что делать если фирма убыточная
Как правильно вывести компанию из кризиса
Неблагоприятные рыночные условия, кризисные ситуации, преднамеренные действия и ошибки менеджмента и собственников нередко заканчиваются для компании плохо. У одних компаний резко падают финансовые показатели, другие несут убытки или не могут выполнить полностью обязательства перед клиентами или партнерами. Иногда доходит до предбанкротного состояния или банкротства.
Независимо от того, что стало причиной потери финансовой устойчивости, всегда существуют меры по ее восстановлению. Но важно понимать, что происходит внутри организации, в которой запущен режим антикризисного управления, и какие этапы нужно пройти на этом пути.
Я вела антикризисную работу в одном из крупнейших негосударственных пенсионных фондов страны. К моменту прихода нашей команды в фонде сменился акционер и новый собственник поставил задачу сохранить актив и вывести его на рыночные показатели. Антикризисная команда всегда приходит туда, где есть дыра. В негосударственном пенсионном фонде это отток клиентов и убыток от имеющихся активов. Надо также разобраться, насколько правильно инвестированы накопления и какую доходность это принесло клиентам.
Первый этап антикризисной работы – анализ текущей ситуации. До вхождения в актив – если вы новый собственник или управленец – невозможно на 100% точно оценить текущее состояние компании. Даже при проведении due diligence изучается, пусть и глубоко, лишь часть информации, многие факторы остаются «за периметром» и впоследствии становятся не всегда приятными открытиями.
Как российские компании создавали оперативные штабы для борьбы с коронавирусом
Когда вы поймете масштаб бедствия, поставите цели и наметите план, вам необходимо «захватить почту, телеграф и телефон». Иными словами, все, что имеет стратегическое значение: расчетные счета, входящую корреспонденцию, подпись на приказах и документах, IT-инфраструктуру и, если таковая есть, службу безопасности. Опытные собственники, покупая компанию, договариваются о смене людей на ключевых постах на берегу – при покупке.
Если вы сразу поставите своих людей, вы узнаете много нового из отчетов и других документов. И в 99,9% случаев будьте готовы к увеличению масштаба бедствия. Когда у вас появится проверенная и надежная информация, можно проводить нормирование штата, определять оптимальную оргструктуру, сокращать избыточный персонал.
В негосударственном пенсионном фонде основные затратные статьи бюджета – это фонд оплаты труда (ФОТ) и IT-расходы, далее следуют затраты на аренду. За первый год работы мы сократили штат более чем на 300 человек и передали некоторые операционные функции на аутсорсинг. Расходы на административно-хозяйственную деятельность были снижены на 11%. В условиях антикризисной экономии всегда найдется, на что направить эти средства.
По статье «ФОТ» в новом бюджете закладывайте не только зарплату, но и премии. На предприятии с антикризисным управлением они должны быть выплачены в соответствии с ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые нужно принять в самом начале пути. Премия возможна только при наличии прибыли по итогам года.
Вам нужен полноценный кризисный бюджет с основными группами расходов и приблизительной величиной выручки (доходов). Лучше потратить больше времени на анализ, чтобы потом иметь возможность идти по понятному и реалистичному плану.
В фонде была сложная ситуация: проводимая ранее стратегия была высокорисковой, что привело к серьезным проблемам с качеством активов. Часть не приносила дохода, часть нарушала регулятивные требования. Результат инвестиционной деятельности был отрицательный, что отразилось на счетах застрахованных лиц. Мы поняли, что нужен рывок, для которого утвердили новую инвестиционную стратегию и начали строить интегрированную во все процессы систему оценки рисков.
Мы принимали решения быстро и снизили негативные результаты прошлых периодов, а также уменьшили риск. Менее чем за год мы вышли из нескольких рисковых активов, что на 12% повысило долю рабочих инструментов в составе инвестпортфеля. Это были первые оперативные и крайне необходимые шаги, в целом реструктуризация портфеля – это планомерная работа, которая может занимать до трех лет.
В отличие от банковского сектора, где давно разработаны механизмы восстановления, в сегменте негосударственных пенсионных фондов ранее антикризисных действий такого масштаба не проводилось. И мы ведем процесс восстановления только за счет работы с имеющимися активами, повышения операционной эффективности и материальной помощи акционера – собственно, как это и придется делать большинству компаний в кризис. Именно поэтому наш опыт может быть полезен не только компаниям финансовой сферы.
Антикризисные меры болезненны, но компании, прошедшие оздоровление, нередко становятся более эффективными, чем стабильные игроки рынка. Команда привыкает следовать заданному темпу и рассматривает каждое событие, каждый показатель как то, что можно сделать лучше и эффективнее.
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Убытки в декларации: чем опасны и как пояснить их налоговой
Инспекторы вправе требовать пояснений в рамках камеральной проверки, если компания отразила в декларации убыток. Это касается убытков по итогам и года, и отчётных периодов. Поэтому многие бухгалтеры предпочитают занижать расходы и подавать неправильную прибыльную декларацию. Но убыток — это нормально, если он обоснован. Расскажем, как пояснить налоговой убыток в отчётном периоде.
Если компания показала убыток за отчётный период в декларации по налогу на прибыль, то во время камеральной проверки налоговики могут прислать требование о пояснении размера убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Такая же ситуация возникает при проверке убыточной декларации по УСН «доходы минус расходы» и бухгалтерской отчётности. Но эти отчёты бизнес сдаёт раз в год, а декларацию по налогу на прибыль ежеквартально или ежемесячно.
Как реагировать на требование
Срок для ответа считается с даты получения требования о пояснениях. Если компания отчитывается на бумаге, требование придёт ей почтой. Датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Если организация или ИП обязаны отчитываться в электронном виде, требование от налоговой придёт им через оператора. В этом случае срок ответа на требование отсчитывается с даты отправки квитанции о приёме. Но подтвердить получение позже, чтобы выиграть время, не получится: НК даёт на отправку квитанции те же 6 рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если не отправить квитанцию вовремя, в течение следующих 10 рабочих дней налоговики могут заблокировать счёт налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
После отправки квитанции у налогоплательщика есть 5 рабочих дней, чтобы отправить пояснения или уточнённую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). За опоздание с ответом на требование налогоплательщика могут оштрафовать на 5 000 рублей, при повторном нарушении в течение года — на 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Ответственность граждан и должностных лиц — до 1000 или до 4000 рублей штрафа соответственно (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Наконец, если проигнорировать требование ИФНС, это может привлечь нежелательное внимание налоговиков к организации вплоть до назначения выездной проверки.
Расскажем, как действовать дальше в зависимости от того, что вы решили предпринять: подать уточнённую декларацию или обосновать убытки.
Вариант 1. Отправляем уточнёнку
Если при составлении декларации допущена ошибка и убытка на самом деле нет, нужно подать уточнённую декларацию. Пояснения в таком случае можно не давать, а камеральная проверка декларации начнётся заново (ст. 129.1 НК РФ). Перед подачей уточнённой декларации заплатите налог и пени. Это позволит избежать штрафа (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Вариант 2. Отправляем пояснения
Если вы не собираетесь пересматривать декларацию, надо составить убедительное обоснование размера убытков. Его составляют в произвольной форме, указывая причины, в результате которых возникли убытки.
Рассмотрим типичные ситуации, в которых налоговая запрашивает пояснения, и дадим образцы ответов на требование.
По итогам отчётного (налогового) периода получен убыток
Такое часто случается с недавно зарегистрированным бизнесом или организациями, которые развивают новое направление и вкладывают много денег в закупку оборудования, недвижимости, материалов и пр.
«Старички» от убытков тоже не застрахованы. Причиной может стать сезонное падение спроса, крупная разовая трата, банкротство контрагента, изменение условий договоров и т.д.
Если убыток получен из-за коронавируса и режима самоизоляции, никаких особенностей в пояснении нет. Отсутствие доходов понятно, так как многие фирмы не могли работать, но по-прежнему платили зарплату, аренду, коммуналку и пр. В пояснении опишите обстоятельства и сошлитесь на решения федеральных, региональных и местных властей, например на указы Президента о нерабочих днях от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239.
Убыток от реализации покупных товаров
Пояснения могут запросить и когда убыток в декларации показан только по реализации покупных товаров. В этом случае налоговые органы подозревают, что компания нарушила правила учёта расходов при реализации товаров (ст. 268 НК РФ) или неправильно распределила расходы на прямые и косвенные (ст. 320 НК РФ).
В первую очередь проверьте, действительно ли вы продали товары дешевле, чем купили. Если нашли ошибку, подайте уточнёнку. Если же в декларации всё верно, готовьте пояснение.
Уменьшение налоговой базы за счёт убытков прошлых лет
При проверке прибыльной декларации налоговая тоже может требовать пояснить убытки. Так бывает, если в отчёте снижена налоговая база за счёт убытков прошлых лет. Такое право налоговиков напрямую не прописано в законе, но арбитражная практика показывает, что суды могут поддержать стремление налоговиков трактовать п. 3 ст. 88 НК РФ расширительно (Постановление арбитражного суда ВВО от 18.01.2016 N Ф01-1806/2015 по делу № А11-372/2015).
Может ли налоговая требовать документы для подтверждения убытков
Вместе с пояснениями налоговики часто требуют представить дополнительную информацию: постатейную расшифровку затрат, развёрнутую по контрагентам кредиторскую задолженность с указанием времени и причины возникновения, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные документы и даже иногда бизнес-план по выходу на прибыль. Обязан ли налогоплательщик выполнять такие требования?
При даче пояснений, в том числе и по поводу убытков, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учёта и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). При этом налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, не предусмотренные статьёй 88 НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Закон чётко устанавливает, что налогоплательщик может представить дополнительные документы, но не обязан это делать. На официальном сайте ФНС говорится: «На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов».
Тем не менее п. 8.3 ст. 88 НК РФ устанавливает право налогового органа запрашивать первичные документы и регистры налогового учёта при камеральной проверке уточнённой декларации, поданной спустя два года после срока подачи декларации, если в ней уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка.
Что будет, если пояснения не покажутся налоговикам убедительными
В этой ситуации есть три варианта:
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Убыток по итогам года: анализ, учет и внимание налоговиков
Убыток в общем случае представляет собой разницу между доходами и расходами хозяйствующего субъекта с отрицательным значением. Это понятие закреплено статьей 274 НК РФ. Разница между доходами и расходами определяется в рамках налогооблагаемых доходов и учитываемых расходов (гл. 25 НК РФ).
Финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете
Доходы и расходы учитываются в бухгалтерском учете на основании положений приказа Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Доходы организации“ ПБУ 9/99» и приказа Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99».
Конечный финансовый результат деятельности хозяйственного субъекта отражается в Отчете о финансовых результатах по строке «Чистая прибыль (убыток)».
Конечный финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как правила учета доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом законодательстве различаются. «Убыток не всегда убыток»/
Нельзя говорить об убыточности деятельности юридического лица только основываясь на том, что по итогам финансового года получен отрицательный финансовый результат, как и наличие в бухгалтерском балансе непокрытого убытка.
Первый фактор заключается в том, что отечественное законодательство устанавливает такое понятие как величина чистых активов, значение которых и будет говорить об успешности хозяйственной деятельности. Законодатель под чистыми активами понимает активы, которые остались бы в организации после погашения всех обязательств (п.4-6 приказа Минфина России от 28.08.2014 № 84н). То есть чистые активы — это собственные средства.
Второй фактор связан с общими итогами деятельности юридического лица, рассчитанными на основании финансового анализа деятельности в динамике. Например, по итогам анализа сделан вывод, что убыток в отчетном периоде снизился по сравнению с предыдущем периодом в 2 раза, что конечно же будет свидетельствовать о положительной динамике деятельности в целом.
Финансовый анализ
Обратимся к отчету о финансовых результатах, который является одним из основных компонентов отчетности в целом, и показывает изменение капитала под влиянием доходов и расходов. Информация, представленная в отчете нарастающим итогом отчетного года, позволяет оценить эффективность деятельности предприятия.
Оценка и анализ статей отчета дает возможность сделать заключение об экономическом положении организации, оценить рентабельность и финансовую устойчивость, сформировать представление о дальнейшем развитии организации.
Посмотрим на полученный убыток «со стороны».
Основные показатели исследования эффективности активов:
— прибыль (убыток) от продаж, полученная за период;
— прибыль (убыток) до налогообложения, полученная за период;
— чистая прибыль (непокрытый убыток), полученная за период;
— показатели рентабельности (убыточности).
Показатели рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов и источников их формирования. Под рентабельностью понимается эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
Можно сделать вывод об эффективности использования ресурсов, так как в расчете может участвовать не только показатель прибыли, но и показатель убытка. Соответственно, рассчитанные таким образом показатели рентабельности должны быть больше нуля и в этом случае оценка динамики показателей будет иметь положительное значение, даже несмотря на то, что может быть получен убыток.
Внимание налоговиков
Одним из оснований проверки налоговиков является низкая рентабельность, а также отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», далее Концепция).
Положения Концепции связаны с критериями самостоятельной оценки рисков, среди них есть такой критерий как отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Конечно, для налоговых органов больший интерес представляет налоговая, а не бухгалтерская отчетность, тем более, что налогоплательщик может в бухгалтерской отчетности отражать убыток, а в налоговой прибыль и это не противоречит законодательству.
Тем не менее, даже если только в бухгалтерской отчетности отражается убыток, контролирующие органы могут пригласить руководство организации на «убыточную комиссию», где и попросят объяснить причины убытков, ведь деятельность коммерческой организации направлена, прежде всего, на получение прибыли, о чем указано в п. 1 ст. 2 ГК РФ.
Кроме того, налоговые органы рассчитывают рентабельность предприятия. Цель —сравнить ее со среднестатической рентабельностью по отрасли, отклонение которой должны быть не более 10%. Иначе организация будет кандидатом на выездную налоговую проверку. Рентабельность рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности, поэтому имеют место случаи, когда споры с налоговыми органами о низкой рентабельности приходится доказывать в судебном порядке.
Примером могут служить постановления ФАС Московского округа от 09.11.2010 № А40-175533/09-35-1333 и от 04.05.2010 № А40-114683/09-4-826.
Таким образом, полученный убыток может быть «опасен» не только с точки зрения дальнейшей деятельности самой организации, но и с точки зрения пристального внимания налоговых органов.
«Борьба» с убытком
Рассмотрим возможные варианты увеличения прибыли. Однако некоторые из них могут показаться «недостижимыми», и в этом будет доля истины.
Увеличивать выручку от реализации, сохраняя при этом уровень издержек организации.
Увеличение продаж
Что делать:
В данной ситуации необходимо тщательное изучение рынка, в том числе и в регионах. а в крайнем случае путем повышения стоимости, конечно если это возможно в условиях рынка.
Кроме того, увеличение продаж возможно добиться гибкой маркетинговой политикой. Сама по себе маркетинговая политика будет являться не только программой лояльности клиентов, но и направлена на исключение налоговых рисков при предоставлении скидок и бонусов клиентам, так как зачастую налоговые органы пристально следят за ценообразованием и пытаются «доказать» получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Свидетельствует об этом и судебная практика, например, Постановления АС УО от 11.02.2015 по делу № А34-2255/2014, АС ВВО от 03.03.2016 по делу № А43-14608/2013.
В учетной политике целесообразно предусмотреть следующие положения: товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика, политика продвижения.
Снижение себестоимости
Что делать:
Например, проанализировать транспортные расходы, и, возможно, сменить транспортную компанию, на ту, в которой стоимость доставки ниже, либо рассмотреть вопрос о вложении средств в собственный транспорт. Все направления нужно тщательно проанализировать для принятия решения.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Как реанимировать умирающий бизнес.
Неудачный бизнес. Что делать?
И после плохого урожая нужно сеять
Сенека
Любой опыт может стать другом, если вовремя сделать нужные выводы. Неудачный бизнес – это крах надежд, разочарование, финансовый провал, порождающий отчаяние и безнадежность. Однако из любой ситуации можно найти выход, открыв дверь в новую реальность. Как продолжить жизнь после развала бизнеса, как пережить неудачу без потерь?
Что считать неудачей в бизнесе?
Какой бизнес можно считать неудачным? Тот, в котором нет финансовой прибыли? Или тот, где бремя тяжелых долгов с каждым месяцем становится все тяжелее? Неудачным бизнес становится тогда, как нет базы для создания своего дела: не до конца изучен рынок, нет понятия об изменениях спроса – по товарным категориям, ассортименту и сезону, нет контроля за движением денежных средств. Стоит ли винить команду корабля в том, что судно пошло ко дну?
Пессимисты шутят, что бизнес нужно развалить как минимум четыре раза, чтобы научиться вести свое дело, оптимисты утверждают, что хватит и двух. Чтобы бизнес с первых же дней приносил серьезный доход, нужно владеть массой технологий и умений, знать все нюансы ведения своего дела, управлением персоналом и тонкостям общения с энергией денег. Это профилактика, но что же делать, если катастрофа уже произошла? Искать причины неудач, оценивать свой потенциал, выбирать новое направление. Это поможет избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Причины бизнес-неудач
На тысячу провалов всегда есть пара десятков успешных результатов. О чем знают эти «счастливчики»? Что упускают горе-предприниматели, направляя свой корабль в пучину бурного моря бизнеса? Любой успех базируется на отлаженной базовой схеме, нарушение последовательности этапов которой неминуемо приведет к кризису. Прежде чем разобраться в этой стройной системе успешности, попробуем понять причины неудач.
Неправильный выбор партнеров. Это одна из самых распространенных причин развала бизнеса, когда каждый соучредитель надеется въехать в рай на горбу своего компаньона. Множество примеров быстрого финансового краха компаний, когда затевается семейный или дружеский бизнес, не учит никого. В партнеры необходимо выбирать грамотных и опытных людей, способных заниматься управлением профессионально. Хотя таким людям вряд ли нужны соучредители: если они умело ведут свое дело, у них достаточно средств, чтобы открыть новое направление. Правда, может не хватать времени на развитие параллельного бизнеса.
Лучший вариант избегания подобной ошибки – открытие самостоятельного бизнеса, без партнеров. В этом случае винить в неудачах будет некого, и любой вариант развития ситуации придется взять на себя. При этом половинчатого результата не получить: не с кем делиться – ни ошибками, ни долгами.
Неумение управлять финансами. Большинство молодых предпринимателей пытаются открыть свое дело, рассчитывая на банковский кредит. Как правило, девяносто процентов новых бизнесов закрываются в течение следующего года, не выходя на точку безубыточности. Причина таких предпринимательских крахов кроется в отсутствии экономических и бухгалтерских базовых знаний управления компанией. Неумение просчитать коммерческие риски, изучить спрос на новое предложение и предвидеть сезонный спад приводят к денежному коллапсу через несколько месяцев после открытия дела.
При подготовке бизнес-плана трудно заранее просчитать необходимые денежные ресурсы, которые, как правило, оказываются в разы выше планируемых.
Непонимание основ менеджмента и маркетинга. Начинающие предприниматели недооценивают роль стратегического построения всех процессов в компании. Первую скрипку обычно в предприятиях, потерпевших крах, играет продукт компании, а не клиент, ради которого создается фирма. Если предприятие изначально ориентировано внутрь, то есть на достижения собственной компании, на продукт, а не на выяснение и удовлетворение потребностей, на решения проблем клиентов, рано или поздно оно пойдет ко дну.
Отсутствие нужного психологического настроя на успех. Многие начинающие бизнесмены крутят пальцем у виска, когда смотрят позитивные видеоролики о том, как начинают свой рабочий день гуру больших компаний. Йога, восточные медитативные практики, позитивное мировоззрение – зачем все это? От внутреннего настроя зависит внешний мир. Каждый человек выбирает самостоятельно тот образ жизни и стиль ведения бизнеса, который для него наиболее комфортен. Нарушая законы Вселенной, трудно ждать от нее ответной щедрости. Быть может, именно поэтому миллионеры и миллиардеры регулярно сверяют свой курс со своим внутренним Я. Настрой на успех гарантирован при умелом обращении со своим подсознанием, с визуализацией будущих побед компании.
Аристотель Онассис (1906-1975), греческий судовладелец, знаменитый миллиардер, говорил: «Нужно думать о деньгах день и ночь, они должны сниться, только тогда можно разбогатеть».
Умело поставить цель, грамотно разработать план ее осуществления, овладеть навыками продвинутого тайм-менеджемента и маркетинга – начало будущего успеха, работа над прежними ошибками.
Что нельзя делать в случае провала?
Нельзя:
Что делать нужно и можно?
√ провести банкротство
√ реанимировать
√ закрыть.
Примеры из личной практики
Неважно, сколько раз ты упал, важно, сколько раз поднялся…
Пример первый
Столь печальный исход никаким образом не исправил бы положение, поскольку у горе-предпринимателя оставались жена и дети, которые могли стать мишенью для кредиторов. Начала консультирование с параллельной диагностикой психологического состояния случайного клиента и финансовой составляющей бизнеса. Нужно было понять, что и когда привело компанию к разорению.
Детальное изучение вопроса финансового коллапса моего клиента помогло найти слабые места и утечку денежных средств, выработать программу реанимации бизнеса. В течение трех месяцев была проведена тотальная чистка и ревизия всех вопросов управления, затем выбрано параллельное направление, способное дать поддержку на время ремонта бизнеса.
Это новое направление, принесшее быстрые деньги, сегодня стало главным делом предпринимателя. Оптовые продажи продуктов, как вид деятельности, постепенно были сведены к нулю и полностью заменены на производство услуг населению. Позитивный оптимистичный взгляд помог предпринимателю выйти из черной комнаты своих страхов, преодолеть кризис и найти свое новое высокодоходное дело. Кто ищет, тот всегда найдет.
Пример второй
Молодая предпринимательница, не изучив рынок, решила скопировать бизнес предоставления услуг у очень успешных местных бизнесменов. Однако внешняя сторона бизнеса основывалась на секретных разработках, о которых, по понятным причинам, дама не подозревала. Она взяла солидный кредит в банке, сняла офис, наняла сотрудников и стала рекламировать новую услугу, вкладывая в продвижение своего продукта огромные суммы.
При этом качество услуг было ниже среднерыночного, что быстро поставило предприятие на край финансовой пропасти. Ежемесячные платежи по аренде, зарплата персонала, проценты по кредиту и налоговое бремя за несколько месяцев бизнес из разряда стартапа перевели в статус «неудачного».
После того, как она обратилась ко мне за помощью, я провела оценку внутренних ресурсов и предложила ей два варианта: либо обучить персонал и заняться партизанским маркетингом, либо закрыть это направление бизнеса, поскольку качество услуги оставляло желать лучшего. Она выбрала второй вариант, нашла себе работу по найму и стала медленно погашать банковский кредит и задолженности по налогам.
Даже если корабль под названием «Собственное дело» медленно и верно идет ко дну, не стоит отчаиваться: всегда можно начать сначала, с самым главным достоянием – бесценным опытом. Не зря русская пословица гласит, что за одного битого двух небитых дают.
«Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели», — так метко заметил Оскар Уайльд и был тысячу раз прав!