что делать если у меня низкая самооценка
Низкая самооценка. Что делать?
Человеку свойственно одно из трех проявлений самооценки: заниженная, завышенная и адекватная – некая золотая середина. Сегодня будет затронута тема низкой самооценки.
Для каждого проявления данного состояния существуют свои признаки, запомнить которые очень просто.
Для заниженной самооценки свойственны застенчивость (как бы это странно ни звучало, но с психологической точки зрения застенчивость, скромность – это те качества, которые проявляются в нас тогда, когда мы испытываем страх. Страх не понравиться.).
Также свойственна критика и негативные высказывания в адрес других людей. Это происходит по причине того, что внутри человека нет нужного баланса и гармонии, он, не принимая себя и не любя себя, начинает искать недостатки и изъяны в окружающем его мире – в людях, предметах, животных, поведении и так далее. Критика таких людей деструктивна, она не несет в себе предложений по улучшению критикуемого объекта, а просто высказывает некую неудовлетворенность увиденным или услышанным.
Третье, самоосуждение. Возникает, когда человек, при покупке чего – либо не испытывает никаких положительных эмоций, даже если купленная вещь была очень желанна, он ее долго выбирал и действительно хотел приобрести.
Слова, сказанные когда-то и кем-то.
Есть множество примеров подобных слов и выражений. Зачастую они произносятся близкими нам людьми и не несут в себе посыла обидеть нас и оскорбить. Честно говоря, зачастую эти слова просто говорятся без какого – либо подтекста.
«да куда тебе», «у тебя это не получится», «даже не стоит пробовать», «у нас сейчас есть проблемы/вопросы поважнее», «мы не миллионеры», «пишешь, как курица левой пяткой», «плюхнулась как тюлень» и многие другие.
Подобные выражения способны заставить человека верить в то, что он недостаточно хорош для чего – то или, что он недостоин каких – то проявлений благ, а это сильно бьет по самооценке глубоко зарываясь в подсознании, развивая отсутствие веры в себя, мотивации на достижение целей.
Целенаправленное занижение нашей самооценки другим человеком.
В основном, вызвано тем, что тот, кто занижает самооценку сам страдает данной проблемой и боится, что человек рядом, имея более высокую самооценку бросит его/ее, найдет кого – то более интересного/веселого и т.д.
Сюда же относится собственничество. Ревнующий человек испытывает страх превосходства другого лица над ним и неуважение к чужому выбору.
При невозможности в достаточной мере реализовать свои мечты, идеи и интересы возникает чувство внутренней нереализованности. Снаружи, человек выглядит агрессивным, злым и раздражительным для окружающих, он не может адекватно и спокойно реагировать на вопросы и конструктивную критику. Сам же отличается грубостью и резкой критикой в сторону других. Зачастую, в своих неудачах или проблемах винит других, но не себя.
Внутренний образ собственного я.
Еще одна причина низкой самооценки – несоответствие внутреннего образа себя с реальным.
Человек выстраивает в своем подсознании тот образ, который кажется ему идеальной версией себя и, очень часто происходит так, что образы не совпадают.
Многим свойственно в реальности видеть себя в более худшем виде, нежели есть на самом деле.
Додумывать себе телесные изъяны, добавлять то, чего нет или же приписывать те свойства характера, которых нет.
Для этого пункта применима фраза: «живя с надуманными качествами и характеристиками, мы склонны казаться, а не быть».
Лучше представить себе в деталях идеального человека, того, кем хотелось бы быть в личностном плане и начать делать то, что делал бы он.
Например, если тебе нравится то, что человек при возникновении проблем разбирается в причинах и решает трудность, а не закрывается от мира, чтобы «закопать» проблему в себе, стоит начать действовать как он и стараться в первую очередь разобраться в причинах и начать действовать.
Проводя подобные практики, идеальный человек из подсознания постепенно перейдет в реального человека в жизни.
В первую очередь, это работа над собой.
Действительно заметный результат возможен только при условии качественной проработки своих комплексов, черт, которые не нравятся в себе.
Пусть он станет твоим другом. Местом, где ты сможешь излить свою душу и высказать все таким языком, который будет в первую очередь понятен тебе.
Это огромное поле возможностей для самовыражения: рукописные дневники, видео дневник, запись аудио.
Многим людям для самовыражения необходимо творить. Это может быть фотография, рисование, танцы и любые другие проявления твоих творческих способностей. На мой взгляд, подобные занятия положительно повлияют на нахождение гармонии с самим собой.
Если творить и высказываться самой себе нет желания, или есть страх не разобраться, а только усугубить ситуацию, можно обратиться к психологу. Он поможет тебе понять, что губительно повлияло на твою самооценку и как исправить сложившуюся ситуацию.
Важно понимать, что к выбору специалиста стоит подходить с максимальной ответственностью, так как от этого зависит твое ментальное здоровье.
Помимо медитаций и дыхательных практик также хорошо подойдут изучение психосоматики и выполнение медитаций в соответствие с интересующей темой.
Регулярное выполнение таких действий поможет найти баланс и гармонию с собой, а также самостоятельно найти источник проблем в отношениях с самим собой и подобрать наиболее подходящее решение.
Кто как не они смогут поддержать тебя, найти нужные слова.
Возможно, кто – то из них уже преодолел подобный трудный период в жизни и смог найти гармонию с собой. Их советы могут быть крайне полезны.
Вот список тех фильмов, которые способны показать важное значение самооценки и веры в себя в нашей жизни.
«Красотка на всю голову».
«Дневники Бриджит Джонс».
«Любовь не по размеру».
«Дьявол носит Prada».
Обожаю дьявол носит прада😍 1+1 тоже очень клёвый
Согласна, «Дьявол носит Prada» прекрасный фильм!
Самый лучший способ поднять самооценку это стать в чем-то крутым, лучше большинства (в первую очередь по своему мнению) и гордиться этим. Безусловно, лучше если это будет сфера, которая будет ещё и материальные блага какие-то приносить кроме моральных.
Низкая самооценка это прежде всего результат того, что человек не выделяется из серой массы, при этом ему из каждого утюга долбят в подсознание что самые лучшие представители человечества это люди достигшие успехов в какой-либо сфере, постоянно ставят ему их в пример.
Но чтобы реально достичь успехов в какой-либо сфере, неважно что это, создание проволочных солдатиков, написание книг в жанре фантастики, игра в страйкбол нужно пахать, преодолевать себя. При этом общество говорит что ты должен любить себя.
И здесь возникает когнитивное несоответствие, тот кто преодолевает себя в какой-то момент должен начать ненавидеть себя, не допускать слабостей и отхода от пути на который встал.
В итоге, человек с заниженной самооценкой оказывается парализован влиянием общества. С одной стороны ему общество говорит «достигай», а с другой «отдыхай». И он постоянно мечется между этими двумя огнями, теряя прогресс в достижении и периодически бросая занятия так и не начав себя уважать достигнув серьезных успехов в чем-либо.
Спасибо за ответ. Вы подняли в своем комментарии очень распространенное когнитивное искажение, под названием «делать выводы о жизни по художественным фильмам». Для меня подобное занятие это чистейшей воды сюрреализм. Потому что я не понимаю как можно этим заниматься от слова вообще. Вероятность что сюжет фильма выдумка или полуправда очень велика. Актеры в фильме ИГРАЮТ, как можно используя эту модель что-то «наглядно увидеть»? Это к реальной жизни вообще никак не относится.
Считать, что можно что-то почерпнуть из художественных драматических фильмов для изменения своей жизни это все равно что считать что в результате просмотра фантастических фильмов можно стать учёным-физиком.
Более того, по моему мнению сценарии поведения и скрипты, которые закладываются сознание и тем более в подсознание через фильмы могут быть вредны.
Фильмы создаются по канонам сценарного мастерства, в соответствии со стандартными архитипическими сюжетами, которые идут к нам с древности и будят определенные реакции у человеческого сознания. Но жизнь намного многограннее этих сюжетов.
