что делать если твой текст украли
Как понять, что с вашего сайта украли текст и что с этим делать
Любой творческий контент — предмет интеллектуальной собственности, который охраняется законом. Но в интернете об этом забывают и размещают в своих блогах чужие фотографии или статьи, не указывая источник. Это считается нарушением авторских прав и приравнивается к краже контента.
Мы уже рассказывали, что делать, если с вашего сайта украли фото. А в этой статье рассмотрим, как поступать, если аналогичная ситуация произошла с текстом: от самых безобидных сценариев до обращения в суд и взыскания компенсации. В конце подготовили чек-лист о способах защитить контент.
Как крадут текст
Если в блоге вашей компании выходят качественные статьи, будьте готовы к тому, что их могут украсть. Создавать авторский контент долго, сложно и дорого. А иногда, даже располагая ресурсами, человек может положить глаз на чужой труд из-за творческого кризиса.
«Заимствуя» чужой контент, недобросовестные авторы или владельцы сайтов поступают по-разному:
В первых двух случаях сложно доказать, что именно ваш текст является первоосновой. Если статью сильно изменили, можно не найти «концов».
Если же ваш материал опубликовали без изменений (или с минимальными), не указав ваше имя, это считается плагиатом и является нарушением авторских прав.
Как кража текстов вредит сайту
Когда присваивают результаты труда, это неприятно. Но кроме моральных неудобств кража контента несет и более реальные риски. В первую очередь — для позиции сайта в поисковой выдаче.
«Яндекс» и Google ориентируются на показатель уникальности при сортировке сайтов в результатах поиска. Преимущество отдается оригинальным материалам с максимальным процентом уникальности (выше 90%). Чем он ниже, тем меньше у страницы шансов оказаться в топе поисковой выдачи и тем больше у ее создателей — быть обвиненными в плагиате.
Казалось бы, если вы размещаете уникальные тексты — бояться нечего. Но бывает так, что оригинальную статью опубликовали, а плагиатор сразу же скопировал ее на свою площадку. Его сайт может проиндексироваться поисковыми системами раньше, чем ваш. Особенно если контент копирует более крупный и авторитетный ресурс.
Тогда «Яндекс» и Google будут считать, что украли вы, а не у вас. Это грозит вашему сайту санкциями: страницы с неуникальным контентом понижаются в поисковой выдаче. А чем ниже сайт расположен в результатах поиска, тем меньше его посещаемость, конверсии и т. д.
Именно из-за возможных проблем с поисковыми системами стоит внимательно следить, чтобы ваш контент не крали. Но в интернете размещают миллионы текстов, и искать совпадения вручную через поиск — медленно и неэффективно. Решить эту проблему можно, используя антиплагиат-сервисы.
Что такое антиплагиат-сервисы
Антиплагиат-сервисы — это сайты или программы, которые оценивают уникальность текста. Они сравнивают текст со всеми остальными, опубликованными в интернете. Если совпадений нет, он считается на 100% уникальным. И чем больше «заимствований», тем ниже этот процент.
Не ставьте копирайты: что делать, если ваш контент воруют
как защитить контент
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?fit=300%2C199&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?fit=660%2C437&ssl=1″ src=»https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?resize=660%2C437&ssl=1″ alt=»vorovstvo_large_3″ width=»660″ height=»437″ srcset=»https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?w=1650&ssl=1 1650w, https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?resize=300%2C199&ssl=1 300w, https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?resize=768%2C509&ssl=1 768w, https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?resize=1024%2C678&ssl=1 1024w, https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?resize=60%2C40&ssl=1 60w, https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?resize=450%2C298&ssl=1 450w, https://i1.wp.com/prexplore.ru/wp-content/uploads/2016/10/Vorovstvo_large_3.jpg?w=1320 1320w» sizes=»(max-width: 660px) 100vw, 660px» data-recalc-dims=»1″ />
Разбираемся, как защитить контент бренда от воровства, что говорится в законах и в каких случаях стоит обращаться в суд.
Ответ на вопрос «Что делать?» очень прост: если контент воруют, вы ничего с этим не сделаете. Препятствовать этому невозможно — через социальные сети тексты, фотографии еще не выпущенных в продажу новинок, видеоролики и инфографика мгновенно разойдутся по сообществам и сайтам, о существовании которых не подозреваете ни вы, ни ваше руководство. Если блог бренда — источник отличных информативных статей, нечистые на руку владельцы других площадок наверняка будут пользоваться ими без разрешения.
