что делать если ты тихоня в классе
Что делать если ты тихоня в классе
Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже не первый год, — испытание для всех. Но интроверты сильнее реагируют на раздражители, и приспособиться к любой ситуации им сложнее.
Считаешь себя тихоней? Думаешь, что ты интроверт? Наверняка школьные стрессы и драмы изматывают? Абстрагироваться от этих потрясений без ущерба для своего «я» все-таки можно. Вот несколько советов из книги «Тайная сила», которые всегда помогут в школе.
Тайная сила
«Ты что такая тихая?», или Кто такие интроверты?
Психологи делят людей на интровертов и экстравертов. Интроверты обычно не против шумных компаний, но им нравится быть в одиночестве. Они умеют общаться, но немногословны и предпочитают лишний раз не высказываться. Они наблюдательны. Больше слушают, чем говорят. У экстравертов все наоборот: они лучше чувствуют себя среди людей, толпа дает им энергию.
Объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья — экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.
Знай свои потребности
Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы «подзарядить батарейки». Если ты предпочитаешь общаться с одним или двумя друзьями, а не с большой компанией, это совершенно нормально! Найди тех, кто чувствует то же, что и ты, или понимает тебя, и тебе станет намного легче.
Улыбайся
Улыбка не только располагает к тебе окружающих — улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.
Найди «своих»
Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя просто важно, чтобы человек был хороший. Завяжи дружбу с теми, кто тебе нравится.
Найди то, к чему лежит душа
Лучший способ выжить в школе — увлечься чем-то. Подумай о том, что важно именно для тебя. Сконцентрируйся на одном-двух проектах, которые тебе действительно небезразличны. Если ты робкий человек, истинное увлечение воодушевит и придаст сил для борьбы со страхом. Увлечение — сильный союзник.
Расширяй зону комфорта
Все мы можем в той или иной степени «переступать через себя», преодолевать наши комплексы ради своих увлечений или важного дела. Если тебе предстоит что-то действительно пугающее, например, выступление на публике, тренируйся и готовь себя к этому постепенно, маленькими шажками. Начни с выступлений перед родными или самыми близкими друзьями, а затем по чуть-чуть увеличивай аудиторию.
Отвечай на уроке в числе первых
Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.
Решай, когда и с чего начать
Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.
Пиши конспекты
Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.
Общайся с учителем
Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.
Не молчи
Вовсе не обязательно разговаривать со всеми или высказываться при каждом удобном случае. Но когда ты почувствуешь себя комфортно, попробуй все-таки поделиться своими мыслями с другими. Возможно, тебе будет удобнее поговорить с кем-то один на один. Или попробуй общаться письменно: разошли письма или создай чат.
Работай в группе не только в школе
Учись работать в группе не только в школе, но и во внеклассное время. Запишись на курсы или мастер-класс по интересному предмету. Стань волонтером — это отличная возможность поучаствовать в деле, которое тебе небезразлично.
Как помочь стеснительным детям адаптироваться в среде сверстников?
Невидимки в классе
У минчанки Лизы большая разница в возрасте с младшей сестрой — 15 лет. Когда Настя пошла в первый класс, Елизавета уже вуз окончила.
— Настя у нас девочка скромная, тихая, такая хорошенькая серая мышка. Совершенно не умеет постоять за себя, как-то выделиться из толпы. Она даже лайк в соцсетях стесняется ставить, что уж говорить о том, чтобы подойти к однокласснице и предложить ей: «Давай дружить!» — рассказывает Лиза. — К тому же сестричка высокая для своих лет, нет проблем со зрением. Вот ее и упекли за последнюю парту. Сидит на своей «камчатке», ни с кем не общается. Понятно, что уже после первой же «веселой и активной» четверти она заявила родителям: «Больше я в школу не пойду!» И в рев. Мама с папой в панике: что случилось, кто обидел дочку? И только я смогла вытянуть из Насти причину: ей скучно и грустно в классе, она чувствует себя там ужасно одинокой, с ней никто не общается, а сама она боится заводить с кем-то дружбу.