Рекомендую Вам ознакомиться с YouTube каналами «Скрытый смысл» и «Эпизоды» чтобы понять насколько много пластов информации закладывается в фильмы сейчас, какие архитипические сюжеты используются и как это все влияет на сознание человека.
Я считаю, что человек должен судить о жизни прежде из своего жизненного опыта, анализировать его, делать по нему сквозную аналитику. А не жить в мире грез из книг, фильмов пытаясь натянуть сценарии из художественных произведений на свою жизнь как сову на глобус.
Низкая самооценка
Низкая самооценка, к сожалению, сегодня встречается часто. Вследствие того, что человек не в состоянии адекватно произвести оценивание собственных качеств, имеющегося потенциала и себя, он неспособен и не старается чего-то добиться в жизни. Именно в этом и кроется основная опасность низкой самооценки. Она может обладать стабильностью или быть плавающей.
Стабильная низкая самооценка не зависит от обстоятельств, а плавающая имеет зависимость от ситуации или настроения субъекта. Люди с низкой самооценкой часто не могут понять, почему социум относится с пренебрежением к ним, окружающие совсем не доброжелательны в общении, где искать причины такому отношению.
Причины низкой самооценки
Низкая самооценка и ее причины идут родом из детства или вследствие ряда определенных событий, из-за которых человек утратил веру в себя. Важным фактором, который обуславливает возникновение ощущения чувства вины в детском возрасте, является заниженная самооценка родителей. Это больше относится к женщине. Ведь с момента рождения, малыш практически безраздельно владеет ее вниманием. Так как многие взрослые воздействуют на детей, руководствуясь ложными убеждениями, ценностями, воззрениями и принципами, то все это обязательно передается малышам посредством поведения и реакций. В тех случаях, когда родители видят себя неполноценными или зависимыми от других, то дети ощущают себя недостойными, вследствие чего оказываются неспособными преодолевать трудности и справляться с проблемами. По сути, ошибочные взгляды родителей делаются «фактами» опыта детей.
Низкая самооценка, лень, страх, являются тремя так называемыми китами, на которых базируется неуспешность и неудовлетворенность жизнью. Когда рождается малыш, размер его мозга приблизительно составляет 12% мозга взрослой личности. К полутора годам – 50%, а в пять лет размер детского мозга всего на 20% меньше мозга взрослой личности. Данный орган является наиболее быстро растущим. В течение периода роста мозг ребенка приобретает основные впечатления, помогающие сформировать модель дальнейшего поведения. Следовательно, если в этот период один или оба родителя имеют низкую самооценку, то она легко перенимается впечатлительным сознанием малыша.
Все начинается с первой ошибки, когда родители начинаю называть малыша плохим. Ребенок не может понять, что данная характеристика относится к его поведению, а не описывает его личностные качества.
Низкая самооценка далее продолжает развиваться вследствие сравнения своего ребенка с другими. Родители часто сопоставляют малыша со старшими детьми или, что еще хуже, с кем-нибудь не из семьи. В результате чего у ребенка чувство своей неполноценности и низкая самооценка, находящаяся еще в зародышевом состоянии, начинает расти и крепнуть. Вследствие этого малыш сравнивает себя с детьми аналогичного возраста, которые всем нравятся, ими восхищаются, и принимается страдать от собственных воображаемых дефектов. Малыш начинает верить, что другие одарены большим умом, уверенностью, силой и пользуются большей популярностью. Следствием этого является разрушительное чувство собственной неполноценности. Родители должны смягчать критику и не ущемлять ребенка как личность. Критика должна быть направлена на неправильные поступки и ошибочные действия малыша, а не на него лично.
Низкая самооценка и причины ее вытекают из еще одной ошибки родителей – отсутствия понимания и признания индивидуальности своего ребенка. Многие родители уделяют очень мало внимания его чувствам, желаниям и взглядам. Часто от мамы и папы можно слышать такие фразы, как: «что ты можешь понимать» или «я лучше знаю что делать» и т.д. Родители воспринимают несогласие детей в качестве личного оскорбления либо в качестве проявления неуважения к себе. Подобное родительское поведение определяется их низкой самооценкой и выражается в потребности быть всегда правым.
