что делать если тренер игнорирует ребенка
«Пусть будет тренер плохой, пусть он ругает, а вы хвалите ребенка»
Детский тренер Артём Глинкин в интервью RussianHockeyStyle о том, как строить взаимоотношение с родителями.
Артём Глинкин – представитель челябинской хоккейной династии Глинкиных. Его отец и дядя – тренеры, брат тоже занимался хоккеем, двоюродный брат Антон – нападающий «Ак Барса». Он выступал на позиции защитника за молодёжную сборную Беларуси, ряд белорусских клубов (стал чемпионом Беларуси), а также «Мечел», «Газовик» и «Сокол». Сейчас Артём Глинкин тренирует «Трактор-2008» и считается одним из ведущих молодых тренеров лучшей челябинской хоккейной школы.
Взрослых людей уже сложно изменить. Можно изменить ребенка, но в каждом всё равно чувствуется внимание папы и мамы. Некоторые из них уже видят своего сына в КХЛ и НХЛ с подписанными контрактами. А если не получается, то кто виноват? Конечно, тренер. Приятно работать с детьми, у которых глаза горят, которые ловят каждое твое слово. Но если у ребенка совершенно ничего не выходит, обычно советуешь перейти в другой вид спорта. Но родители уверены: только хоккей. Даже по глазам видно, что мальчик не хочет заниматься, что ему это в тягость, а родители настаивают. Бывает, у родителей больше желания, чем у ребенка.
Есть родители, которые понимают: раз сказал тренер, значит надо. А некоторые все равно стоят на своем, появляется недопонимание, начинаются разные слухи – могут напридумывать очень многое и про тренера, и про составы. Поэтому мы их собираем и стараемся всё объяснить. Они понимают, но хватает на месяц, а потом начинаются разговоры и шушукание. Подходят и спрашивают: «Почему он во второй, третьей команде?». Пытаемся объяснить – ребенок сбавил в катании, в единоборствах, надо поработать над этим. Если он делает работу над ошибками, возвращаем в первую команду. Волнуются: «А как же КХЛ?». Успокаиваем: «Не волнуйтесь, все нормально, еще многое изменится». Поэтому надо больше общаться с родителями. Среди них очень много хороших, инициативных людей, которые всегда стараются помогать в организационном плане, постоянно выходят на нас с интересными предложениями.
Родитель всегда должен поддерживать ребенка. При любом результате. Бывает, что у мальчика не получилось, тренер его отругал. Приходит домой, а получает ещё больше и от родителей. В итоге он теряется, и результаты только ухудшаются. Пусть будет тренер плохой, пусть он ругает, а вы хвалите ребенка. Скажите ему: «Не получилось сегодня, постарайся завтра и всё получится». Криками дома ситуацию не улучшить.
Родители должны не вмешиваться в тренировочный процесс. Мы учим детей играть в пас, а некоторые родители, наоборот, запрещают это делать: «Играй на себя, индивидуально, ты должен много забивать». Понимаем, что они хотят, чтобы их ребенок был самым результативным бомбардиром, лучшим нападающим или лучшим защитником. Но хоккей – это командный вид спорта, нельзя каждый раз одному забивать, обыгрывая всю пятерку соперника.
Родитель не должен учить ребенка, как играть. Он может только подсказать в какой-то ситуации. Люди, сторонние от хоккея, часто понимают игру совсем неправильно. Получается, когда родитель говорит одно, а тренер – другое, ребенок начинает путаться. Сделаю так – папа дома наругает, сделаю по-другому – тренер наругает. Надо, чтобы наши (родителей и тренеров) мнения совпадали, тогда будет результат.
Амбиции родителей – это, конечно, хорошо, но надо, чтобы амбиции соответствовали игре. Бывает, что у ребёнка не получается, нет тяги к хоккею, но родитель всё равно видит его в КХЛ. Подходят к тренеру: «Раз у него не получается, значит вы виноваты, неправильно тренируете». Я им постоянно говорю, что пока ребёнку девять лет, всё ещё сто раз поменяется – кто был в третьей пятерке, может стать в первой. Мальчик растёт, впереди его ожидает переходный возраст, пока совершенно рано оценивать и делать какие-то выводы.
Когда мы занимались хоккеем, родители нас не видели и не знали даже, что мы делаем. Сейчас ситуация изменилась. Конечно, когда ребенок маленький, помощь родителей нужна постоянно – например, одеться, коньки завязать. Но дальше, мне кажется, большого участия папы и мамы не нужно. Только если сходить на игру и посмотреть, чему научился ребенок. А чтобы сидеть на каждом занятии – это лишнее. Знаю, что есть тренеры, которые выгоняют родителей с тренировок. Но я лично не против, грубых нарушений у нас никогда не было и работе они не мешают.
«Подкатки» – это палка о двух концах. Если видите, что у ребенка проблемы с катанием, подойдите к тренеру и спросите, как можно это изменить. Но как бывает – у ребенка с утра тренировка (лёд и земля), потом школа, а дальше идут ещё куда-то кататься. Ребенок приходит домой только в девять-десять вечера и учит уроки по ночам. Я говорю: «Пожалейте ребенка!» Ему только девять лет, а он находится под сумасшедшей нагрузкой – два льда, школа, уроки! Дети не отдыхают вообще, а к выходным, когда у нас игры, подходят истощенными. Ребенок не успевает восстановиться и усталость только накапливается. Начинается спад, а родители не понимают, что случилось. Иногда «подкатки» – это лишнее, все должно быть в меру. Лучше сходите побросайте вместе шайбу в выходной или пару раз запишитесь на дополнительные занятия. А лучшего всего в свободный день дать ему отдохнуть от хоккея, отвлечь, чтобы ребенок побыл с семьей. Не то в 12 лет он может подойти к родителям и сказать: «Я не хочу больше играть». К тому же, будут проблемы со здоровьем, например, с сердцем или коленями.
«Трактор-2008» мы с Владимиром Глинкиным взяли ещё с «ящиков», когда они учились кататься на маленькой площадке. Я привёл тогда на тренировку своего сына, а Владимир Васильевич и Виктор Михайлович Перегудов (прим. легендарный челябинский детский тренер) предложили выйти на лёд поработать. Втянулся, понравилось, и Владимир Васильевич, тренер с большим опытом, во всем всегда помогал. Приятно, когда есть результат, когда дети радуются. Вижу, что и родители счастливы, когда у ребенка все получается. Особенно приятно, когда они подходят и говорят «спасибо». Значит, вся наша работа была не зря.
Я всегда буду благодарен своему детскому тренеру Виктору Перегудову. Иногда хоккеисты, добившиеся успеха, говорят с благодарностью о своих родителях (что тоже правильно), а про тренеров, к сожалению, забывают. Хотелось, чтобы о нашем вкладе также помнили.
Другие тексты из серии «Как воспитать игрока в российском хоккейном стиле»:
Тренер перестал обращать внимание на ребенка: менять ли секцию
Вопрос от подписчика
Здравствуйте! Сын занимается самбо с 9 лет. Все начиналось хорошо. Тренер ко всем относился одинаково. Ну вот прошло два года, тренера как подменили. У него появились любимчики. И вроде и эти ребята на соревнованиях не отличаются чем-то от других. Мой сын даже лучшие имеет результаты. Но тренер все свое внимание уделяет этим двум мальчикам. А еще сын жалуется, что тренер стал опаздывать на тренировку, но если кто-то из группы опоздает, начинает наказывать, то отжиматься заставляет, то зал убирать. С нами, с родителями, на эту тему тренер не разговаривает.
Сыну нравилось ходить на самбо, сейчас смотрю на него и вижу, что как-то рвение куду-то ушло. Клуб находится рядом с домом. Очень удобно. Переходить в другой клуб, значит ездить на другой конец города. Думаю, сын не захочет, да и мне будет неспокойно. Что делать в этой ситуации, даже не знаю.
Ответы экспертов
Артур Цысарь
Вам как родителю важно выбрать хорошего тренера, который будет на 100% заинтересован в результате вашего ребенка. Даже если придется ездить в другой город. Так как время вашего ребенка, проведенное в спортивном зале, бесценно, и через 10 лет он либо будет профессионал в САМБО, или не будет.
Нужно понимать какой результат в спорте достиг сам тренер или его воспитанники. Был ли тренер в составе сборной страны, были ли его воспитанники в составе сборной страны? Но основное желание должно быть у тренера — это жажда побед своих учеников.
