что делать если товар попал в обезличку на вайлдберриз
Обезличка Wildberries: что это и как ее не допустить
Привет! На связи команда экспертов MarketGuru.io.
Что такое обезличка?
Маркетплейс Wildberries предъявляет определенные требования к маркировке и передаче товара. Если же поставленный товар не отвечает заявленным требованиям, или его не получается идентифицировать, то он попадает в категорию обезличенного.
Это может означать, что:
Когда товар попадает в обезличку, его передают в фотостудию, где сотрудники WB проводят работы по идентификации. Определять каждую позицию приходится индивидуально. Затем для товара заводят новую карточку товара, соответственно, создавая новый штрих код, новые фотографии и т.д.
Обратите внимание! Что при повторной поставке товара подсортировку необходимо делать по исходным данным на старую карточку, а не на созданную фотостудией.
За обработку одного обезличенного товара взимается 100 рублей.
На обезличенный товар автоматически создается отдельная поставка, если изначальная поставка к тому времени будет закрыта. Опознать поставку с обезличкой можно дополнительно по столбцу «Планируемое колич/сумма», вместо суммы будет указано 1//. К такой поставке будет сформирован отдельный акт приемки.
Как избежать обезлички?
Причины, по которым товар может попасть в категорию обезличенного:
Внимательно изучите каждый пункт, правильно подготавливайте свои поставки и тогда никакая обезличка будет вам не страшна.
Обезличка товара на Вайлдберриз: что это?
Ежемесячно я провожу живой мастер-класс по продвижению товаров на WildBerries. Только у меня ты узнаешь, как выбирать товары под поисковый спрос, подбирать запросы, делать SEO-оптимизацию карточек и самовыкупы, продвигаться в Google. Все на практике, плюс разборы учеников. Получи ключевой навык по заработку на WildBerries! Бронируй место!
Обезличкой на Wildberries назывется отсутствие возможности распознавания товара маркетплейсом в следствие нарушения ряда требований. Как правило, эти требования связаны с правильной маркировкой и упаковкой. Другими словами, в категорию обезличенного попадают позиции, которые система не способна идентифицировать автоматически. В большинстве случаев у такого товра:
ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ ОБЕЗЛИЧКА?
Товар может попасть в категорию обезличенного по следующим причинам:
ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЕЗЛИЧКИ
После обнаружения, сотрудники Wildberries передают обезличенный товар в фотостудию. Там его фотографируют и индивидуально проводят работу по идентификации. Заводится новая карточка с актуальными фотографиями, привязывается новый штрих-код. Каждая процедура идентификации обходится поставщику в 100 рублей. Сумма на первый взгляд небольшая, но довольно ощутимая, когда речь идет о крупных партиях обезлички.
Кроме того, обезличка чревата для поставщика потерей времени на дополнительные процедуры идентификации.
Важно помнить, что при повторной поставке необходимо пользоваться изначальными, некорректными данными, а не новыми карточками, созданными после идентификации.
КАК ПРОВЕРИТЬ, ЕСТЬ ЛИ ОБЕЗЛИЧКА?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТОВАР ПОПАЛ В ОБЕЗЛИЧКУ?
Что такое обезличка на Wildberries
В прошлых статьях мы отмечали требования по приемке товара на склады и сортировочные центры Вайлдберриз. И конечно, стоит поговорить о том, что происходит, если товар не попадает под эти требования, иными словами, его не получится идентифицировать. В этом случае он становится обезличенным.
Как теряется товар и как его найти
Обезличку можно увидеть, если вы не досчитаетесь части товаров при отгрузке на склад. По каким причинам на складе могут не принять товар?
1.Баркод не читается или отсутствует на упаковке товара.
Если ваш товар постигла такая судьба, его передадут в фотостудию, чтобы идентифицировать карточку товара. Стоимость услуги — 100 рублей. Используя полученные снимки и сгенерировав штрихкод, автоматически создается новая карточка.
Подсортировка товара при повторной поставке
Несмотря на новый штрихкод и карточку, поставлять товар на склад нужно так же, как и в прошлый раз. Когда вы будете сверять документы, вы заметите, что в акте приемки нет части товаров. Их вы найдете в разделе “Управление поставками”- “Поставки” — “Принято” — столбец “Планируемое количество- сумма”. В случае приемки обезличенного товара поставщик увидит значение 1//.
Как избежать обезлички на Wildberries
Чтобы не терять свое время и деньги из-за проблем с идентификацией товара, каждому поставщику стоит следовать ряду несложных правил:
Таким образом, грамотная подготовка поставки на Wildberries избавит вас от проблем с потерей товара и сложностей с его идентификацией. Следите за упаковкой и маркировкой, а также внутренней номенклатурой для избежания недоразумений.
Первая поставка на Wildberries: Пошаговая инструкция. Урок 4. Маркировка товара и упаковка
Аналитика и консультация по поставкам на маркетплейсы Wildberries, Я.Маркет, Ozon, Lamoda, Aliexpress. Секреты маркетплейсов
ВАЖНО. Сайт WBCON.RU не является официальным партнером Маркетплейсов и его Поддержкой. Информация на сайте собрана из открытых источников и носит информационный характер. Информация на странице может быть не актуальна. За актуализацией обращайтесь в Поддержку Маркетплейса и/или в ЛК Поставщика
Начнем с общих требований к любому товару, которые применяются на территории РФ и соответственно те же требования к товару предъявляет и маркетплейс Wildberries.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
СЕРВИС ПО СОЗДАНИЮ ШТРИХКОДОВ (БАРКОДОВ) / ЭТИКЕТОК НА ТОВАР / ДОП.НАКЛЕЕК — BARCODER.WBCON.RU
Хотите понимать точно, найдите раздел Маркировка в ТР ТС, который относится к Вашей категории товара.
На упаковке данная информация должна быть обязательна. Для нанесения дополнительной (недостающей) информации используйте сервисы и макеты для этикеток, которые размещены у меня по ССЫЛКЕ (конечно же с краткими инструкциями) — также почитайте FAQ по Wildberries
Требования, которые предъявляет Wildberries к товару своих поставщиков
Толщина упаковочного полиэтилена должна быть не менее:
Текстильные товары, аксессуары
Верхняя одежда и товары на вешалках
Ну и общие требования:
Отдельные группы товаров
Посуда
1. Изделие должно быть полностью упаковано пузырчатую пленку.
2. Изделие должно быть упаковано в индивидуальную коробку, которая должна соответствовать размеру самого изделия.
Хрупкий товар
1. Продукция должна быть полностью упакована в защитный материал:
• небольшие товары и отдельные хрупкие детали оборачиваются двойным слоем пузырчатой пленки;
• средний и крупный товар закрывают со всех сторон пенопластом толщиной не менее 10 см.
2. Далее изделие упаковывается в индивидуальную коробку, которая должна соответствовать размеру самого изделия:
• Товар в коробке закрепляется неподвижно, свободное пространство должно отсутствовать.
• Коробка должна быть из пятислойного гофрокартона.
• Для надежности используйте скобы при скреплении дна и боковин коробки.
• Чтобы коробки с хрупким грузом не повредились во время транспортировки, надежно закрепите их в кузове автомобиля.
Косметика, бытовая химия, питание
1. Изделия с жидким содержимым, а также изделия в стекле, должны быть полностью упакованы в пузырчатую пленку и плотно зафиксированы, например:
• в индивидуальную коробку, которая соответствует размеру самого изделия — это обязательное требование для товара с дозатором, как на рисунке сверху;
• или в плотный полиэтилен, запаянный со всех сторон (кроме товара с дозатором) — как на рисунке снизу.
2. Изделия принимаются упакованными в плотную термоусадочную пленку от 50 микрон.
3. Порошки должны быть упакованы в плотную плёнку от 40 микрон.
4. Если изделие поставляется в заводской упаковке, которая является частью товара, она не будет считаться индивидуальной — такой товар вместе с упаковкой нужно дополнительно поместить в пакет/полиэтилен, закрытый со всех сторон.
5. Подгузники в заводском пакете должны быть упакованы в индивидуальную коробку.
Книжная продукция
1. Каждое изделие должно быть упаковано в плотную термоусадочную пленку.
2. Также допускается упаковка экземпляров книг в самоклеящийся прозрачный пакет.
3. Нельзя упаковывать книжные изделия в стрейч-пленку!
4. Не допускается искусственное уменьшение размеров короба с книжной продукцией, например, при помощи разрезания короба, с целью упаковки в него меньшего количества экземпляров книг, чем может позволить исходный размер короба.
5. Не будет принят короб, склеенный из двух и более небольших коробов
Наполнение сумок и рюкзаков (категория товаров из кожи, эко кожи, полиуретана)
1. Для сохранения формы данных изделий они должны быть наполнены: полиэтиленом, бумагой, поролоном и другими легкими материалами.
2. Индивидуальная упаковка каждого изделия должна быть плотно закрыта, не допускается наличие неупакованных элементов (ручек, ремней, фурнитуры).
Ювелирная продукция
При поставке ювелирных изделий необходимо выполнять следующие требования:
1. Приемка поставок 24 часа в сутки, 7 дней в неделю на блоке № 5, ворота 16, контактное лицо — Анна Иванова.
2. На каждое ювелирное изделие всегда крепите навесную бирку и пломбу — и в таком виде упаковывайте в зип-пакеты (с замком Zip-Lock).
3. Для любого ювелирного украшения обязательно отгружайте индивидуальную упаковку (подарочную, брендированную или обычную).
4. Доставляйте упаковку на количество украшений в поставке + 30 % запас, чтобы была возможность заменить упаковку, если она потеряет товарный вид при перевозке к покупателю или обратно.
5. Украшения и упаковки к ним требуется размещать в разных коробах. Сортируйте отдельно:
• изделия в зип-пакетах — в одни короба;
• упаковки для ювелирной продукции — в другие короба. Не вкладывайте изделие в индивидуальную упаковку!
6. Если у каждой единицы одной цветомодели одного размера:
• индивидуальный баркод, то все ШК нужно загрузить через раздел «Загрузка баркодов»;
• одинаковый баркод (независимо от веса), то дополнительно загружать ШК не нужно.
7. При отгрузке водитель лично передает ШК ТТН.
Приемка на ПВЗ
Все открывающиеся части короба должны быть заклеены скотчем
Для успешной отгрузки на ПВЗ необходимо:
Маркировка единицы товара
Каждую единицу товара, поставляемого штучно или в комплекте, необходимо помещать в индивидуальную упаковку. Существует несколько общих для всех категорий товаров правил:
Маркировка паллета
— порядковый номер палеты
— количество палет в поставке
— номер поставки
— количество коробок на данной палете
— склад назначения, а при транзите также транзитный склад
— тип коробов (моно, микс)
— наименование юридического лица
— дата поставки
Упаковочный лист (минимальный) можете найти в FAQ по Wildberries
9. Каждая отгрузка обязательно маркируется уникальным штрихкодом поставки (ШК ТТН по старинке). Промаркируйте одну из палет ШК ТТН так, чтобы он был заметен сразу при открытии бортов автомобиля. На складе просканируют ШК поставки и после этого начнет разгрузку.
10. Если Вы поставляете монопалеты, то помимо упаковочного листа их нужно маркировать штрихкодом монопалеты (в этом случае на уложенные на такой поддон короба уже не нужно клеить ШК коробов).
11. Монопалеты являются аналогами монокоробов и могут быть собраны из товара с одинаковым SKU.
WildBerries теряет товар при приёмке или продаже, что делать и как возместить ущерб?
Если вы работаете в качестве поставщика WildBerries, то рано или поздно с очень высокой степенью вероятности столкнётесь с ошибками сотрудников этого маркетплейса. Ошибки могут быть очень разные. Например, Wildberries может не досчитать количество товара, который вы передаёте ему при приёмке. Может также неправильно рассчитать ваше вознаграждение. Может допустить опечатку в отчётах о продажах или неправильно отразить остатки вашего товара на складе. Единственным правовым способом реакции на эти ошибки является такой документ — как претензия. Иногда претензия может выполнять функцию возражения. Но всё-таки претензия это более универсальная и широкая штука, чем возражение.
Содержание статьи:
Все еще думаете, что WildBerries не теряет товар поставщиков?
Тогда добро пожаловать в официальный чат “Расхождение по поставкам Wildberries” именно в нем поставщики жалуются на потерю товара, недостачу при приемки по системе FBO. Вот небольшая статистика: за 4 дня в чате появилось 8500 новых сообщений, примерно 70% сообщений от поставщиков и проблемы не решаются месяцами. Говоря справедливо, нужно учитывать, что поставщики часто сдают поставки и неправильно маркируют товар, после чего товар попадает в обезличку (если система сможет распознать, что это именно ваш товар) и отследить его в огромном потоке поставок очень сложно.
Не у всех поставщиков есть финансовая возможность для того, чтобы обратиться к юристу за составлением претензии. Но если вы решаете составить претензию самостоятельно, то, пожалуйста, соблюдайте несколько важных правил. Рассказывать об этих правилах будем, с точки зрения практикующих юристов, поскольку часто сталкиваемся с маркетплейсами.
Правило №1.
Все претензии в обязательном порядке направляются через портал SERVICE DESK.
Если посмотрите оферту с WildBerries, то в самом последнем разделе увидите такой пункт, в соответствии с которым вся переписка и направление всех документов между вами и маркетплейсом осуществляется исключительно через портал. Это значит, что если направите свою претензию заказным письмом по почте и не направите её через портал, то велика вероятность того, что ваша претензия уйдёт в никуда и маркетплейс её проигнорирует. И досудебный порядок между вами и WildBerries при этом будет считаться не соблюдённым. Поэтому любые претензии в обязательном порядке всегда направляются через портал – запомните это! Но если вы в будущем допускаете возможность посудиться в WildBerries (возможность судебного процесса), то дополнительно к претензии на портал эту же претензию нужно будет продублировать заказным письмом по почте.
Зачем это нужно делать?
Правило №2.
На все нарушения нужно реагировать максимально быстро.
Почему это важно? Если посмотрите оферту и приложение к ней, то увидите там, например, такой пункт: «Если вы в разумный срок не представите возражение на акт приёмки товара, то такой акт будет считаться принятым». А дальше все на совесть WildBerries, будут ли они разбираться, так как условия оферты выполнены.
Аналогичное правило работает в отношении отчёта о продажах. Более точно этот отчёт на самом деле называется «Отчёт о реализации», но почему-то в оферте WildBerries его именует, как «Отчёт о продажах». Так вот если вы никакие возражения на эти документы заявлять не будете, то своим бездействием легализуете нарушения со стороны Wildberries. Поэтому даже если у вас нет возможности написать полноценную претензию, то по крайней мере через SERVICE DESK (через портал) напишите возражение в отношении конкретного документа. К примеру:
Как следствие, для того чтобы своевременно направлять претензии, нужно вести регулярный мониторинг всех цифр и документов, которые размещаются на площадке. Просматривайте акты о приёмки товаров. Загружайте их на свой компьютер. Очень часто так бывает, что на площадке указано что у вас товара принято, например, 100 из 100, но в акте указано, что принято только 50 из 100. Будьте внимательны на каждом этапе!
Просматривайте также отчёты о продажах. Продаётся ли фактически ваш товар на маркетплейсе, т.е. введите свой товар в поиск и найдите его на самой площадке. И если там указано, что товара нет в продаже, то исходите из того, что это повод написать претензию. Ведь в этот момент времени вы просто напросто теряете свои деньги.
Правило №3.
Регулярно собирайте доказательства к своим претензиям или даже к потенциальным претензиям на WildBerries.
Если вы просто направляете претензию, ничем не обоснованную, не прикладывайте какие-то документы или подтверждающие скриншоты, то ваша претензия по сути бесполезна. Но если вы укажите в претензии:
«Уважаемый Wildberries, у вас в отчёте по продажам указано такое-то количество остатков товара на складе. По акту мы отгрузили вот столько-то, прилагаем скриншот акта. По последнему отчёту о реализации было выкуплено такое количество товара, возвратов было столько-то. Прилагаем скриншот. Соответственно, остатки на складе должны получится такие, а не такие, как у вас указано в вашем отчёте. Пересчитайте».
Вот эта претензия уже будет обоснованной. Все документы WildBerries (акты, отчёты, все скриншоты с площадки) являются юридическими доказательствами, в том числе доказательствами в суде. Ни в коем случае не пренебрегайте этими доказательствами.
Сложнее всего доказать, что сотрудники WildBerries допустили ошибку при подсчёте точного количества товара в коробках. Напомним, что когда отгружаете товар на Wildberries, вы отгружаете его по паллетам или по коробкам. Точное количество товара в этих коробках считаются сотрудниками WildBerries уже без вашего присутствия, т.е. точный подсчёт количества товара находится в полной власти сотрудников этого маркетплейса. В идеале вам, для того чтобы доказать отгрузку, к примеру, 100 единиц товара, нужно в рамках одного непрерывного видео зафиксировать закладку этих единиц товара в коробку, желательно с вашей озвучкой. На камеру это всё опломбировать. Не отрывая камеру от коробки транспортировать до склада, и не отрывая камеру от коробки передать коробку сотруднику WildBerries. При этом видео должно не выключаться в этот период, т.е. оно должно быть непрерывным. Звучит абсурдно, да это и есть абсурдно. Но по сути это единственное доказательство, с помощью которого можете подтвердить, что отгрузили, например, 100 единиц товара, а не 90. При этом даже в этом случае никто не даст 100% гарантию того, что это доказательство будет 100%. Хотя оно будет очень хорошим.
Если у вас нет возможности и рвения вести такое жёсткое видеопротоколирование, то по крайней мере снимите на камеру процесс укладки товара в коробку с пересчётом. Если ваша транспортная компания оказывает услуги по пересчёту количества товара в коробках, то воспользуйтесь этой услугой. Лучше у вас будут такие не очень может быть хорошие доказательства, чем не будет никаких.
Очень, конечно, сомневаемся что кто-то из менеджмента WildBerries нас услышит, но всё-таки хотелось бы к вам обратиться. Если вы не можете нормально подбирать и контролировать своих сотрудников на складах, то ведите хотя бы подсчёт товара в коробках в присутствии представителя поставщика. Пусть это будет как дополнительная услуга, пусть она будет платной, но дайте людям возможность безопасно отгружать свой товар. И не переживать за то, что их товар на складе потом будет утерян.
К слову скажу, что у сотрудников склада WildBerries тоже возникнут проблемы, если в вашей поставке будет недостача, даже если она умышленная (вы указали в плане поставок 100, но 10 продали на другой площадки, а переделывать поставку не хочется и везете 90). Так например, если прямо сказать сотруднику, что в коробке недостача, вам сразу откажут в приемки, ведь санкции для сотрудников будут в виде штрафов и дополнительной проверкой. Расскажу свой опыт: я сдавал поставку на склад WildBerries, но заведомо получилось так, что не хватало около 15 единиц товара в коробке, когда приемщик спросил, точно ли там по количеству, а я не считаю правильным врать и сказал, что есть недостача, резко принял отказ в приемки и в данном случае сотрудников понять можно! Не пытайтесь заведомо сдавать поставку меньше или предупредите приемщика о недостаче заранее.
Правило №4.
Самостоятельное ведение внутреннего учёта всех цифр и документов параллельно с Wildberries
Вы должны самостоятельно считать какое количество товара отгрузили на WildBerries, с какими артикулами их отгрузили. Вы должны считать количество вознаграждения, которое вам полагается от маркетплейса. Должны считать количество остатков товара на складе, в том числе основываясь на показателях, которые вам предоставляет WildBerries (возвраты товара и реализация товара). Все эти параметры нужно считать параллельно с WildBerries. Регулярное ведение внутреннего учёта поможет вам своевременно выявлять какие-то ошибки на маркетплейсе, быстро составлять претензии и, как следствие, экономить свои деньги. По крайней мере оценивать размер убытков, которые вы терпите, торгуя на этой площадке.
Вы можете вести внутренний учёт в удобной для себя форме. Хотите в Word его делайте, хотите в Excel, хотите от руки пером в книжке пишите. Как вам удобно. Табличные процессоры наподобие Excel они, конечно, очень сильно упрощают вам жизнь, потому что там есть формулы и автоматизация.
Правило №5.
Разграничивайте ошибки 1 и 2 в претензиях.
Здесь зайдём издалека. Все ошибки WildBerries можно глобально разделить на два типа. Первый тип — это ошибки, связанные с приёмкой товара. Это те ошибки, которые как вы поняли сложнее всего доказать. А второй тип ошибок — это все последующие ошибки после приёмки. Это неправильные подсчёты, утери на складах, неправильный расчёт вознаграждения, остатков и т.д. Второй тип ошибок проще всего доказать, потому что здесь можно основываться на тех цифрах и документах, которые уже размещены на площадке. Вы сопоставляете документы, которые уже есть на маркетплейсе, находите там расхождения и указываете на эти расхождения WildBerries.
В чём состоит правило №5? Разграничивайте эти два типа ошибок в претензиях. Можете либо составлять отдельные претензии по каждому из типов, а можете в рамках одной претензии вести два самостоятельных раздела, в которых будете, с одной стороны, фиксировать ошибки, связанные с приёмкой и, с другой стороны, ошибки, связанные со всеми последующими действиями Wildberries.
Почему так нужно делать? Сейчас поймёте. Допустим, вы отгрузили на WildBerries фактически 100 единиц товара. По акту WildBerries принял 90, то есть 10 где-то не доприняли. После этого WildBerries продаёт ещё 10 единиц товара. И, соответственно, в остатках должен вам показать 80 единиц, а указывает 75. Значит 5 он фактически на складе где-то потерял. Вам бы по-хорошему нужно составить претензию. Но не нужно в рамках одной претензии указывать:
«WildBerries, у вас в остатках должно быть 90, а не 75. Потому что 10 вы потеряли при приёмке и 5 потом уже потеряли на своих складах».
Напишите отдельные претензии или по крайней мере отдельным разделом в претензии:
«WildBerries при приёмке вы не досчитали 10 единиц товара».
И отдельной претензией или отдельным разделом в претензии укажите:
«WildBerries вы по акту приняли 90. У вас в отчёте о реализации указано, что продали 10. Соответственно, остатков должно получится 80, а вы пишите 75. Значит 5 у вас точно и однозначно потерялось на складах. Но дополнительно также сообщаем, что вы допустили нарушения при приёмке товара и 10 штук не доприняли. Но даже с учётом этого нарушения, всё равно 5 штук вы 100% не досчитались. Поэтому пересчитывайте».
Почему это важно делать? Почему важно разграничивать эти два типа ошибок? Дело в том, что когда вы показываете WildBerries на 100% ошибку (однозначную ошибку), он пересчитает товар и, возможно, найдёт у вас то количество товара, который не принял при приёмке. Но если вы будете всё это делать в рамках одной претензии (совмещать два типа ошибок), то WildBerries изначально будет исходить из того, что ваша претензия не 100% (не 100% доказуема), потому что как вы поняли при приёмки товара очень сложно доказывать то количество, которое вы фактически передали. И маркетплейс просто проигнорирует вашу претензию, потому что итоговое (общее) требование, которое вы заявляете, оно не 100% доказуемое.