Многие взрослые пытаются жить опосредованно через своих чад. Они считают, что дети должны получить все, к чему ранее стремились сами. Поэтому они подталкивают детей к целям, не считаясь с их потенциалом. Они мечтают воплотить свои нереализованные надежды и желания посредством детей.
Проблемы низкой самооценки нередко напрямую зависят от внешности индивида. Множество детей сталкивается с трудностями физического, интеллектуального и эмоционального характера вследствие собственной особенной, ненормальной или необычной внешности, которая не соответствует мифическим канонам привлекательности. Они убеждают себя в том, что слишком толстые, высокие, медлительные и т.п. Такие убеждения приводят к развитию глубокого чувства неполноценности, трудно преодолеваемому в дальнейшем.
Многие родители очень высоко оценивают материальное благосостояние. Ребенок перенимает такое отношение к жизни при этом, отождествляя себя с этими ценностями. Впоследствии, нередко, он заключает брак ради денег. Постепенно материализм рушит в ребенке восприятие личного достоинства, втягивая его в бесконечную погоню за богатством и компенсируя этим чувство неполноценности.
Чересчур властные, чрезмерно заботливые или всегда потакающие родители превращают детей в эмоциональных инвалидов. Лишенные побуждений принимать жизненные обстоятельства с уверенностью, достоинством и твердостью, они медлят и движутся по течению, выбирая путь наименьшего сопротивления. Полное отсутствие уверенности в личных силах или ее недостаток порождает чувство неполноценности, что ведет к формированию низкой самооценки.
Существует множество факторов, вызывающих проблемы низкой самооценки, но следующие три считаются наиболее важными. Первым фактором является ряд пораженческих воззрений, убеждений, принципов и ценностей, позаимствованных у родителей. Вторым фактором является характерный для личности набор собственных промахов, неудач и ошибок, приобретенный еще в школьные годы вследствие ложных, неверных представлений и понятий педагогов. Третий фактор – негативное, чрезмерно религиозное воспитание с акцентом на ощущении чувства вины и неполноценности.
Признаки низкой самооценки
Каждый индивид уникален, однако люди с низкой самооценкой обладают несколькими общими признаками. Индивиды с неадекватным оцениванием себя реагируют на аналогичные раздражители схожим образом.
Люди с низкой самооценкой имеют следующие признаки: нерешительность, притворство, увиливание от похвалы, повышенная бдительность, сложность находиться в настоящем, легко сдается и идет на уступки, униженно просит, не определяет высоких целей, непрерывно сравнивает себя, запрещает себе искренне радоваться.
Нерешительность выражается в невозможности сделать выбор. Необходимость выбора вгоняет в ступор субъекта с низкой самооценкой вследствие того, что он боится последствий в случае неправильности принятого решения. Притворство проявляется в страхе явить себя окружающим таким, каким есть на самом деле. Увиливание от похвалы заключается в пылком объяснении во всех подробностях, почему они не заслуживают похвалы. Часто уклонение от одобрения ведет за собой подозрение в неискренности произносящего похвалу. Люди начинают думать, что их не за что хвалить, следовательно, значит над ними просто издеваются. Повышенная бдительность выражается в замечании всего, что делают (жесты, мимику и др.) и говорят окружающие. Таким образом, люди с заниженной самооценкой собирают доказательства того, что их не любят. Сложность находиться в настоящем заключается в устойчивых сожалениях о пережитом прошлом и страхах за новое будущее, что не позволяет индивиду комфортно пребывать в настоящем моменте.
Человек с низкой самооценкой обладает уверенностью, что постоянно неправ и обязательно проиграет, поэтому он легко сдается и идет на уступки при этом, никогда не защищая себя. Убежденность личности, склонной к занижению самооценке, в неполноценности, в том, что его судьба находится в руках окружающих, которые относятся к ней так же, как и он к себе, вынуждает индивида не просить, а умолять других о какой-нибудь помощи. Постановка перед собой только незначительных целей позволяет обезопасить себя в будущем от острого переживания неудачи, разочарования, т.к. человек убежден на все сто процентов, что неудача обязательно случится.
Личность с низкой самооценкой неизменно сравнивает себя с другими и всегда не в свою пользу. Индивид, склонный неадекватно оценивать собственную личность, запрещает радоваться себе, так как уверен, что недостоин никакого счастья. Также признаки низкой самооценки могут проявляться в межличностных отношениях субъектов и в любом коммуникационном взаимодействии со средой.
Низкая самооценка – что делать
Проблемы низкой самооценки являются серьёзной преградой на пути развития, личностного роста и успешности. Она опасна, кроме того тем, что индивид останется нереализованным, еще тем, что ей сопутствуют душевные страдания, переживания чувства страха и вины, ощущения неполноценности. Индивид с низкой самооценкой постепенно отдаляется от мира, что ведет к ощущению себя отвергнутым и никому не нужным.
Неуверенным в себе личностям характерна телесная и эмоциональная зажатость, стеснительность. Люди неосознанно воспринимают других личностей соответственно их самооценке. Поэтому, если человек сам оценивает себя невысоко, то не следует ждать более высокого «балла» от окружающих.
Ряд неудач нередко ведет к появлению ситуативной низкой самооценки. Если самооценка понизилась не вследствие влияний определенных обстоятельств, а является стабильным отношением к себе личности, то повысить ее будет не просто, но возможно. Хорошо помогают личностные тренинги и позитивная психотерапия.
Что делать с низкой самооценкой? Ситуативная низкая самооценка повышается довольно легко – достаточно всего лишь отвлечь индивида от переживаемых негативных обстоятельств, вовлечь в новое начинание или иную ситуацию, в которой успешность вполне реальна. Также при данном виде пониженной самооценки не лишней будет поддержка близких и родных.
Постарайтесь пересмотреть своё отношение к неуспехам и неудачам. Нужно научиться относиться к ним как к приобретенному опыту, потенциальным возможностям узнать что-нибудь новое, лучше познать окружающих и свои возможности. Это обязательно принесёт положительные плоды и повысит собственную личностную самооценку.
Низкая самооценка – как бороться
Личность может все, однако часто у нее на пути достижения поставленных целей стоят лень, страх и низкая самооценка.
Низкая самооценка еще опасна тем, что нарушает качество жизни личности. Она может проявляться в самых различных сферах жизнедеятельности индивида. Кроме этого, пониженная самооценка личности также может неприятно воздействовать и на ее ближайшее окружение – друзей, коллег, родных и т.д. Поэтому, с этой проблемой следует бороться, однако делать это нужно таким образом, чтобы это не превращалось в войну с собственной личностью. Напротив, индивид должен постараться научиться себя любить и принимать.
Как бороться с низкой самооценкой? Для начала, прекратите постоянно сравнивать себя с окружением. Кто-то является талантливым художником, а вам дано виртуозно готовить, что абсолютно не под силу другому субъекту. Подумайте о том, что кто-то может просто мечтать об умениях, которые вы выполняете мастерски, однако считаете их ненужными. Нужно начать делать то, что реально интересно и не подавляет. Хобби способно многое рассказать о личности, может помочь найти сподвижников и поддержать беседу. Постарайтесь понять, что вы человек, следовательно, можете совершать ошибки, которые совершает абсолютно все население Земли. Ведь ошибка – это не личная вина, а опыт и возможность научиться чему-то новому.
Старайтесь объективно оценить собственные достоинства и несовершенства. Возьмите ответственность за собственную жизнь, промахи и успехи на себя. Если что-то пошло не так, то это всегда можно поменять. Акцентируйте свое внимание на личных успехах, достижениях, а не на провалах. Забудьте об обидах, не стоит заострять на них внимание.
При любом взаимодействии с окружением не нужно зажиматься и думать о том, какое вы произведете впечатление. Лучше сконцентрируйте внимание на собеседнике и на беседе с ним. В этом случае вы точно произведете благоприятное впечатление. Ведь каждый человек любит, чтобы его внимательно слушали.