Тренер не может всем угодить, и ребенку нужно объяснить то, что все в его (ребенка) руках, и если он не хочет убирать зал, то нужно не опаздывать; если хочет, чтобы на него обращали внимание, и чтобы все смотрели на него как на чемпиона, то нужно становиться этим чемпионам. А для этого нужно тренироваться и не сдаваться.
Самое последнее, что нужно делать — это обвинять кого-то в неудачах сына, даже если кто-то действительно виноват. Нужно заложить в ребенка такое понятие, что никто и ничто не сможет помешать ему добиваться поставленных задач, и любые преграды — это временно.
И если у вашего сына пропало желание тренироваться, то это тоже может быть временно, и нужно продолжать заниматься. И что после очередных выигранных или проигранных (что чаще бывает) соревнований появится желание доказать всем то, что он самый лучший.
Алёна Новикова
Тренер — это наставник вашего ребенка и пример для подражания. В вашей ситуации тренер своим поведением показывает противоположность действий, превозносит себя над спортсменами и родителями, как бы говоря: «Мне можно — я тренер, а вам нельзя, иначе будете наказаны». И это только верхушка айсберга: лишь то, что вы знаете, так как не можете присутствовать на тренировках, чтобы узнать истинную причину.
Мой вам совет, напишите плюсы и минусы тренировок. Сделайте это со слов ребенка, не опираясь на свои догадки. Послушайте, что он говорит после тренировки, задайте наводящие вопросы (что понравилось, а что нет). Покажите, что вам действительно интересно, тогда ребенок расскажет больше. Возможно, вы потратите не один день. Если минусов больше, чем плюсов, то нужно менять тренера. Подумайте о потраченном времени и упущенных возможностях. Зачем отправлять ребенка на тренировки, которые доставляют ему дискомфорт.
Многие в своей спортивной карьере сталкиваются с тем, что нужно поменять тренера. Причины могут быть разные. Бывает, что ученик перерос тренера, а бывает, что тренер и ученик психологически несовместимы.
Есть еще один путь — это поменять вид спорта, но сделайте выбор совместно с ребенком. Возможно, самбо для ребенка не единственно интересное занятие. Но если ему нравится, а вы видите результаты, тогда придется ездить на другой конец города. Есть семьи, которые ради лучших условий и высококвалифицированного тренера переезжали в другой город и даже страну.
Если вы не готовы менять тренера и вид спорта; понимаете, что плюсов больше, чем минусов, а тренер не такой уж плохой. Если для вас важно, что ребенок не будет ездить один на другой конец города, не будет бегать без дела по улице, а точно на тренировке, тогда примите тренера со всеми его недостатками и найдите с ним общий язык.
В любом случае вне зависимости от результатов вашего анализа и прежде, чем принимать решение, вам нужно переговорить с тренером. Тренер сам может не начать разговор просто потому, что у него 20-30-60 детей и их родителей. А возможно его всё устраивает. Помните, вы заинтересованы в разговоре, от которого зависит дальнейшие спортивные успехи вашего ребенка. Сами начните беседу и сделайте этот разговор непринужденным. Помните, что это не допрос и тренер не должен отчитываться или оправдываться. Узнайте о перспективах вашего ребенка, о том, как он занимается и ведет себя на занятии, скажите, что дети расстраиваются, когда тренер опаздывает. Вероятнее всего, вы узнаете причины его поведения, и все встанет на свои места.
Дайте себе три месяца на принятие окончательного решения. Не делайте выводы сгоряча, ведь решается судьба юного спортсмена.
Проблемы взаимоотношений: родитель и тренер юного спортсмена
Родители и тренер: кто главнее? Имеет ли право родитель вмешиваться в тренировочный процесс и указывать, как и что нужно делать? Как себя вести, если тренер уделяет ребенку недостаточно внимания? Можно ли «подкупить» тренера, заставить его относиться к ребенку более внимательно? Об этом и многом другом — в этой статье.
Им нет числа…
Любой родитель спортивного ребенка абсолютно точно может сказать следующее: «Каких только тренеров мы ни встречали!». Действительно, уже в первые годы занятий спортом ребенок встречает на своем жизненном пути самых разных тренеров: добрых и не очень, вежливых и грубых, дарящих детям подарки и оскорбляющих их плохими словами. Все тренеры разные, и у каждого из них свой подход к детям: профессиональный и не очень.
