что делать чернышевский лопухов
Лопухов в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
Дмитрий Лопухов. Телеспектакль 1971 г. |
Дмитрий Лопухов является одним из центральных персонажей знаменитого романа «Что делать?».
В этой статье представлена цитатная характеристика Лопухова, образ, описание внешности, характера, особенностей героя.
Подробную биографию героя можно найти в главе 2 подглаве II романа.
Лопухов в романе «Что делать?»: характеристика, образ, описание
«Вот Верочка играет, Дмитрий Сергеич стоит и слушает. » (глава вторая подглава VII)
По происхождению Лопухов является мещанином. Его родители живут в Рязани или Рязанской губернии:
Отец Лопухова является зажиточным мещанином, по меркам их сословия, потому что у семьи Лопуховых во щах часто бывает мясо, а чай имеется каждый день. Однако в целом Лопуховы небогаты:
Дмитрий является человеком без чина и денег, по словам Марьи Алексеевны (матери Веры):
О внешности Лопухова известно следующее:
Лопухов является симпатичный, «недурным» молодым человеком:
Он является очень сильным физически человеком:
Об образовании героя известно, что сначала он учится в гимназии, судя по всему, в Рязанской губернии:
Затем он, судя по всему, переезжает из Рязани в Петербург и поступает здесь в медицинскую академию. Речь идет о «Военно-медицинской академии» на Выборгской стороне. В академии Лопухов учится как вольнослушающий, то есть посещает лекции, но не получает стипендию в отличие от обычных студентов:
Лопухов с очень ранней молодости зарабатывает деньги себе на жизнь, так как у отца не хватает средств на его содержание. С 15 лет он зарабатывает частными уроками. Также он подрабатывает, занимаясь перепиской документов, то есть копированием (в то время не существовало копировальных аппаратов):
Первые 2 года учебы в академии Лопухов живет в нищете, «в неприличном состоянии», «нуждается». Отец присылает ему 35 рублей в год, плюс сам молодой человек зарабатывает в год почти 35 рублей:
На третьем курсе академии Лопухов наконец выбирается из нищеты и с тех пор, последние 2 года, ему хватает денег на жизнь:
В первой главе романа, в 1852 г., Дмитрий Лопухов является студентом последнего курса медицинской академии:
Дмитрий является хорошим студентом. Ему нравится его будущая профессия. Его голова набита книгами и анатомическими препаратами (в 1852 г.):
После окончания академии Лопухов собирается стать врачом (ординатором) в одном из военных госпиталей в Петербурга. Также он рассчитывает «получить кафедру», то есть стать профессором-преподавателем в академии:
Дмитрий не хочет заниматься частной практикой, то есть лечить пациентов на дому, хотя это очень прибыльное дело. Он хочет преподавать медицину и готовить будущих врачей. Другими словами, он готов отказаться от богатства ради пользы любимой науки
По мнению нескольких профессоров, Лопухов может стать хорошим научным деятелем в области медицины:
Чтобы получить степень доктора медицины, Лопухов на последнем курсе, в 1852 г., готовится защитить докторскую диссертацию, он ставит опыты на лягушках и т.д.:
В качестве будущей специальности он выбирает нервную систему, то есть собирается работать врачом-неврологом:
Дмитрий с юных лет привык пробивать себе дорогу без какой-либо поддержки:
Лопухов является образованным, серьезным, умным, оборотливым, но при этом добрым, благородным, искренним человеком, по мнению Веры Павловны:
Лопухов является деликатным человеком, по словам Веры. Он не станет беспокоить другого человека по пустякам:
Он является благородным, основательным человеком, знающим жизнь. Он не простодушный, жалкий ребенок, но и не пройдоха, как например, мать Веры Павловны:
Лопухов является развитым, деликатным, порядочным, очень хорошим человеком, по словам его друга Рахметова:
«Если бы вы и он, оба, или хоть один из вас, были люди не развитые, не деликатные или дурные, оно развилось бы в обыкновенную свою форму – вражда между мужем и женою.
