что делать если страшно одному дома ребенку
Что делать если ребенок боится оставаться один
Проблема детских страхов, к сожалению, не понаслышке знакома многим родителям. По мнению психологов, одной из распространенных фобий является боязнь оставаться в комнате или помещении одному.
Почему ребенок вдруг стал бояться оставаться один
Детские фобии – распространенное явление. Предпосылкой является несформированная психика. Именно поэтому детские страхи не являются патологией. Это возрастная особенность, которую необходимо учитывать и контролировать. Что делать если ребенок боится оставаться один дома или в комнате? Ответ на этот вопрос мы подробнее разберем в этой статье.
Разберем основные причины появления страха:
Страх – естественная защитная реакция организма на опасность. Для сохранения психического здоровья ребенка родителям необходимо сократить объем просматриваемых телепередач и ограничить время, проводимое в сети Интернет.
Возрастные особенности страха у детей, которые остались одни в комнате или дома
Каждому детскому возрасту свойственен страх остаться в одиночестве. Рассмотрим подробно каждый из них.
Детки в 5 лет
В 5 лет ребенок уже задумывается о смерти. Малыш, оставаясь один, понимает, что в любую минуту любимые люди могут навсегда покинуть этот мир. Большинство фобий, присущих деткам в этом возрасте, основаны на боязни смерти. Естественной частью взросления является боязнь остаться в комнате или доме одному. Ведь в это время с родителями может приключиться необратимое.
Зачастую психодиагностика не выявляет никаких патологий. Специалисты в области возрастной психологии рекомендуют мамам и папам проводить как можно больше времени со своими детками, уделять внимание задушевным беседам.
Дети в 6 лет
Боязнь смерти может со временем трансформироваться в боязнь природных стихий, катаклизмов, войны. В 6 лет дети особенно восприимчивы к глобальным потрясениям, которые круглосуточно транслируют средства массовой информации. Стресс, пережитый от увиденного по телевизору страшного эпизода, может стать причиной страха, когда малыша оставили одного в комнате.
Под впечатлением от увиденного, малыш рисует в своем воображении драматические картинки, которые пугают его еще больше. Дети в шестилетнем возрасте очень открыты и буквально впитывают всю информацию, поступающую извне. Например, узнав о вреде некоторых продуктов питания, малыш отказывается есть и ходить в туалет. Родителям стоит контролировать и строго пресекать источники негатива, которые могут уязвить неокрепшую психику, стараться не оставлять малышей одних в комнате, где включен телевизор.
Детки в 7 лет
В 7 лет ребенок часто задается вопросом о своем будущем. Его волнует собственная внешность, как он выглядит в глазах ровесников. В этом возрасте, с походом в школу, он вступает в новый жизненный период. Стресс зачастую бывает связан с новым окружением, расписанием дня, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой.
Например, многие первоклассники боятся опоздать на урок, сталкиваются с непростыми взаимоотношениями в новом коллективе, насмешками одноклассников, изоляцией. Неразрешимое внутреннее беспокойство трансформируется в навязчивый страх остаться дома одному.
В семь лет ребенок озадачен настоящим и испытывает испуг перед будущим. Важно установить благоприятную домашнюю атмосферу. Наблюдая счастливых, спокойных, удовлетворенных жизнью родителей, малыш находит разрешение внутреннего конфликта и постепенно успокаивается.
Ребенку 8 лет
В процессе взросления уходят старые страхи, уступая место новым фобиям. Например, в восемь лет деток часто беспокоит положительная реакция взрослых на свое поведение.
Период начальной школы связан с беспокойством получить низкую оценку, замечание со стороны преподавателя, вовремя успеть к уроку. Напряженный график и новые обязательства становятся настоящим испытанием для психики школьника. Под влиянием психоэмоционального напряжения зачастую формируется страх остаться дома или в квартире одному.
Дети в 10 лет
Трансформация личности, протекающая в подростковом возрасте зачастую является предпосылкой для формирования тревожности. Уже в десять лет мальчик или девочка могут задаваться вопросом «кто я». Отсюда появляется страх быть не собой.
