что делать если твои друзья аутисты
Вопрос-ответ. Что делать, когда у ребенка друзей диагностировали аутизм?
Несколько советов от писательницы, семейного психотерапевта и мамы двух маленьких мальчиков с аутизмом
Я получала этот диагноз уже дважды. На основе личного опыта и того, о чем мне рассказывали в Интернете, я постаралась составить оптимальные советы для тех, кто хочет поддержать друзей в первые дни после диагноза (но опасается, как бы не сказать чего лишнего!).
Ситуация неловкая и неудобная, и никто не знает, как лучше всего реагировать.
Вот несколько простых рекомендаций, с которых можно начать…
Что делать
Позвоните подруге. Спросите, как она себя чувствует. Дайте ей знать: если что, вам можно пожаловаться и порыдать в жилетку. Мы все боимся грузить людей своими проблемами. Если мы знаем, что есть тот, кто не против наших излияний, это уже большая поддержка.
Принесите с собой чашку кофе. Или домашнюю запеканку. Или бутылку вина. Или четырнадцать шоколадок. Я никогда не забуду, как моя подруга, едва услышав новости, зашла ко мне со стаканчиками из Старбакса. В тяжелые времена такие мелочи приобретают особое значение.
Продолжайте приглашать подругу делать то, чем вы обычно занимались вместе. Кино во вторник? Пригласите ее. Сходить с детьми в парк после школы? Пригласите ее. Не волнуйтесь, если подруга решит, что не «потянет» выход в свет, то сама откажется. Хуже всего в такой ситуации чувствовать, что тебя изолируют и отвергают, никуда не приглашая.
Обращайтесь с ее ребенком так же, как и раньше. Если это ваш племянник, и у вас всегда было право делать ему замечания или следить за его поведением, то продолжайте это делать! Нам важно, чтобы у наших детей был обычный жизненный опыт с обычными людьми. Если подруга не попросит вас изменить что-то конкретное в поведении с ребенком, то держитесь как обычно.
Если можете предложить посидеть с ребенком, обязательно предложите. Вы даже не представляете, насколько разросся список дел у вашей подруги. Нужно звонить в государственные службы, образовательные учреждения, договариваться со специалистами, искать логопеда, физиотерапевта, эрготерапевта, координировать разные занятия, заполнять тонны документов, да и весь привычный уклад жизни придется перестраивать. И все это приходится делать, пока она до сих пор горюет, страдает от страха и растерянности, а также продолжает воспитывать, работать, готовить, убираться и жить своей жизнью. Даже если вы просто посидите с ребенком в одной комнате, пока ваша подруга обзванивает различные инстанции в другой, это уже поможет. Очень поможет.
Поймите, что ваша подруга переживает настоящую утрату. Я знаю, сейчас это табу говорить, что после диагноза родители горюют, но, если честно, так оно и есть. Представьте, что у вас были типичные мечты всех родителей — о том, как ребенок станет спортсменом, получит красный диплом, женится, подарит вам внуков. А теперь вам пришлось переключиться на страхи о том, сможет ли он когда-нибудь жить самостоятельно, будет ли когда-нибудь работать, сможет ли хотя бы говорить. Это ощущается как тяжелая утрата. Обращайтесь с подругой как с любым другим человеком, который переживает трудные времена.
Чего не надо делать
Не говорите банальности, чтобы ее утешить. «Все будет хорошо, что ни делается, все к лучшему, на все есть своя причина, если с этим кто и справится, то только ты». Такие фразы не заставляют нас почувствовать себя лучше. Вам становится лучше, когда вы их говорите, но нас они побуждают скрывать свои настоящие чувства, свои страхи и сильный стресс.
Не говорите: «Мне очень жаль». Честно говоря, меня эта фраза не беспокоит. Когда я слышу «Мне очень жаль», я предполагаю, что человеку жаль, что мне приходится переживать трудности, стресс и волноваться, вот и все. Однако я знаю многих родителей детей с аутизмом, которые понимают эту фразу иначе, и могут воспринять ее как оскорбление. Лучше не рисковать.
