что делать если человек крыса
Когда человека называют крысой, что имеют в виду?
Философия «крысы»
Заслуживает внимание философия «крысы», – у них на самом деле есть своя философия. Следуя их извращенной логике, они не воруют, а просто «берут свое». Они делятся с владельцем компании прибылью, потому что он – «жмот» и «эксплуататор», наживающийся на труде бедных рабочих. Тот факт, что они также крадут и у своих собратьев-рабочих, из виду как-то выпускается.
Следуя своему основному принципу: «владелец должен с нами делиться», «крысы» всегда первыми начинают возмущаться по поводу задержки или уменьшения зарплаты. Часто «крысы» подбивают сотрудников на саботаж, и коллективные выступления «в защиту прав рабочих».
Если «крыса» вхожа в кабинет владельца, она непременно всяческими способами будет внушать ему, что он обязан заботиться о людях, что люди должны на что-то жить, и что они много работают, а зарплаты у них маленькие. При этом доводы владельца в отношении того, что доход компании не покрывает ее расходы «крыса» во внимание не принимает. Это все – проблемы владельца, он просто должен платить людям зарплату, ведь они же работали.
«Крыса» может шантажировать владельца, говоря ему, что люди уволятся, если им уменьшить или задержать зарплату.
Самое ужасное то, что часто «крысы» бывают весьма убедительны. Большинство владельцев, благодаря стараниям «крыс», относятся к своему бизнесу как к некоему «кресту», который они должны теперь нести всю оставшуюся жизнь, заботясь о людях, которых они наняли, об их благосостоянии и о том, чтобы они вовремя получали зарплату, даже если компания находится на грани банкротства. Забавно иногда наблюдать за реакцией какого-нибудь владельца компании, когда доносишь ему один простой факт: он никому ничего не должны.
Владелец бизнеса – это человек, который создал рабочие места, и предоставил их «в аренду» своим работникам. Задача работников — заработать такой доход, которого хватит на то, чтобы покрыть «арендную плату», т.е. расходы бизнеса, и на выплату зарплаты. А если работники не зарабатывают такой доход, — это, прежде всего, их проблема.
Как распознать «крысу»?
необоснованная критика как попытка оправдать свои действия,
По этим признакам вы с легкостью сможете обнаружить «крысу», а обнаружив ее, пусть ваша рука не дрогнет.
Распознав «крысу», немедленно от нее избавьтесь:
Кто это такие, что это за категория людей?
Из самого названия понятно, что сотрудник ворует продукцию, деньги, материалы или оборудование своей же организации, берет взятки и откаты. Такой человек пишет левые накладные, или ведет двойную бухгалтерию, подрывая её платежеспособность. И при всем при этом он благородно верит в свои высокие робингудовские цели! Ведь он не грабит бедных, наоборот он ворует у богатых.
Вор, по его собственному мнению, даже и не ворует, а берёт то, что ему честно причитается. Хозяин компании – это «эксплуататорский класс» и «белая кость», который наживается на рабском труде людей, и на контакт с ним пойти совершенно невозможно, поэтому наказать и раскулачить, как в старые добрые времена октябрьской революции.
Любой владелец бизнеса должен понимать: он ничего никому не должен. Он создал рабочие места и дал их «в аренду» сотрудникам, и теперь только от них зависит, смогут ли они заплатить «арендную плату» и остаться в плюсе – то есть, получить доход. Если их трудоспособности хватает лишь на выплату «аренды», расходов на бизнес, то кто виноват в этом, кроме них самих?
Некоторым стоит поучиться человечности у братьев наших меньших
В 2011 году ученые из вузов США Inbal Ben-Ami Bartal, Jean Decety и Peggy Mason придумали интересный эксперимент, чтобы увидеть, насколько крысы готовы помочь своим собратьям-грызунам.
Результаты были (мягко говоря) потрясающими. Крысы освобождали других крыс, попавших в беду. Более того, они даже делали это без обещания награды. И когда им предлагали выбор между освобождением попавшей в беду крысы или открытием контейнера с шоколадом, они «освобождали» и то и другое, а также стремились разделить шоколадную добычу.
Как ведет себя стукач и зачем он это делает?
Стукачи обычно кажутся вполне приятными людьми. Они могут расположить человека к себе, очаровать его своей добротой и умением выслушать. Однако за этой маской прячется весьма корыстный коллега, который не прочь выслушать то, как вы изливаете душу, а затем донести до директора. Все ваши жалобы, проблемы и прочее «грязное белье» обязательно станут известны начальству.
ВАЖНО! Если в офисе ничего не происходит, он, как истинный специалист этого дела, начнет создавать инфоповоды самостоятельно, натравливая своих коллег друг против друга.
От издательства
Данная работа открывает книжную серию под общим названием «СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ», ставящую своей задачей знакомство читателя с основными направлениями психоаналитической мысли, — ее теоретическими положениями, прикладными разработками и клинической практикой. Необходимость начинания подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей части российского общества в серьезном переосмыслении мирового психоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в общий контекст отечественной научной и образовательной систем.
В силу различных причин, в том числе и идеологического характера, богатейшее творческое наследие ближайших учеников и последователей Фрейда, равно как и новейшие исследования нынешних психоаналитиков,— многие работы самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке, хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные «спецхраны» — оказались выключенными из научного, клинического и культурного процессов в России. Это обстоятельство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся серией «Библиотека аналитической психологии», приступить к изданию книг непосредственно психоаналитической серии.
Практической задачей «восстановительной» работы такого рода наряду с публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда работ, позволяющих прояснить психопатологическую специфику тоталитарной истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою посильную лепту в создание своеобразной «кругорамы» социальной истории России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу разницу между историей индивидуальной и общественной души и историей ее болезни. Психическое, увы, слишком часто видится через патологию…
Данный проект — плод усилий многих людей, не только сотрудников издательства «Б. С. К.» и Информационного центра психоаналитической культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда других организаций.
В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубежных издательств и фондов, в частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское Психоаналитическое общество и Российская психоаналитическая ассоциация в Москве, Общество поощрения современного искусства «А-Я» в Санкт-Петербурге. Всем им мы выражаем свою глубокую признательность.
Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись. Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их критические советы и пожелания.
Дальнейшие шаги к полному выведению «крыс»
Итак, первым шагом в деле избавления от «крыс» является постановка качественной, многоуровневой системы товарного учета, используемой бланки строгой отчетности, и проведение систематических инвентаризаций. После того, как товарный учет и система переучетов будут налажены, в компании будут перекрыты основные «дыры» для «крысятничества».
Но часть «крыс», по-видимому, все еще будут оставаться в компании. Поэтому следующим шагом будет оптимизация бизнес-процессов путем внедрения направляющих форм. Направляющая форма – это своего рода маршрутный лист, формализующий бизнес-процесс. Направляющая форма выглядит как перечень необходимых действий, с указанием должностей, которые должны выполнить эти действия и после выполнения поставить свою подпись. Другими словами, направляющая форма закрепляет за каждым сотрудником, участвующим в бизнес-процессе, его область ответственности.
Сотрудник выполняет ряд действий, регламентированных направляющей формой, после чего ставит время и свою подпись, удостоверяя тем самым написанное и беря ответственность за результат своих действий. Появление направляющих форм в компании не только кладет конец замешательству, хаосу и нестыковкам при взаимодействии различных подразделений и сотрудников, но также вводит персональную ответственность за результат на каждом посту, чего ох как не любят «крысы».
Последний шаг
Последним шагом в славном деле окончательного и бесповоротного выведения «крыс» является внедрение статистик (индивидуальных показателей). Статистика – это графическое отображение количества созданного продукта, соотнесенное ко времени. Статистики позволяют судить о продуктивности каждого конкретного сотрудника, принимать решения о продвижении, поощрении или наказании конкретного сотрудника не на основе мнений, а на основе его личного вклада в производство продукта компании. Статистики позволяют реализовать принцип поощрения продуктивных сотрудников, а также устраняют несправедливость и произвольности. Нужно ли говорить, что к моменту полного внедрения в компании управления на основе статистик «крыс» там не останется и в помине? Но это будет уже совсем другая компания.
Новое в блогах
«Крыса» в сообществе крыс или «крысы» России.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ КРИМИНАЛЬНОГО СЛЕНГА
Поведение «крысы» в сообществе крыс, подобно понятию «крысятничать, наблюдается как в сообществе крыс, так и в нормальном человеческом, если о таком обществе можно так сказать. В силу различных причин в сообществе крыс иногда появляется крысятничающая крыса (она промышляет тем, что убивает и пожирает своих же более слабых членов сообщества, даже тогда, когда нет голода), некоторое время эта крыса процветает, даже становится иногда лидером этого крысиного сообщества, но несмотря на все её предосторожности, крысиное сообщество вычисляет её и уходит от неё, крысятничающая крыса, оставшись одна, погибает. Почему же сообщество крыс не убивает эту крысу, да просто крысиное сообщество умнее человеческого, крысы отдают себе отчёт в том, что убив её и отведав мяса своего сородича они сами заражаются «бациллами» крысятничества. Уголовное сообщество в отличии от крысиного свою выявленную «крысу» убивают, часто это убийство сопровождается особыми ритуальными постановками.
В России, хотя формально она и осуществляет мораторий на смертную казнь, живёт по понятиям уголовным, более того, «крысиным», даже по уголовным понятиям. Примеров более чем предостаточно от убийства Димы Холодова и чеченских войн до Кущёвской, Гусь Хрустального, смерти Магницкого и процесса над Ходорковским с Лебедевым… То есть беспредел, даже с точки зрения уголовных понятий, достиг своего апогея. Вывод напрашивается сам: у власти в России криминальные «крысы», а Россия живёт по самому худшему из сценариев криминального мира – крысятническому.
Что же ждёт нас в ближайшем будущем? Скорее всего старые «крысы» останутся у власти.. Есть очень слабая надежда, что российское общество наконец-то объявит «войну» всем «крысам», самое главное, чтобы эта борьба не вылилась в кровопролитие, т.к. риск стать «крысами» у таких революционеров в конечном итоге приведёт в исходную точку – «крысы» новые и ещё более голодные и алчные захватят власть, как это уже было в российской истории, а этого Россия уже не выдержит.
И в заключении, давайте прекратим мышиную возню вокруг вопроса «Кто виноват?», а объединимся в борьбе против крыс в любом обличии. Всё-таки давайте вспомним старую истину: «Враг моего врага мой друг.»
С наступающим всех годом кролика белого и пушистого! Удачи нам всем в борьбе с «крысами».
люди крысы-они вокруг нас
Люди крысы. Наверное у каждого на пути встречались такие люди, люди подхалимы, люди двуличные, люди сплетники, люди завистники. Эти люди всегда замаскированы слоями гримма доброжелательности, юмора, доброты. В начале ты думаешь о какой человек, добрый,хороший, интересный и.т.д но проходит время, и вот подходящий случай когда маска слетает, и ты понимаешь перед тобой очередной человек-крыса!
С кого то маска слетает очень медленно и ты со временем узнаешь этого человека и ужасаешься, а кто-то срывает её в мгновения ока, и главное потом ты вспоминаешь что тебя пердупреждали и не зря люди говорили, не общайся, он(а) такой(ая), берегись
Я через подруг познакомилась с девушкой, мы все начали хорошо общаться каждый день обедать вместе, обсуждать всех, постепенно начали делиться секретами, вместе гулять, беситься.
И конешно же, мои другие подрги которые имели с ней раньше дело, мои друзья, даже мой парень предупредили меня что не стоит общаться с ней, у парней с ее группы даже был прикол, кто врежет ей,дадим 10,000 тг. Но я как истинный оптимист, искеренне верила что все они ошибаются,главное мне было весело и все. Её мелкие подлости в отношение к другим девченкам, её врагам, нынешним её бывших я просто не замечала, или считала просто шуткой. Проходит время и эта девушка, расскрывает все секреты моих подруг, ссорит всех друг с другом, выставляет меня лгуней.Что сказать, я была зла, я все высказала ей в лицо и решила просто не общаться с ней. Это как раз был период когда с моим парнем начались проблемы, мы расставались, мирились. И чтобы отомстить мне, непонятно за что,она судорожно начинает искать номер уже бывшего моего парня, поиски закончились, вроде все забылось, осталась неприязнь.
проходят месяцы, заканчивается лето, я приезжаю с Астаны, парень (на тот момент не понятно еще парень или не парень) встречает меня, поужинали, приехали домой, начали смотреть фильм, он уснул, я сидела вк, решила проверить его телефон, так чисто женское любопытство. Захожу в смс и там вроде все мои сообщения и сообщения от друзей, и от его друга Самат Китай (так подписан), открываю, а там явно не мужские сообщения, смотрю на номер, её номер. В порыве злости я разругавшись с парнем, выстовляю его вон, а изнутри все горит. Так они продолжали общаться,он на зло мне разговаривал с ней, чтоб задеть, за какие то обиды. Она про меня ему ни одного плохого слова, но коварная с*чка, по другому доставляет информацию, которую я ей говорила, все чем я делилась в более развратной и ужасной форме. Но мы смогли мы преодолели все, мы сошлись, с ней он перестал общаться, она заболела легкой формой туберкулеза, лежала в больнице, не давно вот вышла. Парню моему периодический писала смски типа я тебе не игрушка, бла бла бла. и вот в моем формспринге появляются ужасные отзывы, по времени заданых вопросов и её ответов в ее формспринге, я узнаю что это она, через друзей передает что она обратно начала курить из-за моего парня, вк делает вид что у неё есть парень, ставит счастливые статусы. Но если все так у неё хорошо зачем мне писать гадости? Сейчас мне просто жаль её, и мне кажется бог наказал её болезгью, но она этого не понимает
Какого человека можно назвать крысой? Что это значит?
Определение крыса пришло в повсеместное использование из кругосветных путешествий, потом перекочевало в столь же закрытую изолированную систему, потому и кажется сейчас что крыса как определение человека, ворующего у своих, исходит их зоны. А в эпоху кораблестроения и кругосветных путешествий, было известно, что первыми покидают корабль давший течь, крысы. Потому так презрительно стали называть предателей, которые долгое время не показывали своей подлой натуры, разделяя общую трапезу, вкушая хлеб и соль, и, находясь под одной крышей. В старину считалось, что долгий общий ночлег не случаен и сводит чужих людей в некое подобие братства.
Оно означает «человека», который совершил кражу у своего. Такое обвинение никогда не проходит без последствий и человеку, его бросившему, всегда необходимо ответить (обосновать) свои слова.
Определение «крыса» пришло с зон.
Это когда один из зэков ворует у своих.За это назначалось наказание вплоть до опетушения.Постепенно это выражение распостранилось и на воле,но значения не потеряло.
В свое время,работая слесарем-я стал свидетелем наказания «крысы»,пойманного на воровстве из шкафов в бытовке-взяли нежно за руки-ноги,и отнесли к туалету типа «сортир»,и с чувством погрузили в отходы жизнедеятельности головой вниз,так что тому пришлось нырнуть. а на следующий день он тихо писал заявление «по собственному».
Чтобы так назвали человека, ему надо изрядно потрудиться над собой. В целом, этот тип низок до настоящего отвращения. Ему ничего не стоит украсть что-то, разжалобить кого-нибудь, чтобы что-нибудь урвать для себя. При чем, этот аморальный тип, любит разносить грязные сплетни, труслив до ужаса, хотя всеми силенками пытается, когда окружающие его в чем-то упрекают, доказать обратное. Ради какой-то выгоды он без мыла готов другим (в одно место) залезть и никогда просто так ничего ни для кого не сделает. При этом, он очень ленив, изворотлив и жаден. При малейшем нажиме ради себя, любимого, сдаст любого.
Крысой называют того, кто, пользуясь подлыми приёмами, извлекает свою шкурную выгоду. От таких людей всегда лучше держаться подальше, из соображений безопасности. Их методы могут быть весьма изощрёнными, их далеко не всегда просто можно разглядеть. До тех пор, пока они поступками не обнаружат свою гаденькую сущность.
Я так никого не назвала бы, мне это слово даже произносить мерзко. Но если на то пошло, то когда говорят, что такой-то человек — крыса, я понимаю, что это уже хуже некуда. Но как-то я слышала, как мамаша назвала своего ребенка крысенышем. Причем не со зла, а так, походя.
Человек-крыса. Тот который всех сдаёт. Или выглядит как крыса. Или же берёт себе самое лакомое и не делится. Или же не рассказывает какой-либо секрет. Крыса в общем этот тот который хочет всё и не хочет не с кем делится и лучше всего иметь всё это чтобы другие не заметили
Крыса это человек который украл что-то у своих же. И тот человек который стукачит на своих кому-то. Обычно такие термины употребляют в тюрьмах сами заключенные. Впринципе можно уже встретить и в нашем обществе
Человек, который » гребет» все под себя, которому не до кого нет дела, который никогда не кому не поможет, но у других при случае утащит.
Крыса это тот кто совершает крысятничество.Это пошло от тюрем.Ворует у своих.
никакое одно отдельное качество не может выпячиваться до значимости главного, тк.
самым важным являются не сами качества, а их согласованность, гармоничность.
Здесь даавноо все заданы вопросы и давно написаны ответы,
в том числе и на эту тему одного якобы самого важного, напр., здесь.
пустячный элемент в структуре наличного в нас.
В нас вложены гораздо более важные вещи, о которых личность даже не догадывается.
С ILONA P я не согласен. Если человек постоянно извиняется, то,скорее всего, это невроз. То есть, человек сильно переживает из-за того, что он может кому-то не угодить. Это боязнь не угодить.
Это именно личностному слою психики бросается в глаза разность, хотя личность и не догоняет, в чем конкретно эта разность состоит.
Но где запрятано это своеобразие, мало кто знает, потому что
а о душе у людей нет даже смутных представлений.
Творческие люди творят, вытаскивая из своей души свои новшества,
даже не зная толком об их источнике.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
Общественные факторы
Истерический симптом с его подспудным смыслом, рассмотренный через призму общественной перспективы, всегда наполнен внешним социальным «звучанием» (Israel, 1983). Это звучание можно истолковать приблизительно так: «Основанные вашей (читай, патриархальной) культурой запреты сексуальных желаний — это чересчур. Подобного не вынесет ни одна женщина!» С этой точки зрения истерический симптом не только результат вытеснения индивидуальных сексуальных желаний. Частые истерические симптомы в конце XIX (т. н. fin de siecle) были результатом общественного подавления. Двойная мораль того времени позволяла мужчине реализовывать свои сексуальные желания с другими женщинами или с проститутками, запрещая это женщинам. По сравнению с мужчинами женщинам приходилось затрачивать значительно большие усилия на « вытеснение», что. в известной мере, и объясняет частоту, истерических симптомов у женщин прошлого века.
Сейчас во времена большей либерализации сексуального поведения такую функцию выполняют либо агрессивные, либо нарцистические желания, которые, оставаясь не удовлетворенными, выражаются косвенно в тех или иных симптомах и манифестом поведении, скажем, посредством постоянной критики других, контроля и мелочных придирок, ставящих заслуги любого человека под сомнение. Такое поведение проявляется как истерическое особенно тогда, когда само отношение находит себе косвенное выражение в каком-нибудь симптоме, например, в головной боли. Тогда головные боли могут приобретать бессознательное значение: «Ты не обращаешь на меня достаточного внимания. Поскольку тебе все равно, я отношусь к тебе критические.
Разбирающиеся в психоанализе читатели без труда отыщут примеры описанного поведения в кругу своих знакомых. Примеры, подтверждающие психоаналитические теории об истерических или конверсионных неврозах. Поэтому больше нет необходимости продолжать здесь тему «истерий» и можно перейти к следующему классическому неврозу, исследованному психоанализом.
2.3. Неврозы навязчивых состояний
Симптомы
В отличие от истерии здесь мы перемещается исключительно в сфере психического. Мышление в данном случае проявляется характерным образом — навязчивым повтором одних и тех же мыслей, при том, что человек сам отдает себе отчет в бессмысленности происходящего. Существуют также навязчивые состояния: пересчет, повторение предложения или размышление над тем или иным положением вещей, сопровождающееся сомнением относительно степени их реальности. Одного пациента. страдавшего неврозом навязчивого состояния, как будто заставляли постоянно артикулировать, систематизировать и соблюдать определенные правила. По отношению к навязчивым мыслям и фантазиям чувствительность и телесные ощущения полностью оттесняются. Наряду с навязчивыми мыслями могут встречаться навязчивые действия, как, например, случай навязчивого мытья рук, одежды или посуды. В ситуации острого проявления навязчивости пациенту требуется значительно больше времени для одевания или раздевания, поскольку все действия должны строго соответствовать определенному порядку, который ни в коем случае не должен быть нарушен.
Здесь просматриваются очевидные параллели между неврозом навязчивого состояния и религиозной практикой или суевериями, когда, например, определенные жесты призваны изгонять бесов или вызывать милость всевышнего и т. п.
В заключение упомянем о навязчивых влечениях (Zwangsantriebe), и импульсах. Сюда относятся внезапные побуждения, которые особенно пугают пациентов, поскольку не согласуются с их сознанием. Приведем в качестве примера внезапную внутреннюю директиву — импульс:
Психодинамика
В предыстории подобных пациентов обнаруживается сильное притеснение любых сексуальных и агрессивных импульсов, часто сопровождающееся отсутствием эмоциональных отношений с родителями (бесчувственное, лишенное любви родительское поведение). Обычно мать в таких случаях воспринимается как фигура воображаемая, а отец — как инстанция наказания.
Психогенез
В психогенезе неврозов навязчивого состояния после оживления классической тройственной ситуации между ребенком, матерью и отцом происходит регрессия на предшествующую «анальную» ступень развития, поскольку относящиеся к генитальной фазе желания инцеста и устранения были слишком угрожающими для детского «Я». Стараясь избежать угрожающих ему генитальных импульсов, ребенок попадает из огня да в полымя. Поскольку начинают действовать относящиеся к «анальной» фазе садистические импульсы, которые вызывают у ребенка еще больший страх. Поэтому при неврозе навязчивых состояний мобилизуются наиболее действенные защитные механизмы: изоляция и формирование реакции, чтобы ребенок смог выдержать угрожающее ему состояние. Аффекты как бы отцепляются от мышления — изоляция аффекта (Affekt-Isolierung), мышление с навязчивой сверхдобросовестностью приводится в порядок, поскольку в любом случае следует избегать «хаотичного» фантазирования и детских желаний («формирование реакции»). В связи с регрессией от генитальной к анальной форме, желания любить и быть любимым заменяются желаниями господствовать или подчиняться, бить или подвергаться избиениям, мучить или быть мучимым.
Вместе с навязчивыми симптомами (навязчивые мысли, навязчивые действия, навязчивые импульсы и побуждения) посредством названных защитных механизмов (изоляция, особенно изоляция аффектов» формирование реакции, регрессия) из сознания изгоняются все болезненные, угрожающие, формирующие страх и поддерживающие его побуждения: болезненное чувство стыда, чувство вины» раскаяния, страх наказания, преследования и, не в последнюю очередь, сами угнетенные влечения. Если эти влечения слишком напирают и защита из-за этого становится порой проницаемой, то неприятный опыт может повториться снова, когда часть инстинктов доберется до сознания. Примером такого рода служит фраза, произнесенная пациентом после незначительного «прокола»: «Прости грехи мои, распутный козел». В слове «распутный козел» (Hurenbock) в концентрированной форме содержится одновременно как сексуальный так и агрессивный элемент.
«Человек-крыса»
О навязчивом характере, в котором угадывались черты, свойственные и «нормальному» человеку, речь шла в главе V. 3.3. Что касается ярко выраженных случаев неврозов навязчивого состояния, то для «нормы» они могут показаться, напротив, чуждыми. Известные примеры этих неврозов, описанные Фрейдом, это т. н. «человек-крыса» (1909) и «человек-волк» (1918).
«Человек-крыса» страдал оттого, что опасался, как бы не произошло ничего плохого с его отцом и одной уважаемой им дамой. Он постоянно ощущал навязчивый импульс перерезать себе горло бритвой. Тогдашний анализ обнаружил, наряду со многими другими деталями, первоначальную, связанную с симптомом, инстинктивную сексуальную потребность овладеть женщиной, устранить отца и, в связи с этими предосудительными влечениями, желание самостоятельно наказать себя, перерезав себе горло. Необычайное прозвище — «человек-крыса» — закрепилось за пациентом оттого, что у него была фантазия, наличие которой он смог установить лишь после преодоления величайшего сопротивления, поскольку она казалась ему самому причудливой и чуждой: «Я сижу на ночном горшке, в котором находятся крысы, которые вонзаются в мой зад». В момент, когда пациент открыл это психоаналитику у того промелькнуло предположение, что это странное происшествие относится не к пациенту, а к его отцу, в смысле реакции мести за то, что, как предполагал пациент, отец возражал бы против удовлетворения его сексуальных желаний. Я думаю, что читатели сами смогут закончить эту интерпретацию. Читая многие фрейдовские толкования, у меня самого складывается впечатление, что порой они проистекают скорее из фантазии самого Фрейда, чем следуют за ассоциациями пациента.
«Человек-волк»
В психоанализе стал очень известен сон «человека-волка» (Traum vom «Wolfsmann»). «Человек-волк» наблюдает в открытое окно множество волков, которые неподвижно сидят на дереве. Анализ установил в интерпретации этого сновидения скрытые и осуждаемые сознанием гомосексуальные желания по отношению к отцу, желания, которые достигают своего апогея в фантазиях, полных сладострастия, наряду со страхом совершить коитус с отцом подобно женщине.
В связи с этой фантазией имело место воспоминание о волнующем переживании детства: маленький мальчик наблюдал сзади моющую пол няню Грушу. Это его сильно возбудило. Дальнейшие ассоциации с воспоминанием вели к фантазии о том, чтобы увидеть страстно совокупляющихся родителей — в действительности или лишь в фантазии, оставалось под вопросом. Эта т. н. «первичная сцена» (Urszene) пугала и возбуждала ребенка настолько, что он, находясь под влиянием внутренних запретов на то, чтобы увидеть нечто подобное, отгонял от себя все связанные с этим мысли и чувства. Последнее удалось ему ценой целого ряда невротических симптомов, которые особенно манифестно проявились в совершении религиозно окрашенных действий. Подобное часто приводит к характерным комбинациям, вроде высказывания моего пациента — «Прости мне грехи мои. распутный козел»,— например. «Бог и кал» (Gott und Kot) или «Бог и свинья» (Gott und Schwein); комбинации, которые ввиду строгих запретов на подобные кощунственные выражения неизбежно влекут за собой соответственные покаянные действия.
До сих пор важная в образовании будущих психоаналитиков показательная история о «Человеке-волке» была критически дополнена в более поздних публикациях (Gardiner, 1972; русский перевод см. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. Киев. 1996). С психологической стороны эту историю избрали как пример того. что психоанализ ни в коем случае не в состоянии научно объяснить невротическое поведение (Perrez, 1972). Действительно, анализ Фрейдом случая «человека-волка» выявляет на современный взгляд целый ряд недостатков. Скорее всего Фрейд находился под чересчур сильным влиянием господствовавшей над ним в то время теорией эдипового комплекса и рассматривал многослойный материал, предоставляемый ему пациентами, преимущественно в этом духе. Роль покинутого ребенка, ищущего компромисс с помощью горничной и других слуг, была распознана столь же недостаточно, как и социальная проблематика отношений между барчуком и зависимыми от помещика работниками и прислугой. Проблематичным остается вопрос — соответствовало ли действительности толкование, данное Фрейдом «волкам» как символу скрытой за этим сексуальности родителей в прародительской сцене, или ближе к истине были другие интерпретации. Поэтому случай «человека-волка» вообще не годится в качестве доказательства «за» и «против» психоанализа. Сравните также «Разговоры» с человеком-волком» (Obholzer. 1980).
Дальнейшая казуистика
В связи с этим я предпочел бы вернуться к личным клиническим примерам, в которых я сам имею возможность перепроверить собственные интерпретации реакций пациента:
42-летний старший преподаватель испытывал болезненную потребность соблюдать ограничение скорости при поездках на автомобиле (при этом он дополнительно наслаждался маленьким садистическим удовольствием, когда за ним собирался целый хвост автомобилей). После преодоления внутреннего сопротивления он вспомнил о гомосексуальных действиях, которые он пережил с соседским мальчиком, когда ему было шесть лет. Ему удалось установить, что он всегда испытывал»желание овладеть сзади козой его родителей. Подобные воспоминания были для него не менее шокирующими, чем импульсы «безнравственно» прикасаться к стоящей перед ним школьнице. Он вырос в религиозной среде, в которой строго-настрого были запрещены не то что сексуальные стремления, а просто любое удовольствие. Уже одно представление о сексуальном действии было предосудительным («Кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействует с нею в душе своей». Матф. 5, 28). Осознание шокировавших его инстинктивных порывов с помощью психоаналитика помогло ему впоследствии расценивать свои желания уже не как нечто скверное. Дополнительный опрос, проведенный через десять лет, показал, что симптомы не возобновились.
2.4. Фобии
Определение
Защита от страха при фобиях состоит в том, что первоначальный страх — бессознательный страх — смещается на определенные, вызывающие его ситуации или объекты. Выигрыш бессознательных защитных процессов состоит в том, что теперь уже ощущается не страх в первоначальной ситуации, а страх вторичный вследствие бессознательного защитного процесса «смещения» в иную ситуацию. Это может быть, к примеру, переход через широкую площадь, которого можно и избежать. Правда, мнимый выигрыш освобождения от симптома приобретается дорогой ценой существенной несвободы передвижения.
Если страх появляется вне связи с определенной ситуацией или объектом, тогда мы говорим о простом невротическом страхе (Angst-neurose). Здесь никакая защита не действует; при истерии это происходит путем «вытеснения», при неврозе навязчивого состояния — посредством «формирования реакции», «аффект-изоляции» или регрессии, при фобиях — с помощью «смещения».
Особые формы
Следует особо отметить специфические формы фобий, ибо они случаются чаще и обусловливают определенные страдания:
— Эритрофобия, страх покраснеть.
— Сердечная фобия, страх заболеть сердечным заболеванием.
— Канцеро-фобия, страх заболеть раком.
— СПИДо-фобия, страх заразиться СПИДом. и
— Радио-фобия, страх пострадать от радиоактивного излучения. Подобные страхи, разумеется, нельзя отнести к совершенно необоснованным, однако, если они выражены экстремально, то велика вероятность того. что речь идет по меньшей мере о невротическом наслоении.
Эдипова динамика
Сколь разнообразны фобические картины, столь же многосторонни и психические причины: в классической психоаналитической перспективе это конечно эдипов комплекс, стоящий у истоков всякого страха. При этом прежде всего имеются в виду инцестуозные желания: желание сына овладеть матерью и желание дочери сексуально сблизиться с отцом и в то же время одержать верх над лицом соответственно своего пола.
Противоположные стремления, которые рассматриваются как «негативный» эдипов комплекс, отторгаются скорее, чем влечения, относящиеся к «позитивному» эдипову комплексу — тройственному конфликту между ребенком, матерью и отцом. Имеются в виду гомосексуальные влечения дочери к матери, а сына — к отцу, в том или ином случае совмещенные с негативными чувствами по отношению к родителям противоположного пола. Как подтверждают новые исследования и свидетельствуют многочисленные истории болезней последнего времени намного чаще причиной появления фобий являются конфликты, предшествующие эдиповым обстоятельствам.
Никто не сможет утверждать, что не наблюдал подобных желаний у своих друзей или у себя самого. Тем самым они подтверждены с достаточной надежностью. В отличие от этого, широко цитируемая фрейдовская история о «маленьком Гансе» (Kleine Hans, 1909), в своей интерпретации выглядит порой слишком надуманной: здесь речь идет об опрокидывающемся коне, который очень пугает маленького Ганса. Затем путем косвенного анализа — через отца — Фрейд раскрыл скрытый за сознательным страхом (перед конем) бессознательный страх (быть наказанным отцом).
Смышленый читатель тут же самостоятельно угадает: маленький Ганс боится быть наказанным отцом, поскольку он хочет «переспать» с матерью. И в действительности находятся пункты, подтверждающие эту интерпретацию. Например, высказывания маленького мальчика о том, что он хотел бы приукрасить маму или поиграть со своим «Wiwimacher’ом», детское обозначение для его полового члена. Оба этих действия вызывают у него страх, поскольку они запрещены, причем он ожидает за это наказание от отца, которого боится как верховной силы. Соперничество между сыном и отцом проявляется во многих пунктах истории, когда Ганс. например, говорит: «Раньше я был мамой, а теперь я папа». Он совершенно как Эдип занимает место отца рядом с матерью. Фобия маленького Ганса состоит не только в страхе пострадать от коня. но и в том, что он не может выйти из дома. С помощью этого он бессознательно облегчает себе возможность исполнения желания стать любовником матери. То, что желание оставаться с матерью может иметь глубоко лежащие мотивы, доказал целый ряд психоаналитических исследований после Фрейда (Loch, Jappe, 1974).
Доэдиповы факторы
Глубоко лежащие причины невроза маленького Ганса — это нарушения отношений мать-дитя. Их тем самым уже нельзя отнести к «классическому» неврозу, основная причина которого эдилов комплекс. В параграфе «Современные «пост-классические» неврозы» мы еще встретимся с фобиями. А теперь обратимся к пасынку учения о неврозах, который, однако, вследствие частоты подобных случаев и большого доставляемого ими страдания, кроющегося в них, заслуживает нашего внимания.
2.5. Депрессивный невроз или невротическая депрессия
Разграничение
По моей оценке до 10% общего народонаселения страдает депрессивным неврозом. Шепанк (Schepank. 1987) обнаружил в своем очень важном социальном исследовании Мангеймского института душевного здоровья среди 26% обусловленных психикой заболеваний более 4% подобных случаев. В отличие от нормальной человеческой печали невротическая депрессия — это заболевание, в сравнении с которым психотическая депрессия относительно безвредна.
Симптомами депрессивного невроза являются: мрачное подавленное настроение, скука, отсутствие проявлений какого-либо энтузиазма и более или менее выраженная тенденция к отстраненности от всего внешнего. Причины депрессивного состояния, в котором оказывается человек, как правило, им не осознаются. При анализе обнаруживаются четыре психодинамические особенности.
Четыре важнейших фактора
1. Переживание потери, состоящее в том, что умерло важное лицо, участник отношений. Однако подобное переживание может возникать и тогда, когда нас разочаровывает дорогой нам человек, или когда мы сами разочаровались в себе. Наступает разочарование в тех или иных прежде господствовавших надеждах, иными словами, мы чувствуем себя обманувшимися в своих ожиданиях. Надежда на встречу с подругой, которая затем разочаровывает, надежда на успех в работе, спорте или творчестве. В каждом из этих случаев мы что-то теряем. чего-то не можем найти. В результате появляется чувство печали — мы расстроены.
2. Тема вины. За депрессивными чувствами часто кроется чувство вины самого разного происхождения. Например, мы плохо подумали о каком-то важном для нас человеке, рассердились на него. Появляется чувство вины за эти мысли, в особенности, в тех случаях, когда данный человек относится к нам с симпатией. Кроме того, за чувством вины часто кроются мощные желания устранить соперника, будь то арена любви или профессиональная деятельность. Однако мы вытесняем чувство вины, так что в сознании остается одна лишь печаль.
4. Проблема самооценки. Она появляется после нанесения оскорбления нашей личности. Когда, к примеру, кто-то нас пристыдил, указал на ошибку или когда нас обошли, или мы были осуждены в каком-то очень важном для нас деле. Оскорбления действуют тем сильнее, чем больше у нас оснований надеяться на доброе к нам отношение. Зачастую это несправедливые оскорбления, ущемляющие нас в правах и оттого, понятно, оставляющие в нас печальное чувство, связанное не только с самим оскорблением, но и с разочарованием по поводу нелицеприятной оценки других людей. Поэтому проблемы самооценки и потерь разделить весьма сложно, чаще всего они смешаны друг с другом. Поэтому проблемой самооценки или темой нарциссизма мы займемся в следующей главе.
3. Современные «постклассические» неврозы
3.1. Нарциссический невроз
Определение
Первоначально нарциссизм был понятием психиатрическим. В психиатрии нарциссизм обозначает психическое состояние, в котором любима не другая личность, а своя собственная. Выражение произошло от имени Нарцисс, юноши из греческого мифа, который после нерадостной жизни и множества разочарований в любви влюбился, в конце концов, в самого себя и сделался от этого настолько несчастным, что умер. История Нарцисса сама по себе достаточно ясно передает суть нарциссической проблематики, что не следует лишать читателя знакомства с основными ее эпизодами.
Трагическая история о самовлюбленности Нарцисса находится в той части «Метаморфоз» Овидия, где идет разговор о любви вообще: в представлении Овидия Юнона и Юпитер в шутливой манере обсуждают преимущества любви и ставят друг перед другом различные вопросы, например, кто скорее в состоянии ощутить сексуальное наслаждение: мужчина или женщина? Юпитер утверждает, что женщины в данном случае находятся в лучшем положении, чем мужчины. Спрашивают об этом Терезия. прожившего семь лет в обличьи женщины, и тот подтверждает мнение Юпитера.
Миф о Нарциссе 1
Что может сообщить нам сегодня греческий миф о Нарциссе? В моей интерпретации это предупреждение об опасности слишком сильной самовлюбленности и недостатка любви. Когда Юнона и Юпитер спорят об этом, обсуждают, кто больше любит — мужчина или женщина, речь идет исключительно о личном удовольствии, а не о удовольствии другого. Если Нарцисс был нежелательным ребенком, то ему досталось слишком мало любви. Поэтому в раннем детстве он не почувствовал, что есть любовь и чем она может быть. В связи с этим он воспринимает Эхо как опасность, а не как возможность полюбить и быть любимым. Когда же он в конце концов смотрит в воду и видит свое отражение, то принимает его за другого человека и хочет полюбить его. Когда же Нарцисс убеждается, что это была иллюзия, то разочаровывается. Я считаю, что он умер от горя по утаенной от него любви.
Когда любовь скрыта от нас, когда мы так и не находим никого, кто бы смог полюбить нас, нам остается последний выход — любовь к себе.
В раннем психоанализе Нарцисс олицетворял переходную стадию душевного развития. Следовательно, путь к любви к другому человеку пролегает через любовь к себе. Отто Ранк считал, что любовь к себе в особенности присуща гомосексуалистам и женщинам. Фрейд, со своей стороны, всерьез размышлял над такими фундаментальными вопросами, как возможности проведения границы между любовью к себе и любовью к другому. Находятся ли эти формы любви в отношении взаимодополнительности, а именно, чем сильнее любовь к себе, тем слабее любовь к объекту (как психоаналитики выражаются по поводу любви к другому человеку).
Случай Шребера
Фрейд обнаружил (1911) высокий уровень любви к себе в автобиографически описанном случае паранойи, известном как случай Шребера. Фрейд вообще подозревал подобные вещи как при шизофренических расстройствах так и при ипохондрии. В этих патологических случаях собственная личность становится объектом любви за счет отношения к другим людям. В смысле теории либидо, теории об энергетическом замещении влечений, собственная личность замещается нарцистическим либидо или «либидо самости» (Selbstlibido).
Что является выводом из этих психоаналитических соображений? То, что любовь к объекту и любовь к себе диалектически связаны между собой. Они равно изначальны и всесторонне влияют друг на друга (Эрих Фромм «Искусство любви»). Происходит ли одна ценой другой — вопрос не мало значимый, поскольку в действительности существуют случаи, когда собственная личность делается предметом любви за счет других людей. По моему опыту, находящему свое подтверждение в греческом мифе о Нарциссе, это случается как следствие отсутствия любви в детстве.
Здоровый и патологический нарциссизм
Среди прочего имеет смысл разделить нарциссизм на здоровый и патологический (Federn, 1936), хотя провести между ними границу достаточно трудно. Во всяком случае хорошее отношение к себе, хорошая оценка себя и уделение себе внимания являются показателями психического здоровья. В этой перспективе здоровая любовь к себе является предпосылкой способности полюбить другого человека. О патологическом нарциссизме можно говорить лишь тогда, когда имеют место крайние формы «замещениям других людей собственной личностью.
В современном психоанализе нарцистическими характеризуются проблемы, которые вращаются вокруг нашего чувства самооценки (Seibstwertgefuehl) и уважения к cебе (Selbstachtung). Подобные проблемы не возникают, когда мы находимся в согласии с собой, а проще говоря, хорошо себя чувствуем. Тогда наступает чувство спокойной самоуверенности. Между нашими самоощущениями и самоидеалами не возникает каких бы то ни было больших разногласий. И вместе с тем мы чувствуем себя достаточно уважаемыми и ценимыми другими людьми. Аффективное состояние в связи с этим оказывается здоровым чувством собственного достоинства, положительной самооценки.
Когда мы говорим о нарциссизме или нарциссических феноменах, следует различать:
1. Патологическое состояние любви к себе, которое возникает за счет любви к объекту;
2. Переходную фазу на протяжении детского развития, когда ребенок слишком занят собой, можно сказать — эгоистичен;
3. Субъективная благорасположенность или аффективное состояние, в котором мы чувствуем себя благополучно и уверенно. Я рассматриваю нарцистическую проблематику в психодинамической перспективе в рамках сферы нарцистической регуляции, которая, как свод правил, регулирует уровень нашего чувства самооценки: уровень зависит от соответствия, которое на данный момент существует между самообразом и образом того, кем мы хотели бы быть, нашим Идеальным образом. Если между идеальным и реальным образами существует большое расхождение или разлад, тогда мы чувствуем Себя пристыженными и неполноценными по отношению к своим идеалам.
Тогда у нас нет возможности правильно воспринимать себя, любить и ценить. Нашему чувству самооценки в Той или иной степени наносится вред. Если же у нас нет надежд на достижение идеального образа, то появляются переживания беспомощности и беззащитности, за которыми следуют депрессивные чувства (сравни: депрессивные неврозы или невротические депрессии в параграфе 2.5.). Рассматривая это в структурной форме, можно придти к выводу, что мы имеем дело, с «самостью» (Selbst), или точнее, с образом «Я», пострадавшим от нарцистических нарушений. Центральная психодинамика — нарцистически нарушенное «Я», т. е. «Я», которому причинен вред в самооценке.