Активная гормональная перестройка организма сопровождается бурными эмоциональными реакциями. «Я странный, не такой, как все», «со мной что-то не так» — порой подобные утверждения прочно входят в повседневную реальность и существенно осложняют жизнь десятилетнего ребенка.
Как можно выяснить причину боязни?
Итак, в каждом возрасте ребенок может чувствовать внутреннее беспокойство. Воспитание инициативной, смелой, уверенной в себе личности неотъемлемо связано с преодолением страха, разрешением внутреннего конфликта. Адекватная реакция родителей на детскую фобию остаться в одиночестве позволит корректно и полностью ее устранить.
На помощь приходит доверительная беседа. Здорово, если мать или отец, в процессе дружеского разговора в ненавязчивой форме приведут примеры из собственной жизни. Необходимо проявить эмпатию, которая убедит подростка, что он не одинок в своем душевном смятении, аккуратно снимет беспокойство.
Родительский авторитет должен выражаться в уважении, а не в боязни. Благоприятная семейная атмосфера, уравновешенные и любящие отец и мать являются тем ориентиром, который поведет человека через все жизненные препятствия.
Психологи предлагают несколько действенных, проверенных опытом, способов решения проблемы.
Лепим фигурки или рисуем
Психологи рекомендуют нарисовать свой страх. Пусть малыш смело посмотрит в глаза своему врагу, вооружившись красками и карандашами. Предложите ему изобразить страх, а затем уничтожьте листок.
Действенным методом является лепка из пластилина. Проведите с сыном или дочкой несколько минут за увлекательной игрой, итогом которой будет поверженная в честной борьбе фигура, олицетворяющая страх остаться в одиночестве.
С помощью игр
Моделирование проблемных ситуаций часто применяется в психодиагностике. Поиграйте с дочкой или сыном в игру, поменявшись ролями. Внесите разнообразие в процесс с помощью игрушек. Создайте инсценированный спектакль в результате которого вы не только получите ответы на вопрос, что именно волнует малыша, но и сможете устранить проблему.
Оптимальный возраст, когда дети перестают бояться, оставшись дома одни
Детские страхи и фобии носят индивидуальный характер. Некоторые дети могут спокойно оставаться дома и в четыре года. Специалисты утверждают, что оптимальный возраст, когда ребенок спокойно переносит одиночество, начинается в семь – восемь лет.
Беспокойство, связанное с пребыванием дома одному младшему школьнику должно обратить на себя пристальное внимание. Как правило, страхи проходят со временем, но у особенно восприимчивых малышей, они могут развиваться, перерастая в невроз.
Что запрещено делать если у ребенка уже развилась фобия
Категорически запрещается действовать от противного. Укладываясь спать, рекомендуется оставить с малышом его любимую игрушку. Оставляя ребенка одного в комнате намеренно, вы усугубляете ситуацию, развиваете в нем чувство отверженности и одиночества.
Ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своего отпрыска с другими детьми! Этим грешат многие родители, формируя в любимом чаде комплекс неполноценности.
Всем родителям важно проявлять бдительность и уделять особенное внимание детским страхам. Специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с малышом, устанавливая с ним дружеские и доверительные отношения. Это позволит своевременно выявить проблему, скорректировать свое поведение.
Если вам интересны подобные статьи, вы можете посетить наш раздел о воспитании детей, там много похожего материала.
Видео о том как научить ребенка оставаться дома одному
Ребенок боится оставаться один дома. Причины и советы
Эмоциональное восприятие мира заставляет детей остро переживать негативные события своей жизни. При определенном стечении обстоятельств развиваются детские страхи. Когда ребенок боится оставаться один дома или даже в своей комнате, это должно насторожить родителей, потому что за любой фобией скрываются конкретные психологические проблемы.
Эта статья поможет разобраться, какие есть предпосылки для детской боязни одиночества, как помочь малышу справиться с проблемой, предотвратить развитие страха.
Почему ребенок боится оставаться один?
Есть всего две причины, которые заставляют ребенка бояться оставаться в комнате, когда ее покидают взрослые:
Остановимся подробно на каждой причине.