Он является очень солидным и очень открытым, но при этом довольно сдержанным человеком:
Он умеет не показывать свои эмоции. По словам Веры Павловны, его лицо умеет не выдавать тайн:
Он является воспитанным человеком, по мнению Марьи Алексеевны, матери Веры:
В прошлом Лопухов какое-то время «много кутил», пьянствовал, но делал он это только из-за своей невыносимой нищеты:
Также в прошлом у него было много любовных приключений. Например, года три назад он был влюблен в танцовщицу и пытался добиться ее внимания так «неистово», что его два раза отводили в полицию:
«В старину у Лопухова было довольно много любовных приключений. Однажды, например, произошла такая история, что он влюбился в заезжую танцовщицу.
– «. Много раз отводили вас в полицию за неистовства в мою честь?»
Теперь, вот уже 2 года, Лопухов не злоупотребляет алкоголем и не участвует в шалостях:
«Теперь давно уж не было человека, который вел бы более строгую жизнь, – и не в отношении к одному вину.»
Лопухов является замкнутым, необщительным человеком. Он по-настоящему может отдыхать только в одиночестве:
Для него отдых возможен только в уединении, то есть когда он остается один с самим собой. Находясь в обществе людей, он не может отдыхать:
«Я не понимаю отдыха иначе, как в уединении. Быть с другими для меня значит уже чем‑нибудь заниматься, или работать, или наслаждаться. Я чувствую себя совершенно на просторе только тогда, когда я один.
Необщительный Лопухов имеет небольшой круг общения. Он общается с товарищами по академии и 2-3 профессорами, а также не очень близко общается с семьями своих учеников:
При этом круг общения Лопухова состоит только из достойных людей, по мнению его знакомой госпожи Б.:
Дмитрий является человеком твердого характера и неизменной честности:
Он не является сентиментальным человеком, он никогда не плачет. Первый раз в жизни у него появляются слезы на глазах, когда он с женой Верой обсуждают ее сон, в котором она больше не любит супруга (см. Третий сон Веры Павловны):
«Мы теперь довольно знаем Лопухова, чтобы видеть, что он был человек не сантиментальный.
По словам автора, Дмитрий Лопухов является славным человеком:
Лопухов без ложной скромности называет себя порядочным, хорошим человеком, которого очень нелегко встретить:
Он считает себя прямодушным, откровенным человеком, который не склонен хандрить и всегда готов быть веселым:
Дмитрий не лебезит перед людьми, которые богаче, знатнее, выше его по социальному статусу. Так, при знакомстве с богатым офицером Сторешниковым небогатый студент Лопухов нисколько не робеет, а напротив, смотрит ему прямо в глаза и ведет себя на равных:
Лопухов является волевым человеком. Так, он самостоятельно, усилием воли выучил французский и немецкий языки. Чтобы овладеть французским языком, он читал много книг в оригинале и не позволял себе читать русских книг, пока не выучит французский язык. Чтобы освоить немецкий, он снял комнату в квартире, где жило много немцев. И хотя жилье было плохим, он терпеливо жил там, пока не выучил язык:
В комнате у Лопухова есть только необходимые вещи, кроме нескольких прихотей, роскошных вещей. Среди прихотей, например, огромный ящик сигар, подаренный Верой, фотография некоего господина Овэна, а также портрет Веры Павловны:
««Как у него убрана комната: кроме необходимого, ничего нет. Нет, есть и у него свои прихоти: вот огромный ящик сигар, который я ему подарила в прошлом году, он еще стоит цел, ждет своего срока. Да, это его единственная прихоть, одна роскошь – сигары. Нет, вот и еще роскошь: фотография этого старика; какое благородное лицо у старика, какая смесь незлобия и проницательности в его глазах, во всем выражении лица! Сколько хлопот было Дмитрию достать эту фотографию. Ведь портретов Овэна нет нигде, ни у кого.
Дмитрий любит читать книги, он «страшный охотник читать»:
Он неплохо, «недурно» играет на фортепиано:
«– А на чем вы играете, Дмитрий Сергеич? – спросила она.
У Лопухова есть лучший друг Александр Кирсанов. Молодые люди очень уважают друг друга:
По словам автора, Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна являются людьми нового поколения:
«Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова.
Лопухов является сторонником теории разумного эгоизма, которая становится популярна в это время. Согласно данной теории, в основе всех его действий человека лежит эгоистический расчет, поиски собственного удовольствия. Эта теория также нравится Вере Павловне и Кирсанову:
«Он постоянно отыскивает самые затаенные причины своих действий, и ему приносит удовольствие подводить их под его теорию эгоизма. Впрочем, это общая привычка всей нашей компания.
По его словам, он все делал из эгоистического расчета, для собственного удовольствия. И я уж давно приобрела эту привычку.
Дмитрий считает, что люди не приносят жертвы ради других и что это фальшивое понятие, так как все всегда действуют только из своей выгоды, как бы это ни преподносилось:
Лопухов верит, что счастье для людей возможно и что приближается новая, светлая жизнь:
Он искренне надеется, что когда-нибудь в мире не будет бедных:
«– Это моя тайна, которой Федя не расскажет вам. Я совершенно разделяю желание бедных, чтоб их не было, и когда‑нибудь это желание исполнится: ведь раньше или позже мы сумеем же устроить жизнь так, что не будет бедных; но…
Женитьба и карьера Лопухова
В 1852 г. Лопухов влюбляется в красавицу Веру Павловну Розальскую. Вера отвечает ему взаимностью:
Лопухов видит, как Вера несчастлива в родительском доме, и решает помочь ей. Он делает ей предложение, герои тайно венчаются, после чего Вера наконец уезжает от родителей и живет с мужем. Тем самым Лопухов спасает Веру в ее тяжелом положении:
Чтобы содержать жену, Лопухов бросает учебу в медицинской академии и оставляет свои мечты стать профессором. Он вынужден зарабатывать на жизнь частными уроками и какой-то литературной работой, а также делает перевод учебника географии:
При этом Лопухов не считает, что это жертва с его стороны. Он считает, что бросает карьеру в медицине, потому что ему хочется жить и любить:
«Прошло три месяца после того, как Верочка вырвалась из подвала. Дела Лопуховых шли хорошо.
Тем временем Вера Павловна открывает свою швейную мастерскую. Лопухов выполняет там обязанности домашнего врача:
В этот период Лопухов очень много работает, по словам Веры:
При этом Дмитрию нравится работать в конторе на заводе. Он считает эту работу важной, потому что он может положительно влиять на работников. Например, он обучает грамоте несколько человек, после чего те становятся заводскими учителями и обучают грамоте остальных. По мнению Дмитрия, образованные работники меньше пьянствуют и прогуливают, меньше портят машины. Лопухов борется с пьянством среди рабочих, часто бывает в их столовых («харчевнях»), где, видимо, проводит беседы:
В первой половине 1856 г. Лопухова повышают до должности помощника управляющего заводом и назначают зарплату в 3500 рублей в год, что на 1000 рублей больше, чем все его предыдущие заработки вместе взятые:
На этом этапе Дмитрий подумывает бросить частные уроки, жить на зарплату от завода и параллельно снова заняться медициной:
Вера понимает, что любит Кирсанова, и признается в этом мужу. Супруги ищут решение. Важно понимать, что в XIX веке разводы были большой редкостью и не одобрялись обществом. Лопухов придумывает хитрый ход: 11 июня 1856 г. он инсценирует свое самоубийство на мосту в Петербурге, после чего тайно уезжает в Европу. Полиция признает его погибшим, хотя тело так и не находят. В итоге Вера официально остается вдовой и может без скандала выйти замуж:
В тот же день к Вере приходит друг семьи Рахметов. Он выполняет просьбу Лопухова и показывает Вере секретную записку. Из записки она узнаёт, что это была инсценировка и что Лопухов жив и здоров:
Вскоре Вера и Кирсанов женятся. Со временем Вера приходит к выводу, что между ней и Лопуховым на самом деле не было настоящей любви:
Дмитрий Лопухов какое-то время находится в Европе, а затем уезжает в США и берет себе новое имя – Чарльз Бьюмонт. Со временем он получает американское гражданство. В 1860 г. он возвращается в Россию в Петербург и работает агентом лондонской фирмы по закупе сала и стеарина:
Через Екатерину американец Бьюмонт «знакомится» с Верой и Кирсановым. Те, конечно, узнают его, но не выдают его тайны. В итоге Кирсановы и Бьюмонты дружат семьями:
Это была цитатная характеристика Лопухова, образ, описание внешности, характера, особенностей персонажа.
Образ и характеристика Лопухова в романе Что делать Чернышевского сочинение
Одним из главных героев романа «Что делать?» Николая Гавриловича Чернышевского является Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он также является сыном помещика, другом Кирсанова и мужем Веры.
Герой был студентом Медицинской академии, мечтал стать профессором и иметь престижную работу. Он был очень трудолюбивым и целеустремленным человеком: четко знал, чего хотел от жизни, и медленно шагал по верному пути. Лопухов был из тех людей, кто без посторонней помощи и честным путем добивается поставленных целей. На жизнь он зарабатывал уроками, именно таким образом он и попал в дом Розальских в качестве учителя Феди. Именно здесь он встречает девушку по имени Вера Павловна, которая вызывает у него сочувствие из-за своего положения в семье. Для того, чтобы помочь девушке, герой был вынужден прекратить свою учебу, не закончив ее и не получив диплома. Для Лопухова такой поступок не был странным, потому что он привык к ограничениям и мог спокойно жить, пользуясь исключительно необходимыми вещами. По его мнению, девушке необходимо намного больше благ, и поэтому он делает выбор не в пользу заветной мечты о карьере.
Молодые люди заключает между собой фиктивный брак и даже живут в раздельных комнатах. Вера открыла собственное предприятие, была загружена работой, и теперь супруги были на равных. В доме часто присутствовали гости, и одним из них был Кирсанов. Он проводил с Верой много времени, выводил девушку в свет, когда ее муж был загружен работой. Такие отношения привели к тому, что герои взаимно влюбились и совершенно не знали, как себя вести. Конечно, эту связь видел Лопухов, который и разрешил данную ситуацию. Он подстраивает ложное самоубийство и уезжает за границу, где меняет имя на Чарльз Бьюмонт, для продолжения учебы и поиска работы. Теперь Вере и Кирсанову удается заключить брак, а Лопухов женится на состоятельной девушке по имени Екатерина. Спустя время обе пары находятся в Петербурге и живут по соседству.
Таких людей, как Дмитрий Лопухов, в настоящее время можно встретить крайне редко. Ведь это человек, который способен бросить свою самую заветную мечту и цель всей жизни ради ближнего человека. Лопухову не свойствен эгоизм и жадность.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание↑ ДругиеОбраз и характеристика Маруси в повести В дурном обществе →
Николай Гаврилович Чернышевский Роман «Что делать?» Краткое содержание
Роман Николая Чернышевского, главная мысль которого в том, что свобода личности не должна зависеть от половой принадлежности человека, общество XIX века восприняло неоднозначно. Особенности языкового оформления, сложность композиции, отведение главной роли женщине — всё это стало причинами двоякого к нему отношения. Одни называли роман «Что делать?» «мерзостью», другие, напротив, считали его «прелестью». Но недооценить это произведение, оказавшее серьёзное влияние на русское общество тех времён, не возможно.
Смысл названия
Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время). Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?
Чтобы быть понятым, он берет в качестве примера житейскую ситуацию: что делать Вере, чтобы выйти замуж по любви и не продавать себя? Что делать сотням девушек, попавшим в беду? Решение есть, и автор видит его в социализме, когда собственность, ради которой люди продают и неволят собственных детей, станет общей.
Краткий пересказ романа Чернышевского «Что делать?»
Родители девушек в XIX веке самостоятельно определяли их судьбы. Но юной Вере Павловне не хотелось стать супругой молодого повесы, которому её обещали. Чтобы спасти девушку, на ней женится прогрессивный студент-медик Дмитрий Лопухов. Это чисто фиктивный брак, основанный на взаимном уважении и равноправии. Вера получает полную свободу действий и возможность жить самостоятельно без оглядки на мнение родителей или супруга.
Героиня открывает швейный цех, в коротом также царит равноправие и не существует стандартного типа отношений «начальни — подчиненные». Каждая из мастериц лично заинтересована в росте прибыли и в этом успех всего производства.
Со временем Вера находит любовь. Её избранником становится доктор Александр Кирсанов. Лопухов инсценирует самобийство и перебирается в Америку, а Вера получает свободу стать женой любимого человека.
Лопухов меняет имя и возвращается на родину через год как Чарльз Бьюмонт. Чаррльз-Дмитрий находит прекрасную невесту. А потом он и его жена близко дружат с Верой и Александром Кирсановыми.
Тематика романа «Что делать» интересна и занимательна даже сегодня:
Тематика произведения необъятна, и, чтобы не затягивать статью, Многомудрый Литрекон предлагает сделать так: если Вы нуждаетесь в дополнении этого раздела, напишите об этом в комментариях.
Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»
Проблемы
Проблематика романа «Что делать» столь же многогранна, поэтому если здесь перечислены не все интересующие Вас темы, напишите об этом в комментариях, и Литрекон дополнит разбор.
Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» подробно по главам
Дурак
11 июля 1856 года в большую петербургскую гостиницу около 9 вечера приехал постоялец. Он снял комнату и попросил его не беспокоить до 8 утра следующего дня. Он заказал котлету и чай. Затем отправился к себе. На утро слуга отправился будить постояльца, но тот не открывал. После нескольких попыток разбудить постояльца, было принято решение взломать двери. А так как взламывать двери можно только в присутствии полиции, вызвали полицейского чиновника.
В комнате кроме записки «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь» больше ничего не нашли. После рассказ полицейского чиновника, будет долго пересказываться. Действительно, около 3 часов ночи на мосту прогремел выстрел. А когда караульные служители и прохожие пришли на место выстрела, то никого не нашли. Решили, что человек, который застрелился на мосту просто дурак, а его поступок умный. Ведь если даже не удастся застрелиться, то упав с моста можно захлебнуться.
Первое следствие дурацкого дела
12 июля молодая женщина, Вера, сидела и шила платье. Ей принесли записку в которой было написано: «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте». Муж Веры решил покончить с собой, тем самым дать ей возможность жить с любимым человеком. Ведь на тот момент Вера не любила мужа. Она была влюблена в его друга Александра Кирсанова.
Предисловие
В предисловии автор говорит о том, что все люди разные. Есть добрые, честные, всё умеющие. И для них он писал и будет писать.
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Жизнь Веры с детства была простой. Жила она с семьей в доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Отец Веры у них работал управляющим и даже успевал работать в департаменте. Вера училась в пансионе и игре на фортепьяно.
Затем за Верой приударил старший сын Сторешниковых. Её матери он пришелся по вкусу, так как был хорош собой и богат. Мария Алексеевна всем способствовала приближению свадьбы дочери со Столешниковым. Но Вере он был неприятен. Он посмел перед друзьями выставить Веру своей любовницей. Среди них была француженка Жюли. Она видела Веру и отметила про себя, что любовницей Михаила та не является. После этого между Верой и Михаилом состоялся неприятный разговор. Она выставила его из дома и просила больше не приходить. Затем Столешников вместе с Жюли пришел к Рязанцевым просить Веру стать учителем фортепьяно для племяницы Жюли. В это время Жюли пообщалась с Марией Алексеевной и рассказала про пари Михаила и его друзей. Пари было на Веру. Михаил не оставил надежды жениться на Вере, но она ему отказывала. Он стал за ней красиво ухаживать, а её мать продавала ему по дешевке вещи, которые оставляли под залог. От Веры с женидьбой на время отстали.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
У Веры есть младший брат Федя. Для него отец нанял учителя. Им был студент медик Лопухов. «Студент был уже не юноша, человек среднего роста или несколько повыше среднего, с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом». Вера про себя о.
Вскоре мать Веры пригласила Лопухова на вечер. На вечере Вера и студент много танцевали и общались. В это вечер она почувствовала к нему притяжение, а он ей пообещал помочь избавиться от гнета матери. Мать Веры решила узнать имеет ли планы на её дочь Лопухов. Поэтому она всё время следила за парой и подслушивала разговоры.
Тем временем Вера попросила Дмитрия найти ей работу гувернантки. В поиске работы им помогал друг Дмитрия Кирсанов. Лопухов и Кирсанов снимали вместе квартиру. Они оба были медиками и казенным содержанием не пользовались. Лопухов давал частные уроки и тем самым обеспечивал себе жизнь. Кирсанов помог найти работу, но родители девушки были против.
Первый сон Веры
Вере приснился первый сон, которым она поделилась с другом: «А ведь я до двух часов не спала от радости, мой друг. А когда я уснула, какой сон видела! Будто я освобождаюсь из душного подвала, будто я была в параличе и выздоровела, и выбежала в поле, и со мной выбежало много подруг, тоже,
как я, вырвавшихся из подвалов, выздоровевших от паралича, и нам было так весело, так весело бегать по просторному полю! Не сбылся сон! А я думала, что уж не ворочусь домой». Сон Веры сбывается. Во время прогулки с матерью она сообщает, что обвенчалась с Лопуховым. Затем села к извозчику и уехала прочь.
Лопухов пришел в дом к матери Веры и подтвердил факт их свадьбы. Их обвенчал друг Лопухова священник Мерцалов. Жить они стали в съемной квартире.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Вера избавилась от «серого подвала». Семья Лопуховых жила хорошо. Дмитрий давал уроки, а Вера решила открыть дело ведь не хотела жить на деньги мужа. Только их отношения были не понятны соседям. Ведь спали они в разных комнатах и даже не целовали руки друг другу.
Вере удалось открыть швейную мастерскую. С заказами ей помогала Жюли. Девушка смогла всего за три года вывести свою мастерскую на хороший уровень. У неё в подчинении работали три девушки, с которыми она была на равных.
Второй сон Веры
Во втором сне Вера видит своего мужа и Александра Петровича Мерцалова. Лопухов рассуждает о существовании «чистой грязи», той из которой родится колос, и «гнилой грязи», которая ничему не может дать развития.
Затем все исчезают и Вера видит свою мать. Мать в гневном порыве обвиняет Веру в том, что она для неё берегла кусок хлеба, и была злой лишь для того чтоб Вера сама выросла доброй.
В браке Лопуховы прожили на тот момент уже целых три года. Жили они в разных комнатах. Вера любила нежиться в постели, а Дмитрий ей делал по утрам чай со сливками и печеньем. Веру полностью всё устраивало.
Однажды Лопуховы вместе с друзьями отправились на прогулку. А утром Вера заметила, что её муж заболел. Он был врачом и определил, что у
него воспаление в лёгких. На помощь он позвал друга Кирсанова. И тот стал проведывать и лечить больного. В это время в нём вспыхивают старые чувства к Вере, но он старается с ними справиться. Он даже ухаживал за другой девушкой.
Третий сон Веры
И тут Вере снится третий сон. Ей снится, что она одинока. До определенного момента ей жизнь такая очень нравилась. А теперь во сне она читает свой дневник, в котором пишет, что мужа она любит только за освобождение из подвала. А хочется ей другой тёплой и нежной любви.
Заметив чувства между Верой и Кирсановым Лопухов просит его в дом больше не приходить. А затем сама Вера понимает, что любит Кирсанова и в этом признается мужу. Для него она пишет записку и просит её простить. В это время Лопухов понимает, что любовь уже не вернет и уезжает сначала к родственникам, а затем и в Москву.
9 июля Лопухов уехал в большую петербургскую гостиницу, а 12-го Вера узнает, что её муж попрощался с жизнью. О планах Лопухова ей рассказал их друг Рахметов, человек, который решил посвятить себя людям. Он воспитывал в себе силу воли и даже спал на гвоздях.
Глава 4. Второе замужество
Вере приходит письмо от друга Дмитрия Сергеевича Лопухова, в котором он желает ей счастья и рядом такого человека, как Кирсанов. Вера и Кирсанов открыли друг другу чувства и поженились. Оба в браке счастливы. Им легко и свободно вдвоём.
Кирсанов добился больших успехов в карьере, а Вера расширила швейное производство. Теперь у неё не одна мастерская.
Четвёртый сон Веры
Во сне Вера видит поле с цветами и красивый замок. По полю в новой стране с ней вместе идет проводница, которая рассказывает о царстве трёх цариц. Одна царица Астра является рабой мужа. Вторая царица Афродита, которую считают только источником наслаждения. И третья царица является
непорочность. Вера побывала на турнире, где рыцарь доказывает любовь неприступной даме. А остальные рыцари дам своих любят до того момента пока те свободны, а если они стали их женами или подданными все чувства пропадают.
Затем проводница говорит Вере, что её царство наступает на смену царству трёх цариц. И Вера видит свою страну обновлённой, где люди живут и работают. Они в ней очень счастливы. Швейные мастерские стали расширятся. В одной из них управляющей стала Наталья Мерцалова, которая со временем Вере предложила открыть магазин. Катя Полозова в восторге от Веры Кирсановой. И об этом она напишет письмо.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катя очень обязана Кирсанову. Ведь он помог ей справится с болезнью и наладить отношения с отцом. Её мать умерла рано. А отец, Василий Полозов, был отставным штаб ротмистром и имел хороший капитал. За богатой невестой выстраивались очереди из женихов. В 17 лет Катя сильно заболела и стала терять вес. Вся её болезнь была от того, что отец был против её союза с Соловцовым. Ведь выбранный ею поклонник был плохим человеком. Полозов категорично заявлял: «Она безумная; глупо вверять такому ребенку его судьбу; пусть лучше умрет».
Лечением Кати занимался Кирсанов. Он пробовал переговорить с Полозовым, но тот был непоколебим. Понимая безвыходность ситуации, молодой медик решает рискнуть и объявляет на консилиуме, что болезнь Кати нельзя вылечить и ей придется дать смертельную дозу морфия, чтобы избавить от мучений. Кирсанов надеется, что Полозов не захочет смерти дочери, если столкнётся с таким исходом лицом к лицу. Отец Кати и в правду не смог допустить такого исхода и дал дочери право самостоятельного выбора жениха. Катю помолвили с Соловцовым, но вскоре девушка разочаровалась в своём избраннике и расторгла помолвку.
В 60 лет Полозов раззоряется. Он продает завод Чарльзу Бьюмонту. С Чарльзом они начинают плотно общаться. Ведь молодой человек очень простой и интересный. Чарльз очень понравился Кате и между ними возникла связь. Полозов совсем не против такого жениха для дочери.
Катя решается познакомить Веру с женихом. Это знакомство для Кирсановых оборачивается большим сюрпризом. Ведь Чарльз Бьюмонт оказывается Дмитрием Лопуховым. Все очень рады, что так всё произошло. Дмитрий на самом деле лишь инсценировал самоубийство. Он просто ушёл из жизни жены.
Теперь семьи живут по соседству и дружат. У Катерины своя швейная мастерская. А Вера увлеклась медициной.
Глава 6. Перемена декораций
Здесь автор оставляет своих героев и говорит о даме, что вместо траура одета в яркие одежды. Она весела, так как ждала этого дня два года. «В Пассаж!» — кричит она. И читатель не узнает о чём была её история…
Новаторство и особенности
Художественное своеобразие романа «Что делать» заключается в наличии интересных новых персонажей, которые не типичны для русской литературы. Автор, в отличие от большинства коллег, не осуждал рациональный эгоизм, а защищал его. Он же показал, что нигилизм — это не безнравственность, а пересмотр устаревших ценностей.
Также Чернышевский избрал незаурядную форму повествования. Он часто напрямую беседует с читателем, издеваясь над его возможными возражениями. Полемика с ним — едва ли не самая важная часть романа. Он поясняет каждое действие героя и посмеивается над самим сюжетом, ведь любовный треугольник — лишь ширма, за которой речь идет о революции и коренных переменах в обществе.
Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»
Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», находясь в неволе, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 годов. К печати роман допустили только потому, что цензор заметил в нём лишь любовную линию. А когда смысл произведения постигли умы чиновников, цензора уволили, а роман впал в немилость верхушки царской России за свою «революционность».
Но дело было сделано: редкое объединение молодых и перспективных людей не обсуждало идеи и содержание романа «Что делать?» на своих вечерах. В геометрической прогрессии стало расти количество благородных поступков, ведь по Чернышевскому свобода личности не отделима от высоких моральных убеждений.
Жанр, направление
Жанр романа «Что делать» можно определить как «роман-утопия». Автор пишет не о настоящем времени, а о счастливом и безмятежном будущем, где женщины будут свободны, мужчины — не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, — доступно для всех. Чернышевский явно идеализирует завтрашний день, основанный на коммунистических принципах. Именно поэтому роман утопичен, а не реалистичен, ведь вместо героев у писателя не люди, а идеи, живущие в образах.
Направление — социалистический реализм. Чернышевский был далек от социализма, как и Россия в те времена, но он усвоил зарубежные идеи и был пленен «свободой, равенством и братством». Каждая строчка его произведения говорит о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны и счастливы. Недаром Вера организует мастерскую, принадлежащую не ей, а всем работницам: это проект нового экономического устройства страны, где не будет частной собственности. Именно поэтому реализм Чернышевского «социалистический», то есть направленный на раскрытие новых идей.
Проблематика
Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.