Не начинайте избегать вашу подругу под предлогом того, что ее лучше сейчас не беспокоить. Если предоставляете кому-то возможность побыть одному, не спрашивая, а хочет ли этого человек, то он обязательно будет чувствовать, что вы его отвергаете и изолируете. Возможность побыть одному нужна только при свободе выбора. Никто не хочет, чтобы эту возможность ему навязывали. Приглашайте подругу встретиться так же часто, как и раньше, просто если она не сможет принять приглашение, не принимайте это на свой счет.
Не прекращайте приводить своего ребенка туда, где будет ребенок с аутизмом. У вашего ребенка не будет задержки развития от того, что он проведет время с аутичным ребенком. Более того, с большой вероятностью ваш ребенок встретит аутичных сверстников в школе, так что лучше сразу начать его информировать (и практиковать свою местную инклюзию).
Не надо хвастаться с ложной скромностью своими нейротипичными детьми, а также сравнивать и жаловаться на них. «Я уверена, что он начнет говорить. Это совсем как тогда, когда мы думали, что Билли ни за что не победит на олимпиаде штата, а он победил!»
Нет. Даже не похоже.
Не надо думать, что где-то там есть прекрасное и сверкающее сообщество аутизма, которое примет вашу подругу с распростертыми объятиями и обеспечит ее активной социальной жизнью. Его нет. Это расстройство очень сильно изолирует семьи. Кроме того, даже если мы общаемся с другими родителями детей с аутизмом, этот спектр такой огромный, что наш опыт может очень сильно отличаться от их опыта. Некоторые счастливчики находят пару прекрасных друзей в схожей ситуации, но сразу после диагноза нам больше всего нужны наши старые друзья.
А теперь позвоните своей подруге, купите кофе с собой и приготовьтесь слушать. Она этого не забудет. Обещаю.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.
Вокруг детей с аутизмом «ходит» множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд («Человека дождя»), Шон (фильм «Хороший доктор»), Шелдон («Теория большого взрыва»). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.
Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.
Аутизм у детей. Особенности развития
Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):
Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый «объект» с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если «объект» чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.
Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!
Танькина Ольга, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
О чем надо знать, общаясь с человеком, у которого аутизм? 10 важных моментов
Делиться мыслями и идеями не всегда просто. А если у вас аутизм, то эта задача становится еще более сложной.
Алис Роу рассказала Майклу Розену о десяти особенностях восприятия мира у людей с аутизмом, которые для них характерны во время общения.
1. Все люди с аутизмом разные, но у них похожие проблемы
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей в мире рождается с расстройством аутистического спектра (аутизмом). В Великобритании процент детей с аутизмом среди новорожденных выше среднемирового: расстройство диагностируется у одного из ста младенцев.
Расстройство аутистического спектра влияет на то, как человек видит, слышит, чувствует и взаимодействует с миром и людьми. Для человека с аутизмом может быть сложнее разговаривать с окружающими и распознавать знаки коммуникации. В таких ситуациях они испытывают большое беспокойство.
Для многих людей с расстройством аутистического спектра сложно воспринимать речь, если присутствуют посторонние шумы.
Хотя многие сталкиваются с похожими проблемами в общении, влияние этих особенностей на их жизнь может очень сильно отличаться.
2. Им может быть сложно воспринимать чужую речь на фоне шума
Как бы вы себя чувствовали, если мы не могли концентрироваться на речи вашего собеседника, а слышали бы все, что происходит вокруг вас, каждый звук?
«Нейротипичный» человек (то есть не страдающий расстройством аутистического спектра) может концентрироваться на том, что говорит в данный момент конкретный человек, потому что его мозг способен отсекать все не относящиеся к разговору звуки и шумы.
Расслышать, что говорит тот или иной человек, может оказаться сложной задачей для человека с аутизмом. Ему необходимо гораздо больше усилий, чтобы сосредоточиться на речи, и скорее всего ему придется просить собеседника повторить сказанное.
3. Люди с аутизмом могут не улавливать намеки и сигналы, которые легко понимают другие люди
Люди с аутизмом могут не улавливать такие нюансы, как тон речи и выражение лица. Им также сложно понять, как эти нюансы меняют значение сказанного.
В результате, люди с аутизмом более склонны всопринимать слова буквально. Им сложно понять сарказм, иронию, метафоры или игру слов.