Но с другой стороны, любой тренер может сказать следующее: «Вы бы знали, каких только родителей я ни встречал…». И это правда: тренер один, а родителей много, и все они тоже разные. Кроме того, родители часто предъявляют к тренеру множество требований, соответствующих собственным требованиям к своим детям. Одни родители желают, чтобы тренер относился к их ребенку достаточно жестко, «по-спартански», «как к мужику». Другие родители хотят, чтобы все нежные и ранимые уголки души их ребенка были поняты тренером, и его поведение соответствовало бы «высочайшему уровню развития ребенка».
Возможно ли соответствовать всем требованиям? Конечно, нет. Всем мил не будешь, и это знает любой тренер. Точнее, любой более-менее опытный. Тренеры-новички, выпускники вузов, обычно стараются как-то подстроиться под полчища родителей. Но очень быстро расстаются с этой пустой затеей, приходя к единственному правильному решению: просто начинают быть собой.
Я тут главный!
Родители, пытающиеся советовать тренеру, как нужно обращаться с детьми, как нужно тренировать, как нужно разговаривать, аналогичны советчикам, выглядывающим из-за спины электрика, чинящего розетку. Родитель должен доверять тренеру и методам его работы. Тренер — не просто странный мужчина (или женщина), одетый в спортивный костюм, с секундомером в руке и свистком на шее. Это профессионал, прошедший психологическую и педагогическую подготовку, имеющий за своими плечами богатейший опыт работы с самыми разными детьми.
Если родителям кажется, что тренер в каком-то моменте не прав, следует как минимум подождать, оценить ситуацию на ее протяжении, а не в моменте. Не стоит делать скоропалительные выводы и тут же настаивать на переводе ребенка к другому тренеру или вовсе забирать его из секции. Нужно подождать хотя бы пару недель. При необходимости — побеседовать с тренером, попытаться разобраться в вопросе. Выскажите свои беспокойства и опасения. Грамотный профессионал всегда сможет объяснить все кажущиеся вам странными моменты.
Кто является главным в триаде «Тренер — Ребенок — Родитель»? Если мы говорим о тренировках, то, конечно, тренер. Отдавая ребенка в спортивную секцию, родители должны понимать, что в этот момент они теряют часть своего магического «я отвечаю за все, я учу ребенка всему, я значу для ребенка все». В спортивном зале главным становится тренер. Именно он начинает отвечать, учить и значить.
Это вам!
Может показаться странным, но довольно много родителей сознательно или подсознательно пытаются, говоря простыми словами, «подлизаться» к тренеру. Дарят подарки, оказывают какие-то знаки внимания, разговаривают подчеркнуто вежливо и так далее. Цель подобного поведения — создать для своего ребенка лучшие условия. Чтобы конкретно с этим ребенком тренер был менее жестким. И чтобы ребенок чаще играл в стартовом составе, а не сидел на скамейке запасных. Чтобы тренер уделял ребенку большее внимание.
Проблема заключается в том, что настоящие профессионалы-тренеры нарочно не обращают никакого внимания на подобные «подношения» со стороны родителей. Последние же, в ответ на это, часто обижаются или возмущаются. Еще бы: сколько даров было принесено Его Величеству, а тот даже взглядом не повел. Ребенок продолжает сидеть в запасе, а на тренировках, кажется, ему уделяют меньше всех внимания… Как же так?
Просто запомните: любые искусственные попытки изменить поведение тренера негативно скажутся на вашем ребенке. Самый плохой вариант: после всех «подношений» тренер меняет отношение к ребенку в лучшую сторону и начинает выделять его из коллектива.
Вслед за этим идет:
Кто виноват и что делать
Важно просто не мешать. Доверяйте тренеру, полагайтесь на его профессионализм и опыт. Рано или поздно, даже если на начальном этапе возникают какие-либо проблемы, они разрешатся.
Но и не оставляйте ситуацию на самотек. Контролируйте происходящее, но будьте не активным участником действа, а внимательным сторонним наблюдателем. Если ваши нервы не выдерживают, а желание что-то поменять зашкаливает — взвесьте все за и против и поступите так, как подсказывает сердце. Нет ничего страшного в том, чтобы сменить тренера или секцию. Просто не следует делать это в момент эмоционального всплеска.
Заключение
Ни один тренер в мире не может выполнять все требования, поступающие к нему от сотен родителей. Тренер просто физически не сможет относиться к каждому ребенку абсолютно индивидуально. И это нормально. Взаимоотношения между родителями и тренером должны строиться на доверии и уважении к его опыту и профессионализму.
Что делать если тренер ломает психику ребёнка игнорирует и перестал тренировать
Что делать если тренер ломает психику ребёнка игнорирует и перестал тренировать из за личного конфликта с родителями? А ребёнок перспективный даёт хорошие результаты в спорте.
Ответы на вопрос:
Похожие вопросы
Квалификационная книжка спортсмена. Ответственность тренера за хранение и возврат книжки при уходе из клуба.
Ребенок занимается фигурным катанием. Спорт дорогой и очень молодой.
Перешли тренироваться в другой клуб и к другому тренеру, т.к. ребенку как спортсмену нужно развиваться дальше. Уходили без конфликта, но старый тренер не отдает квалификационную книжку, с нами ушли еще четверо, он потерял часть дохода. Без книжки все нужно начинать сначала. Разряды восстанавливаются только через соревнования. Это потерянный сезон, куча нервов, куча денег и огромный моральный ущерб ребенку.
Что делать? Регулируется ли этот вопрос законодательно? Вообще есть ли в России закон о спорте? Какова ответственность тренера за подобные действия? Обращаться в федерацию к которой принадлежит эта коммерческая организация не вариант-тренер и есть федерация. Готов консультацию оплатить.
Неужели никто не соображает в юриспруденции спорта?
Со стороны тренера по рок-н-ролу ребенок постоянно выслушивает оскорбления и унижения в свой адрес. Обвинения во всех проигрышах команды, даже если ребенок показывает хороший результат.
Тренер оскорбляет ребенка в присутствии других детей, родителей на соревнованиях.
За 6 лет тренировок у ребенка понизилась самооценка.
Тренер позволяет другим детям, так же оскорблять нашего ребенка.
Открытый пост: Предвзятое отношение со стороны тренера. Как быть?
Хочу посоветоваться. Мы почти год ходим на гимнастику. Моей дочке в январе исполнилось 7. За это время я начала немного разбираться в гимнастике. У нас это вид спорт не так уж развит, и из-за старых обычаев мы мало знаем о ней. Поэтому, когда мы начали заниматься, я не думала, что у дочки будет такой прогресс.
Изначально группа была большая, потом их разделили на две группы: учебно-тренировочная и группа, занимающаяся для здоровья. Раздел производили во время открытого урока, где дети показывали свои способности. Вопреки стараниям тренера, которая стремилась, чтобы моя доченька не попала в учебно-тренировочную группу, дочку отметили, как одну из лучших.
Когда мы только начинали было два тренера. Хотя одна из них мало занималась с нашими детьми, но дочка очень любила её, и всегда наблюдала как она объясняет старшим группам (там есть другие, что начали обучение раньше). К сожалению, эта тренер уехала в Россию, а у нас в это период выросло сильное недопонимание с нашим основным тренером.
Она очень груба с детьми, очень грубо общается. Я понимаю, что тренер должен быть строгим, но порой она выходит за рамки и явно унижает её. Я пыталась с ней поговорить, уточнить ситуацию, но так и не смогла. Она даже со мной не разговаривает нормально, отворачивается, когда я с ней здороваюсь. Честно сказать я раньше не видела тренеров по гимнастике и не могу оценить её профессионализм, но как человек она ноль.
Случилось, так что в одно из последних занятий были сильные нагрузки на растяжку. Моя дочка не выдержала и сильно расплакалась. Из-за этого тренер выгнала её из группы, хотя другие дети тоже плакали. Но выгнали только мою. Почему? Я не вижу поддержки со стороны тренера.
Она перевела нас во вторую группу, но, если честно, это не занятия, а проста игра. Моей дочке там неинтересно, а хочет узнавать большее.
Я не знаю что делать. Дочка вообще не хочет заниматься после этого. Она стала ненавидеть гимнастику! Хотя раньше каждую ночь допоздна занималась, хотела нам показывать каждый новый трюк. Мечтала стать чемпионкой.
Сейчас она в стрессе и депрессии, не хочет даже слышать о гимнастике. Я не знаю, что делать. Боюсь, если мы сейчас бросим, потом не захочет опять. Боюсь, закрепится привычка бросать начатое при столкновении с трудностями.
Пожалуйста, посоветуйте как поступить. Я, как мать, хочу самым верным образом отреагировать на ситуацию, найти лучший вариант для будущего своей дочки.