Я тогда очень разозлилась на родителей. Дело в том, что по этой же причине — тотального одиночества в толпе сверстников — я терпеть не могла свою школу до десятого класса, пока у меня неожиданно не появилась очень харизматичная подруга, буквально вытянувшая меня за волосы из болота хандры и пессимизма. Я не была проблемным ребенком, училась хорошо. Меня, как и Настю теперь, просто не замечали! Я не была интересна учителям, потому что не доставляла им проблем и в то же время не годилась для роли любимицы, потому что была самая обыкновенная, «без изюминки». Одноклассники тоже не обращали на меня внимания: ничем не примечательная, с обычным смартфоном, скучная, в соцсетях не активничает, ролики для YouTube не записывает. В общем, трагедия маленького человека в большой компании. За это я терпеть не могла школу. Для меня было большим праздником вернуться домой, где ждала моя любимая собака Найда, с которой я могла болтать, доверять свои секреты и плакать, обнимая ее мохнатое тельце. Представляете, девять лет ходить в школу с одной мечтой — поскорее бы закончились занятия! Очень не хочется, чтобы Настя тоже провела свое детство в таком социальном забвении.
— Дислексия — расстройство, связанное с навыками чтения и письма, трудности с математикой, самооценка ниже плинтуса, отсутствие мотивации к учебе — мы прошли через это, справились, победили. Уже к пятому классу сумели выбиться в хорошисты. Но друзей среди одноклассников мой Ваня так и не завел, — делится наболевшим его мама Вика. — Все годы учебы просидел незаметным для коллектива на последней парте, даже на день рождения ему некого было пригласить. Постоянно в интернете — там у него, видимо, более яркая и насыщенная событиями жизнь. Я знаю, что в этом есть и моя вина, но я одна поднимаю двоих сыновей и на какие-то вещи уже просто не хватает ни физических, ни моральных сил. Хотелось бы, конечно, понять, что не так и можно ли еще что-то исправить. Как дать ребенку возможность не быть пустым местом для тех людей, с которыми ему предстоит общаться в течение жизни?
— Феномен одиночества по праву считается сложным и противоречивым явлением. Одиночество не имеет возрастных или социальных границ, может сопровождать нас на протяжении всей жизни или переживаться в каких-то ситуациях. В самом понятии одиночества различают две стороны — позитивную и негативную.
В переживании потребности в общении есть своего рода подъемы и спады. Мы не можем быть готовы к общению постоянно. Погружаемся в себя, порой заняты только своими мыслями и проблемами, нам нет дела до другого человека. Состояние кратковременного одиночества — опыт, который не обязательно является негативным и может качественно улучшаться с возрастом. Периоды уединения полезны, могут сопровождаться благоприятными эмоциональными реакциями и рассматриваться в качестве ресурса психического развития личности. Многие виды отдыха связаны с уединением, стремлением побыть наедине с самим собой.
Одиночество — это не то же самое, что побыть одному. При попадании человека в условия изоляции существующие связи с людьми прерываются, а новые не формируются. Это приводит к острым эмоциональным реакциям, а порой и к нарушению развития.
— Насколько эта проблема актуальна для современных детей? В чем причина того, что им сложно выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, другими коллективами сверстников?
Одиночество может переживаться очень болезненно в любом возрасте. От него хочется куда-то убежать. И тут нам на помощь приходят книги, фильмы, социальные сети, животные, неживые предметы или наши фантазии. Когда Малыш, юный герой известной повести шведской писательницы Астрид Линдгрен, переживает одиночество, в его жизни появляется Карлсон. Современным детям «на помощь» приходят гаджеты. Ведь порой там ответ на интересующий вопрос или отклик на переживаемую эмоцию найти проще, чем у родителей.
Вместе с тем и гаджеты — не панацея. При всей иллюзии совместного общения оно не происходит. Обезличенность отношений влечет за собой переживание чувства одиночества. Я думаю, вам известен термин американского социолога Дэвида Рисмена «одинокая толпа».
«Страшнее нету одиночества, чем одиночество — в толпе, когда безумно всем хохочется, но плакать хочется — тебе!»
— Дети из каких семей чаще всего испытывают дискомфорт в коллективе из-за своей скромности, стеснительности, отсутствия социальной адаптации среди сверстников?
— Безусловно, семья называется в качестве одного из определяющих факторов. Все больше людей ведут хозяйство в одиночку. К тому же, все чаще предпочтение отдается личной независимости и отсутствию обязательств. Все чаще в семьях проживают только родители (родитель) и ребенок (дети). Представители старшего поколения нередко живут отдельно.
