что делать если у грудничка болит голова

Головные боли у грудничков

К сожалению, головная боль — это явление, которое встречается не только среди взрослых, но и среди людей. Родители чаще всего считают, что ночной плач, ворочание в кроватке и беспокойство ребенка вызваны коликами, однако дело не всегда обстоит именно так. Иногда такое поведение малыша бывает вызвано и головными болями. Головные боли у ребенка достаточно тяжело диагностируются, однако есть некоторые внешние признаки, которые могут указывать на эту проблему. Например, самый распространенный симптом головных болей у малышей — это громкий и затяжной плач, при котором ребенок может потягивать ручки к голове и трепать себя за волосики. Если родители наблюдают такое поведение за своим ребенком, необходимо без замедления обратиться к невропатологу, который назначит малышу тщательное обследование головного мозга, позволяющее выявить имеющиеся патологии. Если не уделить головным болям и неврологическим заболеваниям должного внимания, это чревато самыми разными последствиями, начиная с болей в шее, ушах, и заканчивая отставанием ребенка от школьной программы в более старшем возрасте.

Почему у малышей возникают головные боли?

Достаточно часто головные боли у малышей бывают связаны с их адаптацией к окружающему миру, ведь все предыдущие девять месяцев малыш развивался в утробе матери, где условия далеки от внешнего мира. Именно поэтому в первые 2 недели происходит адаптация ребенка в новому миру. Такая адаптация может сопровождаться повышенным внутричерепным давлением, что сопровождается головными болями. Также внутричерепное давление может наблюдаться при некоторых врожденных патологиях — врожденные аномалии в строении черепа, родовая травма, гипоксия и другие.

Головные боли, не вызванные адаптацией новорожденного к внешней среде, указывают на наличие в черепной коробке патологических процессов, приводящих к повышению или понижению внутричерепного давления. Также головные боли у новорожденных могут возникать при внечерепных процессах, затрагивающих мягкие ткани головы, кости черепа и центральную нервную систему.

Симптомы головных болей у грудничков

Если головная боль у малыша вызвана повышенным внутричерепным давлением, то болезненные ощущения, как правило, проявляются при малейшем движении или перемещении. Также малыш может реагировать плачем на изменение погодных условий и при массаже. Если у малыша имеются какие-либо неврологические нарушения, это может проявляться вялостью, скованностью, частыми спонтанными срыгиваниями, беспокойством и плачем ребенка, а также спонтанными вздрагиваниями и запрогидыванием головы назад.

Окружность головы у таких детей часто больше, чем у их сверстников, имеется повышенный тонус мышц и склонность судорогам.

При подозрении на головные боли у ребенка, родителям необходимо немедленно обратиться к детскому невропатологу.

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Интервью с неврологом

что делать если у грудничка болит голова. Смотреть фото что делать если у грудничка болит голова. Смотреть картинку что делать если у грудничка болит голова. Картинка про что делать если у грудничка болит голова. Фото что делать если у грудничка болит голова

что делать если у грудничка болит голова. Смотреть фото что делать если у грудничка болит голова. Смотреть картинку что делать если у грудничка болит голова. Картинка про что делать если у грудничка болит голова. Фото что делать если у грудничка болит голова

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник

У маленького ребёнка что-то болит. Что мне делать?

что делать если у грудничка болит голова. Смотреть фото что делать если у грудничка болит голова. Смотреть картинку что делать если у грудничка болит голова. Картинка про что делать если у грудничка болит голова. Фото что делать если у грудничка болит голова

Педиатр и детский невропатолог рассказали, как распознать и вылечить распространённые детские заболевания, на второй встрече клуба «Здоровый журналист».

В первую тысячу дней жизни ребёнок нуждается в особом внимании и уходе. Младенец рождается весом в 2,5-5 кг, без зубов и коленных чашечек, с мягкими костями и с «родничком» в черепе. К году его вес увеличивается в 2-3 раза, появляются первые зубы, «родничок» зарастает, зрение и слух становятся практически, как у взрослого человека, он начинает передвигаться самостоятельно, произносить первые осмысленные звуки и проявлять эмоции.