Но не надо думать, что любой человек с аутизмом не способен понять нюансы разговора. Многие способны научиться считывать и расшифровывать такие невербальные сигналы, но дается им это зачастую довольно тяжело.
4. Контекст помогает пониманию
Когда вы что-то говорите, не ждите, что собеседник обязательно сам поймет контекст, а тем более подтекст. Если вы объясните, почему то, что вы говорите, важно, это будет способствовать лучшему пониманию и поможет в общении.
Иногда человеку с аутизмом сложно понять истинное значение того, о чем говорят другие, если им не хватает информации для понимания контекста. Поэтому очень важно в разговоре с человеком с расстройством аутического спектра давать наиболее полный контекст для понимания ситуации.
Алис приводит пример. Если вы вдруг увидели на пляже Брайтона дрозда и воскликнули «Ого, посмотри, какая птица!», то ваш собеседник с аутизмом, скорее всего, не поймет, что именно вы имеете в виду. Но если вы добавите: «Так странно видеть дрозда у моря», то ему будет гораздо проще.
5. Человеку с аутизмом сложно понять, когда уместно разговаривать с другими
Как выбрать правильное время для разговора?
Людям с аутизмом, как правило, сложнее «считывать» некоторые знаки в поведении человека, понимать жесты и мимику, поэтому им сложнее решить, когда стоит начать разговор, а когда лучше этого не делать.
Если вы заговорите первым, пригласите собеседника с аутизмом к дискуссии и зададите прямые вопросы, то вы поможете ему решиться на разговор.
6. Люди с аутизмом могут говорить медленно и монотонно
«Непринужденная» беседа для некоторых людей требует большого труда
Для многих людей с аутизмом разговор требует долгого и внимательного осмысления.
Они могут говорить очень медленно и монотонно, могут заикаться, делать смысловое ударение на неожиданных словах, или вдаваться, как нам кажется, в ненужные детали.
Поскольку такой разговор для «нейротипичного» человека обычно выглядит странным, то собеседник может отвлечься от разговора с теми, у кого аутизм, перестать слушать или перестать стараться понять то, что ему говорят.
Поэтому очень важно не торопить человека с аутизмом и слушать своего собеседника внимательно.
7. Непринужденность в общении может быть кажущейся
Многие люди с высокофункциональным аутизмом могут легко имитировать непринужденное общение. Однако в то время, когда нам кажется, что они получают удовольствие от разговора, на самом деле они заняты невероятно трудной работой.
8. Люди с аутизмом иногда выражают эмоции неожиданным образом
Одно и то же событие или явление может восприниматься даже близнецами очень по-разному: одного оно обрадует, другого озадачит
Люди с аутизмом могут выражать свои эмоции непривычным для «нейротипичных» людей способом или очень неожиданно реагировать на некоторые события, потому что их восприятие происходящего довольно сильно отличается от общепринятого.
Например, Алис вспоминает, что когда она получила отличную оценку на экзамене и поступила в университет, все думали, что она будет счастлива. Но девушка вместо радости почувствовала тревогу, потому что поступление в университет для нее означало, что вся ее жизнь и привычный распорядок дня изменятся.
Иногда, когда люди с аутизмом испытывают очень сильные эмоции, им сложно подобрать слова, чтобы выразить свои чувства. В таком случае им можно помочь, задавая простые и ясные вопросы.
9. Люди с аутизмом могут повторять слова собеседника
Как понять, что вы все достаточно хорошо объяснили?
Есть несколько причин, почему они склонны повторять по несколько раз некоторые слова и фразы, сказанные собеседником.
Иногда они хотят показать, что они услышали сказанное, но не могут незамедлительно отреагировать на эти слова. Повторяя сказанное собеседником, они выигрывают время, чтобы собраться с мыслями.
Они могут тревожиться и нуждаться в том, чтобы их успокоили и вселили уверенность.
Когда они повторяют ваши слова, это также может означать, что вы пока не очень полно ответили на их вопрос.
10. Иногда лучше написать, чем позвонить
Многие люди с аутизмом предпочитают переписку личному общению. И на это у них есть серьезные причины
Так у них есть время на то, чтобы обдумать ответ и сформулировать свои мысли, не переживая из-за необходимости поддерживать разговор.
Такой способ разговора также помогает им избежать необходимости считывать различные невербальные знаки общения, которые вызвают у них затруднения.