Первая — врожденная особенность нервной системы. Дети со зрительным вектором воспринимают все близко к сердцу. Впечатлительный ребенок может бояться смерти родителей, трагически воспринимать даже выдуманные истории (мультфильмы, страшилки, которые так любят рассказывать дети). Справедливо будет заметить, что не все чувствительные малыши становятся тревожными, нервными. При правильном воспитании из малыша с тонкой душевной организацией вырастет умный человек, способный понять чужие эмоции, сопереживать.
Вторая причина — приобретенная. Детский страх начинается там, где взрослые (родители) не способны обеспечить надежную защиту. Ребенок боится один в комнате у тех родителей, которые:
Что делать, если ребенок боится оставаться один дома?
Как приучить ребенка оставаться одному в комнате и не бояться
Когда ребенок боится остаться без мамы один:
Когда малыш боится оставаться один дома:
Развивающие занятия как способ отвлечь ребенка от страхов и тревог
Для работающих родителей детский страх одиночества — большая проблема, но она имеет решение. Отличный способ отвлечь кроху от переживаний — найти ему интересное дело, которое может увлечь, заставить позабыть об отсутствии мамы, папы. Вариантов полезного хобби много — спортивные секции, танцы, развивающие курсы. Например, таким увлечением может стать ментальная арифметика. Узнать об обучении ментальной арифметики можно перейдя по ссылке.
Ментальная арифметика — метод интеллектуального развития. Методика, построенная с учетом тонкостей детской психологии, имеет преимущество — развивает ум параллельно с психоэмоциональным развитием, социальным, волевым воспитанием. Ментальная арифметика учит мыслить, справляться с трудностями, делает учеников самостоятельными. Когда дети развиваются, накапливают интеллектуальный опыт, они становятся более уверенными и независимыми, а уверенному малышу, знающему, чем занять себя в отсутствие взрослых, не так страшно одиночество.
Какие бы ни были причины детских страхов, игровые занятия в непринужденной теплой атмосфере среди сверстников помогают детям ощутить, что окружающий мир безопасный, дружелюбный, даже когда мамы и папы рядом нет.
Что делать если страшно одному дома ребенку
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: По мнению психологов, одной из распространенных фобий является боязнь оставаться в комнате или помещении одному.
Статья:
По мнению психологов, одной из распространенных фобий является боязнь оставаться в комнате или помещении одному.
Почему ребенок вдруг стал бояться оставаться один
Детские фобии – распространенное явление. Предпосылкой является несформированная психика. Именно поэтому детские страхи не являются патологией. Это возрастная особенность, которую необходимо учитывать и контролировать. Что делать если ребенок боится оставаться один дома или в комнате? Ответ на этот вопрос мы подробнее разберем в этой статье.
Разберем основные причины появления страха:
Страх – естественная защитная реакция организма на опасность. Для сохранения психического здоровья ребенка родителям необходимо сократить объем просматриваемых телепередач и ограничить время, проводимое в сети Интернет.
Возрастные особенности страха у детей, которые остались одни в комнате или дома
Каждому детскому возрасту свойственен страх остаться в одиночестве. Рассмотрим подробно каждый из них.
Детки в 5 лет
В 5 лет ребенок уже задумывается о смерти. Малыш, оставаясь один, понимает, что в любую минуту любимые люди могут навсегда покинуть этот мир. Большинство фобий, присущих деткам в этом возрасте, основаны на боязни смерти. Естественной частью взросления является боязнь остаться в комнате или доме одному. Ведь в это время с родителями может приключиться необратимое.
Зачастую психодиагностика не выявляет никаких патологий. Специалисты в области возрастной психологии рекомендуют мамам и папам проводить как можно больше времени со своими детками, уделять внимание задушевным беседам.
Дети в 6 лет
Боязнь смерти может со временем трансформироваться в боязнь природных стихий, катаклизмов, войны. В 6 лет дети особенно восприимчивы к глобальным потрясениям, которые круглосуточно транслируют средства массовой информации. Стресс, пережитый от увиденного по телевизору страшного эпизода, может стать причиной страха, когда малыша оставили одного в комнате.
Под впечатлением от увиденного, малыш рисует в своем воображении драматические картинки, которые пугают его еще больше. Дети в шестилетнем возрасте очень открыты и буквально впитывают всю информацию, поступающую извне. Например, узнав о вреде некоторых продуктов питания, малыш отказывается есть и ходить в туалет. Родителям стоит контролировать и строго пресекать источники негатива, которые могут уязвить неокрепшую психику, стараться не оставлять малышей одних в комнате, где включен телевизор.
Детки в 7 лет
В 7 лет ребенок часто задается вопросом о своем будущем. Его волнует собственная внешность, как он выглядит в глазах ровесников. В этом возрасте, с походом в школу, он вступает в новый жизненный период. Стресс зачастую бывает связан с новым окружением, расписанием дня, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой.
Например, многие первоклассники боятся опоздать на урок, сталкиваются с непростыми взаимоотношениями в новом коллективе, насмешками одноклассников, изоляцией. Неразрешимое внутреннее беспокойство трансформируется в навязчивый страх остаться дома одному.
В семь лет ребенок озадачен настоящим и испытывает испуг перед будущим. Важно установить благоприятную домашнюю атмосферу. Наблюдая счастливых, спокойных, удовлетворенных жизнью родителей, малыш находит разрешение внутреннего конфликта и постепенно успокаивается.
Ребенку 8 лет
В процессе взросления уходят старые страхи, уступая место новым фобиям. Например, в восемь лет деток часто беспокоит положительная реакция взрослых на свое поведение.
Период начальной школы связан с беспокойством получить низкую оценку, замечание со стороны преподавателя, вовремя успеть к уроку. Напряженный график и новые обязательства становятся настоящим испытанием для психики школьника. Под влиянием психоэмоционального напряжения зачастую формируется страх остаться дома или в квартире одному.
Дети в 10 лет
Трансформация личности, протекающая в подростковом возрасте зачастую является предпосылкой для формирования тревожности. Уже в десять лет мальчик или девочка могут задаваться вопросом «кто я». Отсюда появляется страх быть не собой.
Активная гормональная перестройка организма сопровождается бурными эмоциональными реакциями. «Я странный, не такой, как все», «со мной что-то не так» — порой подобные утверждения прочно входят в повседневную реальность и существенно осложняют жизнь десятилетнего ребенка.
Как можно выяснить причину боязни?
Итак, в каждом возрасте ребенок может чувствовать внутреннее беспокойство. Воспитание инициативной, смелой, уверенной в себе личности неотъемлемо связано с преодолением страха, разрешением внутреннего конфликта. Адекватная реакция родителей на детскую фобию остаться в одиночестве позволит корректно и полностью ее устранить.
На помощь приходит доверительная беседа. Здорово, если мать или отец, в процессе дружеского разговора в ненавязчивой форме приведут примеры из собственной жизни. Необходимо проявить эмпатию, которая убедит подростка, что он не одинок в своем душевном смятении, аккуратно снимет беспокойство.
Родительский авторитет должен выражаться в уважении, а не в боязни. Благоприятная семейная атмосфера, уравновешенные и любящие отец и мать являются тем ориентиром, который поведет человека через все жизненные препятствия.
Психологи предлагают несколько действенных, проверенных опытом, способов решения проблемы.
Лепим фигурки или рисуем
Психологи рекомендуют нарисовать свой страх. Пусть малыш смело посмотрит в глаза своему врагу, вооружившись красками и карандашами. Предложите ему изобразить страх, а затем уничтожьте листок.
Действенным методом является лепка из пластилина. Проведите с сыном или дочкой несколько минут за увлекательной игрой, итогом которой будет поверженная в честной борьбе фигура, олицетворяющая страх остаться в одиночестве.
С помощью игр
Моделирование проблемных ситуаций часто применяется в психодиагностике. Поиграйте с дочкой или сыном в игру, поменявшись ролями. Внесите разнообразие в процесс с помощью игрушек. Создайте инсценированный спектакль в результате которого вы не только получите ответы на вопрос, что именно волнует малыша, но и сможете устранить проблему.
Оптимальный возраст, когда дети перестают бояться, оставшись дома одни
Детские страхи и фобии носят индивидуальный характер. Некоторые дети могут спокойно оставаться дома и в четыре года. Специалисты утверждают, что оптимальный возраст, когда ребенок спокойно переносит одиночество, начинается в семь – восемь лет.
Беспокойство, связанное с пребыванием дома одному младшему школьнику должно обратить на себя пристальное внимание. Как правило, страхи проходят со временем, но у особенно восприимчивых малышей, они могут развиваться, перерастая в невроз.
Что запрещено делать если у ребенка уже развилась фобия
Категорически запрещается действовать от противного. Укладываясь спать, рекомендуется оставить с малышом его любимую игрушку. Оставляя ребенка одного в комнате намеренно, вы усугубляете ситуацию, развиваете в нем чувство отверженности и одиночества.
Ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своего отпрыска с другими детьми! Этим грешат многие родители, формируя в любимом чаде комплекс неполноценности.
Всем родителям важно проявлять бдительность и уделять особенное внимание детским страхам. Специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с малышом, устанавливая с ним дружеские и доверительные отношения. Это позволит своевременно выявить проблему, скорректировать свое поведение.
Ребенок боится спать один, что делать?
Страх темноты и чудищ под кроватью. Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Линелль Шнееберг психолог в детском медицинском центре Коннектикута (США), специалист по детскому сну, мама троих детей
У многих малышей по вечерам разыгрывается фантазия, и им мерещатся монстры под кроватью – однако в настоящую проблему страхи темноты и другие превращаются у детей, которые не умеют засыпать самостоятельно. Что делать, если вы родитель такого ребенка и вынуждены каждый вечер сидеть у его кровати, держа малыша за руку?
С приближением вечера шестилетняя Зора становилась беспокойной и назойливой. Она как могла оттягивала время вечернего купания и чистки зубов. Она требовала еще и еще книжек для чтения вслух, хотя давно пора было ложиться, и соглашалась засыпать, только держа маму за руку. Даже если мама сидела прямо у ее кровати и держала ее за руку, Зора заявляла, что зверюшки-наклейки «смотрят на нее со стены» или что ей мешает шум с улицы. У нее то болел животик, то как-то странно чувствовали себя ноги, хотя до отхода ко сну и с животом, и с ногами всё было прекрасно. Прошло немало времени, пока мама Зоры поняла, что ее дочка просто не умеет засыпать сама, и поэтому по вечерам ее охватывает страх.
Малыши часто ведут себя так же, как Зора, если не умеют засыпать самостоятельно. Им приходится изобретать самые разные страхи и жалобы, потому что им действительно нужно, чтобы взрослые оставались рядом, пока они не уснут. Если уж на то пошло, вы сами — непреднамеренно, конечно, — приучили кроху тревожиться по вечерам, потому что только так он может помешать вам уйти, особенно если не уверен, может ли заснуть один, без вашей помощи.
План пяти шагов задуман так, чтобы перед сном маленькому человеку было комфортно и спокойно. Этот план способен уменьшить детскую тревожность несколькими способами. Он включает в себя:
И, наконец, этот план не лишает сына или дочь вашего присутствия, пока они тренируют свои навыки самостоятельного засыпания.
Реальны ли тревоги вашего ребенка перед сном?
Если вы не знаете, действительно ли ваш малыш чего-то боится по вечерам или он просто изобретает повод избежать самостоятельного отхода ко сну, ответьте себе на несколько вопросов:
Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, возможно, сын или дочь демонстрирует тревожность просто потому, что не умеет засыпать самостоятельно. Малыш жалуется на страхи, чтобы удержать вас рядом, поскольку нужного навыка пока не выработал.
Не можете ли вы неосознанно поощрять беспокойство ребенка?
Если вас заботит тревожное поведение сына или дочери, внимательно проанализируйте ваше собственное. Возможно, вы — разумеется, сами того не желая, — поощряете тревоги и страхи ребенка, уделяя ему намного больше внимания, заботы и времени, когда он заявляет об этих чувствах.
Многие родители обнаруживают, что их так называемый тревожный ребенок становится более уверенным в себе и перед сном, и в течение дня, как только приобретает навык правильного сна. Дети вообще часто способны на большее, чем кажется их родителям. Ваш малыш быстро освоит навык засыпания, если вы выражаете свою уверенность в его силах и последовательно применяете план пяти шагов.
В течение дня игнорировать страхи и беспокойство может быть проще (и взрослым тоже!), но когда приходит время удалиться из комнаты, пожелав спокойной ночи, что вы должны делать, если ребенок начинает беспокоиться? Помните: если ваш малыш лежит в постели и ему нечего делать, ему будет гораздо сложнее справиться с собственными тревогами. Поэтому план пяти шагов рекомендует давать крохе «сонного сторожа» и «сонную корзинку», чтобы ему было чем себя занять, пока у него не начнут слипаться глаза.
Если ребенок просится из своей кровати в вашу, когда ему страшно, держитесь до последнего, иначе получится, что вы учите, будто его собственная кровать — место небезопасное. Да и переход от ощущения тревоги к ощущению покоя лучше бы происходил в его комнате, а не в вашей. Поэтому без сомнений ведите малыша в детскую и там помогайте ему уснуть.
Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?
Если сын или дочь перед сном говорит, что боится монстров, разбойников, похитителей детей и других злодеев, старайтесь не придавать этим страхам слишком много значения. Ни в коем случае не добавляйте к вечернему распорядку этапа чудовищ — например поиск монстров под кроватью, использование волшебного спрея для их отпугивания и т.д. Потому что никаких чудовищ в вашем доме нет и быть не может! Просто скажите: «Дома ты в безопасности, мы всегда тебя защитим».
Если малыш продолжает настаивать на проверке комнаты на наличие чудовищ, позвольте ему осмотреть одно-два места и не выбивайтесь из графика.
Если ребенок настаивает на дальнейшей инспекции после того, как вы вместе проверили пару точек, попробуйте сказать так: «Мы проверили, но ты можешь, если хочешь, сам посмотреть в других местах, всё ли в порядке. Когда закончишь, позови. Дома ты всегда в безопасности!» И выйдите ненадолго. В дальней перспективе маленький человек поймет, что лучше не развивать тему чудовищ, если он не хочет, чтобы вы уходили из детской, так и не уложив его спать.
Все эти детские страхи полезнее обсудить в течение дня. Вы можете помочь исследовать их и составить план, как с ними справляться, но уделять страхам время перед сном не следует.
Страх темноты. Если ребенок боится темноты, поможет наличие в комнате и ночника, и лампочки для чтения. Последнюю можно оставлять включенной на всю ночь, если она не слишком яркая.
Страх собственной спальни. В этом случае можете составить список мер по преодолению страхов, от самых легких до самых невыносимых, и тогда вы сможете помочь ему более уверенно переходить от этапа к этапу, пока в собственной спальне он вновь не почувствует себя уверенно и спокойно.
Например, список может включать в себя отсутствие страха:
Первый способ помочь ребенку справиться со страхом — это оставаться на каждом этапе столько, сколько потребуется, чтобы он освоился и привык. Когда вы дойдете до этапа «один в комнате с ночником и лампочкой для чтения», можно устроить поиск сокровищ с фонариком. В этом случае вы спрячете в детской маленький приз и отправите его на поиски, а сами будете ждать у двери. Постепенно усложняйте условия поиска клада.
Страшно в постели? Для малыша, который боится оставаться в своей постели, попробуйте установить «час беспокойства», когда можно безнаказанно бояться, в дневное время.
В этот установленный час он сможет говорить с вами обо всех страхах и тревогах, которые его мучают. Обычно для этого хватает тридцати минут. Если страхи кончатся раньше, в оставшиеся минуты можно поиграть в какую-нибудь игру, что-нибудь смастерить, почитать вслух.
Этот метод хорош, чтобы научить малыша тому, что для тревог есть свое время и место и, что еще важнее, что его постель не должна быть «местом для тревог». Если ребенок захочет поговорить о своих страхах до или после «часа беспокойства», он может записать их на карточку и положить ее в особую коробку, где она дождется условленного времени.