К двум годам рост увеличивается в 2 раза и составляет половину его «взрослого» роста (например, если при рождении рост был 53 см, в 2 года – 90 см, а в 25 лет будет 180 см). От двух до трёх лет у малыша появляются коленные чашечки, и он учится бегать, вырастают молочные зубы, а кишечник начинает переваривать твёрдую пищу. Увеличивается моторика, реакция и обучаемость.

Мамы знают, что болезни раннего периода отличаются от болезней взрослых, и даже от болезней детей постарше. А многие болезни вовсе не нуждаются в лечении – это одно из проявлений растущего организма.

До определённого периода маленький человек не может объяснить, что и как у него болит, поэтому мамам нужно учиться определять это самостоятельно или обращаться к педиатру. На первой встрече клуба «Здоровый журналист» в 2018 году, организованного компанией SANTO, педиатры рассказали о том, на что стоит обращать внимание и как вылечить простые детские заболевания. Невропатолог, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарёв и педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Сауле Сарсенбаева поделились знаниями, опытом и привели примеры из своей практики.

что делать если у грудничка болит голова. Смотреть фото что делать если у грудничка болит голова. Смотреть картинку что делать если у грудничка болит голова. Картинка про что делать если у грудничка болит голова. Фото что делать если у грудничка болит голова

Почему у ребёнка поднимается температура?

Повышение температуры обычно возникает при инфекционных заболеваниях. Организм борется с патогенами, в кровь поступает вещество противовирусного действия – интерферон. В крови усиливается обмен веществ и бактерицидность, чтобы эффективнее бороться с бактериями и вирусами. Поэтому врачи не рекомендуют медикаментозно понижать температуру в первый день или понижать её, если она не слишком высокая. Но малыш – это не уменьшенная копия взрослого. Многие процессы устроены иначе, в том числе и теплообмен.

«У маленьких детей проблемы с теплообменом – они быстро переохлаждаются и так же быстро перегреваются. Если с холодом обычно вопросов нет – любая мама в первую очередь пытается согреть своё чадо, то во втором случае возникает проблема – мы привыкли кутать детей. А их нельзя укутывать даже в холодную погоду. Многие воспалительные процессы быстро распространяются», – рассказала Сауле Сарсенбаева.

У малышей ярче выражены симптомы интоксикации – при высокой температуре они становятся вялые, малоподвижные, их подташнивает. Быстро наступает потеря микро- и макроэлементов, обезвоживание. Если поднимается температура, родителям нужно больше поить малышей. С другой стороны, у малышей есть преимущество – они восстанавливаются намного быстрее взрослых.

Что делать, если у малыша поднялась температура?

Многие родители боятся детских судорог и не зря, потому что мозг запоминает эту реакцию организма на повышение температуры. При первых проявлениях судорог немедленно начинайте сбивать температуру. Константин Пушкарёв даёт совет от американских коллег: при высокой температуре искупать малыша в тёплой ванночке с температурой воды в 36,6 градуса. Нескольких минут хватит, чтобы вернуть малышу нормальную температуру тела и избежать судорог.

Ещё один момент, на который родителям стоит обратить пристальное внимание – как именно лихорадит ребёнка при повышенной температуре. Лихорадка бывает двух видов – розовая и белая. При розовой лихорадке расширяются сосуды, человеку жарко, всё горит. Это хорошая реакция на патогены, значит, организм активно избавляется от лишнего тепла. В первую очередь здесь хорошо помогают физические методы охлаждения, и зачастую до жаропонижающих препаратов дело не доходит. А вот белая лихорадка характеризуется повышенной температурой и бледной кожей. Здесь физические методы понижения температуры могут навредить. Малышу с такими симптомами может помочь только детский врач.