Люди с аутизмом, как правило, не очень любят общение по телефону. В этом случае им также приходится реагировать на сказанное очень быстро, также их может отвлекать от разговора фоновый шум.
Аутистические расстройства
317 постов 1.3K подписчика
Правила сообщества
Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.
Среди программистов много с синдромом Айсбергера
Ключевой вопрос как такое до нормальных людей донести. 95% проглядят и забудут, в лучшем случае.
все просто.
1 не считать за человека
2 утилизация
Как общаться с человеком с синдромом аспергера
Джоэль Смит: «Как быть другом аутиста»
Выражайтесь ясно
Аутисты редко могут «читать между строк». Наш опыт окружающего мира является крайне интенсивным, и зачастую он связан с очень глубокими эмоциями. С другой стороны, большинство не аутичных людей привыкли жить в мире многочисленных нюансов и оттенков серого. Этот мир является чужим для аутиста, поскольку мы мыслим очень ясно, в черно-белых понятиях. Мы не всегда понимаем оттенки серого, мы даже не понимаем, почему кому-то может нравиться жить в мире оттенков серого! Так что мы очень ценим любые усилия, которые предпринимает наш друг, чтобы выражаться наиболее ясно. Например, если вы устали от темы разговора, то так нам об этом и скажите! Просто скажите: «Мне бы хотелось поговорить о чем-нибудь другом». Если мы слишком засиделись у вас в гостях, то скажите нам об этом ясно и прямо, поскольку мы можем не заметить ваши деликатные намеки. Не аутичным людям часто кажется, что если они скажут что-то намеками, то это будет добрее. Аутисты иногда пропускают непрямые утверждения. Вы можете быть одновременно добрым и говорить прямо – более того, большинство аутистов высоко оценят такую ясность.
Мы не всегда понимаем социальные правила
У нас могут быть очень определенные понятия о добре и зле, и мы можем верить, что социальные правила должны распространяться на всех. Зачастую мы способны следовать только тем правилам, которые мы считаем разумными. Мы можем нарушить «социальное правило», потому что мы не знаем о его существовании, или если оно требует от нас невозможных действий (например, контакта глазами, запоминания имен/лиц других людей и т. д.) В других случаях мы можем нарушать те правила, которые кажутся нам абсурдными. Например, некоторые из нас воспринимают намеки и непрямые утверждения как неэффективный и нечестный способ общения.
Мы не любим большие сборища!
Обычно аутисты не хотят быть частью большой группы людей. Мы предпочитаем встречи с одним или двумя людьми, которых мы очень хорошо знаем. Например, вместо того, чтобы идти в кинотеатр, мы скорее предпочтем посмотреть фильм дома в компании пары друзей.
Кроме того, люди, которых мы плохо знаем, могут вызывать у нас дискомфорт. Если, например, нас пригласили к другу на ужин, то мы предпочтем знать заранее, будет ли там кто-нибудь еще, чтобы мы смогли «подготовиться» к подобной социальной ситуации. Мы можем отказаться от визита, если мы считаем, что нам не хватит энергии, чтобы справиться с социальной ситуацией. Если мы решили сказать «нет», когда вы приглашаете нас провести время с вами и вашими другими друзьями, то, пожалуйста, не думайте, что нам не нравитесь вы или ваши друзья. Просто иногда общение с более чем одним-двумя людьми требует от нас слишком больших усилий.
Тем не менее, пожалуйста, продолжайте приглашать нас, поскольку в следующий раз у нас могут найтись энергия и желание встретиться с новым человеком.
Не надо сразу на нас обижаться
Иногда аутисты выражаются слишком прямо, а не аутичным людям это не нравится. Часто не-аутисты ошибочно принимают такую прямоту за попытку оскорбить. В случае с моей собственной прямотой действует правило о том, что я почти никогда не хочу никого оскорбить. Я тот, кто я есть, и я не могу это изменить. Я умею говорить только прямо. Вы можете обнаружить, что в результате я не следую многим «негласным» правилам и нарушаю их, что может вас обидеть. В такой ситуации я, скорее всего, просто не знал об этом неписанном правиле. Чтобы быть моим другом, важно спрашивать меня о моих намерениях. Скорее всего, я не понимал, что задел ваши чувства.
