что делать если у ребенка воображаемый друг
Cиндром Карлсона или что делать, если у ребенка появились воображаемые друзья?
Синдром Карлсона — психологическая особенность детей в возрасте 3-5 лет.
Джинна Литинская психолог, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии, института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ
Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к «доброму дяде детскому психиатру».
Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как «домомучительница» фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.
Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.
Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь. Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма «Варежка», или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным «Сережкой» или «Наташкой». Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.
Нет смысла столкнувшись с этой «проблемой» бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.
Проблема: давление и гиперопека
Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.
Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.
Проблема: чувство вины
Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при «давлении». С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).
Проблема: нехватка впечатлений
Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.
Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу. Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, «Спокойной ночи малыши» с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок. А назавтра снова детский сад. И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.
Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.
Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество «событий», значимых для детей. Но и тут есть некоторые «но». Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).
Проблема: нехватка общения
Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма «Варежка» — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.
Тут рекомендация может быть только одна — больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.
Проблема: вытеснение
Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?
Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать «лысую» породу или пуделя).
«И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!»
Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, все равно, будешь стоять ты.
Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.
Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.
Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?
Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.
Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.
Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.
Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.
Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.
Воображаемые друзья: кто они?
Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.
Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.
Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.
Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.
Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.
Причины появления воображаемых друзей
Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?
Как общаться с воображаемыми друзьями детей?
Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?
Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействоват ь с воображаемым другом малыша.
Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.
Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.
Что делать если у ребенка воображаемый друг
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Статья:
Веселый выдумщик с моторчиком, таинственный друг Малыша не раз прилетал к нему, когда родителей не было дома, и каждый раз скрывался, когда они приходили. Карлсон – знакомый всем герой детской писательницы Астрид Линдгрен, пожалуй, самый известный воображаемый друг из тех, что вдруг появляются у ребенка, а через какое-то время так же таинственно исчезают… Проблема не из простых. Почему некоторые дети создают себе воображаемых друзей? Что это — просто богатая фантазия или попытка преодолеть одиночество, результат недостаточного общения в реальной жизни или что-то еще?
Уже не один десяток лет тема воображаемых друзей остается предметом изучения психологов и педагогов.
Рассказы маленьких детей о существовании своих воображаемых друзей, о которых они упоминали вскользь или с подробностями, давно заинтересовали психологов и педагогов.
О наличии воображаемого друга родители, как правило, узнают случайно. Так, один мальчик упоминал некоего Нобби. Когда родители поинтересовались, что это за ребенок, с которым они играют, мальчик сердито ответил, что он общается с Нобби, но уж точно не играет с ним. Ведь Нобби уже 160 лет, он бизнесмен и навещает мальчика между поездками, чтобы «обсудить разные дела».
Мама другой девочки узнала, что дочке очень нравится общаться с Майком Розом. Но когда мама решила наконец познакомиться с ним и подошла к воспитателю в детском саду, выяснилось, что ребенка с таким именем в группе нет. Уже дома, расспросив свою дочь, она выяснила, что у Майка Роза есть амбар с жирафами и много других интересных штук.
Столкнувшись с подобной ситуацией, родители пытаются узнать у ученых и практиков: что это означает? Они спрашивают: «Как нам реагировать? Что делать?». Однако ответить на эти вопросы не так-то просто.
Трудности перевода
Представьте, что вы пытаетесь исследовать феномен под названием «воображаемый друг». Прежде всего вам будет нужно выбрать основного «информатора» и, скорее всего, вы обратитесь к ребенку (интервью с ним считается основным источником получения информации о воображаемых друзьях). Вот тут и начнутся сложности.
Например, дети не всегда понимают, что значит воображаемый друг.
Они искренне хотят ответить на ваш вопрос, но не догадываются, что вы имеете в виду. Даже если у ребенка нет воображаемого друга, он, стараясь ответить на ваш вопрос, может придумать его специально для вас.
М. Тейлор приводит диалоге мальчиком, который рассказывал о том, как он играет с пингвином, который попадает в неприятности, сбивая столбы. А через неделю, повторно разговаривая с исследователем, сказал, что у него нет воображаемых друзей — только настоящие. Как поступить интервьюеру? Поверить в гигантского пингвина? Или счесть его сиюминутной фантазией, порожденной вопросом взрослого? Интерпретация таких данных довольно сложна, поэтому однократной беседы с ребенком недостаточно, чтобы делать выводы.
Если вы захотите поговорить о воображаемых друзьях со взрослыми людьми, расспрашивая их о воспоминаниях детства, то столкнетесь с некоторыми особенностями нашей памяти. Детские воспоминания могут быть очень детализированными, но они крайне избирательны.
Ч. Шафер были опрошены более 800 учеников старшей школы, и лишь 18% из них смогли вспомнить о воображаемых друзьях из своего детства, хотя, по данным ряда исследователей, более 30% людей в детстве имеют воображаемого друга.
Не вредно ли воображать ребенку?
Это — вполне правомерный вопрос для родителей, столкнувшихся с неуемной потребностью ребенка что-то выдумывать и сочинять. Действительно, иногда трудно провести границу между фантазированием и детской ложью. Кажется, что лучше бы ребенок учился чему-то дельному, чем воображал. Автор системы обучения М. Монтессори утверждала, что поощрять воображение в игре недопустимо — это отвлекает от основной задачи и даже может привести к «дефектам в формировании характера».
Современные исследователи придерживаются другой позиции.
Они утверждают, что отсутствие воображения на этапах развития ребенка — это, скорее, патология, которая может указывать на синдром раннего детского аутизма.
И наоборот, развитое воображение означает хорошие познавательные способности, интенсивное развитие эмоциональной сферы. Фактически воображение позволяет успешно решать самые разные задачки «в уме» (будь то пример по математике или проблема во взаимоотношениях).
Показано, что с задачами, которые ребенок не может решить в обычной жизни, он запросто справляется в игровой, воображаемой ситуации.
Рассмотрим феномен детского эгоцентризма, ставший известным благодаря исследованиям Ж. Пиаже. Эгоцентризм характерен для всех детей дошкольного возраста и означает, что им трудно увидеть ситуацию глазами другого человека. Этот феномен можно продемонстрировать простым экспериментом: перед ребенком ставят большую пирамидку («горку»). На той стороне, около которой сидит ребенок, на горке «растет цветочек». С противоположной стороны сажают мишку, и на его стороне горки «растет грибочек».
Ребенок может осмотреть пирамидку со всех сторон, но если вы спросите его, что видит мишка, он ответит: «Цветочек». Если же вы, не меняя положения ребенка, спросите его: «Представь, что ты — мишка. Что ты сейчас видишь?», ребенок сможет в уме «повернуть» пирамидку и дать правильный ответ! То есть с помощью воображения он может решить задачку, которая раньше считалась нерешаемой для детей его возраста.
Отличает ли ребенок вымысел от реальности?
Одно из распространенных опасений заключается в том, что ребенку с богатым воображением будет трудно различать миры — воображаемый и реальный. И действительно, трудно отрицать влияние образов, возникающих в нашей голове, на наше поведение.
Если детям 4-6 лет показать пустую коробку и попросить представить, что там находится страшный монстр, мы увидим, что они подходят к коробке с опаской. Если же попросить их представить, что в коробке сидит милый симпатичный щенок, они с удовольствием потянутся к ней.
И это при том, что им только предложили «представить», но не утверждали, что в коробке кто-то есть.
Более того, психологи описывают множество случаев, когда дети «помнят» о ситуациях, которых никогда не было. Так, Ж. Пиаже упоминал, как няня героически спасла его от незнакомца, а благодарные родители подарили ей за это часы.
Эту историю ребенок неоднократно слышал из уст взрослых, и в его голове сложился отчетливый образ, ставший «воспоминанием». Много лет спустя няня призналась, что придумала эту историю, чтобы «набить себе цену».
Так, может быть, воображение мешает адекватному восприятию реальности — затуманивает его, смешивает вымысел и реальность?
И снова неожиданный ответ ученых: оказывается, именно развивающееся воображение помогает ребенку различать реальный мир и мир образов, существующих в нашем сознании. Ведь чтобы воображать, нужно одновременно удерживать в сознании реальный и вымышленный миры. Приведем несколько классических примеров.
Если ребенок скачет на палке, изображая всадника, он делает вид, что палка — это лошадь. Но действует он именно с палкой – прислоняет ее к чему-нибудь («как будто я поставил лошадь в стойло»), а не ожидает, что она будет стоять сама, то есть он одновременно удерживает в голове оба плана: и реальную палку, и воображаемую лошадь.
Если девочка кормит куклу котлетами-камешками, она не ожидает, что кукла начнет их есть. Более того, если бы кукла вдруг откусила кусочек и принялась его жевать, девочка очень испугалась бы. Значит, она четко понимает, что воображаемое действие совершается «как будто», и никакого смешения реальности и вымышленного мира не происходит.