Как обнаружить, что украли?
Тексты
На непорядочных сайтах — с помощью сервиса text.ru, программы Advego Plagiatus и их аналогов.
Интерфейс программы Advego Plagiatus. Оба сервиса покажут часть текста, которая размещена на других ресурсах, и ссылки на эти ресурсы.
В социальных сетях тексты легко обнаруживаются в поиске по ключевым словам. Если в записи, которую вы размещали, использовались хештеги, украденный текст найдется по ним, так как зачастую копировался текст не вручную, а с помощью программ-грабберов.
Новость, размещенную на эксклюзивных правах, можно найти через поиск по агрегатору Яндекс.Новости. Простой поиск через строку в Яндексе или Google поможет найти недавно проиндексированные тексты.
Фотографии и инфографика
Ищите поиском по картинкам в Google или через сервис Tineye. Google даже выпустил специальное расширение. Его можно установить в браузер и одним кликом загрузить файл, копии которого нужно найти.
TinEye показывает, что наши фото с премии PROBA-IPRA никто не украл
В поиске фотографий, на которых запечатлены люди, помогают нейронные сети — в частности, недавно запущенный сервис Findface. Он ищет незаконно использованные фотографии людей на страницах фейковых аккаунтов. Стоит поискать и в популярных фотобанках: часто фотографию крадут, чтобы потом продать.
Видео
Тут все сложнее. Достойного сервиса, который обнаружит клоны оригинального ролика, нам найти не удалось. Но есть возможность поискать клоны непосредственно на видеохостинге — YouTube, Rutube и аналогах. Обычно достаточно поиска по названию или тегам, поскольку их редко меняют.
На чьей стороне закон?
Авторское право защищается как российским, так и международным законодательством: Бернской конвенцией, Законом об авторском праве в цифровую эпоху (или иначе — DMCA, разработан в США) и Гражданским кодексом Российской Федерации. По Бернской конвенции права автора охраняются с момента первой публикации произведения. DMCA полезен тем, что Google руководствуется в первую очередь этим законом: в случае незаконного копирования материалов можно пожаловаться, и публикации сайта-нарушителя исключат из поиска.
Гражданский кодекс РФ действует по положениям Бернской конвенции: если автор опубликовал текст или фотографию, они автоматически становятся объектами авторского права. Но публикация может быть подписана любым именем, необязательно именем настоящего автора, и в случае разногласий автору придется доказывать свои права.
В кодексе указаны два способа подтверждения авторства, оба довольно трудоемкие: сделать скриншот черновика и заверить у нотариуса либо распечатать статью или фотографию и отправить ее самому себе заказным письмом, после чего публиковать. Часто авторы не знают об этих возможностях, а если и знают, то пренебрегают ими. В случае с защитой фотоснимков все несколько сложнее: автор должен хранить RAW-файлы, а также камеру, на которую сделаны снимки, и документацию к ней.
Значок копирайта © предупредит воров о том, что публикация авторская, но закон защищает контент вне зависимости от наличия или отсутствия этого знака. Ставить его, исходя из положений ГК РФ, смысла нет.
В законе об авторском праве в России предусмотрены несколько случаев использования произведения без разрешения автора и выплаты ему авторских отчислений:
Статья 1274: Свободное использование в научных, информационных или культурных целях. Допускает цитирование и использование фотографий в качестве иллюстраций к учебникам.
Статья 1275: Свободное использование библиотеками, архивами и образовательными учреждениями. Только в случае, если все права автора уже соблюдены и охраняются.
Статья 1276: Свободное использование в местах, открытых для свободного посещения. Интернет к ним не относится.
Статья 1278: Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения. Если произведение используется при ведении административных дел.
Во всех этих случаях, хотя автору не платят, его имя и ссылка на источник обязательно должны быть указаны.
Российские и международные законы сходятся в одном: обязанность установить автора оригинального текста или изображения ложится на плечи самого автора.
Если вы не можете доказать, что автор — вы, в суде претензию не примут.
Ну и самое главное: закон охраняет права авторов, но не может защитить от копирования фотографий и текстов.
Можно ли защитить контент от воровства?
Фактически — нет. Скрипты, запрещающие копирование с сайта, запрет на использование правой кнопки мыши и другие способы, которые ограничивают действия пользователя на сайте, только раздражают.
Спастись от воров в социальных сетях невозможно вообще. Опыт обращения в техподдержку «ВКонтакте» показывает, что на жалобы о воровстве постов, видео или картинок ответ будет один и тот же: «Это интернет, мы ничего не можем сделать».
Страницы-фейки забанить могут, но остановить воровство контента — нет. Жалобы на Facebook в русскоязычном сегменте приведут к тому, что автор украденного поста получит уведомление о нарушении авторского права. Но уведомление проблему не решит и копирование не остановит. А массовое воровство фотографий в Instagram, порой целыми аккаунтами целиком, и отсутствие какой-либо реакции со стороны техподдержки вынуждают окончательно смириться с тем, что кто-то будет использовать фотографии без вашего ведома. Не только использовать, но и зарабатывать на этом.
Когда стоит обратиться в суд?
Обычно воришки не горят желанием судиться. Если вы обнаружили тексты или фотографии на постороннем ресурсе, можно связаться с владельцами и попросить указать настоящего автора или удалить публикацию. Если владелец сайта, страницы или печатное СМИ игнорирует требование, можно смело идти в суд. Помните лишь о случаях некоммерческого использования произведений, о которых мы упоминали выше. Во всех остальных случаях вы вправе требовать компенсацию, размер которой может достигать нескольких миллионов рублей.
Блогер Илья Варламов так и делает. По информации Tjournal, от его имени подано исков на 11,4 миллиона рублей. Региональные медиакомпании объединились, чтобы прекратить «злоупотребление авторскими правами» со стороны Варламова, и одно дело уже выиграли. Эта история может изменить отношение российских судов к искам против СМИ, которые публикуют изображения в информационных целях. Если ваше фото взяли без разрешения, но указали источник и дали ссылку, скорее всего, суд решит, что так можно.
Комментарий Павла Городницкого — блогера, создателя проекта «Палач»:
С воровством контента все очень просто: конец девяностых давно прошел, и сейчас уже нереально сделать бизнес на украденном контенте.
Скопировать или адаптировать идею и стать успешным — да, можно, а хронически воровать контент (тексты/фоторепортажи/видеоролики) и не указывать авторство — бесполезно: к цифровым ворам-рецидивистам никто не придет. Я сейчас, естественно, говорю не про торрент-трекеры, а про сайты, которые иногда перепечатывают чужие материалы.
Тратить время на борьбу с таким пиратством бесполезно. Мне нравится позиция Noize MC, который как-то сказал, что не против пиратства, потому что бесплатно люди послушают его треки, а платно — нет.
Что делать, если контент украли
И когда обращаться в суд
Я побывала в 60 странах мира. Свои путешествия я описываю в блоге, и чем популярнее становятся мои рассказы, тем чаще нарушаются мои авторские права.
Хорошие тексты и экзотические фотографии пользуются спросом, но не всегда порталы и журналы используют их законными методами. Если вы популярный блогер, однажды вы найдете свою статью на сайте, которому не давали разрешение на перепечатку. Или вашу фотографию без спроса напечатают в журнале и не заплатят гонорар. Это вопрос времени.
Мы уже писали, что нет стопроцентной защиты от воровства из блога. Эта статья — о том, что делать, если контент украли, и как остаться в выигрыше, если кто-то нарушил ваши авторские права.
Статья для блогеров
По закону авторские права и права автора на имя и авторство — это не одно и то же.
Авторские права включают в себя личные неимущественные права, такие как право авторства, право на имя, право на неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения, и исключительные имущественные права, которые связаны с использованием произведения.
Может быть так, что исключительные права принадлежат не автору произведения, а другому лицу. Например, художник-фрилансер нарисовал иллюстрацию по заказу журнала. Если кто-то украдет эту иллюстрацию, требовать компенсацию или убытки будет журнал, а не художник. Однако у художника останется право признаваться автором произведения и требовать возместить моральный вред.
В этой статье мы говорим о нарушениях прав блогеров, которые пишут тексты на своих сайтах и блог-платформах или размещают авторские фотографии в своих блогах не на заказ. Поэтому применительно к этой статье автор — всегда правообладатель. И у него есть все возможные способы правовой защиты, в том числе признание права авторства и выплата компенсации.
Примеры — это просто примеры. Скриншоты сайтов и фотографии журналов, которые вы увидите ниже, используются исключительно для иллюстрации статьи. У нас нет претензий к этим компаниям по соблюдению авторских прав.
Есть ли нарушение
Ситуации бывают разные. Бывает, блогер, у которого нет собственных фотографий, гуглит чужие и забирает их для иллюстрации своей статьи. Иногда недобросовестный сайт-агрегатор перепечатывает статью без активной ссылки и указания авторства. Турагентство может взять без спроса фото для рекламы.
У моих коллег тревел-блогеров даже были случаи, когда их сайты со всеми статьями и фотографиями копировали полностью, расставляя там реферальные ссылки на сайты бронирования отелей и туров для заработка. С первого взгляда непонятно, что из этого нарушение, а что нет.
Первый шаг — понять, нарушены ли вообще ваши авторские права. Гражданский кодекс дает автору произведений, в том числе фотографий и текстов, исключительное право на них, включая право на опубликование. В общем случае перепечатка текста целиком без согласия автора, даже с указанием имени, — уже нарушение закона.
Есть случаи, когда перепечатка не является нарушением. Например, если на сайте прописано, что тексты можно перепечатывать с указанием авторства и активной ссылкой на оригинал. Если эти условия выполнены, придраться не к чему: владелец сайта разрешил такое использование. Или если вы продали фотографию на сток: дальше ее использованием управляет фотосток, а вы получаете роялти.
Закон позволяет публиковать произведения без разрешения автора в информационных, научных, учебных или культурных целях. В этом случае обязательно должны быть указаны имя автора и первоначальный источник. Этот пункт коммерческие порталы часто пытаются использовать для защиты. Но не все так просто: список вариантов такого использования четко прописан в гражданском кодексе — цитирование и использование отрывков, а не произведения целиком, в некоммерческих целях.
Отдельными нарушениями также являются некоторые манипуляции с текстами и фотографиями. Например, удаление водяного знака с фотографии — это нарушение права на неприкосновенность произведения. По закону вносить изменения в произведения нельзя.
Публикация без имени или за подписью другого человека — тоже нарушение, даже если автор дал разрешение на перепечатку. Закон защищает право признаваться автором произведения и право публиковаться под своим именем, псевдонимом или анонимно.
Как найти нарушителя
Если нарушение есть, нужно понять, кто нарушитель.
В печатных изданиях. В случае с журналом или газетой вычислить нарушителя просто — нужно проверить выходные данные. В журнале они обычно расположены после оглавления, в газете — внизу первой или последней страницы. Там указано название юридического лица и контактные данные редакции.
В интернете. Если фотографию или текст украли в интернете, собственника сайта можно проверить через сайт whois.com. Стоит также проверить подвал сайта — нижнюю часть со вспомогательной информацией — и раздел «О нас».
Если данные неполные или скрытые, их можно получить от регистратора доменного имени. Информация о владельце домена конфиденциальна. Расширенные данные регистраторы предоставляют только лицу, у которого есть статус адвоката, по мотивированному адвокатскому запросу. Так что придется обратиться за помощью к юристу.
В соцсетях. Сложнее, если материалы из вашего блога опубликовали в социальных сетях, например в Фейсбуке или Инстаграме. Особенно если владелец аккаунта скрывает свое настоящее имя.
Если блогер или портал ведет хоть какую-то коммерческую деятельность, в его профиле должны быть контактные данные: телефон, сайт или электронная почта. По ним нарушителя можно дальше искать через Гугл или Яндекс.
Цель и требование
Прежде чем предъявлять претензии нарушителю, сформулируйте, чего вы от него хотите. Закон позволяет правообладателю требовать от вора прекратить нарушение прав, возместить убытки или выплатить компенсацию. Это общие меры для всех гражданских правонарушений.
То есть, если украли текст или фотографию, вы можете потребовать:
Первые два варианта не работают, если фотографии и тексты использовали в журналах или печатной рекламе. Блогеры, в отличие от авторов книг или песен, реже несут прямые убытки от пиратского использования текстов или фотографий. Поэтому самое распространенное требование — выплатить компенсацию за украденный из блога контент.
С точки зрения закона неважно, утащил фотографию мелкий блогер для иллюстрации некоммерческой статьи или крупная корпорация для федеральной рекламной кампании. Нарушение, по гражданскому кодексу, все равно есть. Но разбирательство, тем более судебное, — это время и деньги. Приходится сопоставлять расходы с компенсацией, которую реально получить.
По закону компенсация за нарушение авторского права по выбору автора составляет:
На практике чаще используют первый вариант — фиксированную сумму компенсации. Контрафактные копии — лишь частный случай нарушения, а установить справедливый размер вознаграждения не всегда возможно. За текст для сайта могут платить и пятьсот рублей, и десять тысяч: единых расценок нет. Вознаграждение за фотографии могут рассчитать по цене снимка с фотостока, а это копейки.
Фиксация нарушения
Если вы решили добиваться денежной компенсации, нарушение надо зафиксировать.
С печатными материалами все просто: нужен экземпляр журнала или листовки. С интернетом сложнее. В случае спора нарушитель может удалить материалы с сайта или переписать текст до неузнаваемости. Тогда в суде у вас не будет никаких аргументов.
Простого скриншота недостаточно. Классический метод, который принимают российские суды, — нотариально заверенный протокол осмотра веб-страниц. Это всё еще нестандартная услуга, особенно в провинции не все нотариусы готовы заверять веб-страницы. В среднем заверение обходится в сумму от 6,5 до 30 тысяч рублей в зависимости от количества веб-страниц. Есть смысл позвонить в несколько нотариальных контор и сравнить стоимость. В случае победы в суде эти расходы можно взыскать с нарушителя.
Также можно использовать видеофиксацию. Это непрерывное видео, без монтажа и склейки, в котором открываются веб-страницы со скопированным контентом. В начале такого видео нужно зафиксировать дату и время, для этого можно открыть главную страницу Яндекса. Видеодоказательства допустимы по закону. Обычно удается убедить судью их принять. Но если вы настроены судиться, то лучше сделать видеофиксацию с помощью юриста, чтобы учесть все нюансы.
Претензия
Всегда есть смысл сначала попытаться договориться без суда — написать нарушителю. Предложите варианты урегулирования спора: убрать контент, поставить активную ссылку и указать имя автора. Оставьте контакты для связи.
Были случаи, когда другие блогеры иллюстрировали свои посты моими фотографиями, которые нашли в интернете. Обычно было достаточно написать им личное сообщение в соцсетях, что это авторское фото, и попросить указать мое имя в подписи к фото и поставить активную ссылку на мой блог. Они ставили ссылку или убирали фотографию, и инцидент был исчерпан. Но когда речь идет о коммерческих порталах и денежной компенсации, стоит составить формальную претензию. У нее нет стандартной формы. В претензии необходимо сослаться на публикацию нарушителя, указать, какой контент и откуда был взят без разрешения. Также нужно указать, какие статьи гражданского кодекса были нарушены.
Претензию можно отослать по электронной почте, но лучше отправить письмо с уведомлением о вручении или воспользоваться курьерской доставкой. Дальше возможны несколько вариантов.
Вам отвечают и соглашаются на требования. Это идеальный вариант. Иногда из такой ситуации может получиться долгосрочное сотрудничество, потому что качество работы другая сторона уже оценила. А иногда может выясниться, что нарушения не было. Например, моя знакомая тревел-фотограф обнаружила на крупном сайте для заказа билетов свою фотографию, но выяснилось, что они ее легально купили на фотостоке.
Вам отвечают, но отрицают претензии, или не отвечают вообще. В этом случае суда не избежать.
Блокировка сайта нарушителя
Еще до суда автор или правообладатель может подать заявку на блокировку сайта, на котором незаконно были размещены авторские материалы. Блокировка сайта — мера временная. Она обеспечивает защиту прав до того момента, как суд вынесет окончательное решение.
Решения о блокировке выносит только Мосгорсуд, независимо от местоположения истца и ответчика. Мосгорсуд обязан рассмотреть заявление в течение одного дня. В определении об обеспечительных мерах будет указан срок, до которого необходимо подать иск против нарушителя.
С решением Мосгорсуда нужно обратиться в Роскомнадзор, заполнив заявление по стандартной форме. Роскомнадзор обязан определить провайдера хостинга и уведомить его о нарушении. Провайдер в свою очередь блокирует нарушителя, если тот не удалил материалы.
Судебное разбирательство
Иски по авторским правам рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды по месту нахождения ответчика.
В иске нужно указать полные имена и адреса истца и ответчика, описать и проанализировать нарушение, сослаться на нормы закона и предъявить требования. Если нарушений было несколько, анализировать нужно каждое отдельно. К иску необходимо приложить подтверждающие документы и материалы.
На этом этапе стоит привлечь юриста. Некоторые работают за процент от выигрыша, то есть в случае неудачи денег с вас не возьмут или возьмут небольшую фиксированную сумму. Также некоторые юридические фирмы предлагают бесплатную услугу по оценке перспективности иска.
Госпошлина за иск о нарушении авторских прав — это процент от его цены, то есть суммы всех требований. Проще всего ее посчитать на специальном калькуляторе на сайте суда.