Иногда нам просто надо побыть одним
Бывают периоды, когда нам очень тяжело находиться рядом с другими людьми. Если вы приглашаете нас провести с вами время, и мы отказываемся, это может просто быть один из этих периодов, когда нам надо побыть одним. Пожалуйста, не обижайтесь, и пожалуйста, продолжаете приглашать нас к участию в вашей жизни!
Для нас вы странные!
Аутичная личность может казаться странной не-аутистам, но обратное тоже верно. Пожалуйста, помогайте нам понять, кто вы, и каково ваше восприятие мира! Делитесь с нами вашими мыслями и эмоциями максимально ясно, чтобы мы лучше могли понять вашу особенную личность. Пожалуйста, помните, что лучше говорить очень прямо, когда вы переводите свои мысли в слова, чтобы мы могли их понять.
Я нормально вижу и слышу!
Мы можем пропускать социальные намеки или иметь трудности в самовыражении, но мы все равно такие же люди, как и вы. Мне не нравится, когда люди начинают орать или говорить со мной медленно, несмотря на то, что у меня есть проблемы с восприятием речи на слух. Сам по себе мой слух в полном порядке (на самом деле, он острее, чем у большинства людей). Однако в некоторых ситуациях моему мозгу сложно обрабатывать входящую информацию. Крики и замедленная речь тут ничем не помогут. Это также унижает меня, заставляет меня чувствовать, что со мной обращаются как с ребенком.
И не надо говорить мне, чтобы я «смотрел на вас». Большую часть времени я не смотрю в глаза. Поймите, что я должен смотреть на вас искоса, а не напрямую. Когда мне говорят сделать что-то, что я не в состоянии сделать, это лишь заставляет меня чувствовать себя плохо. Поскольку я не смотрю людям в глаза, им может быть непонятно, слушаю ли я их или нет. Если вы в этом не уверены, то самый простой выход – спросить меня, у меня нет проблем с тем, чтобы признаться, что я не слушаю.
Позвольте нам быть аутичными!
Иногда аутист может делать определенные повторяющиеся движения или вести себя странно, например, раскачиваться, трясти кистями рук, принимать странные позы, мычать под нос. Для нас такое поведение является способом справиться с этим запутанным миром. Подобные виды поведения – это утешение и способ снять стресс. Пожалуйста, не пытайтесь забрать их у нас, и не надо стыдиться, если мы практикуем их в общественных местах – это то, кто мы есть. Когда я нахожусь с понимающими друзьями, то я часто стучу/раскачиваю ногой или заворачиваюсь в одеяло. Это способы уменьшить стресс, и если вы позволяете мне практиковать их, то это помогает мне наслаждаться вашей компанией.
Помогите мне, если я об этом прошу
Иногда я не могу сделать то, что могут другие люди. Мне приходится полагаться на помощь моих друзей. Я до сих пор учусь, что нет ничего плохого в том, чтобы попросить другого человека о помощи. Одна из областей, в которых мне нужна помощь – это социальные ситуации, например, вечеринки или встречи. Когда я с друзьями, то я полагаюсь на то, что они упомянут имена тех, с кем я разговариваю (я не узнаю людей по лицам), и «переведут» скрытые намеки на тот язык, который я могу понять. Понимающий друг может сделать это очень по-доброму. Например, если мы подходим к Бобу, друг может сказать «Привет, Боб», и я сразу пойму, что это Боб. Или мой друг может сказать: «Было приятно поболтать с тобой, Боб! Но мы лучше вернем тебя жене». Так я пойму, что разговор закончен.
Однако всегда позволяйте нам решать, нужна нам помощь или нет. Мы знаем наши ограничения гораздо лучше, чем даже очень хороший друг. Не предполагайте, что у нас есть то или иное ограничение, потому что вы можете ошибаться. Если речь идет о хорошем друге, то я не против, чтобы он спросил меня, нужна ли мне помощь. Однако, пожалуйста, спрашивайте об этом только наедине.
Отвечайте на наши вопросы
Аутисты могут казаться наивными или невинными в понимании мира. Мы учимся иначе, чем остальные люди, так что нам нужно объяснять множество вещей, которые остальные люди понимают интуитивно. Иногда мы задаем «глупые вопросы» тем, кому мы доверяем. Если мы задали вам вопрос, то мы и правда не знаем ответа.