что делать если у грудничка болит голова. Смотреть фото что делать если у грудничка болит голова. Смотреть картинку что делать если у грудничка болит голова. Картинка про что делать если у грудничка болит голова. Фото что делать если у грудничка болит голова

Почему ребёнку больно и что с этим делать?

Существует «луковичная» теория, которая возникла в довоенные годы, но окончательно сформировалась в 2014 году, которая говорит о том, что любая боль состоит из одинаковых компонентов:

«Все люди – и большие и маленькие – боятся боли, – сказал Константин Пушкарёв. – Боль – это четырёхкомпонентный процесс. Она является одновременно социальной, физической, душевной и психологической».

Какая бывает боль?

что делать если у грудничка болит голова. Смотреть фото что делать если у грудничка болит голова. Смотреть картинку что делать если у грудничка болит голова. Картинка про что делать если у грудничка болит голова. Фото что делать если у грудничка болит голова

«Если совсем маленький ребёнок плачет, не исключено, что у него что-то болит. Первые действия мамы: взять его на руки, покачать, погладить, покормить и поговорить с ним ласковым, спокойным голосом. Родной запах мамы, успокаивающий голос, нежные объятия – всё это успокаивает малыша. В грудном молоке содержатся обезболивающие элементы. Надо помнить, что эмоциональное состояние мамы немедленно передаётся ребёнку. Если мама злится и переживает, ребёнок тоже будет плакать. Но потом придёт папа, возьмёт его на руки, погладит, поцелует и передаст ему успокоительный тестостерон. Таким образом, болевые ощущения и связанное с ними беспокойство постепенно пройдут», – рассказал Константин Пушкарёв.

Главное, запомните: ребёнку до 15 лет ни в коем случае нельзя давать аспирин. Сауле Сарсенбаева привела пример из своей практики: родители хотели побыстрее поставить на ноги простудившуюся 8-летнюю дочку и пичкали её всем, что нашли в аптечке. В итоге привезли малышку в реанимацию с кровотечением буквально всех органов: помимо внутреннего кровотечения кровь сочилась из глаз, носа, мочеиспускательного канала. Аспирин – очень действенное лекарство против простуды, но смертельное для детей, в том числе ещё не родившихся.

Как общаться с ребёнком, которому больно?

По статистике, 70% из заболевших ОРВИ в Казахстане – младше 14 лет. Это означает, что дети – основные услугуполучатели врачей и аптек. И поэтому дальнейшая информация касается всех, кто так или иначе контактирует с заболевшими детьми – родителей, сотрудников аптеки, врачей и медсестёр.

Но проблема в том, что даже врачей раньше не учили правильно обращаться с больным ребёнком. Главное было – оказать помощь, это и есть необходимое добро, а в каком виде оно причиняется, было не важно. Но, например, в США врачи давно поняли, что доброжелательная беседа с пациентом не только успокаивает его перед неприятными процедурами лечения, но и имеет высокий терапевтический эффект.

Казахстанские врачи постепенно овладевают коммуникативными навыками, эту дисциплину уже начали преподавать в медвузах. Часто в маленьких городах и сельских поликлиниках врачи не считают нужным уделить внимание маленькому пациенту. Все вопросы задают маме, папе, бабушке – взрослому, который привёл ребёнка на приём. Ребёнка игнорируют, пока не нужно будет прослушать его дыхание холодным стетоскопом, посмотреть горло металлической лопаткой, или пощупать живот холодными руками в синих перчатках. Любая казахстанская мать сталкивалась с тем, что её ребёнка насильно держали во время инъекций и других медицинских процедур.

Любому человеку в любом возрасте необходимо внимание, тем более если он заболел и ослаблен. А детям это внимание требуется вдвойне. Поэтому врачи призывают всегда беседовать с детьми, даже если те слишком маленькие и не могут ответить. Доброжелательный настрой – огромная часть успеха в лечении любой болезни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *