах). Тогда Пророк (мир ему и благословение) повернулся в сторону Муаза (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О Муаз, разве ты смутьян?!» – и повторил эти слова три раза.
Подобных случаев гнева Пророка (мир ему и благословение) достаточно в истории Ислама, но, повторимся, его гнев проявлялся только ради Всевышнего Аллаха.
Как потушить тлеющий уголёк гнева?
Человек неизбежно попадает в такие ситуации, когда приходится гневаться. Важным является то, как он поступит с гневом в этот момент. Пророк (мир ему и благословение), говоря о гневе как о болезни, сказал: «Гнев – это тлеющий уголёк», «гнев – от шайтана, и, поистине, шайтан сотворён из огня; если кого-либо из вас охватит гнев, то пусть он совершит малое и большое омовение, так как гнев – это огонь, а вода гасит огонь». В другом хадисе говорится: «Разве вы не видели, как его глаза становятся красными, а вены набухают?» Краснота, о которой говорится в хадисе, – это свойство огня, что соответствует описанию сатаны, который создан из огня. Шайтан наиболее близок к человеку тогда, когда тот находится в состоянии гнева. Когда человек находится в таком состоянии, первое, что ему необходимо сделать, это прибегнуть к Аллаху с просьбой о защите. Желательно сказать: «О Аллах, очисти моё сердце от гнева и защити меня от происков шайтана».
» اللهم رب النبي محمدٍ أذهب غيظ قلبي واعذني من الشيطان «
Пророк (мир ему и благословение) советовал: «Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдёт, то хорошо. В противном случае пусть ляжет [и лежит] до тех пор, пока не погаснет тлеющий уголёк огня».
Наиболее важным моментом, которому Пророк (мир ему и благословение) уделял внимание, является молчание во время гнева. «Если гневаешься – молчи», – это завещание Пророка (мир ему и благословение). Это важно, поскольку от гневного человека исходят слова развода во время семейной ссоры. Кроме того, подобные слова не раз приводили к смуте в разных племенах. Поэтому, если человек гневается, ему лучше держать рот на замке. В порыве гнева можно сказать много лишнего, после чего можно сожалеть всю жизнь.
Ещё одним важным моментом, на который нужно обратить особое внимание, является воздержание от мольбы в состоянии гнева. В таком состоянии человек может сделать нехорошее дуа для своих детей, против самого себя и других. В случаях, когда муж гневается на жену или наоборот, или человек гневается, когда кто-либо причинил ему вред, нужно следовать примеру нашего Пророка (мир ему и благословение), как он поступал в таких случаях, а также примеру сподвижников, хороших людей (авлия). Если кто-то поругал тебя и ты разгневался, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение), более достойный, чем ты, всегда проявлял терпение и умолкал, а в некоторых случаях просто улыбался и такими способами тушил тлеющий уголёк гнева.
Степени людей в состоянии гнева
Пророк (мир ему и благословение) разделил людей, находящихся в состоянии гнева, на четыре категории. Первая категория – люди, которые гневаются быстро и быстро удовлетворяются, вторая – медленно гневаются и быстро удовлетворяются, третья – медленно гневаются и медленно удовлетворяются, четвёртая – быстро гневаются и медленно удовлетворяются. Эти четыре состояния, который нам описал Пророк (мир ему и благословение). Лучшая из них – вторая степень, когда человек медленно гневается и быстро удовлетворяется, то есть человека сложно разгневать, но при малейшем гневе он успокаивается. Это считается самым достойным.
Завещание Посланника Аллаха (мир ему и благословение)
Некоторые сподвижники попросили Пророка (мир ему и благословение), чтобы он сделал завещание. Он сказал: «Не гневайся», – и повторил это несколько раз. Гнев – это беда. Один из сподвижников пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «Как мне остеречься от гнева?» Пророк (мир ему и благословение) посоветовал не гневаться на создание Аллаха, и «тогда Аллах не будет гневаться на тебя». Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Не тот силён, кто побеждает других. Силён лишь тот, кто способен владеть собой в гневе».
И Аллах полюбит вас
Кто сдерживает гнев, может быть уверенным в том, что он обладает одним из самых достойных качеств Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и следует за словами Всевышнего: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алю Имран», аят 31).
Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Способы, которые успокоят мусульманина во время злости
Жизнь состоит из взлетов и падений. Одни делают нас счастливыми, другие — сбивают с ног и огорчают. Ислам оставляет человеку право быть обычным земным человеком, который переживает самый разный спектр эмоций. Меняются внешние обстоятельства, внутреннее состояние человека – мы радуемся, грустим, гневаемся, переживаем миллион разных состояний, которые делают нас счастливыми или несчастными.
Наша религия не требует от нас идеала и относится к этим проявлениям как неотъемлемой части человеческой натуры. Она не требует от нас не переживать негативные эмоции. Ислам учит, как их переживать, как с ними справляться и сохранять здравый рассудок.
Как мусульманину справляться с негативными эмоциями?
Контролировать свои мысли. Все начинается с мыслей. Наши мысли и воображение влияют на наши эмоции. Негативные мысли вызывают негативные эмоции. Мыслите красиво, думайте о хорошем, проявляйте позитив на ментальном уровне. Хороший способ избавиться от негативных мыслей — это чтение сур Фаляк и Наср.
Поминать Всевышнего. Помните о Всевышнем, который является Создателем каждой вещи и который дарует пропитание Своим творениям. Поминание Аллаха сохраняет оживляет сердце. Вспоминая Аллаха, милостивого и милосердного, сердце верующего, которое может испытывать самые негативные эмоции, смягчается, оно осознает свое истинное положение, а все происходящее, которое вызвало шквал эмоций, кажется не таким важным в глобальном масштабе. В моменты грусти или злости можно читать калима таухид или суру Ихлас.
«А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий» (Коран, 7: 200).
Умение прощать. Лучший способ справляться с эмоциями – это уметь их отпускать. Обида, злость и гнев не дают человеку двигаться дальше, становятся преградой на пути к новому. Они овладевают нами, мы становимся их заложниками. Не отпуская негатив, мы вредим самим себе. Умение прощать — очень важная составляющая на пути к избавлению от негативных и тянущих назад эмоций.
«Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (42:36-37).
Следовать сунне. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, — пример умеренности и стабильности, к которому мы должны стремиться во всем. В попытке контролировать свои эмоции обратитесь к сире пророка и его Сунне. Истории из жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, станут напоминаем, с какими только обстоятельствами не приходилось сталкиваться Пророку, мир ему и благословение Всевышнего, но он всегда сохранял спокойствие, проявлял терпение и не давал эмоциям взять над собой вверх.
Пророк говорил: «Силен не тот, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева» (Муслим).
В сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, заключены уроки для одоления злости и гнева. Вот они:
«Если гневаешься, то молчи».
«Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдет, то пусть ляжет».
«Воистину, гнев – от шайтана, и, воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-то из вас разгневается, то пусть совершит омовение (тахарат)».
«Я знаю слова, сказав которые, он отвел бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаху за защитой от шайтана», его бы покинуло то, что он сейчас испытывает».
Проявлять благодарность. Благодарность Всевышнему Аллаху за любое положение и любой исход — вот что не дает негативным эмоциям брать верх над человеком.
Человек на протяжении своей жизни сталкивается со многими испытаниями, одним из которых становятся его собственные чувства и эмоции. Контролировать их бывает очень непросто, но если отпустить на волю, они могут уничтожить человека и лишить его всех благословений. Смиренность и скромность, превозносимые в нашей вере, имеют важное значение и в обращении со своими эмоциями, особенно негативными.
Как побороть гнев мусульманину
Довольно часто в повседневной жизни человек гневается по причине реально существующих проблем либо трудностей, или же из-за сущих мелочей. Каждый из нас обладает своим вкусом и взглядами на те или иные вещи, несоответствие с которыми может ввести в агрессивное состояние.
Очевидно, что внешнее проявление негативных эмоций является одним из наших внутренних врагов, который в некоторой степени затмевает разум и не даёт проанализировать существующую ситуацию объективно. Естественно, такое поведение никак не соответствует образу истинно верующего человека.
В Пречистой сунне содержится множество хадисов о необходимости борьбы со своим внутренним гневом.
Однажды один человек подошёл к Милости миров Мухаммаду (с.г.в.) и попросил его дать совет. На что Пророк (с.г.в.) ответил: «Не гневайся». После чего этот человек ещё несколько раз повторил свою просьбу, на которую услышал аналогичный ответ (Бухари)
Борьба с внутренней агрессией обладает множеством достоинств, о которых сказано в следующем хадисе: «Тому, кто сдерживает свой гнев, Всевышний сдержит своё наказание в Судный день» (Муслим).
Имеются также хадисы, раскрывающие методы борьбы с проявлениями гнева:
1. При нарастании негативных эмоций человеку следует сесть, либо, при необходимости, даже занять горизонтальное положение, чтобы деструктивные чувства не вылились в открытую форму.
«Если кто-либо из вас гневается, и он стоит, то пусть сядет, если же гнев не прошёл, то следует лечь» (Абу Дауд)
2. Следует совершить малое (тахарат, вуду) или полное омовение (гусль).
«Поистине, гнев от шайтана, который, поистине, создан из огня. Вода гасит пламя. Поэтому, когда кто-нибудь гневается, то пусть совершит омовение» (Абу Дауд)
3. Необходимо контролировать свою речь, чтобы «не вырвалось» что-либо нехорошее.
«Когда кто-нибудь гневается, ему следует молчать» (Ахмад)
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!