Проблемы низкой самооценки сегодня встречаются на каждом шагу, поэтому не впадайте сразу в панику, если заметили за собой неадекватное оценивание собственной личности и своих достоинств. Лучше возьмите волю в кулак и займитесь повышением веры в себя и свой потенциал.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Сам себе психотерапевт: откуда на самом деле берется низкая самооценка и как это исправить?
Подписаться:
Поделиться:
С низкой самооценкой (которая формируется в силу детских травм, биологических особенностей и неудачного жизненного опыта) можно бороться. Научный руководитель психологического центра «Качество жизни», специалист в области когнитивно-поведенческой психотерапии Александр Еричев рассказал «Собака.Ru», какие шаги помогут это сделать.
Причины низкой самооценки
У людей с низкой самооценкой всегда присутствуют негативные глубинные убеждения о себе. Они появляются в процессе жизненного опыта – в том числе, если человек сталкивался с большим количеством наказаний, запретов, оскорблений, пренебрежения. Первая группа таких убеждений связана с дефектностью («я какой-то не такой»), вторая – с беспомощностью («я слабый») и третья – с отсутствием любви («меня не любят»).
Негативные убеждения часто возникают, когда в детстве не удовлетворяются базовые потребности. В первую очередь, потребность в любви и принятии. Например, у матери на момент рождения ребенка не проснулись материнские чувства, а отец вообще растворился в неизвестном направлении. Другая ситуация – эмоциональная депривация от родителей. Например, они не привыкли выражать теплые чувства, были менее эмоциональны, чем другие семьи.
Достаточно часто от заниженной самооценки страдают люди, которые вроде бы имели достаточно хорошую поддержку в семье, но попали в ситуацию длительного буллинга. Например, в школе такая ситуация может серьезно изменить восприятие себя. Человек, вспоминая время травли, говорит, что испытывал страх и беспомощность. Он очень долгое время находился в состоянии хронического стресса, и этот негативный опыт у него закрепился.
Есть и биологические предпосылки к тому, чтобы у человека закрепилась пониженная самооценка. Например, в одной и той же семье могут родиться и ребёнок-одуванчик, и ребенок-орхидея. «Одуванчик» прорастёт сквозь асфальт и будет менее чувствителен к окружающим факторам. Такой ребенок легче справится с тем же самым буллингом. А ребенок-орхидея, который в том числе по биологическим причинам более раним и застенчив, не сможет разрешить эту ситуацию, возможно даже не будет искать поддержки у родителей. Нельзя забывать, что у нас всех разные типы нервной системы. Мы отличны друг от друга еще при рождении, а затем жизнь тоже накладывает свой серьёзный отпечаток. Меняется выработка гормонов, закрепляются стрессовые реакции.
Огромную роль в нашей самооценке играют искажения личностного мышления. Мы все воспринимаем одну и ту же ситуацию по-разному. Недавние исследования показывают, что не стоит доверять даже своим воспоминаниям, потому что они серьезно искажены, в том числе под воздействием наших эмоций. Так вот если у человека искаженная личная самооценка, и он ощущает себя слабым, беспомощным, дефектным и ленивым, то он будет также искаженно воспринимать и все события, происходящие с ним. И находить все больше подтверждений тому, что он плох.
Один человек с низкой самооценкой будет избегать контактов с противоположным полом из страха, у другого, наоборот, будет огромное количество случайных связей
К чему приводят плохие мысли о себе
Часто наши глубинные негативные убеждения о себе достаточно тяжело выявить, кроме того сам человек пытается защититься от них набором правил. То есть он стремится не допустить подтверждения своих опасений и страхов. Например, если он думает, что нелюбим, то какие стратегии поведения он будет демонстрировать? Они могут быть абсолютно противоположными. Один будет избегать контактов с противоположным полом из страха, что его всё равно отвергнут. Другой выберет иное поведение: у него, наоборот, будет огромное количество случайных связей, а каждое знакомство он будет воспринимать как трофей. С виду будет казаться уверенным и дерзким, но на самом деле за этим поведением скрывать свои негативные установки в отношении себя. Такие правила, которые человек для себя создал, могут быть разными. Например, человек решает, что всегда должен быть вежливым. Или если его критикуют, это сразу значит, что он плохой. А если он не будет стараться изо всех сил, то ничего не добьется.
