что делать если тебя ищет военкомат
Как военкомат обычно ищет призывников: места, где попадается большинство юношей
Защита родины является священным долгом каждого гражданина мужского пола нашей страны. Призывать юношу могут с 18 до 27 лет, если у него нет проблем со здоровьем, ему не положена отсрочка по учебе, для лечения, по семейным обстоятельствам. Однако на практике далеко не все молодые люди хотят целый год проводить в армии, обосновывая это тем, что на гражданке за это время они заработают денег, смогут посвятить себя саморазвитию, завести семью. По этой причине подобных граждан приходится принуждать к исполнению воинского долга. Как военкомат обычно ищет призывников – расскажем подробно в нашей статье.
Кого могут разыскивать
Следует сразу отметить, что существует несколько вариантов как «бегать» от армии, что немало влияет на то, как военкомат ищет уклонистов.
Наиболее надежным и популярным способом является проживание не месту регистрации, что затрудняет процесс вручения повестки призывнику, а в некоторых случаях делает его совершенно невозможным. При таком раскладе как таковым гражданин уклонистом не может считаться, так как он официально не оповещен о мероприятиях призыва в соответствии с установленным законом порядком. Однако и в таком случае военкомат не будет бездействовать, будут осуществляться поиски с участием государственных структур с целью установления места пребывания гражданина, не исполняющегося свои обязанности по воинскому учету. Ведь о любых изменениях в личной жизни военнообязанный должен сообщать в свой военный комиссариат, в том числе об смене места жительства.
Другой вариант – подпись повестки и неявка по ней в военкомат на разных этапах призывной кампании. При том чем ближе будет отправка в войска, тем суровее будет ответственность за неявку по подписанной повестке. Если призывнику была вручена так называемая «боевая повестка» с предписанием явиться на призывной пункт военкомата с перечнем необходимых вещей, а он в итоге не придет в назначенное время в назначенное место, то фактически 100% без наличия смягчающих обстоятельств он будет привлечен к уголовной ответственности по части первой статьи 328 УК Российской Федерации. Гласит она так:
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Как мы видим, ответственность по данной статье весьма суровая, потому тысячу раз стоит подумать над тем, стоит ли подписывать повестку и в последствии не являться по ней в военкомат. При том факт судимости не освобождает от призыва в армию: судимость в последствии снимается и молодой человек все так же отправится служить, только с черным пятном в репутации. А это достаточно ощутимо влияет на будущую жизнь, особенно на карьерный рост. Службы безопасности серьезных организации всегда стараются раскопать «подноготную» соискателей работы в их фирме. И нередко там работают бывшие работники МВД, имеющие некоторые связи со своими бывшими коллегами. Когда выяснится, что претендент на трудоустройство имел судимость, в найме на работу ему будет однозначно отказано, при том никого не будет волновать статья, по которой он был осужден, а также тот факт, что судимость давно снята. Организации таким образом пытаются обезопасить себя от «сомнительных» сотрудников, с которыми в будущем потенциально могут возникнуть проблемы.
Как осуществляется розыск
Как писалось выше, интенсивность розыска зависит в немалой степени от того, насколько плотно ранее взаимодействовал юноша с военкоматом. Когда обычно военкомат объявляет в розыск? Если молодой человек проживает не по месту регистрации, также не подавалась информация от его работодателя в военный комиссариат, либо с места учебы, ему не могут вручить повестку на протяжении 2-3 призывов, то он определенно попадет в список «уклонистов». Но все что ему грозит – административная, а не уголовная ответственность.
Однако это не отменяет того, что его данные попадут в базу МВД, которая имеет обширный список лиц, разыскиваемых военкоматом по месту жительства (точнее, места, где данные лица проживали в последний раз и имеют текущую регистрацию). Однако такой розыск не столь суров, как розыск уголовных преступников, которых ищут весьма интенсивно. В основном ждут, когда призывник самостоятельно где-либо «засветится», тогда-то его и «возьмут». Но и тут не стоит сильно переживать, так как у полиции ограниченные полномочия в данных делах. Все, что могу сотрудники правоохранительных органов, так это непосредственно вести розыск уклониста по мере сил (обычно – никак), а при его выявлении вручить ему повестку под роспись, отрывной корешок от нее отправить в военкомат. Заметим, что принудительно препроводить в военный комиссариат уклониста полицейские не имеют никакого права.
Совсем другое дело, когда после нескольких подписанных повесток, полного игнорирования мероприятий по призыву, неявке на призывной пункт юноша в упор не желает исполнять свой воинский долг. В таком случае военкомат передает все имеющиеся документы и сведения в следственный комитет, который решает вопрос об возбуждении уголовного дела. Если дело будет открыто, то тогда злостного уклониста объявят уже в уголовный розыск. А это уже совсем не шутки: человека добавляют в базу разыскиваемых преступников, ориентировки по нему рассылаются по всем отделениям полиции, где данное лицо может находиться, опрашиваются свидетели, изучаются всевозможные имеющиеся данные по разыскиваемому гражданину, опрашиваются его родственники (тут напомним, что свидетельствовать против ближайших родственников никто не в праве заставить согласно законодательству). Разумеется, возникнут проблемы с перемещениями по стране, заменой паспорта, вождением транспортных средств, трудоустройством, использованием банковских карт, в общем говоря, со всеми сферами обычной жизни человека. Поэтому, до «уголовки» не стоит доводить отношения с военкоматом.