Почему появляются воображаемые друзья?
Итак, у некоторых детей с развитым воображением появляются воображаемые друзья. Но можем ли мы говорить, что воображение служит причиной их появления?
Или воображение создает нужные условия, а поводом становится что-то другое? Ученые придерживаются последней точки зрения.
Например, воображаемый друг может появиться в сложной для ребенка ситуации, чтобы помочь ему справиться с проблемой. В одном из исследований приводится следующий случай. Тони было около трех лет, когда родился брат. Тони оказался совершенно не готов к этой ситуации. Впервые увидев младенца, он отвернулся и потом постоянно игнорировал его. В это же самое время у Тони появился друг Деки, с которым он часами играл. Деки постоянно находился рядом с Тони, пока ему не исполнилось 5 лет, а затем просто исчез.
А вот другой пример. Дети сложно переживали развод родителей.
Двое старших детей остро отреагировали на эту ситуацию расстройствами сна, ночным энурезом и другими нарушениями. А у младшей сестры появился воображаемый друг, с которым она разговаривала, делилась своими эмоциями, задавала вопросы и просила совета. В свои 5 лет она воспользовалась помощью воображаемого друга, чтобы справиться с переживаниями по поводу развода родителей. Она единственная из всех детей в семье не приобрела психосоматические расстройства. Л. Мерфи описывает такой случай: 3-летний ребенок перенес операцию по пришиванию пальца, лечение было длительным, с болезненными уколами, но врач не разрешал матери присутствовать. Вскоре появился воображаемый эльф Вуди, который постоянно находился рядом с мальчиком и помогал ему. Однажды мальчик устроил настоящую истерику, а когда мама спросила о ее причине, ответил: «Сегодня Вуди не было, у него каникулы». Но как только лечение завершилось и отпала необходимость посещать врачей, Вуди исчез.
Иногда воображаемые друзья появляются, чтобы в чем-то помочь ребенку, мотивировать его на то, чтобы он стал еще лучше (или таким же, как сам воображаемый друг), решиться на что-то новое, справиться с тревогой, поверить в свои силы или приложить больше стараний (одна девочка, игравшая на скрипке, сказала: «Я представляю, что Бетховен, Штраус, Вагнер и другие композиторы живы, и что они со мной катаются на роликах, и мы приглашаем их на ужин…»).
Разница между сверстниками
В основном ученые говорят о том, что наличие воображаемого друга — временное явление, которое либо помогает ребенку справиться с трудной эмоциональной ситуацией, либо указывает на активное развитие воображения.
В некоторых исследованиях, проводившихся среди маленьких детей, у которых существовали воображаемые друзья, такие дети описаны как более замкнутые и меньше общающиеся со сверстниками. Но если исходить из гипотезы, что воображаемый друг помогает справиться с трудностями, такое поведение детей в трудный период жизни вполне объяснимо.
Дж. Мауро с группой исследователей в течение 3 лет наблюдали детей, у которых были воображаемые друзья, и сравнивали показатели их развития с детьми, у которых таких друзей не было. Обнаруженные различия были связаны развитием внимания. Оказалось, что первые были более открытыми, социально активными, кроме того, они лучше концентрировались на задаче, были более усидчивыми и терпеливыми.
В исследованиях М. Тейлор показано, что такие дети лучше демонстрируют действия с воображаемыми объектами, чаще создают сюжеты, разыгрывают их, что очень важно для развития детской игры.
Ч. Шафер провел сравнение среди 400 подростков, получивших хорошие результаты по тестам на креативность (1-я группа), с подростками со средними и низкими результатами (2-я группа). Оказалось, что подростки, у которых в детстве были воображаемые друзья, были отнесены к 1-й группе. Взаимосвязь между наличием воображаемых друзей и креативностью ученые отмечают особенно часто.
Таким образом, в большинстве современных исследований феномен воображаемого друга оценивается положительно, как один из возможных этапов в личностном развитии ребенка, связанный с решением какой-то важной задачи.
Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? Редакция The Village с помощью экспертов продолжает отвечать на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей
У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.
Дарья Грошева
Почему появляются воображаемые друзья
В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра — естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.
Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.
Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.
Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.
Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.
Александр Покрышкин
Как относиться к воображаемым друзьям детей
Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка — это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»
Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья — это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.
Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, — не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.