Физическое одиночество — ситуация, когда ребенок остается один, без присутствия родителей, через которых он познает, особенно в первые дни и годы жизни, весь окружающий мир. Чем младше возраст ребенка, тем разрушительнее последствия. Есть семьи, в которых родители предпочитают не видеть личность сына или дочери, а ценят только их достижения. То есть отношения с ребенком есть, но качество их — неудовлетворительное. «Им нужны только мои медали», — пожаловался как-то в беседе ребенок. Это психологическое одиночество. Или семьи, разговоры в которых идут только о делах. «Что ты получил в школе. Ты сходил в магазин. Поел. » — вот и весь набор фраз в общении мамы с ребенком. Отсутствие разговоров об отношениях, чувствах, переживаниях, а также самих этих феноменов приводит к возникновению чувства одиночества у ребенка внутри семьи.
Одинокими чувствуют себя дети и в семьях, где родители много работают. Тут мы можем увидеть сплав физического и психологического одиночества.
— Как переломить ситуацию? Какие шаги должны предпринять родители ребенка, он сам, классный руководитель?
— Одинокими могут себя чувствовать дети, чье общение не задалось, например, в группе детского сада или в классе. Переживаемое отвержение сверстниками может нанести серьезную душевную рану. Родителям очень важно услышать, когда ребенок говорит о том, что его не принимают или не любят, оказать своевременную поддержку. Важно понять, кто и почему не хочет общаться с вашим сыном или дочкой. Возможно, ребенок слишком зажат или слишком раскован, очень умен или кичится своим талантом. Возможно, с ним скучно, он не умеет прислушиваться к чужому мнению или жаден. Возможно, излишне груб, агрессивен и бесцеремонен. Или маниакально придирчив. Или излишне тревожен. Или ему просто не хватает знаний, навыков общения. Или ребенок только пришел в сложившийся коллектив, с которым у него действительно нет ничего общего. Тогда вы можете помочь ему, предложив альтернативные варианты общения (кружки по интересам, студии, секции), где он сможет найти себе друга или для начала хотя бы завязать просто шапочное знакомство.
Вполне вероятны и другие объективные причины одиночества: переезд, смена учебного заведения, потеря друга, родного человека или любимого домашнего животного, развод родителей. Родителям и педагогам важно быть чуткими и внимательными в такие переломные моменты. «Подумаешь, у него хомячок умер», — говорит одна женщина. Но что если на данном этапе хомячок был единственным другом у ребенка?
Также маме и папе хорошо бы поделиться своим опытом, рассказать о своих чувствах, начать работать над формированием ценности дружбы в понимании ребенка. Продумать, где и с кем может общаться сын или дочка. Возможно, стоит позвать одноклассников ребенка в гости или на природу. И очень важно быть дружными, сплоченными внутри семьи.
Люди в любом возрасте — существа социальные. Мы развиваемся в обществе и благодаря ему. Развитие вне социума затруднено — вспомните Маугли.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Существует несколько симптомов, которые свидетельствуют о том, что в классе ребенку некомфортно:
• он не хочет идти в школу или идет туда неохотно;
• из школы ваш малыш возвращается подавленным;
• часто плачет без видимой причины;
• никогда не рассказывает о своих одноклассниках;
• не знает, кому звонить, чтобы спросить об уроках;
• ребенка никто никуда не приглашает, не зовет погулять.
Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста чаще всего зависит от того, как к нему относится учитель (классный руководитель). Если, к примеру, у первоклашки не складываются отношения с коллективом, учитель может помочь: дать остальным ребятам знак, что их одноклассница с последней парты — интересная и неординарная личность, у которой что-то (не так важно, что именно — чтение, рисование, сложение, вычитание, пусть даже умение быстро складывать вещи в рюкзачок после звонка с урока) получается лучше всех. Дети поймут, что условная Настя — важный и нужный «элемент» в их школьной жизни и, не исключено, изменят свое отношение к ней.
Трудно быть тихоней: как вдохновить скромных учеников активно участвовать в уроке?
Как помочь скромным ученикам выйти из зоны комфорта и раскрыть себя? Шесть ценных советов
В каждом классе найдется тихий ученик, который всегда молчит и не участвует в коллективных обсуждениях. Даже если он сделал домашнее задание или правильно решил пример — он не поднимет руку, чтобы ответить.
