что делать если человек не может разговаривать
Расстройства речи
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.
Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.
В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент. Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов. Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.
Общая характеристика заболевания
Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.
Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений. Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы. Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.
Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл. Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие. Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.
Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента. Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз. Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.
Основные признаки расстройства речи
Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:
Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.
Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.
Причины речевых расстройств
У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.
Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.
Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:
Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:
Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.
Разновидности речевых патологий
Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:
В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.
Лечение расстройства речи в Москве
Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.
Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.
Лечение речевой дисфункции отзывы
Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.
Нарушение речи после инсульта: восстановление речи и лечение афазии
15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.
Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.
Признаки афазии
Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.
У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.
Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления. И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.
Нарушение речи причины, способы диагностики и лечения
Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.
У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы. У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга. Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.
Причины нарушения речи
Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:
Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 09 Ноября 2021 года
Содержание статьи
Типы нарушений работы голосового аппарата
Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:
Дизартрия
Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.
Заикание
Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.
Дислалия
Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:
Афазия
Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:
Методы диагностики
В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.
Деменция у пожилого человека или старческое слабоумие. Часть 1.
Деменция у пожилых людей или старческое слабоумие – термин, который встречается в медицинской практике геронтологов. Деменция в пожилом возрасте доставляет немало хлопот как самому заболевшему, так и его окружению. Сегодня наша статья посвящена исследованию вопроса старческой деменции или, говоря простым языком, старческого слабоумия.
Старческая деменция – что делать, когда в семье пожилой больной? Обсудим непростую ситуацию: пациенту поставили диагноз «деменция». Дословно этот термин переводится как «отсутствие ума», приобретенное с возрастом. Предлагаем подробно разобраться в этом непростом заболевании.
Деменция у пожилых – виды слабоумия и причины.
Деменция как заболевание, характерное более для пожилого возраста имеет свои “корни”. Наиболее часто встречающиеся виды старческого слабоумия и их причины:
Как развивается заболевание?
Деменция или старческое слабоумие имеет свои симптомы и особенности. Схема развития старческого слабоумия одна: сначала начинает страдать память человека, затем нарушается мышление и интеллект. Симптомы деменции у пожилых людей давно выявлены и описаны терапевтами и психиатрами.
Порой на ранних стадиях деменции у пожилых сами больные отмечают, что теряют вещи, забывают кастрюлю на плите, не могут вспомнить последовательность приготовления теста для своих фирменных пирогов, не помнят обстоятельства знакомств с людьми. Человек может войти на кухню и стоять в растерянности – не помнит, зачем он сюда сейчас пришел. Выполнить целенаправленное действие ему бывает трудно, потому что какое-то звено на пути к цели забыто начисто. Также могут проявиться изменения личности, характера и привычек. К примеру, пожилая мама может стать вязкой в общении, полюбить читать нотации, сыпать упреками. У нее снижается круг интересов, и она уже не может поддерживать разговор как раньше – остроумно и находчиво. Появляется желание искать у себя болячки, становится заметным эгоцентризм, брюзжание. Могут заостриться нелицеприятные черты характера, с которыми раньше справлялась с помощью самоконтроля (жадность, мелочность, неряшливость).
Специфический ранний признак сосудистой деменции: появляется повышенная слезливость и сентиментальность. Больная плачет во время киносериалов, во время сюжета в «новостях», читая о котиках, часто необоснованно жалеет себя и т.д. Также признаком сосудистой деменции является волнообразное течение болезни. Так, симптомы усугубляются перед гипертоническим кризом, зависят от декомпенсации уровня сахара в крови, то есть напрямую связаны с обострением хронического заболевания. Вроде бы мелочи, но…
Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:
Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:
Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.
Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.
Симптомы задержки речевого развития
Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :
Патогенез задержки речевого развития
Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :
Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :
Классификация и стадии развития задержки речевого развития
Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:
1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:
3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.
4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.
Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.
Осложнения задержки речевого развития
Диагностика задержки речевого развития
Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.
Невролог может назначить следующие обследования:
Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :
Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.
При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.
Лечение задержки речевого развития
Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:
Прогноз. Профилактика
При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.
Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.