Чтобы оценить вашу самооценку, задайте себе ряд вопросов. Ваш жизненный опыт научил вас ценить себя таким, какой вы есть? Вы хорошего о себе мнения? Вы хорошо к себе относитесь и следите за собой? Вы себе нравитесь? Вы в равной степени оцениваете как свои сильные, так и слабые стороны? Вы вполне себя устраиваете? Вы чувствуете, что имеете право на внимание и время других людей? Вы судите о себе точно так же, как и других – не более, не менее? Вы более склонны поощрять себя, чем заниматься самокритикой?
Работая над самооценкой, не нужно стремиться к тому, чтобы она стала завышенной и улетела в космос. Это тоже не есть хорошо. Когда мы заведомо предъявляем к себе нереалистичные требования и заявляем, что-то вроде «я король мира», тем чаще реальность подсказывает нам, что с нашими убеждениями о себе что-то не так. Высокая самооценка часто бывает неустойчивой, поэтому внешние обстоятельства могут легко выбить человека из колеи. А нужно стремиться в первую очередь к устойчивости и учиться поддерживать себя.
У человека большая вероятность условно «схлопотать» депрессию или тревожное расстройство, если он все неудачи приписывает себе, а все позитивные вещи приписывает случайности. А именно этим обычно занимается человек с заниженной самооценкой.
Необоснованную критику в свой адрес легко отслеживать и пресекать
Что делать? Перестаньте себя критиковать наказывать
Психотерапевты выделяют несколько режимов, то есть эмоциональных состояний, в которые мы входим время от времени. Один из нездоровых – это режим критикующего или наказывающего родителя. В нем мы заставляем самих себя испытывать чувство неполноценности и вины, указываем на то, что мы что-то должны. При этом критикуем за такие мелочи, за которые никогда бы не стали ругать других. И наказываем в те моменты, когда на самом деле нуждаемся в помощи.
Вы можете легко заметить, как включается этот режим. Он дополнительно поддерживает низкую самооценки или даже еще больше ее снижает. Например, когда вы говорите себе: «Можно было бы сделать получше», «Почему это не так хорошо?», «И это всё, что ты сделал?», «Другие могут, и ты можешь». Результаты своего труда вы тоже представляете как какую-то ерунду. Окружающие хвалят вас, но вы думаете: «Нет, им показалось, мне просто повезло».
Хорошая новость в том, что мы можем легко отслеживать и пресекать в себе необоснованную самокритику и обесценивание. Этот навык вполне реально выработать даже без помощи психотерапевта. Хотя занять это может приличное количество времени. Попробуйте понаблюдать за своим критикующим родителем хотя бы в течение недели. Скорее всего, вы заметите, что он появляется даже тогда, когда не следовало бы себя ругать.
Попробуйте переводить самокритику в самосострадание. Вместо желания наказать себя и осудить стоит переключаться на желание исправить ситуацию и добиться лучшего результата. Вместо взгляда в прошлое перенесите взгляд в будущее и попытайтесь понять, что можно сделать сейчас. Сместите фокус с ошибок на ваши сильные стороны и ресурсы, а вместо разочарования, гнева и тревоги попытайтесь проявить поддержку к самому себе.
Научитесь выражать эмоции – и негативные, и позитивные
Отстаивайте свои границы и права
Развивайте ассертивность – способность отстаивать свои границы и права так, чтобы не разрушать чужое личностное пространство. Считается, что ассертивное поведение достаточно чётко коррелирует с адекватной самооценкой. Что в него входит? Открытое и искреннее выражение позитивных эмоций, а также открытое (но адекватное) выражение негативных. Нам нужно учиться правильно выражать свои негативные эмоции – это очень важно. Также к ассертивности относят способность к самозащите и умение сказать «нет». Достаточно часто, когда мы чувствуем себя внутри тревожно и беспомощно, соглашаемся на заведомо неприятные для нас вещи. А дальше начинаем себя винить: «Как ты мог, тебе точно нужно было отказать, почему ты не отказал, ты же мог взять себя в руки!» Также к ассертивности относят инициативность, умение предлагать, просить, соблюдать собственное достоинство – сейчас это красиво называют таким термином как «проактивность».
Тренируйте ассертивное поведение не в стиле «Ты тряпка, а ну соберись!», а в стиле «Тебе тревожно, но давай сейчас попробуем сделать маленький шаг». Еще стоит хвалить себя за попытку, даже если она пока не оказалась успешной. Например, вам не удалось отказать, хотя вы пытались это сделать. Или вы сказали «нет», но собеседник настоял на том, чтобы вы сказали «да». Но это уже повод сказать себе, что у вас это практически получилось, хоть пока и не до конца.
Заботьтесь о своих потребностях
Учитесь заботиться о себе и своих потребностях (опять же не нарушая границ других людей). Это, наверное, наиболее сложный совет, потому требует достаточно хорошего уровня осознанности. Учиться этому можно потихоньку – вы же ощущаете, что хотите выпить воду и пьете ее. Постарайтесь прислушиваться к более неоднозначным потребностям и чувствовать свои желания.
Представьте, что хвалите себя как своего любимого ребенка
Учитесь самоэффективности
Самоэффективность – это то, насколько мы осознаем свои силы справиться с определенными обстоятельствами. Если мы чувствуем, что мир настолько необъясним и жесток, что мы ничего не можем сделать, то естественно мы будем хуже оценивать себя. Если же мы воспринимаем свою способность к действию, это дает нам существенную помощь и поддержку. Для меня хороший пример по самоэффективности – это самостоятельные путешествия. Сначала тебе страшно, а потом возникает ощущение, что окружающий мир вполне себе дружелюбный, что ты в вполне можешь разобраться с транспортной сетью и найти себе место для ночлега.
Поддерживайте себя и замечайте свои достижения
Важно, чтобы поддержка и похвала в свой адрес не превращалась в что-то вроде: «Я такой крутой». Подумайте, за что вы может себя поддержать на сегодняшний день? Что хорошего вы сделали в течение дня? Представьте, что вы себе, как своему любимому ребенку, говорите хорошие слова. При этом похвала может быть не только за определенные успешные действия. Например, я пережил тяжёлую ситуацию, я с ней справился – это тоже повод для похвалы. Будет хорошо, если подмечать свои достижения станет вашей традицией.
Выстраивайте цели в соответствии с личными ценностями
Для подкрепления адекватной и устойчивой самооценки нужно научиться искать свои ценности. Обратите внимание, ценности – это не цели. Например, покупка автомобиля – это цель. А какая может быть тут ценность? Свобода перемещения, путешествия. Цель можно достичь и после этого ее не станет. А ценность недостижима, это некоторый этап пути. Очень важно понять, что является вашими ценностями, и по возможности выстраивать свою жизнь в этом русле. Но не стоит превращать это в радикальный поиск «своего предназначения». Это опасная и неправильная ситуация.
Наши ценности отчасти могут конфликтовать друг с другом. Например, вам важно путешествовать и развиваться, при этом вы мечтаете о детях. Тогда вы должны будете в какой-то момент научиться путешествовать с детьми, а не в гордом одиночестве. Кроме того, ценности в течение жизни могут меняться. Не бойтесь этого — главное быть гибкими. А еще попробуйте вместе с самыми близкими людьми собраться и описать ваши ценности и цели. Можно превратить это в традицию.
Не ставьте перед собой глобальные, труднодостижимые цели и не концентрируйтесь на отсутствующих у вас средствах. Лучше постепенно усложнять задачи, чем сразу ставить слишком высокую планку. И подбадривайте себя на пути к их осуществлению.