Не надо искать в наших вопросах какой-то скрытый смысл. Если я спрашиваю: «Тебе не холодно?», то не надо додумывать, что это я прошу включить обогреватель! Скорее всего, из-за своего аутизма я не знаю, холодно ли мне или нет, и я пытаюсь понять, что именно я ощущаю, так что я действительно ожидаю в ответ «да» или «нет»!
Задавайте нам вопросы
Дайте нам знать, если вам интересно, кто мы такие. Для меня так проще всего объяснять, кто я. Аутизм – это не ругательство. Если вам любопытно, что такое аутизм, или как он влияет на нашу жизнь, то спрашивайте. В большинстве случаев мы с готовностью ответим на ваши вопросы. Многим из нас жаль, что специалисты не расспрашивают аутистов про их жизнь, прежде чем приходить к выводам! Также спрашивайте о других сторонах нашей жизни, чтобы показать, что мы интересны вам как люди.
Позвольте нам пользоваться альтернативными формами коммуникации
У некоторых из нас есть серьезные проблемы с речью. Зачастую мы предпочитаем альтернативные формы коммуникации. Для меня это электронная почта, текстовые чаты, портативный синтезатор речи, письменная речь и другие способы коммуникации с друзьями помимо устной речи. Если я пользуюсь этими техниками, то лучшая реакция – продолжать разговаривать со мной нормально, понимая, что разговор лучше перевести в более ригидную форму беседы «по очереди», когда вы что-то говорите, а затем ждете моего ответа, так как некоторые из этих техник не дают мне прерывать собеседника и занимают больше времени, чем устная речь. Просто слушайте меня и позволяйте мне говорить так, как мне комфортнее.
Позвольте нам молчать
У некоторых аутистов, которые в норме вербальны, начинаются проблемы с речью из-за сенсорной перегрузки или просто потому, что в данный момент у нас нет энергии. Я один из таких аутистов. В эмоционально перегруженной ситуации или в присутствии множества говорящих людей, я могу быть неспособен говорить с вами. Если я не отвечаю вам, то, скорее всего, я не игнорирую вас – дело в том, что сейчас это невозможно для меня, и я просто хочу находиться рядом с вами. Не прикасайтесь ко мне и не обнимайте меня, так как мне это не доставляет удовольствия (для некоторых аутистов это не так, так что спросите, если вы не уверены). Другие аутисты могут захотеть просто остаться одни.
Помимо этого, мне гораздо проще выражать свои самые глубокие чувства в письменной, а не в устной форме. Пожалуйста, позволяйте мне пользоваться данным методом самовыражения – я пользуюсь им только потому, что для меня это очень важно, и потому что я доверяю вам как другу.
Не игнорируйте нас
Как и другие ваши друзья, мы можем очень расстроиться, если вы будете нас игнорировать или исключать нас. Пожалуйста, спрашивайте нас, хотим ли мы принять участие в том или ином занятии или встрече, не решайте за нас, что нам это не понравится. Например, возможно, обычно мы не ходим на вечеринки, но мы расстроимся, если вы пригласите всех своих друзей, кроме нас. Возможно, мы ответим «нет, спасибо», если вы нас позовете. Но когда вы нас об этом спрашиваете, вы демонстрируете, что вам интересно наше общество. Кроме того, иногда мы удивляем даже самих себя, получая удовольствие от нового!
Наше прошлое
У некоторых из нас было очень тяжелое прошлое. Пожалуйста, не расспрашивайте нас, но позвольте нам рассказать, если мы решим это сделать. Так это будет значимо для нас обоих.
Прощайте нас
В тот или иной момент нашей дружбы мы вас подведем. Аутисты часто пропускают знаки и правила, и иногда мы говорим на запрещенные темы. Мы можем говорить слишком прямо и иногда кажется, что мы испытываем совсем другие эмоции (иногда мое выражение лица совершенно не соответствует тому, что я чувствую). Я знаю, что мне часто нужно прощение моих друзей, возможно, чаще, чем большинству людей. Однако я также прощаю вас, когда вы что-то не понимаете в отношении меня.
Представленный выше материал — перевод текста «Being an Autistic’s Friend».