Такие ученики застенчивы, неуверенны в себе и практически незаметны на фоне громкого и активного класса. Они боятся ошибиться, высказать свое мнение перед сверстниками и стать посмешищем. Поэтому, тихони сводят своё участие в уроке к минимуму и всячески игнорируют попытки педагога вовлечь их в активную деятельность.
Обычно, самыми трудными считаются гиперактивные ученики, поскольку не каждому педагогу под силу совладать с их колоссальной энергией и направить её в правильное русло. На самом же деле, к тихим детям найти правильный подход гораздо сложнее, ведь их потенциал для начала нужно раскрыть.
Поэтому, если в вашем классе есть пара скромных учеников, вот несколько советов о том, как заинтересовать их активно участвовать в уроке.
1. Групповые обсуждения
Планируя работу в группах, сделайте так, чтобы тихие ученики оказались в одной команде. Так у них будет возможность высказать свои идеи, ведь они не будут «заглушены» более громкими учащимися. Если вы объедините скромных ребят и дадите им общее задание, они, скорее всего, выйдут из своих зон комфорта и поболтают друг с другом.
Существуют различные групповые задания, которые вы можете предложить, чтобы помочь скромным ученикам преодолеть свою застенчивость. Например, попросите их рассказать «о себе», поделиться своими хобби, симпатиями и антипатиями, или предложите им поиграть в какую-нибудь игру.
В конце концов, им нужно будет выбрать лидера группы, который поделится результатами обсуждения с классом. Таким образом, тихони не будут чувствовать принуждения или давления со стороны учителя, которое возникает, когда педагог сам вызывает ученика к доске.
2. Задания, основанные на движении
Каждому ученику свойственен определённый стиль обучения. Одни ребята хорошо запоминают информацию на слух, другие — читая и записывая её, а третьи — лучше всего учатся через физический опыт: прикосновения, ощущения и действия.
Физические упражнения в классе действительно могут помочь спокойным ученикам раскрыться и проявить свой потенциал. Чтобы заинтересовать таких ребят уроком, можно предложить им поучаствовать в квесте или другом задании, основанном на активном движении.
3. Возможность быть услышанным
Во время открытых обсуждений какого-либо задания многие активные ученики стремятся поделиться своим мнением. В такие моменты тихони обычно остаются в стороне, не желая участвовать в диалоге.
Если вы планируете коллективное обсуждение на уроке, подумайте, как сделать так, чтобы каждый ученик мог в равной степени принять в нём участие. Тихие ученики не должны чувствовать себя ущемленными на фоне постоянно активных одноклассников.
Создайте для скромных ребят возможность высказаться, задать вопросы и обсудить те моменты, которые они сочли сложными, чтобы мотивировать их принимать более активное участие в уроке.
4. Правильное размещение в классе
Тихони, как правило, стараются не оказываться в центре внимания, поэтому занимают такие места в классе, которые привлекают минимум внимания педагога.
Постарайтесь рассадить скромных учеников так, чтобы они находились в передней части класса. Поскольку основную часть урока вы будете находиться рядом, вам будет легче с ними взаимодействовать. И обязательно подберите скромнику такого соседа по парте, с которым он, скорее всего, подружится и будет работать в команде.
5. Доверительные отношения с застенчивыми учениками
Попробуйте уделить немного времени после уроков для того, чтобы поговорить с тихими учениками и выяснить, почему им трудно принимать активное участие в занятиях. Порой в личном разговоре такие ученики более открыты и раскованы. Однако, не стоит слишком усердно расспрашивать их, чтобы они не чувствовали давления с вашей стороны.
Многие тихони слишком застенчивы, чтобы признаться в том, что именно мешает им отвечать на уроках. Понаблюдайте за поведением таких учеников. Возможно есть что-то, что вы могли бы изменить в классе или в собственном подходе, чтобы облегчить им жизнь и позволить выражать себя без стеснения.
6. Поощрение активного участия в уроке
Обязательно поощряйте застенчивых учеников каждый раз, когда они делают очередной маленький шаг к раскрытию своего потенциала. Положительно комментируйте работу таких ребят и хвалите их попытки взаимодействия в классе.
Старайтесь почаще давать скромным ребятам важную работу, чтобы они чувствовали, насколько значимым является их вклад в урок. Это поможет тихоням развить уверенность в себе и преодолеть страх выступления на публике.
Дорогие педагоги, а в вашем классе есть тихони? Как вы мотивируете их участвовать в уроке? Скорее делитесь своими секретными приёмчиками и методиками в комментариях!
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
Что делать если я в школе тихоня. (((
Я уже в кружках)) 0у меня ам есть мало только друзей, Riana ахах смешно попрошусь ХД
да где ж проблема то?) ) наоборот) это я тебе как бывшая тихоня говорю) уж как меня тоже пытались обижать в школе) не надо ни к кому пытаться примазаться поверь, будь сама собой! школа это не показатель если тебе там плохо поговори с мамой в 5 классе можно и в другую школу пойти, найди себе кружок по интересам какой нить там ты скорее найдешь друзей и единомышленников) и самое главное никогда не пытайся стать кем то другим ради людей которые не хотят принимать тебя такой какая ты есть) Ты замечательная девочка я в этом уверена и все у тебя сложится хорошо!) ) А вот с родителями лучше поговори учиться в классе где тебе не комфортно не самое приятное занятие.
Научись давать отпор, не ведись на их провакации, посылай их к чертовой бабушке)
так то тихони уж лучше всяких выпендрежек))) ) будь сама собой)))
Ну и что ж что тихоня! прежде всего ты личность, не будь как все! Но чтобы выжить в школе (как и в жизни) необходимо научиться давать отпор, стать более решительной в действиях. Запишись в какие-н секции, на танцы, там приобретешь много друзей и станешь более решительной, общайся по больше. Прояви себя в чем-н, участвуй в школьных мероприятиях. Люби себя такой какая ты есть)
Не боись!
Из тихонь как раз и вырастают отличные девушки, женщины!
Запишись в секцию единоборств. И физическую форму подправишь и в глаз если что дать сможешь.
Не обращай на этих умственно-отсталых детей! И они перестанут.
Они не обижают. Чем то ты хороша а они просто завидуют. Буть дерзкой не много дерзости тебе поможет. Я дерзкая.
Тихоня в школе и трудности ребенка.
Наверняка хотя бы одна такая тихоня есть в класе вашего ребенка. И наверняка тихони становятся жертвами обидчиков.
Но что нам, по большому счету до других детей? Нам бы со своими разобраться да найти общий язык. А вот если наше чадо — тихоня в школе, то эту проблему мы принимаем близко к сердцу, переживаем — вдруг нашего обижать начнут!
Тихоня в школе и трудности ребенка.
Постарайтесь выяснить у ребенка, как он общается, много ли друзей. Не исключено, что именно ваше чадо носит в классе звание «тихони» и, следовательно, жертвы.
При случае познакомьтесь с одноклассниками ребенка, узнайте характеры. Если наткнетесь на жестоких детей, немедленно сообщите учителю. Попросите присматривать за ребенком, за другими ребятами. Таким образом Вы сможете установить отношения чада с классом.
Если вашу тихоню обижают, не молчите! При возможности, если уж всё очень плохо, переведите в другой класс. Только помните, что и там ребенок с легкостью может нажить врагов.
А если еще не всё потеряно, начинайте помогать ребенку…
— Выясните имена обидчиков, поговорите с ними и их родителями.
— Никому из одноклассников ребенка (кроме самих обидчиков) нельзя сообщать о вашем вмешательстве. Слухи разносятся очень быстро.
— Попросите учителя провести дополнительный урок об отношениях между ребятами. Возможно, обидчики что-то поймут.
— Убедитесь, хорошо ли относится ваш тихоня к ребятам.
— Помогите ребенку подружиться и познакомиться с ребятами из других классов, если не получится со своими.
— Ребенку надо попробовать присоединиться к какой-нибудь компании. Узнайте их интересы.
— Запишите ребенка в дополнительные кружки, секции. Там много хороших детей.
Тихоней в школе обычно становятся детки, не посещавшие детские сады. Современный детский сад — это школа выживания, маленький человечек с 2-3 летнего возраста старается приспособиться, как-то проявить себя. А если малыш попал в школу прямо из дома, из теплых рук мамы и бабушки — вот это — СТРЕСС. Как ему быть, он абсолютно потерян…
Но существует и физиологическая составляющая — так сказать, врожденный тихоня и скромник, не выносит шумных сборищ и скопления большого количества людей. Таким трудно быть в современном бешеном обществе, какого бы возраста они не были.
И напоследок помните:
Дружба начинается с улыбки.
Тихоня в школе и трудности ребенка. Тихоня в школе и трудности ребенка. Тихоня в школе и трудности ребенка.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: