что делать если сын обижает девочек
Сын бьёт девочек
Спасибо за быстрый отклик. Постараюсь подробно все изложить.
С лета мы ждём второго ребёнка. Почему я не написала сразу? Не вижу именно в этом проблемы. Мой сын (Миша его зовут) сам просил брата, упрашивал. Именно брата, сестру категорически не хочет. Я долго не решалась. И мы ему сказали очень мягко. И говорили и говорим, что мы его любим и будем любить, что для него ничего не изменится в худшую сторону. Он вроде очень адеквтно воспринял новость, обрадовался, что брат. Разговоры об этом слез не вызывают. А вот беседы по поводу связи битья девочек и расставания папы и мамы вызывают слёзы и видны внутренние переживания.
Насилия в прошлой семье были. Со стороны папы. К сожалению, и само расставание было очень бурным. Как я не пыталась сгладить и утихомирить, папе нужен был фарс и огласка побольше. Я пришла за Мишей в дет сад. Туда неожиданно пришёл и папа. Взял нас обоих и просто отвел к моей маме. Без вещей, без всего. У меня в одной руке сумка с паспортом, в другой ручка ребёнка. По дороге он меня обвинял во всем. А по сути просто выгнал нас из дома. Ребёнку я пыталась объяснить, почему так произошло, но без негативных характеристик папы не обошлось (( (. Хотя я свою долю вины старалась не отрицать.
Ребёнок переживал развод в основном в больницах, я с ним соответственно. Мне кажется, что я перенесла развод оч легко. Хотя моя мама уверяет, что мне было очень тяжело.
Сейчас отношения с бывшим у меня сложные. Он замучил меня судами и приставами. Мы видимся только летом. А с сыном они общаются 1 раз в неделю по скайпу и телефону.
С момента развода до появления нового мужа, тогда ещё не мужа, молодого человека, прошло 1, 5 года. Его выбрал сам Миша из всех мужчин, которые были рядом со мной на тот момент. Миша и отчим даже внешне очень похожи. Отношения у них хорошие. Но миша не уважает его, как папу. Он относится к нему как к приятелю. Отчим с первого дня любит Мишу как своего. И отдаёт все своё ради Миши, не балует, но готов последнее ему отдать.
Теперь про характеристику сына. В целом общение и с детьми, и со взрослыми очень лёгкое. Легко идёт на контакт. Незнакомых взрослых сначала немного стисняется. Буквально первые 5 мир. Потом легко со всеми общается, открыто. С незнакомыми детьми легко идёт на контакт. Знакомится сам. Принимает, когда с ним знакомятся или начинают играть. Гуляет во дворе. Общается и с девочками и с мальчиками. Никого не обижает. Если обижают, даёт сдачи.
Часто слишком быстро на мой взгляд начинает называть просто общение дружбой, а приятеля другом.
Если не брать поведение в школе, которого я не вижу, а только читаю жалобы, то миша очень воспитанный мальчик, он знает как вести себя в театре, за столом, при взрослых. Не произносит бранных слов. Хотя конечно знает их много. Первый не начнёт обзываться. Отзывчивый и готов придти на помощь. Послушный в меру.
С лета мы ждём второго ребёнка. Почему я не написала сразу? Не вижу именно в этом проблемы.
А я бы еще раз предложила посмотреть на эти перемены в жизни сына, как возможную причину для изменения поведения.
После прежних изменений, развода, появления нового мужа мамы, сейчас ребенок снова ждет перемен, они могут пугать, ведь в прошлом перемены были не всегда приятными.
Даже без прошлого опыта появление нового ребенка в семье всегда означает потерю для старшего статуса единственного ребенка, и может проживаться очень эмоционально.
Почаще говорите с сыном, уделяйте ему внимание, рассказывайте о том что Вы всегда будете его любить, что он очень важен и ценен для Вас.
Почаще говорите с сыном, уделяйте ему внимание, рассказывайте о том что Вы всегда будете его любить, что он очень важен и ценен для Вас.
И я отчим, и отчим постоянно говорим Мише об этом. И вроде эти слова находят отклик в Мише. Но либо ему мало этого, либо это не помогает. Причем тут девчонки, какую именно злобу он вымещает на них?
Не может ли оказаться так, что это я обиженная на весь свет и это проецируется вот так на ребенка?
Как именно? Какие шаги, этапы? Каково должно быть мое поведение?
Разговаривать с сыном о Вашей семье, о ее устройстве, что отчим несет ответственность за Вас и детей, когда сын вырастет у него тоже будет своя семья, где он будет главой. Своим поведением показывать что и Вы прислушиваетесь к отчиму, что он имеет решающий голос в принятии решений.
Причем тут девчонки, какую именно злобу он вымещает на них?
Девочки могут символизировать как его злость или обиду на маму, за то что у нее будет другой ребенок например, или просто как более слабые могут быть удобным объектом для негатива, если его «плохие» чувства не принимаются в семье. Сдерживать в себе не получается, потому что много переживаний и он с ними не справляется, и тогда можно на девочках их отреагировать.
Откройте мне, пожалуйста, глаза. Где я ошиблась? Что мне сейчас надо экстренно предпринять? Ведь осознание и принятие перемен не будет одномоментно, этот процесс идет уже несколько месяцев и пока безрезультатно.
В первую очередь говорить с сыном и слышать его, как он сам объясняет свое поведение. Говорить о своих чувствах с ним искренне, что Вы чувствуете вину за его поведение, беспокоитесь что в чем то ошиблись и не знаете как исправить. Что он Вам посоветует? Как Вы можете ему помочь, чтобы его поведение изменилось?
Что он Вам посоветует? Как Вы можете ему помочь, чтобы его поведение изменилось?
И еще вопрос в связи с этим. Как мне поработать с собой? Как перенастроить правильно себя? Что изменить в себе?
насчёт вытягивания переживаний, как Вам кажется стоит ли их вытягивать?
Ребенок в школе обижает одноклассников
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Плохо, когда твоего ребенка травят в школе. Ты грудью встаешь на его защиту. Но ничуть не лучше, когда твой ребенок сам принимает участие в травле одноклассника, а то и становится ее инициатором. Тут родители должны решительно вмешаться. Но как это сделать правильно? Отвечает педагог-психолог Глеб Ткаченко, победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Людям в принципе сложно сосуществовать без конфликтов. Пожалуй, каждый из нас неоднократно наблюдал ссоры между взрослыми людьми. Мы видим их в магазине возле кассы, на работе, на улице. А порой случается и так, что мы сами в силу обстоятельств становимся участниками этих конфликтов. И если уж взрослым людям не всегда удается мирно решать возникающие проблемы, то что говорить о детях? Ведь поведение ребенка определяется не осознанным выбором, а большим количеством факторов, которые он пока не в силах контролировать в полной мере. Поэтому если ребенок в школе обижает одноклассников, это вовсе не означает, что он законченный негодяй, который перешел на сторону зла. Чаще это означает, что ему нужна помощь на этом сложном пути взросления.
Агрессивное поведение
В наше время часто говорят о школьной травле, применяя этот термин едва ли не к каждой ситуации, где один ребенок обидел другого. Но буллинг — это достаточно узкое понятие, которое не охватывает всех разновидностей агрессивного поведения, поэтому сейчас речь пойдет именно о детской агрессии.
Подробнее о буллинге можно прочитать здесь:
Прежде всего, замечу: агрессия — это не эмоция, а форма поведения, содержащая угрозы или наносящая ущерб. Это означает, что она существует не сама по себе и может быть вызвана совершенно разными причинами, о которых мы поговорим чуть позже. Агрессия может быть физической или вербальной. Физическая агрессия — это подзатыльники, пинки, порча школьных принадлежностей или одежды, а вербальная — оскорбления, угрозы, дразнилки и так далее.
Кроме того, существует прямая агрессия, когда один ребенок открыто оскорбляет или бьет другого, и косвенная, при которой ущерб наносится исподтишка. К примеру, дождаться, пока одноклассник выйдет из класса, и выкинуть его рюкзак в мусорное ведро — это косвенная агрессия.
В этих примерах обидчик проявляет активность, физическую или словесную, открыто или тайком. Но агрессия может быть и пассивной и выражаться, например, в намеренном игнорировании одноклассника.
Наконец, агрессия может быть реактивной, то есть возникать в ответ на действия других детей, или спонтанной, возникающей из-за внутренних причин, о которых окружающие даже не догадываются. Зачастую не знает об этих причинах и сам ребенок. Давайте же разберемся, что влияет на формирование детской агрессивности.
Родители
Еще одна распространенная причина детской агрессивности — телесное наказание ребенка. В этом случае он не просто усваивает такое поведение, но еще и копит обиду, невыраженную злость, которую впоследствии может перенаправить на того, кто послабее.
В этих примерах речь шла о проявлении прямой агрессии, но бывает и косвенная, которая свойственна семьям, в которых царит дух интриги. Часто такое можно наблюдать в общении ребенка с разведенными родителями, каждый из которых пытается переманить его на свою сторону. Если у ребенка перед глазами есть пример агрессивного поведения, то объяснять ему что-либо практически бессмысленно. Хоть ранее я и указал, что влияние родительского примера особенно сильно до пятого класса, оно остается и в средней школе, пусть и в меньшей степени.
Поэтому один из доступных родителям способов скорректировать детскую агрессию — это минимизировать проявление агрессии дома. Если между супругами назревает скандал — лучше провести его вне поля зрения ребенка. Физические наказания и оскорбления также необходимо исключить. И вообще, помните, что любое ваше слово или действие может быть усвоено ребенком и воспроизведено в школьной среде.
Школа
Разумеется, дети учатся не только на примере своих родителей, хоть он и наиболее весомый. Общение со сверстниками также формирует стиль поведения ребенка. В начальной школе это менее заметно, так как влияние родителей и классного руководителя еще слишком велико. Но тем не менее в этом возрасте дети учатся обращаться со своей агрессией, и происходит это, как правило, посредством шумных игр. Дети целыми табунами бегают по этажам, борются, залезают друг другу на плечи, кричат. Это необходимый этап в освоении собственной агрессивности: ведь агрессия может быть и полезной. Дать отпор обидчику, отстоять свои права, защитить слабого — все это требует способности быть агрессивным.
Однако если кто-то из детей в ходе игры начинает воспроизводить то, что видел дома, то игра меняется. Тот, кто умеет материться, кажется более взрослым и успешным в словесных баталиях, и остальным приходится либо адаптироваться к новым правилам, либо искать себе других соперников. Как раз те, кто подстраивается под эти условия, и становятся обидчиками тех, кого устраивает мирное сосуществование.
В подростковом возрасте ситуация осложняется тем, что формируется социальная иерархия класса. Авторитет родителей и классного руководителя ослабевает, а авторитет сверстников возрастает. И в этот момент ребенок может перейти на сторону обидчиков только для того, чтобы принадлежать к определенной группе. Ребенок может до конца не осознавать этих механизмов и воспринимать это как игру или шутку, но тем, кого он обидит, легче от этого не станет. А если в классе кого-то травят, то перейти на сторону обидчиков ребенок может также из-за страха оказаться под прицелом.
Как бы там ни было, главное средство предотвращения и коррекции агрессии ребенка — это обозначение четких границ его поведения. В идеале этим следует заниматься еще с дошкольного возраста, но, даже если момент упущен, ребенка надо удерживать в рамках дозволенного.
Что делать?
В этой статье я постарался описать проблему, а не дать ее готовое решение по той причине, что его попросту нет. Но тем не менее есть ряд рекомендаций, которые логично вытекают из общего понимания ситуации.
Во-первых, необходимо минимизировать проявление агрессии дома. Любые крики, выяснения отношений, битье посуды и мебели, физические наказания, злые анекдоты, оскорбления и все прочее должны быть исключены из жизни ребенка. Неважно, дошкольник это или подросток. Понятно, что взрослым хочется побыть на своей взрослой волне, но нужно помнить об ответственности за своего ребенка.
Во-вторых, это обозначение границ допустимого поведения для ребенка. Опять же, в любом возрасте. Доносить словами и показывать примером, что можно, а что нельзя. Если папа говорит, что нельзя обижать девочек, но сам может обидеть маму, то ребенок в лучшем случае ему просто не поверит.
В-третьих, в основе агрессивного поведения ребенка могут лежать физиологические нарушения. В том случае, если ребенок внезапно и беспричинно стал агрессивен, есть смысл пройти обследование у невролога. Конечно, это не такая частая причина, но все же следует подстраховаться.
Нередко говорят о вреде агрессивных компьютерных игр. Отчасти это действительно так, но важно понимать, что игра — это чаще всего способ ребенка разрядиться, спустить пар. Прежде чем отнимать у него этот способ, необходимо придумать здоровую замену. Например, спортивную секцию, которая может его заинтересовать.
И главная рекомендация: обратитесь за помощью к детскому психологу. Внутренний мир ребенка сложен и непонятен не только для вас, но и для него самого. Разобраться в истинных причинах чаще всего очень непросто, а уж решить проблему самостоятельно — и подавно. Конечно, бывает так, что родители находят нужные слова, чтобы вернуть ребенка на правильный путь. Но если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, то обратитесь за помощью к профессионалам.
Что делать, если ваш ребенок обижает других детей
Примерно каждый восьмой ребенок принимал участие в травле кого-то из сверстников. И это если считать только тех, кого поймали «на горячем» или кто сам признался. Специалисты подозревают, что на самом деле процент систематических забияк среди школьников гораздо больше.
Какие причины могут побудить вашего доброго, отзывчивого малыша оказаться в числе агрессоров? Что делать, если это уже произошло?
Как решить проблему
Начнем с конца, то есть с действий, которые следует предпринять, если вы столкнулись с неприятной ситуацией лицом к лицу и обязаны как-то отреагировать. Есть простая цепочка действий, к которой следует прибегнуть родителям, если ребенок взял за привычку обижать других детей.
” Скажите малышу, что он перешел границу и должен быть наказан. Сформулируйте наказание и обязательно оговорите, что если ситуация повторится, дисциплинарные меры окажутся уже более суровыми. Объясните, что провинившийся должен постараться возместить нанесенный ущерб, извиниться.
Не слишком сложная инструкция, помогающая быстро устранить тревожные симптомы, правда? Но, к сожалению, закончить статью прямо на этом месте, поставив точку, не получится. Почему? Давайте разбираться.
Однажды у знакомой мне супружеской пары возникла похожая проблема. Школа связалась с ними, и сообщила, что их сын постоянно ввязывается в драки. Мои знакомые четко и быстро провели воспитательную работу по описанному выше алгоритму. И предупредили сына, что если он еще хоть раз поднимет на кого-то из одноклассников руку, то навсегда лишится своей любимой игровой приставки.
Мальчик отнесся к предупреждению очень серьезно. И в следующий раз во время драки совсем не использовал руки, только ноги и голову. Как вы, возможно, догадываетесь, взрослые оказались не особо довольны результатами воспитательного процесса.
” Суть в том, что любой закон, даже самый суровый, можно попытаться обойти. И основной целью родителей маленького агрессора должно быть не создание строгих рамок из запретов и наказаний — хотя и они тоже нужны, да. А формирование у ребенка внутреннего ощущения, что нельзя опускаться до травли слабых.
Боритесь не только с симптомами, но и с причинами, побуждающими чадо так себя вести.
Возможные мотивы серийного обидчика
Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?
«Все так делают»
Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.
Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.
” Чтобы мягко скорректировать эту нездоровую тенденцию, стоит взяться за развитие у чада такой штуки, как критическое мышление. Есть специальные упражнения, которые научат вашего сына или дочку оценивать окружающую реальность самостоятельно, думать о последствиях тех или иных слов или поступков. И в будущем они скорее будут делать то, что сами считают правильным, а не слепо следовать за кем-то.
«Пусть лучше он, чем я»
Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.
Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».
” Такая печальная ситуация означает, что ваш сын или дочка не чувствуют себя достаточно защищенными. Попробуйте показать им, что вы всегда придете им на помощь. Заступитесь, всех на уши поставите, но не бросите их один на один со сложной ситуацией. Не скажете безжалостное: «Разбирайся сам!»
«Он сам виноват!»
Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.
Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.
Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?
Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.
” Малыши легко уживаются с мыслью, что люди бывают очень разными. У нас в ходу непохожие привычки, обычаи, манера себя вести и одеваться. Все эти особенности не обязательно любить, но с ними нужно смириться. Потратьте время и объясните, покажите на примере книг и фильмов, какой удивительно разнообразной бывает окружающая реальность.
«Это весело»
Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.
” Хорошая новость в том, что способность к сопереживанию можно воспитать. Чаще заставляйте малыша рассуждать, что чувствуют другие люди. Не забывайте рассказывать ему о своих эмоциях. И постарайтесь скорректировать сформировавшуюся у него установку, что его желания всегда на первом месте.
Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.
«Он первый начал!»
«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.
Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода. И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.
” Стоит разобраться в бесконечных переплетениях «а он тогда сказал, а она потом сделала». Вникните, что же все-таки произошло? И подробно проговорите с ребенком, что он мог предпринять, чтобы с достоинством выйти из ситуации? Как себя лучше было повести? Поделитесь с крохой своим взрослым опытом поведения в жерновах конфликта.
Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.
Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.
Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?
Ребёнок, попадая в детский коллектив садика или школы, только начинает учиться общению со сверстниками. И неизбежно сталкивается с тем, что его интересы не совпадают с интересами других детей. Отсюда возникает конфликт, разрешить который должным образом даже школьнику или подростку удаётся далеко не всегда.
В этой статье мы поговорим о том, как научить ребёнка постоять за себя, какие существуют пути выхода из конфликтной ситуации и стоит ли родителям вмешиваться, если сын или дочь не может самостоятельно дать отпор обидчикам.
Содержание:
Конфликты в детской среде
Столкнуться с разногласиями со сверстниками дети могут в любом возрасте.
Малыши и дошкольники
В 2-3 года конфликты между малышами могут возникнуть из-за:
Предугадать появление таких ситуаций невозможно. Поэтому мамам и папам стоит быть особенно внимательными, отправляясь гулять на детскую площадку, чтобы вовремя предотвратить назревающую ссору.
В возрасте 4-6 лет причинами раздоров между детьми становятся:
В этом возрасте дошкольники нередко сами могут спровоцировать конфликты, а накажут того, кто первый применил силу.
Младшие школьники
В младшем школьном возрасте причины разногласий между детьми остаются такими же, как и в детском саду. К ним добавляются зависть к хорошим оценкам и расположению учителя, а также неприязнь к тем детям, которые чем-то отличаются от других: носят очки или имеют проблемы с лишним весом.
Ребята начинают придумывать обидные прозвища, дразнить «белую ворону». Это происходит как с целью привлечь к себе внимание и повеселить окружающих, так и с желанием самоутвердиться за счёт слабого.
Подростки
Желание унизить соперника за счёт собственной значимости возрастает к подростковому возрасту.
Многие сталкиваются с таким явлением, как буллинг или травля, которая может происходить в реальной жизни (вспомним фильм «Чучело») и в интернете (это явление носит название «кибербуллинг»).
Как правило, жертвами травли становятся тихие, застенчивые дети, не умеющие дать отпор обидчикам. Причинами буллинга может быть любая деталь, отличающая ребёнка от сверстников.
И если в младшем школьном возрасте травля ограничивается придумыванием обидных прозвищ и дразнилок, то подростки зачастую применяют к «жертве» физическую силу.
Как показывает практика, нравоучительные беседы с зачинщиками травли и призывы к совести не спасают. Если в ситуацию вовремя не вмешаются взрослые и не прекратят конфликт, всё может закончиться очень печально.
Кроме травли разногласия между подростками могут быть вызваны:
Как вы уже поняли, любой конфликт между детьми требует разрешения. Но каким способом это лучше сделать? Стоит ли давать обидчикам сдачи или лучше всё решить с помощью слов?
Об этом поговорим далее.
Учим ребёнка защищаться
Что лучше – уметь постоять за себя или дать сдачи?
Многие родители (особенно папы мальчиков) говорят своим детям: «Ты должен уметь постоять за себя». Но обычно не уточняют, как именно ребёнок должен это сделать или подразумевают только применение физической силы.
Давайте разберёмся, что подразумевают под собой понятия «защитить себя», «дать сдачи» и «постоять за себя».
Защитить себя – это значит применить защиту, показать свою уверённость и способность противостоять обидчикам. А чтобы ребёнок смог это сделать, родители должны психологически подготовить его к ситуациям конфликта, которые могут с ним случиться, и объяснить, как вести себя в зависимости от обстоятельств.
Например, если сосед по парте обзывает тебя жадиной, не обязательно давать ему учебником по голове или пускать в ход кулаки. Но если он вымогает у тебя деньги или вместе с другими ребятами начинает травить и унижать, твоя реакция должна быть совсем другой.
Пути выхода из конфликтной ситуации
Чтобы ребёнок приобрёл нужный опыт общения с людьми и миром, ему нужно научиться разрешать конфликтные ситуации. Конечно, на определённом этапе развития за него это могут сделать родители, но в дальнейшем он должен сам находить выход из острой ситуации.
Рассмотрим основные пути разрешения конфликта, доступные детям:
1. Соперничество
Если ребёнок выбирает эту стратегию, значит, он до конца будет отстаивать свои интересы всеми доступными ему средствами, не исключая применение физической силы.
2. Уход от конфликта
Школьник или подросток отказывается вступать в диалог с обидчиком, не стремится дать отпор.
3. Компромисс
Путь компромисса предполагает стремление договориться с соперником, порой с помощью обмана и лести.
4. Сглаживание конфликта
Ребёнок жертвует своими интересами в пользу соперника (отдаёт свою игрушку или сладости, даёт списать домашнее задание).
5. Разрыв отношений
Это прекращение всяческого общения с соперником, демонстрация ему глубокой обиды и неприязни. Такая стратегия часто используют дети дошкольного возраста.
6. Сотрудничество
Путь сотрудничества с обидчиком требует от ребёнка высокой поведенческой культуры и развитых коммуникативных навыков. Это стратегия предполагает переговоры, совместный поиск решений и конструктивное разрешение конфликта.
Задача родителей – рассказать ребёнку обо всех путях выхода из конфликтной ситуации и обсудить их.
Выбор определённой стратегии поведения во многом будет зависеть и от самой ситуации, и от способности ребёнка оценить грозящую ему опасность.
Глупо и небезопасно будет первокласснику защищать своё имущество или применять физическую силу, если на него в подъезде нападут хулиганы. Но в то же время стоит дать отпор соседскому мальчишке, вымогающему деньги у тех, кто младше. Если ребёнок сам не может этого сделать, он должен обязательно рассказать о происходящем взрослым.
Стоит ли учить ребёнка драться: за и против
Как мы уже выяснили, конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но он должен обязательно научиться их решать, чтобы обрести уверенность в себе и собственных силах.
Ни для кого не секрет, что в нашем обществе основным способом разрешения всех острых ситуаций считается пускание в ход кулаков. Даже выражение «дать сдачи» подразумевает именно применение физической силы, а не словесное отстаивание своих интересов.
Так стоит ли учить ребёнка защищаться от обидчиков посредством кулаков? Мнения родителей в этом вопросе диаметрально противоположны.
Мы решили рассмотреть все «за» и «против» в данном вопросе.
Аргументы «за»:
Аргументы «против»:
Как мы видим, аргументов «против» в этом вопросе всё-таки больше. Поэтому родителям важно научить ребёнка простому правилу: если тебя ударят, тебе необходимо защитить себя и ты можешь ударить в ответ, но никогда не поднимай руку первым, особенно на девочек и тех, кто слабее тебя.
Что делать, если ребёнок не может противостоять в ссоре?
Нередко родителей огорчает тот факт, что вроде бы ребёнок и знает все способы решения конфликтов, но в критической ситуации теряется и не может дать отпор обидчикам.
Причин этому может быть несколько:
1. Психологически неблагополучная семейная обстановка
Если папа частенько оскорбляет и унижает членов семьи, а те, в свою очередь, никак не могут себя защитить, у ребёнка закрепляется позиция жертвы. И в любых случаях проявления агрессии со стороны других людей он впадает как бы в ступор и не может постоять за себя.
Или волевая и самодостаточная мама не даёт ребёнку возможности самому разрешить конфликтную ситуацию, предпочитая по привычке взять всё на себя и показать обидчикам сына или дочери «где раки зимуют».
В том и другом случае дети годами живут с установкой «я слабый, я не могу сам защитить себя».
2. Особенности характера ребёнка
Тяжелее противостоять в ситуациях конфликта замкнутым, ранимым и стеснительным детям.
3. Поведение родителей
Ребёнок видит, что родители порой сами не могут отстоять собственные права. Например, если соседи за стеной ночью громко слушают музыку, мама и папа предпочитают не обращать на это внимание, вместо того, чтобы поговорить с ними или вызвать полицию.
4. Неправильные родительские установки
Ребёнку с детства внушают, что «нехорошо быть жадным, нужно со всеми делиться» или «дерутся только плохие мальчики и девочки».
В результате, когда ребёнок сталкивается с посягательством на его имущество или с физической агрессией со стороны сверстников, он подсознательно боится осуждения родителей и не предпринимает никаких действий.
С причинами мы разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие действия родителей должны помочь малышу стать более уверенным в своих силах.
Как помочь ребёнку?
Эти ситуации можно закрепить в игре или беседе на тему «Что ты будешь делать, если…» (тебя обзывают, напали хулиганы и т.д.).
Как вести себя родителям в случае детских конфликтов?
Если ребёнок попадает в непростую ситуацию, первым порывом родителей всегда будет помочь, защитить и наказать обидчиков.
Но если решать любой конфликт за ребёнка, он так и останется робким, боязливым и неподготовленным к взрослой жизни. Как показывает практика, игнорировать проблемы сына или дочери тоже нельзя, ведь исход может оказаться печальным. Так где же золотая середина?
Давайте разберёмся, чем могут помочь родители ребёнку в конфликтной ситуации, а чего делать не стоит.
Ранний возраст
Малыш в этом возрасте только учится общению со сверстниками и взрослыми и не всегда знает, как защитить себя в той или иной ситуации. Поэтому родители всегда должны быть на страже интересов ребёнка и следить за тем, чтобы невинная игра на детской площадке не переросла в драку.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
Наблюдая за тем, как мама спокойно реагирует на ситуацию, ребёнок учится в будущем аналогичному поведению.
Дошкольный возраст
Чем старше становится ребёнок, тем больше он узнает о мире и о взаимоотношениях между людьми. И постепенно учится разрешать напряжённые ситуации самостоятельно, без помощи родителей.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
Полезным будет рассмотреть с дошкольником различные варианты развития конфликтных ситуаций из мультфильмов и книг и обсудить, что ребёнок думает по этому поводу.
Школьный возраст
Школьные конфликты могут быть спровоцированы на первый взгляд несущественными причинами: кто-то кого-то толкнул, не дал списать домашнее задание, обозвал обидным словом. Но последствия таких конфликтов могут быть самыми серьёзными, и если их вовремя не разрешить, у ребёнка впоследствии могут возникнуть комплексы и серьёзные психологические проблемы.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
Убедитесь, что вашего ребёнка не обижают в школе и у него нет проблем в общении со сверстниками. Всегда знайте, где он находится сейчас и где был в течение дня, слушайте, что происходит вокруг и быстро дозванивайтесь с приложением « Где мои дети ».
Подростковый возраст
Дети в этом возрасте очень болезненно реагируют на конфликты, особенно если подросток сталкивается с ситуацией травли. Серьёзные разногласия со сверстниками, учителями или родителями могут стать причиной нервных срывов, депрессии, а в тяжёлых случаях – спровоцировать попытки суицида. Чтобы этого не допустить, родители должны внимательно следить за психологическим состоянием ребёнка и вовремя оказать помощь в решении острых ситуаций.
Ваши действия при конфликте:
Чего делать не стоит:
7 способов научить ребёнка давать отпор обидчикам
Как вы уже поняли, оградить ребёнка от конфликтных ситуаций практически невозможно. Поэтому важно научить его правильно реагировать на нападки сверстников и не растеряться в напряжённой ситуации.
Существует несколько способов дать отпор агрессорам. Расскажите о них ребёнку от своего лица, или дайте ознакомиться ему самостоятельно.
1. Игнорировать обидчиков, не обращать внимание на прозвища и дразнилки
Да, это действительно сложно. Особенно, когда внутри всё кипит, и так и хочется ответить чем-нибудь обидным.
Но противник, скорей всего, этого и ждёт, чтобы вывести жертву из себя и самоутвердиться за её счёт.
Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Для этого можно представить, что вы находитесь под стеклянным колпаком, и насмешки до вас просто не долетают. Или, например, что надеваете на обидчика шапку-невидимку, и он постепенно исчезает.
2. Спокойным тоном объяснить обидчикам их неправоту
Зачастую агрессоры не ожидают встретить достойный отпор, поэтому бывает достаточно уверенного и спокойного разговора, чтобы поставить их на место.
3. Не поддаваться на провокации
Вы имеете право отказаться делать то, что вам не хочется или неприятно. Поэтому если кто-то заставляет вас попробовать алкоголь, сигареты или запрещённые вещества, твёрдо стойте на своей позиции: «Я не хочу этого делать. Это вредно для моего здоровья. А мне оно ещё пригодится».
4. Подготовить ответы заранее
Из поколения в поколения передаются универсальные ответы на дразнилки: «Кто обзывается, тот сам так и называется», «От такого слышу», «Это ты, а я кто?». Можете использовать их, а можете придумать свои. Главное, произносите их уверенным тоном, с гордо поднятой головой и глядя обидчику прямо в глаза.
Такой психологический приём обескуражит агрессоров и собьёт с них всю спесь.
5. Неожиданное поведение
Также противник будут очень удивлен, если вы сделаете совсем не то, что он от вас ожидает.
Например, улыбнетесь и спросите: «Почему ты хочешь меня обидеть?». Или: «А помнишь, как мы с тобой….?»
Главное – сохранять уверенность в себе и не реагировать на насмешки и колкости.
6. Использовать методы самообороны
7. Обратиться за помощью к взрослым
Эти способы самозащиты предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Ведь девчонкам нисколько не меньше (а то и больше) приходится терпеть насмешки и издевательства со стороны сверстников. Поэтому родители должны научить свою принцессу в случае конфликта уметь постоять за себя и дать отпор всем недоброжелателям.
Советы психологов родителям и детям
Чтобы ребёнок рос сильным и уверенным, а также способным правильно повести себя в конфликтной ситуации, родителям необходимо соблюдать определённые правила воспитания:
Конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но чтобы научиться их правильно решать, необязательно пускать в ход кулаки. Достаточно быть сильным и уверенным в себе человеком, способным отстоять собственное мнение и не идти на поводу у обидчиков.