В суде придется доказывать авторство фотографий или текстов. В прошлой статье я описывала шаги для фиксации вашего авторства. Другой стороне придется доказывать, что они использовали материалы на законной основе. Чем лучше вы подготовились заблаговременно, еще на этапе публикации, тем проще будет в суде.
На выпуск решения в окончательной форме обычно уходит около месяца после заседания. Решение вступает в законную силу через месяц после его изготовления, если ответчик не обжаловал решение.
В 2019 году суды по защите авторских прав блогеров и фотографов — уже не экзотика. Авторы успешно отстаивают свои права и получают компенсации. В Москве за незаконное использование фотографии либо за удаление водяного знака с информацией об авторе можно получить от 10 тысяч рублей за снимок за каждый случай нарушения. Есть примеры, когда суды присуждали компенсацию в 25 тысяч и даже 80 тысяч рублей за фотографию. Если фотографий много, то можно отсудить крупную сумму.
Например, в 2016 году суд Карачаево-Черкесии присудил фотографу около 800 тысяч рублей за сет фотографий, которые использовали в рекламе воды «Архыз». Компания наняла фотографа, а потом отказалась платить за работу, но использовала его снимки. В итоге по решению суда заплатила больше в 30 раз.
На сайте базы данных судебной практики по информационному праву можно найти десятки других примеров успешных исков о защите авторских прав.
Например, во Владивостоке суд рассматривал иск автора панорамных фотографий города, использованных на другом сайте без разрешения. Фотографии взяли из открытого источника и убрали с них водяной знак. Фотографу присудили 90 тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение исключительных прав. И еще 18 тысяч рублей морального вреда.
Исполнительное производство
Бывает так, что суд присудил автору компенсацию, а проигравшая сторона все равно ее не выплачивает. В этом случае действовать надо так же, как в других гражданских делах: взыскивать компенсацию через приставов.
После того как решение суда вступит в законную силу, необходимо написать заявление о выдаче исполнительного листа. Такое заявление подается в суд на имя судьи, который вынес решение по делу. Лист выпускают в единственном экземпляре. Если его потерять, придется писать заявление на выдачу дубликата, которое будет рассматриваться в отдельном судебном заседании.
Исполнительный лист нужно предъявить в службу судебных приставов вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Обращаться нужно в УФССП по месту жительства или пребывания нарушителя, а если нарушитель — компания, то по ее юридическому адресу.
Не факт, что служба приставов будет работать быстро. Чем активнее вы будете напоминать о себе, тем выше шансы взыскать всю сумму компенсации.
Есть более быстрый путь — обратиться с исполнительным листом и заявлением напрямую в банк, где у нарушителя есть счет. Для этого сначала придется узнать, в каком банке нарушитель держит деньги. Необязательно знать номер счета — только банк.
Банковские данные могут быть указаны в договорах компании или на сайте. Также данные о банковских счетах должника по исполнительному листу можно запросить у налоговой инспекции.
Административная и уголовная ответственность
За нарушение авторских прав можно привлечь не только к гражданской ответственности, но и к административной, а в особо вопиющих случаях — даже к уголовной. Но такие дела возбуждает не автор, а прокуратура по его заявлению.
Административная ответственность в основном применяется для случаев продажи контрафактной продукции с использованием объектов авторского права.
Для привлечения к административной ответственности целью нарушения должно быть получение дохода. Например, если фотографии без разрешения напечатали на открытках или сувенирной продукции. Штрафы доходят до 15% от выручки за контрафактную продукцию или 100 тысяч рублей. Они идут в бюджет государства.
Для блогеров ситуация производства контрафакта с использованием их авторских произведений встречается нечасто. Эти статьи кодекса больше используются в других делах, например против производителей поддельных компакт-дисков или псевдобрендовой одежды.
Уголовная ответственность наступает, только если причинен крупный — 100 тысяч рублей — или особо крупный ущерб, то есть стоимость экземпляров произведения или стоимость прав превышает миллион рублей. Ответственность предусмотрена за плагиат или незаконное использование объектов авторских прав.
Уголовные санкции включают штрафы до 500 тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до 6 лет.
Вы можете подать гражданский иск одновременно с заявлением в правоохранительные органы, а также до или после рассмотрения уголовного или административного дела. Спор о возмещении убытков или выплате компенсации можно выиграть, даже если не доказана вина нарушителя. Достаточно доказать, что нарушение имело место в процессе предпринимательской деятельности.