Где будут искать призывника
Может ли военкомат объявить уклониста в розыск мы выяснили, как и то, как ищут лиц, находящихся в уголовном розыске. Но где могут попасться юноши, которым попросту никогда не вручали повестку? Давайте рассмотрим самые распространенные варианты:
Еще некоторых интересует вопрос, если объявят в розыск от военкомата, как можно узнать о данном факте? На самом деле это не афишируется и где-либо посмотреть свой статус «разыскиваемого» не получится. Но можно фактически на 100% быть уверенным, что искать будут, особенно если вы встали на воинский учет в 16 лет, а по месту регистрации вам периодически приходят повестки.
Так что «бегать» от военкомата до 27 лет достаточно непросто, хоть и при большом желании возможно. Но лучше все же решать свои вопросы с армией в законном поле.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Что делать с военным билетом после 27 лет?
Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.
На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.
Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?
Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.
Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.
Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.
Что такое военная служба по призыву
Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.
Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.
За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.
Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.
Когда к уголовной ответственности не привлекают
В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.
Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.
Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.
Что делать в вашем случае
Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.
Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.
Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.
Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.
Военный билет вам все равно не выдадут
С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.
Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.
Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
ЕСЛИ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ УЕХАТЬ В ДРУГОЙ ГОРОД ИЛИ РАЙОН, ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЕ ПРАВИЛА ВОИНСКОГО УЧЕТА. ЭТО ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИЗБАВИТ ВАС ОТ ШТРАФОВ.
КАК ВСТАТЬ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ?
Если вы планируете сменить жилье, неважно, уезжаете вы на другой конец страны или просто меняете район, обязательно предупредите об этом сотрудников районного военного комиссариата и напишите заявление о снятии с учета. Иногда в столе явки требуют какие-нибудь документы, подтверждающие отъезд: авиа — или железнодорожные билеты или справку об учебе (у поступивших в иногородний вуз студентов). Если у вас есть такие доказательства, обязательно возьмите их с собой.
Как только вы переедете в новый дом, комнату или квартиру, первое, что нужно будет сделать — прийти в районный военный комиссариат и написать заявление о постановке на воинский учет при переезде (образец вы получите непосредственно у сотрудников госучреждения). Обязательно возьмите с собой:
· приписное или военный билет,
· медицинские справки или выписки из медкарты,
· диплом или аттестат,
· свидетельство о регистрации брака и рождении детей (если есть).
НУЖНА ЛИ РЕГИСТРАЦИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ?
С 17 февраля 2019 года для постановки на учет больше не нужна регистрация по месту жительства. Достаточно предъявить справку с места работы или учебы. Однако регистрацию все равно придется оформить, так как проживание на одном месте сроком более 3 месяцев без регистрации запрещается статьей 19.15.1 КоАП РФ. За такое нарушение могут выписать штраф до 5 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге или до 3000 рублей в остальных городах России.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ВСТАТЬ НА УЧЕТ ПРИ СМЕНЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА?
Сейчас штрафы за нарушение порядка не так велики. Максимальная сумма, которая может грозить нарушителю — 500 рублей. Но в январе 2019 года в Государственную Думу поступил новый законопроект, увеличивающий размер штрафа в шесть раз, до 3000 рублей.
На момент написания этой статьи (март 2019 года) законопроект находится на рассмотрении. Дата первого чтения пока не определена. Пока нет ни одной предпосылки того, что депутаты Госдумы отклонят его в будущем.
ЗАКОН О ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПО ФАКТИЧЕСКОМУ МЕСТУ ПРОЖИВАНИЯ
До февраля 2019 года вставать на воинский учет можно было только при наличии регистрации. Это было достаточно неудобно для тех молодых людей и мужчин, которые поступали в иногородние вузы или переезжали по работе и при этом не могли своевременно получить прописку. Зато подобной лазейкой в законе пользовались уклонисты. Они намеренно меняли жилье, чтобы избежать вручения повестки и, как следствие, армейских будней.
В 2018 году члены Совета Федерации предложили новый способ решения этой проблемы: обязать призывников прикрепляться к военным комиссариатам по месту фактического проживания. За полгода законопроект прошел все три чтения в Государственной Думе, получил одобрение Совета Федерации и Президента РФ. 17 февраля закон о постановке на учет по месту фактического проживания вступил в силу. С этого момента для постановки на учет больше не понадобится прописка. Достаточно будет принести в стол явки справку из университета или с работы.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter