что делать если у ребенка страх
Детские страхи
«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.
Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.
Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.
Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.
Детские страхи: причины
По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:
1. Страх одиночества, темноты.
Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».
2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.
Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).
3. Боязнь замкнутого пространства.
Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.
Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.
5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.
Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.
6. Страх глубины и высоты.
Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».
7. Боязнь открытого пространства.
Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.
Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».
Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.
Детские страхи. Как отличить норму от патологии?
Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.
Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.
При неврозе:
При шизофрении:
При эпилепсии:
Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.
Детские страхи: коррекция и лечение
1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.
2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.
3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.
4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.
Что не стоит делать:
Берегите себя и своих детей!
10 способов помочь ребёнку справиться с тревожностью
Научить бороться со страхом и принимать свои чувства
Беспокойство — нормальная реакция любого человека на всё, что он воспринимает как угрозу. И дети — не исключение, тем более, что для ребёнка угрозой может стать что угодно, начиная от мелких бытовых конфликтов и заканчивая началом нового учебного года.
Даже самые бесстрашные дети порой испытывают страх перед чем-то новым, но некоторые могут страдать тревожностью разной степени мощности. Как помочь таким детям и откуда берётся это состояние — расскажет Тлум.Ру.
Почему дети испытывают тревогу?
Дети постоянно сталкиваются с чем-то новым, и это может внушать им беспокойство. Данный процесс совершенно нормален до тех пор, пока эта тревога не становится постоянной. Если дети со страхом реагируют на всё новое и склонны к всевозможным переживаниям, это может говорить о хронической тревожности.
Часто у тревожных детей возникают проблемы с тем, чтобы замечать мысли, которые их беспокоят. Для этого им нужна помощь и поддержка родителей — дети учатся преодолевать тревожные моменты благодаря тому, как вы их тренируете. И в будущем, сталкиваясь с непростыми ситуациями, они будут чувствовать себя более уверенными.
Бывает, что родители, предвосхищая страхи ребёнка, пытаются оградить его от них. Когда дети страдают хронической тревожностью, родители могут попасть в отрицательный цикл и только усугубить проблему. Поэтому вести себя в таком случае стоит очень осторожно и внимательно.
Как помочь ребёнку справиться с состоянием тревожности?
1. Цель не в том, чтобы избавиться от беспокойства, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ним
Конечно, никто не хочет, чтобы ребёнок был несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — не пытаться удалить стрессоры, которые её вызывают, а освоить, как справляться с ними. Это поможет детям научиться терпеть чувство беспокойства и действовать вне зависимости от него — так, тревога со временем уменьшится или вовсе исчезнет.
2. Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребёнка беспокойство
Если вы помогаете детям избегать того, что их тревожит, это поможет им почувствовать себя лучше, но только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной тревога только усилится. Если ребёнок в неудобной ситуации расстраивается, начинает плакать — не для того, чтобы манипулировать, а просто потому, что он так себя чувствует — нужно не избавлять его от стрессовых ситуаций, а помочь справиться с ними, чтобы избежать повторения.
3. Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания
Важно объяснять ребёнку, что его ожидания вполне реалистичные — например, провалить контрольную, оказаться объектом насмешек или не полюбить учёбу в школе. При этом стоит выразить уверенность, что с ним всё будет в порядке, он сможет справиться с этим. Так ребёнок будет готов к любой ситуации, и, к тому же, он будет понимать, что ожидания его родителей не связаны с тем, с чем он точно не сможет справиться.
4. Уважайте его чувства, но не наделяйте их решающей силой
Если ребёнок боится идти к врачу и делать укол, очень важно не преуменьшать его страхи, но и не усиливать их ещё больше. Если вы хотите поучаствовать, помогите ему понять, о чём именно он беспокоится, и побудите противостоять своим страхам. Для многих детей очень важно знать, что родитель рядом и поможет им пройти через страшные моменты в их жизни.
5. Не задавайте наводящих вопросов
Поощряйте ребёнка рассказывать о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящие вопросы. Чтобы не подпитывать цикл беспокойства, просто задавайте открытые вопросы, иначе в голове будет бурлить ещё больше мыслей и тревог.
6. Не подкрепляйте страхи ребёнка
Если у ребёнка был негативный опыт общения с собакой или неудачный поход на каток, очень важно, чтобы родители не вмешивались и не вынуждали детей снова взаимодействовать с чем-то пугающим и не подталкивали их к определённому решению.
7. Призывайте ребёнка привыкать к своей тревоге
Дайте ребёнку понять, что вы цените труд, который требуется, чтобы справиться с тревогой. Со временем это чувство будет снижаться, если дети продолжат контактировать с источником стресса. Возможно, тревожность так и не исчезнет насовсем, но именно так преодолеваются страхи.
8. Старайтесь сделать так, чтобы период стрессового ожидания был коротким
Когда мы чего-то боимся, труднее всего ощущается именно тот период ожидания, который предшествует самому делу. Родителям важно проследить, чтобы такие периоды были как можно более короткими — например, если ребёнок нервничает по поводу похода к врачу, не стоит обсуждать его задолго до посещения.
9. Обдумайте всё вместе с ребёнком
Иногда полезно поговорить о том, что произошло бы, если бы страх ребёнка сбылся — как бы он с этим справился? Так ребёнок сможет проговорить беспокоящие его вещи и объяснить, чего он действительно боится. А родитель, в свою очередь, может предложить пути решения проблемы. Для некоторых детей наличие плана может снизить неуверенность самым эффективным способом.
10. Постарайтесь продемонстрировать детям здоровые способы справиться с тревогой
Существует способ помочь детям справиться с тревогой, позволив им увидеть, как это делаете вы. Это будет полезно как ребёнку, так и родителям, ведь с постоянным чувством тревоги жить совсем не просто. Позвольте детям услышать или увидеть, как вы справляетесь с трудностями.
Бонус: один из рабочих лайфхаков по борьбе с тревогами.
Важно осознать, что тревожность — это своеобразный «голос в голове», и отделить его от своих собственных мыслей. Можно представить, что в голове играет расстроенный телевизор, который включает тревожные и неприятные программы. Если регулярно отлавливать его и говорить себе, что это просто фон, и к реальности и вашим собственным мыслям он отношения не имеет, со временем его станет всё проще и проще «заглушать», а то и «выключать». Будьте ментально здоровы!
И подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, там вы найдёте ещё больше полезных материалов для всей семьи.
Что делать если у ребенка страх
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает.
Статья:
В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.
Причины
Семья
Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.
Когда виноваты родственники (родители, семья):
В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.
Психотравмы
Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:
Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.
Физиология
К причинам возникновения детских страхов относятся также:
Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.
Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.
Другие причины
Чрезмерная фантазия
Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.
Социальная дезадаптация
Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.
Постоянное напряжение
Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.
Психические расстройства
Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.
Копирование реакции
Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.
Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.
После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.
Существует большое количество классификаций детских страхов.
Природные и социальные
Природные (основанные на инстинкте самосохранения):
Сверхценные, навязчивые, бредовые
Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.
Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.
Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.
Ситуативные и личностные
Острые и хронические
Фобии
Чаще всего у детей диагностируются страхи:
Ночные страхи
Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:
Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:
Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:
Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.
Возрастные страхи
Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.
Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.
Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»
Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.
Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Таблица показывает и возрастные кризисы:
Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.
Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»
Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»
Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»
Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:
На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.
Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.
Что делать
Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Помогут справиться со страхами такие простые действия:
В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.
Что придётся изменить в семье:
Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:
9 категорических «нельзя» для родителей:
Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Борьба с ночными страхами
Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.
Если приступы повторяются постоянно, необходимо:
Когда требуется помощь со стороны:
Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.
Диагностика
На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.
Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.
«Домики»
Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.
«Силуэт человека»
Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.
«Рисунок семьи»
Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.
Используются также диагностические опросники:
И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.
Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:
Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.
Терапия и коррекция
Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:
В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.
Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.
Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).
Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог. Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко.
Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.